Пломбированный вагон. Правда о «пломбированном вагоне» Ленина: разоблачение мифа (окончание)

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.

К 85-летию "пломбированного вагона"

Михаил Викторович Назаров

В 1917 году власть захватило масонское Временное правительство при поддержке союзников России по Антанте. Английский премьер-министр Ллойд Джордж публично признал в парламенте, что свержение российской монархии было одной из целей, из-за которых западными демократиями была начата Мировая война для установления "новой эпохи в истории мира".

Наступила очередь следующей цели, ведь эта война была организована для взаимного ослабления и сокрушения трех крупнейших консервативных монархий Европы: российской, германской и австро-венгерской. Поэтому демократические "союзники", предав Царя, потребовали от Временного правительства продолжения войны.

Все эти годы и Германия также прилагала немало усилий для сокрушения России как военного противника. В 1950-е годы были опубликованы немецкие документы о финансировании всех российских революционеров и сепаратистов по плану Гельфанда-Парвуса (в марте 1915 года были выданы первые 2 млн. марок, а всего около 70 млн.). И поскольку Временное правительство дало масонскую клятву своим братьям по Антанте продолжать войну против Германии, немцы и после Февральской революции продолжали финансировать в России те силы, которые работали на ее поражение.

Главной такой партией были большевики , которые стремились разрушить не только царизм, но и частно-капиталистический строй - для построения нового строя, коммунизма.

В Февральской революции они практически не участвовали, она застала их врасплох. Известно публичное заявление Ленина в январе 1917 года на одном из собраний в Швейцарии , что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но ее увидит молодежь. Он и предположить не мог, что через девять месяцев станет главой коммунистического правительства в России.

Какие же силы столь стремительно привели большевиков к власти и помогли ее сохранить в условиях повсеместного сопротивления народа?

Немцы и "пломбированный вагон"

Итак, первая сила - немцы - достаточно документирована и представляет собою "клевету на компартию" разве что для нынешних ее вождей-интернационалистов вроде Анпилова. Напомним им признание германского статс-секретаря фон Кюльмана от 20 ноября 1917 года: "Лишь когда большевики получили от нас постоянный поток денег.., они были в состоянии укрепить свой главный орган "Правда ", вести энергичную пропаганду и значительно расширить поначалу небольшую основу своей партии".

В решающую фазу этот план вступил 3/16 апреля 1917 года, когда на Финский вокзал в Петрограде прибыл поезд, в котором Ленин с женой, любовницей (Инессой Арманд ) и ближайшими соратниками приехал из Швейцарии в Россию углублять революцию.

Многих удивило, что вагон их проехал через Германию, с которой русская армия не прекращала кровопролитную войну; однако немцы не только пропустили этот "русский вагон", но и обеспечили ему экстерриториальность в сопровождении представителей германского МИДа и спецслужб (почему его и назвали иронично "пломбированным вагоном", наподобие дипломатических грузов).

Так появились слухи, что "немцы заслали Ленина как своего шпиона", что было, конечно, преувеличением: он засылался в том же качестве, как европейские поселенцы в Америке, дарившие индейцам одеяла, зараженные смертельными вирусами.

Ниже приведем с сохранением стиля из петербургской газеты "Общее дело" (14.10.1917) список приехавших с Лениным . Редактор, революционер Бурцев , уточняет, что это только первый поезд, за ним последовали еще два с сотнями пассажиров.

Список № 1 лиц, проехавших через Германию во время войны

Ульянов, Владимир Ильич, род. 19 апреля 1870 г. Симбирск, (Ленин )

Ульянова, Надежда Константиновна, род. 14 февр. 1869 г. в Петрограде

Подробно эта история исследована Э. Саттоном в упомянутой книге " Уолл-стрит и большевицкая революция ". И хотя мы отметили в послесловии к ней, что американский профессор искажает раскладку сил, сводя все к пресловутым "немецким деньгам", все же его книга предоставила документальные доказательства того, что в проезде в Россию революционеров была заинтересована более влиятельная сила: Уолл-стрит Точнее - угнездившаяся в США финансовая олигархия (в терминологии И.А. Ильина - "мировая закулиса").

