Кто из царей не был в кузьминках. Усадьба голицыных "влахернское-кузьминки"

На протяжении своей истории Кузьминки имели несколько названий. Первое из них было «Мельница », по стоявшей когда-то здесь мельнице на речке Голедянке. Ещё в начале XVIII в. здесь находился непроходимый сосновый лес, который ещё спустя век, в середине XIX в. тянулся до села Карачарова. В народной памяти долго сохранялось предание, что мельница когда-то была построена мельником Кузьмой — отсюда и Кузьминки. Действительно, писцовая книга 1624 г. зафиксировала здесь, среди владений Николо-Угрешского монастыря, «пустошь , что была Кузьминская мельница». Другим названием этой местности и возникшего здесь в первой четверти XVIII в. села стало Влахернское.

Это название связано с родом «именитых людей» Строгановых, игравших выдающуюся роль в отечественной истории. О происхождении этой фамилии рассказывают по-разному. По одной из легенд, где быль тесно переплелась с выдумкой, родоначальником Строгановых был близкий родственник татарского хана, по некоторым утверждениям — даже его сын, который во второй половине XIV в. выехал в Москву к великому князю Дмитрию Донскому. Здесь татарский мурза крестился в православную веру с именем Спиридона, женился на близкой родственнице великого князя и нашёл свою вторую родину. По легенде, хан, узнав о крещении Спиридона, потребовал у Дмитрия Донского его выдачи, но получил отказ и отправил на Русь сильное татарское войско. Князь выслал против них свою рать во главе с самим Спиридоном. Произошла битва, русские были разбиты, а Спиридон захвачен в плен. Татары попытались возвратить пленника в прежнюю веру, но всё было безрезультатно, и тогда хан приказал привязать его к столбу, и тело на нём исстрогати, а потом всего на части изрубя, разбросать, что и было исполнено. Родившийся вскоре после смерти Спиридона его сын Козьма получил фамилию Строганов, в память о мученической кончине отца.

Гораздо более правдоподобным является предание о происхождении Строгановых от стародавней новгородской фамилии Добрыниных, обладавших огромными владениями в старинных новгородских владениях — Устюжне и Сольвычегодске. Последующие исследования историков окончательно опровергли легенду о происхождении Строгановых от татарского мурзы и подтвердили то, что они были выходцами из Новгорода, а их родоначальником действительно был некий Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского.

На протяжении XV-XVII вв. Строгановы, приумножая из поколения в поколение, скопили огромные земельные богатства в Приуралье — сначала в Сольвычегодске, а затем в Перми. К началу XVIII в. в их руках оказалось несколько миллионов десятин земли. На протяжении нескольких столетий Строгановы показали себя прекрасными и рачительными хозяевами. Главным и самым существенным источником их колоссальных доходов явилось солеварение. Фактически это был один из первых видов добывающей промышленности в России. Другим источником пополнения их богатств стала меновая торговля с сибирскими народами.

Нуждаясь в рабочих руках, Строгановы привлекали к себе выходцев из центральных районов России различного рода льготами. Зачастую среди них было немало беглых крестьян, но Строгановы принимали к себе практически любого человека, особо не интересуясь его прошлым, был бы лишь хорошим работником. Отношение Строгановых к своим людям резко выделялось на тогдашнем фоне своей внимательностью и заботой к их нуждам, за что они платили им тем же самым. О широкой популярности Строгановых даже у отпетых людей свидетельствует небольшой факт. Современник Петра I и первый владелец Кузьминок Григорий Дмитриевич Строганов, о котором речь пойдет ниже, имел обыкновение ежегодно весной с началом навигации отправлять своих людей на принадлежавшие ему солеварни с деньгами для текущих расходов и расплаты с наёмными рабочими. В 1712 г. он послал туда огромную по тем временам сумму в 50 тыс. рублей. У Сольвычегодска к строгановским людям присоединился приказчик одного московского купца с 10 тыс. рублями. Поднимаясь вверх по реке, посланные встретили воровскую шайку знаменитого местного разбойника Конькова с 60 людьми. Силы были неравными, и после небольшой перестрелки Коньков захватил весь груз, а сопровождавших взял в плен. Узнав, однако, что захваченные люди и деньги принадлежат Строганову, Коньков тотчас освободил всех пленников, вернул деньги и «весь скарб до малейшей вещи», заявив: «Нам ли батюшку нашего, Григория Дмитриевича, обидеть?» Впрочем, внакладе грабитель не оказался, оставив у себя деньги московского купца.

Владения Строгановых находились на дальней окраине тогдашней России. С востока с ними граничили земли сибирского хана Кучума. Беспокойное соседство, нередкие нападения воинственных татар заставляли Строгановых строить многочисленные «городки » и «острожки », т.е. небольшие крепости. В них они на свой «кошт » держали «пушкарей , пищальников и воротников» для «береженья от ногайских людей и других орд». Постоянные угрозы со стороны хана Кучума заставили Строгановых предпринять в 1578 г. известный исторический шаг — призвать «удалых людей» из волжских казаков во главе с Ермаком, а затем, снабдив всем необходимым, послать их в 1581 г. походом на Сибирь. Это была одна из самых блестящих страниц в истории рода Строгановых.

В трудные времена российской истории Строгановы всегда оказывали материальную помощь московским государям. Когда в середине XV в. великий князь Василий Тёмный после неудачной битвы попал в татарский плен, Строгановы собрали огромную сумму для его выкупа. В период Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII в. они много помогали денежными средствами и ратной силой. За эти заслуги они были пожалованы особым, только им присвоенным званием «именитых людей» и правом называться и писаться с полным отчеством — с «вичем ». В этом звании они пользовались исключительными правами — неподсудностью обыкновенным властям (их мог судить только сам царь), правом строить города и крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владетелями Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами, самим судить своих людей, льготами от многих налогов и податей. В знаменитом своде законодательства XVII в. Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича эти права Строгановых фиксировала особая статья.

В конце XVII в. единоличным обладателем всех строгановских богатств стал Григорий Дмитриевич Строганов. О размерах его владений говорит лишь один факт, что ему принадлежало 20 городков и несколько сотен сёл и деревень. Эти огромные средства давали возможность ему оказывать значительную помощь Петру I, на сторону которого Григорий Дмитриевич встал ещё во время его борьбы с царевной Софьей. Вместе с государем Строганов строит корабли в Воронеже и Архангельске, помогает деньгами во время Северной войны, снабжает армию необходимыми припасами.

В 1703 г. Григорий Дмитриевич переселяется в Москву. Очевидно, тогда же Пётр I жалует ему подмосковные Кузьминки. Здесь Строганов строит свою загородную усадьбу, в которой для приезда государя был специально устроен особый дом.

