План сотрудничества детской библиотеки со школьной. Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек россии

ТРУНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ШКОЛА: РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья рассказывает о формах и методах работы БУКОО «Библиотека

им. », способствующих развитию у детей и подростков

интереса к книжной культуре

Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи со школами, дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей. Наша Орловская областная детская библиотека имеет свои традиции, опыт общения с читателями разных категорий: от малыша до его родителей, от ученика до его учителя. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах, родительских собраниях, августовских совещаниях учителей.

Известно, что потребность в чтении у ребёнка начинает формироваться задолго до школы. Поэтому мы уже несколько лет практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп детских садов. Ребятам нравится бывать у нас, нравится, когда мы приходим к ним: ведь такие встречи дают им что-то новое - дети знакомятся с библиотекой, с журналами, с книжками-игрушками. Традиционно для выпускников детских садов мы проводим праздник «В добрый путь с книгой!»

Для первоклассников организуется Праздник посвящения в читатели «В мудрое царство - книжное государство». Вместе с Королевой Книгой и сказочными героями Мальвиной и Незнайкой ребята путешествуют по удивительной Стране знаний, участвуют в занимательных играх, конкурсах, учатся правильно выбирать книги. Так они становятся полноправными читателями библиотеки.

«Я читатель - и это здорово!» - под таким девизом ежегодно посвящаем в читатели пятиклассников близлежащих школ. Мы проводим со школьниками разных возрастных групп познавательные часы, летние чемпионаты чтения, встречи с писателями, громкие чтения по книгам, творческие конкурсы - все то, что способствует развитию у детей и подростков интереса к книжной культуре.

Осуществляя поддержку образования, наша библиотека совместно со школой активно участвует в проведении дней и недель знаний, обеспечивает полную информацию о книгах под девизами: «С книгой в мир интересных наук», «Любознательным астрономам», «Химия вокруг нас», «Математика – царица наук». В прошлом году День знаний сотрудники библиотеки провели в гостях у педагогов и учащихся Некрасовской школы-интерната, куда привезли красочные книжные выставки, электронные игры, викторины.

В целях популяризации лучших образцов мировой и национальной художественной литературы в библиотеке работает проект «Читаем и развиваемся!»: по созданию Школы творческого чтения, организован кружок «Почитай-ка!». Библиотекари делают всё возможное, чтобы привить читателям интерес к книге, развить их творческие способности. В рамках проекта были проведены с учащимися лицея №4: обсуждение повести В. Железникова «Чучело», рассказов: Б. Екимова «Ночь исцеления», В. Быкова «Свояки», Н. Ключарёвой «Рождественская ёлка», читательская конференция по книге В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

«Писатели-орловцы на войне и о войне» - так называлась школьная научно-практическая конференция, посвящённая юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая состоялась в апреле 2010 года. Её организаторами стали наша библиотека и Музей писателей-орловцев. Старшеклассники из семи орловских школ, гимназий, лицеев - читатели «Пришвинки» - выступили с докладами о жизни и творчестве орловских поэтов и писателей - участников войны.

Это уже четвёртая школьная научно-практическая конференция с 2008 года. Первые три конференции были посвящены: («Дорога к другу»), («Мой любимый писатель»), («Мой Пушкин). Прозвучали на них также доклады о жизни и творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова, И. Бунина и других известных писателей-земляков. Вниманию участников конференции были представлены книжные выставки о писателях и литературно-музыкальные композиции по их творчеству.

Такие формы работы, как конференции, обсуждения имеют большое значение для развития читательской культуры и познавательной активности детей. Они способствуют выработке умений анализировать прочитанное, выражать свое мнение о нём, сопоставлять его с мнениями других читателей, способствуют изучению литературоведческих источников.

В рамках авторских программ: «За датами - имена, за именами – история», «В Стране литературных героев» в библиотеке в честь писателей-юбиляров состоялись литературные часы, вечера-портреты: «России сердце не забудет» (о), «Загадочно-насмешливый мир », «Знакомый и незнакомый » и др. Эти и многие другие мероприятия проходят под девизом: «В школе знания получают, в библиотеке – умножают».