Доказано, что "немецкие" деньги Ленина и "американские" деньги Троцкого в значительной мере происходили из одного источника. Немцы легко получали у еврейских банкиров в США (у Шиффа и др.) кредиты на революцию в России (причем выдавались они в нарушение американских законов и международного права - "не оказывать военных займов воюющим странам").

Эти деньги даже не всегда попадали в Германию, а переправлялись через "нейтральные" еврейские банки (Варбурга и др.) в скандинавские страны Парвусу и далее революционерам. И о странной истории с прекращением Керенским расследования "немецких денег Ленина " видный масонский политик Т. Масарик писал в своих воспоминаниях: "в это дело был запутан один американский гражданин, занимавший очень высокое положение. В наших интересах было не компрометировать американцев"... Керенский же, не имея опоры в народе, послушно подчинялся "братским" указаниям из-за границы.

Неудивительно, что при столь щедрой подпитке Троцкий и Ленин , прибыв в Россию, моментально забыли о своих прежних разногласиях и объединили усилия в подготовке захвата власти (Лишь в 1918 году их разные обязательства перед своими конкретными деньгодателями-"засыльщиками" привели к новым разногласиям относительно Брестского мира Ленин отстаивал мир, выгодный немцам, тогда как Троцкий требовал продолжения войны на сокрушение Германии соответственно целям Антанты и США; убийство "троцкистами" германского посла Мирбаха и покушение Каплан на Ленина тоже можно рассматривать в этом ключе).

То, что немцы в условиях продолжающейся войны финансировали своих ставленников-большевиков, боровшихся против Временного правительства и разлагавших русскую армию, - понятно

Но почему же Уолл-стриту оказались более приемлемы не прозападное масонское правительство, видевшее Россию частью западного капиталистического мира, а радикальные марксисты-антикапиталисты Ленин с Троцким , которых направили в Россию сразу же после Февраля для перехвата власти.

Главной причиной этого было нежелание видеть Россию в качестве мощного геополитического соперника, стремительно развивавшегося два десятилетия перед революцией. Сокрушение монархии "мировая закулиса" изначально планировала для сокрушения российской мощи, а вовсе не для "освобождения народов России от царской деспотии". Россию предстояло максимально ослабить и превратить в колонию, взяв под контроль ее ресурсы как "величайшего трофея, который когда-либо знал мир" (слова из соответствующего меморандума одного из банкиров). А для этой цели разрушительный пыл марксистов годился лучше всего.

Российские же масоны-февралисты были использованы западными "братьями" лишь в качестве полезных идиотов

После Февральской революции Антанта еще какое-то время пользовалась ими для поддержания антигерманского фронта, затем для антимонархического контроля над Белым движением и над эмиграцией, но западные ложи отказались их даже признать за "регулярное масонство" и не допустили к высшим степеням "посвящения".

Таким образом, наивным февралистским обещаниям "бурного развития России после сбрасывания оков царизма" не было суждено осуществиться В том числе и по внутренним русским особенностям. Развитие событий между Февралем и Октябрем показало, что демократическое правительство было нежизнеспособно в столь "недемократичной" стране. Лишившись легитимной верховной власти, русская армия разлагалась, крестьяне разбегались по домам делить землю, ширилась анархия ("если нет Царя - все позволено") и уже к октябрю "власть лежала на улице" Большевики, развернувшиеся на щедрые "немецкие деньги", подхватили ее без особых усилий и жертв.

И уже в августе 1917 года, то есть еще при Временном правительстве, банкиры Уолл-стрита уже из собственного кармана (а не в счет немецкого кредита) выдали большевикам первый миллион долларов и послали в Россию группу своих представителей, которая была замаскирована под "гуманитарную миссию Красного Креста".

Об их планах и действиях в первые годы советской власти расскажем в продолжении нашей статьи. Описанное в ней далее имеет немалую аналогию с нынешними действиями тех же иностранных сил в России, начиная с эпохи "перестройки"

Газета "Общее Дело", октябрь 1917 г.

Содержимое пломбированных вагонов

Список № 1

Абрамович Майя Зеликовна

Айзенбурд Меер Кивович.

