Углублённое изучение предметов в начальной школе. Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов? Правовое положение и финансовое обеспечение

Создание школ, где ученики проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опросов высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы уже исчерпала себя и не позволяет им в полной мере ориентироваться профессионально. Государство в принципе согласно с этими утверждениями. Это явствует из того факта, что объявило о постепенном преобразовании большинства «простых» школ в профильные образовательные учреждения.

По своей сути, профильное обучение не одно и то же, что производственное или профессиональное - они отличаются поставленными целями. Основной целью, которую преследует профильное обучение, является своего рода подготовка к дальнейшему обучению школьника в ВУЗе по выбранной профессии. Для этого в школьной программе вводится углубленное изучение профильных, то есть тех, которые в первую очередь необходимы для дальнейшего обучения, предметов. Это не значит, что остальные предметы не будут преподаваться вовсе. Просто профильное обучение в школе подразумевает выделение большего количества учебных часов именно на выбранные предметы. При этом, как и при обычном обучении, профильное обучение в школе предусматривает выдачу аттестата с итоговыми оценками не только по предметам с углубленным изучением, но и по другим общеобразовательным дисциплинам. Увеличенное число часов может быть не только в составе основных уроков, но и в форме факультатива, то есть дополнительных занятий.

Сама концепция профильного обучения вводится обычно со и включает в себя право самостоятельного выбора старшеклассниками варианта обучения по какому -либо приоритетному направлению. Министерством образования и науки по Российской Федерации разработано и утверждено 4 основных варианта, по которым может проводиться профильное обучение. Это профили с математическим, социально-экономическим, технологическим и гуманитарным уклоном. Причем каждый отдельный профиль подразумевает изучение углубленное изучение не одного какого-нибудь предмета, а сразу нескольких. В математическом уклоне это математика и физика, а в гуманитарном - литература в комплексе с русским и иностранными языками и т.д. Но эти разработки носят чисто рекомендательный характер, и администрации каждой конкретной школы дано право внедрять свой собственный профиль. Поэтому перечень различных профилей на сегодняшний день уже значительно расширился. Например, по данным все того же Минобразования, отмечено формирование аграрного, медицинского и педагогического профилей, а также многих других.

Может иметь несколько видов преподавания в классах. Это могут быть профильные классы ч использованием специально разработанных или классы с углубленным изучением профильных предметов, но наиболее перспективными с позиции дальнейшего поступления учащегося в ВУЗ, являются специальные классы, функционирующие по схеме школа-ВУЗ. Именно к последней модели, как к наиболее перспективной для дальнейшей профориентации в условиях жестких требований, которые предъявляет современный рынок труда, и стремится большинство школ. Но для формирования подобных классов необходимо тесное взаимодействие школьного учреждения и курирующего ВУЗа, преподаватели которого ведут факультатив у старшеклассников в виде дополнительных подготовительных курсов. Далеко не все школы, особенно те, которые расположены в сельской местности, имеют возможность наладить такое тесное сотрудничество с высшим учебным заведением. Поэтому здесь для учеников, как правило, преподаётся профильное обучение в классе с более глубоким изучением предметов.

В целом, профильное обучение несомненно очень полезная форма получения знаний, позволяющая молодому поколению как можно раньше определиться с выбором профессии иначать активную подготовку к её получению.

Углубленное изучение отдельных предметов как инновационная деятельность образовательного учреждения

– модификация методик с учетом дальнейшей уровневой дифференциации и индивидуализации обучения в данной области знаний.

На второй ступени:

– формирование познавательных интересов обучающихся в данной области знаний на основе творческой деятельности, решение практико-ориентированных задач.

На третьем этапе:

– формирование комплексного представления об углубленно-изучаемом предмете с учетом профориентации и допрофессиональной подготовки.

На третьем этапе обучения в учреждении выделяются два уровня:

10-11 классы.

Задачами первого уровня являются: углубление содержания основного курса профилирующего предмета (предметов) и усиление прикладной направленности. Обучение проводится по учебникам средних общеобразовательных школ с использованием дополнительной литературы или специальных пособий и учебников для данного вида общеобразовательного учреждения.

Задачами второго уровня предусматривается расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом практических приложений, решение большего числа задач повышенной трудности, выполнение творческих заданий. Преподавание ведется по учебникам для данного вида общеобразовательного учреждения.

При переходе обучающихся на второй и третий этапы обучения предусмотрено проведение диагностики интереса обучающихся к избранному направлению углубления, уровню подготовки по предметам углубления для осуществления дифференциации образовательного процесса и подбора личностно ориентированных программ.

