Как переплыть океан на плоту? Переплыть океан: Истории путешественников, которым удалось покорить морскую стихию.

Океанограф Станислав Курилов вошел не только в историю науки, но и в мировую историю, переплыв в одиночку океан. И Курилов таким образом не устанавливал какой-то там рекорд - он воплощал в жизнь план побега с Родины, из СССР. За двое суток, без сна, пищи и питья, он преодолел расстояние в 100 километров и добрался до филиппинского острова Сиаргао.

В доперестроечную эпоху многих манил миф о западном "рае", мире свободы и изобилия… Увы, выехать из СССР за границу, а тем более эмигрировать, по тем временам было делом очень и очень сложным. Поэтому некоторые решались нелегально бежать из страны. Одним из них был Станислав Курилов. Он прославился тем, что в одиночку переплыл океан .

Биография Курилова выдалась довольно бурной. Он родился в городе Орджоникидзе в 1936 году, детство провел в Семипалатинске, где увлекся плаванием. В 10-летнем возрасте переплыл реку Иртыш. Но мальчик мечтал о море. Подростком Слава попытался устроиться юнгой на Балтийский флот, но безуспешно. Потом была служба в армии, в саперном батальоне, учеба в пединституте, штурманском училище и Ленинградском метеорологическом институте, наконец, работа в Институте океанологии в Ленинграде и Институте биологии моря во Владивостоке…

Курилов занимался йогой, был инструктором по глубоководному погружению - словом, получил прекрасную физическую подготовку, которая впоследствии ему очень пригодилась.

Морские исследования стали смыслом его жизни. Однако статус "невыездного" очень мешал. Курилова упорно не выпускали за границу, так как его сестра вышла замуж за индийца и жила в Канаде…

Мысль о побеге зрела давно, но окончательно оформилась, когда Станиславу попалось на глаза объявление о туристическом круизе. Лайнер со знаковым названием "Советский Союз" следовал рейсом от Владивостока до экватора, не заходя в порты. Станислав понял, что это его шанс изменить жизнь и осуществить свою давнюю мечту…

Перейти нелегально границу и проникнуть за "железный занавес" пытались многие жители соцстран. Люди прыгали из окон, пролезали через канализацию, бросались на колючую проволоку… Одна семья из Чехословакии пересекла границу с помощью надувного шара. Другая, из ГДР, перебралась через Берлинскую стену в ФРГ, используя трос с люлькой… Но большинство побегов заканчивались неудачей.

Путь по морю показался Курилову наиболее реальным вариантом. Тем более он обладал соответствующими знаниями и подготовкой.

Курилову удалось приобрести путевку на круиз. Он сумел рассчитать по карте оптимальный маршрут и в ночь на 13 декабря 1974 года спрыгнул с борта судна в воду… За двое суток, без сна, пищи и питья, он в ластах и маске с трубкой преодолел расстояние в 100 километров и добрался до филиппинского острова Сиаргао, где был подобран местными рыбаками. После долгих мытарств Курилова депортировали в Канаду, где он получил гражданство… Между тем, в СССР его заочно приговорили "за измену родине" к десяти годам лагерей, а его родственников подвергли репрессиям… По тем временам такие последствия были делом обычным.

В Канаде Станислав Курилов сначала работал в пиццерии, но потом получил возможность заниматься любимыми морскими исследованиями… В 1986 году он женился и переехал в Израиль, где поступил на работу в Хайфский океанографический институт. Судьба его, казалось, складывалась вполне благополучно… В 1996 году израильский журнал "22" опубликовал биографическую повесть Курилова "Побег". В ней автор рассказывал удивительную историю своего бегства из СССР…

Поражают своей поэтичностью описания самого морского путешествия:

"Будто я только что родился в океане , а земля вообще отсутствует. Я видел первозданный океан , точно такой же, каким он был миллион лет назад… Происходит самовозбуждение - одна волна страха вызывает другую… Океанские волны, особенно во время зыби, бывают так совершенны, что кажутся живыми и одухотворенными. При виде огромных волн охватывает одновременно восхищение и ужас. Волны словно проглатывали его, извивали винтом, засасывая пещерные полости".

Надо сказать, многие страницы повести у специалиста могут вызвать большие сомнения. Так, трудно поверить, что человек столько времени мог продержаться в воде без плавсредства… Тем не менее, побег Курилова - свершившийся факт. Но подробности его известны больше со слов самого героя, а сегодня восстановить истину уже практически невозможно. К тому же, советские власти комментировали эту историю очень сдержанно - не дай бог, кому-нибудь пришло бы в голову повторить "подвиг"!

