Одиночный полет – работа большой команды. Подготовка федора конюхова к кругосветке на воздушном шаре За чей счет путешествует конюхов

ФЕДОР КОНЮХОВ: Я НИКОГДА НЕ ПОЛУЧАЛ ЗАРПЛАТЫ

Путешественник Федор Конюхов убежден: жить надо сегодня и сейчас, а копить на будущее - бессмысленно

Федор Конюхов - профессиональный путешественник, писатель, художник - признался корреспонденту "Водяного знака", что денежные знаки распознает только по внешнему виду, деля их на русские рубли и американские доллары. Он не знает, сколько стоит хлеб, молоко и сахар, хотя путешествует по Атлантике на макси-яхте, арендованной за полтора миллиона евро.

Вы вызываете в людях разные эмоции.

Одни говорят - "Конюхов - великий мистификатор и авантюрист", другие - "Он гений, обласканный небом". Стараетесь людей удивлять, чтобы не забывали?

Я не смотрю телевизор и не читаю газет, поэтому спокойно осуществляю свои замыслы, которые кажутся бредовыми людям других профессий. Мои друзья и журналисты часто объявляли, что я обезумел от своих одиночек и ухожу в очередное плавание, чтобы избежать психбольницы. Я действительно стал бы сумасшедшим, если бы оправдывался перед каждым.

Мой отец, рыбак, в детстве мне говорил: "Федька, если ты почувствуешь и поймешь море, то сможешь раскрыть себя в жизни".

Возвращаясь в Москву, я заново учусь разговаривать и ходить - мой язык костенеет от долгого молчания, а ноги не ощущают земли, как у годовалого младенца. Начинаю учиться говорить и передвигаться по твердому полу не качаясь. Радуюсь!

Я ввязался в одну престижную гонку "Венди Глоб". Там на яхтах гоняют только профессионалы и за очень большой приз. Я точно знал, что не выиграю денег, но сам факт участия стоил того - там сроду русских не было. Яхту мне арендовал Современный гуманитарный университет. Старой конструкции и неповоротливую.

Я ее боялся. И она меня плохо слушалась. А потом легла на борт.

Я остался без работы - сотни тонн ее веса нельзя поднять руками. Это был конец. Где-то в мозгу стучало и доходило до сознания, что я еще живой и что можно жить без работы, что за тебя сейчас трудятся другие, кто тебя любит и ждет.

Забился в уголок своей яхтенной койки, прижал к груди иконку Николая Чудотворца. Я молился.

Это и была моя работа - самая тяжелая, которую человек всегда оставляет на потом. Но я знал, что от этого зависит моя жизнь, и не прекращал этой работы три дня и три ночи. С рассветом третьего дня яхта начала подниматься, как боксер на ринге после нокдауна. Так и она начала вставать. А я все медленнее и медленнее читал молитву, засыпал, я так устал, за всю свою жизнь я не делал такой тяжелой работы. Спасся. И тогда решил больше в океан не ходить, потому что он меня не принял. А через два года передумал.

У вас есть имя, и, наверное, уже можно было бы спокойно и комфортно пожить в свое удовольствие - в той же Москве, например?

А я боюсь. Не знаю, что делают люди города. Я романтик, искатель приключений и профессиональный путешественник. Для меня находиться в море не составляет труда, а вот получить какую-то справку в ЖЭКе - тяжкое испытание.

Ходить по магазинам и видеть горы продуктов - невыносимое занятие. Я привык самостоятельно ловить рыбу и тут же ее готовить, пить опресненную морскую воду, питаться только рисом или сутками не есть вообще.

Я знаю, как организовать экспедицию и вести яхту вокруг света, как приготовить "сашими" из летучей рыбки, а вот как проехать по Москве до Государственной Думы или Кремлевского

Дворца съездов - не знаю. Хотя и получал там какие-то награды и грамоты.

Мой дом в Москве - мастерская от Союза художников. Там есть стол для рисования, краски, кисти, компьютер, которым пользуется моя жена, и маленькая спальня, где проживаем мы с Ириной и две старенькие черепашки.