Срок введения углубленного курса определяется содержанием учебной программы предмета углубления (как правило, на втором и третьем этапе).

Углубленное изучение предметов осуществляется в следующем порядке: математика – со 2 класса , физика – с 7 класса , информатика и ИКТ – с 10 класса .

В чём преимущества инновационной школы?

Образовательный процесс в классах повышенного статуса носит личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм и методов обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами развивающей деятельности. Наиболее подготовленным учащимся предоставляется право осваивать отдельные курсы в порядке экстерната, в форме семейного образования.

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время осуществляется в научных обществах, спецкурсах, кружках. Планируем осущестлять тесное сотрудничество с техническими вузами: КГТУ, КГЭУ, ИНЭКА; с техническими факультетами ЕГПУ и КГУ, способствующее улучшению и общеобразовательной, и профильной подготовки учащихся, оказывающее положительное влияние на их профессиональное самоопределение. В чём может выражаться сотрудничество? Например, в утверждении учебного плана и программно-методического обеспечения образовательного процесса с учётом профиля технического вуза, привлечении преподавателей вузов в проведении элективных курсов, использовании учебных лабораторий вузов, совместном проведении семинаров, круглых столов , конференций. Профессиональное общение преподавателей, на наш взгляд, способствует росту профессионального мастерства учителей. В этом случае общеобразовательная школа и вуз становятся равноправными партнёрами в определении профессиональной судьбы старшеклассников. Оно выгодно и основным заказчикам, и пользователям образования – школьникам, их родителям, а значит, и всему обществу.

Взаимодействие школы и учреждений высшего профессионального образования будет регулироваться соответствующим договором.

Дополнительное образование строится на основе всестороннего развития личности, специфики избранного профиля, профориентационной направленности. В 2008 году планируем открыть межшкольный факультет для учащихся, которые не ставят своей целью поступление в нашу школу, а посещают занятия факультета для углубления знаний по предметам технического направления; репетиторский центр «Готовимся к ЕГЭ».

Поэтапная комплексная диагностика, педагогическая поддержка создают условия для адаптации старшеклассников к процессу профильного обучения. На всех этапах активна профориентационная работа. Школа открыта для сотрудничества с социальными и общественными институтами.

Нельзя получить качественного образования без укрепления ресурсной базы.

Администрация школы поддерживает и развивает потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, разработкой и совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников, распространять передовой педагогический опыт.

Учреждение целенаправленно работает по оснащению кабинетов по предметам углубления современным оборудованием, техническими средствами обучения, укомплектованием учебно-методическими пособиями и дидактическими материалами.

В библиотеке школы, помимо книг, предусмотренных для школьных библиотек , планируем комплектовать справочной учебной и научно-популярной литературой , периодическими изданиями по техническому профилю школы.

Количество классов в учреждении зависит от количества учащихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм . Наполняемость классов устанавливается в классах с углубленным изучением предметов в пределах 20-25 человек. Классы с углубленным изучением отдельных предметов могут делиться на две подгруппы при проведении практических и лабораторных занятий по профильным дисциплинам.

При всех преимуществах, которые даёт нам статус инновационного типа учреждения, имеется ряд проблем, которые не всегда могут быть разрешимыми. Например, ограниченные возможности примерных учебных планов, рекомендуемых МО и Н РТ для классов с углубленным изучением отдельных предметов. О каком углублении может идти речь, если в параллели 8 классов для этой цели выделяется всего 1 час, а в параллели 9 классов ни одного часа. Ещё одна важная проблема – это недостаточность учебно-программно-методического обеспечения. В данном случае эту проблему со временем можно решить. Ну и актуальным на сегодняшний день считаем создание в городе единой образовательной сети общеобразовательных учреждений, шаг к которому уже сделан. Если наше учреждение претендует на реализацию технического образования, создавая для этого благоприятные условия, то в городе необходимы и другие ресурсные центры по реализации других направлений.

Человек – главное богатство любой страны. И каким будет человек, таким бу­дет и будущее страны. И от того, сможем ли мы, сумеем ли мы, успеем ли мы выучить, воспитать, подго­товить к жизни такого человека, который станет образованным, гуманным, муже­ственным, стойким, и зависит будущее нашего российского государства.

