Государственный экологический мониторинг и контроль. Государственный экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое нормирование, экологическое лицензирование Что будем делать с полученным материалом

3.5 / 5 ( 2 голоса )

При проведении мониторинга и контроля экологического типа общей деталью в этих мероприятиях является наблюдение и оценка полученной информации с объекта, за которым велось наблюдение.

Но стоит сказать о том, чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Здесь все дело в объектах, за которыми ведется наблюдение, и, конечно же, последующие действия, проделываемые, основываясь на полученных данных.

Экологический контроль

При проведении контроля экологического типа объектами для наблюдения выступают места с антропогенным действием, то есть выбрасывают вредные вещества в экосистему при ведении своей деятельности.

Вот чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. При проведении контроля экологического типа специалисты АНО «Центр экологических экспертиз» производят воздействие управляющего типа над объектом, которые подлегает наблюдению.

При проведении мониторинга в качестве объектов наблюдения выступают воздух, воды разного типа и почва. И это ответ на вопрос чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Цель наблюдения является получение информации по тому, в каком состоянии находятся данные составляющие природы, составление прогнозов предполагаемых изменений в них при воздействии естественных и антропогенных процессов.

Задачи подобного типа наблюдений – это следить за тем, чтобы природная среда оставалась в хорошем состоянии, и ей ничего не угрожало, никакие негативные воздействия объектов, которые изучаются при экологическом контроле. Это и есть самое главное, в чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Так что можно сказать о том, что они взаимно дополняемы.

1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

· обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

· прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

· обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Хранение информации в рамках единой системы экологического мониторинга осуществляется в установленном порядке Государственным фондом данных государственного экологического мониторинга.

2. Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования – подразделение Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.

3. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабораториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологического контроля - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований экологического законодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выделением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

В рамкахобщественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

4. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.

5. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»).

Сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - предупреждение вредных экологических и иных последствий такой деятельности.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а именно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Она наделена правом назначения экологической экспертизы и контроля выполнения ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций государственного экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. В связи с этим Закон РФ «Об охране окружающей среды» вводит понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды и определяет его задачи и основные элементы. К числу последних Закон относит рассмотренные выше экономические аспекты учета природных ресурсов, финансирование экологических мероприятий, создание и расходование экологических фондов, экологическое страхование, платность природопользования, а также экологическое стимулирование, которое может выражаться в льготном кредитовании и налогообложении предприятий и организаций при осуществлении ими деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект (внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичного сырья и т. д.), в применении поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология

Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экология
Утверждено в качестве учебного пособия Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Аму

Развитие экологических представлений
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение

Определение экологии, система экологических наук
Изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологий. Это было бы невозможно без выработки общих подходов к

Всеобщие методы
Известно две группы всеобщих методов – метафизические и диалектические методы. Естественные науки используют диалектические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию, классификацию, обобщен

Общенаучные методы
Известно также две группы общенаучных методов – эмпирические и теоретические. Эмпирические методы – наблюдение, описание, измерение и эксперимент – явились решающими в истории развития естествознан

Частнонаучные методы
Частнонаучные методы используются только в рамках конкретного раздела науки или конкретного явления. Экология, как и каждая частная наука, имеет свои специфические методы исследования. Частнонаучны

Понятие экологических факторов
В основе проявления жизни на всех уровнях ее организации лежит деятельность отдельных организмов, их обмен со средой, а также адаптация к средовым факторам . В экологии широко применяются ме

Температура
Температурные условия – один из важнейших, постоянно действующих экологических факторов, влияющий на интенсивность обменных процессов организмов. Колебания температуры бывают географическими, сезон

Влажность
Вода – это основная среда биохимических реакций в организмах, она составляет основную массу организмов растений и животных (от 50 до 95 %). Весь внутриклеточный и межклеточный обмен происходит поср

Соотношение Основных понятий популяционной экологии
Необходимо ознакомиться также с некоторыми внутривидовыми структурами. Подвид –совокупность особей, населяющих географически однородную часть видового ареала и отличающихся

Статические показатели популяции
Численность– число особей в популяции, зависит от биологического потенциала вида и внешних условий, может значительно изменяться во времени. Плотность

Динамические показатели популяций
Основные динамические показатели – рождаемость (скорость рождаемости), смертность (скорость смертности) и скорость роста популяции.