Все прекрасно представляют, как выглядит океан. В своём спокойствии, обширная голубая гладь завораживает и успокаивает. Пересечь её не составляет труда на современных транспортных средствах, будь то корабли, или самолёты. Но уже не один раз учёными на практике доказывалось, что преодолеть океан можно и на столь примитивном устройстве, как плот. По мотивам таких историй отснято немалое количество художественных фильмов.

Интересным фактом остаётся факт, как образовались океаны. Ведь на ранних периодах развития нашей планеты цельных водяных покровов не было. Наиболее вероятной теорией, которая выдвигается учёными, является образование океанов из пара, который оседал по мере охлаждения Земли. Процесс протекал сотни миллионов лет назад, и покрыл океаном фактически всю поверхность планеты. Естественно, доступная поверхность уже тогда не обладала гладким покрытием и были места с неглубокими морями.

Так как выжить в океане без пресной воды является невозможным, о длительном существовании на его поверхности, без специальных фильтров, не может быть и речи. Наибольший в мире океан - Тихий океан, обладает средней глубиной в почти четыре километра, а в наиболее глубоких точках – почти одиннадцать километров. Интересным факто является то, что по сто восьмидесятому меридиану, который проходит именно через Тихий океан, происходит смена даты.

Так, как расположен океан относительно экватора между Евразией и Америкой, и обладая протяжностью в двадцать тысяч километров, сложно поверить, что такой гигант возможно преодолеть на плоту. Естественно, это наибольший из океанов нашей планеты, но и меньшие океаны – Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, удивляют своей величиной.

Для путешествия по океану на плоту намечают куда как более скромные цели, чем достижения диаметрально противоположного континента, или материка. Перед тем, как переплыть океан на плоту, нужно стать экспертом в области течений океана. Ведь именно оно будет иметь наибольшее влияние на предстоящий маршрут. Но при этом стоит также учитывать и направление основных воздушных потоков, так как при установленном парусе на плоту они будут вносить корректуры в направлении движения.

Для большей устойчивости плота, необходимо установить правило, с помощью которого также влиять на курс плавания. Для плавания в океане на плоту следует ставить за цель остров, так как сама конструкция плота может не выдержать длительного влияния солёной воды. Также немаловажное значение имеет определение наличия рифов в районе прибытия, так как именно от их присутствия чаще всего и зависит успешная швартовка.

МУЛУЛАБА /Австралия/, 31 мая. /Спец.корр. ИТАР-ТАСС Павел Ваничкин/. Российский путешественник достиг побережья Австралии. Таким образом, он сумел пересечь в одиночку на весельной лодке Тихий океан без заходов в порты и посторонней помощи. Следующим проектом российского путешественника станет перелет на воздушном шаре вокруг Земли...

От берегов Чили до Австралии

Конюхов стартовал 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили) в 09:15 утра по чилийскому времени, преодолел на лодке под названием "Тургояк" свыше 17 тыс. км и финишировал в городке Мулулаба (штат Квинсленд) в 13:13 по времени восточного побережья Австралии. "Тургояк" имеет длину 9 метров, ширину 1,8 метра, вес ее сделанного из углепластика корпуса составляет 250 кг, вес с полной загрузкой - 850 кг.

Как сообщило из Лондона Международное общество океанских гребцов, Конюхов осуществил путешествие за 160 дней. По данным общества, прежнее лучшее достижение пересечения Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составляла 273 дня.

Такой результат показал английский 52-летний гребец Джим Шекдар, стартовавший 29 июня 2000 года из перуанского порта Ило. Джим также шел на и финишировал 30 марта 2001 года на острове Норд Страдброук (North Stradbroke).

Изначально Конюхов планировал пересечь Тихий океан за 200 дней и ночей. Как сообщалось, чтобы пересечь океан, путешественник должен был сделать 4 млн гребков.

Перелет вокруг Земли

"Земля пока еще не очень твердая", - сказал ступивший на берег Конюхов корр. ИТАР-ТАСС. Его самые первые шаги действительно были слегка неуверенными, однако буквально через несколько мгновений он уже смог идти без посторонней помощи.

После триумфального финиша, отвечая на вопрос о планах на будущее, Конюхов сообщил, что задумал совершить беспосадочный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Стартовать он намерен в Австралии, лететь с запада на восток примерно вдоль 40-й широты и финишировать опять-таки в Австралии. Вместе с тем путешественник категорически отказался говорить, когда это может произойти. "Я уже более 40 лет путешествую, - напомнил Конюхов. - Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали".

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, о трудностях во время пути, Конюхов сказал: "Сначала было трудно, а потом еще труднее". "Главная трудность именно такого рода испытания состоит в его монотонности, - продолжил рассказ путешественник. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. - С другой стороны, я шел с божьей помощью - все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения.