Григорий Дмитриевич скончался в первопрестольной в ноябре 1715 г., а к следующему 1716 г. относится первое сохранившееся документальное известие об имении. Оно содержится в просьбе его вдовы Марии Яковлевны (урожденной Новосильцевой) поставить деревянную церковь «на речке Голеде, при мельнице Кузьминке». Строительство храма было закончено к 1720 г. По описанию этого времени, в Кузьминках значились усадьба помещика, дворы причта и пять дворов «деловых » людей, обслуживавших имение. Церковь была посвящена Влахернской иконе Божьей матери, и с этого времени в официальных бумагах встречается и другое название Кузьминок — Влахернское. Посвящение храма Влахернской иконе было не случайным. В 1653 г. отцу Петра I царю Алексею Михайловичу из Иерусалима были присланы два списка с этой иконы, считавшейся чудотворной. Один образ был помещён в Успенском соборе московского Кремля, а вторым образом за свои заслуги был пожалован Дмитрий Григорьевич Строганов, отец первого владельца Кузьминок.

Вплоть до 1740 г. имение находилось в совместной собственности детей Григория Дмитриевича Строганова — Александра (1698 —1754), Николая (1700 —1758) и Сергея (1707 —1756). По семейному разделу этого года Кузьминки достались старшему из братьев. Строгановы владели Влахернским до 1757 г., когда дочь Александра Григорьевича Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731 —1804). В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. С этого времени вплоть до 1917 г. Кузьминки принадлежали Голицыным.

С середины XVIII в. для Кузьминок начинается период расцвета. Михаил Михайлович Голицын с первых же дней всецело отдаётся заботам по устройству своей подмосковной. В 1759—1762 гг. вместо сгоревшей деревянной церкви по проекту архитектора И.П. Жеребцова строится новый каменный храм, который богато украшается. Возводятся различные хозяйственные постройки, оранжереи, другие здания. При этом крестьянские дворы были перенесены на новое место, примерно за версту от храма, где возникает новое селение, названное Аннино, по имени супруги князя.

Центром усадьбы становится главный дом, построенный в конце XVIII в. архитектором И.В. Еготовым. Своим фасадом он выходил на парадный двор, окружённый с восточной и южной сторон регулярным садом с прямой подъездной аллеей. Одновременно в пойме небольшой речки Пономарки был устроен каскад из 4 прудов, общей площадью 30 гектаров. Самый большой из них — Верхний Кузьминский занимает территорию 15 гектаров, другие носят названия: Нижний Кузьминский, Шибаевский и Щучий. В 1794—1798 гг. усадебный храм был перестроен архитектором P.P. Казаковым в строгих формах стиля классицизма, с тосканскими портиками и круглым световым барабаном с главкой-бельведером.

М.М. Голицын владел Кузьминками на протяжении почти полувека, вплоть до своей кончины в 1804 г. После этого еще 12 лет имением владела его вдова Анна Александровна, которая продолжала расширять свою усадьбу. Незадолго до войны с Наполеоном она округлила владения Кузьминок, прикупив к ним у казны за 20 тыс. рублей 100 десятин земли с мелким лесом в местности Вёшки.

Под конец жизни Анне Александровне пришлось пережить горькие минуты разорения Кузьминок французскими солдатами в 1812 г. Хозяева не ожидали, что Москва будет сдана Наполеону, и поэтому много из усадьбы вывезти не успели. После отступления врага оказалось, что церковь и господский дом были полностью разграблены, вся мебель в доме сломана, а у крестьян захвачены и увезены хлеб, сено, скот и другие припасы.

Несмотря на это, Кузьминки возрождаются вновь, причём с большим блеском и пышностью. В 1813—1815 гг. по соседству с главным домом архитектором А.Н. Воронихиным был построен так называемый «Египетский домик», представляющий собой павильон, украшенный в египетском стиле.

После смерти Анны Александровны в 1816 г. хозяевами имения становятся её сыновья Александр (1772 —1821) и Сергей (1774 —1859), а после кончины брата с 1821 г. единоличным владельцем усадьбы становится князь Сергей Михайлович Голицын. Именно при нём усадьба получает законченный облик и входит в число наиболее известных подмосковных имений, встав в один ряд с Останкином, Архангельским и Кусковом.

Вскоре он приступает к дальнейшему обустройству усадьбы, которое велось при участии видного московского зодчего Д. И. Жилярди. В 1819—1823 гг. тот возводит комплекс Конного двора. В 1826 г. по его проекту устраивается висячий мост на остров. На пруду была устроена целая флотилия из яхты и нескольких ботиков, которые обслуживали специально нанятые матросы. Возводятся новые каменные хозяйственные постройки. Особое внимание уделяется оранжереям. По описи 1829 г., в них имелось 152 лимонных дерева, 291 померанцевых, 26 апельсиновых, 502 грушевых, 509 слив, 217 вишнёвых, 618 ананасных. Уходом за растениями были заняты 30 садовников. Интересно, что оранжереи не только оправдывали себя, но и приносили владельцу ежегодный доход в 3 тыс. рублей. Около оранжерей был разбит парк в английском стиле, за которым следили 40 рабочих. Вскоре он стал излюбленным местом загородных прогулок москвичей, которых привлекали чисто подметенные дорожки, посыпанные красным песком, вдоль которых стояли чугунные лавочки и диваны для отдыхающих.

В 1831 г. Сергей Михайлович Голицын вновь расширяет имение прикупкой за 12 тыс. рублей у Егора Дмитриевича Фалеева, из калужских купцов, позднее выбившегося в личные дворяне, 120 десятин земли, занятой лесом и частично пашней. В следующем году при въезде в усадьбу он ставит парадные ворота, отлитые из чугуна на его собственных заводах. Рассказывали, что на них ушло до 18 тыс. пудов чугуна.

В 1844 г. по проекту Д.И. Жилярди на пруду были сооружены гранитные пристани из серого дикого камня со львами, а на берегу пруда были устроены «пропилеи » — декоративное сооружение из двойного ряда колони. На месте старого деревянного домика, где, по преданию, в начале XVIII в. останавливался во время приездов в Кузьминки Пётр I, был устроен чугунный обелиск. В следующем году на конной ферме, считавшейся одной из лучших в России, были установлены две конные группы — копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге. Работы по устройству усадьбы велись в общей сложности на протяжении 30 лет вплоть до 1856 г.

В историю московской жизни первой половины XIX в. Кузьминки вошли своими знаменитыми гуляньями, когда в летние дни парк был открыт два раза в неделю для всей «приличной » публики. Москвичи ездили сюда всей семьёй на целый день, запасшись провизией, даже со своим самоваром, на случай, если столики, предназначенные для чаепитий, все будут заняты. Но наиболее известным было ежегодное гулянье в день 2 июля, когда праздновался храмовый праздник Влахернской иконы Божьей матери. По своему размаху оно не уступало известному гулянью москвичей на 1 мая в Сокольниках. По воспоминаниям очевидцев, в этот день с раннего утра тысячи экипажей направлялись в имение Голицына, и все девять вёрст от тогдашней Москвы до Кузьминок дорога представляла собой по сути оживлённую городскую улицу. После торжественного богослужения, где присутствовала вся московская знать, начиналось собственно гулянье. В саду гремели оркестры, на прудах скользили шлюпки с матросами, в одной из рощ ставились самовары. Особое место было выделено для простого народа. По своему размаху эти праздники напоминали старикам пиры вельмож «золотого XVIII столетия» и их часто сравнивали с теми, что в свое время давали Екатерине II Потёмкин, Орлов и Шереметев. По весьма приблизительным подсчетам, в этот день в Кузьминки приезжало до 12 тыс. экипажей, а всего в саду гуляло более 100 тыс. москвичей. Гулянье заканчивалось уже глубокой ночью, когда небо озарял великолепный фейерверк в 40 тыс. огней.

