К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу. Проблемы современной российской системы образования Статья на тему проблемы подготовки педагогических кадров

В целях оказания методической помощи в рубрике «Финансовая академия» в течение следующего учебного года мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

Современные проблемы и их решение в системе образования России;

Повышение уровня социально-экономического развития страны и ее регионов - основа совершенствования системы образования;

Бюджетное финансирование и инновационная политика государства в сфере образования;

Многоисточниковое финансирование развития образования;

Целевое, рациональное использование и сохранность средств в образовательных учреждениях;

Образовательные учреждения и финансово-промышленный бизнес;

Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование расходов на образование;

О повышении инвестиционной привлекательности сферы образования;

О совершенствовании управления системы образования;

Образование, его финансирование и национальная безопасность;

Принципы бюджетной системы;

О расширении самостоятельности образовательных учреждений в привлечении и использовании финансовых средств.

В Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Сегодня основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан, в том числе в области образования.

Качество образования

Законодательством установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируется получение в образовательных учреждениях образования в пределах государственных стандартов, образовательных программ, которые определяют содержание образования определенного уровня и направления.

В настоящее время требования к качеству образования повышаются, и связано это, в частности, с вхождением нашей страны в Болонский процесс и Всемирную торговую организацию. Современная высшая школа немыслима без сочетания образовательного процесса и научно-исследовательской работы, без создания механизма максимально быстрого внедрения инновационных научных разработок в учебный процесс.

Проводимые в нашей стране исследования, опросы нередко констатируют несоответствие содержания и технологии образовательного процесса современным запросам общества и отраслей экономики.

На мой взгляд, целесообразно делать уверенные шаги в следующих направлениях:

в Федеральном законе «Об образовании» надо четко определить, чего же хочет государство от образования и что оно для этого делает само, то есть более детально сформулировать цель образования и выстроить такую систему образования, которая бы, не копируя вслепую чужие образцы, опираясь на лучший национальный опыт и традиции образования, шла впереди мирового развития и определяла бы его конкретные направления и результаты; нужны точки роста, дающие резкое повышение качества образования; необходим баланс между практико-ориентированным знанием и фундаментальными науками и прикладными научными исследованиями; требуются создание интерактивного учебного процесса, развитие дистантного образования, сформулировать концепцию непрерывного образования; следует учитывать важность фактора интеграции, «международности образования», чтобы например, вуз был интересен на мировом рынке образовательных услуг;

в федеральных законах об образовании и высшей школе ввести понятие «рейтинг образовательного учреждения» (для всех типов и видов) и установить обязательность его проведения; в показатели рейтинга вводить не какие-либо второстепенные технико-материальные показатели, а прежде всего - интегрированность, конкурентоспособность выпускников, нацеленность их на деловую карьеру, улучшение материального положения за счет своего высокого профессионального уровня, желание и стремление к знаниям на протяжении своей трудовой деятельности;

разработка методики составления и определения рейтинга, определения его результатов;

законодательно закрепить обязательность того, чтобы высокий рейтинг реально отражался на имидже образовательного учреждения, его преподавателей, престижности дипломов (аттестатов, свидетельств), на объеме государственного финансирования, выделяемых инвестиций, грантов на научно-исследовательские работы, на внедрение инноваций, улучшение материально-технического уровня, оплате труда педагогического состава, социальном положении обучающихся, на более широких возможностях выпускников в трудоустройстве;

скорректировать оценку деятельности школ не только и не столько на количество медалистов и сдачу ЕГЭ, а на фактический высокий уровень знаний обучающегося и их реализацию в школьные годы, например, на всех видах олимпиад и конкурсов (внутрироссийских и международных), практическом овладении в совершенстве иностранными языками, средствами информационной техники, возможностями систем интернета, а также на повышении востребованности своих выпускников в профессиональных учебных заведениях и в отраслях экономики.

Важная задача - обеспечить достижение такого качества образовательных услуг, которое делало бы образовательные учреждения привлекательными для отечественных и иностранных обучающихся. При этом следует принимать во внимание, что, по мнению российских ученых, необходимо создание образовательной стратегии опережающего развития. Они обоснованно полагают, что российское образование вполне способно повторить волну международной экспансии российских энергетиков и металлургов.

Национальный проект «Образование»

В июне 2006 года на видеоконференции в Кремле по вопросам реализации приоритетных национальных проектов Президент РФ Владимир Путин отметил, что:

именно проектный подход позволил выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат; такое взаимодействие и дальше будет строиться на основе четкого планирования и определения вполне конкретных задач для каждого из участников этих проектов, а также обязательств органов власти, в том числе финансовых;

есть уже определенные результаты, которые можно проанализировать, обсудить; налажена система дополнительных выплат педагогическим работникам; определены вузы, которым будет оказана государственная помощь в реализации инновационных программ;

предстоит произвести коррективы, сосредоточить внимание на том, чего не удалось сделать.

Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что при разработке параметров реализации национального проекта были определены показатели, на которые должны выйти в ближайшие два года, которые учитываются и при работе над проектом бюджета будущего года; создаются основные элементы управления проектами и правовая база работы.