С благополучным завершением

Направил Конюхову приветствие, которое зачитал посол РФ в Австралии Владимир Морозов, принимавший участие во встрече российского путешественника в городе Мулулаба. Встречать знаменитого российского путешественника на пляже города собрались около пятисот человек - его друзья, местные жители, приехавшие туристы, журналисты.

"Рад поздравить вас с благополучным завершением экспедиции "На весельной лодке через Тихий океан", - говорится в приветствии президента. - За этим уникальным походом внимательно следили ваши коллеги, ученые и эксперты, члены Русского географического общества, любители морского дела из многих стран. Благодаря мужеству и стойкости, неординарным человеческим и профессиональным качествам вы выдержали непростые испытания, покорили водную стихию".

"Сегодня можно с уверенностью сказать - первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно. А вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Желаю вам всего наилучшего и исполнения новых планов", - сообщается в приветствии президента.

63-летний священник Русской Православной Церкви Федор Конюхов является первым в мире человеком, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного (трижды), Южного, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). Конюхов стал первым россиянином, сумевшим выполнить программу "Семь вершин мира" - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Ему удалось пересечь теперь уже два океана на весельной лодке. В 2002 году он в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке "УРАЛАЗ", установив мировой рекорд - 3 тыс. морских миль за 46 суток.


Путешественника, отважившегося преодолеть океан под парусом или на веслах, ждет много опасностей. Хищные акулы и огромные волны, способные захлестнуть суденышко в один миг; палящее солнце и соленая вода, разъедающая кожу, - все это делает океан местом, непригодным для безмятежного отдыха. Так что же понуждает людей вновь и вновь покорять эту стихию?

На плоту по следам бледнокожих индейцев

Молодой норвежский ученый Тур Хейердал, отчаявшись доказывать научному сообществу свою теорию происхождения народов Полинезии, повторил путь переселенцев из Южной Америки до Таити на аутентичном судне – плоту из бальсового дерева. Плот был назван в честь вождя переселенцев, «Кон-тики», и управлялся с помощью паруса и кормового весла. Экипаж Хейердал набрал из своих армейских друзей и их знакомых, причем ни один из них не был профессиональным моряком. Снабжение удалось получить из лаборатории Пентагона.


Плот, свободно влекомый течением и ветром, слился с природой, оброс водорослями и обзавелся «группой сопровождения» - рыбками-лоцманами и мелкими крабами. Летучие рыбки запрыгивали на палубу, золотистая макрель стаями ходила вокруг необычного судна. Обитатели Тихого океана – акулы, киты и дельфины частенько приплывали к «Кон-Тики». Однажды огромная 15-метровая китовая акула ходила вокруг, сужая круги, пока ее не спугнули гарпуном.


На 97-й день плавания, не встретив по пути ни одного судна, «Кон-Тики» пересек Тихий океан и прибыл в Полинезию. Плот налетел на риф, но экипаж успешно высадился на необитаемый остров. Вождь с соседнего острова, увидев отблески костра, вначале решил, что там пируют духи – тем более что к берегу прибило ящик с надписью «Тики», именем божественного предка. Убедившись, что Тур Хейердал и его товарищи - живые люди, в их честь был устроен грандиозный праздник, продолжавшийся несколько недель, пока с Таити за экипажем не пришел пароход.

Доктор Алан Бомбар: когда отчаянье убивает

Анализируя историю кораблекрушений, французский врач Алан Бомбар пришел к выводу, что, оказавшись на спасательных шлюпках, пассажиры гибнут от страха гораздо раньше, чем кончается еда и питье. Ему была невыносима мысль, что моряки с грузовых судов, потерпевших катастрофу, заранее считаются погибшими и на поиски отводится всего 10 дней. Доктор Бомбар вознамерился доказать, что в океане можно выжить, если не поддаваться панике.

Заручившись финансовой поддержкой, он полгода изучал флору и фауну океана и пришел к выводу, что практически все питательные вещества, кроме сахара, можно добыть из рыбы, а витамин С из планктона. Планировалось, что пойдет группа из 3-х человек, однако после предварительных испытаний его товарищи струсили, и через Атлантический океан Ален отправился один.


В отличие от экипажа «Кон-тики» Бомбар принципиально взял только те вещи, которые доступны жертвам катастроф: нож, компас, карту и запечатанный пакет с неприкосновенным запасом еды. Резиновая надувная лодка «Еретик» длиной 4,5 метра была сделана по специальному заказу, но мало чем отличалась от аналогичных спасательных средств.

