Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”. Тест вы и ваш творческий потенциал

Знаете ли вы, насколько велик ваш творческий потенциал? Если нет, то этот тест для вас.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир мог бы быть улучшен:
а) нет, он и так достаточно хорош;
б) да, но только кое в чем;
в) да, вы бы его изменили полностью.

2. Вы сами можете участвовать в улучшении окружающей вас среды:
а) нет;
б) да, в некоторых случаях;
в) да, в большинстве случаев.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших собственных идей могли бы принести прогресс в ту сферу, в которой вы трудитесь?
а) да, при благоприятных обстоятельствах;
б) в некоторой степени;
в) да, вы уже делаете некоторые шаги в этом направлении.

4. Считаете ли вы, что в будущем, когда вы будете занимать высокую должность, то сможете все принципиально изменить?
а) маловероятно;
б) возможно;
в) да, наверняка.

5. Когда вы беретесь за новое дело, вы уверены в том, что сможете осуществить свое начинание?
а) часто сомневаюсь;
б) нет;
в) да.

6. Испытываете ли вы иногда желание заняться каким-либо новым делом, в котором ничего не смыслите?
а) неизвестное вас не интересует;
б) все зависит от характера этого дела;
в) вас привлекает все новое и неизведанное.

7. Если вы занимаетесь незнакомым делом, возникает ли у вас желание добиться в нем совершенства?
а) нет, вы удовлетворитесь тем, чего смогли добиться;
б) да, если вам это нравится;
в) да, всегда.

8. Если вам нравится дело, которым вы занимаетесь, вы попробуете узнать о нем все?
а) нет, вы научитесь только самому основному;
б) нет, вы только удовлетворите свое любопытство;
в) да.

9. Если вы потерпите неудачу, то:
а) махнете на все рукой;
б) будете продолжать делать свое дело;
в) какое-то время будете упорствовать, вопреки здравому смыслу.

Ключ к тесту

А теперь подведем итоги. За каждый ответ «а» поставьте себе 1 балл , за ответ «б» – 2 балла , за ответ «в» – 3 балла . Подсчитайте конечный результат.

Если ваш результат составил 9 и менее баллов – ваш творческий потенциал, увы, невелик. Вы недооцениваете себя и свои возможности. Отсутствие веры в собственные силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Возможно, вы привыкли во всем полагаться на чужое мнение и никогда даже не пытались проявлять инициативу. Избавьтесь от предрассудков, которые вы вбили себе в голову, и ваши творческие способности смогут сами найти себе выход.

Если вы набрали от 10 до 18 баллов – у вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми способностями, которые позволяют вам творить. Хотя вам присущи и такие качества, которые тормозят процесс творчества. Вероятнее всего, вам не хватает уверенности в собственных силах. Во всяком случае у вас есть творческий потенциал, который позволяет вам проявить себя, если вы это хотите.

Выберите и отметьте один из предложенных вариантов ответов:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значитель­ных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какие-то действия, думае­те ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсо­лютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытывае­те ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворитесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится оче­видно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребно­сти в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на марш­руте, по которому уже прошли:



б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и за­помнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстракт­ных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете ду­мать о ней:

а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонента;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы­слушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слиш­ком сильным.

Ключ к тесту «Определение творческого потенциала работника»

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; «б» - 1; «в» - 2.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего твор­ческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий по­тенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способ­ности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий по­тенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволяет вам твор­чески проявлять себя, если вы, конечно, этого желаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и та­ким образом решите проблему.

Пояснение к тесту:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы, любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос - 14 - стрем­ление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстра­гироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.


Приложение 5. Форма 2. Сравнительная характеристика оптимальной модели социально-психологической характеристики исполнителей функций инновационного процесса и личных качеств претендентов в инновационную проектную группу Претенденты П3
П2
П1
Инструктаж и поддержка
Информационный контроль
Руководство проектом
Предпринимательские услуги
Генерация идей
Качества 1. Общие качества 1. Отношение к инновациям 2. Склонность к риску II Специфические качества 1. Творческий потенциал 2. Любознательность 3. Вера в себя 4. Постоянство 5. Амбициозность 6. Слуховая память 7. Зрительная память 8. Независимость 9. Абстрактное мышление 10. Степень сосредоточенности Итого: П 1, соответствия оптимальной модели, % П 2, соответствия оптимальной модели, % П 3, соответствия оптимальной модели, %

Приложение 6.

