Соц конфликты всегда ведут к негативным последствиям. Социальный конфликт

Конфликт - очень емкое понятие. Его исследуют с разных позиций и в различных аспектах многие науки: философия, социология, психология, юриспруденция, история и политология. Конфликт лежит в основе любого противоречия, а оно, в свою очередь, является стимулом к любым изменениям, иногда конструктивным и прогрессивным, а иногда и деструктивным, разрушительным. Чаще всего понятие конфликта рассматривается во взаимоотношении людей и социальных групп, в психологии конфликт - это еще и глубокие внутриличностные переживания и противоречия, которые порождают жизненные кризисы, депрессии, но это далеко не всегда приводит к негативным последствиям. Очень часто внутренний конфликт является стимулом для развития, открытия новых жизненных горизонтов и неосознанного человеком скрытого потенциала.

В основе изучения конфликта - совокупность различных понятий, которые составляют это сложное явление: его динамика, способы управления конфликтом и его типология. Причем эти понятия можно соотнести с различными конфликтами - социальными, межличностными и внутриличностными, но в каждом из них они будут иметь свои особенности.

Динамика конфликта

Конфликт - это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия - это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия - это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.

Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.

Наконец, динамика конфликта в последней стадии - это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.

Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.

Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.

Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.

Конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.

Конфликт: участвовать или создавать... Козлов Владимир

Схема 1.1.2 Негативные последствия конфликта

Схема 1.1.2

Негативные последствия конфликта

Возможные негативные последствия конфликтов таковы.

Приблизительно 80 % производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения.

На конфликты и переживания по их поводу тратится около 15 % рабочего времени.

Снижается производительность труда.

Конфликты ухудшают психологический климат в группах, в них нарушаются сотрудничество и взаимопомощь.

Возрастают неудовлетворенность трудом и текучесть кадров.

Возрастает неоправданная конкуренция. Наблюдается сокрытие информации.

Формируется представление о другой стороне как о «враге».

Трудно представить себе руководителя, который ни разу в жизни не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями, при этом понимая, что:

Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд;

Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации;

Конфликт обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти эмоции препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага, которого надо во что бы то ни стало победить или уничтожить. Когда конфликт доходит до такой стадии, с ним уже трудно справляться.

Дисфункциональные последствия организационных конфликтов:

Снижение производительности, отрицательное эмоциональное состояние, рост текучести кадров (люди уходят из организации), усиление чувства неудовлетворенности собой, повышение агрессивности во взаимодействии;

Сокращение сферы сотрудничества, сосредоточение внимания на борьбе между группами, увеличение конкуренции между группами, рост влияния внутригрупповых норм;

Перенос внимания с общей задачи организации на конфликт: формирование отрицательного представления о конкуренте как о враге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Негативные последствия чревоугодия для здоровья, психики и социальной жизни Чтобы по-настоящему похудеть, достаточно отказаться всего от трех вещей: завтрака, обеда и ужина. Франк Ллойд Райт Вред переедания с точки зрения здоровьяСамо по себе переедание, если оно не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

3.3. Негативные последствия длительного стресса 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс Психосоматические заболевания – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Когда правит гнев последствия всегда негативные Хотя на несправедливое обращение или случайную ошибку по отношению к нам естественно реагировать гневом, его проявление может только ухудшить положение. Если человеку удается сохранить спокойствие, то остается

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Тактично укажите на негативные последствия для дела Если вы являетесь начальником такого босса, отведите его в сторонку и скажите, что цените и уважаете его работу, но люди будут относиться к нему лучше, если он станет поменьше командовать. Объясните ему, что такое

Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович

Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.Слово "могущие" является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.

автора Форд Чарльз В.