Ваша жена не мечтает о другой, красивой жизни? Подарки, бриллианты, платья от кутюр?

Я могу подарить ей путешествие на яхте по Атлантике. Причем она пойдет со мной не как туристка, а как член экипажа. И такие романтические путешествия со мной она совершала несколько раз. Что касается нарядов, то, выходя замуж за странника, она отдавала себе отчет в том, какая жизнь ее ждет. У нас - домострой. Я не разрешаю жене носить брюки, краситься. Ей пришлось отказаться от светской жизни, и это произошло очень легко - мы так похожи в своем желании приблизиться к Богу, в которого верим оба. Только не подумайте, что мы религиозны, религия - это политика. А вера - от души. Но одежду Ирина носит парижскую. Мы часто там бываем, и я сам выбираю вещи. Однажды искали простую длинную юбку белого цвета чуть ли не весь день. Все какую-то ерунду предлагали в этой стране - "законодательнице мод".

У жены своя интересная жизнь. Она профессор, доктор юридических наук, преподаватель.

Пишет книги. Ей тоже много не надо. Мы и в ресторане никогда не были - скучно. Полгода я ее не вижу, и за это время случается столько всего интересного в ее и моей жизни, что мы не можем наговориться после разлуки.

У вас есть слабости?

Раньше был тщеславен. Однажды чуть не согласился сняться на обложку "Плейбоя". Гордился, что меня позвали. Сейчас стыдно об этом вспоминать. Несколько лет назад не отказывал никому в интервью, пускал в дом случайных людей, раскрывал перед ними душу. До сих пор люблю быть центром внимания.

Люблю конфеты и пирожные. Жена всегда снабжает меня сладостями в экспедиции, так я все съедаю сразу, даже до яхты не доношу.

Вы не живете на зарплату. Откуда берутся деньги на путешествия?

Деньги, как бумажки, ничего не стоят.

Деньги - это энергия. Они приходят, когда есть идея. И чем она интереснее для большого числа людей, тем мощнее денежные потоки.

Мои первые путешествия стоили и сто, и двести долларов. Я был молод, никому не известен и рисковал жизнью для того, чтобы осуществить свою детскую мечту. В семь лет мой дед, служивший вместе с известным полярным исследователем Георгием Седовым, повесил мне на шею крестик, подаренный ему Седовым. С тех пор больше я ничем не интересовался в жизни, кроме путешествий. 40 экспедиций, которые я совершил в командах и в одиночку, вывели меня в элиту всемирно известных путешественников. Я, что называется, лез напролом и старался принять участие в таких яхтенных гонках или восхождениях, куда русские просто не попадали. Так я нарабатывал авторитет. Наглостью и бесстрашием. Взбирался на неприступные вершины, погибал там от голода и страха.

Самое главное у человека что? Жизнь. Вот я и ставил ее на карту. Шел не за деньгами или славой, а ради того, чтобы понять себя - что мне надо. Признание, покаяние, свобода? Свобода для чего? Для творчества. Я заработал право писать книги и картины, как никто другой их не напишет. Потому что я вижу другие вещи и обостренным зрением. Можно сказать, что я пишу там на грани нервного срыва. Но не под воздействием вина или наркотиков, что, в общем-то, нормально для творческих людей, а от безысходной тоски по дому, земле и обычной жизни, в которую меня пока что-то не пускает. Не дошел еще.

Хотя после каждого путешествия заявляю, что оно - последнее и больше рисковать не буду. Если Бог дает мне возможность видеть мир - я еще не исчерпал лимита риска. Моя последняя яхта - одна из самых больших в мире. Когда я ее впервые увидел во Франции, я подумал: на ней точно пойду в Атлантику. Громадная такая посудина, вместе с мачтой в высоту почти как Триумфальная арка в Париже. Эта яхта стала сниться мне по ночам. Я занимался другими проектами - ходил на верблюдах по Великому

Шелковому пути, переплыл Атлантику на весельной лодке по пути Христофора Колумба, но не забывал о макси-яхте, которую увидел в Ле Сабль де Олон.