В целях популяризации книг современных писателей нам удалось (в рамках проекта «Автограф на память») организовать встречи орловских школьников с известными детскими писателями Тамарой Крюковой, Эдуардом Успенским, Валерием Воскобойниковым, Андреем Усачевым, Артуром Гиваргизовым, Мариной Бородицкой, Станиславом Востоковым, Владимиром Борисовым, главным редактором издательства «Розовый жираф» - Мариной Козловой. Данные встречи стали настоящими праздниками книги, чтения, поэзии, детского творчества. После них значительно возрастал спрос на книги авторов.

Одно из основных направлений работы школы и библиотеки - экологическое просвещение. Экология тесно переплетена с такими науками, как биология, физика, химия, география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке во время Недели экологической книги «Живи в содружестве с природой», на занятиях экологического кружка «Лесовичок!», в ходе громких чтений и обсуждений книг писателей-натуралистов - таких, как М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин.

Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало освоение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школах введены курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь наша библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно у нас можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетиями.

Неделя «Орловская книга собирает друзей», встречи с детскими писателями и поэтами В. Катановым, А Фроловым, Т. Грибановой, литературно-краеведческие часы, презентации книг («Сказки Орловской Губернии», нового сборника стихов и рассказов В. М. Катанова «Берег детства») - лишь малая часть большой работы по привитию любви к родному краю.

27 апреля 2011 года в библиотеке им. М. М. Пришвина состоялась презентация путеводителя «Герои и события Великой Отечественной войны в названиях улиц города Орла». Составителем сборника является ведущий методист библиотеки Елена Фомина, её работа была удостоена Диплома VI-го областного конкурса научных работ им. В. Н. Денисьева в номинации «Законченная научная работа в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения». Путеводитель представлен в двух видах – печатном и электронном. Создатели надеются, что данное издание поможет школьникам познакомиться с малоизвестными страницами истории Орловского края периода Великой Отечественной войны, а для многих станет отправной точкой в их исследовательской и поисковой работе.

В последний день сентября в библиотеке прошла презентация ещё одного нового издания - электронной литературной энциклопедии «Орловские писатели – детям», в которую включена информация о жизни и творчестве многих писателей-орловцев, всего более шестидесяти биографических очерков. Информация содержит: биографическую справку, портрет, произведения автора для детей (или вошедшие в детское чтение), литературу о творчестве. Библиографы библиотеки проделали большую поисковую работу. В настоящее время проект доступен для пользователей на компакт-диске, а в ближайших планах библиотеки - разместить этот информационный ресурс на сайте библиотеки.

В этом году впервые был организован видеомост под названием «Мы знаем ваш город!» между читателями нашей библиотеки и Рязанской областной детской библиотеки. Около часа ребята из 6«В» класса школы № 7 г. Рязани в режиме on-line соревновались с орловскими друзьями из творческого объединения «Юный краевед» Центра развития и творчества №2 Железнодорожного района г. Орла в знании городов друг друга. Выяснилось, что обе стороны замечательно знают историю, географию, достопримечательности и знаменитых людей городов. Участники видеомоста получили памятные призы, которыми библиотеки обменялись по почте.

Активную работу проводит библиотека вместе со школами по эстетическому воспитанию юных читателей, по привлечению детей к чтению литературы по искусству. В эстетическом секторе мастер-классы по технике рисования ведут преподаватели школы искусств, художественной школы. С учителями музыки организуются уроки, литературно-музыкальные вечера, праздники, посвящённые П. Чайковскому, В. Моцарту и т. д.

Ежемесячно открываются художественные выставки. На них представлены работы наших читателей, учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Художественные выставки, мастер-классы - любимый вид общения читателей, потому что они позволяют детям познать мир искусства не только через чтение книг и журналов, но и через собственное творчество, а встреча с талантливым человеком и интересным собеседником помогает ребёнку стать лучше и пробуждает в нём чувство прекрасного.

Совместно с преподавателями, ведущими уроки ОБЖ для школьников, проводятся познавательные часы «В мире дорожных знаков», встречи с сотрудниками пожарных частей г. Орла «Рыцарям огня посвящается…», встречи с сотрудниками МЧС Орловской области.

Большая работа ведётся в помощь изучению школьниками граждановедения . Каждый раздел предмета находит отражение в деятельности библиотеки. Этикет-класс даёт уроки нравственности, культуры общения . По разделу предмета «Здоровый образ жизни» два года реализуется программа «Будь здоров!», нацеленная на формирование ответственного отношения к здоровью. В рамках программы проводятся игры, громкие чтения «На планету здоровья», игра-путешествие по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка», обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий» и др.