Негативные последствия самообмана Самообман бывает очень полезным, помогая регулировать собственную самооценку и дисфорическое (депрессивное) состояние. Но у него есть и обратная сторона. Он способен привести не только к разрушению личности самого человека, но и

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Позитивные и негативные последствия обмана Преимущества людей, которые успешно лгут, очевидны. Они получают большую власть и богатство, запугивая окружающих или ослабляя их власть дезинформацией. Лжецы увеличивают свои шансы на сексуальные отношения и избегают

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

9.3. Негативные последствия деструктивного трудоголизма Последствия для здоровьяМного пишется о том, что трудоголизм негативно отражается на здоровье человека. В психотерапии и психиатрии трудоголизм рассматривается как саморазрушение через работу «на износ». Однако,

Из книги Дитя человеческое.Психофизиология развития и регресса автора Базарный Владимир Филиппович

Глава 9 Негативные последствия бесполого образования О кризисе «мужского начала» и качества мужской личности сегодня много пишется в специальной научной и популярной прессе. Большинство исследователей соглашаются, что мальчики и девочки - это совершенно разные не

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Как ограничить негативные последствия максимизации Если вас очень заботит, что есть у других людей и чем они занимаются, или если вы перфекционист, или всегда хотите сделать самый лучший выбор, то вы, скорее всего, максимизатор, и вам на пользу пойдут следующие

автора Козлов Владимир

Схема 1.1.7 Определение конфликта Определений конфликта много, все они зависят от области применения и точки зрения. Мы остановимся на следующем.Конфликт – форма противодействия сторон при разнонаправленных интересах и (или) противоречивых потребностях.Комментарий к

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.9 Сигналы конфликта Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако «проблема» через несколько дней нередко забывается. Такой сам по себе незначительный инцидент,

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.10 Разрешение конфликта Организационная конфликтология различает управление конфликтом и разрешение его. Условия успешного разрешения конфликта таковы: ? исчерпание инцидента = обеспечение стабильного эмоционального состояния участников в данной

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Есть ли негативные последствия Возникают ли какие-то негативные последствия того, что вы начали общаться с подсознанием? В явном виде нет, но есть некоторые особенности вашего взаимодействия. Они проявляются в том, что ваш организм, поняв, что вы начали прислушиваться к

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Негативные последствия безработицы Безработица – крайне негативное социально-экономическое явление, оказывающее отрицательное влияние на состояние экономики в целом. Как результат: недополучение бюджетом налоговых отчислений, снижение уровня ВВП, рост преступности

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Как вы можете устранить негативные последствия, вызванные гневом? Каждый раз, когда вы теряете самообладание, споря с кем-либо, вы наносите ему удар. Если этот человек психологически более зрелый, чем вы, он отнесется к этому правильно. Но чаще всего боль тяжело забыть, и вы

1.1 Понятие конфликта. Позитивные и негативные последствия

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других.

Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода вследствие большого разнообразия возможных вариантов поведения сторон, обусловленного случайными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последующем могут дополнительно трансформироваться. Но, тем не менее, конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению.

Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события и проч.

Позитивными последствиями конфликта считаются решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности.

Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов, способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.

Наконец, конфликты способствуют повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты часто в зависимости от ситуации лучше не подавлять, а регулировать.

В то же время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности, формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблем.

Внутриличностный конфликт

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт...

Застенчивость как проблема в общении

Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия. 1...

Конфликт и этапы его развития

Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям...

Конфликт этики личности и этики характера

Что же может произойти, если мы будем использовать этику личности, и так ли она опасна? Если мы пытаемся использовать стратегию и тактику влияния на людей, чтобы заставить других делать то, что мы хотим...

Конфликты в молодых семьях

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрица-тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения...

Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том...

Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновение конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большой возможности возникновения конфликта...

Негативные и позитивные психопатологические синдромы и симптомы и их судебно-психиатрическое значение

Клинического определения данного термина до настоящего времени в психиатрии нет, несмотря на то, что каждый психиатр этим термином пользуется и хорошо знает, какие психопатологические расстройства данный термин характеризует...

Психология малой группы

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать...

Психология эмоций

Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции...

Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт...

Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия...

