Результаты создания современной образовательной среды. Особенности современной образовательной среды

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

    Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.

    Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

    Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

    1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
    2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
    3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
    4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
    5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

    Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

    Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

    1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
    2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
    3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

    Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

    Созданию в школе развивающей среды способствуют:

    1. Концепция и программа развития школы.
    2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
    3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
    4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
    5. Организация оптимальной системы управления.
    6. Система эффективной научно-методической деятельности.
    7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
    8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

    Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

    Основные направления

    по созданию развивающей среды.

    Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

    Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

    Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

    Создание развивающей среды в ОУ предполагает

    для педагога:

    1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
    2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
    3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
    4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
    5. создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
    6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
    7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
    8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

    для ученика:

    1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

    Выявления особенностей ученика как субъекта;

    Признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

    Построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

    2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

    3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

    4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

    5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

    6. создание условий для успешного развития школьников;

    7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

    Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.

    Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:

    Изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

    Сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

    Согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

    Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

    Анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

    Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.

    Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

    Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

    Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

    В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

    Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.

    В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.


    Новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

    Такой популярных специалистов в области педагогики термин, как «образовательная среда» совсем молод. Большую популярность он начал приобретать в нашей стране в начале 2000-х гг. Однако среди тех, кто склоняется к дальнейшей модернизации и развитию этой среды, есть те, кто постоянно указывает на промахи педагогических кадров и на отсутствие у учащихся современной школы востребованных, реальных знаний.

    В духе данного положения процесс модернизации образовательной среды достиг огромных масштабов. Вот только со всеми инновациями зачастую не видно самого простого «а что из себя должна представлять новая образовательная среда? На что учителя должны ориентировать современных школьников?

    Многие родители придерживаются принципа, что школа должна давать образование и воспитывать. Но вот только как можно заставить ребенка учиться если он сам этого не хочет. Если обратиться к мнению большинства современных школьников, то они ответят, что во многим их все устраивает, вот только надо добавить… И далее следует целый список того чего они хотят.

    Но все-таки, в условиях современной образовательной среды учиться становиться интереснее, открываются все новые и новые возможности для получения тех знаний, которые востребованы в современном обществе. Вопрос только в том, что современные учащиеся не хотят сами воспринимать, искать собственные пути решения, предлагать свои точки зрения. Им наиболее удобен вариант получения готовой информации, которую большинство из них не хотят применять на практике. А большинство родителей встают слепо на защиту своего чада, что нагрузку надо сделать меньше, раньше учили лучше. При этом совершенно забывая о том, что возможности были другие. Сейчас основная проблема современных учащихся – это легкость получения интересующей их информации, что мешает развитию навыков поиска информации, ее анализа и систематизации. В таких условиях все вспоминают советскую школу. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко. Но не стоит забывать, что ряд методов были взяты у наших западных соседей и адаптированы под нашу модель образовательной среды.

    Во многом вопросам изменения образовательной среды положили начало и социально-экономические преобразования. Перед Россией, как и рядом других стран в начале XXI века жестко встал вопрос о модернизации образовательного пространства (переход российского образования на Болонские рельсы).

    В новых условиях продолжается модернизация образования, которая находит свое воплощение в новой образовательной среде, направляется на востребованность и стремления к получению личностью необходимых для нее знаний. Исходя их этого следует изменения целей обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, в том числе изменяется и роль самого педагога. В современной образовательной среде знания представляют собой капитал учащегося – будущего специалиста. При обучении большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, самоорганизация их учебной деятельности. Задача педагога – направлять подопечного в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

    В условиях модернизационного процесса в сфере образования и формирование новой образовательной среды, где будет обеспечено получения тех знаний, которые требует современное общество образовательные учреждения должны быть оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Однако, многие учебные заведения не обладают высокой материально-технической базой современного образования. Несмотря на подобные условия педагоги стараются дать учащимся те знания, которые будут для них полезны вне зависимости от выбранной ими профессии. Также не стоит забывать, что ответственность за получение необходимых знаний детьми лежит не только на учителях, но и на родителях. Новая образовательная среда должна быть гармонична, обеспечена взаимопониманием со стороны всех ее участников: дети хотят и стремятся учиться, родители являются их сподвижниками и помощниками, а учителя теми «маяками», которые направляют и обеспечивают получение востребованных со стороны общества в условиях стремительно изменяющейся технологической и информационной среды. От того как будет устроена новая образовательная среда, система взаимоотношений школы и общества, знания будут востребованы и отвечать современным условиям их применения – зависит благосостояние будущего поколения и всего общества в целом.