Арманд Инесса Моисеевна

Бриллиант (Сокольников) Григорий Яковлевич

Гоберман Михаил Вульфович

Гребельская Фаня

Кон Елена Феликсовна

Константинович Анна Евгеньевна

Крупская Надежда Константиновна

Линде Иоганн Арнольд Иоганнович

Мирингоф Илья Давыдович

Мирингоф Мария Ефимовна

Морточкина Валентина Сергеевна

Пейнесон Семен Гершевич

Погонская Буня Хемовна

Равич Сарра Наумовна

Радомысльская Злата Эвовна

Радомысльский (Зиновьев) Овсей-Гершен Аронович

Радомысльский Степан Овсеевич

Ривкин Бэрк Осерович

Розенблюм Давид Мордухович

Сафаров (Вольдин) Георгий Иванович

Сковно Абрам Авчилович

Слюсарева Надежда Михайловна

Сулиашвили Давид Сократович

Ульянов Владимир Ильич

Усиевич Григорий Александрович

Харитонов Моисей Мотькович

Цхакая Михаил Григорьевич

Список №2

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия:

Аксельрод Тория Лейзерович

Аптекман Иосиф Васильевич

Асиариани Сосипатр Самсонович

Баугидзе Самуил Григорьевич

Бгеладзе Власа Джарисманович

Беленький Захарий Давидович

Богрова Валентина Леонидовна

Бронштейн (Сонковский) Семен Юльевич

Бронштейн Роза Абрамовна

Ванадзе Александр Семенович

Войков (Вайнер) Петр Лазаревич

Героникус Иосиф Борисович

Гишвалинер Пётр Иосифович

Гогиашвили Поликарп Давидович

Гохблит Матвей Иосифович

Добровицкий Захарий Лейбович

Долидзе Соломон Ямеевич

Жвиф (Макар) Семён Моисеевич

Иоффе Давид Наумович

Коган Владимир Абрамович

Коган Израиль Иремиевич

Кристи Михаил Петрович

Лебедев (Полянский) Павел Иванович

Левин Иохим Давидович

Левитман Либа Берковна

Луначарский Анатолий Васильевич

Маневич Эвель Израилевич

Мануильский Дмитрий Захарьевич

Мендер (З. Орлов) Федор Иванович

Мовшович Моисей Соломонович

Мунтян Сергей Федорович

Оржеровский Марк

Осташкинская Роза Гирш Ароновна

Певзая Виктор Васильевич

Пикер (Мартынов) Семен Юльевич

Пластинин Никанор Федорович

Позес (Астров) Исаак Сергеевич

Позин Владимир Иванович

Пшиборовский Стефан Владиславович

Рабинович (Скенрер) Пиля Иосифовна

Райтман

Розенблюм Герман Хаскелиевич

Рохлин Мордка Вульфович

Рузер Леонид Исаакович

Сагредо Николай Петрович

Садокая Иосиф Бежанович

Соколинская Гитля Лазаревна

Сокольникова

Строева

Туркин Михаил Павлович

Финкель Моисей Адольфович

Хаперия Константин Алексеевич

Цедербаум (Мартов) Юлий Осипович

Шейкман Аарон Лейбович

Шифрин Натан Калманович

Эренбург Илья Лазаревич

Бунд

Альтер Эстер Израилевна

Барак Бользер Лайзер Хаймович

Вайнберг Маркус Ааронович

Гальперин Дранкин Вульф Меерович

Димент Лейзер Нахумович

Дрейзеншток Анна Мееровна

Занин Майром Монашеевич

Идельсон Марк Липманович

Иоффе Пинкус Иоселевич

Клавир Лев Соломонович

Конторский Самуил Сруль Давидович

Лапнин Иуда Лейбович

Левит (Геллер-Левит) Эльдель Мееровна

Лернер Давид

Любимский Мечислав Абрам Осипович

Люксембург Моисей Соломонович

Махлин Тайва-Зелик Зельманович

Меерович Мойша Гилеевич

Нахинзон Мейер Ицкович

Пинлис Мейер Бенцианович

Раков Моисей Ильич

Рейн (Абрамович) Рафаил Абрамович

Розин-Хаим Иудович

Светицкий А.А.

