Башмачкин жертва или посмешище рассуждение. Башмачкин – несчастный или посмешище? Как относится Н.В.Гоголь к своему герою

Башмачкин – несчастный или посмешище? Башмачкин – несчастный или посмешище? Выполнили: Ненашева Марина, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов, Макарова Дарья, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов Руководитель: Забавникова Н. К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов








Ход исследования: Ход исследования: Анализ фрагментов повести: « Знакомство с героем », « Крестины », « Зачем вы меня обижаете?», « Вечер Акакия Акакиевича », « Смерть Акакия Акакиевича » Ознакомление с критической литературой к повести Н. В. Гоголя « Шинель » Сопоставление Акакия Акакиевича с другими персонажами повести


Результаты исследования: Результаты исследования: Судьба не наделила Башмачкина ничем из того, с чем считаются люди, - ни характером, ни способностями, ни значительным социальным положением, ни даже сколько - нибудь выразительной, запоминающейся внешностью. Башмачкин невзрачен. Слово невзрачный из того же семантического гнезда, что и слово зреть, смотреть, рассматривать, видеть. Невзрачный значит невидный, как бы невидимый. Вот почему рассказчик, представляя читателю своего героя, уведомляет, что он « нельзя сказать, чтобы очень замечательный. «… низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат …» Слово несколько как бы стирает всякие « особые приметы ». При описании героя автор использует уменьшительно - ласкательные суффиксы, на основании этого мы можем сделать вывод, что автор сочувствует своему герою.


Результаты исследования: Результаты исследования: При выборе имени новорождённому мать не сумела перехитрить судьбу и была вынуждена с ней смириться, пустить своего сына в мир с « заикающимся » именем Акакий Акакиевич, впрочем, как оказалось впоследствии, вполне соответствующим заикающейся речи героя – типичного горемыки. Вступление героя в мир ознаменовалось гримасой его и плачем, как будто он « предчувствовал », что будет титулярный советник ». Сцена крестин проникнута язвительностью и сарказмом.


Результаты исследования: Результаты исследования: На службе к нему « не оказывалось никакого уважения ». В Башмачки - не почему - то никто из окружающих не видел человека, а видели только « вечного титулярного советника!» « Низенький чиновник с лысинкой на лбу », чем - то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?...» В этих проникающих словах звенели другие слова: « Я брат твой ». « Знаменательные слова » пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему. « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга », « Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» Автор напоминает нам о том, что каждый человек достоин толерантного отношения к себе. Сравнение вечеров Акакия Акакиевича с обычным отдыхом департаментских чиновников оказывается отнюдь не в пользу последних. Чиновники проводят своё свободное время каждый в своём углу: театр, ухаживание за дамами, а в основном – карточная игра. Башмачкин же занятия писаря не оставляет и дома, спать ложится, « улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что - то Бог пошлёт переписывать завтра?» И здесь мы видим симпатии автора на стороне Акакия Акакиевича.


Результаты исследования: Результаты исследования: Очень чётко выражено авторское отношение к Башмачкину во фрагменте « Смерть Акакия Акакиевича ». « И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда не было ». « исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное …» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому - то дорого и интересно. Читательское предположение оправдано, потому что далее мы читаем: «… и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее ».


Выводы: Выводы: Таким образом, Гоголь призвал общество взглянуть на « маленького человека » с пониманием и жалостью. В этой среде всё более и более увеличивается жестокость и равнодушие друг к другу. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к « маленькому человеку » и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. В своей повести Гоголь сконцентрировал своё основное внимание на судьбе личности « маленького человека », однако, сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своём отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.


Информационные источники: Информационные источники: Н.В. Гоголь «Шинель» Данильцева, З.М. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»/ З.М.Данильцева// Литература в школе с Афанасьев, Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя «Шинель»/ Э.С.Афанасьев// Литература в школе с Чернова, Т.А. Новая шинель Акакия Акакиевича/ Т.А.Чернова// Литература в школе с.24-26

Выполнили : Ненашева Марина, ученица 7 В класса МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов,

Макарова Дарья, ученица 7 В класса МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов

Руководитель : Забавникова Н.К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов

Проблемные вопросы:

  • Как относится Н.В.Гоголь к своему герою?

