Исследовательская работа «История Георгиевской ленточки. Георгиевская ленточка Проект георгиевская лента в начальной школе

Весной 2005 года появилась акция «Георгиевская ленточка», которая выросла из проекта «Наша Победа». Главной целью этого проекта была популяризация и публикация документов и фотографий времён Великой Отечественной войны. Организаторы акции пытались донести до молодёжи правду о Великой Отечественной войне. Георгиевская ленточка была выбрана как символ праздника, напоминающий о доблести советских солдат, которые благодаря своему мужеству смогли не только прогнать врага, но и разгромить его логово, навсегда уничтожив мировую угрозу.

Как поясняли организаторы, орден Святого Георгия не связан с нынешней Георгиевской ленточкой. Ее название - символическое, а за основу взяты ленты советских наград времен Великой Отечественной войны. Таким образом, устроители акции решили выбрать для Дня Победы универсальный символ, который соединял бы в себе память о мужестве русских людей как во времена имперской России, там и в советское время.

История появления Георгиевской ленты может рассматриваться только совместно с историей самого ордена.

Георгиевская лента - неотъемлемая часть ордена Святого Георгия - награды, которую учредила императрица Екатерина II в 1769 году для офицеров Русской Армии, вручаемую за личную храбрость, проявленную на полях сражений. Носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название - Георгиевская лента, чтобы отмечать своих офицеров за заслуги на поле брани и выслугу в воинских чинах. Это была исключительная военная награда. К Георгиевской ленте прилагался девиз “За службу и храбрость”, а сама она отличала людей, которые совершили мужественные поступки во благо Российской империи.

В 1807 году «для поощрения храбрости и мужества» солдат, унтер-офицеров и матросов Александр I учреждает знак отличия военного ордена - серебряный крест на черно-оранжевой «георгиевской» ленте.

В дореволюционное время в России не было более высокой награды, чем эта.

Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам. Многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.

В 1855 году, во время Крымской войны, темляки георгиевских цветов появились на наградном офицерском оружии. Золотое оружие, как род награды, было не менее почетно для русского офицера, чем орден Георгия.

Георгиевские ленты в своем первоначальном виде присутствовали в Русской императорской армии до самого конца ее существования.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 сентября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем Георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.

В 1992 году Георгиевская лента получила новое начало. Тогда сама лента, Орден Святого Георгия были одобрены в качестве знаков воинской отваги, мужества. 2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета России «О государственных наградах РФ» было принято решение о восстановлении российского ордена Святого Георгия и знака отличия «Георгиевский крест».

Проект «Георгиевская лента» стартовал в 2005 году. Ежегодно он только набирает свои обороты и уже успел стать доброй традицией. Акция была признана одной из наиболее широких по своему масштабу в России.

Районная научно – практическая конференция

молодых исследователей

«Шаг в будущее – 2015»

«Память сердца»

Выполнила: Мерзлякова Дарья Андреевна,

учащаяся 3 кл. муниципального

автономного общеобразовательного

учреждения

«Антипинская средняя

общеобразовательная школа»

Россия, Тюменская область,

Нижнетавдинский район,

село Антипино

Педагог оказавший консультационную

помощь: Журавкова Галина Васильевна,

муниципального автономного

общеобразовательного

учреждения «Антипинская средняя

общеобразовательная школа»

2014 – 2015 уч. год

«Память сердца». Георгиевская ленточка: Я помню! Я горжусь!

Мерзлякова Дарья, 3 класс.

АННОТАЦИЯ

Проект направлен на подробное изучение исторических сведений, уделяя особое внимание, возникновению понятия «Георгиевская лента», «Георгиевская ленточка»

Тема работы: «Георгиевская ленточка: Я помню! Я горжусь!»

Объект исследования: георгиевская лента.

Цель: изучение истории возникновения акции «Георгиевская ленточка».

Сущность проекта: автор собирает информацию об интересующем его факте, привлекая все возможные источники, сведения, найденные в Интернете; проводит опрос сверстников, уделяя особое внимание уровню информированности по данной теме; проводит детальный анализ акции «Георгиевская ленточка»; делает выводы и составляет рекомендации для сверстников.

Данный проект предназначен для учащихся 1-4 классов начальной школы и направлен на изучение темы "Великая Отечественная война".

Мерзлякова Дарья, 3 класс.

Россия, Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Антипино, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Антипинская средняя общеобразовательная школа».