Далее он отметил, что развернулась серьезная работа по подготовке механизма поддержки регионов, в которых внедряются новые системы финансирования в образовании, повышения доходов учителей, развитие материально-технической базы, и все это должно быть направлено на повышение качества образования, на придание ему инновационного характера; завершен отбор инновационных вузов и определены 17 лидеров; общий объем поддержки на реализацию программы по их развитию составит в этом и следующем году 10 млрд. рублей; в рамках проекта идет отбор лучших учителей школ - и самих учителей, и соответствующих передовых школ; осенью будут объявлены результаты этих конкурсов, и соответствующие премии и гранты будут также представлены педагогам; поставлена задача за 2 года дать широкополосной доступ к электронным образовательным системам всем 50 тысячам школ, которые имеют сегодня интернет, и тем самым по стране будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения новейших технологий.

Национальный проект «Образование» будет успешно реализован, если будут объединены усилия всех ветвей и уровней власти, если проблемы будут решаться комплексно, с использованием метода софинансирования.

Вместе с тем в некоторых субъектах РФ уже фиксируется снижение финансирования, выделяемого регионам в рамках национальных проектов, то есть не выполняется договоренность об объемах софинансирования со стороны регионов.

В июне 2006 года, вступая в должность Генерального прокурора РФ, Юрий Чайка назвал шесть главных приоритетов в своей будущей работе. В качестве второго приоритета он обозначил содействие прокуратуры в реализации национальных проектов (включая «Образование»), которые буксуются отчасти из-за беззакония местных властей.

В сложившейся ситуации следует активизировать участие и общественных организаций как на этапе определения объектов финансирования, так и за своевременным и полным выделением намечаемых средств и целевым их использованием. Необходимо стремиться в каждом регионе к постоянному, из года в год расширению количества объектов и объемов софинансирования мероприятий национальной программы «Образование».

Финансирование образования

Последние годы постоянно возрастает объем государственного финансирования развития образования. В целом по стране прогнозируется на следующий год направить на эти цели из консолидированного бюджета около 1 трлн. рублей. С учетом сокращающегося числа учащихся и числа образовательных учреждений наблюдается процесс увеличения государственного финансирования в расчете на одного обучающегося и одно учебное заведение.

Естественно возникает вопрос - много это или мало? Действующее законодательство не дает вразумительного ответа. В статье 3 Федерального закона «Об образовании» записано, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории страны.

Однако внимательное ознакомление, например, с Федеральным законом «Об образовании» позволяет сделать вывод, что в части финансирования образования он не является законом прямого действия. Из него исключены конкретные цифры (в процентах) государственного финансирования. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» даже не упоминается понятие «консолидированный бюджет», его роль и значение в финансировании образования, тогда как именно только его показатели необходимы для расчета ассигнований государства в среднем на одного учащегося в целом по стране и по типам и видам образовательных учреждений (независимо от уровня конкретного территориального бюджета).

Законодательно требуется зарегулировать вопрос о нормативах финансирования, а не давать его на откуп государственным чиновникам разного уровня власти. Необходимо в законе не просто предусмотреть, что нормативы определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а конкретно указать, что именно в обязательном порядке надо включать в нормы (и их нижние, минимальные пределы). Прежде всего надо исходить из обязательного обеспечения гарантированных Конституцией РФ (ст.43) общедоступности и бесплатности образования.

Кроме того, надо предусматривать в нормах повышающие коэффициенты, например, в связи с обучением в данном учебном заведении определенного числа детей-сирот, детей с отклонениями в здоровье (наподобие установленных государством льгот предприятиям, использующим труд определенного количества инвалидов), льготами обучающимся по индивидуальным учебным планам, на питание и оздоровительные мероприятия, бесплатное медицинское обследование педагогов, инфляцией, высоким рейтингом образовательного учреждения. Учитывать при нормировании такие особенности, как охват компьютеризацией, подключение к интернету, применение дистантного обучения, новейших технологий образования. Следует предусмотреть в законе ответственность соответствующих руководителей по фактам занижения норм финансирования или фактического невыполнения утвержденных норм.

Целесообразно: наладить финансовое прогнозирование на два-три года; обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности; целевое, рациональное использование и сохранность средств; создать систему оперативного отслеживания всей цепочки финансирования от федерального бюджета до получателя - образовательного учреждения; отрегулировать детально порядок привлечения и использования всех видов средств (включая валютные) из бюджета и внебюджетных источников, участия в этом процессе финансово-промышленного бизнеса; предусмотреть сохранение прав и гарантий при намечаемых структурных преобразованиях в системе образования.

Материально-техническое обеспечение

Развитие системы образования невозможно без соответствия материально-технической базы современным требованиям, внедряемым новейшим технологиям образования, реализуемым инновационным программам.

Необходима постоянная закупка для образовательных учреждений новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования, в том числе для обучения будущих специалистов информационных, управляющих и телекоммуникационных систем, проведения в вузах в полномасштабном объеме научно-исследовательских работ с привлечением студентов. Требуются регулярное проведение ремонтных работ и осуществление строительства образовательных учреждений и их инфраструктуры на основе современных требований.

Надо устанавливать в сметах доходов и расходов минимум затрат учебных заведений на эти цели - в зависимости от сложности выполняемых задач, объема учебных и научно-исследовательских работ.

Необходимо в Федеральном законе «Об образовании»: восстановить статью 44 «Материально-техническая база образовательного учреждения» с учетом новейших задач развития образования; расширить и конкретизировать статью 43 «Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами», в том числе в отношении интеллектуальной собственности, земельных участков, аренды имущества, эксплуатации зданий, являющихся культурным наследием.

