Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века. Духовная жизнь в России с начала XX в

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы:

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Культура России Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.


Наука и естествознание Во второй половине XIX в. Наука выдвигается в число важнейших сфер общественной деятельности. Открытия мирового значения были сделаны в области химии. Профессор С.- Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев () сформулировал в 1869 г. периодический закон химических элементов, ставший одним из важнейших в естествознании. Д. И. Менделеев


Естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов () ученик Г. Гельмгольца и учитель И. П. Павлова, был новатором в области физиологии. Итогом его исследований высшей нервной деятельности явился труд «Рефлексы головного мозга» (1866), где доказывалось единство и взаимодействие психических и физических процессов в организме. С успехами естествознания связаны труды основоположника почвоведения Василия Васильевича Докучаева () и главный из них «Русский чернозем» (1883). Ученый доказывал, что почва особый природный организм со своими законами образования, развития и оскудения. Докучаев составил карту почвенных особенностей Европейской России и дал классификацию почв в стране (1886). И. М. Сеченов


География Русские географы и природоведы значительно обогатили представления не только о собственной стране, но и о Земле, о ее материках и континентах. В 6090-е гг. выдвигается блестящая плеяда неутомимых путешественников, исследующих малоизученные края Земли. В организации экспедиций большую роль сыграло Русское географическое общество, во главе которого стоял сменивший в 1873 г. его основателя Ф. П. Литке П. П. Семенов-Тян- Шанский (). П. П. Семенов первым из европейцев путешествовал по горам Тянь-Шаня (). Николай Михайлович Пржевальский () после экспедиции в Уссурийский край () осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (), побывав в Тибете, Монголии, Китае. Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений. Пржевальский Н. М.


Николай Николаевич Миклухо-Маклай () путешествовал за пределами России, побывав в гг. на Мадейре, в Марокко, в Новой Гвинее. В гг. с научной целью находился на Малайских островах Полинезии. Тесные дружеские контакты русского ученого с местным населением дали ему возможность провести серьезные исследования антропологические и этнографические, способные противостоять расистским теориям. Н. Н. Миклухо-Маклай


Искусство В русской культуре второй половины XIX в. первенствовала литература. Идейно- эстетические принципы господствующего в ней критического реализма оказали мощное воздействие на все области искусства. Определяющими здесь становятся требования близости к жизни, к народу, стремление ответить на запросы общества, удовлетворить его потребности в правде, в красоте, которую искусство ищет уже в самой действительности.


Живопись Процесс обновления в живописи начался с «бунта» в Академии художеств молодых художников в 1863 г. Отказавшись писать конкурсные работы на традиционные сюжеты из мифологии, они потребовали свободного выбора тем. Получив отказ, 14 живописцев во главе с И. Н. Крамским вышли из академии и основали Артель художников. Она послужила ступенью к новому объединению в 1870 г. Товариществу передвижных художественных выставок, окончательно оформившемуся с принятием устава в 1876 г. За два десятилетия существования передвижники показали выставки своих картин более чем в 20 городах. Их союз был одновременно и профессиональным, и идейным, и коммерческим, объединяя едва ли не всех талантливых художников, утверждавших принципы реализма и народности.


На первый план в 6070-е гг. выдвинулась жанровая живопись с ее ярко выраженными социальными мотивами. Здесь серьезного успеха добился Василий Григорьевич Перов () с его картинами уездной и деревенской пореформенной России («Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе»), До подлинного трагизма поднимается художник, рисуя похороны осиротелой крестьянской семьей своего кормильца («Проводы покойника»), Григорий Григорьевич Мясоедов () сумел передать поэзию крестьянского труда («Косцы»), тесную связь сельского мира с природой, зависимость от нее («Засуха»), показал взаимоотношения крестьян с земскими учреждениями (« Земство обедает »). Расцвет творчества Ильи Ефимовича Репина () приходится на начало XX в., но уже в 1870-е гг. проявился его могучий талант. Событием в искусстве и в общественной жизни стала картина «Бурлаки на Волге» (1872). В ликах бурлаков, резко индивидуальных и одновременно составляющих единое целое терпение и страдание, покорность и готовность к протесту. Отзываясь на больные вопросы времени, Репин создает своеобразный триптих о разночинской интеллигенции: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».