ВВЕДЕНИЕ

В 2015 году наша страна отмечает 70-ую годовщину Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

В наше время предпринимаются попытки переписать историю, превратно ее истолковать, превращая героев в антигероев, преуменьшая вклад СССР в дело победы над фашизмом. Люди начинают забывать, что такое фашизм, какого страшного врага одолела наша страна. Среди молодежи распространяется неофашизм.

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка». Целью данного мероприятия является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».

Актуальность избранной темы работы обусловлена тем что, несмотря на популярность данной акции, мои сверстники мало, что знают об истории создания и правилах участия в акции «Георгиевская ленточка». Обозначенная проблема объясняет выбор темы: «Георгиевская ленточка: Я помню! Я горжусь!»

Целью моей работы является изучение истории возникновения акции «Георгиевская ленточка».

В связи с этим решались задачи:

Собрать необходимую информацию, используя различные источники;

Систематизировать полученные сведения по историческим эпохам;

Провести опрос среди моих сверстников;

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.

Цель

Гипотеза

Задачи :1 . Изучить историю происхождения Георгиевской Ленты, упоминания в истории, связанные с наградами в честь Георгия. Систематизировать накопленный материал, отобрать самое значимое, доходя до моментов современности.

2. ).

3 . Провести опрос среди своих сверстников на тему: «Что обозначает Георгиевская Лента?».

Предметом анализа в моей работе является вопрос может ли символ Победы нашего народа в Великой Отечественной войне – Георгиевская ленточка, достойно представлять это великое событие.

Методы , применяемые в исследовании: сбор и изучение исторической научной информации, ее систематизация, на ее основе выводы и умозаключения, проведение социологического опроса, обработка его данных, выводы, составление диаграммы.

Библиография : Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи, Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. В. М. Шабанов,Серж Андоленко, русский офицер, ставший впоследствии генералом французской армии и составивший наиболее полный сборник рисунков и описаний полковых значков Русской армии, граф Литта.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Тема: «История георгиевской ленточки как символа Победы».

Введение.

Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.
В 2005 году стартовала акция «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом была Георгиевская ленточка. Появившись в год шестидесятилетия Победы, она успела за 10 лет стать традицией. Акция признана самой масштабной патриотической акцией в России. Что ж, это хороший результат. Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).

Рисунок 1.

Свято́й Гео́ргий-Победоносец (Каппадокийский) (греч. Άγιος Γεώργιος) - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости (Рис.1). На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.Исторические корни Георгиевской ленточки.

Георгиевская лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста или Георгиевской медали и ленты.
Орден Георгия был учрежден в 1769 году. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои… отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Георгиевский орден был разделен на четыре класса. Первая степень ордена имела три знака: крест звезду и ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос, которая носилась через правое плечо под мундиром. Вторая степень ордена также имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. Третья степень - малый крест на шее, четвертая - малый крест в петлице. 1 (Рис.2) Орденом 1-й степени удостоено 25 человек (Рис.1). Первым кавалером после Екатерины II стал в 1770 году граф П. А. Румянцов-Задунайский «за одержанную над неприятелем 21 июля 1770 года под Кагулом победу ». Последним кавалером стал в 1877 году великий князь Николай Николаевич Старший «за овладение 28-го Ноября 1877 года, твердынями Плевны и пленение армии Османа-Паши ».Орденом 2-й степени всего удостоено 125 человек 2 . Первым кавалером в 1770 году стал генерал-поручик П. Г. Племянников «за оказанный пример мужества, служивший подчинённым его по преодолению трудов неустрашимости и к одержанию над неприятелем победы 21-го июля 1770 года под Кагулом ». Последним кавалером в 1916 году стал французский генерал Фердинанд Фош «за успешное завершение Верденской операции 21 декабря 1916 года ».Орденом 2-й степени всего удостоено около 650 человек. Первым кавалером в 1769 году стал подполковник Федор Фабрициан «за разбитие с вверенным ему деташементом в 1600 человек под городом Галацом, 15-го ноября 1769 года весьма многолюднаго против онаго числа неприятельскаго войска ». Точная статистика награжденных Орденом 4-й степени отсутствует. По некоторым сведениям всего награждено более 10500 человек, из них до 8 тысяч награждено за выслугу лет, а остальные за боевые заслуги. 2

Полными кавалерами ордена Св. Георгия (награждёнными всеми 4-мя степенями) стали:

    князь, генерал-фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов-Смоленский ;

    князь, генерал-фельдмаршал М. Б. Барклай-де-Толли ;

    граф, генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич-Эриванский князь Варшавский ;

    граф, генерал-фельдмаршал И. И. Дибич-Забалканский .
    Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.
    В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась черно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями шириной в 1 вершок (4,44см).