Слободский Валентин Осипович

Спектор Яков Лейбинович

Тусинеев Исаак Маркович

Хейфель Абрам Яковлевич

Цукерштейн Соломон Срулевич

Шейнис Исер Хаимович

Социал-демократы королевства Польского и Литвы

Гольдблюм Роза Маврикиевна

Урбан Эрнст Иванович

Шустер Иван Германович

Литовские социал-демократы

Мартна Михаил Юрьевич

Польская партия социалистов

Кон Феликс Яковлевич

Левинзон (Ляпинский) Меер Абрамович

Шпаковский Ян-Игнатий Александрович

Социалисты-революционеры

Беляева (Урес) Мария Александровна

Вайнштейн Израиль Аронович

Виноградова Елизавета Иевровна

Гавронский Дмитрий Осипович

Кальян Евгения Николаевна

Клюшин Борис Израилевич

Левинзон Меер Абрамович

Лункевич Зоя Павловна

Натансон Марк Андреевич

Перель Ревекка

Прошьян Трон Першевич

Тенделевич Леонид Абрамович

Ульянов Григорий Карлович

Устинов (Безземельный) Алексей Михайлович

Фрейфельд Лев Владимирович

Анархо-коммунисты

Буцевич Александр Станиславович

Вьюгин Яков

Гитерман Абрам Моисеевич

Гольдштейн Абрам Борисович

Истин Давид

Липдиц Ольга

Максимов (Ястржембский) Тимофей Федорович

Миллер Абрам Липович

Ривкин Абрам Яковлевич

Рубинчик Эфраим-Абрам Аронович

Сегалов Абрам Вульфович

Скутельский Иосиф Исаакович

Тойбисман Ветя Израилевна

Шмулевич Эстер Исааковна

Поалей-Цион

Воловнина Аласса Овсеевна

Сионисты-социалисты

Динес Ривка Хаимовна

Розенберг Лев Иосифович

Революционеры не принадлежащие ни к каким партиям:

Авербух Шмуль-Лейба Иосифович

Балабанова Анжелика Исааковна

Брагинский Монус Осипович

Гониондовский Иосиф Абрамович

Зифельд Артур Рудольфович

Караджай Георгий Артемьевич

Киммель Иоганн Вольдемарович

Макарова Ольга Михайловна

Марарам Эля Эвеличевна

Мейснер Иван

Одоевский (Северов) Афанасий Семенович

Окуджава Владимир Степанович

Рашковский Хаим Пинкусович

Слободский Соломон Мордкович

Соколов Павел Яковлевич

Стучевский Павел Владимирович

Трояновский Константин Михайлович

/который Данилкин характеризует и как Троянского коня, и как советский «Мэйфлауэр»/ в книге Данилкина изложена без ожидаемых новых деталей.

Есть фильм Би-Би-Си "Поезд Цюрих-революция" -- и там тоже упор именно на пломбированный вагон и события о проезде вагона по Германии.

Есть проект RT, в котором, казалось бы, прослеживается каждый шаг

В этой легендарной поездке есть детали, про которые многие не имеют представления.

Например, один дипломированный историк мне недавно сказал, что думал, что Ленин один (максимум с семьёй) возвращался из Швейцарии на родину.

Очень многие представляют себе путешествие в пломбированном вагоне как исключительно операцию германской разведки -- Ленина поместили в пломбированный вагон и он как-то в нём промчался через воюющую Европу и вскочил на броневик на Финляндском вокзале.

Большинство /из тех, знающих Историю, кого мне удалось расспросить/ не знает, что бОльшая часть пути Ленина проходила не по Германии и не в пломбированном вагоне.

Данилкин: "еще в 1917 году, сразу после выступления на броневике, «пломбированный вагон» превратился в факт поп-истории и вечнозеленый хит поп-культуры, генератор мыльных пузырей, в каждом из которых отражается радужно-пенный образ Ленина; навязанный Ленину «атрибут», символ и метафору его чужеродности. Это словосочетание - ключевой элемент для концепции Октября как «диверсии против России» и большевиков как «группы заговорщиков», вроде тех, что убили Распутина. Как попало к большевикам «немецкое золото»? Да понятно как: в «пломбированном вагоне».

