Проектная деятельность младших школьников в гпд в рамках реализации фгос ноо. Проекты класса Проектная деятельность в группе продленного дня презентация

СТАТЬИ УЧИТЕЛЕЙ ГИМНАЗИИ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области педагогики, и касается изучения особенностей проектной деятельности в условиях группы продлённого дня у младших школьников.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями - предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей проектной деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;

3. анализ проектной деятельности в условиях группы продлённого дня.

РАЗДЕЛ I ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

1.1. Понятие «проектная деятельность»

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин-педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта называется проектированием. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектирование понимается и как управления стихийным развитием предметного мира.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время примирено значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская). В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания. Е.И. Исаев указывает, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает как образование уже существующих объектов в новую форму». Е.И. Исаев представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое».
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Отечественным педагогом С.Т. Шацким основные элементы проектов были определены так: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н.Нечаев).

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

1.2 Особенности проектной деятельности у младших школьников.

В настоящее время метод проектов рассматривается как «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» .

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик .

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности; да?т им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Богатыми возможностями для организации проектной деятельности

учащихся начальных классов обладают все учебные предметы. Включение

метода проекта в обучение в начальной школе в дальнейшем поможет содержательно и грамотно осваивать учебный материал подростковой школы.

Специфика проектной деятельности младших школьников заключается

в том, что в начальной школе е? прообразом становятся проектные задачи. При реализации проекта ученикам не задается порядок действий, они сами определяют весь набор необходимых материалов, способов действий, с помощью которых достигается результат. Для решения же проектной задачи

младшим школьникам предлагаются все необходимые материалы и средства в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных, и проектная задача всегда носит групповой характер и имеет иную систему оценивания. Иными словами, под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор учебных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей .

На основе анализа педагогической и методической литературы нами были выявлены и систематизированы характерные особенности проектной деятельности, которые условно были разделены на три группы: содержательные, организационно-управленческие и результативно-оценочные особенности.

школьников отнесены следующие:

Интегрирование знаний и умений из различных областей науки,

техники, технологии;

Синтезирование элементов игровой, познавательной, учебной, ком-

муникативной, творческой деятельности;

Создание творческой обстановки и возможности переноса извест-

ных учащимся способов действий в новую для них практическую

ситуацию;

ных умений, навыков и способов деятельности;

Возможность осуществлять межпредметные связи с другими учеб-

ными предметами начальной школы;

Организационно-управленческие особенности проектной деятельности:

Поэтапное планирование проектной деятельности с уч?том возрас-

тных особенностей младших школьников: от элементарных про-

ектных задач (иногда с привлечением родителей) до предметных и

общепредметных проектов разного типа;

Организация индивидуально-групповых проектных форм учебной

деятельности, моделирование учебного сотрудничества как в малых

одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

Позиции и функции учителя: учитель - организатор познавательной

деятельности учеников, партнер, а не источник готовых знаний и ди-

ректив, тьютор, помощник, консультант, режиссер.

Результативно-оценочные особенности проектной деятельности прояв-

ляются в следующем:

Результат проектной деятельности - итоговый «продукт»: макет,

альбом, иллюстрированный журнал, книга стихов и т.п.;

Оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют

разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку

учащихся;

Оцениваются способности школьников взаимодействовать внутри

малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать

путь е? решения и т.д.;

Главной является оценка процесса (процесса решения проектных

задач, процесса предъявления результата) и только потом оценка

самого результата.

1.3 Этапы создания проекта

Были также определены этапы создания проекта и охарактеризована деятельность учителя и учащихся на этих этапах.

Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.

Деятельность педагога: определяет тему, формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Выбирает рабочие группы и распределяет в них роли, определяет источники

информации, ставит задачи, выбирает критерии оценки результатов. Деятельность учащихся: вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта; объединение в рабочие группы.

Этап 2. Разработка проекта.

Деятельность педагога: консультирует по сбору и уточнению информации; помогает спланировать и организовать деятельность.

Деятельность учащихся: распределение амплуа; самостоятельная работа с информацией индивидуально, в группах и парах, анализ и синтез идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Деятельность педагога: практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта; проводит анализ выполнения проектных заданий.

Деятельность учащихся: подготовка продукта деятельности к презентации; участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Деятельность педагога: помощь в подготовке к презентации; оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценности полученных результатов.