Многочисленные исследования, посвященные становлению и развитию интересов детей и подростков, свидетельствуют, что в возрасте 14-17 лет у большинства учащихся хотя и определены интересы к той или иной деятельности или области знаний, но они имеют весьма общий и широкий характер. Наиболее часты случаи, когда ученик интересуется не одним каким-то учебным предметом, а группой близких предметов, не одной профессией, а рядом близких профессий. Это обязывает школу проявить определенную осторожность в подходе к решению проблемы дифференциации. Не следует стремиться к узкой дифференциации, которая может при определенных условиях перейти в узкую специализацию. Больше подходит широкая дифференциация по группе близких предметов.

Педагогический эксперимент, проведенный в школе № 710 Москвы, о котором есть упоминание в Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” (1966), показал, что для успешной работы классов с углубленным изучением ряда предметов необходимо углубленно изучать не один предмет, а цикл родственных предметов. В этот цикл должны входить:

учебный предмет, изучаемый углубленно;

прикладной предмет, который, с одной стороны, продолжает и углубляет учебный предмет, а с другой - дает практическую подготовку на базе этого предмета;

учебный предмет, близкий к основному предмету, знание которого существенно важно для изучения основного предмета.

Например, в классах с углубленным изучением физики целесообразно углубленно изучать и математику, а на базе углубленного изучения физики и математики в качестве прикладного предмета целесообразно изучать один из следующих предметов: радиоэлектронику, электротехнику, светотехнику и т. п. В этом случае прикладной предмет ставит определенный акцент и на изучение профилирующих предметов.

Образовавшийся цикл предметов внутренне согласован. Изучение одних предметов создает базу для других и естественным образом дополняет и углубляет их. Совершенно очевидно, что для углубленного изучения подобным образом сформированного цикла предметов необходимо дополнительное время. Это время берется за счет факультативных занятий. Изучение прикладных предметов имеет практический характер и проводится за счет часов, отведенных на трудовое обучение. В качестве примера приведем учебный план классов с углубленным изучением физики.

Учебный план классов с углубленным изучением физики

(профилирующие предметы)

Примечание. После знака “плюс” стоит число дополнительных часов, выделенных для углубленного изучения предметов по выбору.

Из таблицы видно, что на углубленное изучение предметов, к которым учащиеся проявили повышенный интерес, в итоге за 3 года выделяется 529 часов.

Педагогические задачи, стоящие перед преподаванием в классах с углубленным изучением, не отличаются принципиально от задач обычного курса, но имеют свои специфические особенности, учет которых существенно важен.

Источником этих особенностей в конечном итоге является то обстоятельство, что в эти классы подбираются учащиеся с ярко выраженным интересом к выбранным ими предметам. Зная основной источник особенностей, постараемся вычленить их.

Первая особенность заключается в необходимости более глубокого и полного, чем обычно, изучения явлений, понятий, законов и теорий, предусмотренных программой средней школы. Это связано в первую очередь с необходимостью удовлетворить ярко выраженные интересы учащихся. Приведем пример, иллюстрирующий сказанное. Объясняя явление термоэлектронной эмиссии в классах, где физика изучается на обычном уровне, учителя, как правило, ограничиваются сообщением о том, что нагретый проводник испускает электроны, и демонстрируют соответствующий опыт. Такое изучение явления непригодно для классов с углубленным изучением физики по следующим причинам. Во-первых, учащиеся обычно уже знакомы с явлением термоэлектронной эмиссии в примерно таком же объеме, и их интересы к явлению в этом случае не удовлетворяются; во-вторых, столь поверхностное объяснение явления не создает необходимой базы для достаточно глубокого понимания принципа работы электронных ламп; в-третьих, в этом случае не закладывается необходимый теоретический фундамент для электроники, изучение которой предусмотрено учебным планом этого класса. Поэтому явление термоэлектронной эмиссии в этих классах надо изучать глубже.

Вторая особенность заключается в необходимости более строгой логики в изложении материала. На первый взгляд кажется, что требование достаточно тривиально и в одинаковой мере применимо к любому преподаванию вообще. Однако это не совсем так. Дело в том, что, интересуясь тем или иным предметом, учащиеся внимательнее и строже относятся к объяснению учителя и замечают такие детали, которые учащиеся, изучающие предмет на обычном уровне, не видят. Кроме того, строгая логика изложения материала дает возможность учащимся более глубоко проникнуть в логику изучаемого явления и оптимальным путем прийти к знаниям на высоком уровне, тем самым частично снимается перегрузка.