В помощь изучению школьниками вопросов права в библиотеке создан Центр правовой информации, работает программа «Восхождение по ступенькам права», оформляются книжные выставки, проводятся беседы, обзоры книг. Уже два года нашей библиотекой совместно с Управлением образования г. Орла и территориальным отделением УФМС России по Орловской области осуществляется патриотическая акция «Я – гражданин России»: самым активным читателям-старшеклассникам в стенах библиотеки вручаются паспорта.

В течение 2010 года отделы обслуживания проводили акцию «Прочти книги о Великой Отечественной войне». Акция предусматривала чтение книг, написание отзывов, сочинений, рефератов, эссе, электронные презентации. Лучшие работы были отмечены призами, размещены на выставке «Мы не вправе их забыть». Активное участие в акции приняли учащиеся лицея №4, областного лицея-интерната.

Большой интерес у детей и взрослых вызвала нетрадиционная выставка-экспозиция под названием «Война, какой она была». Читателей экспозиция привлекла необычными разделами. Первый представлял собой карту-схему с указанием основных сражений Великой Отечественной войны в окружении исторических книг. Особый интерес у детей вызвал второй раздел выставки, ведь книги и экспонаты - каски, автоматы, котелки времён Великой Отечественной войны - были размещены в военной походной палатке. Третий раздел выставки был представлен в виде электронной презентации и ознакомил ребят с книгами, написанными писателями-фронтовиками во время войны.

Информационно-библиографическим отделом нашей библиотеки разработана программа «Информационная культура школьника». Уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой лицея № 4, организуем занятия по воспитанию информационной культуры . Для младших школьников в библиотеке работает кружок «Золотой ключик».

В целях продвижения детского чтения, детской книги наша библиотека постоянно ищет новые формы работы. В 2009 году мы стали инициаторами акции «Библиотечный десант «Пришвинка в гостях у детей сельской школы», цель которой - рассказать сельским ребятам и преподавателям о новых детских книжках, о современных писателях, о юбилярах, ознакомить с самой главной детской библиотекой области. Мы уже побывали во многих сельских школах Орловского района. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

На летних каникулах 2010 года был дан старт ещё одной акции по привлечению детей к чтению, и наш «библиотечный десант» отправился в детские оздоровительные лагеря. Акция позволила многим школьникам Орловской области окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпрепровождения. Мы побывали у отдыхающих детей оздоровительных лагерей «Орловчанка», «Мечта» и «Ветерок».

В целом работники детской библиотеки ориентированы на то, чтобы помощь детям в закреплении школьных программ, не повторяя изученное в школе, а дополняя уроки познавательной литературой, интересными мероприятиями.

Дни информации, дни новой книги, дни периодики мы проводим для педагогов. Все категории преподавателей нуждаются в регулярном информировании по учебным темам, о новых публикациях, о лучших детских книгах.

В 2008 году в нашей библиотеке состоялись первые литературно-педагогические Пришвинские чтения при активной поддержке Орловского института усовершенствования учителей и Музея писателей-орловцев. В феврале 2010 года прошли вторые литературно-педагогические Пришвинские чтения. Их цель - обсудить проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализировать накопленный практический опыт в работе с детьми по изучению творчества и других писателей-орловцев. В библиотеке состоялось также заседание педагогической секции «Учительский труд и творчество». В работе секции приняли участие учителя русского языка и литературы школ области, библиотекари.

Для областной детской библиотеки традиционным является участие в августовских совещаниях учителей. Мы знакомим педагогов со справочным аппаратом, электронными ресурсами и базами данных нашей библиотеки; нашими электронными изданиями, с библиографическими пособиями, периодическими изданиями и новыми книгами.

«Гордое имя - Учитель» - так называется программа, по которой работала наша библиотека в Год учителя. Для преподавателей-предметников, классных руководителей , вожатых мы организуем книжные выставки «Кто щедро дарит знания и свет», готовим обзоры литературы: «Час книги для педагогов», «Школа творческого роста: из опыта работы педагогов» (по страницам периодических изданий), «Калейдоскоп внеклассных мероприятий, или Для тех, кто работает с детьми».