  • Что хотел показать автор в повести «Шинель»?


Цели и задачи проекта:

  • Прояснить истинное авторское отношение к Акакию Акакиевичу

  • Рассмотреть, как автор представляет героя читателю


Гипотеза исследования:

Если Башмачкин несчастный человек, то автор хотел показать насколько жестоки люди и бесчеловечно общество.

Ход исследования:

  • Анализ фрагментов повести: «Знакомство с героем», «Крестины», «Зачем вы меня обижаете?», «Вечер Акакия Акакиевича», «Смерть Акакия Акакиевича»

  • Ознакомление с критической литературой к повести Н.В.Гоголя «Шинель»

  • Сопоставление Акакия Акакиевича с другими персонажами повести


Результаты исследования:

    Судьба не наделила Башмачкина ничем из того, с чем считаются люди, - ни характером, ни способностями, ни значительным социальным положением, ни даже сколько-нибудь выразительной, запоминающейся внешностью. Башмачкин невзрачен. Слово невзрачный из того же семантического гнезда, что и слово зреть, смотреть, рассматривать, видеть . Невзрачный значит невидный, как бы невидимый. Вот почему рассказчик, представляя читателю своего героя, уведомляет, что он «не льзя сказать, чтобы очень замечательный. «…низеньк ого роста, не сколько рябоват , не сколько рыжеват , не сколько даже на вид подслеповат …» Слово несколько как бы стирает всякие «особые приметы». При описании героя автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, на основании этого мы можем сделать вывод, что автор сочувствует своему герою.


Результаты исследования:

    При выборе имени новорождённому мать не сумела перехитрить судьбу и была вынуждена с ней смириться, пустить своего сына в мир с «заикающимся» именем Акакий Акакиевич, впрочем, как оказалось впоследствии, вполне соответствующим заикающейся речи героя – типичного горемыки. Вступление героя в мир ознаменовалось гримасой его и плачем, как будто он «предчувствовал», что будет титулярный советник». Сцена крестин проникнута язвительностью и сарказмом.


Результаты исследования:

    На службе к нему «не оказывалось никакого уважения». В Башмачки- не почему-то никто из окружающих не видел человека, а видели только «вечного титулярного советника!» «Низенький чиновник с лысинкой на лбу», чем-то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?...» В этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Знаменательные слова» пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» Автор напоминает нам о том, что каждый человек достоин толерантного отношения к себе.

    Сравнение вечеров Акакия Акакиевича с обычным отдыхом департаментских чиновников оказывается отнюдь не в пользу последних. Чиновники проводят своё свободное время каждый в своём углу: театр, ухаживание за дамами, а в основном – карточная игра. Башмачкин же занятия писаря не оставляет и дома, спать ложится, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?» И здесь мы видим симпатии автора на стороне Акакия Акакиевича.


Результаты исследования:

    Очень чётко выражено авторское отношение к Башмачкину во фрагменте «Смерть Акакия Акакиевича». «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда не было». «исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно. Читательское предположение оправдано, потому что далее мы читаем: «…и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее».


Выводы:

    Таким образом, Гоголь призвал общество взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. В этой среде всё более и более увеличивается жестокость и равнодушие друг к другу. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей.

    В своей повести Гоголь сконцентрировал своё основное внимание на судьбе личности «маленького человека»,однако, сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своём отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.



