К каким мотивам лирики некрасова относятся. Основные мотивы лирики Некрасова

Тема: Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.

Цели урока:

    Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство.

    Рассмотреть основные темы лирики поэта

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова

    Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.

    Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

    Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок-поиск.

Технология : элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Методический приём : групповая работа, чтение наизусть.

Наглядность : репродукции картин, тексты, словари.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя.

Эпиграфы:

«То сердце не научится любить,

которое устало ненавидеть…»

«Я лиру посвятил народу своему…»

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»

1. Работа в группах. Ребята, сегодня мы будем работать с вами в 4 группах, которые сформированы свободно, по вашему желанию, по основным темам творчества Н.А. Некрасова.

- Каждая группа называет тему своего «круглого стола»:

Тема народа и родины;

Гражданская лирика (поэт и поэзия);

Тема дружбы (идеал общественного деятеля);

Любовная лирика.

«Муза»

    Прочитайте стихотворение «Муза» ( 1852 )

    Кто такая Муза? (воспользуйтесь словарем или Интернет-ресурсами). (в греческой мифологии: покровительница искусств и наук. В перен. знач. – источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество)

    А как поэт изображает Музу? (Это и крестьянка, это и судьба поэта. Судьба поэта уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира сего. Емкая метафора: крестьянка – сама поэзия…)

«Элегия».

    Прочитайте стихотворение.

    О чем говориться в 1 строфе стихотворения? (обращение к молодежи, о бедственном положении народа)

    О чем говорится во 2 строфе? (выражает свое отношение к реформе 1861 г и продолжает развивать тему служения народу)

    О чем говорится в 4 строфе? (Поэт создает произведения не ради славы, а ради своей совести. Главное – жить можно только в служении народу)

    С каким стихотворением Пушкина данное стихотворение перекликается? (Памятник. Авторитет Пушкина нужен для укрепления собственной поэтической позиции).

«Поэт и гражданин»

    Прочитайте стихотворение.

    О чем спорят герои стихотворения? (

    Кто победил в споре? (Победителя нет. И поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только таланта, но и гражданственности)

«Забытая деревня»

    Прочитайте стихотворение.

    Можно ли назвать это стих-ие лирическим? (не вполне. Нет лирического героя. Это рассказ, иногда иронический, без сочувствия)

    Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Забытая деревня – это вся Россия. Опубликовано в 1856, а годом раньше умер император Николай 1 – старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Будет ли лучше при новом барине – Александре 1?)

«Несжатая полоса»

    Прочитайте стихотворение.

    Что изображает начало стихотворения? (Безмятежный осенний пейзаж, когда природа уже готовится к зимней спячке).

    Как построено стихотворение? Почему Некрасов избрал такую форму построения? (Форма диалога. Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно).

«В полном разгаре страда ….»

    Прочитайте стихотворение.

    Определите время и место действия стихотворения. В каком значении употребляется слово «страда»?(время сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение).

    В чем особенность образа в стихотворении? (автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине).

Стихотворение “В полном разгаре...” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги – все они в центре внимания поэта.

«Памяти Добролюбова»

    Какой образ возникает в стихотворении? (мудрый, жил для страны, отвергал мирские наслаждения).

    Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист) .

(С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов. Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет).

«Памяти Белинского»

    Прочитайте стихотворение.

    Это стихотворение было напечатано под названием «Памяти приятеля», а затем поэт его переименовал. Почему? (Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть).

    Почему Белинский является идеалом для Некрасова? (Причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова «Железная дорога», он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: «Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!»)

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанной беспредельной любовью к Родине, способный отдать во имя нее жизнь.

Группа №4. Любовная лирика.

    Прочитайте стихотворения.

    Какую любовь вы видите в лирике Некрасова? (любовь согревает человека, помогает выжить в жестоком мире)

    Прочитайте стихотворение.