Деятельность учащихся: представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности, т.е. выступление перед одноклассниками и жюри; самооценка своей работы пут?м коллективного обсуждения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

РАЗДЕЛ II ПОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ

ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

ВЫВОД

Ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.

2. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога
Вопросы психологии. - 1997. - №6, - С. 48-57

3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

4. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. - М.; Ростов-н/Д.: МарТ, 2006.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002.

6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др. - М.: Просвещение, 2010.

7. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний». http://nsportal.ru/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(выступление на РМО учителей географии)

Воспитатель ГПД, учитель географии:

Елисеева Л.Н.

2015-2016 учебный год

Проектная деятельность в группе продлённого дня.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования .

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. . В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

Образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, исследовательская и проектная деятельность;

Содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Смоленской области. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в группе продленного дня с 5 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории Смоленской области. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в Смоленской области. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

    подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в Смоленской области (предметные компетенции). Решаемые задачи:

    собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;

    продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм

    организовать экскурсии;

    подготовить презентацию и защиту работы своей группы;

    создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

    «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;

    «Герои ВОВ ».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

    «Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта»

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

    узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;

    организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;

    принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;

    подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

    учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;

    с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов; поняли исторические корни формирования народа; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

Выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

Переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

Информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Организация досуга в группе продленного дня с использованием метода проектов

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения, обобщенным результатом освоения школьниками начальных классов образовательной программы является «Портрет выпускника начальной школы». Воспитатель группы продленного дня (ГПД) является участником образовательного процесса во внеурочное время и от организации его работы зависят приобретение новых знаний и умений, воспитание и развитие качеств личности ребенка.

Отсюда в задачи ГПД входит:

Организация по самоподготовке школьников;

Организация досуга;

Развитие интересов и способностей школьников, пытливости и любознательности, инициативы;

Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Самоподготовка школьников рассматривается здесь как занятие по программе выполнение уроков, заданных учителем, чтобы ребенок дома мог заняться делами в соответствии со своими интересами. Причем, организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья здесь является обязательной составляющей пребывания ребенка в группе продленного дня и включает: прогулки на свежем воздухе (отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия), обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие гигиенических навыков и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Остановимся подробнее на организации досуга (понятие, определение и возможности, трудности реализации)

Одно из определений досуга - это часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей. При организации досуга в ГПД следует свободное время от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Например, увлечь детей интересным делом, чтобы они могли реализовать свои возможности и наиболее полно проявить себя. Виды деятельности, которые могут быть предложены детям, во время досуга должны быть разнообразны – это игры, развлечения, творчество во всех его проявлениях, викторины, тематические беседы, конкурсы и т.д. Поле деятельности для воспитателя безгранично и при грамотной организации досуга школьников, ожидаемый результат в конце учебного года выступает как решение задач ГПД (полностью или частично, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников), к ним можно отнести развитие коммуникативных качеств, а также приобретение ЗУН в творческом процессе при активной поддержке и участии воспитателя. Предоставляется возможным применение в процессе занятий здоровьесберегающих технологий с учетом показателей здоровья школьников, а именно: физкультминутки, смена положения тела при работе сидя, тематическое чаепитие (дети обсуждают интересные для них темы), смена вида деятельности как профилактика перегрузок, создание в группе психологического и физиологического комфорта.

Теоретически все это возможно выполнить, но на практике при организации деятельности школьников в ГПД пришлось столкнуться со следующими трудностями:

Уставшие от уроков и дополнительных занятий дети не в состоянии заниматься творческой деятельностью (познавательная инертность, отсутствие мотивации);

Возрастные особенности (9-11лет), вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, которые сопровождаются повышенной подвижностью с последующей усталостью, резкий переход из одного состояния к другому могут препятствовать созданию комфортной обстановке в группе;

Пространственное мышление и самоанализ и логика находятся в процессе развития, поэтому ребенок младшего школьного возраста не в состоянии реализовать долгосрочный проект, он может неожиданно поменять вид деятельности (эпизодический интерес), отказаться доделывать начатое изделие, может отказаться что- либо делать (насильно заставлять воспитатель не имеет право).

Все вышеперечисленное относится к объективным трудностям, на которые воспитатель повлиять не может, а может только учитывать в своей работе и соответственно подстраиваться, приспосабливаться. Субъективные трудности, связанные с взаимодействием «учитель- ученик» решаются в индивидуальном порядке в процессе работы. Итак, дети в группе продленного дня не должны быть предоставлены сами себе, их свободное время (досуг) должен быть наполнен обучающим содержанием..

