Обязана ли школа организовать дополнительные занятия со школьниками, пропустившими уроки по болезни. Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании "Гарант") Чем школа должна обеспечить учащихся закон

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами - вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Обязанности ученика:

Общие правила поведения

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
  16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
Поведение на занятиях
  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.
Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
1. Во время перемены учащийся обязан:
. навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
находиться в рекреациях школы.
2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Поведение учащихся в столовой
1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
4. Дежурные от классов заблаговременно (за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу (экспресс-завтраки, обеды)
5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.
Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
1. Дежурные по школе:
- следят за чистотой и порядком в школе;
- выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
- сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
2. Дежурные по столовой:
- следят за чистотой и порядком в столовой;
- помогают накрывать столы для начальных классов;
- не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
или дежурному администратору;
- после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы.
3. Дежурный у входа:
- выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

  1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
  2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
  3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
  4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
  5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
  6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
  7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Учитель, воспитатель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
  2. На свободу совести.
  3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
  5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
  6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
  7. Знать о своих должностных обязанностях.
  8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
  9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
  10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
  11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
  12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
  13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
  14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
  15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
  17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
  18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
  19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
  20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
  21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
  22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
  23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
  24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
  25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
Учитель, воспитатель обязан:
  1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
  2. Быть нравственным примером для своих учеников.
  3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
  4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
  5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
  6. Не опаздывать на урок.
  7. Во время урока не отвлекаться.
  8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
  9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
  10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
  11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
  12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
  13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
  14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
  15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
  16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
  17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
  18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
  19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
  20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
  21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
  22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
  23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
  24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
  25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (или законные представители) имеют право:

  1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
  2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
  3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
  4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
  5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
  6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
  7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
  9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
  10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
  11. Требовать соблюдения прав ребенка.
  12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
  13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
  14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
  15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Обязанности родителей
  1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
  2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
  3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
  4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
  5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
  6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
  7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
  8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
  10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
  11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
  12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
  13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
  14. Участвовать в жизни класса и школы.

«Мы должны соблюдать все нормы, остальное - по желанию родителей»

Школьное образование в нашей стране считается бесплатным. Но во всех без исключения учебных заведениях так называемые родительские комитеты собирают деньги.

Т. Д.: В каждой омской школе есть попечительский совет, имеющий расчетный счет в банке. В совет входят родители ребятишек разных классов. Обычно фонд определяет ежемесячную сумму, которую родители могут сдать на нужды школы и класса. Но дело это добровольное - заставить вас платить деньги никто не может.

- Откуда берется фиксированная сумма, которую ежемесячно приходится сдавать родителям?

Е. К.: Например, во всех школах установлена кнопка тревожного вызова и работает вахтер - это оплачивает городской бюджет. Но многие родители считают, что этого недостаточно, и нанимают профессионального охранника, который следит за порядком. Платить ему нужно ежемесячно. Часто родители скидываются на призы и подарки детям за участие в спортивных соревнованиях и конкурсах или на стипендии победителям школьных олимпиад.

- А когда деньги на ремонт класса собирают, разве не бюджет должен это оплачивать?!

Т. Д.: Мы должны соблюсти все правила и нормы, установленные надзорными органами. Как понимаете, это простой ремонт в классе, который между тем никак не мешает ведению профессиональной деятельности. Но многих родителей это не устраивает - они хотят, чтобы в классе было как дома. Дорогие обои, жалюзи, новые парты или кулер с водой - если есть желание, никто не будет этого запрещать. Но за то, что свыше требований норм и правил, платят родители - и это их право.

Но ведь не секрет, что сбор средств часто имеет характер добровольно-принудительный: все сдают, поэтому и ты должен. Но многие родители просто не имеют такой возможности. А потом одноклассники тычут в их детей пальцем.

Т. Д.: Решение о сборе средств должно приниматься на общем собрании. Понятно, что в каждом классе один - два человека откажутся. За них будут доплачивать остальные. В департамент образования иногда поступают жалобы на поборы в школе. Начинаем выяснять - оказывается, давят не директор школы или учитель, а родители. Учебное заведение обязано это остановить! В омских школах есть все необходимое для ведения нормального учебного процесса. Не нужно перебарщивать и насильно вовлекать всех остальных родителей. Есть случаи, когда в классе собирают деньги на покупку дорогих подарков детям. Дарите своему чаду что угодно, но делайте это дома!