Новым типам пореформенной России посвящены картины Николая Александровича Ярошенко () «Студент», «Курсистка», «Кочегар». Из гущи повседневной городской жизни выхвачены сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского () «На бульваре», «Крах банка», «Свидание », « Вечеринка », « Не пущу!». В историческом жанре этой поры художники отходят от традиционного источника античной истории, обращаясь к прошлому отечества, стремятся воссоздать его события и образы со всей достоверностью. На полотне Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни» нет изображения самой казни противников петровских реформ. Но смертельная схватка Руси уходящей и обновляющейся передана с огромной силой. Богатый колорит картины, сложная, оригинальная композиция способствуют донесению авторского замысла.


Тот же конфликт старого и нового, как основа семейной драмы, воплощен в картине Николая Николаевича Ге () «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Никаких внешних проявлений этой драмы здесь нет, спокойны и позы ее участников. Лишь взгляд Петра говорит о глубине конфликта: в нем нет ненависти к предавшему его сыну, лишь горечь и мука, сознание, что дело его жизни не будет продолжено тем, кто должен был его унаследовать. Батальная живопись 6090-х гг. близко соприкасается с исторической. Здесь тот же уход от академических условностей, декоративности, парадности. В. И. Суриков-баталист («Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком») выступает в роли своеобразного режиссера мизансцены, которую выстраивает в строгом соответствии с ходом военных действий, с исторической правдой, не жертвуя ею во имя большего эффекта. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»


Василий Васильевич Верещагин () формально не принадлежал к передвижникам, но разделял их идейные и эстетические пристрастия. Под кистью художника война предстает противоестественным для человека состоянием. Его картина «Апофеоз войны», изображающая раскаленную пустыню с разрушенным городом вдали и пирамидой человеческих черепов на переднем плане, воспринималась как антивоенный символ. «Апофеоз войны»


Иван Константинович Айвазовский () х гг. зрелый мастер, признанный лучшим маринистом не только России, но и Европы. Морская стихия запечатлена им в самом разном состоянии от штиля до шторма («Девятый вал», «Черное море», «Среди волн»). Одна из лучших его картин «Море». На полотне нет ничего, кроме сурового безбрежного моря и бесконечного неба. «Море» Айвазовского можно отнести к самым грандиозным произведениям мирового пейзажа. «Девятый вал»


Расцвет пейзажной живописи связан с творчеством Исаака Ильича Левитана (). В картинах «Осенний день. Сокольники», «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Стога. Сумерки» слышна и щемящая музыка русской природы и ее особая тишина. Они навевают светлую грусть и раздумья о жизни, в которой нет гармонии и красоты, присущей природе. При внешней непритязательности пейзажи Левитана результат высочайшего мастерства и новаторства художника, во многом предугадавшего развитие живописи XX в. «Золотая осень»


Архитектура Быстрый рост после реформ 60-х гг. городов, сети железных дорог, промышленных предприятий, резкое увеличение числа банков и акционерных обществ, учебных и культурных заведений все это обусловило колоссальный размах строительства. Перед архитекторами встали новые многообразные задачи, выдвинувшие на первый план необходимость их функционального, соответствующего типу здания, решения. Храм Воскресения Христова


Опера В оперном жанре на первый план выдвигается национальная опера на сюжеты российской истории. В «Псковитянке» Римского- Корсакова, «Князе Игоре» Бородина не только звучат народные мотивы народ является участником сценического музыкального действа. Н. А. Римский-Корсаков Александр Порфирьевич Бородин


Театр В пореформенную эпоху возникает множество частных театров и антреприз, но центрами театральной культуры остаются императорские театры. Они финансируются правительством, сюда стягиваются лучшие актерские силы, режиссура и сценография были поставлены здесь на современном европейском уровне. В театральной жизни двух столиц тон задавал Малый театр с его устойчивыми традициями сценического реализма, идущими от великих Щепкина и Мочалова. Малый театр называли «Домом Островского»: здесь переиграли все пьесы выдающегося драматурга. Острая социальная проблематика его произведений позволила вывести на сцене галерею русских социальных типов, показать быт и нравы городских слоев, сложные отношения в пореформенном обществе между его сословиями. На сцене Малого театра блистали П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Театр не замыкался на реалистическом искусстве: с середины 70-х гг. здесь, как и в других театрах России, все больше завоевывает позиции и романтизм с его патетикой и пафосом. Мария Николаевна Ермолова Картина кисти В. Серова