Кадровое обеспечение

Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что государство явно недооценивает труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости.

Росстат опубликовал данные о средней начисленной заработной плате в апреле 2006 года. В системе образования она составляла 61,5% от средней по стране и 22-24% - от средней в сфере производства нефтепродуктов, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности. Уступало образование сфере здравоохранения и почти в два раза - работникам государственного управления.

Необходимо безотлагательно преломить эту негативную тенденцию и с тем, чтобы повысить имидж педагога, ученого, закрепить квалифицированные кадры, привлечь молодежь на работу в сферу образования, целесообразно: незамедлительно перейти на прогрессивную отраслевую систему оплаты труда в образовании; в основу оплаты труда положить уровень квалификации и результаты деятельности; внедрить прогрессивную систему стимулирования эффективного труда с применением разнообразных доплат за качественные показатели, используя для этого бюджетные и внебюджетные источники; реализовать предусмотренные в ст. 132 Трудового кодекса РФ условие, что заработная плата максимальным размером не ограничивается; повысить социальную заботу об учащихся (существенный рост стипендий, льготы на общежитие, питание, медицинское и культурное обслуживание, предоставление им возможности заработать в структурных подразделениях образовательного учреждения, в том числе в вузах при выполнении договорных научных и иных работ).

Шире следует вовлекать внутренние ресурсы регионов в позитивное решение кадровых проблем системы образования.

Методическое и нормативно-правовое обеспечение

В целях повышения качества образования, реализации приоритетного национального проекта «Образование» полагаю целесообразным:

пересмотреть в свете современных повышенных требований действующие (в ряде случаев устаревшие) государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

значительно повысить требовательность к качеству учебников и учебных пособий, усилить их научную основу и нацеленность на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов;

разработать в свете современных требований к подготовке конкурентоспособных выпускников типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, уставы образовательных учреждений, коллективных договоров;

безотлагательно завершить продолжающуюся пять лет работу по разработке проекта Кодекса РФ об образовании и внести его на рассмотрение Госдумы, уделить в нем особое внимание: самостоятельности образовательных учреждений и обучающихся (их права, обязанности и ответственность); роли общественных организаций в улучшении качества образования и повышении результативности образовательных учреждений; развитию интеграции образовательных учреждений всех типов и видов; признанию повсеместно за рубежом российских образовательных документов (дипломов и др.); свободному равноправному участию образовательных учреждений и граждан Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг.

Сегодня разве что ленивый не говорит о реформе системы образования. С 2011- 2012 учебного года введены новые стандарты обучения, изменены санитарно-эпидемические требования, и много других перемен постигло общеобразовательную школу . О нововведениях спорят на форумах педагоги и родители, неравнодушная общественность, не поддерживающая новые стандарты образования, в знак протеста проводит митинги. Несмотря на это очевидным остается тот факт, что школа должна претерпеть реформу, и ограничиться внешними изменениями, не коснувшись содержательных преобразований, она не может. По данным исследования PISA, которое проводится в 65 странах мира, уровень образования в России, на сегодняшний день, оставляет желать лучшего. Наша страна находится на 43 месте в рейтинге по качеству образования. Однако это не значит, что мы плохо учим своих детей, это обозначает, что мы учим не так . Современная школа стремится к тому, чтобы дать как можно больше знаний ребенку, с каждым годом увеличивая их объем, и недоумевает: почему школьники не могут написать Единый Государственный Экзамен после ее окончания. Тогда как задачей школы должно стать не то, чему учить, а то: как научить учиться. Однако смена парадигмы образования возможна только при условии комплексной реформации, одним из аспектов которой станет решении кадрового вопроса. Учителя в школе «стареют» с каждым годом все больше. Статистические данные, говорящие о том, что в педагогические вузы конкурс за последние годы сократился в 6 раз: с 17,7 человек на место до 3 человек; а из 20 выпускников только 3 идут работать по специальности в школу, не оставляют надежды на то, что школа начнет «молодеть». В такой ситуации количество работающих педагогов пенсионного возраста растет с каждым годом. В свете дефицита педагогических кадров увеличивается учебная нагрузка на одного учителя до 1,5 – 2 ставок, что не может не отражаться на качестве подготовки к уроку. Причин тому, что молодые специалисты не хотят идти на работу в школу несколько:

1. Низкий социальный статус учителя в обществе и как следствие нежелание просвещенной молодежи посвящать себя данной профессии.

2. Перегруженность учителя оформлением документации, что не оставляет сил и времени на творческий подход к профессии.

3. Отсутствие полноценного социального обеспечения и льготной поддержки педагогов со стороны государства.

4. Высокая степень ответственности учителя, при оскорбительно маленькой заработной плате.

Исходя из сложившейся ситуации в образовательной среде, Президент России – Дмитрий Медведев инициировал проект «Наша новая школа», который предположительно будет состоять из 5 ступеней:

1. Внедрение в школьную среду новых образовательных стандартов.

2. Изменение системы учебно – воспитательной работы с талантливыми, одаренными детьми.

3. Развитие учительского потенциала.

4. Модификация инфраструктуры образовательной сети.

5. Новый подход к укреплению здоровья учащихся.