Третья особенность заключается в том, что учитель, ведущий профилирующий предмет, должен не только глубоко знать свой предмет, но и знать его на современном уровне, быть в курсе новейших публикаций, много читать и многим интересоваться. Дело в том, что учащиеся, интересуясь тем или иным предметом, много читают, просматривают большое число научно-популярных, а иногда и научных журналов и, не во всем разбираясь, обращаются к учителю с вопросами. Готовность учителя к этим воп-

росам в конечном итоге является условием успеха или неуспеха в его работе с классом.

Четвертая особенность преподавания в классах с углубленным изучением заключается в возможности и целесообразности более широкого использования знаний из близких предметов. Так, на уроках литературы целесообразно шире использовать знания учащихся по истории, и наоборот. На уроках физики - знания по математике, на уроках биологии - знания по химии и т. п. При этом происходит столь плодотворное влияние предметов друг на друга, что знания учащихся приобретают большую глубину и осознанность, а главное, систематичность. Так, хорошие математические знания учащихся при их умелом использовании в преподавании физики позволят просто и доходчиво показать индуктивный характер установления основных физических закономерностей на основе эксперимента и дедуктивный характер вывода, следствий из установленных закономерностей. Это в конечном итоге приведет к повышению общего уровня преподавания.

Ни цели, ни задачи, наконец, ни особенности Преподавания в классах с углубленным изучением не ставят перед профилирующим предметом задач, принципиально отличных от задач, стоящих перед курсом обычного уровня. А это означает, что содержание профилирующего предмета не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах.

Между тем иногда имеется тенденция значительно расширять содержание профилирующих предметов за счет включения в них материала, который в настоящее время изучается в высшей школе. Эта тенденция особенно заметна в ряде опубликованных работ, посвященных методике преподавания физики и математики в специализированных математических и физико-математических школах.

Мы считаем подобный подход к определению содержания курса профилирующего предмета педагогически несостоятельным по следующим причинам:

значительное расширение профилирующего предмета неизбежно приведет к перегрузке учащихся, что в конечном итоге отразится на их здоровье и на успехах по другим предметам;

как уже было сказано выше, перед курсом профилирующего предмета не стоят такие задачи, для решения которых нужно было бы значительно расширить его объем;

анализ учебного материала, предлагаемого различными авторами для включения в программу курсов профилирующих предметов, показывает их сложность, которая превосходит возможности большинства учащихся 15-17 лет,

развитие мышления и прочность запоминания изученного материала бывают выше в том случае, когда глубоко изучается небольшой по объему материал. Наоборот, при поверхностном изучении большого по объему учебного материала трудно развивать мышление школьников и добиваться прочных знаний материала,

любая целесообразно спроектированная система образования требует согласования программ средней и высшей школы. Расширение программы средней школы должно повлечь за собой изменение программ высшей школы, в противном случае оно нецелесообразно;

наконец, следует учитывать, что при объективной сложности вновь вводимого материала и ограниченном числе часов, отводимых на его изучение, неизбежно поверхностное изучение материала большинством учащихся, что приведет учащихся к самообману:

им будет казаться, что они уже знают предмет, тогда как на самом деле они будут иметь о нем самое поверхностное представление. Подобное верхоглядство может привести к самым тяжелым последствиям

Таким образом, можно утверждать, что курс профилирующих предметов в классах с углубленным изучением по объему содержания не должен сколько-либо заметно отличаться от курса обычной средней общеобразовательной школы.

Сказанное, однако, не означает, что совсем не следует расширять программу. Незначительное расширение программы возможно, но оно должно быть хорошо обосновано педагогическими соображениями. Расширять программу целесообразно, например, в том случае, когда введение нового, незначительного по объему материала существенно улучшит логику изложения курса.

Главное отличие курса повышенного уровня от курса обычной школы должно заключаться в глубине трактовки изучаемых явлений.

Преподавание профилирующих предметов на углубленном уровне, особенно предметов естественно-математического цикла, требует хорошей материальной базы. Так, преподавание физики, химии, радиоэлектроники и химического анализа невозможно без хорошо и рационально оборудованных кабинетов физики, химии, радиоэлектроники, радиомонтажной мастерской (цеха), лаборатории химического анализа и весовой.

Создание материальной базы - дело сложное, требующее определенных материальных затрат. Особые трудности возникают при оборудовании кабинетов и лабораторий по физике, радиоэлектронике, химии и химическому анализу.

Для организации классов с углубленным изучением ряда предметов, помимо комплекта обязательного оборудования, школа должна иметь более совершенное оборудование для самостоятельных экспериментальных работ учащихся. В кабинетах необходимо иметь образцы оборудования, которое используется в современных лабораториях (электронные осциллографы, усилители постоянного и переменного тока, генераторы стандартных сигналов, генераторы импульсов, спектрометры и другое оборудование). Такое оборудование должно накапливаться в школе постепенно с помощью шефствующих организаций.

