Творческая эволюция В. Высоцкого

В архиве Высоцкого сохранился и еще ряд произведений в различных жанрах, в частности, незаконченная детская шуточная поэма «...про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного» (1970– 1971), повесть «Жизнь без сна (Дельфины и психи)» (1968), сценарий «Как-то так все вышло...» (1969-1970) и также незаконченный «Роман о девочках», над которым он работал в конце 70-х годов. Все эти опыты свидетельствуют о богатом и не до конца раскрывшемся творческом потенциале этого разносторонне одаренного человека.

Говоря об основных темах и мотивах стихов-песен Высоцкого, о чем уже шла речь в связи с творческой эволюцией поэта, следует еще раз подчеркнуть проблемно-тематический диапазон его произведений, остроту постановки в них насущных социальных вопросов дня и проблем века. В одном из последних выступлений-концертов в 1980 г. Высоцкий говорил: «И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят так же, как и меня, какие-то проблемы, судьбы человеческие, что нас с вами беспокоят одни и те же мысли и точно так же вам рвут душу или скребут по нервам какие-то несправедливости, горе людское» (Живая жизнь. С. 302).

Песни Высоцкого, особенно зрелого периода, всегда отличаются глубиной и своеобразием художественного решения «вечных» философских вопросов бытия. И здесь небезинтересно привести суждение на этот счет трех профессионалов высокого класса – поэта, деятеля театра и философа.

Так, Давид Самойлов видит творческую эволюцию Высоцкого в направлении все большей значимости и глубины художественно решаемых им социальных и философских проблем: «В серьезных разговорах о явлениях и событиях жизни он вырабатывал позицию и черпал темы для своих песен. Уже не «были московского двора» питали его вдохновение, а серьезные взгляды на устройство мира».

Ту же динамику внутреннего роста подчеркивает Михаил Ульянов: «...только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню – несмотря на порой непритязательный текст, несмотря на подчас уличную мелодию, песня Высоцкого становилась горьким, глубоким, философским раздумьем о жизни... В его песнях, особенно в последних, были не только чувство и страсть, но горячая мысль, мысль, постигающая мир, человека, самую суть их».

Наконец, характерно свидетельство Валентина Толстых, отметившего слияние в творчестве поэта быта и бытия, лирики и философии: «Высоцкий говорит о любви и ненависти, о времени и борьбе, о рождении и смерти, поднимаясь в своих лирических излияниях до философского осмысления житейски близких, узнаваемых тем и проблем».

Говоря о песенном творчестве Высоцкого как о своеобразной художественно-философской и поэтической системе, о путях объединения отдельных стихотворений-песен в тематические группы, о путях циклизации, следует особо остановиться на стихах военного цикла и своеобразии решения им этой темы. Выступая на вечере 21 февраля 1980 г., поэт подчеркивал: «...я пишу о войне не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их можно сегодня петь, что люди – из тех времен, ситуации – из тех времен, а в общем, идея, проблема – наша, нынешняя. А я обращаюсь в те времена просто потому, что интересно брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти...» (Живая жизнь. С. 304).

То, что Высоцкий писал о людях, находящихся в самой крайней ситуации, заглядывающих в лицо смерти, нередко становящихся бессмысленными жертвами войны, и при этом особо подчеркивал, что это «проблема – наша, нынешняя», – говорит о многом. Очевидно, он уже тогда, особенно в начале 1980 г., когда только что был осуществлен ввод войск в Афганистан, остро чувствовал, предощущал, что война еще долго будет оставаться нашей национальной трагедией. В одном из ключевых стихотворений военного цикла «Он не вернулся из боя» (1969) трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт, приобретающий символическое звучание. Горечь утраты, кровная связь живых и погибших по контрасту оттеняются здесь картиной столь безмятежной на фоне людской трагедии вечной и прекрасной природы:

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого живой и одушевленной. В «Песне о Земле» (1969) заглавный образ раскрывается как синоним души человеческой. Отсюда – проходящие рефреном строки-олицетворения: «... кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время...

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя...

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают...

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу».