Как вы понимаете башмачник несчастный человек или посмешище? Из рассказа "Шинель" и получил лучший ответ

Ответ от Alice Alice[активный]
Какой башмачник? Так-то у него фамилия это - Башмачкин.
С одной стороны - он и посмешище, "маленький человек", недалекий чиновник, который видит смысл своей жизни в шинели. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича.
С другой стороны - он несчастен. Главный герой не желает никому зла, он не ничтожен, он тоже имеет право на личное счастье. Просто в силу своей слабохарактерности и замкнутости мышления Башмачкин вынужден вести «маленькую» жизнь с такими же «маленькими» потребностями. И те, кто с первого взгляда кажется сильнее и умнее, кто безжалостно насмехается и издевается над Акакием Акакиевичем, на самом деле еще ниже, еще ограниченнее, чем «несправедливо страдающий» чиновник. Гоголь призывает нас быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как вы понимаете башмачник несчастный человек или посмешище? Из рассказа "Шинель"

Трагедия Акакия Акакиевича Башмачкина (по повести Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель» — один из последних произведений Гоголя петербургского цикла, написанного в начале 1840-х годов. Петербург Гоголя — это город контрастов. Там «кроме фонаря, все дышит обманом», торжествует пошлость, а таланты гибнут.Красота роскошных дворцов и гранитных набережных, изысканно одетые дамы и благородные кавалеры, прогуливающихся спокойно городом, — это лишь одно из проявлений Петербурга. Ведь существует и другой, совсем не привлекательный для высшего света Петербург — город мелких чиновников, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и причуд богатых. И Гоголь не случайно выбрал для своей повести жизнь незаметного чиновника, история которого является настоящей трагедией «маленького человека», а если шире — целой прослойки тогдашнего общества.

Акакий Акакиевич — маленький сморщенный человек, чиновник низкого ранга в столичном департаменте. Он всегда был тихим, молчаливым, через постоянно становился объектом насмешек и насмешек. В ответ на насмешки Башмачкин только отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «Обижают» — так может сказать скорее ребенок, а не взрослый человек, который осознает себя как личность.

Акакий Акакиевич живет переписыванием различных нелепых бумажек. Но живет он?Нет, он служит безмолвно, ревностно, на совесть. Но только за это уважения не заслужишь, даже если всю жизнь ходить в мундире. Важно только, в каком именно мундире. За ним раз и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Постоянные лишения окружающих Акакия Акакиевича, но он будто не чувствует этого. В Башмачкина была своя «поэзия жизни», так же унизительна, как и все его существование. В переписывании бумаг он видел «какой-то свой разнообразный и приятный мир»: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение появлялась на его лице. Иронизируя над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь одновременно отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Забрать у Башмачкина работу — все равно что отнять жизнь. С другой стороны, он никогда ничего творческого в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов.

Однако повествование в повести построена так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. История Акакия Акакиевича — это прежде всего история постепенной гибели человека под давлением социальных обстоятельств.

Он ходит в старой шинели, которую нельзя починить. Когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов выдержать любые испытания (вечером не зажигает свечи, не пьет чая), чтобы только осуществить свою мечту. Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, ради которого Акакий Акакиевич готов работать вовсю. Когда шинель была сшита, Башмачкин чувствовал себя абсолютно счастливым. Впервые за много лет почувствовал себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Потеря шинели оказалась потерей всей его жизни.

Шинель дала Башмачкин чувство человеческого достоинства. Когда отняли, его будто вернули в прежний, унижен состояние. И Башмачкин начинает борьбу за возвращение своей шинели. Но силы явно неравны. Государственная машина перемалывает Башмачкина.

Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у пристава, у «значительного лица»: повсюду на него ожидали или полное равнодушие, или пренебрежительное отношение и грозные окрики. Подавленное приемом в «значительного лица», Акакий Акакиевич заболел лихорадкой и умер. Но показательно то, что, умирая, Башмачкин неожиданно начал «сквернохульничаты» — произносить страшные слова, которые следовали за словами «ваше превосходительство».

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Таким образом, тема человека как жертвы общественной системы доведена до логического конца. Но история жизни Акакия Акакиевича имела «громкое» продолжение после смерти. Умерший Башмачкин превращается в мстителя, что срывает шинели не прохожих, среди которых была и «значительное лицо». Это настолько пугает чиновника, что тот даже начинает лучше относиться к людям. С другой стороны, призрак Акакия Акакиевича мстит не одному человеку, а всему миру.Он срывает шинели всех, в том числе и из такого же, как он, маленький, не способного кому-то противостоять «флейтиста, свистел когда в оркестре».