Для успешного преподавания в классах с углубленным изучением существенно важное значение имеет учебник. Отличие этого

учебника от других учебников должно заключаться, прежде всего, в логической строгости изложения, в глубине трактовки изучаемых явлений и в более частом и широком использовании материала из близких предметов.

Кроме учебника, следует выпускать серию научно-популярных книг.

Изложенное не исчерпывает всех проблем, связанных с преподаванием в классах с углубленным изучением ряда предметов. Мы остановились только на главнейших из них.

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Разработчик – Полякова Любовь Геннадьевна , учитель истории МОУ СОШ №8 города Лениногорска Республики Татарстан

Краткие сведения о разработчике и исполнителе эксперимента:

Образование - высшее педагогическое,

Педагогический стаж – 22 года, в должности – 10 лет,

Квалификация – учитель первой квалификационной категории

Разработчик о себе:

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Во- первых, профильное обучение – средство индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Во-вторых, профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

В-третьих, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между школой и вузом.

Переработав программный материал, изучив нормативно-правовую базу, разработала и реализовала программы элективных курсов «Практическое право» и «Я бы в бизнес пошел…», программы профильных курсов экономики и права.

Научный руководитель : не было

Актуальность темы.

Идея эксперимента заключается в выявлении идей профильного обучения, обеспечивающих личностно-ориентированный учебный процесс и социализацию личности, и использование этих идей для повышения эффективности преподавания профильных предметов экономика и право, формирования конкурентоспособной личности.

Замысел эксперимента состоит в том, чтобы через углубленное изучение учебных предметов существенно развить интеллектуальные и духовно-нравственные способности каждого ученика. Полагаю, что углубленное изучение учебных предметов сделает обучение более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Объект экспериментирования - учебно-воспитательный процесс преподавания экономики и права и тесно связанная с ним внеурочная деятельность.

Предмет экспериментирования – углубленное изучение учебного материала при преподавании экономики и права.

Цель эксперимента – выявить, как углубленное изучение учебного материала по экономике и праву будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения (то есть в зоне ближайшего развития) по этим предметам и на формирование у школьников надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса в другие области образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Осуществить корректировку учебных программ по экономике и праву с целью углубленного их изучения;
  2. Выявить возможности формирования надпредметных способов учебной деятельности (самостоятельная работа с информацией, навыки социального проектирования, исследовательские умения и т.п.) в качестве результата углубленного изучения учебного материала в процессе преподавания экономики и права;
  3. Обогатить научные мировоззренческие представления школьников путем углубленного изучения экономики и права и применения их на практике;
  4. Исследовать возможности профильного обучения в старшем звене школы для формирования конкурентоспособной личности.

Гипотеза эксперимента. Если обеспечить углубленное изучение экономики и права, изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности в условиях профилизации,

то в результате реализации названного:

  1. получим максимально возможные качественные результаты в обучении экономики и праву;
  2. обеспечим качественную подготовку к экзаменам;
  3. создадим оптимальные психолого-педагогические условия развития личности, способствующие её духовному и нравственному воспитанию;
  4. создадим условия для развития мотивов учения, что может сказаться на успешности обучения по другим предметам.

Диагностический инструментарий:

Опрос учащихся и родителей, как участников школьного образовательного процесса, тесты для учащихся, диагностические и контрольные работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Качество знаний учащихся профильного социально-экономического класса в сравнении со средней оценкой по городу;
  2. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.

Сроки эксперимента : с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года

При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.

Прогноз возможных негативных последствий.

Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими учебного материала, в соответствии с закономерностями и принципами общей теории обучения – дидактики, и частными теориями обучения – предметными методиками, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть новые резуьтаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Позволю предположить возникновение следующих негативных последствий:

  1. Перегрузка учащихся в силу изучения дополнительных предметов (экономика, право);
  2. Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуется какие-то дополнительные ресурсы;
  3. Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Способы коррекции компенсации возможных негативных последствий :

  1. обстоятельное объяснение родителям и учащимся не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса; непосредственное и косвенное включение учащихся в сам процесс эксперимента;
  2. возможность перехода учащихся в классы, где эксперимент не проводился

Функциональные обязанности: учитель обеспечивает процесс преподавания экономики и права с учетом возрастным и психолого-педагогических особенностей учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

База эксперимента: 11А класс, 16 учащихся

Масштаб эксперимента: экспериментальная работа рассчитана на проведение 2 недельных часов экономики и 2 недельных часов права в 10 классе и в 11 классе. Никаких дополнительных часов к программе не предусматривается.