В свете этой концепции, на заседании комиссии по реализации национальных проектов, которая состоялась 31 августа, Дмитрий Медведев подчеркнул, что обновления системы школьного образования не возможно без изменений в кадровой политике школы. Государство вкладывает огромные средства в образование и взамен ждет отдачи с его стороны. Повышая социальный статус педагога и уровень заработной платы, создаются условия для конкурентной борьбы в этой сфере, следствием которой должно стать повышение качества работы учителей, творческий подход к профессии, освоение инновационных педагогических технологий. Дмитрий Медведев подчеркнул, что качество образования напрямую зависит от кадрового потенциала, и внес предложение привлекать аспирантов и молодых специалистов высших учебных заведений к профильному обучению школьников. Он также подчеркнул, что учителя должны иметь возможность качественно повышать свою квалификацию, используя ресурсы лучших российских и зарубежных учебных центров.

Однако все это выглядит, как яркая красочная обертка, в которую хотят поместить учителя, и получить вкусную, да еще и полезную конфетку. Теоретически все - безупречно, а на практике имеем: учителя - пенсионеры неохотно идут на инновационные изменения шаблонов преподавания. В этом случае менять их, только портить. Есть еще педагоги-новаторы, которых не много в обычной школе и их единственной просьбой является: если не помогаете, не мешайте. Остаются наиболее восприимчивые к переменам - молодые педагоги. Однако их будущее в школе на сегодняшний день туманно. Молодой специалист, который приходит работать в школу, сталкивается с огромными трудностями. Оказывается, все то, что он 5 лет изучал в ВУЗе – это только вершина айсберга, все самое важное всплывает на поверхность при погружении в школьную реальность:

  • Это и непонимание со стороны администрации, которая не всегда лояльна и терпеливо-внимательна к ошибкам молодых учителей.
  • И «испытание на прочность» учениками, некоторые из которых по возрасту недалеко ушли от учителя и воспринимать его серьезно и адекватно не могут.
  • Тут же придется пройти «Экзамен на личность» коллективом. На сегодняшний день молодому специалисту, чтобы вырасти в творческого неординарного учителя, в достаточно консервативной школьной среде, необходимо быть личностью с сильным характером, умеющей отстаивать свои позиции.
  • Родители, также, часто не проявляют снисхождения к молодым педагогам. И если администрация не встает в защиту молодого учителя, то разочарования в профессии неизбежны.
  • Последней каплей может стать, непонимание со стороны близкого окружения. На сегодняшний день в обществе царит мнение, если молодой человек идет работать учителем, то он либо неудачник, либо не от мира сего. И чтобы изменить сложившийся социальный статус учителя, одного повышения заработной платы не достаточно, необходима соответствующая социальная политика государства.

В итоге не всякий молодой человек оказывается к этому готов, и в конце первого года работы в школе возникает закономерный вопрос: «Ради чего такие жертвы? Где та творческая профессия учителя, о которой так мечтал»? И тут бессмертными становятся слова гениального писателя Льва Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Таким образом, изменения в образовательной среде неизбежны, и они не возможны без «омоложения» школы, без струи «свежего воздуха», которым наполнен ветер перемен.

SPECIFIC OF SKILLED MATERIAL WELL-BEING OF SPHERE OF EDUCATION

Аннотация . Статья посвящена проблемам формирования кадрового обеспечения в сфере образования. Подробно описаны проблемы кадрового планирования в сфере образования. В статье определены направления решения выявленных проблем.

Annotation. The article is devoted the problems of forming of the skilled providing in the field of education. The problems of the skilled planning are in detail described in the field of education. Directions of decision of the exposed problems are certain in the article.

Ключевые слова: модернизация, сфера образования, кадровое планирование, проблема, молодые специалисты.

Keywords : modernization, sphere of education, skilled planning, problem, young specialists.

Модернизация системы образования РК, определяющая интеллектуальный потенциал страны, требует от каждой организации образования поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания.

Проблема формирования кадрового обеспечения всегда была, есть и будут одной из самых злободневных в сфере образования. Несмотря на то, что внешне она имеет дуальную форму и, вроде бы, касается только двух субъектов – работника и работодателя, на самом деле она намного шире и в эффективном ее решении заинтересованы не только прямые участники, но и косвенные. И в первую очередь само государство.

В настоящее время, существует проблема кадрового планирования в сфере образования, связанная со старением кадрового состава в учреждениях образования; неравномерностью гендерного распределения школьных учителей; привлечением молодых специалистов в сферу образования; проблемой старения педагогического состава проявляется наиболее сильно в части активных педагогов, осуществляющих дополнительную подготовку учащихся по углубленным программам.

В. Н. Федосеев приводит такое определение «Кадровое планирование – целенаправленная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями, является составной частью стратегического управления организацией, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соответствующих мероприятий. Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее работников» .

Кадровое планирование в сфере образования – это общий курс и последовательная деятельность государства, муниципальных образований, а также образовательных учреждений по формированию требований к персоналу образовательных учреждений, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учётом состояния и перспектив развития системы образования, прогнозов о количественных и качественных потребностях в педагогических кадрах.

Цель кадрового планирования – формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное развитие и функционирование образовательной системы.