- Есть какой-то выход из этой ситуации?

Т. Д.: Понимаете, у всех родителей разный уровень воспитания. Если во главе родительского комитета стоит, назовем его так - работник торговли, то и поведение будет соответствующим. Поэтому ключевым лицом должен быть человек, умеющий разговаривать с людьми.

«Сегодня уже нельзя учить детей только при помощи доски и мела»

- Допустим, я согласен платить деньги в фонд школы. А как проверить, на что были направлены средства?

Т. Д.: Родители могут участвовать в составлении сметы. Очень важно, чтобы попечительский совет школы раз в год проводил публичный отчет, где будет проговариваться, на что потрачены ваши деньги. Обычно такие отчеты проходят 1 сентября - когда родители собираются в актовом зале школы. Глядя на ремонт, вопросов у людей, как правило, не возникает.

- Все-таки, почему хоть и добровольно, но родители вынуждены выкладывать деньги на те или иные нужды?

В бюджете не хватает средств?

Т. Д.: Скажите, а в каких сферах их достаточно? В государственном бюджете на образование выделяются довольно незначительные средства. В последние годы мы во всех школах установили пожарную сигнализацию, переоборудовали медицинские кабинеты, закупили по две интерактивные доски. Большая часть средств идет на выполнение предписаний надзорных органов, которые постоянно обновляются. И это напоминает бесконечный бег по кругу. Мы принимаем все меры, чтобы обеспечить безопасность детей, и в такой ситуации уже не до красоты в кабинетах. А родители видят только красивые шторки и линолеум.

Не забывайте, что сейчас принципиально другая информационная среда. Учить детей с помощью доски и мела уже несовременно. Нужны проекторы и интерактивные доски - полностью укомплектовать ими все школы пока невозможно. Многие родители, понимая это, готовы помогать.

- Еще одна острая проблема - школьные учебники. Так нужно за них платить или школа должна выдать их бесплатно?

Т. Д.: В этом году учебники для всех первоклашек будут приобретены за счет средств регионального бюджета. На моей памяти такая массовая закупка происходит впервые. Есть опасения, что к началу учебного года они не поступят в школы из-за необходимой процедуры аукциона на их приобретение. Покупка учебников - функция регионального правительства. Как я понимаю, у бюджета не хватает средств на приобретение всех книг, поэтому возникают самые разные схемы. Бывает, что родители покупают новый комплект учебников, потом перепродают его младшим или просто отдают школе. Но в последние 10 лет наиболее распространена другая схема. Книжный фонд в библиотеке, так или иначе, постепенно обновляется. Новый комплект стоит порядка 2 500 рублей. Родители платят 500 - 800 рублей и получают все учебники - какие-то из них будут новые, какие-то постарее.

- А как быть с дополнительным образованием? За что там берут деньги с родителей?

Е. К.: Допобразование у нас бесплатное. Деньги собирают за дополнительные услуги. Вот пример: по стандартам набор в секцию греко-римской борьбы ведется только с 10 лет. Иногда тренер готов заниматься с ребенком с 8 лет по программе общефизической подготовки - и за это нужно платить. А с 10 лет ребенок уже занимается бесплатно. Не забывайте про различные конкурсы, фестивали и соревнования - выезды на них, как правило, оплачивают родители.

Но так всегда было!

Получается, среднее образование бесплатное. За что школа ни в коем случае не может потребовать деньги с родителей?

Е. К.: Учебное заведение не имеет права собирать средства на выполнение государственной общеобразовательной программы. Если в учебном плане положены пять часов русского языка в неделю - ребенок обязан их получить. Сейчас в школе есть платные образовательные услуги, и дальше их будет еще больше. Что я имею в виду? Например, в некоторых школах готовы сверх стандарта преподавать деловой английский. Если вы хотите, чтобы ребенок дополнительно егоизучал, - за это придется платить. Не нужно этого пугаться - в пределах школьной программы школяр получит все знания бесплатно.

"По прописке" ребенок должен быть принят в обязательном порядке. В других школах по выбору детей принимают на свободные места, в школе не "по прописке" придется конкурировать с другими, если желающих будет больше чем свободных мест.

Статья 43 Конституции РФ гласит "Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях".

Вопросы получения образования в нашей стране регулирует Закон "Об образовании в РФ", все подзаконные акты не могут вступать с ним в противоречие.

Закон "Об образовании РФ"

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация .

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест , за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Механизм реализации права на получение доступного образования

Порядок приема в школы детально определен в .

Закон Об образовании в РФ закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1 класс в соответствии с Приказом №32 при поступлении в школу "по месту жительства" ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.

Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую. Но при этом никто не ограничивает право выбора школы, поступать можно в любую школу, но только на свободные места. Как говорится в законе, школа не вправе отказать в приеме при наличии свободных мест.

Право на выбор школы сохраняется после поступления

При поступлении в школу переводом действуют требования установленные Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" , которые также предоставляют свободу выбора школ. Фактически при поступлении в течение учебного года приоритет в приеме для проживающих на закрепленной территории перестает действовать, т.к. отказать не могут никому.

1) учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учащимся школ «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании).

«Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (п.2 ст. 35 Федерального закона об образовании).

А вот пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) получающими платные образовательные услуги, согласно п. 3 этой же статьи, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные организации также могут привлекать на закупку учебников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства.

Однако решение родительского комитета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения, принимается родителем добровольно, сумма взносов является произвольной, в том числе на приобретение комплекта учебников.

Приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена норма обеспеченности учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

Ежегодно вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями становится головной болью и для родителей и для органов управления образованием. Дело в том, что обеспечение рабочими тетрадями не имеет однозначной трактовки.

Одни считают, что рабочими тетрадями обучающиеся должны обеспечиваться бесплатно, т.к. в соответствии с «ГОСТ 7.60–2003.Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным пособиям относятся учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Другие полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и, ссылаясь на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относят их к практикумам, утверждают, что для освоения образовательной программы и организации самостоятельной работы использование рабочих тетрадей является желательным, но не обязательным, т.к. в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Таким образом, учитель может предлагать родителям приобрести рабочую тетрадь , так как использование рабочих тетрадей способствует повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.

Вместе с тем педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, данное предложение не может выдвигаться в качестве обязательного требования.

Подобные позиции отмечаются и в судебной практике. Так в решении Автозаводского районного суд г. Тольятти Самарской области от 6 мая 2015 года, сказано следующее:

«Рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников и не могут быть заказаны образовательным учреждением на субвенции, выделяемые из области».

В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам. Согласно ГОСТ 7.60-2003 практикум - это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Следовательно, рабочие тетради на печатной основе - это самостоятельный вид учебных изданий, который не является обязательным элементом учебного процесса. Основным и ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, является учебник. Рабочие тетради на печатной основе предназначены для индивидуального (одноразового) использования, они не могут использоваться в школьных библиотеках многократно на возвратной основе».

Наряду с этим, рабочие тетради на печатной основе могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся на добровольной основе по решению самих родителей. Однако их использование в обязательном порядке образовательной программой школы не предусмотрено.

Решение о приобретении рабочих тетрадей на печатной основе (либо их ксерокопирование) может быть принято на классном родительском собрании.

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее- Закон) определен порядок обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.Согласно ст. 41 Закона для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание . «Длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более.
А как же быть школьникам, которые болели менее 21 дня?
Согласно ст. 44 Закона родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии со ст. 43 Закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
По мнению юристов, в этом случае по умолчанию следует считать, что школьники, пропустившие занятия, в том числе и по болезни продолжительностью менее 21 дня, должны восполнить пробелы в своих знаниях самостоятельно, а школа может проводить только те занятия, которые предусмотрены учебным планом. Также по умолчанию на уровне региона может быть принят нормативный акт, а на уровне образовательного учреждения - локальный акт, обеспечивающие организацию занятий с такими обучающимися.
Локальными актами школы (Устав, Положение об организации обучения больных детей и др.) работа с отстающими обучающимися, с обучающимися, пропустившими занятия по уважительным причинам, как правило, может быть предусмотрена если:
— она включена в муниципальное задание школе и, таким образом, на эту работу заложено финансовое обеспечение;
— школа располагает внебюджетными средствами, которые она может направить на оплату труда учителей, работающих с такой категорией обучающихся.
Если ни локальные акты школы, ни региональное законодательство не предусматривают возможности обучения длительно болеющих детей либо болеющих непродолжительный период, то выдвигать требования к школе родителям будет затруднительно.
В любом случае родителям следует порешать данные вопросы с администрацией школы, поискать совместно приемлемые варианты, например, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану и др.
Примечание . С локальными актами школы родители могут познакомиться на её сайте.