В поэзии Высоцкого крупные и общие планы тесно связаны между собой. Жестокая правда войны, грубая реальность изображаемого («Как прикрытье используем павших... Животом – по грязи, дышим смрадом болот...») призваны утвердить высокую меру подвига всех и каждого в стихотворении «Мы вращаем Землю» (1972). В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости и проникновенного лиризма в создании поэтического образа. Таков оживающий на наших глазах и наполняющийся новым предметно-ощутимым смыслом символ Вечного огня в стихотворении «Братские могилы», которое впервые прозвучало в кинофильме «Я родом из детства» (1966) и которым обычно Высоцкий открывал свои выступления-концерты – вплоть до самых последних 1980 г.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Говоря об основных темах и мотивах стихов-песен Высоцкого . И в закладках появилось готовое сочинение.

В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - Владивысоцкий. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам в одном из интервью ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет».

Так в чем же особенности лирики Высоцкого? В чем особенности всего его творчества? А его творчество интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, в радиоспектаклях. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961 году. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Поэтому первые песни были такими уличными и даже немного хулиганскими. Позднее он стал писать о войне и на более философские темы.

Поэта много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «…Мы дети военных лет - для нас это вообще не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали»:

Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, -
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
(«Песня летчика»)

Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи и ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. А ведь, по словам М. Кульчицкого:



Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей эпизодические. По-настоящему раскрывался он только на концертах, где всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда, и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Высоцкий очень много внимания уделял спортивной теме. Он хотел создать целую программу, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, так как видов спорта очень много. Однако он много работал и кое-что написал. Например, песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда советские хоккеисты стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой, и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому:

…Профессионалам, отчаянным малым,
Игра-лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером, как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.

У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)» или тоже шуточная песня - «Песня о сентиментальном боксере». А знаменитая «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики:

Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три, четыре! -
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, - гимнастика.

«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину Г. Климову. У него несчастье: он все время переступает доску, от которой отталкивается, - и у него рекорды не засчитываются:

Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер зазвонил?
Просто восемь сорок результат,
Правда, за черту переступил.
«Песня о штангисте» посвящена Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире:
…Но отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга, -
Вечный мой соперник и партнер.
Есть у него стихотворение и о шахматах:
…Ход за мной - что делать? Надо, Сева, -
Наугад, как ночью по тайге…
Помню - всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево, -
Ну а кони вроде - буквой «Г».

Много песен Высоцкого посвящено альпинистам. «Альпинизм - это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, - они ни к чему хорошему не приведут», - эту фразу Высоцкий произнес в одном из интервью. Поэт писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его:

…Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем в обычной городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной, -
Идут лавины одна за другой!

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет скорой помощи, которые могли бы тебя спасти или выручить»:

В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала, -
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк, -
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было немало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души» он это отразил:

Был шторм - канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую - и вдруг
Раздался голос: «Человек за бортом!..»

Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у Высоцкого - это особая категория душевных песен:

Только снова назад обращаются взоры -
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?!

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:

Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07. -
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, - это я.
Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто счастливы:
Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала…

Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:

Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно…

Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по - читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:

…Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, - когда в нее плюют.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:

Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Нам долго не будет хватать Владимира Высоцкого - его талантливых выходов на сцену «Таганки» и его героев, которых он создавал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса… В своих стихах и песнях поэт сумел передать склад ума и образ русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время его широту. Вот это все вместе, это поэтическое и в то же время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. В октябре 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. На нем - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне:

…Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть…

Среди многочисленных стихотворений Владимира Высоцкого есть такие, в которых звучит романтическое восприятие миря. Поэт-романтик, бескомпромиссный максималист в своих требованиях к человеку, Высоцкий искал героев, вступающих в единоборство со стихией, способных совершить подвиг во имя высоких целей. Поэтому так часто в его песнях возникали ситуации, требующие от человека предельного напряжения духовных и физических сил.

Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен – это «Песня о друге», написанная в 1966 году. В ней говорится о настоящей мужской дружбе, которая возникает между людьми в горах.