Для организации важно располагать работниками, имеющими соответствующие способности и квалификацию, необходимыми для решения ее целей и задач. Кадровое планирование должно создавать условия для привлечения работников в организацию, поэтому одной из задач является учет интересов всех работников организации как интересов самой организации. Главной задачей кадрового планирования является обеспечение полной и эффективной занятости всех категорий работников на каждом предприятии. Сущность задачи достижения полной занятости означает достижение сбалансированности между количеством рабочих мест и численностью трудовых ресурсов по всем категориям работников .

Для более полного понимания выявленных проблем проанализируем движение кадров в образовании. Процессами, влияющими на изменение численности кадров в сфере образования, являются:

1) Процессы, увеличивающие численность кадров:

    устройство молодых специалистов;

    устройство педагогов, имевших стаж в других сферах деятельности;

    миграция педагогов.

2) Процессы, уменьшающие численность кадров:

    высвобождение молодых педагогов;

    высвобождение педагогов со стажем по собственному желанию;

    высвобождение педагогов со стажем по возрасту или болезни;

    высвобождение педагогов в результате неудовлетворительного прохождения аттестации;

    миграция педагогов.

Но финансовые причины – не единственные. В статье «Почему я ушла из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей» описываются различные случаи проблем адаптации специалистов, которые можно классифицировать:

    Финансовые причины:

    невысокая заработная плата;

    более выгодные предложения из других сфер деятельности.

    Нефинансовые причины:

    высокие нагрузки во внеклассной деятельности;

    высокие нагрузки в учебной деятельности;

    конфликты с педагогами-стажистами;

    неохотная передача опыта от учителей со стажем молодым.

Отсутствие стимула опытных педагогов передавать опыт молодым учителям приводит к тому, что ценные традиции советской образовательной системы, хорошо зарекомендовавшей себя в области естественных и математических наук , уходят вместе с их носителями.

Для решения проблем, связанных с вышеозначенными особенностями, можно определить несколько путей воздействия:

1) Совершенствование системы оплаты труда в части мотивации руководителей образовательных учреждений к пополнению трудового коллектива молодыми специалистами;

2) Создание механизмов стимулирования взаимодействия учителей-стажистов и молодых педагогов;

3) Создание условий для увеличения начальной зарплаты учителя и стимулирования повышать квалификацию;

4) Создание условий для более объективной оценки обществом материального статуса профессии учителя.

Резюмируя всё вышесказанное, можно выработать несколько направлений. Каждое из нижеперечисленных предложений – это тема отдельного объемного исследования и может быть реализовано в отдельной программе:

    Органам управления образованием осуществлять стратегическую кадровую политику в области образования, оценивать потребность в педагогах на ближайшие 5-7 лет и осуществлять взаимодействие с высшими и средними профессиональными учебными заведениями для размещения заказа по подготовке профильных специалистов.

    Разработать программу поддержки молодых учителей, заключающуюся в дополнительной оплате труда по работе в проблемных группах вместе с опытными педагогами. Такая мера помогла бы решить проблему доплат молодым специалистам, а также стимулировать передачу опыта от учителей-стажистов молодым.

    Совершенствовать систему оплаты труда таким образом, чтобы возникала позитивная мотивация руководителей образовательных учреждений привлекать молодых специалистов для работы в своём учреждении, а у молодого специалиста идти туда работать.

    Осуществлять информирование таких категорий лиц, как студенты педагогических вузов и учащихся школ объективными данными о зарплатах учителей.

Проблема может иметь катастрофические последствия, в случае, если она не будет вовремя предотвращена.

Для решения проблемы необходимы комплексные действия, образовательные учреждения самостоятельно не в силах решить эту проблему в отрыве от стратегической государственной и территориальной политики. Рыночные условия, к сожалению, этому не способствуют.

Список использованных источников

    Федосеев В. Управление персоналом: Учебное пособие – М.-Ростов н/Д: ИКЦ «Март», 2006.

    Развитие рыночного механизма управления персоналом на предприятии региона//Материалы республиканской научно-практической конференции. / Под. ред. М.Бухалкова.- Самара: СамГТУ, 1995.

    Россия: образование в переходный период //Документы Всемирного Банка. Доклад 13638- RUS. 22 ноября 1994 г.

    Поддержка молодых учителей//[Эл. ресурс]. Режим доступа:

Как уже было упомянуто выше, одним из приоритетных направлений реформирования образования является повышение качества образования. При достижении этой цели только лишь изменений содержания учебного процесса будет недостаточно. Важна планомерная работа по внедрению организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников. Также важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне и о грамотном управлении образовательной организацией. .

Таким образом, перед государством стоит задача разработки четко организованной эффективной кадровой политики в области образования.

Государственная кадровая политика в области образования представляет собой государственную стратегию кадровой работы, определение ее целей и задач, научную и практическую обоснованность, она направлена на обеспечение реализации государственной образовательной политики в конкретных исторических и политических условиях. Кадровая политика государства разрабатывается с учетом внутренних и внешних факторов влияния. Она соответствует стратегии развития государства и определяется кадровыми потребностями органов государственной власти в кадрах необходимого на данный момент времени качества и количества. . На наш взгляд, кадровая политика в области образования является основой всей кадровой политики государства.

Стимулами государственной кадровой политики являются:

ѕ материальные стимулы;

ѕ социальная гарантия и безопасность;

ѕ предоставление возможности самореализации;

ѕ повышение социального статуса .