Главная задача детской библиотеки, школы - научить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Библиотека и школа: грани взаимодействия

Ах, школа

«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета…

Ах, школа, школа, кто хоть раз связал

Жизнь личную с твоей судьбою,

Тот навсегда останется с тобой,

Тот навсегда будет пленен тобою.

Ах, школа, школа! Ты моя любовь

И первая, и, может быть, последняя…

Придет пора – расстанемся с тобой,

Моя образовательная средняя.

В соответствии с указом президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 10 марта 2009 года, 2010 год Д. Медведевым был объявлен годом учителя.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

В Год учителя в Омской области усилия власти и общества будут направлены на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов.

В 2010 году в регионе большое внимание будет уделено модернизации сферы образования с учетом подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров. Это одно из важных направлений.

Качество образования должно быть таковым, чтобы выпускник омской школы был конкурентоспособным, мог поступить в любой вуз страны.

В течение года пройдут десятки муниципальных и областных мероприятий для педагогов. Будут открыты галереи портретов лучших представителей профессии, состоится слет педагогических династий, будут вручены ведомственные и государственные награды.

В году глава правительства вместе с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы, где главным результатом стала Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы:

Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.

Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвертое - сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Получить реальную отдачу станет возможно, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Общеизвестно, что высокое качество образования сегодня – высокое качество жизни завтра. Таковы реалии настоящего времени.

Каждый год первого сентября школьный звонок возвещает о начале нового учебного года.

А это значит, не только у школ начинается новый творческий сезон, к школам неизменно присоединяется библиотека. Библиотеки и школы, по сути, выполняют одну и ту же миссию – открывают юным муромчанам окно в мир знаний, информации, создают условия для духовного развития, образования и самообразования.

Только объединив усилия всех заинтересованных организаций можно достичь позитивных результатов. Эта истина проверена многолетним опытом совместной деятельности, где педагоги и библиотекари активно участвуют в проведении мероприятий для детей. Будь то значительные Акции по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, или вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Стало доброй традицией: перед началом учебного года координировать совместные планы деятельности, намечать перспективы, разрабатывать новые проекты, направленные на улучшение качества обслуживания детей.

В последние годы педагоги и библиотекари часто используют возможность привезти детей в библиотеку, где ребятам открыты большие возможности для получения различной информации.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи учителю при подготовке к урокам и проведения разнообразных массовых мероприятий, до организации клубов по интересам при библиотеках, а также возможности «Интернет» и «Центра правовой и муниципальной информации».

Необходимо отметить, что в коллективе библиотек работают профессионалы своего дела, люди глубоко преданные своей профессии, способные привить ребенку не только любовь к книге, но и желание жить по принципам доброты и милосердия.

Юный читатель и помощь ему – это главная задача для работников библиотек и педагогов школ. Библиотекари и учителя совместно работают над формированием информационной культуры, умением читать литературу для получения нужной и достоверной информации, прививают навыки поиска и ее оценки, и умение использовать найденную информацию для самообразования и творчества.

Уважаемые учителя школ и преподаватели учреждений дополнительного образования!

Для улучшения качества и качества работы, как учителя, так и библиотекаря, нами была сделана выбора наиболее интересных материалов для подготовки внеклассных мероприятий, классных часов, выпускных вечеров, различных бесед по творчеству писателей, выдающихся деятелей культуры и науки и т. д.

1. В помощь профессиональной деятельности

Олейник Л. «Стираем» русский язык [Текст] / Л. Олейнк // Сценарии и репертуар. – 2007. – Вып.10. – С. 42-51.

Урок для старшего школьного возраста.

Зинатулина Н. Информационный мост: библиотека – образованию [Текст] / Н. Зинатулина // Библиотека. – 2008. - №12. – С. 40-42.

Взаимодействие школы и библиотеки.

Лекомецв Д.Г. Земля - наш общий дом [Текст] / Д.Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 108-112.

Материал для проведения уроков географии.

Красильников В.Д. Космическая одиссея [Текст] / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 20-28.

Путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики.

Бузулева Л. «Десант» в отдаленные школы [Текст] / Л. Бузулева //Библиотека. – 2008. - №1. – С. 40-41.

Опыт посещений библиотекарями отдаленных школ района.

Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача [Текст] / Л. Фомина // Библиотека. – 2009. - №7. – С.36-39.