Рисунок 3.

(рис.3)В 1855 году, во время Крымской войны, темляки георгиевских цветов появились на наградном офицерском оружии. Золотое оружие как род награды было не менее почетно для русского офицера, чем орден Георгия. После окончания русско-турецкой войны (1877 - 1878) император Александр II приказал главнокомандующим Дунайской и Кавказской армиями подготовить представления для награждения наиболее отличившихся частей и подразделений. Сведения от командиров об оказанных их частями подвигах были собраны и внесены на рассмотрение кавалерской Думы ордена Св. Георгия. В докладе Думы, в частности, говорилось, что наиболее блестящие подвиги в войну оказали Нижегородский и Северский драгунские полки, которые уже имеют все установленные награды: Георгиевские штандарты, Георгиевские трубы, двойные петлицы "за военное отличие" на мундиры штаб- и обер-офицеров, Георгиевские петлицы на мундиры нижних чинов, знаки отличия на головные уборы. Именным указом 11 апреля 1878 года был установлен новый знак отличия, описание которого было объявлено приказом по Военному ведомству от 31 октября того же года. В указе, в частности говорилось: "Государь Император, имея в виду, что некоторые полки имеют уже все установленные в награду за военные подвиги знаки отличия, Высочайше установить соизволил новое высшее отличие: Георгиевские ленты на знамена и штандарты с надписями отличий, за которые ленты пожалованы согласно прилагаемым, при сем описанию и рисунку. Ленты эти, составляя принадлежность знамен и штандартов, с них ни в коем случае не снимаются".До конца существования русской императорской армии это награждение широкими Георгиевскими лентами оставалось единственным. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте.

2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О государственных наградах Российской Федерации" было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака отличия "Георгиевский крест".
Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. Многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.
В Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года сказано: "В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и Знак отличия - "Георгиевский Крест" 1 . Георгиевской медалью могли быть награждены: в военное время. - нижние воинские чины, за проявленные ими подвиги мужества и храбрости в военное и мирноевремя.
- Лица, не имеющие воинское звание и даже не принадлежащие к составу армии и флота, но лишь за отличия, оказанные в бою против неприятеля. В мирное время. - Кто при стычке с превосходящим числом злоумышленников, оказывающих вооруженное сопротивление, примером личной храбрости и неустрашимости, ободрит своих товарищей, и тем будет способствовать успешному окончанию дела. Кто в стычке с вооруженными злоумышленниками, спасет жизнь своего начальника или освободит его. Кто при нападении превосходного числа злоумышленников сохранит за выбытием начальника, порядок в команде и своей отвагой и распорядительностью будет способствовать их задержанию,…(рис. 4).

Рисунок 4.

Таким образом, очевидно, Георгиевская ленточка в современном ее видении и понимании является прямым подобием основных элементов Георгиевского наградного комплекта, появившегося во второй половине восемнадцатого века, определенная атрибутика которого использовалась и в наградах времен Великой Отечественной войны, что очень важно в свете исторических традиций и темы моего исследования

2.Символика Георгиевской Ленты.

Существуют различные мнения о символике Георгиевской ленты. Например, граф Литта в 1833 году писал: "бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня…". Однако Серж Андоленко, русский офицер, ставший впоследствии генералом французской армии и составивший наиболее полный сборник рисунков и описаний полковых значков Русской армии, с таким объяснением не согласен: "В действительности же цвета ордена были государственными с тех времен, когда русским национальным гербом стал двуглавый орел на золотом фоне… Вот как при Екатерине II описывался русский герб: "Орел черный, на главах корона, а наверху в середине большая Императорская корона - золотая, в середине того же орла Георгий, на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье - желтые, венец желтый же, змей черный".

Таким образом, русский военный орден и по своему имени и по своим цветам имел глубокие корни в отечественной истории" 3 (рис.5). Таким образом, черно – оранжевый (желтый) традиционные цвета российской монархии, а вместе с тем мужества, доблести, победы в борьбе за интересы Отечества, поэтому вполне достойны отражать символ памяти нашей победы в той страшной войне.

Рисунок 5.

«Память сердца». Георгиевская ленточка: Я помню! Ягоржусь!