Насколько используются данные стимулы в государственной кадровой политике в образовании будет рассмотрено нами ниже.

По словам известного специалиста по повышению эффективности государственного управления лорда Майкла Барбера, «качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей» .

С точки зрения разработчиков Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы», кадровый потенциал педагогических работников препятствует успешному распространению современных образовательных технологий, что неблагоприятно влияет на качество образования . Ярко выражен дисбаланс в возрастном и гендерном аспектах учительского корпуса: доля педагогов пенсионного возраста составляет 18% а доля молодых специалистов (до 30 лет) - только 13%; только 12% от общего числа педагогических работников являются мужчинами.

По мнению чиновников в образовании, привлекательность педагогической профессии можно повысить, увеличив уровень заработной платы педагогов. Согласно тексту документа, по данным мониторинга модернизации региональных систем общего образования, к концу 2011 года образовалась тенденция доведения этого уровня до среднего по региону. Однако, в социологическом опросе, проведенном Остапенко А.А. и Хагуровым Т.А., как сказано выше в нашем исследовании, уровень заработной платы у самих педагогов все ещё стоит на первом месте в перечне причин для беспокойства.

Ещё одной проблемой в кадровых преобразованиях системы образования является невозможность привлечения молодых специалистов из-за нехватки рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодых педагогов в образовательной организации. Для решения этой проблемы необходимо, опираясь на международный опыт, ориентировать кадровую политику на повышение качества педагогической деятельности и создание условий для своевременного повышения квалификации действующих педагогов.

В Государственной программе «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы» заложен ряд ожидаемых положительных результатов реформирования, т.е. приоритетных направлений кадровой политики:

ь установление конкурентноспособной заработной платы педагогических работников путем её повышения до 100% от средней заработной платы по региону;

ь повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров.

ь обновление педагогического корпуса общего образования, путем повышения уровня подготовки специалистов.

ь оказание поддержки молодым специалистам более опытными коллегами в течение первого года работы

ь возможность получения льготного ипотечного кредита на приобретение жилья молодыми специалистами, закрепившимися в профессии

Помимо рассмотренного выше в 2013 году был утвержден другой документ государственного уровня, регламентирующий осуществление кадровой политики в системе общего образования - Профессиональный стандарт педагога . Здесь не только предъявляются требования к кандидату на должность педагога (в том числе, общего образования), но и четко определены знания и умения, необходимые для успешной реализации всех прописанных трудовых действий в составе трудовых функций учителя. Данный документ носит рамочный характер и предъявляет объединенные требования к квалификации педагогов.

Введение такого стандарта несомненно упрощает принятие руководителем решения о приеме на работу сотрудника, способствует прохождению аттестации педагогических работников и планированию их карьеры. С другой стороны, соответствие уже работающих учителей требованиям стандарта предлагается оценивать посредством внутреннего и внешнего аудита, что на какой-то период будет помещать педагогов в ситуацию «под колпаком».

Помимо этого, некоторые предъявляемые стандартом нормы требуют от учителей не только педагогических знаний, но и знаний из смежных наук: психологии, культурологии, религиоведения, дефектологии. Такие требования, по мнению самих педагогов, свидетельствуют о замене целого ряда специалистов одним человеком, что вызывает отрицательные эмоции в педагогической среде.

Ещё одним минусом Стандарта, с точки зрения педагогов-практиков, является тот факт, что для соответствия предъявляемым требованиям необходимо постоянно повышать свою квалификацию путем непрерывного образования или самообразования, для чего пока не созданы ни финансовые, ни организационные условия в большинстве школ России .

Переход образовательной системы на нормативно-подушевое финансирование также становится причиной для корректировки кадровой политики в этой сфере. Напомним, что при таком типе финансирования каждая образовательная организация получает определенную сумму, напрямую зависящую от количества обучающихся. Помимо этого не стоит забывать об общегосударственной политике установления заработной платы учителей не ниже среднего уровня экономики региона. Такая ситуация в современных условиях экономического кризиса ставит руководителей многих образовательных организаций в тупик: в большинстве случаев единственным возможным выходом становится сокращение числа ставок учителя и увеличение нагрузки сохранившихся ставок при условии сохранения их заработной платы на среднем экономическом уровне. В противном же случае сохранения имеющегося числа учительских ставок на лицо становится тенденция обратного снижения доходов учителей, что будет препятствовать политике государства .

Становится очевидным, что в современном состоянии российской системы общего образования существует ряд проблем и противоречий, которые нужно разрешать путем грамотной разработки и реализации кадровой политики. К таким проблемам можно отнести

ь отсутствие у значительного числа педагогов необходимых знаний и квалификации для соответствия требованиям профессионального стандарта педагога;

ь безадресную разработку и неперсонифицированную реализацию программ повышения квалификации;

ь разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогических направлений и требованиями, заявленными к квалификации педагогов;

ь отсутствие четких принципов и возможностей построения карьеры в сфере образования.

Для решения этих и ряда других проблем правительством РФ была утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, вызванная необходимостью повышения эффективности общего образования и его конкурентоспособности. Главной идеей этой программы становится разработка и освоение всеми педагогами программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, ориентированных на соответствие требованиям профессионального стандарта .