В 40-е годы XIX в. князь СМ. Голицын пригласил в Кузьминки одного из своих знакомых Павла Сумарокова. Заглянем в его дневник. Он так описывал Кузьминки: «Местоположение плоское, весьма обыкновенное, но искусство и полтора миллиона рублей превратили Кузьминки в прекраснейшую подмосковную. Князь пригласил меня туда на храмовый праздник 2 июля. Кареты, коляски тянулись рядами, нищие мальчики и девочки бежали рысью, умоляя о подаянии. Своротили с большой дороги и показалась чугунная решётка, за нею другой двор, другая решётка с бронзовыми украшениями, с княжеским гербом на воротах. Куча официантов стояла на крыльце, и в комнатах много гостей, одни сидели на балконе, другие играли в карты. Дом дубовый, прибран со вкусом и достоин великого внимания. Оный существует 158 лет, и Пётр Великий часто бывал в нем у Строганова. За обед поместилось 136 посетителей; всё барское, богатое, вина редкие, плодов горы, гремит музыка, в окна заглядывают любопытные — шляпы, перья, бороды между ними. Незваных сих гостей было до 5 тысяч, и коляски, тележки, дрожки занимали все аллеи. Сады с пригорками, речками, беседками великолепно соединяются между собой и представляли тогда модные, шумливые общества. К вечеру вся зелень осветилась разноцветными фонарями, и фейерверк заключил празднество, похожее на царское».

Подобное великолепие продолжалось почти до отмены крепостного права в 1861 г. Князь Сергей Михайлович Голицын не дожил до этого двух лет. После его кончины имение отошло в 1859 г. к его племяннику Михаилу Александровичу Голицыну, но тот вскоре умер, и Кузьминки достались его 17-летнему сыну Сергею (1843 —1915). Он дослужился до чина полковника, а по придворной линии получил звание егермейстера. В историю своей эпохи он вошёл тем, что эпатировал светское общество, записавшись в купцы первой гильдии и занявшись при этом коммерцией. Новый владелец уже не мог поддерживать усадьбу с прежним размахом. По семейным обстоятельствам с 1873 г. для своего летнего отдыха он выбирает другую свою подмосковную — село Дубровицы под Подольском, а усадьба в Кузьминках приспособляется под сдачу внаём дачникам. После отъезда С.М. Голицына из имения Кузьминки окончательно превращаются в дачный посёлок, соединявшийся летом регулярным движением с ближайшими железнодорожными станциями. В конце 1900-х годов С.М. Голицын предлагал продать имение городу для устройства в нём новых полей орошения, т.е для расширения городской канализации. Но Кузьминки являлись майоратом, на их продажу требовалось личное согласие царя, однако Николай II отказал в этой просьбе, полагая, что имение должно было оставаться в роду Голицыных.

После революции в усадьбе разместился с 1918 г. Институт экспериментальной ветеринарии. Из-за этого решения Кузьминки приходят в упадок, и лишь в 1990-е годы здесь создается музей усадебной культуры.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Мостик в усадьбе

В усадьбе открыты еще два необычных музея. Литературный музей Константина Георгиевича Паустовского с 1987 года занимает Серую дачу, ее еще называют Домом садовника.

Рядом находится Музей меда, возле которого с 2005 года стоит памятник пчеле. Внутри «медовый» музей выглядит как пасека с ульями. Здесь посетители могут одеть специальные костюмы и на практике изучить процесс производства меда. А для настоящих сладкоежек и увлеченных биологов всегда распахнуты двери Клуба любителей меда и Школы практического пчеловодства.

Рейтинг достопримечательности

← УСАДЬБЫ МОСКВЫ МОСКВА →

Известная также как «усадьба Кузьминки » и «Старые Кузьминки », некогда принадлежала известным российским семействам Строгановых и Голицыных.

Владения располагались по обе стороны от русла речушки Чурилихи, на протяжении которой было устроено несколько прудов, среди которых Нижний и Верхний Кузьминский, Шибаевский, Люблинский и другие.

Происхождение название и начало истории

Первое упоминание о местности находим в летописных документах XVII столетия, а именно при описании периода между 1623 и 1624 годами, где она описана, как «пустошь, что была Кузьминская мельница». В те годы эти земли являлись вотчиной Николо-Угрешской обители, а сама мельница была предана огню еще в Смутное время.

Прошло время и ее восстановили, а в 1680-х появилась и летописная запись, где она значится «мельницей Кузминка».

Интересно, что даже после закрепления земель за Григорием Дмитриевичем Строгановым, владение называлось то «Мельницей», то по обозначению последней - «Кузьминка (Кузьминское)», а уже со временем преобразовалось в привычные нам «Кузьминки».

Вопрос, почему мельницу именовали именно так, до сих пор остается открытым. Гипотез достаточно - от имени предполагаемого владельца мельницы по имени Кузьма и до наименования по возможно стоявшей здесь церквушке во имя Косьмы (Кузьмы) и Дамиана.

История усадьбы при Строгановых

Земли вокруг Мельничного пруда (ныне - Нижний Кузьминский), принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю, были дарены Григорию Дмитриевичу Строганову - промышленнику, финансисту и крупному государственному деятелю - самим императором Петром Первым в 1702 или в 1704 году.

Тогда же к строгановским владениям присоединили и часть земель Симонова монастыря , включавшие в себя ряд пустошей в окрестностях деревеньки Грайвороново.

Вскоре здесь появился и главный дом, который Строганов выстроил из древесины дуба.

К 1720-му году на территории владения отстроили деревянную церквушку, освященную во имя Влахернской иконы Божией Матери , после чего имение в официальных документах начали именовать, как «село Влахернское, Мельница тож».

Почему церковь возвели в честь Влахернской иконы Богоматери?

Еще в 1653-м году самодержец Алексей Михайлович - батюшка императора Петра Великого - получил из Иерусалима два списка с этого образа, являвшегося чудотворным. Один из них он передал в кремлевский Успенский собор, а другой вручил за особые заслуги Дмитрию Григорьевичу Строганову - отцу Григория Дмитриевича (список, принадлежавший Строгановым, сегодня хранится в Третьяковской галерее).

К 1740-му году единственным владельцем усадьбы Влахернское-Кузьминки становится Александр Григорьевич Строганов. При нем речку Чурилиху перегородили плотинами, благодаря чему появился нынешний Верхний Кузьминский пруд.

История усадьбы Кузьминки при Голицыных

К Голицыным усадьба Кузьминки с наделом земли в 518 десятин отошла в качестве приданного Анны Александровны Строгановой, дочери Александра Григорьевича, которая обвенчалась с князем Михаилом Михайловичем Голицыным.

При новом хозяине Влахернское-Кузьминки ждали большие изменения.