В первые же дни буря разорвала пополам основной парус, а запасной унесло ветром. «Еретика» трижды затапливало водой по самые борта. Алан научился отгонять акул ударом весла по носу. Его верные дорады приманивали к лодке вкусную рыбу, которую доктор поедал сырой.

Дважды на пути Бомбара встречались корабли, но он не стал прерывать экспедицию, хотя сильно мучился от истощения и болезней, вызванных малопригодной пищей и неподвижностью.


Только на 65-й день, пережив шторма и штиль, Ален Бомбар приплыл на Барбадос. Он был истощен, покрыт прыщами, от соленой воды отслоились и слезли ногти, но его сил хватило на то, чтобы отогнать нахальных туземцев от запечатанного пакета с НЗ и дойти до полицейского участка.

Подвиг доктора Бомбара, будущего члена Европарламента, позволил пересмотреть нормативы спасения на водах.

На веслах через два океана

Из путешественников, замахнувшись на океан на гребной лодке, первым «одиночкой» считается Джон Фэйрфакс, осуществившим детскую мечту в 1969 году; последним – Федор Конюхов, в 2016 году.

Джон Фэфаркс, сын англичанина и болгарки, был настоящим авантюристом из приключенческого романа. В 9 лет он устроил стрельбу в бойскаутском лагере, украв пистолет вожатого. В 13 сбежал в джунгли из Буэнос-Айреса и жил подобно Тарзану, торгуя шкурами диких оцелотов. Закончив университет, Джон устроился помощником пирата и три года занимался контрабандой спиртного, оружия и табака в качестве капитана одного из кораблей своего босса.


Только в возрасте 32-х лет Фэйрфакс смог заняться подготовкой к плаванию через океан, о котором мечтал в детстве. Переехав в Лондон, он каждый день тренировался в гребле на озере в Гайд-парке. 20 января 1969 года на 6-метровой роскошной лодке «Британия» из красного дерева Джон отплыл с Канарских островов. На борт он взял радиоприемник, овсянку, бренди и чистую воду, запасы которых он пополнял на встречных кораблях. 180 суток провел Фэйрфакс в океане, чуть не сойдя с ума от одиночества. Особенно ему не хватало женщин, в отсутствие которых он разговаривал с Венерой. «Это было чертовски глупо» - заявил Джон, причалив в Голливуде, но спустя два года он уже плыл через Тихий океан со спутницей – Сильвией Кук.

Федор Конюхов, переплывая через океан в одиночку, не отрывался от близких. Если позволяла погода, он беседовал с женой по спутниковому телефону, наставлял младшего сына и получал сведения о погоде и ситуации от группы поддержки. Его 9-метровая лодка «Тургояк», построенная по спецзаказу на верфях г. Ипсвич (Англия), оснащена бортовым компьютером на солнечных батареях, а местоположение отслеживалось командой поддержки через спутниковый буй Yellow Brick. В поход Конюхов брал два опреснителя воды – электрический и механический и три набора весел «Xcell» из углеволокна с ясеневыми рукоятками. Питался он сублимированными продуктами из расчета 6000 килокалорий в день.


Старт экспедиции был намечен на 12 декабря 2013, в день 62-летия знаменитого путешественника из чилийского порта Вальпараисо, однако через 4 дня ему пришлось вернуться и заменить негодный генератор. Стартовав с задержкой и гребя по 16-18 часов в день, Конюхов преодолел расстояние в 8000 морских миль за 160 дней «без помощи людей, но с помощью Бога и тех святых, которым молился».

Через Атлантический океан кролем или брасом

Совершенно невероятными кажутся истории о преодолении океана вплавь. Первым на это решился Бенуа Лекомт, француз, выросший в Америке. Свой заплыв через Атлантику он посвятил отцу, умершему от рака. Профессиональный пловец на дальние дистанции, он преодолел расстояние от Массачусетса до французской бухты Киберон за 73 дня, плывя по 8 часов в день вслед за яхтой, на которой была установлена аппаратура для отпугивания акул. Пловцу пришлось преодолевать волны размером с 3-х этажный дом, стоически относиться к любопытным акулам, дельфинам и черепахам. На Азорских островах пришлось сделать остановку для ремонта аппаратуры, и 28 сентября Лекомт добрался до французской Бретани. Все собранные средства пошли на исследования в области онкологии.


Спустя 10 лет на заплыв через Атлантику осмелилась женщина. Дженифер Фигге отправилась в путь от островов Золотого мыса в возрасте 56 лет. Как ее предшественник, она плыла по 8 часов в день за яхтой в садке, который спасал ее от акул. Пловчихе не удалось доплыть до Багамских островов. Ветер и девятиметровые волны сбили ее с курса, поэтому пришлось финишировать на Тринидаде.