Пушкова С. Учитель, воспитай ученика [Текст] / С. Пушкова //библиотека. – 2008. - №12. – С. 27-29.

Роль школьной библиотеки в воспитании школьников.

Бонашевская Т.И. Сказки от овечки про верные словечки [Текст] / Т.И. Бонашевская, О.В. Шуган // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.3-10.

Театрализованное поэтическое представление о частях речи.

Дурова Н.В. Использование «цветных» перифраз в начальной школе [Текст] / Н.В. Дурова //Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 10-12.

Чугунова Н.П. В мире фразеологизмов [Текст] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.12-15.

Значение, происхождение и употребление в речи.

Ахметова Н.В. Пифагор о числах [Текст] / Н.В. Ахметова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 22-23.

Фектистов В.Ю. Легкие нашей планеты [Текст] / В.Ю. Феоктистов // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 8-11.

Урок географии о тропических лесах.

Крюкова Н.С. Римские цифры [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – №4. – С. 13-14.

Внеклассное мероприятие по математике.

Крюкова Н.С. странички устного журнала химического вечера [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 17-19.

Борисова О.В. Визитные карточки учителей на конкурс «Учитель года» [Текст] / О.В. Борисова. – 2009. - №10. – С. 8-13.

Визитные карточки учителей музыки, начальных классов и физики.

Бушмелев А.И. Презентация класса [Текст] / А.И. Бушмелев // Последний звонок. – 2009. - №12. – С.12.

Ковалева Е.Н. Самопрезентация классного руководителя [Текст] / Е.Н. Ковалева // Последний звонок. – 2009. - №12. – С. 12-13.

Шарапова Т.Н. Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» [Текст] / Т.Н. Шарапова // Последний звонок. – 2003. - №9. – С. 9-10.

География. Поколение полюсов.

Рыжков В.А. Государства мира [Текст] / В.А. Рыжков // Последний звонок. – 2008. - №5. – С. 4-5

Географическая викторина.

Брагина Н.М. Веселые уроки естествознания [Текст] / Н.М. Брагина // Последний звонок. – 2003. - №12. – С. 12-15.

Игровая форма проведения урока о истории возникновения химии.

Агеева И.Д. Веселая экономика [текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 3-6.

Материалы для познавательных игр по экономике.

Агеева И.Д. Нестрашная астрономия [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 6-12.

Решению многих проблем в деле активизации чтения может и должно способствовать построение системы взаимодействия публичных библиотек и школ. В советский период такая система существовала и давала ощутимый социальный эффект - именно в этой системе закладывался фундамент самой читающей страны, поскольку все ученики школ в составе коллектива класса или индивидуально становились читателями районной библиотеки. Последние пятнадцать-двадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы работающая система разладилась. Основной причиной этого процесса, очевидно, явились непомерно высокие ведомственные барьеры, установившиеся между сферами образования и культуры в результате отказа от единого идеологического руководства как проявления государственной политики в социально-гуманитарной сфере. Система взаимодействия библиотек и школ переродилась в совокупность отдельных контактов, количество и интенсивность которых зависит исключительно от доброй воли и творческого потенциала педагогов и библиотекарей. Существование и даже некое усиление ведомственной разобщенности публичных библиотек и школ в настоящее время подтверждается тем фактом, что активные попытки преодоления кризиса школьных библиотек предпринимаются вне контекста их взаимосвязи с публичными библиотеками.

Безусловно, сегодня силами специалистов-энтузиастов поддерживаются лучшие традиции приобщения школьников к чтению, унаследованные от советского времени. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные публикации различных сценарных и методических разработок библиотекарей и педагогов в весьма популярном профессиональном издании «Читаем, учимся, играем» (Издательство «Либерея»). Большинство этих материалов ориентировано именно на использование в работе с классами школ. Однако наряду с этим нельзя не отметить явные изъяны во взаимодействии библиотек и школ:

Совместная деятельность библиотек и школ зачастую ограничивается младшим школьным возрастом;

В меньшей степени охвачено среднее звено школ, единичные мероприятия адресованы старшеклассникам;

За редким исключением библиотека работает со всеми классами школы (небольшие гимназии, школы надомного обучения и т.п.);

Не всегда выстраивается система в тематическом наполнении совместных мероприятий.