Михаил Михайлович особое внимание придавал ландшафтному дизайну, благодаря чему на Чурилихе появился каскад из 4 прудов, сохранившихся до сей поры. Именно благодаря водоемам вокруг образовался своеобразный и неповторимый микроклимат.

Сын хозяина - Сергей Михайлович Голицын, как младший сын, унаследовал полностью эти земли и значительно расширил владения за счет присоединения ближайших поселений, среди которых нынешние Котельниково, Ильинское и Чагино, а также пустошь Вешки, приобретенная у представителя дворянства Е.Д. Фалеева.

Весь XIX век на усадебной территории всегда что-то строилось-перестаивалось. Именно в этот период здесь появились на Липовой аллее парадные въездные ворота - Чугунные. Изготовили их на принадлежащем Голицыным уральском металлургическом заводе.

В гостях у Сергея Михайловича и его супруги Авдотьи Ивановны Голицыной (Измайловой), которую за ее привычку принимать гостей в своем салоне поздними вечерами или ночью прозвали «ночной княгиней» и «княгиней полуночи», часто останавливались царственные особы:

  • Вдовствующая супруга Павла I Мария Федоровна пробыла во Влахернском-Кузьминках с конца июня и до середины июля 1826 года. Специально для нее была выстроена специальная беседка, которая простояла здесь вплоть до революции.
  • В 1830-м и в 1835-м году усадьбу Голицыных посетили уже сыновья императрицы Марии Федоровны - великий князь Михаил Павлович и император Николай Первый, соответственно. В память о приезде царствующих Романовых в имении поставили памятный знак.
  • В июле 1837-го в усадьбу наведался будущий император Александр II, а тогда еще цесаревич Александр Николаевич. Сопровождал его в той поездке поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский. Это был не последний приезд императора. Сюда он вернулся уже в августе 1858-го со своей супругой Марией Александровной.
  • Последним из рода Романовых здесь побывал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной, которые заезжали сюда по пути в Николо-Угрешскую обитель и обратно.

В 1859-м году, после ухода в мир иной Сергея Михайловича Голицына, усадьбу унаследовал его внучатый племянник - полный тёзка. Последний проживал в Кузьминках с семьей все летние дни вплоть до 1883-го года, после чего оставил усадьбу в пользование своей прежней супруге Александре Осиповне и сменил место отдыха на голицынскую усадьбу в Дубровицах (ныне - Подольский район).

В конце XIX столетия во владениях появились так называемые наемные загородные дачи. В разное время в них отдыхали и трудились Федор Михайловича Достоевский (1866 год), который снимал домик в стоящей по соседству усадьбе Люблино, где трудился тогда над своим произведением «Преступление и наказание», и Владимир Ильич Ленин (1894), проживавший в усадьбе Вешки.

В 1912-м Сергей Михайлович Голицын продал владение городу и все семейные ценности с реликвиями перевез в Дубровицы.

После начала I Мировой в главном усадебном доме разместился военный госпиталь.

К сожалению, в один из февральских дней 1916-го он полностью выгорел. Тогда в огне погибла старинная мебель, выполненная из красного дерева, большая коллекция старых художественных полотен, а также бесценные гравюрные работы. Причины назывались разные - от искры из дымоходов до не затушенного окурка, который бросил кто-то из раненных офицеров.

Послереволюционная история усадьбы Влахернское-Кузьминки

Пришедшие к власти большевики экспроприировали усадьбу Влахернское-Кузьминки и закрепили ее за петроградским Институтом экспериментальной ветеринарии, впоследствии реформированным во ВНИИЭВ. Научное заведение оставалось здесь вплоть до начала нашего столетия.

В советский период усадьбе Кузьминки был нанесен значительный и, по большей части, невосполнимый урон.

Большинство строений переоборудовали для размещения лабораторий или под устройство жилья. На переплавку отправили отлитые из чугуна уникальные парковые скамьи для отдыха, памятники и знаки, а также въездные Чугунные ворота. Была закрыта и перестроена Влахернская церковь. Огнем уничтожены практически все деревянные постройки. Частью были вырублены лесные массивы.

На месте главного усадебного дома построили со временем главный корпус НИИ ветеринарии.

Развернувшееся в 1930-х годах дачное строительство на границе усадьбы вскоре привело к образованию Ново-Кузьминского поселка, а сама она вместо «Кузьминок» стала именоваться «Старыми Кузьминками».

В 1978-м полностью выгорело историческое здание Музыкального павильона, входившего в ансамбль Конного двора . Правда, со временем его воссоздали.

В 1997-м году усадьба была преобразована в «Природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино».

В 1999-м в бывшем Служительском флигеле, расположенном на Тополевой аллее, открылся Музей русской усадебной культуры, который находится в ведении «Музея Москвы».

Сегодня бывшая усадьба «Кузминки (Влахернское-Кузьминки)» обладает самым большим среди московских усадеб количеством объектов недвижимости, но, к сожалению, большая часть из них - это своеобразна бутафория.

Топонимика местности. Существует три наиболее употребительных названия местности, на которой расположена усадьба. Самое древнее — Мельница, по наименованию строения (или нескольких строений), находившейся на р. Голедянке (она же Голядянка, Голядь, Голяда, Чурилиха). Второе название — Кузьминки, происхождение которого, по одной из версий, связано с церковным праздником св. Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), по другой — с особым видом мельницы «Козьминка-Тожь». Третье название — село Влахернское закрепилось в XIX в. и отражает связь с названием храма во имя Влахернской иконы Божьей Матери, построенного в начале XVIII в. владельцами усадьбы.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) — первый владелец усадьбы Кузьминки. Именитый человек, один из богатейших людей России XVII-XVIII вв. В 1704 г. (по некоторым данным 1702 г.) Петр I подарил Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Строганов был крупным землевладельцем (более 10 млн. десятин), владел солеварнями и металлолитейными заводами, торговал пушниной. Большая часть его владений находилась на Урале и в Сибири, поскольку род Строгановых издавна помогал Русскому государству осваивать эти земли. Известно, что Григорий Дмитриевич построил на собственные средства несколько военных кораблей и преподнес в дар Петру I, а по случаю победы в Полтавской битве на деньги Строганова были установлены одни из семи триумфальных ворот на пути к Кремлю. Строганов покровительствовал живописи (мастерские иконописи), был владельцем хора, собирал старинные рукописи.



Получение Строгановыми дворянского титула. Сыновья Г. Д. Строганова Александр (старший брат, ставший владельцем усадьбы), Николай и Сергей Григорьевичи 6 марта 1722 г. были возведены Петром I в баронское достоинство. Первый из баронов Строгановых, получивший графское достоинство, был Александр Сергеевич, возведенный в графское достоинство Римской империи императором Францем I 29 июня (9 июля) 1761 г. в Вене.