Деньги под нее нужны были огромные. Найти их на путешествие не просто. Я очень люблю буддийские изречения и вот одно из них запомнил на всю жизнь: "Путник, рад встретить тебя, рад видеть, как твердо идешь. Ты знаешь, что ищешь, и тебе можно помочь". Если у тебя есть точная цель и она интересна другим, тебя будут рады встретить и помогать. Надо знать, куда и зачем ты идешь.

Я нашел эти деньги! А когда показал на фотографии свою яхту разным людям, то появилась армия богатых людей,которым тоже захотелось поучаствовать в этом проекте и разместить названия своих компаний на ее борту. Потому что это принято во всем мире и сейчас у нас другая Россия.

В 53 года вы стали членом Союза писателей РФ и Союза художников РФ. Зачем вам нужны эти звания?

Я научился зарабатывать. С этими званиями, наверное, лучше продавать свой труд.

Мои книги и картины приносят небольшой доход. На него я построил часовню во дворе мастерской в центре Москвы. Эта часовенка в честь всех моих погибших друзей-путешественников.

Их имена я высек на досках и повесил внутри храма. Я выполнил обет, который дал сам себе в Атлантике, во время шторма. Тогда мы с женой чуть не погибли.

А мог бы положить эти деньги в банк, ждать, когда на них нарастут проценты, и потом что-нибудь купить. Я только не знаю что. Все, что нужно, у ме ня есть - жена, четверо детей и стол для рисования. По-моему, деньги - это просто аванс, выданный нам Богом, а наша задача - решить, на какие цели они пойдут - хорошие или дурные. Жить надо сегодня и сейчас. Бессмысленно копить на будущее. В моем случае совсем глупо.

Каждый раз, уходя в океан, я рискую в нем так и остаться.

Татьяна Калашникова

Федор Конюхов, путешественник:

1 | Земной шар весь прекрасен, нет на нем некрасивых уголков. И джунгли, и степи, и болота, и пустыня, и Арктика, и горы - высокие и низкие - везде хорошо. Только вот жаль, что политическая, экономическая, религиозная, военная системы искажают облик Земли. Идут войны… Я вот был два раза в Сомали: в 1993 году и в 2011-м. Это очень красивая страна- когда цветет пустыня, зрелище завораживающее! А помидоры там какие! Я такие ароматные томаты ел только в детстве на Украине. А люди в Сомали какие красивые! А верблюда когда обнимешь- от него пахнет вечностью! И вот в мой второй визит там было сложно, напряженно. Потому что сомалийцев мировое сообщество превратило в каких-то пиратов, бандитов. Это очень печально.

2 | Взойти на Эверест - это большой риск, как и обойти на яхте вокруг света. Но я отправляюсь в свои путешествия не чтобы рисковать или искать приключения и близко стоять к смерти. Есть совсем другие цели и задачи. Например, я готовлюсь полететь на воздушном шаре в стратосферу, установить новый рекорд - ранее представитель Индии поднимался на 21 км, я планирую на 25 км. И если мне это удастся, первым делом все будут трубить именно о рекорде. Но это совсем не главное. Ученые, которые борются с дырами в озоновом слое, придумали технологию, которая позволяет восстанавливать озоновый слой. Уже все обкатано на земле, в планах - запустить 19 спутников, которые будут создавать молнии в проблемных участках и за счет этого «латать» дыры. Рассчитано, что за 20 лет удастся «починить» большую озоновую дыру над Австралией. И вот я, когда поднимусь в стратосферу, должен буду нажать кнопку на специальном приборе, сделать разряд, потом собрать пробы и привезти их на землю. Это лишний раз привлечет внимание к проблеме, к уже готовой технологии и поможет получить финансирование в проект. Так что когда вы услышите про очередной рекорд Конюхова, знайте: я еще и кнопочку нажал.

