Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности. Что такое грамотность? Лексическая грамотность

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык считается одним из сложных. Но интернет значительно облегчает муки школьника, студента и ускоряет процесс вхождения в новую языковую среду.

Инструкция

Цели и намерение - это самое главное. От целей зависит сложность осваиваемого материала, а от намерения интенсивность занятий. Понятно, что бизнесмену важнее лексика юридическая и узкоспециальная терминология, а наемный рабочий должен понимать работодателя и иметь запас фраз для экстремальных ситуаций, связанных с медициной или правовыми . В первую очередь, надо осваивать то, что понадобится в ближайшее время. А потом уже развиваться вширь и вглубь.

Учить язык в одиночку - пустая трата времени. Если нет интернета, надо искать носителя языка и разговаривать с ним. Мало знать грамматику и вызубрить двести слов. Надо иметь навык их использования. Вот все большей популярностью пользуются сетевые площадки, где одни люди помогают учить язык другим. Например, сеть livemocha.com, где могут обучиться языку пользователи с минимальным уровнем знаний. Можно осваивать новый материал, выполнять задания и общаться письменно или голосом с носителями языка.

Если русскоговорящего помощника в реальной нет, а потренироваться в изучении русского языка хочется, на помощь придут виртуальные тренажеры, полезные игры со словами. Например, классическая игра "Эрудит" (Scrabble) http://www.wordgameolympics.ru/menu3.php .

Развивайте фонематический слух ребенка. Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.

Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.

Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.

Поставьте текстовый редактор с проверкой орфографии. Объясните ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово. Не бойтесь, что ваш ученик привыкнет полагаться на программу. В любом случае вы таким образом активизируете его зрительную память, и правописание многих слов он запомнит автоматически.

Могут помочь и некоторые компьютерные игры, вроде «Поля чудес». В них надо отгадать задуманное слово. Но определить его можно только тогда, когда знаешь, как оно пишется. Такие игры можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.

Не бойтесь социальных сетей. Конечно, страницу ребенка и его контакты необходимо контролировать. Вы легко это сумеете, если владеете компьютером лучше вашего малыша. Постарайтесь обеспечить своему школьнику такой круг общения, в котором принято писать грамотно. Объясните, что социальные сети существуют не только для того, чтобы поболтать с соседом по парте. Можно, например, получить консультацию с любым преподавателем. Это особенно важно, если ребенок чем-то всерьез увлечен и у него есть вопросы, которые он хотел бы задать компетентному человеку. Научите его проверять свои сообщения. Объясните, где в интернете можно найти словари и как ими пользоваться.

Отдайте ребенка в кружок иностранного языка. Осваивая логику незнакомой для него речи, он подсознательно начнет постигать и трудные для него явления родного языка. У людей, которые с детства знают несколько языков, обычно не бывает проблем с

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в .

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.

Видео по теме

Совет 17: Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.


Полезный совет: человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.


Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.


Полезный совет: идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.


После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Микнис Диана Тугаудасовна

аспирант МПГУ, Москва

e-mail: [email protected]

FUNCTIONAL LITERACY AS A METHODOLOGICAL CONCEPT

Diana Miknis

Postgraduate Student

The Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Аннотация . В статье раскрывается взгляд на функциональную грамотность в методическом аспекте.

Abstract. The article reveals the view of the consept of functional literacy in the methodological aspect.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методика преподавания русского языка.

Keywords: functional literacy, methods of teaching the Russian language/

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. В Законе «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

В педагогической науке представление о «функциональной грамотности/неграмотности» появилось в конце 60-х г., впервые было обозначено в документах ЮНЕСКО как международная проблема, касающаяся развитых стран мира. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965 г.) был предложен термин «функциональная грамотность». Согласно новой редакции документа, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины».

В 1967-1973 гг. ЮНЕСКО разработала и стала осуществлять Всемирную экспериментальную программу распространения грамотности, в которой концепция и стратегия функциональной грамотности понимались как обеспечение процесса овладения чтением и письмом, приобретение общих практических знаний.

Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.

Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка :
- коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменнойречи;
-
информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
-
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является с пособность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.

К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организация урока с использованием возможностей опоры на текст.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции , но и языковой и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.

Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность – академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.