Влахернская икона Божьей Матери. Находилась во Влахернском храме, выстроенном вдовой Г. Д. Строганова Марией Яковлевной. В 1716 г. она подала прошение о разрешении построить деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Влахернской в Московском уезде, на р. Голяде при Мельнице Кузьминки. Согласно данным священника Влахернского храма Н А. Порецкого, в 1653 г. царю Алексею Михайловичу из Константинополя были привезены две иконы Влахернской Богоматери. Одна из них была оставлена в Успенском соборе Московского Кремля, другую подарили Строгановым. Первоначально считалось, что более старая икона находилась в Кремле, однако экспертиза, проведенная уже в XX в. сотрудниками Третьяковской галереи, показала, что икона из Кузьминок более древняя и относится предположительно к VII в. Название иконы происходит от местечка близ Константинополя — Влахерны. Икона издавна считалась чудотворной и была известна как реликварий. Современные исследования показали, что в ней содержатся частицы черной шерстяной материи. По легенде внутри иконы находились частицы одеяния Богородицы. Интересна техника выполнения иконы — воскомастика. Мастика готовилась из минералов-наполнителей и связующих ладана и камеди. Благодаря этим ароматным смолам, поверхность иконы источает приятный аромат даже при небольшом повышении температуры. В 1806 г. икона «ко 2 Июля, дню святой восточной церковью, ей празднуемому, поновлена и украшена видимой на ней богатой ризою, усердием ея сиятельства княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, ордена святой великомученицы Екатерины кавалерственной дамы». В 1826 г. императрица Мария Федоровна пожертвовала иконе брошь.

В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее.



Владельцы усадьбы во второй половине XVIII века. М. М. Голицын (1731 — 1804) и А. А. Голицына (1739 — 1816). В 1757 г. внучка Г. Д. Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В этом браке соединились род богатейших предпринимателей и промышленников баронов Строгановых и древний и знатный род князей Голицыных. В приданом невесты было село Влахернское. За почти полвека владения Кузьминками супруги многое сделали, благоустраивая усадьбу.



В 1750 — 1770-х гг. под руководством архитектора И. П. Жеребцова были перестроены усадебные сооружения: мельница, барский дом с флигелями, пристани, беседки. Во второй половине XVIII в. был разбит Французский регулярный парк (либо под руководством садовника И. Д. Шнейдера, либо архитектора Р. Р. Казакова). Тогда же была реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом. Восточнее усадьбы Михаил Михайлович построил деревню Аннино, названную в честь жены.



Михаил Михайлович и Анна Александровна не оставляли без внимания Влахернскую церковь. В 1759 г. Голицын обратился с прошением к митрополиту Тимофею дозволить выстроить вместо сгоревшего деревянного храма каменный. В 1774 г. каменная церковь была закончена. Владельцы усадьбы делали пожертвования Влахернскому храму: Михаил Михайлович — дарохранительницу, серебряные вызолоченные сосуды; Анна Александровна — большой напрестольный серебряный крест, ризу для Влахернской иконы Божьей Матери и проч.
По всей видимости, семейная жизнь Голицыных сложилась удачно. Анна Александровна родила мужу десятерых детей. Некоторые исторические данные позволяют предположить, что супруги были людьми добрыми, помогавшими окружающим и пользовавшимися их уважением. Так, на дарохранительнице, находившейся во Влахернском храме, была выгравирована надпись: «Сия дарохранительница сооружена декабря дня 1781 года тщанием генерала-поручика ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА действительного камергера польского белого орла кавалера Князя Михаила Михайловича Голицына и приложена в селе Влахернском в церковь Пресвятой Богородицы Влахернской в вечную память, по завещанию в Бозе почивающего секунд-майора Василия Ивановича Павлова, который в добродетели и благочестии пожив до глубокой старости, преставился 22 апреля 1774 года и при сей церкви тело его погребено». Также в 1783 г. священник Влахернского Фёдор Иванов обращался к Михаилу Михайловичу с просьбой об увеличении содержания и получил удовлетворение.
Михаил Михайлович умер в 1804 г. Анна Александровна прожила ещё 12 лет. Она пережила войну 1812 года. Сыновья Голицыных Александр и Сергей Михайловичи отправили на дело обороны отечества сто тысяч рублей. Узнав об этом, Александр I сказал: «Пожертвование велико, но я их знаю и не удивляюсь». Во время войны французы заняли усадьбу Кузьминки. После войны Анна Александровна доносила предводителю Московского дворянства А.А. Арсеньеву о разграблении в усадьбе.
В 1813 г. Анна Александровна открыла богадельню для 12 женщин. «Вероятно, большинство их лишилось в год войны, кто мужа, кто сыновей, опоры жизни, и сердобольная Княгиня спешит утереть горькие слёзы несчастных». Богадельня разместилась на нижнем этаже дома причта, впоследствии была переведена князем С.М. Голицыным II в Дубровицы.
Михаил Михайлович и Анна Александровна погребены на кладбище Донского монастыря в Москве.



Усадьба при князе С. М. Голицыне (1774 — 1859)

После Михаила Михайловича и Анны Александровны Голицыных усадьбу унаследовали их сыновья Александр Михайлович (1772-1821) и Сергей Михайлович (1774-1859). Поскольку Александр Михайлович жил за границей, то фактически (а после его смерти и формально) хозяином Кузьминок являлся Сергей Михайлович Голицын. Он был высоким сановником, придворным, занимался благотворительной деятельностью, был награжден всеми гражданскими орденами Российской империи.
Большинство современников писали о нем, как о добром и честном, но ограниченном и лишенном дарований человеке. «Князь Сергей Михайлович оставил в памяти людей, знавших его, образ человека честного и доброго, но ограниченного, не развитого и узких понятий» (С.В. Энгельгардт, здесь и далее цит. по кн. Е.В. Олейниченко «Князь С.М.Голицын-хозяин усадьбы Кузьминки»).
«Это был человек ограниченный, самолюбивый, привыкший с ранней молодости играть первенствующую роль по своим связям и богатству, но вместе с тем очень добрый, набожный нелицемерно, имевший в себе истинно аристократические свойства» (С.М.Соловьев).
«Общественное мнение было таково, что князь не блистал ни умом, ни образованием, но был честен, добр, прямодушен, обладал «рыцарско-барским духом» (Д.И. Никифоров).
При С.М.Голицыне усадьба была окончательно восстановлена после войны 1812 г. и перестроена в 20-30 гг. XIX в. Для строительства Голицын пригласил семью знаменитых архитекторов Жилярди. По проектам Доменико Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроен Господский дом и ряд других сооружений. К 30-40-м гг. XIX в. Кузьминки стали прекрасным архитектурно-парковым ансамблем, гармонично соединившим в себе русский ампир, романтизм, бидермайер. Сохранились рисунки и литографии по рисункам И.-Н. Рауха с видами Кузьминок того периода.
Сергей Михайлович любил усадьбу и проводил в ней много времени. У него не было законных детей, поскольку с женой Евдокией Ивановной Голицыной (знаменитой «Ночной княгиней») отношения не сложились и супруги жили отдельно. Усадьба стала своеобразным «детищем» Голицына. Он вместе с незамужними сестрами жил в Кузьминках в теплое время года. «На лето Голицыны переезжали в свою подмосковную Кузьминки и принимали по воскресеньям. Я нигде не видывала такого изобилия цветов. Не только парк был ими усеян, но в одной из комнат вся стена была убрана цветами»,-писала С.В. Энгельгардт.
При Голицыне усадебное хозяйство поддерживалось на высоком уровне и в большом порядке. «Во время прогулок по Москве князь Абамелик завез нас, между прочим, и к последнему из бояр, более чем восьмидесятилетнему громадно богатому князю Сергию Михайловичу Голицыну, жившему в собственном дворце, поблизости от столицы. Одному из своих племянников он поручил показать нам свои хозяйственные заведения. Скотный двор был полон превосходными коровами йокширской породы, нарочно привезёнными из Англии...Проводник наш заметил, что наследники князя навряд ли будут в состоянии продолжать подобную роскошь...» (К.Ф. Фицтум фон Экштедт, цит. по: Е.В.Олейниченко «Князь С.М.Голицын — хозяин усадьбы Кузьминки»). В тот период многие посетители Кузьминок обращали внимание на ухоженное состояние усадебных парков и прекрасные оранжереи.
В Кузьминки приезжали гости: члены императорской фамилии, бывали иностранцы. Здесь князь С.М. Голицын принимал императрицу Марию Федоровну (1826), Вел. князя Михаила Павловича (1830), императора Николая I (1835). Усадьба была одним из любимых мест прогулок москвичей. Ежегодно 2 июля устраивался Влахернский праздник.
Интересно, что хотя многие современники Сергея Михайловича называли усадьбу «Кузьминки», сам хозяин не любил это название и предпочитал «село Влахернское». В разговоре с А.Я. Булгаковым Голицын заметил «А, милый мой, это только крестьяне называют так: село Кузминки; следует говорить село Влахернское или, если вам больше нравится — Мельница»" (Цит. по: С.Шумихин «Мадригал с двойным дном», журнал «Наше наследие»).