Форма бизнес-плана инвестиционного проекта

ФИРМЕННЫЙ БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ

1.1. Наименование __________________________________________

(желательно уместить в 70 знаков)

1.2. Описание проекта.

1.2.2. Цель проекта (расширение рынка сбыта, освоение нового рынка, улучшение качества продукции, снижение ее себестоимости и т.п.)_________________

1.2.3. Краткое изложение схемы, этапов и сроков реализации проекта.

1.3. Место реализации проекта_________________________________

1.4. Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, в том числе имеющиеся в наличии у инициатора проекта и дополнительно требуемые (указать источники полученных средств) (руб., USD)_________________

1.5. Предполагаемый объем продаж на внутренний рынок и на экспорт в натуральном и стоимостном выражении с разбивкой по годам.

1.6. Срок окупаемости проекта, включая время на освоение капитальных вло­жений__________________________________________

1.7. Чистая прибыль от реализации проекта (за срок, на который берется кредит).

1.8. Сумма инвестиционных затрат.

1.9. Рентабельность проекта: чистая прибыль от реализации проекта (за срок, на который взят кредит)______________________________

(сумма инвестиционных затрат)

1.10. Предпочтительная организационно-правовая форма реализации проекта (создание акционерного общества, реализация в рамках существующего предприятия и т.п.)_______________________________

1.11. Предполагаемая форма участия инвестора в проекте (в последовательности по степени предпочтительности: участие в акционерном капитале, предоставление кредита, лизинг, компенсационная сделка и т.п.)____________

1.12. Максимальная доля, предоставляемая инвестору в акционерном капитале предприятия-реципиента____________________________

1.13. Предполагаемая процентная ставка за кредит.

1. 14. Срок и график его погашения

1.15.Предполагаемая форма гарантии по кредиту: (залог, банковская гарантия, государственная гарантия с указанием имеющихся решений)____________________________________________________________

ОПИСАНИЕ ТОВАРА

2.1. Наименование товара и его спецификация (тип, размер, вес, срок службы и т.п.).

2.2. Назначение и области применения _______________________________

________________________________________________________________

(с указанием возможного спектра модификаций)

2.3 Основные особенности и отличия проекта, которые могут обеспечить его коммерческий успех, технический, экономический и социальный эффект______________________________________________________________

2.4. Технические и эстетические характеристики в сопоставлении с аналогами___________________________________________________________

2.5. Патентная ситуация проекта (защищенность товара: наличие отечественных и зарубежных патентов, "ноу-хау", лицензий, публикаций, возможность патентования в других странах)

2.6. Структура изделия, ключевые проблемы (кратко описывается структурная схема изделия с выделением элементов, содержащих новые решения.

Выделяются ключевые проблемы создания данных элементов, напр. требования к качеству используемых материалов и т.п.) ____________________________________________________________________

2.7. Факторы технической неопределенности получения результата и меры ее снижения ________________________________________________________

Тест "Ваш творческий потенциал"

Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1;

за ответ «в» - 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Музыкальной школы и подобных заведений. Чем конкретнее будет список, тем лучше для анализа и выбора вариантов.

Проранжируйте список по вероятному наличию способностей. В конце списка расположите кружки или специальности, которые вам точно не по душе. В начале напишите варианты, относительно которых уверены, что какие-то способности есть. В расположите направления деятельности, о которых ничего неизвестно, но можно посмотреть, будут ли они привлекательны, если ими заняться. Удалите из списка все, что не нравится. Оставшиеся варианты - кандидаты на рассмотрение.

Посетите группы по каждому направлению деятельности. Говорите руководителям, что тихонько посидите и понаблюдаете, чем заняты участники, а потом опубликуете на блоге впечатления с указанием адреса и времени занятий. Не обязательно большие статьи, достаточно нескольких предложений. Этот блог поможет вспомнить, где были и что видели. Хорошо бы фотографии.

Составьте список привлекательных направлений. Когда обойдете все кружки, выберите те, в которые хотелось бы записаться.

Посетите пробные занятия и сделайте окончательный выбор. Одним лепка из пластилина кажется нудным делом, а другие получают огромное удовольствие. Так происходит во всяком деле: кто-то играет часами, а другой не может заставить себя выучить ноты. В творчестве есть видимая, парадная, праздничная , когда окружающие восхищаются результатами. А есть невидимый каждодневный труд, непрерывное , множество попыток, ошибок, тестов. Если каким-то трудом хочется заниматься снова и снова, в этом проявляются творческие способности. Поэтому для выбора своего дела надо попробовать привлекательные направления на вкус.