Если друг

Оказался вдруг

И не друг, и не враг,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни –

Горы дают возможность проверить, какой человек рядом с тобой, насколько он надёжен:

Если шел он с тобой

Как в бой,

На вершине стоял – хмельной, –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Горы как символ мечты, недосягаемого поиска, предстают в стихотворениях: «Здесь вам не равнина» и «Прощание с горами». О любви Высоцкого к горам свидетельствуют такие строки:

В суету городов и потоки машин

Возвращаемся мы – просто некуда

Деться! –

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах,

Оставляя в горах свое сердце…

Находясь в горах на съемках фильма «Вертикаль», Высоцкий понял, что лучше гор «могут быть только горы, на которых еще не бывал … « Песню «К вершине» Высоцкий посвятил погибшему в Альпах прекрасному скалолазу Михаилу Хергиани. Он не боялся опасности:

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины…

В песне «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает эхо, отзывающееся на человеческие крики. Оно может помочь человеку, попавшему в беду и ему нужна помощь. И если его стоны и крики никому не слышны, эхо подхватит крик о помощи и многократно усилит его. Но люди не хотели слышать эхо и «пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье». Они расстреляли эхо и с гор посыпались камни, которые Высоцкий сравнивает со слезами:

К утру расстреляли притихшее горное,

Горное эхо –

И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!..

Для лирики Высоцкого характерен творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике природы, составной частью которой является человек с его радостями и страданиями. И как ни была бы жестока жизнь – мужество и стойкость человека всегда бывают вознаграждены: В стихотворении «Белое безмолвие» в условиях далекого Севера мужает и крепнет человек:

…Наше горло отпустит молчание,

Наше слабость растает как тень, –

И наградой за ночи отчаяния

Будет вечный полярный день!

Во многих песнях Высоцкого звучал мотив беспокойства, неустроенности, поиска своего места в жизни. Лирический герой стихотворения «Парус» напоминает нам лермонтовского героя в одноименном стихотворении. Он такой же свободный, мятежный и беспокойный:

Многие лета –

Всем, кто поет во сне!

Все части света

Могут лежать на дне,

Все континенты

Могут гореть в огне, –

Только все это –

Не по мне!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

В одном из стихотворений Высоцкий сказал: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах. Я, конечно, спою, не придет и полгода… « Он сдержал свое слово, обращаясь к нам, своим современникам. Впрочем, он и не покидал нас, войдя в нашу жизнь прочно и навсегда. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно биться сердце.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот писательский путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX века.

Г. А. Сенкевич

Днепропетровск, Украина

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социум, система распределения благ, социальная мотивация, мотивационные факторы, внутренняя свобода, девиантное поведение, делинквентное поведение. АННОТАЦИЯ. Целью данного исследования автор поставил рассмотрение и анализ конкретно-текстового функционирования определения «социальная несправедливость» в поэтическом мире B.C. Высоцкого с точки зрения понятий «внутренняя свобода» и «внутренний протест», доминировавших в характере и поступках поэта.

Dnepropetrovsk, Ukraine

SOCIAL MOTIVES IN THE WORKS OF VLADIMIR VYSOTSKY

KEYWORDS: socium, the system of distribution of wealth, social motivation, motivational factors, inner freedom, deviant behavior, delinquent behavior.

ABSTRACT. Purpose of author"s study is consideration and analysis of the functioning of the text definition "the social injustice" in the poetic world of Vladimir Vysotsky in terms of the concepts of "inner freedom" and "internal protest," that dominant in poet"s character and actions.