Мерзлякова Дарья, 3 класс.

Россия, Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Антипино, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Антипинская средняя общеобразовательная школа»

Практическая часть

В наши дни появилась интересная традиция, связанная с этим военно – историческим символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.

Акцию «Мы помним! Мы гордимся!» придумала к 60-летию Победы Наталья Лосева - сотрудник информационного агентства «РИА Новости». Организаторами акции являются «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община». Финансирование на закупку ленточек выделяют региональные и местные власти. Акция поддерживается средним и крупным бизнесом, различными СМИ.

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте. По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля. Целью данного мероприятия является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта». 4

Однако далеко не все жители России поддерживают акцию. В 2008 году был создан сайт za-lentu.ru, который выступает в защиту Георгиевской ленты и считает акцию крайне неуважительной по отношению к символу Победы. В первую очередь, противников акции возмущает использование ленты в коммерческих целях, неуважительное привязывание её на одежду, на сумки и даже на домашних животных. 5 Участники акции рассматриваются некоторыми представителями СМИ, как фашисты или люди, не уважающие и не ценящие ветеранов ВОВ. Моральный аспект данной дилеммы крайне сложен, и, как мне кажется, каждый человек сам решает для себя: либо ленточка – дань уважения, олицетворения нашей благодарности, либо неправомерное использование части военной награды.

В 2005 году стартовала акция «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом была Георгиевская ленточка.

Появившись в год шестидесятилетия Победы, акция успела за 10 лет стать традицией. Она признана самой масштабной патриотической акцией в России. Что ж, это хороший результат. Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу.

Среди учащихся нашей школы (1-8 классов), я провела социологический опрос: «Что для тебя значит Георгиевская ленточка?». Было опрошено 54 ученика, из которых 40 ответили в различных формулировках – символ Победы над фашистской Германией; 9 – затрудняюсь ответить; 5 – не знаю.

Из вышеизложенного следует, что в целом в нашем обществе за Георгиевской ленточкой закрепилась устойчивая ассоциация с Победой нашего народа в Великой Отечественной войне, она узнаваема представителями всех поколений, у подавляющего населения страны вызывает положительные эмоции (дань уважения ветеранам живым и погибшим защитникам нашего Отечества).

Чтобы узнать о жизни наших дедов и прадедов в военное и послевоенное время приглашали на классные часы ветеранов труда, а также убирали территорию у обелиска погибшим. Ходили к своему подшефному ветерану труда Верховцеву Петру Ивановичу, помогли ему в уборке территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я пришла к такому выводу, что Георгиевская лента - это многовековой символ Победы, элемент наградного комплекта за особые боевые заслуги в боевых действиях.

Во второй половине 18 века Георгиевская лента появилась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста или Георгиевской медали и ленты. Орден Георгия был учрежден в 1769 году и по статусу им награждали только за конкретные подвиги в военное время «тем, кои… отличили себя особливым каким мужеством или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы». Это была исключительная воинская награда. Многие боевые награды носились на самой ленте, которая носилась под мундиром, также на шею одевали кресты на более узкой ленте. В 1806 г. в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена, где в навершии повязывалась черно – оранжевая Георгиевская лента. 08.09.1943 г. был учрежден орден Славы трех степеней, его статут также как и желто – черная расцветка ленты напоминает о Георгиевском кресте. Георгиевская лента также украсила многие солдатские и современные медали и знаки. Черно – оранжевые цвета символы воинской доблести и славы, цвета пороха и огня. Цвета ордена стали государственными с тех пор, когда русским национальным гербом стал двуглавый орел на золотом фоне, таким образом русский военный орден частью, которого является лента ведет глубокие корни из отечественной истории. Связь части старых и новых наград и символом Победы в наши дни очевидна. Связь между Георгиевской ленточкой и Георгиевским наградным комплектом очевидна. Акцию придумала к 60 – летию Победы Н. Лосева (сотрудник «РИА Новости») и начинаться она будет уже в десятый раз с распространения волонтерами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте. Соцопрос проведенный среди учащихся показал, что большинство из них носят этот символ, зная и понимая его значение.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

Литература:

1. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв.сост. В. М. Шабанов. М., «Русскій міръ», 2004. 928 c., илл. ISBN 5-89577-059-2

2. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1991. - 224 с ISBN 5-02-027196-9

3. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». – Москва. 2006.