Видео по теме

Модное слово «креативность» большинство людей понимает по-разному. Чаще всего креативного человека приравнивают к творческому. Однако это не совсем верно. Так что же такое креативность и как ее можно распознать?

Видео по теме

Креативность - это способность творить, проявляемая в творческом мышлении. Творческие способности могут проявляться в трудовой деятельности человека, продуктах материальной или духовной культуры. Креативность предполагает способность нового, оригинального взгляда на творчество. Для оценки используют специальные тесты.

Инструкция

Первые тесты по выявлению креативности разработаны Дж. Гилфордом. Его методика состоит из 4-х субтестов. Три теста из четырех составлены на основе невербального стимульного материала. Один тест на вербальном материале. Все четыре субтеста диагностируют способности в рамках социального интеллекта. Социальный интеллект отвечает за понимание речи, действий, поступков. Он так же обеспечивает распознавание жестов и мимики. То есть невербального поведения человека. Тест Дж. Гилфорда можно использовать для любой возрастной категории, начиная с 9 лет.

Стимульный материал включает набор из 4-х тестовых терадей. В каждом субтесте 12-15 заданий. Способность человека к умственным операциям проверяют по следующим направлениям: изобразительное, семантическое, поведенческое, символическое. Необходимо разработать задания с учетом того, что в итоге должны получиться разные типы результатов. На основе изобразительного содержания - 4. На символическое и семантическое содержание - 10. Время, отведенное на каждый субтест, ограничено.

Для диагностик уровня креативности часто используют популярную методику Е. Торенса. Хотя это тест не только на креативность, но и на творческие способности в целом. В 1966 году Е. Торренс сгруппировал в шкалы 12 тестов. По вербальной шкале оцениваетс вербальное творческое мышление. По изобразительной - изобразительное. По звуковой - словесно-звуковое. Для проведения тестирования по вербальной батарее необходимо 45 мин. По образной батарее - 30 мин. В это время не входит ознакомление с инструкцией. Также для проведения вербальной батареи нужен альбом «Вырази свои идеи с помощью слов» и бланк ответов к нему. Тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков» понадобится для изобразительной батареи. Методика Е. Торренса считается более надежной, чем методика Дж. Гилфорда.

Существует довольно популярный и надежный отечественный тест на креативность. Методика разработана Н.Б. Шумаковой. Она составляет 3 задания. Возможно использование как индивидуально, так и в группе. Подойдет для выявления уровня креативного мышления у детей после 8 лет и взрослых. Для начала необходимо записать информацию о себе. После этого следует выполнить ряд заданий в течение определенного количества времени. Для этого нужно запастись цветными карандашами, ручкой, ластиком, клеем. Необходимо также иметь тестовую тетрадь.
Суть теста в том, что на основе наклеенной фигуры нужно изобразить то, чего нет у других членов группы. Баллы начисляются за оригинальность. Например, если ответ встречался у большего количества испытуемых, то за оригинальность ставится 0 баллов.

Сложность любого теста на креативность в том, что полного перечня характеристик такого мышления просто не существует. Поэтому результаты даже самого надежного исследования не могут дать стопроцентной гарантии. К тому же любая из методик требует опыта и надежного усвоения методической информации. Поэтому с вопросом диагностики собственных способностей к творческому мышлению лучше обратиться к специалисту.

Давно известно, что человек счастлив тогда, когда занимается любимым делом и получает удовольствие. Но почему-то сегодня многие чувствуют себя неуютно на своем рабочем месте. Не потому ли, что выбрали не то направление деятельности? Еще в прошлом веке великим художником верно было подмечено: «Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» Но как определить свое предназначение? Об этом рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагога-исследователя ТГПУ Соколова Ирина Юрьевна.

Все начинается с рождения

В свое время, работая в техническом техникуме, я помогла определиться с выбором профессионального пути многим студентам, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Вроде, смотришь, у человека математический склад ума, а интеллект - дипломата, так, может, ему не за станок нужно становиться, а управлять людьми. Потенциал есть в каждом человеке, важно вовремя его открыть и развивать. Каждый из нас приходит на землю уже с задатками, то есть с физиологическими особенностями и типом нервной системы. Интеллект формируется в процессе воспитания, обучения, как ответ уму на преодоление тех или иных трудностей. Социализируясь, ребенок будет либо развивать свои природные таланты, либо загонять их в угол. Задача родителей на этом этапе - наблюдать, что больше нравится ребенку: рисовать, танцевать, сочинять истории, петь, строить многоэтажные дома или собирать гербарий.