Понятие и структура биоценозов
Чтобы избежать путаницы в определениях, необходимо объективировать различия в терминах «экосистема» (А. Тенсли, 1935), «биоценоз» (К. Мебиус, 1877) и «биогеоценоз» (В.Н. Сукачев, 1942). В общем, вс

Важнейшие экосистемы
Классификация экосистем представлена на рисунке 8. Экосистемы океана: Биологическая продукция в экосистемах лимитируется недостатком некоторых жизненно важных био

Структура биосферы
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа. Термин был введен в 1875 году австрийцем Эдуардом Зюсс

Литосфера
Основную роль в исследовании внутреннего строения Земли играют сейсмические методы, основанные на исследовании распространения в ее толще упругих волн (как продольных, так и поперечных), возникающи

Атмосфера
На атмосферу действует сила земного притяжения, которая удерживает воздушную оболочку у поверхности Земли. Атмосферные газы сжимаются под действием собственного веса. Это сжатие максимально у нижне

Гидросфера
Гидросфера - это водная оболочка Земли. Средняя глубина океана составляет 3800 м, максимальная (Марианская впадина Тихого океана) - 11 022 метра . Около 97 % массы гидросферы с

Обмен веществ в биосфере
Все три оболочки (атмосфера, гидросфера и литосфера) тесно связанны друг с другом, образую единую функциональную систему, обеспечивающую глобальный круговорот веществ, и за счет этого саморегулирую

Круговорот биогенных элементов в биосфере
Живые организмы построены из большого количества химических элементов (рис. 11). Круговорот веществ – многократное участие веществ в процессах, протекающих в атмосфере, гидро- и литосфер

Круговорот углерода
Основные этапы круговоротауглерода: 1) СО2 поглощается при фотосинтезе зелеными растениями и фотосинтезирующими водорослями; 2) углерод проходит по цепям питания в сост

Круговорот кислорода
Круговорот кислорода – планетарный процесс, связывающий атмосферу, гидро- и литосферу через совокупную деятельность живых организмов. Основные этапы круговорота:

Круговорот азота
Основные этапы круговоротаазота: 1) растения и животные содержат азот в составе аминокислот и нуклеиновых кислот; 2) продукты жизнедеятельности организмов (аммиак, мочевина и пр.)

Круговорот серы
Сера – биогенный элемент, который почти не бывает в дефиците. В живых организмах сера – основной компонент некоторых аминокислот (цистеин, метионин). Основные звенья круговорота серы: 1) с

Круговорот фосфора
Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ, ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота ф

Круговорот микроэлементов в биосфере
Микроэлементы – необходимые живым организмам вещества, содержание которых в них очень мало. Большинство микроэлементов биологически активно, поэтому входит в состав ферментов. Недостаток или избыто

Учение В.И. Вернадского о биосфере
Автором термина «биосфера» является французский ученный Жан Батист Ламарк, который употребил его в 1803 году. У Ламарка биосфера обозначала совокупность организмов, которые обитают

Идея ноосферы в современном мире
На современном этапе развития человечества в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, б

Человек как биологический вид
Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный), подвиду Homo sapiens sapiens (

Понятие природопользования
На современном этапе можно уверенно говорить о целостной, охватывающей все сферы человеческой деятельности системе природопользования. Природопользование как наука тесным образом связана с экономич

Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
Загрязнитель– это любое химическое вещество, энергетическое воздействие, отходы и прочее, выходящие за рамки безопасного уровня для человека и вызывающие нежелательные изменения в