Интернет-ресурсы:

1. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm

2. http://superclass80.ucoz.ru/publ/1-1-0-6

3. http://www.v-kn.ru/content/view/298/109/

4. http://www.flagcenter.ru/news/5/

6. http://www.statesymbol.ru/news/20050420/39596492.html

7. http://genefis-gbr.ru/view.php?id=342

8. http://www.marsiada.ru/624/lica/718/5022

9. http://www.chaskor.ru/p.php?id=6023

Мерзлякова Дарья Андреевна, учащаяся 3 класса

МАОУ «Антипинская СОШ»

Тема моей работы: «История георгиевской ленточки как символа Победы».

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.

В канун 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов значима тема ее символов. К сожалению, уходят из жизни ветераны, которые выиграли самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться. Наша задача стремиться, во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям о подвигах бойцов фронта и работников тыла, всех тех, кто эту Победу завоевал.

Перед празднованием дня Победы люди вешают на сумки, на рукава, на антенны машин символ Победы – Георгиевскую ленточку. Наверное, многие делают это, не понимая значения и не зная истории этого символа, порой их действия - даже не дань уважения, а простое попугайство (все одели, и я одену). Это и стало мыслью, которая навела на тему проектной работы.

Цель : выяснить, откуда берет свое начало символ Победы - Георгиевская Лента и что она обозначает, имеет право быть сегодня символом победы или нет?

Гипотеза : Наш символ Победы – Георгиевская ленточка ведет свои корни от наград связанных с именем Святого Георгия, издавна почитаемого в России.

Задачи :1 . Изучить историю происхождения Георгиевской Ленты, 2. Расшифровать символы Георгиевской Ленты (что значат ее цвета).

3 . Провести опрос среди своих сверстников на тему: «Что обозначает Георгиевская Лента?»..

В ходе исследования я узнала, что:

Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград частей Российской армии.
В 2005 году стартовала акция «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом была Георгиевская ленточка. Появившись в год шестидесятилетия Победы, она успела за 10 лет стать традицией. Акция признана самой масштабной.. Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием»

Георгиевская ленточка является прямым подобием основных элементов Георгиевского наградного комплекта, появившегося во второй половине восемнадцатого века, что очень важно в свете исторических традиций и темы моего исследования

Существуют различные мнения о символике Георгиевской ленты. Например, граф Литта в 1833 году писал: "бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня…". Однако Серж Андоленко, русский офицер, с таким объяснением не согласен: "В действительности же цвета ордена были государственными с тех времен, когда русским национальным гербом стал двуглавый орел на золотом фоне… Вот как при Екатерине II описывался русский герб: "Орел черный, на главах корона, а наверху в середине большая Императорская корона - золотая, в середине того же орла Георгий, на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье - желтые, венец желтый же, змей черный".

В наши дни появилась интересная традиция, связанная с этим военно – историческим символом. Люди, в преддверии праздника День Победы, повязывает "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.

Акцию «Мы помним! Мы гордимся!» придумала к 60-летию Победы Наталья Лосева - сотрудник информационного агентства «РИА Новости».

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету похожих на Георгиевскую ленту. По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля. Целью данного мероприятия является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта». 6

Я провела среди учащихся нашей школы (1-8 классов) социологический опрос: «Что для тебя значит Георгиевская ленточка?». Было опрошено 54 ученика, из которых 40 ответили в различных формулировках – символ Победы над фашистской Германией; 5 – затрудняюсь ответить; 9 – не знаю.

Из этого следует, что в целом в нашем обществе за Георгиевской ленточкой закрепилась устойчивая ассоциация с Победой нашего народа в Великой Отечественной войне,

В течение акции во внеурочное время мы проводили изготовление георгиевской ленточки, которую вручали не только школьникам, но и родителям, и жителям села вместе с поздравительными открытками.

Чтобы узнать о жизни наших дедов и прадедов в военное и послевоенное время приглашали на классные часы ветеранов труда, а также убирали территорию у обелиска погибшим. Ходили к своему подшефному ветерану труда Верховцеву Петру Ивановичу, помогли ему в уборке территории, а также поздравили его с днём победы, исполнили стихи и песни.

Итак, я пришла к такому выводу, что Георгиевская лента - это многовековой символ Победы, элемент наградного комплекта за особые боевые заслуги в боевых действиях.

Георгиевская лента является выражением нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

У меня был прадедушка

Который воевал и погиб в 1942 году. Он был танкистом и подорвался на мине.

