Кадры решают всё: дело не только в вождях. Речь сталина кадры решают все

Кадры решают всё

Кадры решают всё
Из речи генерального секретаря ВКП(б) И. В. Сталина (1878-1953), с которой он выступил 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий. Там же он произнес другую свою известною фразу: Самый ценный капитал - это люди.
Иносказательно: о роли «человеческого фактора» в каком-либо деле.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кадры решают всё" в других словарях:

    кадры - , ов, мн. Основной подготовленный состав работников предприятия, учреждения, организации. * Партийные (советские) кадры. Работники партийного (государственного) аппарата. ◘ В течение 1946 1952 г. прошла переподготовку большая часть… … Толковый словарь языка Совдепии

    кадр - I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции. Кадр …

    кадра Исторический словарь галлицизмов русского языка

    кыдра - I. I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новые люди. Содержание 1 История создания 2 Направления деятельности … Википедия

    Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников … Википедия

    Артём Ануфриев Артём Ануфриев во время первого судебного заседания в 2011 году. Имя при рождении: Артём Александрович Ануфриев Прозвище «Академовск … Википедия

    Ильдар Ягафаров Имя при рождении: Ильдар Рашитович Ягафаров Дата рождения: 26 января 1971(1971 01 26) (41 год) Гражданство … Википедия

    Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия

    Артём Ануфриев … Википедия

Книги

  • Кадры решают все! , Бешанов Владимир Васильевич. Почему летом 1941 года кадровая Красная Армия была разгромлена за считанные недели? По чьей вине не удалось одолеть врага "малой кровью, могучим ударом"?Отчего до самого конца войны наши…
  • Кадры решают все! , Бешанов В.В.. Почему летом 1941 года кадровая Красная Армия была разгромлена за считанные недели? По чьей вине не удалось одолеть врага "малой кровью, могучим ударом"?Отчего до самого конца войны наши…

"Кадры решают всё" - кто сказал эту фразу? Согласитесь, неглупый человек. Потому что это абсолютная истина, так как под словом «кадры» подразумевались профессионалы своего дела. Именно они двигают нашу жизнь вперёд, созидают, создают материальные блага, которыми мы с вами пользуемся. Всё, что есть в этом мире (не имеется в виду первозданное) создано ими: учёными, инженерами, мастерами, рабочими.

Что такое кадры?

Многим интересно, кто сказал: «Кадры решают всё». Но все ли знают, что же это за слово такое - "кадры". Кто же подразумевается под ним? Это слово имеет двоякое значение:

  • Военное. В словаре Ожегова можно найти определение, что кадры - это состав регулярных воинских частей. В советское время делалось уточнение, под военными кадрами подразумевали списочный рядовой и командующий состав воинских частей.
  • Гражданское. Это понимание пришло в советское время, когда этим словом обозначали списочный состав квалифицированных работников предприятий, учреждений. На каждом из них существовали отделы кадров, у которых были определённые обязанности по учёту, внесению записей в трудовые книжки. Кадры бывают разными: рабочими, ИТР (инженерно-технические работники), АХП (административно-хозяйственный персонал), управленческими, научными, руководящими и так далее.

В настоящее время кадры - это состав, входящий в штат учреждения, компании, фирмы. Но, как и в Советском Союзе, - это цвет нации.

Роль кадров в развитии страны

Впервые эта фраза Сталина «Кадры решают все» прозвучала в мае 1935 года на выпуске военных академий, в его речи, обращённой к выпускникам. Неудивительно, что она тут же стала лозунгом. Теперь это назвали бы брендом, только не в понимании продукта или услуги, а в смысле поставленной цели. В то далёкое время это был лозунг, который необходимо было претворять в жизнь. То есть перед всем народом была поставлена задача - учиться.

Что же в нём удивительного, что не дает покоя многим противникам всего советского? Реальный работающий призыв к действию. Он обозначил цель, к которой необходимо было двигаться. Именно претворение его в жизнь дало Советскому Союзу возможность удивительного скачка в развитии экономики, длящегося с 50-х по 80-е годы ХХ века, который привёл страну в число мировых лидеров.

Речь Сталина в мае 1935 года

Некоторые утверждают, что фразу «Кадры решают все» сказал первым Бисмарк, кто-то ищет других первопроизносителей, называя иные фамилии. Может, и так, это не столь важно. Главное, что даже если это сказал Бисмарк, он также был великим канцлером Германии, который знал, о чём говорил.

Сталин в своей речи подчеркнул, что путём многих лишений в стране были сэкономлены огромные деньги. На них можно было накупить ширпотреб, мануфактуру, как предлагали оппоненты Сталина в партии, но принято решение направить эти деньги на развитие машиностроения, металлургии и всей тяжёлой промышленности в целом. Были закуплены машины, механизмы, станки, тракторы, всё, чего не хватало для развития страны. Все силы брошены на индустриализацию. Чтобы управлять ими, необходимы специалисты, то есть квалифицированные рабочие, инженеры.

Сталин подчеркнул, что быстрых результатов в этом деле ждать не приходится, успехи обозначатся спустя определённое время. Но ждать их нужно, не останавливаясь, а идя вперёд. Нужно быть терпеливыми, не пасуя после первых неудач, а двигаться дальше без колебаний и неуверенности в своих силах. Преодолев голод в технике, стана встала перед голодом в области людей, кадров, работников, способных двинуть эту технику, выжать из неё всё возможное.

Без людей, можно с уверенностью сказать, техника мертва. Техника с квалифицированными кадрами творит чудеса. Большую часть речи Сталин посвятил вопросу бережного отношения к людям. Он назвал неумение ценить людей пережитком прошлого. Именно кадры решают всё. Кто сказал, что без них можно построить социализм, тот заблуждается.

Коснулся Сталин и разногласий по этому вопросу внутри партии, откуда можно предположить, что дискуссия по нему была довольно жаркой, и дело дошло до угроз расколоть партию. Время показало, что Сталин и его последователи были правы, так как именно проведённая индустриализация, кадры позволили стране выстоять в годы Отечественной войны и принесли ей славу Великой державы.

Немного истории

Что предшествовало провозглашению этого лозунга и что означает фраза «Кадры решают все»? В своей речи Сталин дал этому объяснение. Советской республике досталась страна, находящаяся в полной разрухе. Россия в первые годы ХХ века всё ещё пребывала, по сути, в феодальных отношениях. Капитализм только начинал своё развитие. Начало века ознаменовано для России позорным поражением в русско-японской войне 1904-1905 годов. Причиной её стала экономическая отсталость. 70% потенциала составляли мелкие отсталые крестьянские хозяйства, разбросанные по всей стране.

Революция 1905 года вскрыла жестокую эксплуатацию рабочих, к которым относились хуже, чем к американским неграм на плантациях. Не успев окрепнуть, Россия вступила в Первую мировую войну, которая унесла жизни миллионов русских граждан, разорив запад России. Февральская Буржуазная революция 1917 года привела к власти Временное правительство, которое состояло из бездарнейших и продажных представителей либеральной интеллигенции, поставивших страну на грань катастрофы.

Октябрьская революция 1917 года, три года гражданской войны, интервенция против Советской России - это всё печальным образом повлияло на экономическое состояние страны. К 1920 году она была похожа на смертельно израненного великана. Её нужно было возрождать заново. Руководители страны прекрасно понимали, что пока Европа воевала, Америка стремительно развивалась и намного ушла вперёд.

Цель - индустриализация страны

Странные разговоры о том, что царская Россия была страной с развитой экономикой, лишены всякого основания. Да, в стране была горстка супербогатых и просто богатых людей, приближенных к царской семье, крупных капиталистов, золотопромышленников, торговцев хлебом. Не может народ процветающей страны находиться в таких удручающих условиях, в которых находились русские рабочие и крестьяне до революции.

Россия была технически отсталой страной, с зарождающейся промышленностью. Поэтому в Советской России была поставлена цель на индустриализацию и выдвинут лозунг: «Техника решает всё». В результате проведённой жесточайшей экономии были собраны средства и закуплены трактора, станки, машины и механизмы. Но тут встал ещё более острый вопрос: где взять специалистов? "Кадры решают все" - кто сказал первым эту фразу? Страна впервые её услышала из уст Сталина. Был принят курс на всеобщую грамотность.

Ликвидация неграмотности

Как можно было получить достаточное количество специалистов, если более половины населения было просто неграмотным?! Это печальное наследство царской России. Началась вторая революция - культурная. Вся страна села за парты. Ликбезы, рабфаки, школы рабочей молодёжи. Именно их выпускникам предстояло стать элитой, гордостью советской и мировой науки, техники, литературы.

Советские генералы и маршалы вместе с народом привели нашу армию к великой Победе во Второй мировой войне. Кто сказал «Кадры решают всё»? Сталин. При этом он подчеркнул, что если не будет у нас их, то страна станет хромать на две ноги. Если они будут, то страна будет процветающей и победить её станет невозможно.

Отношение к кадрам во времена перестройки

"Кадры решают всё" - кто сказал фразу, неважно. Обидно, что не все руководители нашей страны понимали это. Политика Горбачёва середины 80-х годов была направлена на борьбу с самым ценным, что лелеяли и пестовали в Советском Союзе, - квалифицированными кадрами. Об этом мало говорят, но вся перестройка началась с борьбы с руководящими кадрами предприятий, фабрик, заводов, учреждений. Убирались профессионалы, прошедшие путь от низов и знающие производство от и до. Они обвинялись в авторитаризме.

Вместо них приходили люди случайные, выбранные на собраниях, которые не соответствовали ни по опыту, ни по знаниям занимаемым должностям. Убирались только те руководители, которые пользовались авторитетом и ответственность за принятые решения брали на себя. Обезглавленные предприятия легче было разваливать и захватывать уже в начале 90-х годов.

Вспомните отношение к профессии "инженер". Именно в это время к ним, самым квалифицированным кадрам, относились с насмешкой. Это было своего рода клеймо неудачников. История таких ошибок не прощает. В наше время мы пожинаем плоды этой политики. Не хватает квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженерно-технических работников. Без них развивать экономику просто невозможно.

Отношение к кадрам в западных странах

Любой капиталист, владелец предприятия знает цену специалистам. Он не будет уточнять, кто сказал «Кадры решают всё», он с уважением относится к ним. Он так считает. Поэтому ведущие компании тратят немалые деньги на обучение своих специалистов. Разве хозяин допустит, чтобы работники его предприятия выбирали себе руководителя? Нет, в этом мире всё строится на авторитарных отношениях, и никакой демократии. Знания, опыт, авторитет никто не отменял. Цена их на Западе, в той же Америке, очень высокая. Потому и экономическое положение этих стран намного выше, чем в нашей стране.

Что означает фраза "Кадры решают все"? Кто сказал эту фразу?

Наверное, многим пришлось услышать за свою жизнь фразу «Кадры решают всё».

Кто сказал её впервые, какое значение она имеет, в каком контексте была сказана? И учитывая, кто произнес эту фразу, какая была реализация произнесенных ним слов?

Насколько это выражение актуально в наше время и может ли применятся сейчас? И кому принадлежит фраза «Кадры решают все»?

Значение словосочетания «Кадры решают всё» Фраза была сказана, чтобы обратить внимание на важность образования и профессиональных умений человека при подходе к решению каких-то проблем.

Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, значительным образом оказывает влияние на её реализацию. Именно поэтому различные компании и предприятия хотят иметь самый квалифицированный персонал и готовы проводить тщательный отбор кандидатов. Ведь кадры решают все.

Оригинал этой фразы был сказан одним очень известным человеком. А кто произнес эти слова, вы сейчас и узнаете. «Кадры решают всё»: кто сказал эти слова и когда? Кто же произнес слова «кадры решают все»? Автор фразы – известный политик времён Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили).

Сказана она им была в 1935 году во время доклада о положении дел в СССР. Следует отметить, что те годы ознаменовали начало значительного прогресса. Человечество входило в период развития, к сожалению, отложенный впоследствии Второй мировой войной. Именно в это время были впервые произнесены слова «Кадры решают все».

Кто сказал первым эту фразу, вы теперь знаете. Но в каком контексте она была упомянута? Что предшествовало ей, на смену какому утверждению она пришла и как воплощалась в жизнь связанная с ней идея? В каком контексте была сказана фраза? Вы теперь знаете, кому принадлежат слова «кадры решают все». Но какими были обстоятельства, в связи с которыми они были сказаны? В тот период активно шла вторая пятилетка, и темпы прироста валового внутреннего продукта Советского Союза исчислялись в десятках процентов.

Поэтому многие начали приписывать успехи в строительстве и управлении отдельным кадрам. Говорили, что это всё – их заслуга. В докладе, сделанном Сталиным, содержится резкое негодование по этому поводу и противостояние приписыванию всего отдельным управленцам. Одновременно в то время был популярным лозунг «Техника решает всё». В этом докладе Иосифа Виссарионовича имеется выступление и против него. И вместо старого выдвигается новый девиз – «Кадры решают всё».

Кто сказал эти слова? Человек, который понимал, о чем он говорит. В качестве основного аргумента о смене лозунгов был принят тезис о том, что утверждение о технике активно только для «технического голода», но уже тогда ставка должна была перейти с машин на квалифицированные кадры, которые смогут эффективно ими управлять, а также в будущем и создавать новые образцы.

В качестве главного довода для реализации был принят во внимание тот факт, что при достаточном количестве профессиональных работников можно было увеличивать эффективность труда в три-четыре раза. Кроме простого требования к повышению квалификации, выдвигалась также заявка на изменение отношения к самим людям. В качестве примера небрежного отношения Сталиным была рассказана история о его времяпровождении в ссылке на территории Сибири. Суть этой истории была в том, что когда потеряли 1 человека, о нем не очень-то и сильно горевали, тогда как большее внимание уделили лошади, которую необходимо было покормить.

Реализация Как же этот лозунг воплощался в жизнь? Подход к реализации был выбран довольно грамотно – создавать образовательные резервы было решено за счёт освобождения людей, занятых в сельском хозяйстве. Воплощение заключалось в создании замкнутого круга: чем больше техники и квалифицированных кадров находится в расположении у сельского хозяйства, тем больше людей из него можно отправить на переобучение и подготовку иных работников и специалистов. А самых успешных можно обучать инженерному делу или подготовить из них ученых. Вот как велась реализация лозунга «Кадры решают всё».

Кто сказал первым эти слова, вы знаете, важным остаётся ещё то, чтобы эту фразу подхватили современные политики, которые сейчас управляют Российской Федерацией.

Актуальность в наши дни Злободневные ли эти слова в наши дни? Да. Ведь умело управлять предприятиями, планировать развитие экономики, да и создавать материальные ценности сейчас без квалифицированных кадров очень сложно. Что сможет сделать управленец при значительном кризисе, если он не знает, как решить незначительную проблему? Как могут рассчитывать специалисты планы развития, если у них не хватает знаний о закономерностях в экономике?

И сможет ли человек без квалификации создать хороший стол, стул или компьютер? Поэтому эти слова сохраняют свою ценность и важность даже сейчас.

Причем важность их не только в получении квалифицированных кадров, но и в отношении к людям. Ведь если нет человека, то нет и знаний, и умений. Заключение А что же можно сказать под конец? Тогда, в 1935 году, значительное внимание уделялось самообразованию рабочих масс и инициативных людей, которые хотели учиться.

А кто сказал: "Кадровая деградация"?

Лев Шлосберг (Яблоко)

Противоестественная политическая система в России породила отрицательный отбор и постепенно становится её жертвой

«Это - не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!»
Евгений Шварц, «Дракон»

В России продолжается год национального позора. Каждый раз кажется, что дно достигнуто, и в этот момент нам нагло стучат снизу. Система государственной власти, основанная на лжи и насилии, возносит на свой верх, делает своим лицом людей, более похожих на чудовищ, чем на человеческие образы. Пародия стремительно движется к фейкам и вызывает смешанные чувства изумления, страха и брезгливости.

Начальник Росгвардии Золотов в отместку за публичное разоблачение госзакупок записывает анекдотическое по содержанию и стилю видеообращение, где обещает сделать из оппозиционного политика Алексея Навального «сочную отбивную» на некой «дуэли». Навальный в это время находится под арестом, ни услышать «золотые слова Золотова», ни ответить ему не может. Потом Навальный выходит, предлагает Золотову публичную дуэль в любом теле- или видеоформате, Золотов предсказуемо отказывается и говорит, что готов только к физическим упражнениям.

..............................

Как выглядит федеральная судья, оказавшаяся на поверку ветеринаром? Смешно и жалко. Но она выносила заведомо неправосудные приговоры, и это абсолютно не смешно.

Как выглядит зарвавшаяся и затем отставленная министр Соколова после отставки? Смешно и жалко. Но она публично заявила, что в России можно питаться на 3,5 тыс. руб. в месяц и при этом прекрасно себя чувствовать. Кому при этих словах смешно?

Патриот России Рогозин запускает ракеты с пилотируемыми космическими аппаратами так, что впервые за 35 лет происходит авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10», это случилось на 123-секунде полёта. Огромное счастье, что система спасения сработала и космонавты остались живы.

Похож Рогозин на настоящего руководителя Роскосмоса? Нет, это пародия на руководителя космической отрасли. И никому не было смешно, когда корабль с людьми на борту сошёл с орбиты.

...................

И т.д.

Что сказать Льву Шлосбергу (о том, что клевета - не критика, и о суровости возможного приговора для него)?

«Кадры решают все».

Товарищи!
Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в областистроительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говоряту нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почтивсе наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только ввождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколькослов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей КраснойАрмии.

Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталуютехнически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годамиимпериалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны,страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисамипромышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - воткакую страну получили мы в наследство от прошлого.

Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья итемноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельскогохозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мыэту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБОмы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная вкультурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игрыимпериалистических держав.

Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники.Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не быломашин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чегонемыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельныепредпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию.Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизоватьтехнически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и нашжелезнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести вовсем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и намануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии.Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин,и мы шли в этом деле по стопам Ленина.

Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных ибыстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя нескольколет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистскойвыдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идтивперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.

Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех нашихтоварищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлисьлюди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят,что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но учеловека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итоговнашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей истали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам вашаиндустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы,комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучшепобольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всехтех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, даеще первоклассной индустрии - опасная мечта".

Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшейэкономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратитьна импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Этотоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имелибы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации итанков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали быосновы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазиивнутренней и внешней.

Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления,который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления,который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.

Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назадэтих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, нозакрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма внашей стране.

Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивнымсопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии противЦентрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо,они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Этилюди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли,что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что насковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавалстраха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем большевпадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевикидля новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.

Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того,укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дорогивсе и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бокакое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться,что я тоже приложил руку к этому делу.

Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации иколлективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.

Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов.Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность,мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в горутранспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.

Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.

Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, впериод, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в областиработников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у насесть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этогодела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того,чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мыговорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в томотношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшуютехническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людейпервоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеконедостаточно.

Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди,овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту техникупо всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми,овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на нашихпервоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей КраснойАрмии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику,страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, наработниках, овладевших техникой.

Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийсяотражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники,должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадрырешают все" .

В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значениеэтого нового лозунга? Я бы этого не сказал.

В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, ккадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.

Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявлялисамое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и"большим", в какой бы области они ни работали, выращивали ихзаботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда онипоказывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев фактыбездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.

Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей итолько после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, какпешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники назаводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой жеохотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и какмы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем этообъясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей,ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело быловесной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенныйразбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но безодного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили,что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так,остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там ещеспрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопитьсякуда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответилпри общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мызавсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вотвам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, чторавнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам инеумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей клюдям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей идобиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способныхдвигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всегонаучиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способногопринести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценныхкапиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являютсялюди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все" .

Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельскомхозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.

Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.

Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяниенаших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в делеорганизации и руководства обороной нашей страны!

Товарищи! Вы окончили высшую школу и получили там первую закалку. Но школа -это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается наживой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей.Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей,которые не прячутся от трудностей, а наоборот - идут навстречу трудностям длятого, чтобы преодолеть и ликвидировать их.

Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армиябудет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будетнепобедима.

За ваше здоровье, товарищи!

Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя Дружилов Сергей Александрович

2-я пятилетка: «Кадры, овладевшие техникой, решают все»

В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Страна переходила к новому этапу своего развития – завершению социалистической реконструкции народного хозяйства. Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) проходила под лозунгом «Кадры, овладевшие техникой, решают все».

Ставшее афоризмом выражение «Кадры решают все» изначально прозвучало в речи И.В. Сталина, произнесенной 4 мая 1935 г. перед выпускниками военных академий РККА в следующем контексте: «. Раньше мы говорили, что "техника решает всё". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно. … Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. … Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг "техника решает всё", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменён новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решает всё". В этом теперь главное» [Сталин,

Речь в Кремлевском дворце…]. В газете «Правда» эта речь публиковалось 6 мая 1935 г. одновременно с редакционной статьёй «Кадры решают всё!».

В связи с новым «лозунгом дня» ускоренная подготовка кадров, овладевших техникой, стала одной из важнейших задач. По плану второй пятилетки общий контингент учащихся высших учебных заведений возрастал с 469,8 тыс. в 1932 г. до 660,6 тыс. в 1937 г., прежде всего, расширялась подготовка инженерно-технических кадров [Волков, 1999].

С другой стороны, в период второй пятилетки было прекращено наращивание числа студентов. Оно выросло за 1933-1938 гг. лишь на 31 % вместо 2,5 раз за годы первой пятилетки. Теперь акцент делается на качество – как вузовского преподавания, так и качество жизни преподавателей и студентов.

В 1933 г. Постановлением СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученые степени кандидата наук и доктора наук, т.е. фактически сохранилась дореволюционная система с заменой ученой степени «магистр» на ученую степень «кандидат наук». Восстановление ученых степеней, отмененных в 1919 г., а также защит диссертаций, имело большое значение для повышения качества высшего образования в СССР.

Проводится работа по укреплению университетов, призванных готовить высококвалифицированных специалистов по общенаучным дисциплинам и педагогов. В них были восстановлены географические, химические, геологические и другие естественнонаучные факультеты, закрытые в период разукрупнения высших учебных заведений. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты Московского и Ленинградского университетов.

Особенно остро встали вопросы повышения качества подготовки специалистов. В постановлении ЦК партии и СНК СССР от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» указывалось, что к вузам должны быть предъявлены более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных, политически воспитанных, всесторонне образованных и культурных кадров.

В этой связи большая работа проводилась по совершенствованию учебных планов и программ. Она имела целью повышение общенаучной и общетехнической подготовки специалистов, осуществление более тесной связи обучения с производством. Большое значение имело решительное осуждение бригадно-лабораторного метода преподавания и повышение роли лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов.

В 1937 г. были приняты постановления Правительства СССР «Об ученых степенях и званиях», «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах». Введена научно учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава применялась до 1956 г. Продолжительность рабочего времени составляла для профессора – заведующего кафедрой 540-600 часов в год, для профессора и доцента – 660-780 часов, для старшего преподавателя, ассистента, преподавателя – 720-840 часов. Переработка оплачивалась исходя из ставки соответствующего оклада [Антонов, 2005].

Другим проявлением упора на качество образования явилось устранение в середине 30-х годов социальной дискриминации при поступлении в вузы и в аспирантуру. Изменилась к лучшему и организация учебного процесса, вернувшись, в сущности, к дореволюционным формам.

В 1940 г. в СССР приходилось 42 студента 10 тыс. населения, что превысило аналогичные показатели в странах западной Европы в 2-5 раз; но до США (где этот показатель составлял 108 студентов) [Миронов, 2003, с. 384] было еще далеко… Развивается культура: к 1940 году число библиотек в СССР почти в 7 раз превзошло Российский уровень 1913 г. [Там же, с. 385]

За годы второй пятилетки общие расходы на содержание высшей школы по линии государственного бюджета возросли с 1060 млн. рублей в 1933 г. до 2276 млн. рублей в 1937 г., т.е. более, чем в 2 раза. Уделяется серьезное внимание подготовке новых кадров для высшей школы: работает аспирантура, растет численность аспирантов.

В.В. Антонов пишет, что в 1940/41 учебном году только в Москве готовились стать преподавателями и научными сотрудниками 9 тыс. человек. Это совпадает с данными С.В. Волкова о том, что как раз столько человек поступило в аспирантуру три года назад, в 1938 г.) [Волков, 1999, табл. 27]. При этом общее число научных работников составило в 1940 г. приблизилось к 100 тыс. человек [Там же, табл. 28].

В целом в этот период были устранены самые негативные стороны предыдущего (первой пятилетки) этапа развития высшего образования. С другой стороны, в 1930-е годы окончательно произошла трансформация места высшего образования в жизни общества. Из центра науки образования вузы в СССР окончательно стали, в основном, центрами только образования. Наука была выедена из вузов в систему Академии наук СССР и ВАСХНИЛ СССР и союзных республик и отраслевые институты ведомств.

Вместе с тем следует признать, что отделение науки от высшего образования имело пагубные последствия для высшей школы, т.к. это привело к снижению качества образования. Правда, это отделение, как пишет Г.И. Ханин (2008), не было тотальным: лучшие вузы в порядке совместительства привлекали к преподаванию лучших ученых, но, все же, – эпизодически.

Кровавые репрессии 1937-1938 гг. отразились и на высшей школе. Но они в меньшей меньше, чем в других областях общественной жизни, касались большинства членов преподавательского корпуса. Преимущественно репрессии этого периода затронули административный персонал и преподавателей общественных кафедр. Самым губительным же было, как отмечает Г.И. Ханин, их влияние на нравственную жизнь вузов: эпидемия доносов, «стукачества», бессудных арестов калечила моральный облик и студентов и преподавателей.

О деморализации преподавателей и студентов вузов (применительно к упоминавшемуся нами выше московскому вузу ИФЛИ, формировавшего элиту общества, идеологический корпус власти), пишет Л.М. Млечин: «Это может показаться странным и невероятным, но в тридцать седьмом, восьмом, девятом, то есть в годы разгула сталинского террора, не пощадившего и ИФЛИ (и там сажали – и студентов, и преподавателей, а на комсомольских собраниях, проходивших каждую неделю по два-три раза, на трибуну выходили чередом дети „врагов народа“ и каялись, что проглядели, не увидели, как у них под боком мама или папа… – говорилось с оттенком отчужденной брезгливости: „отец“, „мать“ или чаще – „он“, „она“.), в это время поэты ещё громогласно провозглашали что-то свое» [Млечин, 2004].

Отметим, что деморализация в среде преподавателей и ученых, являвшаяся следствием общей гнетущей атмосферы в стране, в то время была весьма существенной. Академик А.Д. Сахаров (1921-1989 гг.) в своих воспоминаниях пишет, что в конце 1930-х годов по инициативе самих ученых из ФИАН (физический институт академии наук СССР) были изгнаны их коллеги -физики С.Л. Мандельштам, М.Л. Леонтович, И.Е. Тамм … [Сахаров, 1990, с. 35]

Каковы же результаты повышения внимания властей СССР к высшему профессиональному образованию? А вот они: За две пятилетки национальный доход в нашей стране вырос в 2,8 раза (или, в расчете на душу населения, при расчете в долларах – в 2,5 раза). За этот же период национальный доход Франции вырос только на 36,7 %, а при расчете на душу населения – на 35.4 %); в Великобритании – на 17 %, а при расчете на душу населения – на 11.5 % (рассчитано по [Миронов, 2003, табл. 25, с. 394]).

К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США (если считать британскую метрополию, доминионы и колонии одним государством, то СССР будет на третьем месте в мире после США и Британии). Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 г. до 45 % в 1940 г., что обеспечило около половины роста ВНП. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня. К 1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов.

Если кратко сформулировать итоги довоенного развития отечественной высшей школы, то следует констатировать, что она сыграла важнейшую роль в модернизации советской экономики и общества. Кроме того, сформированную за советские годы систему высшего профессионального образования можно рассматривать очень важный культурный феномен, как результат проводимой «сверху» культурной революции.

За этот период советская власть сделал для образования населения страны больше, чем царская за весь период своего существования. Это было советское ноу-хау, обеспечившее модернизационный рывок 1930-х годов.

Конечно, сама по себе система образования не могла изменить социальноэкономическую ситуацию в стране. Однако, как напоминает А.Л. Андреев, не нужно забывать, что «именно в советской школе 1930-х – 1940-х годов проходило интеллектуальное и нравственное становление будущее поколение "оттепели"» [Андреев, 2008, с. 228] конца 1950-х – начала 1960-х годов. В качестве примера назовем ряд известных фамилий, ставших своеобразными символами «хрущевской оттепели»: Р. Рождественский (род. 1932 г.), Е. Евтушенко (род. 1933 г.), А. Вознесенский (род. 1933 г.). Все эти люди закончили школу в конце 30-х – начале 40-х годов XX столетия.

По доле расходов на образование в ВВП СССР в этот период почти в два раза опережал развитые капиталистические страны. В предвоенном 1940 г. расходы на образование в СССР, согласно расчетам Г.И. Ханина (2008), составляли примерно 5,5 % ВВП, в то время как в ведущих западных странах они, по данным В.А. Мельянцева, даже в 1950 г. составили в среднем лишь 3,3 % [Мельянцев, 1996].

Но даже при огромных усилиях невозможно за два десятка лет преодолеть многовековое культурное отставание. И, конечно, этому препятствовал «красный террор», преследование по политическим мотивам, целенаправленно проводимое по отношению к интеллигенции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

2.1. Деятельность человека в системах управления техникой Проблема устойчивости, надежности деятельности человека-оператора в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологического (профессионального) стресса привлекла к себе повышенное внимание и

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Постановка голоса (звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса) “Не в том дело, чтобы мочь то, что мы хотим, а в том, чтобы хотеть то, что мы можем”.(Делькроз)“Все голоса от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Звездные кадры Составить график концертных выступлений, одоб-рить костюмы и грим, организовать интервью с прессой, пообщаться с фанатами… у личного менеджера звезды дел невпроворот! В этом бизнесе все решает имидж. Если вы хотите, чтобы имя вашего клиента не сходило со

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей,

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Как последователи метода Сильва решают проблемы со здоровьем. Во время 32-часового курса по изучению метода управления разумом Сильва упор в последние часы делается на обнаружение и исправление физических нарушений. Причина такого акцента на проблемах здоровья связана

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

13.1. Деятельность человека в системах управления техникой и стресс Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле связан с комплексной автоматизацией работы систем управления, широким применением вычислительной техники,

автора Хин Шейла

Дети решают головоломки Исследования Дуэк начались с простого вопроса: как дети справляются с неудачами? Чтобы выяснить это, она собрала группу детей в своей лаборатории и начала озадачивать их головоломками постепенно возрастающей сложности. Когда головоломки

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Ключевые кадры диалога Концепция ключевых кадров – или ключевых моментов – полезна и при обсуждении обратной связи. Ни коммуникатор, ни получатель обратной связи не могут прописать весь диалог заранее, а если и пытаются сделать это, то ваши собеседники с непонятным

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

36 Интеллектуалы решают проблемы, гении избегают проблем Окружающие люди являются зеркалом нас самих. Нам важны отношения, в которых мы видим себя и чувствуем мир. Поэтому для счастливой жизни необходимо завязывать позитивные и конструктивные отношения.Не менее

автора Шереметьев Константин

Страх перед техникой На вебинаре «Супер-интеллект» я рассказывал о том, что люди часто останавливают свое мышление, потому что наталкиваются на какой-либо внутренний барьер.Одним из таких барьеров является страх перед техникой. Очень часто люди не пытаются даже

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Страх перед техникой-2 Как я не раз говорил, интеллект работает только в том случае, если в результате наступают изменения в материальном мире. Иначе мышление превращается в патологию.В предыдущем разделе я уже приводил пример выполнения задания на вебинаре

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

1-я пятилетка: «Техника в период реконструкции решает всё» О первом пятилетнем плане (его контрольные сроки: с 1-го октября 1928 г. по 1-е октября 1933 г.) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 г. как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Придумайте утверждение для настройки на работу с техникой Теперь, когда вы определили силу своего переживания, следующий шаг – создать то, что я называю «утверждение для настройки». Это настраивает энергию вашего переживания, с которым вы собираетесь работать. Как