3 | Я всегда говорю: если нет у тебя денег на экспедицию, значит, она никому не нужна. И смысла в ней нет. Мои экспедиции всегда или научные, или спортивные, или рекламные или творческие. Я почти не хожу по людям и не прошу деньги, не доказываю, что это будет выгодно. Просто ставлю цель, начинаю готовиться к экспедиции, постепенно обрастаю контактами и деньги находятся всегда. Сейчас, например, готовлю полет на самолете вокруг света без посадки - на высоте 17 тыс. м за пять дней хочу облететь Земной шар. Днем буду двигаться за счет солнечных батарей, двигатель будет электрическим. Лайнер строит несколько стран, в том числе и наша, сейчас главная задача найти аккумуляторы. И меня поддерживают разработчики - это вписывается в мой проект. Когда все получится, технологию можно будет использовать в других сферах, в частности, сделать аккумуляторы смартфонов более мощными. Вот увидите, через пару лет мы перестанем всюду таскать с собой съемные аккумуляторы, зарядные устройства. То есть мы подталкиваем технологии вперед, и это выгодно всем.

4 | У каждой компании есть рекламный бюджет, и некоторые бизнесмены поняли : тупо баннеры на улицах и ролики по телевизору уже всем надоели, молодежь сейчас другая, к этой аудитории нужен иной подход. Такие компании вкладываются в мои путешествия, им выгодно. Один университет покупал мне лодку, я на ней ходил два года, и ректор потом сказал: «Мы за это время сделали рекламы больше, чем за предыдущие 10 лет». Любопытно было сотрудничать с компанией «Алые паруса» - они тоже покупали мне яхту, за 1,2 млн евро. Я поставил на ней мировые рекорды, ходил через Атлантику, вокруг Антарктиды. Когда мы завершили проект, и нужно было куда-то лодку девать, владелица компании рассудила так: «Мы же когда плакаты рекламные вешаем, по истечение контракта их назад не забираем. Так и лодка - пусть стоит». Она и стояла два года в Англии, потом ее испанцу продали за 300 тыс. евро в рассрочку. По-моему, это правильный подход. Хотя многие пиарщики в крупных компаниях до сих пор думают, что привычные рекламные инструменты эффективнее

5 | Я не хочу, чтобы кто-то думал, будто я получаю зарплату за свои путешествия. Никогда Федор Конюхов не взял себе ни одного рубля.

Я живу за счет того, что пишу книги, преподаю в университете, а основной мой источник дохода - картины. Я профессиональный художник, делаю этюды во время свой путешествий, по возвращении домой пишу на эти сюжеты картины в мастерской. Однажды подошел на весельной лодке к Австралии, греб уже 150 дней. Устал, прилег отдохнуть, вижу: чистое синее небо, белая дневная луна, над водой парит черный фрегат, высматривая летучую рыбу - та спасается от скоростных дорадо, выпрыгивает из воды и, бедняга, попадает в клюв птицы. Я думаю: картина! Взял альбомчик, карандаш, зарисовал. Потом, когда приехал домой, тут же написал картину. Забавно, что наброски зачастую ценятся даже больше. У меня написано 3 тыс. работ, весной будет выставка в Русском музее. Каждый год коллекционеры из разных стран покупают 2-4 картины - каждая стоит примерно $30 тыс. Этих денег достаточно и мне, и всей моей семье. Больше нам не нужно.

6 | Каждая моя экспедиция готовится очень долго. В 2002 году я прошел через Атлантику, а Тихий океан пересек потом только в 2014-м. Все это время мы изучали течения. Это я должен знать досконально: течение - это как дорога на суше. Прежде чем отправиться через Атлантику на весельной лодке, я 17 раз прошел маршрут на яхте - и с командой, и в одиночку. 17 раз! Зато я очень четко знал течения и был относительно спокоен. Я убежден: всегда к каждому делу нужно хорошо готовиться. Благодаря этому можно показывать высокие результаты в любом возрасте и превосходить молодых соперников. Я, например, в 50 лет на 11 дней обогнал 28-летнего француза Эммануила Каунда при пересечении Атлантики. Все смеялись: куда старику победить крепкого молодого парня! Но за счет знания течений я шел быстрее.