Изложенные выше факты свидетельствуют о нормативно закрепленном ряде основных направлений современной кадровой политики в системе общего образования. Однако не определено четкого механизма деятельности руководителя образовательной организации по её разработке и эффективной реализации. Обратимся к материалам исследований Волкова В.Н. , где выделены сферы кадровой политики образовательной организации:

Подбор и расстановка кадров - определяются и регламентируются требования к кандидатам и принципы трудовой дисциплины уже работающих сотрудников. Здесь же предлагается составить перспективный план по привлечению специалистов. Определяются условия, на которых принимается сотрудник, обязательность прохождения испытательного срока. Решаются вопросы расстановки кадров и распределения учебной нагрузки.

Система обучения педагогов - освоение учителями программ региональных институтов развития образования, альтернативных учебных центров; внутришкольное обучения педагогов по адресно разработанным и актуальным для конкретного учебного заведения программам. Предоставление возможности обучаться в ВУЗах без отрыва от производства. Создание условий для самообразования педагогов.

Информационная поддержка педагогов - предоставление информации всем педагогам о деятельности учреждения и работе их коллег путем общих собраний, индивидуальных собеседований, работы методической службы, информационных материалов. При этом необходимо создание системы обратной связи с сотрудниками, мотивированной определенностью функциональных обязанностей, равными возможностями, возможностью участия в управленческих процессах, поддержкой инициатив, возможностью совершенствоваться, стабильностью принятых правил.

Система стимулирования педагогов - основой для поощрения работников наряду с результатами их деятельности являются отзывы заказчиков о качестве произведенных услуг, что определяет эффективность деятельности конкретных педагогов и ОО в целом. Однако ввиду отсутствия дополнительных ресурсов извне школьная система стимулирования до сих пор стоит на месте и состоит из материального и чаще морального поощрения.

Вовлечение педагогов в процесс управления ОУ - осуществляется путем участия учителей в разработке и реализации корпоративной культуры, делегирования полномочий, работы творческих групп, формирования состава «резерва» на занятие руководящих должностей.

«Социальный пакет» педагогов - предоставление педагогам государственных социальных льгот и гарантий, формирование дополнительных льгот за счет привлеченных ресурсов конкретной ОО.

Основываясь на том, что современное состояние системы общего образования находится в ситуации перехода от государственного управления к конкуренции, необходимо учитывать условия, позволяющие работникам справляться с новыми требованиями деловой жизни. Для достижения эффективности кадровой политики все её составляющие необходимо объединить в единое целое и направить на решение ряда задач, способствующих успешному функционированию организации :

  • 1. Набор сотрудников, максимально соответствующих требованиям учреждения и нормативных актов, регламентирующих его деятельность. При этом следует выявлять эти соответствия и в числе уже работающих педагогов.
  • 2. Адаптация вновь принятых работников к сложившемуся трудовому сообществу, т.е. обеспечение им условий для быстрого привыкания и выхода на эффективные показатели.
  • 3. Выделение ряда сотрудников, способных к непрерывному образованию и самообразованию.
  • 4. Эффективная и объективная оценка трудового потенциала подчиненных путем выделения наиболее соответствующих его компонентов требованиям стратегии организации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в современных условиях реализуя кадровую политику государства в области образования, руководители должны ориентироваться на социальные ценности, базируя её в большей степени на экономических стимулах и социальных гарантиях, приводящих в соответствие интересы отдельных сотрудников и организации в целом . При этом в ситуации возрастания внимания к личности подчиненного и общего дефицита финансовых ресурсов, поступающих в сферу образования, наступает период поиска новых стимулов, способствующих достижению высокой производительности труда и повышению эффективности показателей педагогической деятельности.


«Медицинская газета» о медико-демографической ситуации в России
«Российские вести» и «Экономика и жизнь» о постановлении КС по пособию роженицам
«REGIONS.RU» о размерах пособий по беременности и родам
«Известия» об абортах
«Der Standard» о позднем материнстве
«Российская Бизнес-газета» о занятости женщин и гендерном неравенстве
«Огонек» о российском рынке труда
«Новая газета» о кадровых проблемах российского образования
«Российская газета» об экономическом процветании и бедности в России
«Новые известия» о расширении полномочий ФМС

… о кадровых проблемах российского образования

Только демографическая яма и пенсионеры спасают российскую школу от нехватки учителей