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого изучено достаточно серьёзно, для того чтобы спорить о его гениальности - поэта, актёра, барда. Многие литературоведы и искусствоведы по-разному объясняют её причины. «Как обычный московский подросток, не проявлявший заметных талантов в детстве и юности, не отягощенный гениальной наследственностью, да еще живший в районах «Сухаревки» и «Марьиной Рощи» (и тем самым уже как бы «предназначенный» для того, чтобы стать уличным хулиганом, если не делинквентом), на самом деле становится выдающейся личностью и общенародным кумиром?» - задаётся вопросом известный учёный-литературовед Виталий Батов. И далее на него отвечает: «Единичное наблюдение, разумеется, не даст окончательного и гарантированного от ошибок ответа на вопрос о типе личности, поэтому необходим анализ пролонгированный, то есть развернутый во времени, и синтез, то есть

обобщение, исследований личностных установок, жизненной ориентации, динамики отдельных форм психической активности»

Психоаналитические представления о гениальности делают акцент скорее на мотивационных характеристиках, чем на интеллектуальных данных. Отмечая необходимость наличия высокого уровня развития умственных способностей, многие психологи склонны считать социальный мотив всё же основным в становлении гения. Главным «побуждающим» фактором гениальности Высоцкого, по моему мнению, является специфика среды, в которой творил его талант.

Его феномен заключается, на мой взгляд, прежде всего в том, что, будучи порождением советской эпохи, которая тормозила его творческие порывы, не давала развиваться таланту и, по большому счёту, его сгубила, он не отвернулся от неё и в своих песнях создал образ советского

человека. Он ежедневно встречал его на московских улицах, в городах на далеких гастролях. И даже таких людей, которых знал по рассказам - заключенных в тюремных камерах или солдат штрафных батальонов.

Они - часть социума: спортсмены, солдаты, работяги, простые советские обыватели, даже уличные хулиганы, пьяницы - со всеми недостатками, привычками, манерой говорить и по-своему противостоять режиму, который в полной мере можно было назвать антисоциальным. Вызов, брошенный несправедливости, заключён в иронии (часто её нельзя назвать тонкой) по отношении к советской действительности. Её частью, безусловно, является и социальная сфера. Оружие поэта - слово: оно подобрано с филигранной точностью, в соответствии с событием, с характером и даже с настроением персонажа.

Герои песен Высоцкого по характеру просты и бесхитростны, над неуместным проявлением учёности и замысловатым поведением он иронизирует:

Товарищи ученые, доценты с кандидатами. Замучились вы с иксами, запутались в нулях. Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях.

«Товарищи учёные»

Комфортно ли чувствовал себя человек труда в СССР? В некоторой степени - да, у него не было к жизни особых запросов, он довольствовался малым (гарантированное рабочее место, аванс-зарплата вовремя, дешёвая водка и т. д.), но иногда «самая социальная система» давала сбой, и тогда работяга оказывался обществу не нужен:):

Под собою ног не чую -И качается земля... Третий месяц я бичую, Так как списан подчистую С китобоя-корабля.

Ну а так как я бичую, Беспартийный, не еврей,-Я на лестницах ночую,

Где тепло от батарей.

«Песня про речку Вача и попутчицу Валю»

Впрочем, Высоцкий не утверждает категорично, что всё было уж совсем плохо в социалистической действительности, отнюдь нет. Существовали праздники, система поощрений на производстве, профсоюз и бесплатная медицина. Иногда (очень редко) трудящиеся даже ездили за границу, и не только номенклатурные работники. Кузнецы, например (

Я вчера закончил ковку, и два плана залудил

И в загранкомандировку от завода угодил.

Копоть, сажу смыл под душем,

съел холодного язя

И инструкцию прослушал,

что там можно, что нельзя.

Конечно, идеологическая пропаганда своё дело делала, и за границей советские люди вели себя, словно дикари, но, всё же, «железный занавес» понемногу приоткрывался. Некоторые соотечественники поэта видели красивую жизнь, совершенно иные ценности, но в силу своей идейной убеждённости, тренируемой годами, десятилетиями, воспринимали даже все безусловные блага и свободы западного мира враждебно, руководствуясь правилом «как бы чего не вышло». Главное в чужой стране - не терять бдительность:

Буржуазная зараза там всюду

ходит по пятам.

Опасайся пуще сглаза ты внебрачных

связей там.

Там шпионки с крепким телом,

ты их в дверь - они в окно.

Говори, что с этим делом мы покончили

«Инструкция перед поездкой за рубеж»

столько хлеба, сколько зрелищ», особенно жёны:

Обещал, забыл ты, верно, ох хорош!