Большое значение имеет определение левшества - правшества. Поскольку известно, что левое полушарие, считающееся доминирующим у правшей, отвечает за логику, анализ, речемыслительную деятельность, за хранение и обработку фактической информации, математические способности. Правое полушарие в ответе за интуицию, образное мышление, воображение, обработку невербальной информации, музыкальность, пространственную ориентацию и эмоции. У детей до 7 лет полушария головного мозга находятся в стадии формирования, активно развиваются межполушарные связи, поэтому левшество может быть скрытым. Чтобы распознать, какая рука ведущая, нужно пройти следующие пробы.

Тесты на определение левшества-правшества

    Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).

    Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).

    Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху - Л, П.

    Определение величины лона ногтя большого пальца.

    На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.

    Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

    Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.

    Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

    Какой рукой причесывается.

10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.

Больше половины ответов П - правша, Л - левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция - скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.

Типы личности

И.П. Павлов предложил классификацию типов личности, основанную на особенностях деятельности нервной системы. Ученый разделил всех людей на три типа, в зависимости от механизма работы и взаимодействия правого или левого полушария.

Художественный тип личности (активны функции правого полушария) - человек воспринимает мир через образы, не анализирует и не придает значения деталям.

Мыслительный тип (активны функции левого полушария) - человек склонен к логическому мышлению, прибегает к анализу, просчитывает ситуацию.

Средний тип - самый распространенный, соответствует уравновешенности между левым и правым полушариями, между логическим мышлением и художественным восприятием.

Исследования психофизиологов свидетельствуют о том, что природой в каждом человеке заложен потенциал «мыслителя» и «художника» - творческой личности, что связано с прижизненно формируемыми свойствами нервной системы, функциями полушарий головного мозга, на основе которых развиваются разнообразные способности человека и виды одаренности. Но, к сожалению, в современной школе у детей больше развивают тип «мыслителя», оставляя без особого внимания художественный тип. В таком случае остается не задействован очень важный потенциал личности, из-за чего страдает выбор профессионального пути.

М.С. Каган выделил в структуре каждой личности пять потенциалов:

1) Гносеологический. Определяется количеством и содержанием информации, которой располагает личность, исходя из знаний о природном и социальном мире, и способности познавать его. Набор информации зависит от природного склада ума, образованности и практического опыта личности.

2) Аксиологический потенциал личности. Этота система ценностей (идеалы, устремления, цели, убеждения), котораяобретена человеком в процессе социализации.

3) Творческий. Полученные от природы и самостоятельно используемые способности к неким действиям, к созидательному или разрушительному, продуктивному и репродуктивному труду, а также степень их реализации в той или иной сфере.

4) Коммуникативный потенциал. Характеризуется степенью и формой ее коммуникации, характером и прочностью налаживания контактов с другими людьми. Сущность межличностного общения выражается в парадигме социальных ролей.

5) Художественный потенциал личности. Уровень художественных потребностей, интенсивность их использования, способ удовлетворения.

В каждом человеке сочетаются в разной пропорции три «Я». Индивид - человек как биологическое существо, живущее по программе природы, его задачи: обезопасить себя, выжить. Личность - человек как существо, живущее в определенном обществе и преследующее цели, поставленные обществом. Индивидуальность - человек, который может жить по собственной программе, ставить свои цели, творить, созидать. Личность определяется не только своим ха-рактером и темпераментом, а объемом и качеством знаний, системой ценностей и способностью к коммуникации с внешним миром. Высшая задача любого человека - развивать индивидуальность, опираясь на потенциал личности.

Тип темперамента

Также уже в начальной школе можно и нужно выявить тип темперамента ребенка, - комментирует педагог-психолог, - который зависит от физиологических процессов мозга и их соотношения: возбуждение, торможение. Экстраверты (холерики, сангвиники) - импульсивные личности, склонные выплескивать свои чувства наружу, интроверты (флегматики, меланхолики) - рефлексивные типы, склонны к внутреннему переживанию, замкнутому поведению.