Загрязнение атмосферы
Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями. Наиболее благоприятен для дыхани

Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы
В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия: 1) превышение ПДК многих токсичных веществ (СО, NО2, SО2

Загрязнение земель
Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т. п. Почвенный по

Энергетическое загрязнение техносферы
Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. Кл

Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
Первой и основной причиной загрязнения водоемов является слишком большое водопотребление (и, соответст

Аспекты социальной экологии
Научно-технический прогресс и освоение углеводородной энергии способствовали повышению комфортности деятельности и быта, увеличению продолжительности жизни на Земле и как следствие росту населения


Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы. Взаимодействие общества и природы как е

Государственное экологическое управление
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную

Наиболее важные функции государственного экологического управления
1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет и регистрация при­родных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического у

Цель и задачи экологической безопасности
В решении экологических проблем социальная политика адекватна экологической политике. Главные цели социально-экологической политики, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и э

Социально-экологические проблемы как политический фактор
На современном этапе прослеживается прямая связь политических проблем, рационального использования природных ресурсов и охраны природных ресурсов. На сегодняшний день, когда нежелательные

Формирование экологической культуры
Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному

Экологическое воспитание и образование
Экологический кризис – это кризис мировоззренческий, напрямую связанный с совокупностью представлений индивидуума или группы о системе «человек – природа», с его отношением к природе и с

Структура экологического образования в России
Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних общеобразовательных школах. Во многих из них действует базисный учебный план с набором

Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социа

Международное сотрудничество в области экологии
Экологические проблемы, вставшие перед человечеством во второй половине XX века, стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Глобальные проблемы, которые в настоящее время встают все б

Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
Цельность мировой цивилизации требует единства действий в создании международного механизма технологического сотрудничества по охране природы, экологического мониторинга и контроля, центра срочной

Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
По инициативе ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила конференция экологов мира по окружающей среде и развитию. Конференция продолжила дело, начатое в Стокгольме 20 лет назад. Далеко не все о

Археологические сведения о заселении бассейна Амура
Одно из центральных мест в изучении истории того или иного региона занимает проблема его первоначального заселения человеком . Активные археологические изыскания в бассейне Амура в 60-70-х годах

Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
В конце XV - начале ХVI веков объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство завершилась длительная борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимо

Заселение края
Формирование населенческого потенциала края всегда было связано с решением внешнеполитических и стратегических интересов государства. Закрепляясь на вновь присоединенных окраинных землях, правитель

Климат Приамурья
Радиационные процессы: Климат Хабаровского края формируется в результате взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Радиационные процессы определяют ус

Рельеф, почвы, ландшафты
Геологическое строение территории Хабаровского края исключительно сложно. Самые древние отложения (архей, 4000-2500 млн. лет назад) выходят на поверхность на Сибирской платформе Аяно–Майского район

Водные ресурсы Приамурья
На территории Хабаровского края и ЕАО, площадь которых составляет 824,6 тысяч км2, насчитывается около 210 тысяч рек общей длиной в 584 тысячи км . Из этого количества рек о

Земельные ресурсы Приамурья
Луговые ландшафты: Амур создал огромные равнины, на которых поселилась луговая растительность. На открытых пространствах равнин сформировались луга. Различаются луг

Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
В Хабаровском крае выявлены и разведаны 118 видов полезных ископаемых, которые подразделяются на различные природные ресурсы: Топливно-энергетические горючие полезные ископаемые (доб

Особо охраняемые природные территории хабаровского края
Особо охраняемые природные территории являются национальным достоянием и природным наследием страны. Система ООПТ России включает 101 государственный природный заповедник, 38 национальных парков, 6

Природные парки
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и об

Экологические коридоры
На территории Хабаровского края образовано четыре экологических коридора, их общая площадь составляет 156 580 га. Экологические коридоры организуются, как правило, между особо охраняемыми