При попытке сколотить экипаж выяснилось, однако, что желание вернуться в Россию за компанию с Лениным возникало далеко не у всех. Мартов побоялся, и поэтому костяк отряда составили большевики - которых было в Швейцарии не так уж и много: вся женевская ячейка - человек восемь, цюрихская - десять, включая Ленина и Крупскую. Не удалось договориться с идейно близкими «впередовцами» - вроде Луначарского; тот поехал следующим рейсом, с Мартовым. Швейцария, к счастью, кишела политэмигрантами неопределенной партийной принадлежности, и почти любой имел шанс в течение недели наслаждаться ворчанием Ленина и смехом Радека. О количестве тех, кто, в принципе, хотел бы поучаствовать в строительстве новой России и увидеть родные могилы, можно судить по списку зарегистрировавшихся в комитете для возвращения политических эмигрантов в Россию: в марте 1917-го - 730 человек.

В 2013 году была продана - за 50 тысяч фунтов - мартовская телеграмма Ленина, в которой упоминается Ромен Роллан: его, оказывается, Ленин также хотел видеть в числе своих соседей по купе.

[Ленин] путешествует с Надеждой Константиновной и Инессой Федоровной - похоже, в одном купе; на этот счет есть разные свидетельства. (Точно известно, что после Стокгольма вместе с ВИ и НК в купе ехали ИФ и грузинский большевик Сулиашвили.)
Зиновьев наслаждался обществом двух своих жен - бывшей и нынешней.
Среди пассажиров были двое маленьких детей (со своими сложными судьбами), которых ВИ полагал себя обязанным развлекать - и устраивал с ними свою фирменную кутерьму.
Двое немцев - офицеров сопровождения - присоединились к эмигрантам на границе; они делали вид, что не понимают по-русски.
Ленин, увидев этих джентльменов, тут же извлек из кармана кусок мела, провел жирную черту и готов был свистеть при малейших признаках совершения заступа. В вагоне был и «нулевой пассажир», несостоявшийся: некий Оскар Блюм, который не прошел процедуру утверждения на общем голосовании в связи с подозрениями в сотрудничестве с полицией, однако пробрался в вагон.

«Проводы» революционеров... включали в себя два этапа - торжественный прощальный обед в ресторане «Цернигергорф» на Мюлегассе, 17 (сейчас там трехзвездочный отель Scheuble , здание явно старое, со скошенным углом), и вечеринку в «Eintracht» с участием партфункционеров-аборигенов, студенток и рабочих, вздыхающих по родине; один 60-летний русский допровожался до того, что пустился на сцене вприсядку. Выезжающие подписывали обязательство, что осознают: проезд платный, по стандартному немецкому тарифу, - и немецкое правительство не спонсирует проезд революционеров.

Условия поездки были жестко регламентированы: соблюдай или до свидания; следующая группа, которая поедет в Россию через месяц, будет чувствовать себя много свободнее - революционеры даже совершат по дороге экскурсию к очаровательному Рейнскому водопаду; Ленин, насупленный и нахохленный, подозревающий весь мир в намерении истолковать его поведение негативным образом, не позволял своим товарищам сделать ни шага в сторону.

Немцы гарантировали, что в поездке не будет технических перерывов больше дня.
Всех, кто изъявил желание войти в вагон, пропустят в Германию, не досматривая; на границе пассажиры обретают анонимность - но через КПП проходят, разделившись на женщин и мужчин и демонстрируя вместо паспорта бумажку с номером - «чтобы по дороге кто-нибудь из нас не улетучился или, подменив русского большевика немецкой барышней, не оставил в Германии зародыш революции», - острит Радек, у которого как раз следовало бы проверить паспорт - и снять его с пробега: он был австрийцем, то есть пробирался в Россию «зайцем» (именно поэтому его иногда помещали в багажное купе).