7 | В экспедициях должна быть жесточайшая дисциплина. Вообще, я считаю, у всех она должна быть, но в больших проектах особенно. Перед 180-дневной экспедицией я, например, рассчитываю: выхожу на весельной лодке из Чили в Австралию. За один гребок я продвигаюсь на три метра, а всего должен преодолеть 17,3 тыс. км. Стало быть, в день мне нужно делать 111 км. Хочу, не хочу - должен. Тогда успею дойти, иначе пассаты сменят свое направление, будут дуть в обратную сторону и все коту под хвост. Я понимаю: в сутки я должен буду грести 15-18 часов, что осталось - на все остальное: еда, сон - по получасу-часу несколько раз, рисование, работа с навигацией и т. д. И никак иначе.

8 | В экспедиции у меня все четко распланировано. На еду я трачу минимум времени. Не думаю, что бы сегодня приготовить, не лазаю никуда в поисках продуктов. Питаюсь сублимированными продуктами - по технологии их сначала замораживают при высоких температурах в -70 градусов, а потом сразу высушивают в специальных камерах. Так остается все полезное, и продукт получается калорийным. Интересно, что я приносил домой пакетики с такой едой - угощал сына, жену. Реакция была одинаковая: «Ой, как противно!». Это именно из-за повышенной калорийности. Дело в том, что нам, путешественникам, в отличие от тех же космонавтов, нужно в день 6 тыс. калорий (в обычной жизни человеку достаточно 1,5-2 тыс.). Потому что в космосе человек особенно не двигается и его скафандр поддерживает температуру тела постоянной - калории не тратятся. У нас - наоборот. На лодке я достаю пакет с такими продуктами (бывают овощи, говядина, курица, рыба), открываю газовый баллон (одного хватает на полторы недели), кипячу маленький чайник за две минуты, заливаю воду в пакет и жду семь минут. В это время или по телефону разговариваю, или занимаюсь навигацией. Потом все съедаю минуты за две, из посуды у меня только одна ложка - плюс есть запасная. А после могу себе позволить полежать отдохнуть пять минут. И снова на весла.

9 | Почему-то все думают, что если во время путешествия что-то случится, меня легко спасут. Вовсе нет, не так все просто. Помню, перед одним из своих проектов встречался с президентом Чили, с чиновниками Минобороны. Они честно сказали: «У нас военные корабли старые, не смогут дойти до удаленного сектора, если вы там тонуть вздумаете. Особенно в шторм». Кроме того, работа спасателей - удовольствие не бесплатное. Перед тем как отправиться в путешествие, в полет на воздушном шаре в стратосферу, например, я обязан застраховать свой путь на $2 млн, без этого меня просто не выпустят. Потому что если я потерплю крушение и упаду в океан, за мной отправятся спасатели той страны, в чьем секторе я окажусь. И если кто-то из них погибнет или ногу сломает, страховая компания выставит счет мне. Еще $2 млн я должен выложить в том случае, если, не дай бог, упаду. Шар гигантский, весит 10 тонн плюс 35 газовых баллонов по 150 кг каждый - рухну на населенный пункт, будет катастрофа, там так рванет! Так что тоже надо страховать. Сам шар стоит около $2 млн, его страхование - по желанию, это забота тех компаний, что финансируют проект. А страхование моей жизни - это уже моя проблема, личное дело нашей семьи.

10 | Я немного недоволен ХХI-ым веком. Помню, в 1969 году летал на самолетах, это были лайнеры ТУ - вот там было роскошно! Много места между рядами, столики, тканевые салфетки, хорошая посуда, и кормили прилично, а сейчас - бутерброд бросят, и все. И сидишь в кресле весь зажатый, места мало. Все потому, что самолет - это дорого: турбины, топливо, аэродромы. Обнадеживает, что сейчас ученые работают над электросамолетом: там будут не турбины, а электродвигатель.

Скорость такой лайнер сможет развивать в два раза меньшую, чем обычный: 400 км/ч против 800. Зато можно будет сильно удешевить самолет и его обслуживание, и за счет этого сделать его просторным, туалетов больше предусмотреть и т. п. Я бы с легкостью согласился лететь из Москвы, например, в Екатеринбург, не два часа, а четыре - но с комфортом.