    *Кому оно посвящено? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом). (избранница - не светская львица и записная кокетка, а обычная крестьянская девушка, 18-летняя Фекла Викторова. Она была сиделкой поэта и настолько преданно за ним ухаживала, что Некрасов, зная о своей сокрой смерти, вес же решил с ней обвенчаться, чтобы избавить ее от нищеты и необходимости батрачить на господ. После венчания Некрасов стал звать супругу Зинаидой, считая, что это имя подходит к его избраннице гораздо больше, чем простонародная Фекла. Девушка не отличалась особой красотой, не умела читать и писать, но при этом обладала феноменальной памятью, поэтому знала наизусть практически все стихи своего мужа.

    Что поэт говорит о будущем своих стихов? (Автор убежден, что его слава очень скоро померкнет. Некрасов считает, что не достоин зваться поэтом, так как не смог посвятить литературе всю свою жизнь).

В любовной лирике Некрасова тесно переплетаются любовь и страдание, а радость и счастье перемежается слезами, отчаянием, ревностью. Эти чувства понятны во все времена, а стихи волнуют и заставляют сопереживать и сегодня. Попытки проанализировать свои чувства находят отклик в сердцах читателей, и даже мучительная ревность и боль от разлуки со своей любовью, которую испытывает лирический герой, заставляет верить в свет любви.

2. Вывод. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья
Терпеньем изумляющий народ.

3.Вопрос. В чем заключаются особенности поэзии Некрасова? (обсуждение вариантов ответа).

Особенности поэзии Некрасова (запись в тетрадь):

    Поэзия Некрасова открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды и страдания;

    Герои вносят в стихи новую речь- грубую, неблагозвучную, повседневную;

    Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются;

    Его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений.

III . Подведение итогов.

IV . Д/З. 1. Выучить наизусть любое стихотворение.

2. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

Группа 1. Тема поэта и поэзии.

«Муза»

    Прочитайте стихотворение .

    Кто такая Муза?

    А как поэт изображает Музу?

«Элегия». Жанр – элегия (в данном жанре выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления о жизни)

    Прочитайте стихотворение.

    Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

    О чем говориться в 1 строфе стихотворения?

    О чем говорится во 2 строфе?

    О чем говорится в 4 строфе?

    С каким стихотворением Пушкина данное стихотворение перекликается?

«Поэт и гражданин»

    Прочитайте стихотворение.

    О чем спорят герои стихотворения?

    Кто победил в споре?

    Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка стихотворения.

Группа 2. Тема родины и народа.

«Забытая деревня»

    Прочитайте стихотворение.

    Какие картины встают перед нами?

    Можно ли назвать это стих-ие лирическим?

«Несжатая полоса»

    Прочитайте стихотворение.

    Что изображает начало стихотворения?

    Как построено стихотворение? Почему Некрасов избрал такую форму построения?

«В полном разгаре страда ….»

    Прочитайте стихотворение.

    Определите время и место действия стихотворения. В каком значении употребляется слово «страда»?

    В чем особенность образа в стихотворении?

Группа №3. Идеал общественного деятеля.

«Памяти Добролюбова»

    Какой образ возникает в стихотворении?

    В чем особенность образа России? (

    * Что вы знаете о Добролюбове? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

«Памяти Белинского»

    Прочитайте стихотворение.

    Это стихотворение было напечатано под названием «Памяти приятеля», а затем поэт его переименовал. Почему?

    Почему Белинский является идеалом для Некрасова?

    * Что вы знаете о Белинском? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

Группа №4. Любовная лирика.

«Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…»

    Прочитайте стихотворения.

    *Кому они посвящены? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

    Какую любовь вы видите в лирике Некрасова?

    В чем особенность образа женщины?

«Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…»)

    Прочитайте стихотворение.

    *Кому оно посвящено? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом).

    Что поэт говорит о будущем своих стихов?