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

17. 02.2017
Духовная жизнь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
в 1920-1930-е гг.
1918 год -
Преодолеть недостатки
развития культуры
НАРОДНЫЙ
периода царской России:
КОМИССАРИРИАТ
сословные ограничения;
ПРОСВЕЩЕНИЯ
низкий уровень
образования и пр.
(НАРКОМПРОС)
политизировать
культуру;
поставить ее на службу
советскому государству
и большевистской
партии;
воспитать «нового
А.В.Луначарский
человека» –
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Главные задачи культурной революции:

преодолеть культурное неравенство,
сделать доступным для трудящихся
сокровища культуры;
ликвидация неграмотности: в 1919 году
СНК принял декрет «О ликвидации
неграмотности
среди
населения
РСФСР», по которому все население от
8 до 50 лет обязано было обучаться
грамоте на родном или русском языке;
в
1923
году
было
учреждено
добровольное
общество
«Долой
неграмотность» под председательством
М.И.Калинина.

1. Борьба с неграмотностью
Прочтите
документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Отправной точкой уровня грамотности по всей
стране на начало века принимаются данные на
1897 год, признанные отечественными и
зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том
числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин.
По Сибири грамотность составляла
соответственно 12 % (за вычетом детей до 9
лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 %
соответственно из всего населения.
И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень
грамотности возрастал (по различным оценкам
до 30-45 % в индустриально-развитых
губерниях), но «после войн и вообще усиленных
Курсы ликбеза
наборов процент грамотности падает».
Курсы ликбеза
Ленин одной из главных задач построения социализма
в стране считал борьбу с неграмотностью.

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой
неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
Были открыты
тысячи пунктов
для ликвидации
неграмотности
насиления

1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах
было обучено грамоте
до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР
5,5 млн.
Советские агитационные
плакаты 1920-х гг.


В 1918 году было
утверждено «Положение
о единой трудовой школе
РСФСР» - школа
провозглашалась
бесплатной, она
управлялась на основе
самоуправления,
поощрялось
педагогическое
новаторство, уважение
к личности ребенка.
Урок в школе,
кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Но ряд экспериментов
имел отрицательную
сторону - отменялись
уроки, парты, домашние
задания, отметки,
экзамены.

Народное образование

30 сентября 1918 года Следующая
важная
ВЦИК
утвердил веха - принятие в 1930
«Положение о единой году постановления ЦК
трудовой
школе ВКП/б «О всеобщем
РСФСР». В основу обязательном
положен
принцип начальном обучении».
бесплатного обучения.
К концу 30-х годов
Декретом СНК от 2 массовая
августа
1918
г. неграмотность в нашей
преимущественное
стране в основном
право поступления в была преодолена
вузы получили рабочие
и крестьяне

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы
преимуществами
пользовались рабочие
и крестьяне, направляемые
на учебу по партийным
и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие
и крестьяне могли учиться
в ВУЗах, при них
создавались рабочие
факультеты.
Государство обеспечивало
выпускников рабфаков
стипендиями
и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР
насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума
(в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы
Н.К.Крупская –
А.В.Луначарский –
А.С.Макаренко –
с 1929 года заместитель
наркома просвещения
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
советский педагог
и писатель
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский,
талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года –
реформа русской орфографии:
из русского алфавита были исключены
устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и
десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на
конце слов и частей сложных слов, но
сохранялся в качестве разделительного
знака (подъём, адъютант);
в родительном и
винительном падежах прилагательных
и причастий окончания -аго, -яго
заменялось на -ого, его (например, новаго → нового, лучшаго
→ лучшего, ранняго → раннего), в
именительном и винительном падежах
множественного числа женского и
среднего родов -ыя, -ія - на -ые, ие (новыя (книги, изданія) → новые)
и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией.
Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

4. Власть и интеллигенция
ПОДДЕРЖКА
РЕВОЛЮЦИИ
ЭМИГРАЦИЯ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)
ОППОЗИЦИЯ
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
В.Маяковский,
А.Блок,
Б.Кустодиев
К.Петров-Водкин
и др.

