Последствия конфликта. Позитивные и негативные последствия конфликтов Позитивные последствия конфликта

Конфликт - очень емкое понятие. Его исследуют с разных позиций и в различных аспектах многие науки: философия, социология, психология, юриспруденция, история и политология. Конфликт лежит в основе любого противоречия, а оно, в свою очередь, является стимулом к любым изменениям, иногда конструктивным и прогрессивным, а иногда и деструктивным, разрушительным. Чаще всего понятие конфликта рассматривается во взаимоотношении людей и социальных групп, в психологии конфликт - это еще и глубокие внутриличностные переживания и противоречия, которые порождают жизненные кризисы, депрессии, но это далеко не всегда приводит к негативным последствиям. Очень часто внутренний конфликт является стимулом для развития, открытия новых жизненных горизонтов и неосознанного человеком скрытого потенциала.

В основе изучения конфликта - совокупность различных понятий, которые составляют это сложное явление: его динамика, способы управления конфликтом и его типология. Причем эти понятия можно соотнести с различными конфликтами - социальными, межличностными и внутриличностными, но в каждом из них они будут иметь свои особенности.

Динамика конфликта

Конфликт - это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия - это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия - это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.

Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.

Наконец, динамика конфликта в последней стадии - это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.

Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.

Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.

Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.

Конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.

Понятие социального конфликта. Функции конфликта.

В целом конфликт можно определить как столкнове­ние индивидов, социальных групп, обществ, связанное с

наличием противоречий или противоположных интере­сов и целей.

Конфликт привлекал социологов конца XIX и начала XX в. Карл Маркс предложил дихотомическую модель конфликта. В соответствии с ней в конфликт всегдаbob- . лечены две стороны: одна из них представляет труд, дру­гая - капитал. Конфликт является выражением данного

противостояния и в конечном счете приводит к транс­формации общества.

В социологической теории Г. Зиммеля конфликт пред­ставлялся как социальный процесс, имеющий не только негативные функции и не обязательно приводящий к из­менению общества. Зиммель полагал, что конфликт кон­солидирует общество, так как поддерживает стабильность групп и слоев общества.

Однако в середине прошлого столетия интерес ученых к конфликту заметно уменьшился. В частности, причи­ной этому послужила такая особенность концепции фун­кционалистов, как рассмотрение культуры и общества как унифицирующих и гармонизирующих механизмов. Есте­ственно, с точки зрения такого подхода конфликт немогбыть описан.

Лишь во второй половине XX в., а точнее, начиная примерно с 1960-х гг., конфликт начал постепенно восста­навливать свои права социологического объекта. В этот период ученые, опиравшиеся на идеи Г. Зиммеля и К. Мар­кса, попытались возродить рассмотрение общества с точ­ки зрения конфликта. Среди них следует назвать прежде всего Р. Дарендорфа, Л. Козера и Д. Локвуда.

Существует два основных подхода к осмыслению кон­фликта.

Марксистская традиция рассматривает конфликт как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего - в противостоянии классов и их идеоло­гий. Как следствие, вся история в трудах марксистски ориентированных социологов предстает как история борь­бы угнетателей и угнетенных.

Представители немарксистской традиции (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают конфликт как часть жизни общества, которой необходимо уметь управлять. Естественно, в их подходах есть и содержательные раз­личия, однако принципиально важно, что социологами немарксистской ориентации конфликт рассматривается как социальный процесс, который не всегда ведет к из­менению социальной структуры общества (хотя, конеч­но, и такой исход возможен, особенно в том случае, если конфликт подвергся консервации и не был своевременно разрешен).

Элементы конфликтной ситуации. В любой конф­ликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта разли­чают оппонентов (т.е. тех людей, которые заинтересова­ны в объекте конфликта), вовлеченные группы и заин­тересованные группы. Что касается вовлеченных и за­интересованных групп, то их участие в конфликте вызы­вается двумя причинами или их сочетанием: 1) они спо­собны повлиять на исход конфликта, либо 2) результат конфликта затрагивает их интересы.

Объект конфликта - это тот ресурс, на который рас­пространяются интересы сторон. Объект конфликта не­делим, поскольку либо его сущность исключает деление, либо он представлен в рамках конфликта как неделимый (одна или обе стороны отказываются от деления). Физи­ческая неделимость не является обязательным условием конфликта, поскольку нередко объект может допускать использование обеими сторонами (например, одна сторона запрещает другой использовать определенное место для стоянки автомобиля, не имея на это прав).

Все перечисленные критерии относятся к статическо­му рассмотрению конфликта. Что касается его динами­ки, то обычно выделяют следующиеэтапы протекания конфликта:

1. Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявля­ется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противо­положная сторона иногда либо смиряется с несправедли­востью, либо ждет своего часа, затаив обиду. Собственно конфликт начинается с определенных действий, которые направлены против интереса другой стороны.