Как видим, в финале эта маленькая, робкая человек, доведенный до отчаяния, не столько протестует против бездушия, грубости, деспотизма, сколько мстит за некогда растоптанную достоинство. Итак, автор таким завершением повести свидетельствует, что в том мире, где жил Акакий Акакиевич, его герой как личность может существовать лишь после смерти.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Башмачкин – несчастный или посмешище? Выполнили: Ненашева Марина, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов, Макарова Дарья, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов Руководитель: Забавникова Н. К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов








Ход исследования: Ход исследования: Анализ фрагментов повести: « Знакомство с героем », « Крестины », « Зачем вы меня обижаете?», « Вечер Акакия Акакиевича », « Смерть Акакия Акакиевича » Ознакомление с критической литературой к повести Н. В. Гоголя « Шинель » Сопоставление Акакия Акакиевича с другими персонажами повести


Результаты исследования: Результаты исследования: Судьба не наделила Башмачкина ничем из того, с чем считаются люди, - ни характером, ни способностями, ни значительным социальным положением, ни даже сколько - нибудь выразительной, запоминающейся внешностью. Башмачкин невзрачен. Слово невзрачный из того же семантического гнезда, что и слово зреть, смотреть, рассматривать, видеть. Невзрачный значит невидный, как бы невидимый. Вот почему рассказчик, представляя читателю своего героя, уведомляет, что он « нельзя сказать, чтобы очень замечательный. «… низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат …» Слово несколько как бы стирает всякие « особые приметы ». При описании героя автор использует уменьшительно - ласкательные суффиксы, на основании этого мы можем сделать вывод, что автор сочувствует своему герою.


Результаты исследования: Результаты исследования: При выборе имени новорождённому мать не сумела перехитрить судьбу и была вынуждена с ней смириться, пустить своего сына в мир с « заикающимся » именем Акакий Акакиевич, впрочем, как оказалось впоследствии, вполне соответствующим заикающейся речи героя – типичного горемыки. Вступление героя в мир ознаменовалось гримасой его и плачем, как будто он « предчувствовал », что будет титулярный советник ». Сцена крестин проникнута язвительностью и сарказмом.


Результаты исследования: Результаты исследования: На службе к нему « не оказывалось никакого уважения ». В Башмачки - не почему - то никто из окружающих не видел человека, а видели только « вечного титулярного советника!» « Низенький чиновник с лысинкой на лбу », чем - то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?...» В этих проникающих словах звенели другие слова: « Я брат твой ». « Знаменательные слова » пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему. « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга », « Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» Автор напоминает нам о том, что каждый человек достоин толерантного отношения к себе. Сравнение вечеров Акакия Акакиевича с обычным отдыхом департаментских чиновников оказывается отнюдь не в пользу последних. Чиновники проводят своё свободное время каждый в своём углу: театр, ухаживание за дамами, а в основном – карточная игра. Башмачкин же занятия писаря не оставляет и дома, спать ложится, « улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что - то Бог пошлёт переписывать завтра?» И здесь мы видим симпатии автора на стороне Акакия Акакиевича.


Результаты исследования: Результаты исследования: Очень чётко выражено авторское отношение к Башмачкину во фрагменте « Смерть Акакия Акакиевича ». « И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда не было ». « исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное …» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому - то дорого и интересно. Читательское предположение оправдано, потому что далее мы читаем: «… и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее ».


Выводы: Выводы: Таким образом, Гоголь призвал общество взглянуть на « маленького человека » с пониманием и жалостью. В этой среде всё более и более увеличивается жестокость и равнодушие друг к другу. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к « маленькому человеку » и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. В своей повести Гоголь сконцентрировал своё основное внимание на судьбе личности « маленького человека », однако, сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своём отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.


Информационные источники: Информационные источники: Н.В. Гоголь «Шинель» Данильцева, З.М. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»/ З.М.Данильцева// Литература в школе с Афанасьев, Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя «Шинель»/ Э.С.Афанасьев// Литература в школе с Чернова, Т.А. Новая шинель Акакия Акакиевича/ Т.А.Чернова// Литература в школе с.24-26