Усадьба во второй половине XIX века.

После смерти князя Сергея Михайловича Голицына в 1859 г. владельцем усадьбы стал его племянник Михаил Александрович Голицын (1760-1804). Будучи дипломатом, Михаил Александрович большую часть времени проводил за границей. Известно, что во время приездов в Россию, он бывал в Кузьминках у своего дяди, однако так и не успел стать полноправным хозяином. В 1860 г. М.А. Голицын умер в Монпелье. Усадьба перешла во владение его сыну Сергею Михайловичу Голицыну II (1843-1915). Родившийся и воспитывавшийся во Франции, Сергей Михайлович был лишен многих предрассудков, присущих русскому дворянскому сословию. Так, в начале 1860-х гг. он женился на цыганской певице Александре Осиповне Гладковой. В 1870-е гг. князь записался в московские купцы 1-й гильдии и торговал железом, солью и сельскохозяйственными продуктами (М.Ю.Коробко). При этом Голицын демонстрировал патриотизм и любовь к России: поступил на службу в гусарский полк; исполнял поручение министра внутренних дел по анализу состояния продовольственного снабжения Москвы; в 1865 г. открыл музей в московском доме на Волхонке; на собственные средства установил в Швейцарии памятник в честь русских войск, перешедших через Альпы под командованием Суворова в 1799 г.; оказывал денежную и организационную помощь при строительстве русских церквей и храмов за границей, в частности — церкви в честь святителя Николая в Ницце.
Сергей Михайлович жил в Кузьминках до 1873 г. После развода с первой женой Александрой Осиповной он окончательно переехал в усадьбу Дубровицы. Во второй половине XIX в. Кузьминки стали дачным местом. Здесь жили купцы и их семьи, а также интеллигенция. В усадьбе отдыхали архитектор И.Е. Бондаренко, искусствовед И.Э. Грабарь, художник В.Г. Перов. В московском журнале «Искры» о Кузьминках писали: «...Вы смело можете отправляться гулять в парк, не надевая шикарных туалетов, и можете быть вполне уверены, что вас никто не встретит; наоборот, желаете общество — вам стоит отправиться в места для прогулок, наиболее излюбленные кузьминскими дачниками. Ко всему этому присоединяется отсутствие пыли, грязи, громыхающих поездов с ужасными ревунами-свистками, граммофонов и прочей прелести» (Цит. по М.Ю. Коробко. Москва усадебная. М., 2005. — с.141-142). Н.Н. Врангель писал об усадьбе Кузьминки в начале ХХ века: «В окрестностях Москвы больше помещичьих усадеб. Родовые традиции бережливее сохранялись в старых подмосковных, и красивы до сих пор пригородные имения. Конечно, эта сохранность только относительная. Ведь от Кузьминок, отдаваемых под дачи...сохранялись только стены...» (Н.Н. Врангель. Помещичья Россия//Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. — с. 142).

Архитектурные памятники усадьбы Кузьминки

Египетский павильон (Кухня)

Одно из усадебных зданий, предназначавшихся для хранения и приготовления пищи. Построено в 1813-1815 гг. на территории так называемого Красного двора неподалеку от Господского дома. Архитектор неизвестен. Предположительно автором проекта здания мог быть А.Н. Воронихин, а завершил строительство Д.И. Жилярди. Представляет собой превосходный образец архитектуры конца XVIII — первой четверти XIX века с использованием древнеегипетской тематики. На фронтоне с северной стороны изображена львиная голова с двумя сфингами по бокам; на архитраве — крылатый египетский диск; капители колонн украшены стилизованными изображениями пальмовых листьев и лотосов. Интересна форма окон, суживающихся кверху. По свидетельству историка М.Ю. Коробко, Египетский павильон, а также Померанцевая оранжерея в Кузьминках — единственные здания «египетского» стиля данного периода в Москве. В 2004 г. мэром Москвы Ю.М. Лужковым было подписано распоряжение о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи. Однако на протяжении более чем десяти лет уникальные здания остаются неотреставрированными и продолжают разрушаться.

Померанцевая оранжерея

Несмотря на позднейшие перестройки, здание и по сей день представляет собой выдающийся образец русского ампира первой четверти XIX в. Авторами оранжереи могли быть И. Д. Жилярди, Д. И. Жилярди или А. Н. Воронихин. В 1836 г. возведен бельведер. Во внутренней отделке центральной части здания использованы древнеегипетские мотивы, которые сохранялись до начала 2000-х годов, а сейчас частично или полностью утрачены. Потолок зала украшали изображения древнеегипетских иероглифов и символов. Потолочная люстра с двенадцатью подсвечниками в виде цветов лотоса по окружности и шестью подсвечниками в центре повторяла общую стилистику зала. Название оранжереи «померанцевая», вероятно, появилось во второй половине XIX в. Связано с цитрусовыми деревьями померанцами, популярными в XVIII-XIX вв., которые содержали в кадках и выставляли на улицу в теплое время года. На рисунках и литографиях по рисункам И.-Н. Рауха здание называется просто «оранжереей». Ко второй половине позапрошлого столетия относится также наименование «Оранжевая дача». Здесь, как и во многих других усадебных сооружениях, жили дачники. В советское время в здании разместилась научная библиотека ВИЭВ и лаборатории. С конца ХХ в. сооружение находится в аварийном состоянии. До настоящего времени не реставрировалось и не использовалось. В 2014-15 гг. обвалилась крыша портика северного фасада оранжереи, что, безусловно, ускорит гибель здания. Оценивая состояние архитектурных памятников Москвы в конце 2016 г. С. С. Собянин отметил: «Мы в 6,5 раз сократили количество памятников, которые находятся в ненадлежащем состоянии». Когда Померанцевая оранжерея окончательно разрушится, действительно, количество объектов культурного наследия сократится еще на один.