11 | Я не понимаю: как можно жить на Земном шаре и даже на 3% не изучить свой океан?! Никто до сих пор не погрузился в Марианскую впадину на 11 025 м. Да и вообще, погружений с человеком было всего два: в 1960 году Дон Уолш и Жак Пикар сели на плато на глубине 10 800 м, в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон достиг той же отметки - не смог войти в трещину плато, у его батискафа двигатели отказали. Но туда нужно попасть и взять пробы с двух тектонических плит - это очень важно для ученых, для военных. Мы готовим такое погружение, но тут не все просто. Власти страны решили так: проект должен быть сугубо российским - только отечественные деньги, только наши технологии и материалы. Такое полное импортозамещение. Причем технологии у нас лучшие, чем в других странах, финансирование тоже есть, но вот беда: нет конструктора. Есть один спец в Австралии, который делал батискаф Джеймсу Кэмерону, он бы смог разработать аппарат и для нашего проекта. Но нам надо вырастить своего. Для этого нужно время. И пока мы ждем, нас опередят китайцы.

12 | Меня очень огорчает, когда я слышу: «А кому это надо?». Этих нехороших слов стало много с конца прошлого века. Если в 1960-х была бешеная динамика: Гагарин полетел в космос, потом и десяти лет не прошло, а человек уже высадился на Луну. Я убежден: был бы жив Сергей Королев, мы бы уже на Марс слетали. А потом началось «Кому это надо?» - апатия, безразличие какое-то у всех. Вот и получается, что мы до сих пор летаем на таких самолетах, что стыдно, ходим с аккумуляторами для смартфонов, которые постоянно садятся, машины все так же загрязняют воздух - больше 100 лет двигателю, а ничего принципиально нового в массы не запущено. Электромобиль я вот себе не куплю, пока он может проехать максимум 70 км и заправок для него раз-две и обчелся. И я рад, что есть такие ребята как Ричард Бренсон, Стив Фоссет, которым не все равно и которым надо. Их волнует развитие, они двигают мир вперед. Я таких и ищу - чтобы вместе создавать новое.

13 | Путешествуйте. Планируйте свои отпуска так, чтобы было максимально интересно. Да, на поездки нужны деньги, а вы заранее наметьте даты и копите. И накопите. Я так же делаю.

Материал написан на основе выступления на пресс-брифинге, организованного компанией . Автор текста: Екатерина Стихина

Детство Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.

Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии.

Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.

Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников.

Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.

После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения.


Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.

В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова.


Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.

По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» - посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем».


История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.

Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия.


Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации.

Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.

У Федора шесть внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и Кейт.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 июля 2016 г. российский путешественник Федор Конюхов начал одиночный кругосветный беспосадочный полет на воздушном шаре. Старт состоялся из города Нортхэм в Западной Австралии. Перелет проводится при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова.

Руководит штабом проекта "Полет вокруг света на воздушном шаре" сын путешественника Оскар Конюхов. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь главного спонсора мероприятия - строительной фирмы. Конюхов намерен облететь Землю быстрее, чем в 2002 г. это сделал американский воздухоплаватель Стивен Фоссетт (13 сут. 8 ч 33 мин.).

В случае успеха Конюхов станет вторым в истории человеком, совершившим одиночную кругосветку на воздушном шаре.

Федор Конюхов с детства увлекался путешествиями, в 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Экспедиционно-исследовательскую деятельность ведет с конца 1970-х гг.

В 1970 г. выступил организатором похода по маршруту Витуса Беринга в Тихом океане и принял в нем участие на парусной яхте "Чукотка" Дальневосточного высшего инженерно-морского училища им. Г.И. Невельского (ныне - Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, Владивосток). В 1978 и 1979 гг. состоялось еще два похода на яхте "Чукотка" с посещением острова Сахалин, Командорских островов, а также Камчатки.