Список использованной литературы

  1. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. – С.58-64.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. – М.: МПСИ, Флинта,1998. – 432с.
  3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М.: ИТОП РАО,1999. – 228 с.
  4. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. – ном.8,9. – С. 44-49.

literacy), умение читать и писать. Согласно определению ЮНЕСКО, человек считается грамотным, если умеет читать и понимать прочитанное и записывать короткие простые утверждения, касающиеся его повседневной жизни, и функционально грамотным, если может участвовать в любой деят-ти, к-рая требует грамотности для успешной работы его группы или общины. В соответствии с первым условием лишь три взрослых человека из четырех на Земле грамотны. Уровень неграмотности наиб, высок среди женщин, т.к. исторически они имели ограниченный доступ к образованию по сравнению с мужчинами. В 1985 г. 2/3 неграмотных в мире приходились на их долю. Соотношение в этом аспекте между полами объясняется гл.об. положением дел в области образования в странах Юж. Азии, таких, как Бангладеш и Пакистан. Хотя со времен 2-й мировой войны неграмотность повсеместно существенно сократилась, совр. данные указывают на снижение темпов этого процесса. Задача борьбы с неграмотностью осложняется наличием объективных факторов, в т.ч. существованием множества языков и диалектов в большинстве развивающихся стран (напр., нигеро-конголезские языки в Африке) и тем, что нек-рые из них не имеют письменности. В Китае коренным жителям, составляющим пятую часть нас. Земли, необходимо выучить по меньшей мере 2 тыс. иероглифов, однако яп. опыт показывает, что сложности иероглифической письменности не являются столь существенным препятствием для всеобщей Г. Как показали исследования ЮНЕСКО, в таких разных странах, как Бразилия, Куба, Мьянма, Сомали и Танзания, с помощью энергичных мер и программ можно достигнуть значит, успехов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАМОТНОСТЬ

literacy) - 1. начальное умение читать и писать. В этом основном смысле термин впервые стал использоваться в 19-м столетии, когда неграмотность начала рассматриваться как социальная проблема. Ранее в связи с отсутствием массовых возможностей для получения начального образования просто было принято, что большинство людей не в состоянии научиться читать и писать. Во многих до индустриальных обществах грамотность была заповедным полем привилегированной группы специалистов - клерков, бюрократов, священников и т.д. - часто скрывающих систему письменного языка (см. Конфуцианство) или поддерживающих переписку не на родном языке. Таким образом, она представляла собой средство социального исключения. С появлением печати и расширением доступности письменных работ распространение грамотности стало значительным фактором в процессе демократизации социальной жизни и увеличило число участников в принятии решений. 2. По аналогии со смыслом 1 термин иногда также относят к другим формам грамотности, например, компьютерной. В современном обществе интерес к грамотности (и ее уровням) периодически становится главной темой политических дебатов. Например, важной составляющей движения за расширение государственного образования в 19-м столетии было понятие "мы должны обучать новых специалистов", хотя в равной мере продолжали выражаться опасения в том, что грамотность могла находить плохое применение. В функционалистской и неоэволюционных формах социологии, а также в более широком масштабе прямое всеобщее обеспечение начальной грамотности (и умения считать) считается необходимым требованием для бесперебойного функционирования современной экономики. См. также Неграмотное общество.

Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которым и в голову не приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать, а писать - без грамматических ошибок. А ведь русский язык по-прежнему является одним из ведущих школьных предметов.

Дело в том, что закладывается в человеке грамотность в самом юном возрасте. Ребенок слушает, как говорят родители, и усваивает их манеру речи как правильную, достойную подражания. Следовательно, от того, насколько правильно умеют излагать свои мысли родители, зависит, станут ли их дети в дальнейшем культурными и образованными людьми.

Грамотному человеку легче подыскать для себя интересную, престижную работу. Мудрые руководители сразу подмечают, владеет ли будущий сотрудник родным языком, насколько он свободно и легко говорит, доступно ли излагает свои мысли, грамотно ли пишет.

Вряд ли на работу с документами возьмут человека, пишущего с ошибками. На должность, связанную с постоянным общением с разными людьми, примут того, кто имеет благозвучную грамотную речь. Рассматривая претендентов на работу по составлению деловых бумаг, работодатель отдаст предпочтение тому, кто превосходно справился с заполнением анкеты.

Но есть работы, где вроде бы не нужна особая грамотность. Работающие в таких местах люди зачастую безответственно относятся к развитию собственных речи и письма. А ведь у них родятся дети, для которых родители станут образцом во многом, в том числе и в речевой культуре.

Учиться правильной письменной и устной речи стоит хотя бы ради детей, чтобы суметь помочь им с получением полноценного образования. Никто не знает, что уготовано ему в жизни. Возможно, ваш ребенок выберет профессию, где высокая грамотность будет ему крайне необходима.

Сегодня страничка в социальных сетях есть почти у всех. Это удобный канал коммуникаций. Очень важно при таком интернет-общении быть правильно понятым собеседником. То же касается сайтов, которые есть сегодня у многих. Авторы размещают там свои тексты. Посетители, заходящие на сайт, охотнее будут читать тексты, написанные интересно, понятно и без ошибок.