События последнего времени свидетельствуют о том, что постепенно начинают складываться реальные предпосылки для возрождения или даже построения новой системы взаимодействия публичных библиотек и школ Москвы. Данная проблематика, в частности, стала предметом внимания двух конференций, прошедших в 2010 году под эгидой столичных Департамента образования и Департамента культуры .

Важнейшей реальной предпосылкой решения обозначенной выше задачи являются два документа, принятых в Москве в 2008-2009 гг. и устанавливающих новое правовое поле для объединения социальных институтов различной ведомственной принадлежности, но единых целевых установок - публичных библиотек и школ.

В 2008 году Постановлением Правительства Москвы была принята Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года и план ее реализации. Одним из пунктов плана обозначены мероприятия, направленные на организацию взаимодействия публичных библиотек города с библиотеками федерального и отраслевого ведения, в том числе со школьными библиотеками города. Детализация задач по этому направлению включает:

Развитие справочно-информационного обслуживания с использованием межбиблиотечного абонемента;

Проведение ежегодного Межрегионального интеллектуального марафона «Прими книгу в подарок» (по Федеральным округам России);

Созданию корпоративной телекоммуникационной сети публичных и школьных библиотек Москвы (2011-2012 гг.);

Участие специалистов публичных библиотек города в профессиональных мероприятиях (семинарах, конференциях, совещаниях), проводимых федеральными и ведомственными библиотеками;

Реализация совместных научных, культурно-просветительских, издательских, досуговых и иных программ на основе договоров о сотрудничестве;

Проведение ежегодной общероссийской конференции «Инициатива молодых».

С организационной точки зрения важно, что ответственными исполнителями этих работ обозначены Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, городские библиотеки, ЦБС и самостоятельные библиотеки.

В 2009 году принят Закон города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы». В контексте настоящей публикации важно указать на статью 8 Закона, в которой, в частности, содержатся следующие пункты:

2. Основой системы библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы являются государственные публичные библиотеки. В систему библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы могут быть включены библиотеки различной ведомственной принадлежности и форм собственности, другие организации.

3. Принципом функционирования системы библиотечно-информационного обслуживания является интеграция библиотечных фондов на основе Единого электронного каталога и координации комплектования библиотечных фондов.

4. В целях рационального использования библиотечно-информационных ресурсов участники системы библиотечно-информационного обслуживания населения взаимодействуют с другими организациями культуры, иными организациями, располагающими фондами документов и базами данных.

Первым из перечисленных пунктов закон устанавливает, что основой системы, приобщающей людей к чтению, должны быть публичные библиотеки в силу их общедоступности. Понятие «общедоступность» многопланово. Прежде всего, это доступность библиотеки для всех граждан без ограничения по возрасту, физическим возможностям, социальному положению, месту жительства и месту пребывания. Важным достоинством публичной библиотеки является ее шаговая доступность, которая измеряется 15-20 минутами ходьбы от места пребывания читателя до библиотеки. Не менее важен и временной аспект доступности. Режим работы библиотеки обеспечивает удобный доступ в нее всех групп пользователей и гибко реагирует на изменения социальной ситуации.

Также в законе обозначено, что главное, ради чего должны объединиться библиотеки и школы - это фонды: необходимо обеспечить людей ресурсами для чтения. В последнем из приведенных выше пунктов закона обозначена не менее значимая перспектива развития межведомственного взаимодействия на ниве чтения, когда в орбиту системы «библиотеки - школы» могут вовлекаться и другие структуры - книготорговые организации, клубы, театры, музеи и т.д.

В качестве действенных организационно-содержательных предпосылок построения системы взаимодействия публичных библиотек и школ необходимо упомянуть ещё ряд документов, которые не впрямую ориентированы на активизацию чтения, но их можно и нужно использовать как повод и как средство реально повысить читательскую активность самых разных возрастных, социальных, профессиональных групп. Речь о целевых программах, большинство из которых - межведомственные . Если библиотеки и школы будут руководствоваться приоритетом чтения, то выбирая из всего разнообразия форм работы по целевым программам, им надо отдавать предпочтение тем, которые связаны с книгой, с творчеством по материалам прочитанного, с развитием информационной грамотности.

Организационная форма сотрудничества, основанная на целевых программах, предусматривает определенную ответственность и контроль исполнения позиций программы её участниками и в большой степени благодаря этому приносит ощутимый результат.