Статус эксперимента: эксперимент школьного уровня (программа одобрена методическим советом СОШ №8)

Форма представления результатов:

  1. Диагностический материал;
  2. Справка о ходе эксперимента;
  3. Методические разработки уроков;
  4. Заключение по итогам эксперимента.

Научно-методическое обеспечение эксперимента:

  1. Государственные программы по экономике и праву;
  2. Комплекты альтернативных учебников по экономике и праву;
  3. Научно-методическая литература

Результаты экспериментальной работы.

Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствует о том, что учащиеся профильного социально-экономического класса имеют более глубокие знания по экономике и праву, умеют применять их в нестандартной ситуации.

В экспериментальном классе у учащихся возросли активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем. Кроме того, что особенно важно, одновременно с интеллектуальными навыками сформировались

  1. Личностные социально значимые качества учеников: трудолюбие, ответственность, гуманность,
  2. Позитивное отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к школе, к природе, к самому себе;
  3. Социально ценные мотивы поведения детей, ответственные поступки.

Результаты экспериментальной деятельности по итогам 2-х лет работы приведены в следующих материалах:

  1. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по экономике за 2 года;
  2. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по праву за 2 года;
  3. Сравнение показателей воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах.

Для диагностики уровня воспитанности учащихся проведено сравнительное микроисследование учеников экспериментального класса. В данной диагностике ведущими для меня являлись следующие параметры:

  1. Вежливость;
  2. Умение достойно вести себя в обществе;
  3. Выдержка, терпение;
  4. Целеустремленность;
  5. Умение контролировать и анализировать свою работу;
  6. Умение работать самостоятельно;
  7. Умение работать вместе с товарищем;
  8. Умение помогать и принимать помощь от других;
  9. Умение видеть и ценить прекрасное в человеке, в природе, в искусстве.

"Завуч" №5, 2002

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной думой 21.10.94 г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008.
1.2. Классы с углубленным изучением предметов ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Классы с углубленным изучением предметов дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
1.3. Классы с углубленным изучением предметов открываются приказом по Управлению образования в соответствии со статусом Центра образования.
1.4. Классы с углубленным изучением предметов открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.
1.5. Классы с углубленным изучением предметов организуются на III ступени среднего общего образования в составе старших (10-11-х) классов.
1.6. Центр, имеющий классы с углубленным изучением предметов, несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
2.1. Обучение в классах с углубленным изучением предметов осуществляется в соответствии с образовательной программой, отражающей образовательную стратегию определенной направленности.
Образовательная программа предусматривает:
  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных курсов по профильным дисциплинам;
  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
2.2. Классы с углубленным изучением предметов работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на вуз. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Центра образования совместно с кафедрами вузов.
2.3. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.5. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении уроков информатики и иностранного языка.

3. Порядок приема и выпуска учащихся классов с углубленным изучением предметов


3.1. В классы с углубленным изучением предметов принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема в Центре образования формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
3.2. При зачислении в классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.
3.3. При поступлении в классы с углубленным изучением предметов учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в Центре образования.
3.4. Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом Центра образования в соответствии с порядком, установленным Уставом; решения оформляются приказом директора.
3.5. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
3.6. Выпускникам классов выдается аттестат о получении среднего общего образования с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
3.7. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.
3.8. Право зачисления выпускников в вуз без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и определяется дополнительным соглашением между Центром образования и вузом.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов


4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов, открытых в Центре образования, организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели вузов.
4.3. Ставки заработной платы учителей, работающих в классах с углубленным изучением отдельных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
4.4. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития учреждения вводятся ставка заместителя директора по научной работе и ставки заведующих кафедр в количестве, определенном Уставом Центра образования.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение


5.1. Финансирование Центра образования осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента, или новых курсов и предметов. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся.
5.4. Финансирование определяется после издания приказа Управления образования.

6. Международная деятельность


6.1. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением предметов, имеет право осуществлять международную деятельность в установленном порядке.

7. Реорганизация, ликвидация классов с углубленным изучением предметов


7.1. Реорганизация и ликвидация классов с углубленным изучением предметов производятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об образовании".
7.2. Закрытие классов возможно при расторжении соответствующего договора с вузом, а также по решению учредителя.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: