Дебаты влияние общества на человека. Общество как форма жизнедеятельности людей

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

Поскольку личность - продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно - развивая ее, и отрицательно - подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров - в мире общественных отно-


Шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.


Но главное отличие - выполнение социальных ролей. Де­ти - единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта - взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта - родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ - от птиц до млекопи­тающих - родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство - прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в


другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» - свод житейских правил и наставлений XVI века - проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя - смерт­ной казнью.


Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других - принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них - наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-

Гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры


созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-

Циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия: социализация, детство, подростковый период.

Вопросы и задания

1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждо­го отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяют­ся функции воспитания, кто чем занимается?

2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.

3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис­
пользуя материал данного параграфа.

4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?


*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. По­пробуйте самостоятельно или при помощи взрослых про­должить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Пона­блюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.

*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:

а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по­
является нового в 7 или 10 лет?

б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов­
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про­
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро­
ли взрослых?

в) В какой половине жизни - первой или второй - человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?

Проблема. Некоторые родители считают, что они долж­ны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, что­бы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?

Практикум 1. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не раз­решали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь ис­правления тогда проходит легче, когда над тобой не довле­ет груз отравленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социали­зации.

Практикум 2. Специалисты утверждают: человек, кото­рый впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 го­дам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.

Почему? Объясните проблему с позиции теории со­циализации.

Заключение

Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше по­ступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать препо­даватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый ми­нимум знаний по обществознанию в рамках школьной програм­мы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8-9 и 10-11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8-9 классах, не рассматриваются в 10-11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.

Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Ми­нистерством образования и выражается в двух обязательных ми­нимумах знаний по обществознанию - отдельно для 8-9 и 10- 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем. Так, например, тема «Сферы общест­ва» присутствует в минимуме за 8-9-е и 10-11 классы. Такое по­вторение не предполагает, что в учебнике за 10-11 классы долж­на в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебни­ка. Повторение темы означает также, что она может быть включе­на в экзаменационные вопросы в 10-11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8- 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.

Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10-11 классов, но при подго­товке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8-9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-


мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющие­ся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».

Что такое общество как форма жизнедеятельности людей? На первый взгляд, на этот вопрос можно ответить довольно очевидным определением. Общество - это совокупность людей, их общая масса. Однако данное объяснение поверхностно. Оно не затрагивает тех глубоких процессов, которые происходят внутри каждого социума. Только рассмотрев это явление подробнее, можно обнаружить те причины, по которым люди вообще объединяются в подобные круги.

Понятие общества

Исторически общество как форма жизнедеятельности людей возникло в тот самый момент, когда первые представители человеческого рода стали объединяться в коллективы. Охотники и собиратели начинали жить вместе для взаимной выгоды, чтобы помочь друг другу выжить в дикой природе. Постепенно стали формироваться закономерности, по которым жили люди. Зарождались правила и запреты. Регулирующие нормы сделали общество устойчивой системой.

У этого явления достаточно много определений. Какие-то из них появились как основополагающие каноны той или иной философской теории. Но, так или иначе, любая точка зрения оговаривает функции социума. Такое объединение создается для адаптации, целеполагания, интеграции и самосохранения людей. Человечество появилось тогда, когда оно обособилось от природы и стало жить в искусственных условиях (поселениях, городах и т. д.). Поэтому общество - это еще и противопоставление дикому состоянию людской рода.

Личность в обществе

Человеческое общество как форма жизнедеятельности людей изучается уже на протяжении нескольких столетий. За это время сформировалось несколько особенно популярных точек зрения о данном явлении. Распространенной является так называемая «атомистическая» теория. Ее основоположником стал Этот ученый считал, что общество - это не просто масса людей, а совокупность их уникальный действий.

То есть, согласно этой теории, человек признается индивидом. Именно личность порождает общество, а не наоборот. Данная точка зрения появилась как синтез идей античной философии и Ренессанса, когда человек считался центром мироздания. Взаимодействия людей рождаются вследствие амбиций, желаний и стремлений. Различные мотивы побуждают человека идти на контакт со своим соседом, сослуживцем, прохожим и т. д. Именно из этих крохотных ниточек рождается общество как форма жизнедеятельности людей.