2. Формирование конфликта. На этой стадии форми­руются противоречия, четко осознаются претензии, кото­рые могут быть высказаны противоположной стороне & виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Проис­ходит демонстрация своих аргументов и критика аргу­ментов противника. На данном этапе нередко стороны могут скрывать свои планы или аргументы. Использует­ся также провокация, то есть действия, которые направ­лены на формирование выгодной одной стороне обществен­ного мнения, то есть благоприятного об одной стороне и неблагоприятного - о другой.

3. Инцидент. На данном этапе происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, то есть стороны решают вступить в открытую борьбу.

4. Активные действия сторон. Конфликт требует боль­шого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий - критической точ­ки, а затем быстро идет на убыль.

5. Завершение конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может суще­ствовать несколько исходов конфликта.

В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не означает, что другая проиграла. На более кон­кретном уровне справедливо будет сказать, что существу­ет три исхода: “выигрыш - проигрыш”, “выигрыш - выигрыш”, “проигрыш - проигрыш”.

Впрочем, такое представление исхода конфликта дос­таточно неточно. Дело в том, что есть варианты, которые не укладываются в полной мере в исходную схему. Что касается случая “выигрыш - выигрыш”, то, например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сто­рон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победив­шим, и это происходит даже в том случае, если компро­мисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.

Что касается схемы “проигрыш - проигрыш”, то в нее не укладываются в полной мере случаи, когда обе стороны становятся жертвами некоей третьей стороны, которая пользуется их раздором для получения выгоды. Кроме того, наличие конфликта может стать для незаин­тересованной или мало заинтересованной третьей сторо­ны причиной того, что ценность передается лицу или груп­пе, которые вообще не участвовали в конфликте. Напри­мер, нетрудно представить себе ситуацию, в которой ру­ководитель предприятия отказывает двум сотрудникам в оспариваемой ими должности и отдает ее третьему лицу только потому, что, по его мнению, данные обязанности сможет выполнять лишь человек, который не вступает в конфликты.

По мнению Л. Козера, основными функциями конф­ликта являются:

1) образование групп и поддержание их целостности и границ;

2) установление и поддержание относительной стабиль­ности внутригрупповых и межгрупповых отношений;

3) создание и поддержание баланса между противо­борствующими сторонами;

4) стимулирование создания новых форм социального контроля;

5) создание новых социальных институтов;

6) получение информации об окружающей среде (а точ­нее, о социальной реальности, ее недостатках и достоин­ствах);

7) социализация и адаптация конкретных индивидов. Хотя конфликт обычно приносит только дезорганиза­цию и вред, можно выделить следующие позитивные функции конфликта:

1) коммуникативную функцию: в ситуации конфлик­та люди или другие субъекты социальной жизни лучше осознают как свои стремления, желания, цели, так и желания и цели противоположной стороны. Благодаря этому позиция каждой из сторон может как укрепиться, так и трансформироваться;

2) функцию разрядки напряженности: выражение своей позиции и отстаивание ее в противоборстве с про­тивником является важным средством канализации эмо­ций, что также может привести к нахождению компро­мисса, поскольку “эмоциональная подпитка” конфликта исчезает;

3) консолидирующую функцию: конфликт может кон­солидировать общество, так как открытое столкновение позволяет сторонам конфликта лучше узнать мнение и притязания противоположной стороны.

Факторы, влияющие на образование, протекание и разрешение конфликта, связаны с состоянием соци­альных систем, в которых он разворачивается (стабильно­стью семьи и т.д.). Существует целый ряд таких условий:

1) особенности организации конфликтных групп;

2) степень выявленности конфликта: чем более выяв­лен конфликт, тем менее он интенсивен;

3) социальная мобильность: чем выше уровень мобиль­ности, тем менее интенсивен конфликт; чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. И дей­ствительно, отказ от притязаний, смена места работы, способность получить ту же выгоду в другом месте явля­ются условием того, что конфликт будет прекращен це­ной выхода из него;

4) наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

Конфликт: участвовать или создавать... Козлов Владимир

Схема 1.1.2 Негативные последствия конфликта

Схема 1.1.2

Негативные последствия конфликта

Возможные негативные последствия конфликтов таковы.

Приблизительно 80 % производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения.

На конфликты и переживания по их поводу тратится около 15 % рабочего времени.

Снижается производительность труда.

Конфликты ухудшают психологический климат в группах, в них нарушаются сотрудничество и взаимопомощь.

Возрастают неудовлетворенность трудом и текучесть кадров.