9 апреля 1917 года, Цюрихский вокзал, три часа пополудни. Короткий митинг прямо на платформе (омраченный стычкой с социал-патриотами; сходка в Женеве за несколько дней до того закончилась свалкой, в которой несколько большевиков получили серьезные ушибы), товарищеское рукопожатие Ленина с Луначарским, дружеское похлопывание по плечам будущих коллег по Коминтерну Радека и Мюнценберга («Либо мы через три месяца станем министрами, либо нас повесят»), ритуальное исполнение «Интернационала» - на четырех языках одновременно и под свист меньшевиков, красный флаг-платок из окна вагона, «Fertig!» кондуктора, эпизод с обнаружением Блюма (Ленину приходится буквально схватить его за воротник и без лишних проволочек - это запомнилось провожающим - вышвырнуть на перрон), «Fertig, fertig!» - готово, и вот в 15.10 осыпанный проклятиями и угрозами поезд отделяется от перрона и катится к немецкой границе: романтическое путешествие сквозь бурю начинается"

Социалисты отправились в путешествие на обыкновенном швейцарском поезде -- по расписанию в 15:10 из Цюриха 9 апреля /1917/.

Платтен: "В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись. Ввиду того что взятые с нами съестные припасы — главным образом шоколад, сахар и пр. — превышали дозволенную властями норму, излишки были отобраны, а пострадавшим было предоставлено право переслать конфискованные съестные припасы родственникам и знакомым в Швейцарии.На вокзале в Готмадингене нас временно изолировали в зале III кл. Потом мы сели в пломбированный пассажирский вагон II-III класса. Дети и женщины заняли мягкие места, мужчины разместились в III классе".
Потом социалисты ночь простояли в Зингене - ждали нужного поезда.
Немцы не формировали для "ленинской группы" отдельный состав -- спеиальный вагон цепляли к попутным поездам).

Т.е. в первый день Ленин сотоварищи проехали 70 км

Второй день: через Штуттгарт, Маннгейм, Карлсруэ, Франкфурт - в Берлин.

Такое ощущение, что по кругу их возили).
Поезда в Германии /сейчас/ так не ходят /видимо, всё-таки не все хрестоматийные пункты точны)/

Автомобилем -- 1100 км

День и ночь простояли в Берлине, выехали в Зассниц, на паромную переправу.

От Берлина до Зассница 320 км.
Т.е. по территории Германии Ленин проделал не более 1500 км, 2 с хвостиком дня.
Из 7-ми

Платтен:
" Во Франкфурте разыгрался инцидент с Радеком, вызванный его «братанием с солдатами».
Я, сознаюсь, виноват в том, что допустил немецких солдат войти в вагон.
Три наших вагонных двери были запломбированы, четвертая, задняя вагонная дверь, открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам.
Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла, без нейтральной зоны, территорию, занятую немцами, — с одной стороны, от русской территории — с другой.
Г-н фон Планиц строжайше соблюдал инструкции, преподанные ему г-ном Шюлером, атташе немецкого посольства, передавшим в Готмадингене нашу партию для дальнейшего следования обоим офицерам, эти инструкции требовали, чтобы экстерриториальность не была нарушена.
Предполагая, что в Франкфурте я не выйду из вагона, оба офицера покинули его.
Я последовал их примеру, так как условился встретиться на франкфуртском вокзале с одной своей знакомой.
Я купил в буфете пива, газет и попросил нескольких солдат за вознаграждение отнести пиво в вагон, предложив служащему, стоявшему у контроля, пропустить солдат.

Привожу здесь эти подробности только для объяснения инцидента.

Сильнейшим образом взволновала многих ехавших следующая картина.
Франкфуртские рабочие и работницы спешили сесть в вагоны дачного поезда.
Мимо нашего вагона проходил длинный ряд измученных, усталых людей с потухшим взором, на их лицах не видно было ни малейшей улыбки.
Это траурное шествие, как молния, осветило нам положение в Германии и пробудило в сердцах ехавших эмигрантов надежду на то, что уже недалек тот час, когда народные массы в Германии восстанут против господствующих классов.

И действительно, в ноябре 1918 года разразилась революция в Германии, — она пришла поздно, но все- таки пришла.