О детях по-взрослому
Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО заявил, что число мест в пединститутах будет сокращаться, потому что готовить столько учителей, сколько сейчас, - не нужно.
Но, казалось бы, в школе должно быть некому работать: молодые педагоги от своей специальности убегают всеми силами. Есть регионы, в которых приходят в школы 6% выпускников педвузов. В среднем, по официальным данным, - 40%. Это при том, что ежегодная потребность в новых учителях - 45 тысяч человек. Почему же не только не видно бедственного положения с педагогами в школе, но даже прием в педвузы сокращается? Школа научилась обходиться без учителей? Кто сегодня работает с детьми? И почему молодежь не идет в учителя?
В обществе есть набор ролей, которые воспроизводятся, несмотря ни на что: даже если закрыть школы и объявить запрет на педагогическую деятельность, кто-то все равно будет учить. И очень скоро станет понятно, что среди тех, кого выбрала профессия, есть истинные подвижники, а есть типичные приспособленцы, которые извлекают выгоду из сложившейся ситуации. Но если государство планирует влиять на кадровый состав учителей, если для общества важна школа как инструмент выращивания и программирования своего будущего, рассчитывать только на то, что свято место пусто не бывает, нецелесообразно.
Понятно, что на выбор профессии влияет и социальная ситуация: как оценен этот труд, как государство и общество к нему относятся?
Сегодня уровень заработной платы в образовании - 60-65% от средней заработной платы по стране, в декабре 2006 года это было 6984 рубля. Причем в школе зарплата ниже, чем в профессиональном образовании. Это один из самых низких показателей (ниже только культура). Да, за последние четыре года уровень оплаты труда учителей вырос, но этот рост не мог соревноваться с ростом цен и ростом доходов у других категорий трудящихся. Средний доход в Москве составляет сейчас около 25 тысяч рублей в месяц. А зарплаты московских учителей - 13-17 тысяч рублей, причем они гораздо выше, чем в других регионах.
У нас крайне нестабильная, слабопрогнозируемая ситуация на рынке труда: выбирая профессию, абитуриент не знает, будет ли она востребована, когда он закончит вуз. Это в целом. Но с прогнозом по учительским зарплатам ни у кого никаких иллюзий уже не осталось: они так давно непростительно низкие, что любой ученик считает своего преподавателя если не неудачником, то чудаком. Повторить его судьбу планируют или действительно призванные профессией: представители учительских династий, люди, обожающие детей, или... те, кто ни в какой другой вуз, кроме педагогического, поступить не надеется. Как сказал на встрече с директорами и учителями школ - федеральных экспериментальных площадок - Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по интеллектуальному потенциалу нации Общественной палаты: "Ситуация в системе образования становится хуже год от года по ключевому фактору - кадровому составу. Осуществляется двойной отрицательный отбор: в вузы педагогической направленности идут те, кто не попал в другие, и после вуза в школы идут те, кто никуда больше не устроился. Пока такого рода ситуация будет сохраняться, мы не сможем говорить о том, что общество сделало какие-то реальные шаги навстречу образованию, а следовательно, и своему будущему.
Подвижников в школе остается все меньше и меньше. Эти люди приходили в систему образования, когда престиж профессии учителя был совершенно другим.
Творческому человеку надо платить так, чтобы ему хотя бы на книги хватало. Сегодня на книги учителям не хватает! Не хватает на театры, на поездки. Следовательно, в эти сектора идут совершенно не те люди. Я никак не хочу бросить тень на тех молодых людей, которые по-прежнему верят в систему образования, но, к сожалению, туда все больше и больше приходят случайные люди. Подвижников, сложившихся профессионально в 70-80 годы, замещают люди с другой моралью. По результатам опроса педагоги вовлечены в отношения, совершенно невозможные раньше: от морального долга перед учеником происходит сдвиг в системе ценностей к задаче обеспечить свой доход. И это очень опасная тенденция для системы образования. Чемпионами по коррупции сегодня являются высшие учебные заведения: давление рынка, полного соблазнов, очень велико. Школа носителем сколько-нибудь различимой населением коррупции не является. Болезнь поразила лишь часть системы".
Итак, в школе не платят, а значит, молодежь туда не пойдет. Это должно было бы быть серьезной государственной проблемой. Но тут на помощь правительству пришло резкое сокращение числа школьников.
До школы докатилась демографическая яма: в 2000 году было 20 миллионов школьников, в этом году - их 15 миллионов. Если учеников стало на четверть меньше, то и учителя должны были высвободиться? Их трудоустройство должно было бы стать серьезной проблемой? Но, учитывая, что притока молодежи нет, то и проблемы с лавинообразным высвобождением учителей на местах тоже не отмечают.
Есть и еще две тенденции, которые спасают сегодня кадровую ситуацию в отрасли. Это работа учителей больше чем на одну ставку и пенсионеры, которые не уходят на заслуженный отдых. И та и другая тенденция вызвана нехваткой денег.
Когда зарплаты не хватает, приходится больше работать, чтобы хоть что-то получить. И вот уже нагрузка в две ставки стала обычным делом в школе. Понятно, что это не на пользу уроку, который из спектакля становится просто конвейерным продуктом, не на пользу детям, на которых у учителя просто не остается эмоционального ресурса. Не надо объяснять, как выматываются учителя.
Надо сказать, что в статистике, которую подают регионы, рабочие места, закрытые таким образом, вакантными не считаются. Считаются только те, где уже совсем никто уроки не ведет. Таких остается совсем немного, потому что, кроме учителей, работающих больше, чем на одну ставку, спасает дело старая гвардия. Если двадцать лет назад в школе работало 5-6 % учителей пенсионного возраста, то сейчас, например, в Якутии и на Камчатке их четверть. В среднем пенсионеров в школе 10,5%, и число их растет на 8-10 тысяч в год. Число тех, кому придет время выходить на пенсию в ближайшие годы, велико: больше 20 лет стажа сегодня у 39 % учителей.
Но министерство может чувствовать себя спокойно: не беда, что учителя уходят из отрасли, не беда, что молодежи в школе нет, главное, что число учеников продолжает сокращаться и пенсионеры остаются работать.
А в сложившейся ситуации почему не сократить прием в педвузы, если не получается добиться приоритетного финансирования образования и разработать крепкую кадровую политику в отрасли? Зачем тратиться на подготовку учителей, если до школы они все равно не дойдут?