Социальные группы

Другая теория организации общества гласит, что его составляют не отдельные личности, а социальные группы. Основоположником данной идеи стал польско-американский социолог Флориан Знанеский. Он и его последователи отожествляли термин «общество» с термином «человечество». Социальные группы формируются по самым разным признакам. Это могут быть единомышленники, которые пытаются воплотить в жизнь свою затею.

Социальная группа также строится вокруг представителей одной профессии или класса. Например, буржуазия влияла на общество XIX века, пытаясь развить в нем капитализм и рыночные отношения. В то же время рабочие создавали профсоюзы, отстаивали свои права и защищали интересы. У этих групп были разные цели. Они противостояли друг другу. Но именно сумма их противоположных усилий породила те основы общества, по которым стала жить Европа и США в XX столетии.

Признаки общества

У есть несколько ключевых признаков. Первый из них - территория. Она является основой всего социального пространства, на просторах которого появляются и развиваются различные взаимодействия и отношения между людьми.

Следующий признак заключается в том, что общество - это огромная сила, интегрирующая человечество. Оно создает условия для того, чтобы каждое новое поколение втягивалось в социум посредством воспитания и приучения к нормам. Ребенок, а потом и подросток постепенно включается в систему людских отношений. Даже если человек старается избегать общества, он все равно будет связан с ним культурой, происхождением и языком.

Автономность общества

Законы общества постепенно меняются. Это свидетельствует о том, что система саморегулируется. Если появляются новые социальные идеи и претендуют на то, чтобы стать всеобщими нормами, им следует пройти проверку на прочность.

Ход истории сам отсеивает ненужные и неэффективные принципы людских отношений. Нормы общества гибки - они подстраиваются под меняющуюся конъюнктуру. В процессе эволюции социума люди набирают исторический опыт, который они потом смогут использовать для улучшения собственной жизни.

Зависимость человека от социума

Современная жизнь в обществе такова, что социум предоставляет условия для самореализации самым разным своим членам. Эта характерная многофункциональность появилась не сразу. Она родилась как результат многовековой эволюции общества. Сегодня у жителя каждой развитой страны есть возможность подняться на «социальном лифте» и воплотить в жизнь свою мечту.

Но человек не только получает определенные перспективы от жизни в обществе. Индивид зависит от социума. Только внутри него человек может удовлетворить свои потребности и приобрести все необходимое для собственной комфортной жизни. Общество предоставляет молодому человеку или девушке все условия, чтобы получить образование и приобрести новые навыки, которые пригодятся им в будущем. Отношения в обществе устроены так, что система сама помогает своим членам добиваться поставленных перед ними целей.

Развитие общества

Каждое ли современное общество может похвастаться совершенным и эффективным укладом? Безусловно, не все страны и нации могут пройти такой тест. Общество как форма жизнедеятельности людей находится в постоянном развитии. Эта система просто не может быть статичной и стоять на месте, потому что люди, из которых она состоит, осуществляют какую-либо деятельность.

Однако человечество в разное время развивалась с совсем не одинаковой скоростью. Существует такое понятие, как прогресс. Такой процесс характеризуется развитием вперед, переходом от простого к сложному, совершенствованием науки, техники и т. д. Обратное явление - это регресс. Он заключается в переходе от высшего к низшему, деградации. В целом общество никогда не регрессировало. Например, научные изобретения, один раз появившись, больше уже никогда не забывались.

Но может случиться и так, что если не повернется вспять, то как минимум замедлится. Подобный процесс называется стагнацией. В особо острых формах она приводит к остановке развития. К примеру, европейское общество стагнировало на протяжении нескольких столетий в эпоху Темных веков после распада Римской империи.

Пути общественного прогресса

Развитие общества зависит только от самих людей. Французский философ и ученый Жан-Антуан Кондорсе считал, что основным критерием прогресса является наращивание знаний. Сегодня эта точка зрения остается самой популярной и распространенной. С другой стороны, нельзя не упомянуть о нравственном критерии прогресса, сторонниками которого были социалисты-утописты. Такая теория предполагала, что люди в итоге должны были организоваться на основе братского отношения людей друг к другу. В социалистическом учении данное состояние общества называлось коммунизмом - некоей точкой, куда должно было стремиться человечество.

Немецкий философ Шеллинг в своих работах доказывал теорию о том, что главным фактором социального прогресса является не развитие науки, а усовершенствование правовой системы. Гегель ставил на первый план наличие свободы. Только общество, избавленное от рабства и классовых предрассудков, может двигаться вперед - считал знаменитый мыслитель. В XX веке развитие социума связывали в первую очередь с индустриализацией и модернизацией производства.