Я должен напомнить еще об одном обстоятельстве, имевшем важное политическое значение.
Оно показывает самым очевидным образом, какого рода отношения существовали между Генеральной комиссией немецких профессиональных союзов и немецким правительством.

Из письма моего к д-ру Клёти от 8 апреля 1917 года видно, что вопрос о «поездке Ленина» был решен немецким правительством и высшим военным командованием не без ведома и, нет сомнения, при поддержке Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов. В Штутгарте г-н Янсон сел в наш поезд и просил через ротмистра фон Планица (наш проводник — офицер) разрешения переговорить со мною.
Г-н Янсон заявил мне, что он по поручению Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов приветствует едущих эмигрантов и желал бы лично переговорить с товарищами. Я был вынужден заявить ему, что едущие эмигранты желают соблюсти экстерриториальность и отказываются принять кого бы то ни было на немецкой территории.

Мое сообщение вызвало среди едущих взрыв веселья. После краткого совещания было решено не принимать г-на Янсона и не отвечать на его приветствие. Мне было предложено уклониться от назойливых попыток и в случае их повторения было решено ограждать себя силой.

В отличие от Франкфурта изоляция перрона и охра на вагона в Берлине, носили очень строгий характер. Мне тоже не было разрешено без конвоя уходить с перрона.
Немцы опасались, что мы вступим в сношения с немецкими единомышленниками.

В Заснице мы оставили немецкую территорию; перед этим было проверено число едущих, сняты пломбы с багажного вагона, и состоялась передача багажа. Пассажирский пароход «Треллеборг» доставил нас в Швецию.
Море было неспокойно.
Из 32 путешественников не страдали от качки только 5 человек, в том числе Ленин, Зиновьев и Радек; стоя возле главной мачты, они вели горячий спор.
На берегу нас встретил Ганецкий и шведская депутация".

Основная часть маршрута Ленина никак не была связана с Германией, "пломбированными вагонами" /запломбирован был багажный вагон да 3 из 4 дверей пассажирского вагона.


В Зассниц социалисты выгрузились из "пломбированого вагона", сели на шведский паром "Королева Виктория" [Платтен почему-то пишет о пароходе «Треллеборг»] и приплыли в Треллеборг....

Это уже совсем другая история -- на мой взгляд, более интересная часть началась позже -- в оставшиеся 4-ре дня путешествия).

/надеюсь позже изложу/

"Ленинский вагон" -- кстати, насколько я понимаю, нет единой версии, как он выглядел







Когда в России грянула революция, Ленин уже 9 лет жил в Швейцарии, в уютном Цюрихе.

Крушение монархии застало его врасплох – всего за месяц до февраля на встрече со швейцарскими политическими деятелями левого толка он заявил, что вряд ли доживет до революции, и таковую «увидит уже молодежь». О происшедшем в Петрограде он узнал из газет и сразу засобирался в Россию.

Но как это сделать? Ведь Европа охвачена пламенем войны. Впрочем, сделать это оказалось не трудно – у немцев была серьезная заинтересованность в возвращении революционеров в Россию. Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гофман впоследствии вспоминал: «Разложение, внесённое в русскую армию революцией, мы естественно стремились усилить средствами пропаганды. В тылу кому-то, поддерживавшему отношения с жившими в Швейцарии в ссылке русскими, пришла в голову мысль использовать некоторых из этих русских, чтобы ещё скорее уничтожить дух русской армии и отравить её ядом». По словам М. Гофмана, через депутата М. Эрцбергера этот «кто-то» сделал соответственное предложение министерству иностранных дел; в результате появился знаменитый «пломбированный вагон», доставивший Ленина и других эмигрантов через Германию в Россию.

Позднее стало известно имя инициатора: это был известный международный авантюрист Александр Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд), действовавший через германского посла в Копенгагене Ульриха фон Брокдорф-Ранцау.

По словам У. Брокдорфа-Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона Гельмута фон Мальцана и у депутата рейхстага М. Эрцбергера, руководителя военной пропаганды. Они убедили канцлера Т. Бетман-Гольвега, который и предложил Ставке (то есть Вильгельму II, П. Гинденбургу и Э. Людендорфу) осуществить «гениальный манёвр». Эти сведения нашли подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: «Я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведёт к определённым результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой».