Таким образом, правовая основа объединения библиотек и школ имеется. Содержательными основами их объединения являются единые и для библиотек, и для школ миссия и цель их деятельности. Миссию можно сформулировать так: растить грамотное, культурное, высоко нравственное, патриотически настроенное, здоровое поколение. Цель деятельности для выполнения миссии - дети, подростки, юношество должны читать.

Переходя на уровень задач, можно сказать, что для библиотек они, на наш взгляд, заключаются в том, чтобы заполнить библиотечные залы детьми, подростками, юношеством; повысить востребованность библиотечных ресурсов; обеспечить выполнение социальных программ и т.д.

Задачи школ связаны с внедрением новых образовательных стандартов для начального и среднего звена общего образования и включают: освоение учениками универсальных учебных действий (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и др.); воспитание учащихся; информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

Несмотря на то, что большинство из перечисленных задач школ в свете нового образовательного стандарта связаны с информационной грамотностью и культурой чтения, в сфере образования недооценивается значение чтения для достижений целей обучения и воспитания. Свидетельство тому - результаты исследования «Чтение с листа и чтение с экрана», проведенного Русской ассоциацией чтения в 2009 году. Исследованием было охвачено несколько школ Москвы и Московской области. В нём приняли участие 162 учащихся 7-х классов. Материалом исследования служили два текста: художественный (сказка) и нехудожественный (повествовательный научно-познавательный рассказ).

Полученные результаты исследования удручают, так как показывают, что более 60% школьников учатся в школе, понимая менее половины содержания учебных и других текстов.

Кроме того отмечено, что уровень понимания научно-популярного текста ниже, чем художественного, так как чтение в средней школе связано в первую очередь с таким предметом, как литература, где школьники знакомятся с художественными текстами. Обучение чтению в начальной школе также велось в основном на чтении литературных произведений. Ни один учитель-предметник не работает над чтением и пониманием текстов по своему предмету, поскольку эта задача перед ним не поставлена, и он не умеет этого делать. У учащихся нет привычки восполнять недостающую информацию даже при наличии Интернет-ресурсов и необходимости это делать. Наибольшую трудность представляют вопросы повышенной сложности - интерпретационные, концептуальные и рефлексивные. С выявлением фактической информации в текстах учащиеся справляются лучше, одновременно им крайне трудно даются формулировки полного ответа и его запись.

Исправлению подобной ситуации будет способствовать активная, инициативная деятельность публичных библиотек. Именно они могут и должны помочь школе внедрить чтение в учебный процесс. В системе взаимодействия со школой публичные библиотеки готовы принять на себя функцию дополнения учебного процесса (с помощью привлечения к освоению учебного материала дополнительной литературы из своих фондов, а также заполняя вторую половину дня учеников занятиями с книгой) и функцию компенсации такого серьезного изъяна школьного обучения, как не использование в учебном процессе современных стратегий и методик работы с различными текстами, и прежде всего, таких методик, которые ориентированы на получение удовольствия от чтения, предполагают совместную деятельность в процессе освоения прочитанного и поощрение читательской активности и учащихся, и педагогов.

Первым шагом на этом пути должно стать доведение до сведения школ информации о возможностях современных публичных библиотек. Применительно к столичному региону в этом плане важно подчеркнуть, что благодаря реализации масштабной Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров и последующих аналогичных программ окружного и районного уровней библиотеки получили удобные, комфортные, современные помещения, максимально открытый доступ к фондам, оборудованные места для размещения выставок, привлекательные залы для проведения мероприятий. Пополнена и обновлена база компьютерной, копировальной, аудио, видео- и иной техники, обеспечен доступ к электронным ресурсам и Интернету. Образованы центры психологической поддержки, отделы музейной и культурно-досуговой работы, межрегионального и международного сотрудничества, общественных связей. Расширены профильные фонды - отделы литературы на иностранных языках, библиотеки краеведческой литературы, отделы нотно-музыкальных изданий и литературы по искусству, медиатеки. Весь этот потенциал, безусловно, необходимо направить на всемерную поддержку чтения, прежде всего, подрастающего поколения, в том числе и рамках учебного процесса.