Как организовать продленный день и сделать жизнь детей в ГПД интересной и увлекательной? Ответ - «заразить творчеством», что и стало целью моей работы.

В своей работе я использовала метод проектов Дьюи, как способ решения проблемы занятости на досуге. «Мы можем руководить детской деятельностью, задавая ей работу в определенном направлении и, таким образом можем вести ее к разумной цели, которая стоит в конце пути, по которому мы следуем» Дж. Дьюи.¹ (1859 - 1952). Это американский философ-прагматик, психолог и педагог, который считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Важным принципом образования Дьюи считал ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, позволяя ему с наибольшей полнотой раскрыть все свои способности. То есть, в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка, следуя которым можно направлять его творческую деятельность по пути, который приведет к ценным результатам. Как считал Дьюи - формированию таких качеств личности как: активность, инициативность, самостоятельность; ответственность; готовность к планированию собственной познавательной деятельности; гибкость мышления; настойчивость в достижении результатов; готовность исправлять свои ошибки; умение находить компромиссное решение; осознание процесса познания (метапознание) поможет детям в дальнейший жизни.

Для осуществления метода проектов на практике следует учитывать, что: «Всякая деятельность с детьми должна строиться в соответствие с интересами, потребностей. Во всякой деятельности дети должны участвовать «от своего сердца». Всякие действия ребенок должен спланировать сам, сам выполнить, проанализировать и оценить. И соответственного должен понимать, зачем он его совершил. Учитель (воспитатель) здесь является консультантом, помощником в организации собственной деятельности ребенка - учитель учит его, как «уметь помочь себе». Всякое действие ребенка связано, так или иначе, раньше или позже - нужные в данной момент, в разные формы кооперации с учителем, учениками, другими людьми.

Наша программа строится как серия взаимосвязанных проектов, выполненных индивидуально с группой. Каждый проект представляет собой решение задачи, интересной ребенку, полезной другим, связанной с реальной жизнью. Предполагается, что ребенок получает необходимые ему знания, но не рафинированные, не как данные ему кем-то, а сам «находит», занимаясь интересной ему деятельностью, знания уже включены в структуру реальной жизни. Такая организация работы представляет собой реализацию на практике единство учебной и внеурочной деятельности. А в условиях досуга – основанной на его индивидуальных предпочтениях и способностях».²

Приведем пример реализации одной из тем решаемой методом проектов в группе продленного дня школы №560, 3-4классы.

Цель: Создание игрового дома для кукол.

Задачи:

Образовательные:

Провести исследование по теме: «Каким я представляю свой дом?»;

Обобщить и углубить знания учащихся о содержании дома, обстановке, предметах быта;

Познакомиться с этапами проектирования.

Воспитательные: - воспитывать любовь к семье и дому.

Развивающие: - развивать интерес и познавательную деятельность учащихся к самостоятельной деятельности посредством метода проектов, на основе личных предпочтений (в сотрудничестве с учителем);

Развивать критическое мышление (анализ, оценка, логика построения);

Творчество (создание новизны) и креативность (творческая активность).

Здоровьесберегающие:

Разгрузить психику детей после трудового дня;

Создать комфортные условия пребывания школьников в группе.

Ожидаемые результаты:

Создание макета дома с бытовыми помещениями и игрушечной мебелью.

Планируется развивать проект ежегодно, совмещая разработку и изготовление предметов с игровой деятельностью (ориентируясь на предпочтения детей). Проект интересен тем, что на его основе можно освоить различные техники художественного и технического творчества, объединить группу в ролевых играх, предложенных детьми при содействии воспитателя.

Этапы реализации проекта.

I этап. Сбор информации. Для повышения интересы, пробуждения творческой инициативы, мотивации в группе проводились беседы на тему: «Дом, в котором я живу», где была дана возможность для каждого желающего рассказать о доме, что он(она) считает интересным. Воспитатель поддерживал беседу, задавал наводящие вопросы и демонстрировал изделия по заданной теме, например: куклы ручной работы, одежду для кукол, мебель, выполненную из готовых форм (упаковочные коробочки различной формы),посуда из природных материалов, пластилина и т.д.

В результате, группой было принято решение - приступить к выполнению проекта.