Слухи как модели распространения информации

Объяснить это довольно сложно, но практика подтверждает значи-тельно более сильное влияние негативных слухов по сравнению с по-зитивными. Возможно, это следствие вполне оправданного нашей ис-торией хронического недоверия властям. Может быть...

Управление конфликтом

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом...

Эмоциональное состояние памяти

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по-ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна...

В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

Выделяют следующие основные функциональные (позитивные) последствия конфликтов для организации:

1) проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;

2) совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;

3) стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;

4) эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;

5) улучшаются отношения между людьми;

6) люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Основные дисфункциональные (негативные) последствия конфликтов:

1) непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;

2) отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;

3) представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. А люди, считающие, что они одни владеют истиной - опасны;

4) сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.

5) убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;

6) чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

4. Обращение с конфликтами.

4.1. Отношение руководителя к конфликту.

Существуют четыре вида отношения руководителя к конфликтной ситуации.

1. Стремление избежать неприятности, страдания . Старший ведет себя так, как будто ничего не случилось. Он не замечает конфликта, уходит от решения вопроса, пускает случившееся на самотек, не нарушает видимого благополучия, не осложняет собственную жизнь. Его нравственная инфантильность нередко кончается бедой. Как снежный ком растут нарушения дисциплины. В конфликт втягивается все большее количество людей. Неразрешенные споры разрушают коллектив, провоцируют его участников на еще более грубые нарушения дисциплины.

2. Реалистическое отношение к действительности . Управляющий терпеливо, трезво относится к тому, что происходит. Он приспосабливается к требованиям конфликтующих. Другими словами, идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить коллектив и администрацию, а с другой – не портить отношения с людьми. Но уговоры, поблажки приводят к тому, что старшего перестают уважать и над ним же смеются.

3. Активное отношение к случившемуся. Руководитель признает наличие критической ситуации и не скрывает конфликта от вышестоящих начальников и коллег. Он не игнорирует случившееся и не пытается угодить «и нашим и вашим», а действует в соответствии с собственными моральными принципами и убеждениями, игнорируя индивидуальные особенности личности конфликтующих подчиненных, ситуацию в коллективе, причины конфликта. В результате складывается ситуация внешнего благополучия, прекращения ссоры, нарушений дисциплины. Но при этом нередко калечатся жизни членов коллектива, ломаются их судьбы, вызывается устойчивая неприязнь к начальнику и коллективу, а иногда и к организации в целом.

4. Творческое отношение к конфликту . Старший ведет себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. В этом случае он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих явлений находит выход из конфликтной ситуации. Он учитывает объективные и субъективные причины конфликта, например, не зная мотива оскорбления одним работником другого, не принимает скороспелого решения.

Творческое отношение, тщательный анализ случившегося особенно необходимы при восприятии критики. Если критикующий стремится повысить эффективность работы, исправить недостатки, мешающие полноценному труду, общественной работе, необходимо зафиксировать ценные советы, постараться исправить упущения, а в свободное время, когда выступавший остынет, если была необходимость, покритиковать его за бестактность, объяснить, какой должна быть критика, и обязательно похвалить за серьезное отношение к работе, за желание исправить недостатки.

Если критикующий сводит личные счеты или стремится преподнести себя, показать свою принципиальность, лучше всего постараться заручиться поддержкой присутствующих и уйти от дальнейшего контакта с выступавшим. Что-либо объяснять в данном случае бесполезно. Лучше спокойно объяснить присутствующим причину возмущения критикующего, показать, чем вызвано желание «смело» выступить против пробелов в работе.

Особенно неприятные формы критики – это выступление с целью повышения своего статуса в коллективе и критика с целью получения эмоционального заряда. В том и другом случае конфликтующего совершенно не интересует дело. Причина - откровенно корыстные мотивы или любовь к склокам, радость от эмоциональной разрядки, потребность в ней. В обеих ситуациях нельзя поддаваться эмоциональному воздействию, становиться мишенью для критикующего. Если есть возможность, следует выйти из помещения, если нет - спокойно, с достоинством поговорить с коллективом на интересную тему или заняться каким-нибудь делом, ни в коем случае не демонстрируя презрения к критикующему, не стимулируя еще больше его эмоциональный накал.