Для раскрытия возможностей библиотек перед школами необходимо систематически проводить акции рекламно-информационного содержания и массового характера (в идеале - для каждого класса близлежащих к библиотеке школ), составить планы-графики проведения экскурсий, организовать циклы занятия по библиотечно-информационной грамотности.

В результате этой работы на этапе школьного обучения у детей, подростков и юношества, а также у педагогов, воспитателей и родителей вырабатывается привычка ходить в библиотеку, формируется позитивный стереотип решения учебных, образовательных и жизненных задач с помощью библиотеки.

Стоит отметить, что катализатором процесса объединения публичных библиотек и школ может выступить организация, глубоко и всесторонне занимающаяся проблемами чтения. В данном случае необходимо обратить внимание на деятельность Русской ассоциации чтения, которая входит в состав Международной ассоциации чтения (IRA) и объединяет любителей чтения и специалистов разных областей знаний: педагогов и библиотекарей, психологов и социологов чтения, журналистов, издателей. Основной проект Ассоциации, предполагающий тесное взаимодействие школы и библиотеки, носит название «Школа, где процветает грамотность» и реализуется в России на протяжении 11 лет . Проект базируется на том, что чтение - это основа образования, обучения и воспитания. Даже годовое участие в проекте, по свидетельству его участников, дает ощутимые результаты, выражающиеся в том, что до 70% учащихся начинают больше читать, у 50% отмечается улучшение качества чтения, значительный процент учащихся осваивает эффективные методики работы с текстами и информацией.

Важнейший вопрос и построения системы «библиотеки - школы», и тем более, последующей работы в рамках этой системы заключается в необходимости обучения и постоянного повышения квалификации библиотекарей и педагогов. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит Московскому государственному университету культуры и искусств. К сожалению, в структуре Библиотечно-информационного института МГУКИ на сегодняшний день отсутствует специализированная кафедра по подготовке библиотекарей высшей квалификации для работы с подрастающим поколением, тогда как за период своего существования кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством взрастила немало профессионалов (к их числу причисляет себя и автор данной публикации). Смею надеяться, что актуализация задач по преодоления в стране кризиса чтения, прежде всего, путём погружения в творческую читательскую деятельность детей, подростков и молодёжи, явится весомым аргументом в пользу возрождения профильной кафедры БИИНа МГУКИ.

Целый ряд аспектов поддержки и развития чтения на базе библиотек и школ находится в поле зрения «Школы педагогического мастерства» Русской ассоциации чтения, которую посещают как библиотекари, так и педагоги различных специальностей. Обучение в Школе ведётся по двум курсам, разработанным президентом РАЧ, профессором Н.Н. Сметанниковой: «Стратегиальный подход к обучению чтению» и «Зарубежная методика преподавания английского языка. Текстовая деятельность». Слушатели курсов овладевают современными стратегиями освоения различных текстов, изучают технологии сопряжения чтения с учебным процессом и профессиональной деятельностью, а также способы продвижения чтения в культуру досуга и молодого поколения, и взрослых.

Представляется, что учёт выше изложенных соображений позволит направить вектор проводимых в настоящее время реорганизаций, реформ и экспериментов в сферах образования и культуры в сторону объединения усилий, предпринимаемых в целях повышения читательской активности, развития общей и читательской культуры граждан нашей страны.

Белоколенко Мария Владимировна, заместитель директора ГУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система «Юго-Запад», вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук


«Взаимодействие публичных и школьных библиотек: состояние и перспективы»: научно-практическая конференция (Московский городской Дом учителя, 11 марта 2010 года), «Роль публичных и школьных библиотек в формировании культуры чтения»: научно-практическая видеоконференция (ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 16 июня 2010 года).

Вот только некоторые из актуальных тематических программ, в реализации которых задействованы библиотеки и школы Москвы: «Национальная программа поддержки и развития чтения» и «Десятилетие грамотности ООН: образование для всех 2003 - 2012 гг.», 2011 год - год Италии в России, год Испании в России, 2011 год - Год спорта и здорового образа жизни (Москва), «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Культура Москвы», «Молодежь Москвы», «Дети улиц», «Столица многонациональной России», «Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании», «Социальная интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», «2001-2010 - Международное десятилетие культуры мира», экологическое, правовое просвещение и др.

Информация о проекте «Школа, где процветает грамотность» представлена на сайте Русской ассоциации чтения www.rusreadorg.ru.