Описание презентации ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА по слайдам

Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди. . . Н. А. Некрасов. «Элегия»

Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским чувством В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни Женская судьба символизирует судьбу крестьянской России. Главная тема творчества

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 1. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека» , судьба женщины-крестьянки.) («Поэмы: «Коробейники» , 1861 г. ; «Мороз, Красный нос» , 1861 г. Стихотворения: «В дороге» , 1845 г. ; «Тройка» , 1846 г. ; «Еду ли ночью…» и др.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 2. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов. («Памяти приятеля» , 1853 г. ; поэма «В. Г. Белинский» , 1855 г. ; «Пророк» , 1874 г. ; «Элегия» , 1874 г. ; «Памяти Добролюбова» , 1864 г. и др.)

«Памяти Добролюбова» 1) Расскажите о времени написания стихотворения. 2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 3. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» 4. Тема поэта и поэзии. («Поэт и гражданин» , 1856 г. ; «Друзья» , 1876 г. ; Элегия, 1874 г. ; «Сеятелям» , 1876 г.)

Первый сборник сочинений – 1856 г. Структура сборника: Эпиграф: «Поэт и гражданин» 1 раздел: стихотворения о народе 2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих 3 раздел: поэма «Саша» 4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика «Поэт и гражданин» — поэтический манифест Н. А. Некрасова

1. Форма диалога, традиционная для русской литературы: — Ломоносов «Разговор с Анакреонтом» — Пушкин «Поэт и толпа» , «Разговор книгопродавца с поэтом» — Лермонтов «Журналист, читатель, писатель» 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта Поэт и гражданин

Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне. 4. Но поэт сомневается в своих силах, т. к. собственный путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее).

Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» « Поэт и гражданин» (1856) «Вчерашний день, часу в шестом» (1846) «Блажен незлобивый поэт» (1852) «Муза» (1852) «Безвестен я. Я с вами не стяжал» (1865) «Праздник жизни – молодости годы» (1855) «Замолкни, муза мести и печали» (1855) «Элегия» (1874) «Пророк» (1874) «Поэту» (1874) «О муза! Я у двери гроба…» (1877)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия» ? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой» ? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Как Некрасов решает для себя проблему предназначения поэта?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 5. Тема родины и природы. («Тишина» , 1857 г. ; «Рыцарь на час» , 1862 г. ; «На Волге» , 1860 г. ; «Перед дождем» , 1846 г. ; «Зеленый шум» , 1862 г. ; «Родина» , 1846 г.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 6. Тема любви. «Я не люблю иронии твоей…» , 1859 г. ; «Мы с тобой бестолковые люда…» , 1851 г. ; «Да, наша жизнь текла мятежно» , 1850 г. и др.

Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848 - 1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику» . Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман - «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.

В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву.

Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. « Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни. » (1855 г.)

Поэт настолько слился с народом, с его представлениями, идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа (городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти. Такой образ Л. г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.

Псевдонимы Н. А. Некрасова: Н. Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Нек; Перепельский; Савва Намордников; Н. Станицкий

1. Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение. 2. Основное направление его творчества – социальная тема. Новаторство Н. А. Некрасова

Новаторство Н. А. Некрасова 3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком 4. Лирический герой поэзии Некрасова жил в постоянном конфликте с самим собой: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом

Особенности стиля Н. А. Некрасова 1. Введение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места события. 2. Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или нет. «Родина» , «Крестьянские дети» — Л. г. близок к личности автора; «Огородник» , «Пьяница» — Л. г. – носитель крестьянского сознания

Особенности стиля Н. А. Некрасова 4. Особенность ритмического строя (тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма, неточная рифма.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад; Б) элементы разговорной речи, прозаизмы; В) монолог, диалог; Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные эпитеты; Е) повторы, анафора; Ж) характерные для народного языка суффиксы, частицы.