Памятники природы
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождени

Дендрологические парки и ботанические сады
Статус дендрологического парка имеет один природный объект - Хабаровский дендрологический парк, расположенный в с. Сосновка Хабаровского муниципального района при селекционно-семеноводческом лесохо

Лечебно-оздоровительные местности и курорты
«Мухенские минеральные воды» являются месторождением природных лечебных ресурсов федерального значения, которое расположено в бассейне реки Мухен Нанайского района. Занимает площадь 8,8 тыс. га. Ре

Оопт местного значения
Перечень особо охраняемых природных территорий местного значения насчитывает 165 объектов различного профиля, он представлен в Постановлении главы Хабаровского края от 20 января 1997 г. № 7.

Кадастр особо охраняемых природных территорий
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных о статусе особо охраняемых природных территорий, их географиче

Ведение Красной книги Хабаровского края
В соответствии с Положением о порядке ведения Красной книги Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 13 октября 2006 г. № 157-пр) Красная книга Хабаровского края является

Физико-географическая характеристика дендрария
Дендрарий расположен в Ленинском районе города Комсомольска-на-Амуре в пойме нижнего течения реки Силинка, на левом ее берегу, в сохраненном участке Силинского леса. Территория дендрария представля

Вопросы к экзамену
1. Экологические представления античного периода. 2. Экологические представления эпохи возрождения. 3. Экологические представления в 18 веке. 4. Экологические представлен

Мониторинг окружающей среды (экологический монито­ринг).

Понятие экологического мониторинга . Экологический мониторинг как система наблюдений за со­стоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негатив­ного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, ле­сов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружаю­щей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение.

Своевременное выявление изменений, их оценка, предупре­ждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.

Основные задачи экологического мониторинга : а) на­блюдение за происходящими в окружающей среде физическими,
химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объе­ктов: в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязне­ния на растительный и животный мир; г) обеспечение заинтере­сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.

Виды экологического мониторинга . Федеральный, реги­ональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.

Соотношение экологического мониторинга с социально-ги­гиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельно­сти, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России.



Нормирование качества окружающей среды (экологиче­ское нормирование). Понятие экологического нормирования. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспе­чение экологической безопасности населения, как цели экологи­ческого нормирования. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществ­ляющие экологическое нормирование.

Виды экологического нормирования.

§ Нормативы качества окружающей среды. Нормативы
предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных,
микробиологических веществ, предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий (тепла, шума, радиации и проч.)

§ Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду, устанавливаемые для природопользователей (юридических
и физических лиц). Нормативы допустимых выбросов и сбросов
веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, порядок и условия их установления.
Нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение. Нормативы допустимых физических
воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизи­рующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий).

§ Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

§ Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

§ Технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств.

§ Нормативы иного допустимого воздействия на окру­жающую среду.

§ Нормативы применения агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве. Нормативы предельно допустимого остаточ­ного количества химических веществ в продуктах питания.

§ Экологические требования к продукции в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружаю­щую среду (экологические требования к продукции).

§ Государственные стандарты и иные нормативные доку­менты в области охраны окружающей среды. Нормативы санитарных, защитных зон, санитарно-защитных зон, пригородных зеленых зон.

Соотношение экологических нормативов между собой и с международными стандартами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с нормированием качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря, нормированием в области охраны ат­мосферного воздуха, государственным нормированием в области обеспечения радиационной безопасности, нормированием в об­ласти обращения с отходами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным санитарно-эпидемиологическим нормировани­ем.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным нормированием плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения, нормированием в области использова­ния и охраны животного мира и среды его обитания, иными ви­дами нормирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.

Юридические последствия нарушения требований эко­логических нормативов.

Экологический контроль и надзор.

§ Понятие экологического контроля и надзора как: а) функ­ции экологического управления; б) правового института (межот­раслевого и института экологического права); в) гарантии исполне­ния экологических законов, соблюдения экологических требова­ний, выполнения экологических программ, планов и мероприятий; г) правовой формы деятельности в этой сфере.