Указанные формы критики редко встречаются в чистом виде и далеко не всегда используются сознательно и преднамеренно. Поэтому их трудно распознавать и правильно интерпретировать. Однако, разобравшись в их причинах, легче определить цель критикующего и наметить тактику предупреждения ссоры и выхода из конфликтной ситуации.

Безразличное отношение руководителя к событиям в коллективе, пассивная реакция на как будто бы незначительные трения сотрудников нередко вызывают устойчивые неуправляемые конфликты. Поэтому целесообразно не доводить дело до серьезных столкновений, не ждать, пока сами собой наладятся добрые отношения. Необходимо, ставя перед подчиненным определенную цель, организуя его деятельность, направленную на достижение этой цели, воспитывая в коллективе товарищество, дружбу, повышать сплоченность его членов, делать коллектив устойчивым к разногласиям и конфликтам.

Если же этого сделать не удается, конфликт возник, необходимо его ликвидировать с наименьшими потерями для участников, коллектива, самого управляющего.

Среди базовых понятий, которые сегодня изучает обществознание, большое место занимают конфликты социальные. Во многом потому, что они являются активной движущей силой, благодаря чему современное общество и пришло к своему настоящему состоянию. Итак, что такое социальный конфликт?

Это столкновение разных частей общества, обусловленное возникшими противоречиями. Причём нельзя сказать, что социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям, потому что это не так. Конструктивное преодоление и решение таких противоречий позволяет сторонам сблизиться, чему-то научиться, а обществу – развиться. Но только в том случае, если обе стороны настроены на рациональный подход и на поиск выхода.

Понятие конфликта в обществе интересовало исследователей ещё задолго до того, как вообще появилась как таковая социология. Довольно негативно был настроен по этому поводу английский философ Гоббс. Он указывал на то, что внутри социума будут постоянно происходить какие-то конфликты, естественным состоянием, по его мнению, стала «война всех против всех».

Но с ним далеко не все были согласны. Вопросы столкновений в конце XIX века активно исследовал Спенсер. Он посчитал, что речь идёт о естественном процессе, в результате которого остаются лучшие, как правило. Рассматривая социальные конфликты и пути их разрешения, мыслитель выдвинул на первый план личность.

В отличие от него Карл Маркс полагал, что большее значение для общества в целом имеет выбор группы. Учёный предположил, что борьба классов неизбежна. У него функции социального конфликта тесно связаны с перераспределением благ. Впрочем, критики теории этого исследователя указали на то, что Маркс был экономистом. И к изучению общества он подошёл с точки зрения профдеформации, слишком мало внимания уделяя всему остальному. К тому же здесь значение отдельно взятого человека оказалось приниженным.

Если говорить о базовых концепциях, касающихся современной конфликтологии (которая оформилась даже в отдельную науку, что указывает на большое значение изучаемого вопроса), то можно выделить учение Козера, Дарендорфа и Боулдинга. Теория социального конфликта у первого строится вокруг неизбежности социального неравенства, которое порождает напряжённость. Что приводит к столкновениям. Кроме того, Козер указывает на то, что борьба может начинаться тогда, когда появляется противоречие между представлениями о том, что должно быть, и действительностью. Наконец, учёный не обходит стороной и ограниченное количество ценностей, соперничество между разными членами общества за власть, влияния, ресурсы, статус и прочее.

Можно сказать, что эта теория не вступает в прямое противоречие с подходом Дарендорфа. Но тот по-другому расставляет акценты. В частности, социолог указывает на то, что общество построено на принуждении одних другими. В социуме идёт постоянная борьба за власть, причём желающих её получить всегда будет больше, чем реальных возможностей. Что порождает бесконечные изменения и столкновения.