В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию. Одновременно МИД запросил у казначейства 3 млн марок на пропаганду в России, каковые и были выделены.

31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». На следующий день Владимир Ильич требует от своего «кассира» Якуба Ганецкого (Якова Фюрстенбеерга) денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки».

Условия проезда были подписаны 4 апреля. В понедельник, 9 апреля 1917 года путешественники собрались в отеле «Церингер-Хоф» в Цюрихе с сумками и чемоданами, одеялами и продуктами. Ленин отправлялся в путь с Крупской, своей женой и соратницей. Но вместе с ними была также и Инесса Арманд, которую почитал Ильич. Однако тайна отъезда уже была раскрыта.

На вокзале в Цюрихе собралась группа российских эмигрантов, которая провожала Ленина и компанию гневными криками: «Предатели! Немецкие агенты!».

В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал», а потом и другие песни революционного репертуара.

На самом деле Ленин, конечно, никаким германским агентом не был. Он попросту цинично воспользовался заинтересованностью немцев в переправке революционеров в Россию. В этом их цели на тот момент совпадали: ослабить Россию и сокрушить царскую империю. С той только разницей, что Ленин потом собирался устроить революцию и в самой Германии.

Эмигранты выехали из Цюриха по направлению к германской границе и городку Готтмадинген, где их ожидали вагон и двое немецких офицеров-сопровождающих. Один из них, лейтенант фон Буринг, был остзейским немцем и говорил по-русски. Условия проезда по территории Германии выглядели следующим образом. Во-первых, полная экстерриториальность – ни при въезде во Второй Рейх, ни при выезде не должно быть никаких проверок документов, никаких штампов в паспортах, экстерриториальный вагон покидать запрещено. Также немецкие власти обещали никого не выводить из вагона силой (гарантия от возможного ареста).

Из четырех его дверей действительно опломбированы были три, одну, возле тамбура кондуктора, оставили открытой – через нее, под контролем немецких офицеров и Фридриха Платтена (он был посредником между эмигрантами и немцами), на станциях покупались свежие газеты и продукты у лоточников. Таким образом, легенда о полной изоляции пассажиров и глухой «опломбированности» преувеличивает. В коридоре вагона Ленин провел мелом черту – символическую границу экстерриториальности, отделявшую «немецкое» купе от всех остальных.

Из Засница эмигранты переправились на корабле «Королева Виктория» в Треллеборг, откуда приехали в Стокгольм, где их встретили журналисты. Ленин купил там себе приличное пальто и ставшую потом знаменитой кепку, которую ошибочно принимали за фуражку русского рабочего.

Из Стокгольма был тысячекилометровый перегон на север обычным пассажирский поездом – до станции Хапаранда на границе Швеции и Великого княжества Финляндского, все еще входящего в состав России. Границу пересекли на санях, где на русской станции Торнио ожидал поезд до Петрограда…

Ленин старался воздерживаться от всяких компрометирующих контактов; в Стокгольме он категорически отказался от встречи даже с Парвусом. Однако с Парвусом почти целый день провел Радек, ведя с ним переговоры с санкции Ленина. «Это была решающая и совершенно секретная встреча» – пишут в своей книге «Кредит на революцию. План Парвуса» Земан и Шарлау. Существуют предположения, что именно на ней было обговорено финансирование большевиков. При этом Ленин старался создать впечатление отсутствия денежных средств: он обращался за помощью, брал деньги у российского консула и т. д.; по возвращении даже предъявил расписки. Однако, по впечатлению шведских социал-демократов, прося о помощи, Ленин явно «переигрывал», так как шведы точно знали, что деньги у большевиков были. Парвус же после отъезда Ленина направился в Берлин и имел там продолжительную аудиенцию у статс-секретаря Циммермана.

Приехав в Россию, Ленин сразу же выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», требуя перехода власти в руки Советов.

На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы».

Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить». Что и было с успехом сделано.

Владимир Малышев