II этап. Выявление интереса. Как было сказано выше - в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка. Ребенок сам выбирает занятие, а воспитатель лишь консультант и помощник. Например, Максим Ш. , Лиза Б., Полина К., Маша Р. решили делать мебель из готовых форм. Владислав М. и Георгий К. занялись поделками из пластилина, Анжела С. решила одеть свою куклу и т.д. Воспитателю осталось спланировать следующее занятие, подготовить материал и образцы изделий. Было приятно, что Лиза Б. принесла из дома лоскутки ткани и сшитую бабушкой кукольную одежду, а Максим Ш. наклейки и коробочки для своей будущей мебели. Юля Л. подарила для группы свой пластилин.

III этап. Планирование и получение базовой информации. Чтобы дети могли выполнить задуманное – необходимы базовые знания об основных этапах работы, свойствах материала, приемах выполнения, чертеже или рисунке предполагаемого изделия. На данном этапе воспитатель знакомит школьников с предстоящей работой, объясняет и показывает, как из различных материалов можно изготовить различные предметы. Сложность заключается в том, что ребенок выбирает свой проект и от воспитателя требуется уделить внимание каждому ученику.

IV этап. Выполнение работы. На этом этапе дети выполняют изделие в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями. В результате, к концу года были сделаны: стол и стул (Максим Ш.), шкаф для белья (Лиза Б.), тумба и телевизор (Маша Р.), картинки на стену (Полина К.), ковер и занавески (Анжела С.), холодильник и телевизор (Владислав М.) и т.д. В результате группового творчества из больших коробок сделали квартиру, состоящую из кухни, гостиной и спальни. Дом для игры был готов.

Vэтап . Оценка и практическое применение изделия. Для оценки проведенной работы кукольный домик был целиком собран в кабинете группы продленного дня в качестве выставки. Были приглашены ученики из других классов и родители, желающие посмотреть на работу своих детей. В данный момент кукольный домик активно используется при ролевых играх уже в последующих группах. С интересом играют и девочки и мальчики. Строим планы на будущее.

Цель достигнута, получен положительный результат.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. К внеурочной деятельности относится группа продленного дня. Она предоставляет педагогу огромные возможности в обучении, воспитании и развитии личности ребенка. Правильная организация деятельности детей в группе продленного дня способствует формированию у них таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Педагогу необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки. В этом могут помочь деятельностные методы обучения и в частности проектный метод. Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме.

В начале учебного года я столкнулась с проблемой вовлечения детей в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности. Группа собрана из разных классов, и дети собирались в разрозненные микро коллективы, часто конфликтовали между собой. Необходимо было направить детей на общее дело, чтобы сплотить, сдружить детский коллектив, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, радостно, свободно. Именно таким общим делом, по моему замыслу, должен был стать групповой проект.

Все хорошо обдумав, я пришла к четвероклассникам с проблемой : “В этом году, ребята, посещение Продленки для вас заканчивается. Как сделать этот год незабываемым, чтобы он остался в нашей памяти навсегда?”.

Ребята глубоко прониклись проблемой, и вскоре определилась цель будущего проекта: сделать жизнь в группе продленного дня интересной, увлекательной и полезной для каждого. Возникли разные идеи, как назвать проект, но все остановились на одном названии : “В ГПД хотим ходить, там нам интересно жить!” В качестве проектного продукта выбрали создание иллюстрированного альбома “Дневник группы продленного дня”, который поможет решить возникшую проблему.

Следующим этапом стало планирование работы над проектом, где появились первые трудности. Дети не знали с чего начать. Необходим был “толчок” к дальнейшим действиям. Именно таким “толчком” стала беседа “О себе”, за основу которой я взяла стихотворение А. Милна “Наедине с собой”:

Есть дом, и он всегда при мне,
Я в нем с собой наедине.

Когда мне тоскливо бывает,
Меня этот дом укрывает.

Там не услышишь слово “нет”,
Хоть проживи там десять лет.

Не слыхать ничего,
Не видать никого,
За исключением меня самого!

Дети пришли к мысли об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый человек – огромный удивительный мир, непохожий ни на кого; что нужно бережно и чутко относиться друг к другу. А самое главное, все поняли, что могут внести свою лепту в работу над проектом.