16 октября 2018 года. Из интервью с руководителем Департамента культурного наследия города Москвы А. А. Емельяновым:

В усадьбе «Кузьминки» разрушаются исторические постройки — Египетский павильон и Померанцевая оранжерея. Почему их не реставрируют?

— Надо сказать, что у этих интересных объектов и правда непростая судьба. Правообладатель долгое время бездействовал, в результате чего они сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии. Мосгорнаследие регулярно судилось с владельцем, возбуждались административные дела, назначались серьезные штрафы, однако все это игнорировалось. Сейчас, наконец, вопрос удалось решить: памятники на основании решения суда переданы из федеральной собственности в городскую, чтобы Москва смогла найти для них нового правообладателя. Далее начнутся реставрационные работы.

В самом начале XVIII века Пётр I презентовал именитому человеку Григорию Строганову участок подмосковной земли, ставший позднее известным как усадьба Влахернское-Кузьминки. Название Кузьминки связано, вероятно, с церковным праздником святых Космы и Дамиана, которому был посвящён не сохранившийся храм. Позднее здесь построили храм во имя Влахернской иконы Божьей Матери и тогда появилось второе название этой местности.



Григорий Строганов был крупным землевладельцем, торговцем пушниной и промышленником, которому принадлежали солеварни и металлолитейные заводы на Урале и в Сибири. Строгановы давали правительству Петра I деньги на организацию армии и построили за свой счет несколько военных судов, за что и получали в благодарность земельные участки, наградные нагрудные портреты Петра, усыпанные алмазами, а вдова и дети Григория Строганова - баронский титул. При них в Кузьминках появились деревянный господский дом и несколько хозяйственных построек. В 1757 году внучка Григория Строганова Анна вышла замуж за представителя знатного рода князей Голицыных Михаила, а село Влахернское фигурировало в качестве приданого.

Супруги занялись благоустройством усадьбы и пригласили для этой работы архитектора И.Жеребцова, перестроившего господский дом, мельницу, пристани. Чуть позднее была разбит Французский регулярный парк, реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом, в 1774 году открылся для прихожан новый каменный Влахернский храм. После смерти родителей Кузьминки унаследовали сыновья Александр и Сергей Голицыны.

Сергею Голицыну пришлось восстанавливать любимую усадьбу после наполеоновского нашествия и к 1830-1840 годам стараниями архитектора Доменико Жилярди Влахернское предстало изысканным ансамблем. По проектам Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроены господский дом, Птичник, Скотный двор.

Во второй половине XIX века Кузьминки стали привлекательным дачным местом и на этом идиллия закончилась - грянувшие в 1917 году революционные события радикально изменили жизнь усадьбы. Ценность, к примеру, Кусково или Останкино сразу была очевидна Советской власти, а вот Кузьминки почему-то вместо музейного статуса получили неожиданных постояльцев - сотрудников Государственного института экспериментальной ветеринарии. Учёные не только работали, но и жили на территории усадьбы.

В 1898 году в Санкт-Петербурге была основана лаборатория ветеринарного управления Министерства внутренних дел России, на базе которой постановлением Временного правительства 10 октября 1917 года создан научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии. В годы Гражданской войны институт эвакуировали в подмосковную усадьбу Кузьминки, где он и квартировал до 2003 года.

Здравый смысл восторжествовал лишь спустя несколько десятилетий, когда ВИЭВ перевели на Рязанский проспект, а парк вернули горожанам. Впрочем, эта история пока не завершилась счастливым финалом, ибо некоторые исторические здания, нуждающиеся в срочной рестраврации, оказались в частной собственности и их дальнейшая судьба весьма туманна.

Прогулку по центральной исторической части усадьбы Влахернское-Кузьминки логично начать с начала - от въездных чугунных ворот, которые также называли Триумфальными. Увы, ворота утрачены и о них напоминает лишь название улицы - Чугунные Ворота.


Триумфальные ворота. 1904 год: https://pastvu.com/p/544337

Ворота представляли собой великолепный образец чугунолитейного искусства, копию Николаевских ворот в Павловске, - двойную дорическую колоннаду, из четырёх пучков колонн, завершённых аттиком. Ворота венчал герб князей Голицыных, который отливался, предположительно, в мастерской скульптора Сантино Кампиони по модели Ивана Витали. Для отливки монументального сооружения потребовалось 288 тонн чугуна.


Забавная пластиковая версия ворот была изготовлена для одного из общегородских праздников и по его завершении установлена в парке. Конечно, хотелось бы видеть Чугунные ворота более чугунными и более аутентичными.


Белый обелиск. 1974 год: https://pastvu.com/p/182157

От прежних времён здесь сохранился белокаменный обелиск в память о визите в Кузьминки царственных особ – скорее всего приезда в усадьбу в конце 1830-х годов цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, которому тогдашний хозяин Сергей Голицын был крёстным (также в Кузьминках гостили Пётр I, Николай I, императрица Мария Федоровна, в честь которых в усадьбе устанавливались памятники, не сохранившиеся до наших дней).


Современный вид белого обелиска


Фото 2010 года – ныне ограда обелиска, пояснительная табличка к нему и архитектурные формы с эмблемой фестиваля цветников и гербом Юго-Восточного округа Москвы снесены.

Липовая аллея, ведущая от Чугунных ворот к господскому дому, называлась Влахернским проспектом, а теперь - Кузьминской улицей. На всём протяжении аллеи на обочине стояли чугунные тумбы с цепями. Весной здесь разбивают цветники, а сравнительно недавно проводились и смотры ландшафтного дизайна.


По правую руку остаётся деревянный Дом главного садовника голицынского имения, в котором с 1987 года размещается экспозиция Московского литературного музея-центра Константина Паустовского - русского советского прозаика, журналиста, автора рассказов о природе. На «Серую дачу» мы ещё заглянем на экскурсию. В соседних кирпичных зданиях XIX века ранее проживали остальные нанятые садовники усадьбы, а ныне размещается частная школа.


Фундамент чугунного обелиска, сооружённого по проекту М.Быковского и установленного в 1844 году в память о пребывании в Кузьминках императора Петра I: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого». После Февральской революции был сбит символ самодержавия - золочёный двуглавый орёл, а в 1920-е годы демонтирован и сам памятник.


Парк «Часы» разбит в распространённом в середине XVIII века французском регулярном стиле, его планировка представляет собой окружность в центре, куда сходятся 12 аллей-лучей. В центре стояла статуя Аполлона, а в начале каждой аллеи - статуи муз. Позднее в моду вошёл английский пейзажный стиль с извилистыми дорожками и неровным рельефом. После революции парк был заброшен и зарос, но в 1960-е годы первоначальную планировку восстановили.