Остались на Родине

В.М.Бехтерев
Н.И.Вавилов
В.И.Вернадский
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский

М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет
«серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества
оказались за границей.
«Смена вех» - сборник
публицистических
статей
философскоВернулись
в Россию
политологического
содержания,
(в 1920-1930-е
гг.):
опубликованный в Праге в 1921 году
А.Толстой,
С.Прокофьев,
видными
представителями
либерального
направления
в
М.Цветаева,
М.Горький
общественнойА.Куприн
мысли русской
эмиграции.
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской
интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей
год
сборника стала мысль о возможности принятия большевистской1909
революции
и
примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского
государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их
деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались
условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что
надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
И.П.Павлов
Н.Д.Зелинский
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского,
К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной
сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская
боевая организация.
По обвинению
в принадлежности
к ней были
расстреляны
Н.Гумилев,
М.Тихвинский
и другие деятели
науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева.
1921 год

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке
неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
C. Н. Булгаков
И. А. Ильин
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых.
«Мы этих людей выслали
Среди высланных русские философы и мыслители: потому, что расстрелять их не
И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков,было
В. В. Зворыкин,
И. А. Ильин,
повода, а терпеть
было
Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин,
невозможно»
Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой,
Л.Д.Троцкий
А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые
с мировыми именами:
микробиолог С.Н.Виноградский,
геолог Н.И.Андрусов,
почвовед В.К.Агафонов,
химики В.Н.Ипатьев
и А.Е.Чичибабин,
авиаконструктор И.И.Сикорский,
один из создателей
телевидения В.К.Зворыкин,
историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор,
учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире:
четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год),
пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год),
трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта
одновинтовой схемы.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден
Главлит, осуществлявший
цензуру за всей печатной
продукцией.
В 1923 году создается
Главрепетком с теми же
функциями.
Но до 1925 года в культуре
сохранялась относительная
духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг
с другом, не могли
договориться об единой линии.
С возвышением Сталина
ситуация изменилась,
началась идеологизация
художественного творчества.

5. Государство и церковь
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено
патриаршество.
Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской
семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации
церковных ценностей
(1922 год);
пытался наладить диалог и
сотрудничество государства
и церкви.
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь
Причины борьбы
с церковью и религией:
атеистические воззрения
партийных лидеров;
стремление убрать
конкурента из духовной
сферы.
Фрагмент Декрета о свободе совести,
церковных и религиозных обществах.
1918 год
В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных
ценностей.
«Мы не можем одобрить изъятия из храмов,
хотя бы и через добровольное
пожертвование, священных предметов,
употребление коих не для богослужебных
целей воспрещается канонами Вселенской
Церкви и карается Ею как святотатство -
миряне отлучением от Неё,
священнослужители - извержением из
сана»
Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит
крестьянство России».
Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал,
Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от
различных культовых учреждений (православных, католических и
мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра
Невского и изъятие драгоценной раки.
Май 1922 года.

5. Государство и церковь
Имущество церкви
реквизировалось в фонд борьбы
с голодом. Это привело к
выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в
наступление. Весной 1922 года
в Москве и Петрограде прошли
судебные процессы над
церковными деятелями.
Несколько человек были
казнены, а патриарх Тихон
арестован. В 1925 году после
смерти Тихона выборы
патриарха были запрещены (до
1943 года).
Симонов монастырь. Разорение храма.
1923 год.

Литературные течения
XX века в России
символизм
акмеизм
имажинизм
футуризм

Символисты (французское symbolisme от греческого
symbolon - знак, символ).
З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский
А.Блок
А.Белый
К.Бальмонт
Символизм
построенные
на
основе
интерпретации понятия символа как первооснования
связи бытия, мышления, личности и культуры.

Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая
степень чего-либо, цветущая сила).
Н. С. Гумилёв
А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам
Г. В. Иванов
В. И. Нарбут
А.Ахматова
О.Мандельштам
Акмеизм
основывался
на
провозглашение
материальности, предметности тематики и образов,
точности слова.

Футуристы (от латинского futurum - будущее).
В. Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д. Бурлюк
И. Северянин
Давид
Бурлюк
Велимир
Хлебников
Футуризм основывался на скорости, движение,
энергии, которые
пытались передать достаточно
простыми приёмами.

Имажинисты (от французского image - образ)
С. А. Есенин
С. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В. Г. Шершеневич
Анатолий
Мариенгоф
Имажинизм характеризует
анархические мотивы.
творческий
эпатаж,

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный
контроль над духовной жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой
организацией (известные ученые и деятели
культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных
ученых и философов.
1922г.