Своё понятие конфликта есть и у Боулдинга. Учёный предполагает, что можно вычленить нечто общее, что существует в любом противостоянии. По его мнению, структура социального конфликта подаётся анализу и изучению, что открывает широкие возможности для контроля за ситуацией и управления процессом.

По словам Боулдинга, конфликт нельзя до конца отделить от общественной жизни. И под ним он понимает ситуацию, когда обе стороны (или большее количество участников) занимают позиции, которые до конца невозможно совместить с интересами и желаниями друг друга. Исследователь выделяет 2 базовых аспекта: статический и динамический. Первый касается основных характеристик сторон и общей ситуации в целом. Второй же – реакций, поведения участника.

Боулдинг предполагает, что последствия социального конфликта в том или ином случае можно спрогнозировать с определённой долей вероятности. Причём, по его мнению, ошибки часто связаны с нехваткой информации о том, что стало причиной, какие средства на самом деле используют стороны и т. п., а не с невозможностью сделать прогноз в принципе. Учёный также обращает внимание: важно знать, на какой стадии социального конфликта ситуация находится сейчас, чтобы понимать, что будет или может быть на следующем этапе.

Дальнейшее развитие теории

В настоящем обществоведы активно изучают социальный конфликт и пути его разрешения, потому что на сегодня это – одна из самых актуальных и насущных проблем. Так, предпосылки социального конфликта всегда касаются чего-то более глубокого, чем это может показаться на первый взгляд. При поверхностном изучении ситуации иногда создаётся впечатление, что у людей просто задеты религиозные чувства (что тоже часто имеет своё значение), однако при внимательном рассмотрении оказывается, что причин хватает.

Нередко недовольство накапливается годами. Например, социальные конфликты в современной России – это проблема столкновения разных этносов, экономическое неблагополучие одних регионов страны по сравнению с другими, сильное расслоение внутри общества, отсутствие реальных перспектив и т. д. Временами кажется, что реакция просто несоразмерная, что невозможно предугадать, к каким последствиями приводят социальные конфликты в тех или иных случаях.

Но в действительности основанием для серьёзной реакции является долго накапливавшееся напряжение. Это можно сравнить с лавиной, где снег постоянно собирался. И достаточно всего лишь одного толчка, резкого звука, удара в неудачном месте, чтобы огромная масса сорвалась и покатилась вниз.

Какое отношение это имеет к теории? Сегодня причины социальных конфликтов практически всегда изучаются применительно к тому, как всё происходит в действительности. Рассматриваются объективные обстоятельства конфликтов в обществе, которые привели к противостоянию. Причём не только с социологической точки зрения, но и с экономической, политической, психологической (межличностной, противостояние индивидуума и общества) и т. п.

Фактически, перед теоретиками поставлена задача – найти практические пути решения проблемы. Вообще такие цели были актуальными всегда. Но сейчас способы разрешения социальных конфликтов имеют всё большее значения. Они важны для выживания общества в целом.

Классификация социальных конфликтов

Как уже установили, изучаемый вопрос имеет огромное значение для людей и даже для человечества. Это может показаться преувеличением, но при рассматривании этой темы становится понятно, что глобальные виды конфликтов действительно угрожают всей цивилизации как таковой. Если хотите потренироваться, приведите сами разные сценарии развития событий, при которых выживание окажется под вопросом.

На самом деле таких социальных конфликтов примеры описаны в научно-фантастической литературе. Им в немалой степени посвящены антиутопии. Наконец, с точки зрения обществоведческого изучения материала немалый интерес представляет собой постапокалиптическая литература. Там часто социальных конфликтов причины изучаются уже постфактум, то есть после того, как всё произошло.

Если же говорить прямо, то человечество достигло такого уровня развития, когда оно действительно способно себя уничтожить. Одни и те же силы выступают и в роли двигателя прогресса, и в роли сдерживающего фактора. Например, продвижение промышленности обогащает людей, открывает перед ними новые возможности. В то же время выбросы в атмосферу уничтожают экологию. Мусор и химическое загрязнение угрожают рекам, почве.