Возрастает неоправданная конкуренция. Наблюдается сокрытие информации.

Формируется представление о другой стороне как о «враге».

Трудно представить себе руководителя, который ни разу в жизни не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями, при этом понимая, что:

Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд;

Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации;

Конфликт обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти эмоции препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага, которого надо во что бы то ни стало победить или уничтожить. Когда конфликт доходит до такой стадии, с ним уже трудно справляться.

Дисфункциональные последствия организационных конфликтов:

Снижение производительности, отрицательное эмоциональное состояние, рост текучести кадров (люди уходят из организации), усиление чувства неудовлетворенности собой, повышение агрессивности во взаимодействии;

Сокращение сферы сотрудничества, сосредоточение внимания на борьбе между группами, увеличение конкуренции между группами, рост влияния внутригрупповых норм;

Перенос внимания с общей задачи организации на конфликт: формирование отрицательного представления о конкуренте как о враге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Негативные последствия чревоугодия для здоровья, психики и социальной жизни Чтобы по-настоящему похудеть, достаточно отказаться всего от трех вещей: завтрака, обеда и ужина. Франк Ллойд Райт Вред переедания с точки зрения здоровьяСамо по себе переедание, если оно не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

3.3. Негативные последствия длительного стресса 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс Психосоматические заболевания – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Когда правит гнев последствия всегда негативные Хотя на несправедливое обращение или случайную ошибку по отношению к нам естественно реагировать гневом, его проявление может только ухудшить положение. Если человеку удается сохранить спокойствие, то остается

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Тактично укажите на негативные последствия для дела Если вы являетесь начальником такого босса, отведите его в сторонку и скажите, что цените и уважаете его работу, но люди будут относиться к нему лучше, если он станет поменьше командовать. Объясните ему, что такое

Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович

Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.Слово "могущие" является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.

автора Форд Чарльз В.

Негативные последствия самообмана Самообман бывает очень полезным, помогая регулировать собственную самооценку и дисфорическое (депрессивное) состояние. Но у него есть и обратная сторона. Он способен привести не только к разрушению личности самого человека, но и

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Позитивные и негативные последствия обмана Преимущества людей, которые успешно лгут, очевидны. Они получают большую власть и богатство, запугивая окружающих или ослабляя их власть дезинформацией. Лжецы увеличивают свои шансы на сексуальные отношения и избегают

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

9.3. Негативные последствия деструктивного трудоголизма Последствия для здоровьяМного пишется о том, что трудоголизм негативно отражается на здоровье человека. В психотерапии и психиатрии трудоголизм рассматривается как саморазрушение через работу «на износ». Однако,

Из книги Дитя человеческое.Психофизиология развития и регресса автора Базарный Владимир Филиппович

Глава 9 Негативные последствия бесполого образования О кризисе «мужского начала» и качества мужской личности сегодня много пишется в специальной научной и популярной прессе. Большинство исследователей соглашаются, что мальчики и девочки - это совершенно разные не

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Как ограничить негативные последствия максимизации Если вас очень заботит, что есть у других людей и чем они занимаются, или если вы перфекционист, или всегда хотите сделать самый лучший выбор, то вы, скорее всего, максимизатор, и вам на пользу пойдут следующие

автора Козлов Владимир

Схема 1.1.7 Определение конфликта Определений конфликта много, все они зависят от области применения и точки зрения. Мы остановимся на следующем.Конфликт – форма противодействия сторон при разнонаправленных интересах и (или) противоречивых потребностях.Комментарий к

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.9 Сигналы конфликта Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако «проблема» через несколько дней нередко забывается. Такой сам по себе незначительный инцидент,

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.10 Разрешение конфликта Организационная конфликтология различает управление конфликтом и разрешение его. Условия успешного разрешения конфликта таковы: ? исчерпание инцидента = обеспечение стабильного эмоционального состояния участников в данной

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Есть ли негативные последствия Возникают ли какие-то негативные последствия того, что вы начали общаться с подсознанием? В явном виде нет, но есть некоторые особенности вашего взаимодействия. Они проявляются в том, что ваш организм, поняв, что вы начали прислушиваться к

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Негативные последствия безработицы Безработица – крайне негативное социально-экономическое явление, оказывающее отрицательное влияние на состояние экономики в целом. Как результат: недополучение бюджетом налоговых отчислений, снижение уровня ВВП, рост преступности

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Как вы можете устранить негативные последствия, вызванные гневом? Каждый раз, когда вы теряете самообладание, споря с кем-либо, вы наносите ему удар. Если этот человек психологически более зрелый, чем вы, он отнесется к этому правильно. Но чаще всего боль тяжело забыть, и вы

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!