§ Обеспечение достижения и поддержания качества (состоя­ния) окружающей среды как места и условия жизни и деятель­ности живущего и будущих поколений как цель экологического контроля и надзора.

§ Принципы экологического контроля и надзора: а) прин­цип независимости органов и должностных лиц экологического контроля и надзора при осуществлении ими контрольной дея­тельности; б) принцип минимизации (преодоления множествен­ности) органов экологического контроля и надзора; в) принцип разграничения функций нормативно-правового регулирования, контрольно-надзорной функции и функций по оказанию госу­дарственных услуг и по управлению государственным имущест­вом.

§ Собственные функции экологического контроля и надзора: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения эко­логических правонарушений.

§ Виды экологического контроля и надзора: а) государст­венный, в том числе федеральный экологический надзор; б) об­щественный экологический контроль; в) муниципальный эколо­гический контроль; г) ведомственный экологический контроль; д) производственный экологический контроль. Предупредительный, текущий и последующий экологиче­ский контроль и надзор.

§ Полномочия органов экологического контроля и надзо­ра: а) предупредительного характера: б) по пресечению экологи­ческих правонарушений; в) по привлечению к юридической от­ветственности.

§ Порядок проведения государственного экологического кон­троля и надзора. Особенности проведения государственного эко­логического контроля и надзора в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ. Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора на объектах хозяйственной и иной деятель­ности, находящихся в ведении РФ, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и (или) оказывающих негативное воздействие на окружающую сре­ду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федерального контроля).

§ Органы государственного экологического контроля и над­зора.

§ Соотношение экологического контроля и надзора с эко­логическим мониторингом, экологической экспертизой, экологи­ческим аудитом и другими функциями экологического управле­ния.

§ Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при проведении государственного экологического конт­роля и надзора и способы их защиты.

Аудит в сфере охраны окружающей среды (экологиче­ский аудит). Понятие экологического аудита как: а) функции экологического управления; б) предпринимательской деятельно­сти. Цель и задачи экологического аудита.

Аудиторы. Юридические требования к аудиторам. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Соотношение экологического аудита с независимой ау­диторской деятельностью в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Соотношение экологического аудита с аудитом недрополь­зования и другими видами аудита в сфере использования при­родных ресурсов.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологическое лицензирование).

§ Понятие, цели и зада­чи экологического лицензирования.

§ Виды экологического лицензирования. Лицензирова­ние деятельности по обращению с отходами производства и по­требления, включая опасные отходы. Лицензирование в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Иные виды экологического лицензирования.

§ Соотношение лицензирования в сфере охраны окру­жающей среды с лицензированием в области использования и охраны земель (включая мелиорированные), лицензированием в области использования и охраны недр, лицензированием в области использования и охраны водных объектов, лицензиро­ванием деятельности по использованию лесного фонда, лицен­зированием в области охраны и использования животного мира, лицензированием промышленного рыболовства и рыбоводства, лицензированием деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и другими видами ли­цензирования в сфере использования и охраны природных ре­сурсов.

Сертификация в сфере охраны окружающей среды .

Понятие экологической сертификации: а) как функции эко­логического управления; б) как вида работ (услуг) природоохран­ного назначения. Обязательная и добровольная экологическая сертификация.

Обеспечение безопасности продукции для окружающей сре­ды, обеспечение экологической безопасности человека, рацио­нального использования природных ресурсов как цели экологи­ческой сертификации. Виды сертификации, направленные на достижение экологических целей. Сертификация безопасности опасных промышленных и иных объектов. Сертификация питьевой во­ды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Обязательная сертификация лесных ресурсов, включая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второсте­пенных лесных ресурсов и другие виды сертификации.

Порядок проведения экологической сертификации.

Практическое занятие (6 часов)

Вопросы и задания

1.Государственный экологический мониторинг.