Памятный знак «300 лет усадьбе Влахернское-Кузьминки» установлен в 2004 году


Парадный двор. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/31221

Господский дом сгорел по неизвестной причине ещё в феврале 1916 года (во время Первой Мировой войны там размещался госпиталь) и на его месте в тридцатые годы по проекту С.Торопова возведён корпус ветеринарного института, а перед входом установлен памятник Ленину. От прежних владельцев сохранились ворота с чугунными грифонами, созданными по проекту Сантино Кампиони, и ограда с лежащими львами.


Княжеский дворец. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/12704


Интерьер Круглой залы дома Голицыных. 1902 год: https://pastvu.com/p/98633


Здание ВИЭВ на месте Главного усадебного дома. 1964 год: https://pastvu.com/p/85108


Памятник Ленину и Восточный флигель главного дома. 1968 год: https://pastvu.com/p/52134 В левом флигеле господского дома в советское время размещался кинотеатр, а статуя Ильича со временем была заменена на другую. Статуя Ленина стоит на постаменте, на котором до революции в другом месте стояла стела, посвященная визиту в усадьбу императора Николая I.


Господский дом со стороны пруда. 1914 год: https://pastvu.com/p/13618

При строительстве парадного двора и выравнивании площадки, образовался откос на берегу пруда, в котором обустроили одноарочный и трёхарочный гроты - искусственные земляные пещеры, выложенные «диким» камнем, созданные Д.Жилярди. В гротах всегда прохладнее, чем снаружи. Большой грот во время праздников использовался для любительских театральных постановок, которые ставились силами хозяев и их гостей. Грот также являлся своеобразным резонатором во время концертов в Музыкальном павильоне Конного двора.


На противоположной стороне Верхнего Кузьминского пруда находится отреставрированный Конный двор.


Египетский павильон. 1912 год: https://pastvu.com/p/65685

Левее главного дома расположен Египетский павильон, построенный Доменико Жилярди. Это хозяйственная постройка - в подвалах хранились продукты, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили повара.


Влахернский храм. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/45774

Каменный храм Влахернской иконы Божьей Матери построен на месте деревянного в 1774 году и впоследствии трижды перестраивался. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список со старинной Влахернской иконы, привезенной в 17 веке из находящегося под властью турок Константинополя (если считать подлинником Влахернскую икону, доставшуюся царской династии, и ныне хранящуюся в Успенском соборе Московского Кремля). Но необычность Влахернской иконы из Кузьминского храма – объемное изображение, слепленное восковой мастикой, говорит в пользу версии, что эта икона и была подлинником, который богатейшим людям России Строгановым удалось получить, а царю досталась копия иконы. Икона Строгановых ныне хранится в Третьяковской галерее.

В 1929 году власти запретили богослужения, была полностью уничтожена колокольня, а церковь разрушена до первого этажа, который в разные годы использовался как клуб, магазин, общежитие водителей, диспетчерская автобусная станция. В 1992 году храм был возвращён верующим и за три года восстановлен по имевшимся чертежам.


Иконостас. 1909 год: https://pastvu.com/p/80837


Здание храма в 1964 году: https://pastvu.com/p/85115


Отдельно стоящая Ризница храма. В ходе её реставрации выяснилось, что основание можно датировать 1760-ми годами. К пруду и храму от неё вели подземные ходы, назначение которых неизвестно.


Крестильня при церкви


За церковью был построен дом для сотрудников Института экспериментальной ветеринарии


Постройки Слободки голицынских времён

От церкви на восток ведёт Тополевая аллея (улица Старые Кузьминки). Эти места называли Слободкой, вдоль аллеи выстроились в ряд несколько старинных домов: в первом проживали священнослужители, во втором (Служительском флигеле) размещалась казарма для дворовых людей и прислуги, в третьем - прачечная, в четвертом - больница (в ней умер от туберкулёза художник В.Перов). Ещё была богадельня, в которую селили пожилых крепостных голицынских крестьян, чтобы они не ходили и не просили милостыню. Со второй половины XIX века и вплоть до революции в некоторых домах Слободки проживали дачники, а позднее - сотрудники Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии.


В Служительском флигеле развёрнута экспозиция Музея русской усадебной культуры


Слободка, бывшая прачечная. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/221995 Кажется, сохранность исторических зданий не слишком заботила администрацию института ветеринарии.


Голицынская больница открыта с 1816 года для оказания врачебной помощи жителям усадьбы и окрестных сёл. Сейчас в здании размещаются реставрационные мастерские.


Скотный двор (больница). 1936 год: https://pastvu.com/p/48218

На северном берегу пруда за деревьями скрывается Скотный двор, возведённый в 1840-е годы племянником архитектора Доменико Жилярди – Алессандро. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части располагались стойла образцового коровника, животных для которого часто покупали за границей. Для украшения скотного двора Клодт изваял две бронзовые скульптуры быков, которые в 1930-е годы оказались на территории Микояновского мясокомбината и вроде бы находятся там по сей день.

В 1889 году после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной ещё при князе Сергее Голицыне. Медицинское учреждение работало здесь и после революции, больница выведена из старинного здания лишь в 1978 году. Ныне краснокирпичное здание с флигелями огорожено высоким забором, доступ закрыт по причине ветхости построек.


Ванный домик. 1950-1965 гг.: https://pastvu.com/p/51243

Небольшая каменная постройка в стиле ампир – Ванный домик (Мыльня). Одноэтажный павильон, построенный при Михаиле Голицыне, со временем обветшал и был снесён в 1804 году. На прежнем месте архитектор Доменико Жилярди в 1816-1817 годах выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Она включала в том числе спальню и библиотеку. Ванный домик неоднократно горел, его разбирали и перестраивали. В 2008 году здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Верхний и Нижний Кузьминские пруды разделены плотиной, на которой стояла водяная мельница. Это была старейшая здешняя постройка, первое упоминание о которой относится к 1623-1624 годам: в «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница». Поначалу и усадьбу Влахернское-Кузьминки называли Мельницей.

На мельнице получали различные сорта пшеничной и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и другие. Построенный на фундаменте мельницы флигель Голицыны использовали как гостевой домик, который позднее сдавался в наём дачникам, а в 1976–1999 годах здесь находился Музей ветеринарии.

Птичий двор в усадьбе Кузьминки известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В 1805-1806 годах вместо деревянного Птичника архитектор Иван Еготов возвёл каменный - вольеры с декоративными голубями, цесарками, лебедями, индюшками располагались в центральной части здания, в боковых флигелях и под колоннадой. Однако простоял новый Птичник недолго - до нашествия французской армии: неприятельские солдаты истребили птиц и сожгли дом. Доменико Жилярди перестроил остатки здания в Кузницу, которая стала обеспечивать Конный двор подковами и инвентарём.


По соседству небольшой домик кузницы, превратившийся в руину

Чугунные ворота уничтожены, господский дом сгорел, Птичник не сохранился, Ванный домик перестроен, Скотный двор и Египетский павильон разрушаются... А сохранилось ли в имении Голицыных что-то уникальное и что не стыдно показать любознательным туристам? Конечно. Например, Конный двор постройки Доменико Жилярди с неожиданным для хозяйственного служебного двора концертным залом. Ветеринары оставили ансамбль Конного двора в плачевном состоянии и потребовалось лет десять, чтобы его реанимировать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер.

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886