Что клеенку с Бангладеша привезешь.

Сбереги там пару рупий, не бузи.

Хоть чего, хоть черта в ступе привези.

Высоцкий, вероятно, остро шутил над этой проблемой, поскольку сам часто бывал «не выездной», тяжело переживая разлуку с супругой-француженкой, которая в буквальном смысле разрывалась между Москвой и Парижем. Свои эмоции и чувства по этому поводу он выплеснул в своей песне «Ноль семь»:

Телефон для меня, как икона,

Телефонная книга - триптих,

Стала телефонистка мадонной,

Расстоянья на миг сократив.

И всё же уделом советского человека оставался труд - нелёгкий и низкооплачиваемый. Почти что счастьем считалось приобретение «по блату» всего, что считалось в СССР дефицитом. А распределением дефицитных товаров занимались люди, к которым испытывали почти что благоговение. Высоцкий относился к советской системе распределения благ с пренебрежением, высмеивая, с одной стороны, систему, породившую такие отношения, но с другой - сочувствовал людям, готовым в погоне за «тряпками» жертвовать даже семейными отношениями.

Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики.

Нет, я ей-Богу закричу!

А это кто в короткой маечке?

Я, Вань, такую же хочу.

В конце квартала, правда, Вань,

Ты мне такую же сваргань...

Ну, что «Отстань»? Опять «Отстань»?

Обидно, Вань!

«Диалогу телевизора»

Не имея возможности удовлетворить свои главные социальные потребности - в полноценной еде, в одежде, в отдыхе - значительная часть населения впадала

в апатию, пристращалась к алкоголю и иным пагубным привычкам. Безысходность разрушала семьи, вносила раздор между поколениями, порождала чёрствость, грубость и даже насилие:

А ты придешь домой, Иван, Поешь и сразу - на диван, Иль, вон, кричишь, когда не пьян... Ты что, Иван?

Несмотря на это, алкоголики и пьяницы у Высоцкого - натуры почти что возвышенные, по крайней мере, мыслящие. Их так называемое девиантное поведение вызвано внешними (зачастую экономическими) факторами, главные из которых - низкий уровень жизни и отсутствие социальной мотивации. Оптимизма у людей нет, поскольку отсутствует перспектива в завтрашнем дне, все дни - будни, монотонные и похожие друг на друга. Отношение к жене: «придёшь домой - тут ты сидишь.». Для многих выход один -нужно выпить:

Ну, и меня, конечно, Зин, Все время тянет в магазин,-А там - друзья... Ведь я же, Зин, Не пью один!

Поэт сопереживает, сочувствует своему герою, «подвыпившему» и попавшему в житейскую передрягу:

В Ленинграде-городе, у Пяти Углов получил по морде Саня Соколов. Пел немузыкально, скандалил..

«В Ленинграде-городе»

И все же, брат, трудна у нас дорога! Эх, бедолага, ну спи, Серега.

«Милицейский протокол»

«Какие исторические тенденции выразил в своём творчестве Высоцкий? -рассуждает русский советский писатель, историк, литературовед Натан Эйдельман, - Прежде всего - проблема внутренней свободы на фоне тяжелейших обстоя-

тельств, огромных надчеловеческих сил, страшных, уничтожающих человека сил. Он человек свободный. Но не просто свободный... Понимаете, мы привыкли к типу человека свободного, который сражается с врагом, который умирает, который печально, трагически свободен. А тут человек весело, живо свободен. Причем, ясно, что его обстоятельства нелегки. Его веселье связано с преодолением труднейших обстоятельств. .

Действительно, герой песен Высоцкого пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядками, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным. Как он пытается её постичь и реализовать в социально несвободном обществе?

Абсолютно несправедливо мнение, что персонажи Высоцкого из так называемых тюремных песен возводятся им в ранг героев, сильных личностей, достойных подражания, отнюдь нет. Напротив, мы наблюдаем устойчивую картину трансформации личности преступника, он эволюционирует. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовываются отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны. К такому мнению склоняются ряд исследователей творчества В. Высоцкого, напри-

мер, Е. И. Солнышкина, Ю. Н. Блинов, другие учёные .

Свобода Высоцкого-гражданина, скорее всего - полёт, порыв, размах. Птица, самолёт вызывают у поэта чувства полноты бытия, может быть, торжества свободного перемещения. В аллегорическом смысле под этим подразумевается свобода социальная. О социальной мотивации персонажей песен говорится в работах исследователей-литературоведов Алейникова В. и Ананичева А. Последний социальную сатиру Высоцкого считает одной из самых ярких в ХХ веке и ставит его стихи в один ряд с произведениями Зощенко, Ильфа и Петрова .

Что касается пьющих людей, то у Высоцкого нет излишнего пафоса, как, скажем, у героя Венички Ерофеева («Москва-Петушки»), который горд за то, что пьёт, и не только не осуждает своего поведения, но и стремится преподнести его чуть ли не как социально оправданное, в какой-то степени даже бравурное. Это видно хотя бы из названий его знаменитых коктейлей (и ассоциаций от них), которые авторская фантазия облачила в яркие па-фосные формы. Проследим нарастание динамики: «Слеза комсомолки» - «Иорданские струи» - «Ханаанский бальзам» -«Сучий потрох». Следовательно: «Гимн демократической молодёжи» - «Музыка сфер». Что может быть возвышеннее?

У Высоцкого пьянство - это отнюдь не веселье, а грусть, переживание, душевные терзания (Песня «Лечь на дно»):

Друг подавал мне водку в стакане, Друг говорил, что это пройдет, Друг познакомил с Веркой на пьянке: Верка поможет, а водка спасет.

Не помогли ни Верка, ни водка: С водки - похмелье, а с Верки - что взять! Лечь бы на дно, как подводная лодка, -И позывных не передавать!..

«Лечь на дно»

Отсутствие оптимизма у героев Высоцкого - это болезнь, депрессивное со-

стояние вызвано целым рядом факторов, многие из которых имеют социальную причину. Достаточно вспомнить, что в СССР социальная политика тоже имела идеологический подтекст, с чем поэт был категорически не согласен. Бороться с системой напрямую можно было, разве что находясь за пределами страны, но даже в этом случае всесильный КГБ имел возможность влиять на диссидентов, запугивая их, а иногда и устраняя физически.

Высоцкий избрал свой путь - путь патриота и гражданина.

«Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры

одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа, - утверждает российский литературовед Андрей Лапов. - Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником» .

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананичев А. Не ради зубоскальства, а ради преображения // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998.-С. 255-263.

2. Алейников В. Имя времени: О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания. // Новое литературное обозрение. 1998. - №1. - С. 223 - 256.

3. Батов В. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества / М-во культуры РФ; Рос.ин-т культурологии; Междунар. Пед. акад. - М., 2002. - 224 с.

4. Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998.-С. 267-278.

5. Лапов А. «Творчество Владимира Высоцкого» URL: http://www.mark5.ru/14/4887/indexL1.html

6. Солнышкина Е.И. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики B.C. Высоцкого // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы международной научной конференции Ч. 1. Литературоведение. - Ставрополь, 2003. С. 322-325.

Во все времена поэзия оказывала огромное влияние на общественную жизнь. Творчество поэтов способствовало духовному раскрепощению, вскрывало людские пороки, заставляло нас задуматься над окружающей жизнью. Одним из таких поэтов был Владимир Высоцкий - олицетворение совести народа.

Творчество Высоцкого - это биография нашего времени. В огромном количестве стихов, написанных в разные периоды, поэт затронул очень важные вехи истории. Три основные темы заняли значимое место в гражданской поэзии Высоцкого: Великая Отечественная война, трагедия народа в период культа личности Сталина, тупость и косность советской бюрократии.

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:

От границы мы землю вертели назад,
Было дело сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.

Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но с каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту...»:

Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный.
Но снова мы лезем, хрипя, на нее
За вспышкой ракеты сигнальной.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.

И эта высота, на которую бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.

В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял...» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:

У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль поймаешь за отвагу.

Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. Война - это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит, остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:

Ивы плачут о вас,
И без ваших улыбок
Бледнеют и сохнут рябины...

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне - дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее. Но погибали не только на фронте. В жестокие и мрачные годы культа личности Сталина миллионы честных людей были расстреляны, посажены в тюрьмы и лагеря. Эта судьба не миновала и участников войны. «Великий вождь» заявил, что у нас нет попавших в плен, а есть только предатели. И многие бывшие солдаты стали «врагами народа». Высоцкий открыто сочувствовал жертвам репрессий. Его стихи на эту запретную в те времена тему были особенно заметны среди почти всеобщего молчания. В стихотворении «Попутчик» поэт написал о том, как становились «врагами народа». Двое людей встретились в поезде, разговорились:

Мой язык, как шнурок, развязался,
Я кого-то ругал, оплакивал.
А потом мне пришили дельце
По статье уголовного кодекса.
Успокоили - все перемелется,
Дали срок, не дали опомниться.

В «Охоте на волков» и ее продолжении - «Охоте с вертолетов» автор рассказал о психологии людей, становившихся без вины виноватыми. Они понимали ужас и противоестественность происходящего, но не могли восстать:

Вы легли на живот и убрали клыки,
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.

Среди стихов Высоцкого, повествующих о времени культа личности, особое место занимает стихотворение «Банька по-белому». От него мороз по коже! Сюжет немудреный, но поэт так сумел передать чувства и мысли невинно осужденного человека, что мы чувствуем себя участниками событий. Несмотря на то что люди вдруг становились «врагами народа», они продолжали верить в Сталина:

А потом на карьере, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.

Но слишком много потом было «веры и лесу повалено». И вот, очевидно, уже после смерти Сталина бывший заключенный с исковерканной судьбой все чаще думал о том, что профиль вождя у него на груди - это клеймо преступника на безвинном человеке.

Стихи поэта о жестоких уроках истории являются поэтическим реквием всем невинно осужденным и служат предупреждением против опасности повторения «мрачных времен».

Высоцкий всегда откликался на события, происходящие в стране. В тяжелые годы застоя, когда давилось все новое и прогрессивное, преследовалось каждое честно сказанное слово, поэт не мог примириться с окружающей действительностью, уйти в себя. В стихотворении «Старый дом» он с болью и горечью писал:

Кто ответит мне - что за дом такой?
Почему во тьме - как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился...
Али жить у вас разучилися?

Главный герой искал «край, где светло», но нет никаких надежд на перемены к лучшему. Наивной представляется мечта о какой-то другой жизни:

О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах привыкали мы.
Испокону мы в зле и шепоте
Под иконами в черной копоти.

Поэт неоднократно обращался к вопросу о том, как трудно сохранить себя, остаться честным среди окружающей атмосферы лжи и лицемерия. В «Песне микрофона» Высоцкий сказал горькие, но очень верные слова:

Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

Поэт бы автором и многих сатирических стихотворений. Высоцкий высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, обывателей. Он был беспощадным судьей и самому себе, своим слабостям и ошибкам. Именно это давало ему моральное право силой сатиры бичевать чинуш и трибунных фразеров, респектабельных проходимцев и воинствующих обывателей. Так, стихотворение «Спасите наши души» повествует о судьбе моряков, гибнущих на подводной лодке. Оно отражает состояние нашего общества в период брежневского «безвременья»:

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!

Всем сердцем любил Высоцкий Родину. Он говорил: «Без России я ничто!» Страдал за свой народ, гордился им, переживал все его невзгоды, криком кричал в своих стихах, чтобы его услышали, чтобы достучаться до сердец и умов людей. Ведь и первый сборник его стихов, который, к сожалению, увидел свет после смерти поэта, назывался «Нерв». Правдивые произведения поэта читались запоем, вызывали широкий общественный резонанс. Это был своего рода подвиг. Сейчас у нас в стране идет процесс обновления, и как нам не хватает Высоцкого! Существует мнение, что он был хорош для своего времени. Я думаю, такие, как он, нужны и сейчас точно так же, как и тогда люди высокого гражданского мужества.