Импульсивность-рефлективность - две стороны одного из способов познавательной деятельности, знание особенностей которого важно учитывать учителю в процессе учебной деятельности применительно к каждому ученику. Так, было обнаружено, что по своим индивидуальным особенностям рефлексивные учащиеся («более поздно созревающие») чаще всего обладают инертной нервной системой и хорошо воспринимают информацию зрительно. Импульсивные школьники, как правило, обладают подвижной нервной системой, лучше воспринимают информацию на слух, по мнению психофизиологов они считаются - «ранее созревающими». При построении учебно-познавательной деятельности очень важно учитывать соотношение импульсивности-рефлективности для эффективного формирования интеллекта и раскрытия потенциала ребенка.

Для определения импульсивности-рефлективности можно пройти следующий тест.

Тест на импульсивность-рефлективность

Методика применяется для диагностики когнитивного стиля импульсивность-рефлективность. Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

Процедура проведения

Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.

Инструкция

«Сейчас вы увидите одну картинку и несколько похожих на нее. Вам необходимо найти на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху, и показать её. Для первоначальной тренировки вам будут показаны две демонстрационные карточки. Далее задачи будут совсем не такие простые. Найдите как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху, и покажите ее сразу же».

Обработка и интерпретация

Ключ

Номера считаются слева направо, сверху вниз.

демо-1 - 1; демо-2 - 5;

лист - 4; пароход - 7; цветок - 1; лампа - 8; медвежонок - 4; кошка - 1; ковбой - 8; очки - 4; цыпленок - 5; самолет - 1; ножницы - 5; платье - 5.

Показатели импульсивности/рефлективности:

  1. латентное время первого ответа (сумма);
  2. общее количество ошибок.

Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы - ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок.

В среднем примерно 2/3 выборки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 - на две особые категории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медленных/неточных».

Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. Для людей с рефлексивным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа гипотез.

Восемь видов интеллекта

Вместе с взрослением ребенка развивается его интеллект, - продолжает Ирина Юрьевна, - и уже к 10 годам можно определить тип интеллекта. Х. Гарднер выделил восемь типов интеллекта, узнав, какой из них преобладает у вашего ребенка, можно постепенно направлять его в ту или иную профессиональную область.

    Лингвистический интеллект - человек использует различные языковые стили для передачи информации (поэт, писатель, редактор, журналист).

    Музыкальный интеллект - человек получает удовольствие от сочинения, прослушивания и исполнения музыки (музыкальный исполнитель, композитор).

    Логико-математический интеллект - человек умеет исследовать, мыслит категориями, находит взаимосвязи между структурами через манипуляцию символами, знаками, склонен к упорядочиванию действий (математик, ученый).

    Пространственный интеллект - человек умеет воспринимать объекты через образы, разворачивать картинку в уме, создавать пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

    Телесно-кинестетический интеллект - человек испытывает потребность и наделен способностью к движению, реализует эти навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).

    Межличностный интеллект - человек способен подмечать и понимать потребности и желания других людей, улавливать настроение людей, предвосхищать их поведение (политический лидер, педагог, психотерапевт, дипломат).

    Внутриличностный интеллект - человек умеет управлять своими чувствами, контролировать их, умело используя их в передаче и обработке информации (например, религиозный лидер, философ, писатель).

    Интеллект натуралиста - способность исследовать живую природу и связи между ее компонентами (биолог, ботаник, фермер, животновод, ветеринар).

Выбор пути

Принимая во внимание мнение И.П. Павлова о том, что человек - «система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая», можно сделать вывод о наличии у человека потенциалов саморегуляции, саморазвития, самообразования и самоактуализации. Учитывая темперамент, тип личности и тип интеллекта не стоит забывать о важном принципе гармонии телесной, душевной и духовной природы, - резюмирует психолог. Нереализованные в течение жизни способности могут привести человека к болезни. Важно также использовать принцип поисковой активности, если при выборе профессии или любимого дела, что-то перестало удовлетворять, - ищем что-то новое. Здесь вступает в силу принципы самоактуализации - что тебе нужно и важно на сегодняшний момент - и самореализации - возможность на практике осуществить задуманное.

Для профессионального самоопределения еще в школьном возрасте с ребенком должен поработать психолог, но многие моменты могут заметить родители и направить в нужном направлении. Возраст профессионального самоопределения - 17-20 лет, но можно и раньше не просто понять, а почувствовать, чем ты хочешь заниматься в жизни. Для взрослого схема выбора профессии та же самая, достаточно вспомнить, чем ты любил заниматься в детстве, что приносило удовольствие и, исходя из интересов, выбрать новую или сменить старую профессию.

Юлия Савельева

Тренировочные карточки к тесту