Перечень произведений для ЕГЭ Стихотворения: «В дороге» , «Вчерашний день часу в шестом» , «Мы с тобой бестолковые люди» , «Поэт и гражданин» , «Элегия» , «О Муза! Я у двери гроба!. . » . Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Дополнительно стихотворения: «Я не люблю иронии твоей» , «Блажен незлобивый поэт…» , «Внимая ужасам войны…» , «Рыцарь на час» , «Сеятелям» . Часть С: 1) Своеобразие лирики Н. А. Некрасова 2) Фольклорные мотивы в лирике Н. А. Некрасова 3) «Душа народа русского» в произведениях Н. А. Некрасова 4) Тема Родины в лирике Н. А. Некрасова

Урок 5. Тема. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.

Методические приемы: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».

II . Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Некрасов - целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

Р. Гамзатов

I I I. Слово учителя

Н. А. Некрасов - один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

I V . Чтение и анализ стихотворений

- Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

- О чем спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

- Кто такая Муза?

(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

- А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

- Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

- О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

- О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

- О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово учителя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).

Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре...»

а) «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.

- Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны - «владелец роскошных палат», с другой - обездоленные бедняки).

Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).

б) «Забытая деревня»

- О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре I I . Можно истолковать и так.)

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ

3. Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели - это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

- Каков тон стихотворения?

- Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

- Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

- Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

5. Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»

- Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины - подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Знать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: "Родина", "Тройка", "Перед дождем", "Еду ли ночью по улице темной...", "Вчерашний день, часу в шестом..."

Стихотворение "Родина" во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений "В дороге", "Тройка", "Буря" до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов "Мороз, Красный нос", "Орина, мать солдатская", "Коробейники".

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.

Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: "Памяти Белинского", "Русскому писателю", "Тургеневу", "Пророк", посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:

Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:

Стихотворение "Элегия" достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.

15.Этапы творческого пути Салтыкова-Щедрина. Проблема народа и власти в “Истории одного города”

Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели - сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. “Историю одного города” определяют как сатирическую хронику. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, сейчас, более чем через век после смерти писателя. Однако этот смех - это смех над самими собой, так как “История одного города” - это, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В “Истории одного города” ярко выражены жанровые черты политического памфлета. Это заметно уже в “Описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.

Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.

Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно зас-луживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова.

Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в “Истории одного города”. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал “все новые и новые понуждения”, по которым “хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали”. С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: “разорю!” и “не потерплю!”. Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в “Истории одного города” Уг-рюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его “трудов” - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. По его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.

Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.

Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить. Беспощад-ная сатира Салтыкова-едрина похожа на горькое лекарство, необходимое для излечения. Цель писателя- заставить читателя задуматься о -льном неблагополучии, о неправильном государственном устройстве России. Остается надеяться, что произведения Салтыкова-Щедрина достигли цели, помогли хотя бы частично осознать ошибки, хотя бы некоторые из них больше не повторять.

13.Проблема счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.

Главная проблема поэмы - проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.

После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.

Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:

Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.

Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:

С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” - подагрой, счастлив тем, что:

Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.

Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые

мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.

По-моему, счастье - это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:

Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине - России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.

В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье - это счастье для всех.

41.История исканий Дмитрия Нехлюдова в финале романа Толстого “Воскресение”

Один из героев романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не "маленького", не "лишнего" человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин -- мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин -- от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин -- натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни -- жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Левин и Анна -- единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части -- "на себя" и "для общества". Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа -- единения и разъединения людей. Семья для Левина -- самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена -- ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта "своего мира" вскоре терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Левина -- стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствии этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею -- пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого -- Константина Левина

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

«Родина».

Чтение стихотворения.

Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

«Рыцарь на час».

Чтение стихотворения.

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

Чтение стихотворений.

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

«В дороге».

Чтение стихотворения.

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?



«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» . В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

«Тройка».

Чтение стихотворения.

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

«Памяти Добролюбова».

Чтение стихотворения.

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:



Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.