2.Экологический контроль: понятие, виды. Система орга­нов государственного экологического контроля, их полномочия.

3.Экологический аудит и деятельность в области экологического менеджмента.

3.Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды.

4.Экологическое лицензирование.

5.Экологическая сертификация.

Задачи

Задача 1 . У руководителя хозяйственного общества возникло наме­рение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

Деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

Деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

Проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

Деятельность по сбору, утилизации, складированию, переме­щению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

Экологическая паспортизация производственных, хозяйствен­ных и иных объектов;

Экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

Экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

Экологическое обучение, повышение квалификации и профес­сиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе про­ектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной доку­ментации;

Разработка проектов нормативов предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воз­действия на окружающую среду; лимитов размещения отходов произ­водства и потребления;

Проведение оценки воздействия на окружающую среду при раз­работке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

Разработка экологических обоснований на ведение (расшире­ние, изменение) хозяйственной и иной деятельности;

Оценка экологической безопасности материалов, веществ, тех­нологий, оборудования;

Работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

Проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

Проведение работ по озеленению территорий;

Проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объек­тах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

Установка приборов, средств измерений, устройств природо­охранного назначения;

Установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;

Экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат ли­цензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.

В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содер­жится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в об­ласти охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицен­зируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Задача 2. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в ре­зультате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материа­лов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хране­ния топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непри­годности материала, из которого она была изготовлена, для эксп­луатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.

Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?

Кто должен понести ответственность в данном случае?

Государственный экологический мониторинг отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляется в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга . Организация мониторинга в рамках функциональной подсистемы возлагается на соответствующие федеральные ведомства, уполномоченные Правительством России. В табл. 9 приведены объекты мониторинга и государственные уполномоченные органы.

Таблица 9

Направления Государственного экологического мониторинга и функциональные подсистемы

Объекты мониторинга Уполномоченный государственный орган
Загрязнение атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, радиационный и комплексный фон n Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Состояние и использование земель, плодородие земель сельскохозяйст-венного назначения n Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Геологическая среда: полезные ископаемые, геологические процессы, объекты недрополь-зования, подземные воды n Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Водная среда водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод Федеральное агентство водных ресурсов
Леса и растительный мир на землях лесного фонда Федеральное агентство лесного хозяйства
Животный и растительный мир суши (кроме лесов) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Особо охраняемые природные территории Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
n Источники загрязнения окружающей природной среды и зоны их прямого воздействия Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Потенциальные источники экологических аварий и катастроф. Радиационно опасные объекты Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Факторы среды обитания и состояние здоровья населения Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнениями окружающей природной среды (ГСН). Служба действует в России более 25 лет, её организационную основу составляет система мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Обобщённые данные мониторинга публикуются в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды на здоровье населения России.



Роль всестороннего анализа природной среды особенно важна при организации управления природной средой. Можно минимизировать определённые воздействия на природу с учётом экологических и экономических соображений.

Экологический мониторинг осуществляется в рамках полномочий природоохранных органов по государственному экологическому контролю: в соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический контроль – это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. В России осуществляются следующие виды экологического контроля :

· государственный ;

· производственный ;

· общественный .

Государственный экологический контроль осуществляется органами власти, а также специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательно запрещено совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций управления в области хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственному экологическому контролю могут быть подвергнуты путём проверок любые организации и предприятия, независимо от формы собственности. Контроль осуществляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют широкие права от выдачи предписаний юридическим лицам по устранению экологических правонарушений до приостановления деятельности предприятий в случае нарушения природоохранного законодательства.

Производственный экологический контроль осуществляется службой охраны окружающей среды на предприятии. Непосредственно контролирующие функции выполняют аккредитованные и имеющие соответствующие лицензии лаборатории.

В общественном экологическом контроле участвуют граждане (в соответствии с Законодательством РФ), общественные и некоммерческие организации (в соответствии с их уставами).