Как в древнем риме называлась высшая власть. Государственное устройство древнего рима

История

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

  • Царский период ( / - /509 до н. э.).
  • Республика (510/ - /27 год до н. э.)
    • Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)
    • Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
      • Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287-133 гг. до н. э.)
  • Империя (30/27 г до н. э. - г. н. э.)
    • Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - г. н. э.)
    • Поздняя Римская империя. Доминат ( - гг.)

Карта Рима в древности

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами . В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века , однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Законы

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освященный древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

Социальная структура римского общества

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.

Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.

Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету, как символ заключённого между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице - женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.

Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.

Положение женщин

Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины» . В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества - это опора на элементарную ячейку общества - семью (фамилию).

Глава семейства - отец (pater familias) беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Образование

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос , где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах. Особенно актуальным обучение в Греции стало после того, как Гней Домиций Агенобарб и Луций Лициний Красс , будучи цензорами в 92 до н. э. , закрыли латинские риторические школы .

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Войско

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавались политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.

Язык

Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

Разделяют несколько этапов развития латыни:

  • Архаическая латынь
  • Классическая латынь
  • Постклассическая латынь
  • Поздняя латынь

Религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

Искусство, музыка, литература

Быт

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Наука

Основная статья: Древнеримская наука

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Наследие Древнего Рима

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

Историография

Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И.М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э. , выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.

Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом , не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории.

Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (С. Л. Утченко , П. Ф. Преображенский), которую видели даже в самых благоприятных периодах империи (Н. А. Машкин , Е. М. Штаерман , А. Д. Дмитрев и др.).

Внимание уделялось также условиям перехода от Республики к империи, рассмотренным, например, в труде Машкина «Принципат Августа» или в «Очерках по истории древнего Рима» В. С. Сергеева, и провинциям, в изучении которых выделился А. Б. Ранович.

Среди изучавших отношения Рима с другими государствами выделился А. Г. Бокщанин.

С 1937 года стал выходить «Вестник древней истории» , где стали часто публиковаться статьи по римской истории и археологическим раскопкам.

После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, в 1948 году вышли «История Рима» С. И. Ковалёва и «История римского народа» критика В. Н. Дьякова. В первом труде римская традиция считается во многих отношениях достоверной, во втором на этот счёт было выражено сомнение.

См. также

Первоисточники

  • Дион Кассий . «Римская история»
  • Аммиан Марцеллин . «Деяния»
  • Полибий . «Всеобщая история»
  • Публий Корнелий Тацит . «История», «Анналы»
  • Плутарх . «Сравнительные жизнеописания»
  • Аппиан . «Римская история»
  • Секст Аврелий Виктор . «О происхождении римского народа»
  • Флавий Евтропий . «Бревиарий от основания города»
  • Гай Веллей Патеркул . «Римская история»
  • Публий Анней Флор . «Эпитомы Тита Ливия»
  • Геродиан . «История Рима от Марка Аврелия»
  • Диодор Сицилийский . «Историческая библиотека»
  • Дионисий Галикарнасский . «Римская древняя история»
  • Гай Светоний Транквилл . «Жизнеописание двенадцати цезарей»
  • Так называемые «Авторы жизнеописаний августов » (Scriptores Historiae Augustae ): Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион и Флавий Вописк

Фрагменты

  • Гней Невий. «Пунийская война»
  • Квинт Энний . «Анналы»
  • Квинт Фабий Пиктор . «Анналы»
  • Луций Цинций Алимент. «Летопись»
  • Марк Порций Катон Старший . «Начала»
  • Помпей Трог . «Филиппова история»
  • Гай Саллюстий Крисп . «Югуртинская война»
  • Граний Лициниан

Позднейшие фундаментальные труды

  • Теодор Моммзен Римская история .
  • Эдвард Гиббон История упадка и разрушения Римской империи.
  • Platner, Samuel Ball. A topographical dictionary of Ancient Rome

Примечания

Ссылки

  • X Legio - Боевая техника древности (включая фрагменты русских переводов римских авторов и статьи по военному делу Древнего Рима)
  • Римская слава Античное военное дело
  • The Roman Law Library by Yves Lassard and Alexandr Koptev.
  • Искусство Древнего Рима - Фотогалерея Стевана Кордича (англ.)

Первоначально было весьма архаич-ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ-ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу-скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо-кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри-ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика , то есть «общее дело», реальная власть остава-лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями .

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас . Государственный строй Рима в этот период назы-вался республикойи строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос-тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества , таким как заключение ми-ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства , вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ-нейшими должностными лицами были два консула , которые воз-главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора , которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово-дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж-ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны , избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На-родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ-ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу-лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра-ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Принципат

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом .

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината .

В поздней Римской империи всё более слабела централь-ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре-зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

До 510 г. до н.э., когда жители изгнали из города последнего царя Тарквиния Гордого, Римом правили цари. После этого Рим на долгое время стал республикой, власть находилась в руках чиновников, избираемых народом. Каждый год из членов Сената, в состав которого входили представители римской знати, граждане выбирали двух консулов и других должностных лиц. Главная идея такого устройства была в том, чтобы один человек не мог сосредоточить в своих руках слишком много власти. Но в 49 г. до н. э. римский полководец Юлий Цезарь (вверху слева), воспользовавшись поддержкой народа, повел свои войска на Рим и захватил власть в республике. Началась гражданская война, в результате которой Цезарь победил всех соперников и стал правителем Рима. Диктатура Цезаря вызвала недовольство в Сенате, и в 44 г. до н. э. Цезарь был убит. Это привело к новой гражданской войне и крушению республиканского строя. К власти пришел приемный сын Цезаря Октавиан, который восстановил мир в стране. Октавиан взял себе имя Август и в 27 г. до н. э. провозгласил себя «принцепсом», что положило начало императорской власти.

В символ закона

Символом власти магистрата (чиновника) были фасции - связка прутьев и топор. Куда бы чиновник ни шел, его помощники несли за ним эти символы, которые римляне заимствовали у этрусков.

Знаете ли вы?

У римских императоров не было корон, как у королей. Вместо этого на голову они надевали лавровые венки. Раньше такими венками награждали полководцев за победы в сражениях.

В честь Августа

Мраморный «Алтарь Мира» в Риме прославляет величие Августа, первого римского императора. На этом барельефе изображены члены императорской семьи.

Городская площадь

Центром в любом римском поселении или городе был форум. Он представлял собой открытую площадь, по сторонам которой стояли общественные здания и храмы.

На форуме проходили выборы и судебные заседания.

Лица в камне

На рельефных изображениях в слоистом камне, так называемых камеях, часто вырезались портреты известных людей. На этой камее изображены император Клавдий, его жена Агриппина Младшая и ее родственники.

Римское общество

Помимо граждан, в Древнем Риме были люди, не имевшие римского гражданства. Граждане Рима подразделялись на три класса: богатые патриции (здесь изображен один из них с бюстами своих предков в руках), обеспеченные люди - всадники и рядовые граждане - плебеи. В ранний период только патриции могли быть сенаторами. Позже и плебеи получили представительство в Сенате, но в императорскую эпоху они были лишены этого права. В число «неграждан» входили женщины, рабы, а также иностранцы и жители римских провинций.

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

💡

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

💡

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

💡

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Рим» мы узнали кратко самое главное про Древний Рим: историю его возникновения, особенности становления государства, основные этапы развития. Мы познакомились с древнеримским искусством, культурой, архитектурой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1282.

Введение

Древний Рим (лат. Roma antiqua) – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Принято делить историю римского общества и государства на три основных периода: Царский период (VIII–VI вв. до н.э.); Республиканский период (VI–I вв. до н.э.); Императорский период (I–V вв. н.э.). В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

Республика – историческая эпоха Древнего Рима, в которой сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.

Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его правового, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства, получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.


Возникновение Римского государства

Древний Рим (лат. Roma antiqua) – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя – Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Азербайджана на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином, для своих войск).

Принято делить историю римского общества и государства на три основных периода: Царский период (VIII–VI вв. до н.э.); Республиканский период (VI–I вв. до н.э.); Императорский период (I–V вв. н.э.). Последний период еще подразделяется на принципат и доминат. Переход к доминату относится к III веку н.э.

Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя (Византия) пала под ударами турок в середине XV в.

Государственный строй Рима в период республики

В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

Республика – историческая эпоха Древнего Рима, отличавшаяся аристократическо-олигархической формой правления, в которой высшая власть сосредоточивалась главным образом у сената и консулов. Латинское выражение res publica означает общее дело.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н.э.

В период республики организация власти была достаточно проста, и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой День. Они же председательствовали в собраний и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую, роль играло то обстоятельство, что решения цен-туриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Особое значение в Римской республике принадлежало сенату, обладавшему значительной компетенцией, вершина власти которого относится к 300–135 г. до н.э. Сенат (лат. senatus, от senex – старик, совет старейшин) – один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н.э.). С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.

Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс (princeps senatus).

В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–III вв. до н.э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии – кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.

Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита.

По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме – лучшими людьми, то есть Сенатом.

Римская республика на всех своих этапах была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.

В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия – нобили. Им же принадлежали крупные земельные угодья. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций (мелкая серебряная монета).

Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций. Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.

Рангом ниже стояли декурионы – средние землевладельцы, бывшие магистраты, управлявшие городом.

Важнейшими этапами борьбы между плебеями и патрициями стали: учреждение в 494 г. до н.э. должности плебейского (народного) трибуна. Избираемые плебеями 10 трибунов не участвовали в управлении, но могли наложить вето на распоряжение любого должностного лица.

В 451–450 гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, что ограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскими магистратами. С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, так как считалось, что священное гадание (ауспиции) мог совершать только консул из патрициев.

Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, действия их в рамках строго определенных сроков; отделение судебной власти от исполнительной.

Сенат состоял из 300 членов, куда входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. Со временем по закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев. В 367 г. до н.э. было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев. В 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными – на одну должность избиралосьнесколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры – иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего). Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) – без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (претор Перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах – тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450–451 гг. до н.э.

Период республики – период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н.э. в армии появились добровольцы, которым стали платить жалованье. В III в. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже до двух третей римской армии. В это же время понижается имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность.

Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов – крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии – большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, – крупной политической фигурой.

Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

В течение нескольких столетий Рим вел агрессивные войны. Ему удалось к началу I в. до н.э. захватить огромные территории. Кроме Италии, Рим владычествовал в Испании, Сицилии, Сардинии, Северной Африке, Македонии, частично в Малой Азии. Возникла необъятная рабовладельческая держава. На рынки Рима поступало огромное число невольников. После взятия Карфагена (149–146 гг. до н.э.) 50 тыс. пленных были переданы в рабство. Дешевизна рабов позволила использовать их в сельском хозяйстве в гораздо большем масштабе, чем прежде.

Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники, которые тоже могли быть римскими гражданами, были ограничены рядом политических и частных прав, оставаясь в определенной зависимости (клиентеле) от своих бывших хозяев (патронов).

К числу свободных, не имеющих римского гражданства, были отнесены латины и перегрины. Латинами называли жителей Италии, не входящих в римскую общину. Они были лишены политических прав, в некоторых случаях не могли вступать в брак с римскими гражданами. Но признавались их имущественные права и права на судебную защиту. В I веке до н.э. после союзнических войн латины и римские граждане были уравнены в своих правах. Перегринами называли иностранцев, а также жителей римских провинций, не обладавших ни римской, ни латинской правоспособностью. Поскольку они не могли пользоваться нормами римского права, был выработан специальный комплекс норм – право народов, а для защиты имущественных прав была учреждена должность перегринского претора. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римских граждан всем жителям римских провинций.

Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни, долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в III в. до н.э. было отменено. Господин не отвечал за убийство раба. Боясь новых восстаний рабов, господствующий класс вынужден был пойти на некоторые реформы. Император Адриан (II в.) издал указ, по которому хозяин за беспричинное убийство невольника должен был платить штраф. Наиболее жестоких господ принуждали продавать своих рабов. Позднее отдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретать корабли, открывать торговые заведения. Освободиться от рабства можно было лишь с согласия господина.

Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73–71 гг. до н.э.), восстанием Спартака и др. Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

В 82 г. до н.э. полководец Сула занял Рим. По заранее составленным спискам «подозрительных» были уничтожены тысячи республиканцев. Эти списки получили название проскрипционных. Проскрипционные списки с тех пор стали символом беззакония и жестокости. Сулла заставил народное собрание избрать его диктатором, причем первый срок диктатуры не был ограничен. В сенат были назначены дополнительно 300 членов из числа сторонников диктатора. Сулла стал неограниченным правителем Рима.

Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском.

Моральное разложение знати заставило Цезаря (100–44 гг. до н.э.) взять на себя не совсем свойственные его должности функции. Были введены законы против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни. Контроль над их выполнением (а также наблюдение за женщинами легкого поведения) возлагался на специально созданную полицию нравов, но работа велась малоэффективно.

Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.

Заключение

Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Благодаря созданию и фиксации разветвленной системы обязательственных правовых норм, оно достигло значительных результатов, которые оказали решающее влияние на юридическую мысль Средних веков и Нового времени, и которые, несомненно, принадлежат к числу самых выдающихся достижений римлян.

Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являются дошедшие до нас памятники законодательства (законы XII таблиц, Кодекс Фердосия, Кодекс Юстиниана и др.); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана и др.); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия и др.), философов и ораторов (Цицерона, Сенеки и др.), писателей (Плавта, Теренция и др.), а также многочисленные документы (папирусы, эпитафии и т.д.).

Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, и Римского государства, Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э. Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.


Список использованной литературы

1. Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина», 1995.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999

4. История древнего мира. Античность. М.: – «Владос», 2000.

5. Милехина Е.В. «История государства и права зарубежных стран», 2002

6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: – «ЮНИТИ», 1995.

7. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: – «Юридическая литература», 1997.

8. Тэпс, Д.С. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Д.С., Тэпс. - СПб.:Изд-во СЗАГС, 2008. – 560 с.

9. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: – «Юристъ», 2002

Древней традиции ношение оружия и появле­ние войска в городе запрещалось.Государственный строй.Органы государственного управления. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. ...

Для большой державы, имеющей заморские провинции населенные различными народами. К концу второго века римская республика вступила в полосу политического кризиса который продолжался до установления принципиата Августа. Одной из основных точек этого кризиса были 60-тые годы, на которые пришлось консульство Цицерона. Марк Туллий Цицерон родился 3 января 103 года в поместье своего отца вблизи города...