Путешествия на Северный и Южный полюсы

В 1980-х гг. участвовал в нескольких полярных лыжных экспедициях: научно-спортивной в море Лаптевых под руководством Дмитрия Шпаро (1983), к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане (1986), трансатлантической "СССР - Северный полюс - Канада" (1988; за участие в ней получил орден Дружбы народов), "Арктика" к Северному полюсу во главе с Владимиром Чуковым (1989).

Весной 1990 г. Конюхов первым в истории России совершил одиночный поход на лыжах к Северному полюсу, достиг его 8 мая после 72 дней пути.

Спустя пять лет, в ноябре 1995 г. - январе 1996 г., первым из россиян осуществил одиночный лыжный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды - массив Винсон.

Морские путешествия

Широкую известность Конюхову принесли его морские путешествия. В октябре 1990 г. он совершил свое первое одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана": за 224 дня путешественник без остановок преодолел маршрут Сидней (Австралия) - Мыс Горн - Экватор - Сидней, финишировав 8 июня 1991 г. Вторая кругосветная морская экспедиция Конюхова состоялась в марте 1993 г. - августе 1994 г. на двухмачтовой яхте "Формоза" (старт и финиш - на Тайване).

В 1998-1999 гг. он участвовал в американской одиночной кругосветной гонке Around Alone на яхте Open 60, в 2000-2001 гг. - во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке Vendee Globe. Очередное кругосветное плавание путешественника состоялось в 2004-2005 гг. на макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Фалмут (Англия) - Хобарт (остров Тасмания, Австралия) - Фалмут.

В 2002 г. Конюхов совершил трансатлантический переход на гребной лодке "Уралаз" по маршруту Канарские острова - остров Барбадос, в ходе которого установил мировой рекорд - 46 сут. 4 ч (в категории одиночный поход). В декабре 2013 г. - мае 2014 г. в одиночку без заходов в порты и посторонней помощи прошел на весельной лодке "Тургояк" по южной части Тихого океана - пересек его от континента до континента (от Чили до Австралии). Проплыл 17 тыс. 408 км за рекордное время - 159 сут. 16 ч 58 мин.

Всего на счету путешественника более 40 различных экспедиций: морских и сухопутных. Конюхову первым из россиян удалось выполнить неофициальные программы "Большой шлем" (посещение Северного и Южного полюса и восхождение на Эверест) и "Семь вершин мира", в рамках которой Конюхов поднялся на высочайшую вершину каждого континента: Европы - Эльбрус (1992), Азии - Эверест (1992), Антарктиды - Винсон (1996), Южной Америки - Аконкагуа (1996), Африки - Килиманджаро (1997), Австралии - пик Косцюшко (1997), Северной Америки - пик Мак-Кинли (1997).

Кругосветный полет на воздушном шаре

За всю историю мирового воздухоплавания было осуществлено только два успешных кругосветных перелета на воздушных шарах. Первыми в марте 1999 г. это достижение совершили швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайн Джонс; перелет продолжался 19 сут. 21 ч 55 мин. (стартовав в Швейцарии, они преодолели расстояние более 40 тыс. км и финишировали в Египте). В июне 2002 г. американец Стивен Фоссетт в одиночку совершил кругосветный перелет, на это у него ушло 13 дней 8 ч 33 мин. (старт и финиш - в Австралии; протяженность маршрута - 33 тыс. км).

Конюхов, готовясь к кругосветному перелету, в январе 2016 г. принял участие в командном полете на воздушном шаре через Альпы с севера на юг - из Германии в Италию. 25 января вместе мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло установил новый мировой рекорд полета на тепловом аэростате объемом 3 тыс. 950 куб. м - 32 ч 20 мин. (стартовали во Владимирской области, приземлились в Ивановской).

Одиночный кругосветный перелет Конюхова проводился при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова. Генеральный партнер и организатор проекта - строительная компания "Мортон" (Москва). Руководителем штаба "Полета вокруг света на воздушном шаре" является сын путешественника Оскар Конюхов.

Воздушный шар и гондолу для воздухоплавателя построила английская компания Cameron Balloons. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь организатора проекта. Он имеет специальную двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии; высота - 10 м, объем - 15,5 тыс. куб. м, стартовая масса - 10 т (на финише - 4 т). Рассчитан на максимальную высоту до 11 тыс. м (высота полета современных авиалайнеров), способен развить скорость до 300 км/ч. и выдержать температуру до минус 60 градусов Цельсия.

Конюхов стартовал из Нортхэма 12 июля рано утром по местному времени (около 02:30 мск). Он перелетел над тремя континентами и тремя океанами по маршруту протяженностью свыше 34,9 тыс. километров. Воздушный шар двигался с запада на восток: пересек Австралию, Тихий океан, пролетел над южной оконечностью Южной Америки (Чили, Аргентина), Фолклендскими островами, затем преодолел Атлантический океан, южную часть Африки (ЮАР, мыс Доброй Надежды), Индийский океан и финишировал в Австралии. Над Индийским океаном он поднимался на высоту свыше 10,6 тыс. м.

Планы путешественника

Летом 2017 г. Конюхов планирует совершить полет в стратосферу (один из верхних слоев атмосферы, высота - от 11 тыс. до 50 тыс. м) на тепловом аэростате и установить новый рекорд высоты. В настоящее время абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата принадлежит Индии: в 2005 г. Виджяпат Сингхания поднялся на высоту 21 тыс. м.

Кроме того, готовится проект погружения в батискафе в Марианскую впадину Тихого океана. Конюхов собирается опуститься на дно самого глубокого океанического желоба Земли (около 10 тыс. 994 м ниже уровня моря) и пробыть там несколько суток, проводя научные исследования.

За всю историю освоения глубин мирового океана в Марианскую впадину люди погружались дважды. В январе 1960 г. лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар на борту батискафа Trieste опустились на глубину 10 тыс. 918 м. В марте 2012 г. канадский и американский режиссер Джеймс Кэмерон опустился на дно впадины в глубоководном аппарате Deep Sea Challenger и провел там несколько часов.

Как то посмотрев пару роликов о преодолении Конюховым океана на веслах среди изобилия икон, крестов и прочих РПЦшных атрибутов, сразу пришел к выводу, что этот "великий путешественник" не боле чем проект по религиозному одурманиванию и так отупевшего в край населения.
Весь смысл в том, что бы вбить в бошки, что все это возможно, лишь благодаря фанатичной вере, молитвам и множеству икон. Народ должен больше и больше уповать на господа Бога и ждать помощи во всех своих проблемах с неба, ну и конечно постоянно помнить, что всякая власть от Бога. В общем сюжет все тот же - захватившим страну упырям, для успешного процветания. нужен не народ, а уповающее на Бога стадо.

Оригинал взят у nuk18 в Новости мракобесия: С мощами и иконами в кругосветное путешествие

КРУГОСВЕТКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ УДАЛАСЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ, — СВЯЩЕННИК ФЕДОР КОНЮХОВ

Облететь Землю на воздушном шаре и преодолеть при этом целый ряд испытаний удалось только благодаря помощи Божией , в этом признался известный российский священник-путешественник Федор Конюхов, недавно завершивший свой кругосветный полет. Отец Федор рассказал, что с собой он взял крест с частицами мощей 46 святых , изготовленный специально для перелета, передает РИА Новости .

— Когда я летел, то молился и говорил Господу и святым, что нельзя упасть в океан и утонуть. Ведь сколько бы мощей ушло в океан! А на мощи надо молиться, ими нельзя разбрасываться . Федора Конюхова потеряете — не обеднеете, а мощи жалко , — сказал священник-путешественник на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Также, по словам священника, с ним в полете была икона Божией Матери «Путеводительница».

— Были проблемы с кислородом, взорвался один баллон, когда не работали горелки, печка отказала… пришлось воровать для печки газ от горелок, но температура не поднималась выше минус 20, все приборы замерзли… Но с Божией помощью все решилось , — поделился отец Федор.

---------
Как еще шар не разбился о твердь небесную???