Ориентируются в первую очередь на гуманистические идеалы. Если у людей увеличится средняя продолжительность жизни, улучшится состояние здоровье и повысится уровень образование, то и общество станет жить продуктивнее и счастливее.

Резкие и постепенные перемены

Если люди недовольны состоянием общества, то неизбежно возникает опасность революции. Этот термин обозначает резкую перемену социальных ориентиров и норм. Как правило, общество и люди в нем развиваются постепенно, то есть эволюционным путем. Резкие скачки, вызванные народным недовольством, могут появиться только при наличии глубоких противоречий в социуме.

Чтобы избежать революций и кровопролития, общество должно вовремя проводить реформы. Переустройства и преобразования являются факторами безболезненного и эффективного развития человечества. Если люди идут таким путем, им не приходится уничтожать всю основу социальной структуры своего общества.

Постепенное развитие иногда обозначают словом «модернизация». Оно также связано с прогрессом в науке и технике. От них сегодня особенно зависит развитие как общества в целом, так и составляющих его людей в частности. С помощью инноваций человечество повышает уровень своей жизни и делает социум счастливее.

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели. Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов. В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.
  3. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой-бунтарь – Евгений Базаров оказывается одиноким в своей верности идеям нигилизма. Его резкие суждения, философия всеобщего отрицания пугают и раздражают старшее поколение, воспитанное на традиционных представлениях о морали, культуре и этических нормах. Базаров уверен, что устаревшие ценности, прочно вошедшие в сознание и быт поколения «отцов», необходимо искоренить. Он чувствует своё несоответствие с обществом, в котором принужден существовать. Попытки неравной борьбы обрекают героя на одиночество и непонимание. Глубина и незаурядность личности Базарова не соответствуют обществу устоявшихся вековых традиций, которые тот пытается низвергнуть. В данном примере влияние общества выражается у личности в отрицании социальных традиций и закономерностей, как таковых.
  4. Противопоставление – излюбленный приём авторов, стремящихся показать в произведении острый социальный конфликт или актуальную для читателя проблему. Противостояние человека и общества – одна из сквозных тем романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который считается одной из самых масштабных книг за всю историю литературы. Писатель создает живописные и во многом иронические образы посетителей салона Анны Павловны Шерер. Высшее общество Петербурга стеснено рамками принятого поведения. Их диалоги, рассуждения и мысли подчинены привычке, которая сделала их чопорными, тщеславными и лишёнными индивидуальности. В салоне поднимаются серьёзные общественно-значимые темы, которые перевираются, искажаются и упрощаются, превращаясь в пошлые беседы и сплетни о том, что модно обсуждать. Даже патриотизм для Анны Павловны заключается только в том, что она принципиально отказывается разговаривать на французском языке. Для героев, знающих цену мысли и слову, пребывание в подобных гостиных превращается в пытку. Так, общество вынуждает Болконского бежать прочь от мирной жизни и искать свое место на войне. Но влияние социума сказалось на целях, которые первоначально ставил герой: он хотел славы ценою крови. Это желание было искусно навязано ему в праздной болтовне о гении Наполеона, которого превозносили при дворе.
  5. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» автор рисует быт и нравы патриархальной деревеньки, где каждый живёт в границах искусственно созданного уютного мирка, подчиненного личным интересам и эгоизму. И только простая деревенская женщина Матрена всю свою жизнь отдает на служение и помощь людям, а страдания и многочисленные потери не озлобляют её души. Она совсем не богата: любовно поливает цветы в кадках, растит картошку, заботится о хромой кошке, и, конечно, помогает соседям, которые пользуются её бескорыстностью. С гибелью героини рушится и всё, созданное ею с таким усердием: односельчане с жадностью обсуждают её жизнь, делят имущество, растаскивают по лоскуткам пожитки. Каждый не может удержаться от своей примитивной оценки: они смеются над Матреной, осуждают ее за открытость и искренность. Мир, в котором Матрена видела столько тепла и любви, оказывается к ней жестоким и несправедливым. Зато героиня не поддалась тлетворному влиянию деревенских нравов и сохранила индивидуальность.
  6. Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
  7. «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
  8. Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
  10. Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!