учреждение
Главлита
(главном управлении по делам литературы и издат
ельств), а затем Главреперткома (орган
одобряющий цензуру).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» - 18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас
классовая борьба вообще, так точно она не
прекращается и на литературном фронте. В
классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость
создания
художественной
литературы,
рассчитанной на действительно массового
читателя, рабочего и крестьянского; нужно
смелее
и
решительнее
порвать
с
предрассудками барства в литературе

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая
культурно-просветительская
и литературно-художественная
организация пролетарской
самодеятельности при Наркомате
просвещения, существовавшая
с 1917 по 1932 год.
Идеологи Пролеткульта исходили из
определения «классовой культуры»,
сформулированного Плехановым.
По их мнению, любое произведение
искусства отражает интересы и
мировоззрение только одного класса
и поэтому непригодно для другого.
Следовательно, пролетариату
требуется создать «свою»
собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство
Первый рабочий театр
Пролеткульта в 1924-32 гг.
располагался в
кинотеатре «Колизей»
на Чистопрудном
бульваре (ныне здание
театра «Современник»).
Ставил перед собой
агитационные задачи,
способствовал развитию
и утверждению на сцене
советской драматургии.
В театре работали:
Г.В. Александров,
Э.П. Гарин, И.А. Пырьев,
М.М. Штраух;
С.М. Эйзенштейн и др.
Театр рабочей молодежи (ТРАМ).
1930 год.

6. Новое искусство
С.М.Эйзенштейн.
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм,
снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»
в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы
признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов
по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел
первый номер
первого советского
толстого журнала
«Красная новь».
Редактором с 1921 – 1927 гг.
был А.К.Воронский.

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея
Михаила Шолохова в четырёх
томах, написана с 1925 по 1940 год.
Одно из наиболее значительных
произведений русской
литературы XX века, рисующее
широкую панораму жизни донского
казачества во время Первой
мировой войны, революционных
событий 1917 года и гражданской
войны в России.
За этот роман в1965 году
Шолохову была присуждена
Нобелевская премия по
литературе с формулировкой «За
художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в
переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год.
(одна из первых публикаций романа
и портрет автора)

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
Ленин
И я,
и теперь
как весну человечества,
живее всех живых.
рожденную
Наше знанье
- и в бою,
в трудах
пою
сила
мое отечество,
и оружие.
республику мою!
Из поэмыИз поэмы «Хорошо»
(1927 год).
«Владимир Ильич Ленин»
(1924 год).
В.В.Маяковский.

6. Новое искусство
«Окна сатиры РОСТА» -
серия плакатов, созданная
в 1919-1921 годы
советскими поэтами
и художниками, работавшими
в системе Российского
телеграфного
агентства (РОСТА).
«Окна РОСТА» -
специфическая форма
массового агитационного
искусства, возникшая
в период Гражданской
войны и интервенции
1918-1920 гг.
Большую роль в создании «Окон
РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы
художественного выражения (революционная романтика, гротеск,
сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный быт
Коммунальная квартира –
квартира, где проживает
несколько семей,
не являющихся
родственниками.
Появились после революции
1917 года в ходе
«уплотнений», когда
большевики принудительно
отбирали жильё у богатых
горожан и подселяли к ним в
квартиру новых людей,
активных сторонников
советской власти
(коммунисты, военные,
сотрудникиЧК) .
Больше всего коммунальных
квартир появилось
в Ленинграде (Петербурге).

8. Сатира
М.А.Булгаков
Повесть написана в 1925 году, впервые
опубликована в 1968 году одновременно
в журнале «Грани» (Франкфурт) и
журнале Алека Флегона «Студент»
(Лондон).
В СССР в 1960-е распространялась в
самиздате. Впервые официально была
опубликована в СССР в 1987 году в 6-м
номере журнала Знамя.
С тех пор неоднократно переиздавалась.

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
В.В.Маяковский.
На заднем плане «Окна РОСТА»

ИТОГИ:
+
значительно поднят уровень
грамотности населения
культура стала массовой и
общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась
относительная свобода
творчества, нет жесткой
цензуры
Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.

ИТОГИ
окончание «серебряного века»
множественность путей развития
культуры начинает постепенно
ликвидироваться советской властью
по мере формирования диктатуры
Сталина началось партийное
наступление на культуру,
ограничение свободы творчества,
развитие «социалистического
реализма»
деятельность интеллигенции
постепенно будет поставлена под
партийный контроль (особенно это
проявиться в 30-е гг.)
Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.