Не стоит недооценивать и опасность ядерной войны. Противостояние крупнейших стран в мире показывает, что эта проблема вовсе не была решена, как это казалось в 90-х годах. И многое зависит от того, какими путями пойдёт человечество дальше. И какие именно способы разрешения социальных конфликтов оно будет использовать, деструктивные или же конструктивные. От этого очень многое зависит, и речь не просто о громких словах.

Итак, давайте вернёмся к классификации. Можно сказать, что все типы социальных конфликтов делятся на конструктивные и деструктивные. Первое – это нацеленность на разрешение, на преодоление. Здесь реализуются положительные функции социальных конфликтов, когда общество учит преодолевать противоречия, выстраивать диалог, а также разбирается с тем, зачем это вообще надо в конкретных ситуациях.

Можно сказать, что в итоге люди приобретают опыт, который они могут передать последующим поколениям. Например, однажды человечество столкнулось с легализацией рабства и пришло к выводу, что это – недопустимо. Теперь, как минимум, на уровне государств такой проблемы нет, подобная практика поставлена вне закона.

Есть и деструктивные виды социальных конфликтов. Они не направлены на разрешение, здесь участники в большей степени заинтересованы в том, чтобы создавать второй стороне проблему или же в полном её уничтожении. При этом формально для обозначения своей позиции они могут использовать совсем другую терминологию по разным причинам. Проблема изучения ситуации часто связана с тем, что настоящие цели часто скрываются, маскируются под другие.

Однако типология социальных конфликтов только на этом не останавливается. Существует и другое деление. Например, по длительности рассматривают кратковременные и затяжные. У вторых в большинстве случаев более серьёзные причины и последствия, хотя такая взаимосвязь прослеживается далеко не всегда.

Есть деление и по общему количеству участников. В отдельную группу выделяются внутренние, то есть те, которые происходят внутри личности. Здесь функции социального конфликта никак не реализуются, поскольку речь вообще не идёт о социуме, это скорее вопрос психологии и психиатрии. Однако в той же мере, в какой каждый индивидуум способен влиять на окружающих, в той же степени такие противоречия будут вызывать и проблемы в обществе в целом. Ведь социум как таковой состоит из отдельно взятых людей. Поэтому недооценивать важность таких проблем не стоит. Дальше идут межличностные конфликты, столкновения между отдельно взятыми индивидуумами. И следующий уровень – это уже групповые.

С точки зрения направленности стоит рассматривать горизонтальные, то есть проблемы между равными участниками (представителями одной группы), вертикальные (подчинённый и начальник), а также смешанные. В последнем случае функции социальных конфликтов бывают очень неоднородными. Это и реализация амбиций, и выплёскивание агрессии, и достижение противоречивых целей, и часто борьба за власть, и развитие общества как такового.

Существует деление по методам разрешения: мирные и вооружённые. Основная задача правительства – не допустить перехода первого во второе. Как минимум, в теории. Однако на практике государства часто сами становятся зачинщиками такой трансформации, то есть провокаторами вооружённых столкновений.

По объёму рассматривают личные или же бытовые, групповые, например, один отдел против второго внутри корпорации, филиал против главного офиса, один класс в школе против другого и т.д., региональные, которые развиваются в отдельно взятой местности, локальные (тоже местность, только больше, скажем, территория одной страны). И, наконец, самые большие – глобальные. Ярким примером последних являются мировые войны. По мере увеличения объёма возрастает также степень опасности для человечества.

Обратите внимание на характер развития: бывают спонтанные конфликты и запланированные, спровоцированные. При большом масштабе событий одни нередко сочетаются с другими. Наконец, по содержанию проблемы рассматривают производственные, бытовые, экономические, политические и т. д. Но вообще одно противостояние редко затрагивает только какой-то конкретный аспект.

Изучение социальных конфликтов показывает, что ими вполне реально управлять, их можно предупреждать, их стоит контролировать. И многое здесь зависит от намерений сторон, от того, к чему они готовы. А на это уже влияет осознание серьёзности сложившейся ситуации.