И еще стихотворение А. Милна натолкнуло на мысль о строительстве “домиков добрых дел”. У каждого ребенка появился домик из картона, вырезанный по определенному шаблону, придуманному детьми, и имеющий свое название (имя, фамилия ребенка). На домик наклеивались разноцветные кирпичики. Каждый кирпичик – доброе дело, сделанное ребенком, его посильный вклад в общее дело. “Домики добрых дел” стали дополнительным мотивом к деятельности.

Ребята разбились на группы, которым предстояло работать по определенным темам:

первая группа – “Я и мир вокруг”;
вторая группа – “Клуб любознательных”;
третья группа – “Школа хороших манер”;
четвертая группа – “Я и мои права”;
пятая группа – “Безопасность и здоровье”;
шестая группа – “Красный день календаря”.

Работу планировали таким образом, чтобы каждая группа подготовила по пять мероприятий, равномерно распределенных в течение года. В каждой группе были распределены обязанности, установлены сроки выполнения работ, определены необходимые шаги и последовательность их выполнения.

Презентация мероприятий проходила в разных формах: беседы, викторины, конкурсы, игры, соревнования. Каждое мероприятие дети творчески оформляли в “Дневнике группы продленного дня”. К концу учебного года у нас получился красивый иллюстрированный альбом. Такой альбом можно хранить в библиотеке школы. Он будет хорошим и добрым воспоминанием для ребят, его создававших, и путеводителем в мир творчества для детей, которые только на пороге создания своих проектов.

Напоминанием о проекте для ребят останутся “Домики добрых дел”, кирпичики на которых появлялись ежедневно. (Рисунок.) В строительстве домиков дети принимали непосредственное участие. Когда “кирпичики” закончились, посыпались другие предложения: строить крышу, украшать фасад окнами, вставить дверь и порожек, трубу на крышу, номер дома, посадить домашних питомцев… Фантазии детей не было предела. В “Домиках” отразилась критериальная система оценивания: кирпичики – те самые баллы, которые используются при критериальном оценивании. Естественно критерии оценивания были оговорены заранее, но свои коррективы вносились и в ходе проектной деятельности.

Участие педагога в таком масштабном проекте – максимальное – в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи на всех этапах работы.

Проектная деятельность приносит значительные приращения в знаниях и общеучебных навыках детей: ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, воспринимать и осмысливать информацию, оценивать и контролировать результаты своей деятельности, учатся общаться, отстаивать свою позицию и слышать собеседника, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Данный проект достиг своей цели: жизнь в группе продленного дня действительно стала интересной, насыщенной, запоминающейся. Кроме того, я достигла своей скрытой цели – сплочение детского коллектива. Дети настолько комфортно стали чувствовать себя в группе, что в конце учебного года нам не хотелось расставаться. Посыпались вопросы: “Почему нет группы продленного дня в 5 классе? Давайте организуем такую группу!..”

Работа над проектом объединяет всех, позволяет улучшить отношения, приобрести знания и умения; позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся, дифференцированно развивать способности каждого из них; формировать деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные компетенции, которых очень не хватает нашим ребятам.

Данный материал будет полезен учителям начальной школы и воспитателям ГПД.

Проектная технология в группе продленного дня

Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.

В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.

Правила совместной работы

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по алгоритму (плану).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.

5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.

Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.

Проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.

Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего леса», «Растения нашего края», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Спортсмены нашего города», «Тайны Нового года», «История в названии улиц города» и др.

В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.

Этапы и направления работы над проектом

1. Составить группы, выбрать руководителя.

2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.

3. Наметить направления работы:

а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);

б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;

в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);

г) анализ собранной информации;

д) оформление творческого проекта.

Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята имеют возможность попробовать себя в одной из профессий: фотографа, журналиста и т. д. Кроме того, каждый школьник овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит общение, которое, к сожалению, современным школьникам довольно трудно выстроить. Проекты могут быть представлены в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки или презентации. Можно выполнить проект по сочинению и показу сказки для первоклассников. Дети с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей.

Таким образом, метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Проект помогает:

1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.

2. Развивать умение проектировать свою деятельность.

3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.

4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.

5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.

7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).

8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.

9. Развивать творческие способности.

10. Развивать познавательный интерес.

11. Формировать эстетический вкус.

Предметные и общеучебные умения, формируемые в ходе проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы:

Владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);

Владение определенными знаниями по предмету (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»);

Умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

Развитие умения самостоятельно принимать решения;

Коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

Мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;