За 9 лет над населением России проделан удивительный эксперимент. Лента оранжево-черного цвета вдруг стала символом победы над фашистами, а в этом году - и способом идентификации пророссийского населения Украины. Тех, кто борется против «фашистов, засевших в Киеве». Таким нехитрым политтехнологическим способом российская пропаганда учит нас ненавидеть братский украинский народ. Вместо слова «украинцы» говорят «бендеры».

Тех, кто сверг коррумпированного диктатора Януковича, приравнивают к фашистам, а Путина, стало быть, - к новому победителю «фашистов». Прием настолько удачен, что возникает вопрос: а не была ли оранжево-черная ленточка с самого своего начала, 9 лет назад, придумана как средство борьбы против народных революций? - пишет glavcom.ua .

Но, впрочем, все по порядку. Начнем с того, что никакого исторического отношения к Дню Победы черно-оранжевая ленточка не имеет. Если бы 20 лет назад человек в черно-оранжевой ленточке появился 9 Мая на улице, то его в лучшем случае бы не поняли. В худшем - задержали бы за незаконное ношение знака воинской доблести.

Проект «Георгиевская ленточка» придумала (или озвучила по просьбе товарищей) в мае 2005 года (запомним эту дату) пиарщица и сотрудник «РИА Новостей» Наталья Лосева, 1970 года рождения.

Потом на улицах их стали радостно раздавать «нашисты» и прочая прокремлевская молодежь. Признаться, в этот момент раздача «георгиевских ленточек» казалась мне всего лишь апофеозом свойственного «ликующей гопоте» исторического беспамятства и полным надругательством над той самой воинской доблестью, которую они подрядились беречь.

Дело в том, что георгиевская ленточка - это не знамя, не флажок, не значок и не надпись «Спартак» на майке. Это - знак воинской доблести. Это - лента Георгиевского ордена, учрежденного императрицей Екатериной в 1769 году, и вручалась она не собачкам, не кошечкам и не автомобилям для прикрепления на капоте. «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком».

Вряд ли Суворов, Потёмкин, Румянцев, Барклай-де-Толли, Кутузов, заслужившие этот знак доблести трудами и ранами, могли представить, что раздавать его будут неполовозрелые юнцы и юницы в переходах кому попало и что он, небрежно прикрепленный к автомобилю, будет валяться в грязи, под колесами других машин.

СССР упразднил Георгиевский орден, но в 1943 году была учреждена «гвардейская лента», украшавшая колодку ордена Славы.

И опять же - это был знак воинской доблести. Раздавать его «всем желающим» было так же кощунственно, как раздавать в знак Победы погоны генерал-лейтенанта или нашивать на рукав толстовки адмиральские галуны.

В принципе вид молодых «нашистов», всерьез думающих, что они имеют право вручать воинские знаки доблести, был апофеозом манкуртовщины. Это было естественным клиническим продолжением парада псевдоорденов, в изобилии вручаемых псевдогосударственными организациями, и знаменитой истории о «ряженой ветеранше» Гриняевой, которая, нацепив на себя кучу не ей принадлежащих наград и звезд, пролезла на трибуну парада 9 Мая и отдавала (с непокрытой головой!) честь в двух шагах от министра обороны и президента России. (Кстати, георгиевская ленточка на Гриняевой тоже была.)

И это очень хорошо понимали многие ветераны. Не раз и не два я слышала истории о настоящих кавалерах ордена Славы, которые в ответ на предложение «повязать ленточку» бросали в лицо молодому манкурту: «Я за этот орден кровь проливал, и не тебе его раздавать как рекламу в супермаркете».

Но на тот момент все происходящее казалось мне всего лишь политтехнологической задумкой. Однако внезапно, после аннексии Крыма, «георгиевская ленточка» обрела новый смысл. Она стала символом идентификации пропутинской части населения Украины.

Как заметил Михаил Ходорковский, «бендеры» и «фашисты», якобы победившие в Киеве, - это всего лишь политтехнологический прием. Русскому трудно объяснить, что ему надо ненавидеть украинца. Пиндосов, грузин, еврогеев нас ненавидеть уже научили, но обучить русского ненавидеть украинца, брата, - чрезвычайно трудно. И тут на помощь приходит политтехнология. Слово «украинец» заменяется словом «бендера». Это фашисты победили в Киеве! СССР победил фашистов в 1945 году, а Путин победит их в 2014-м! Историческая преемственность налицо, Путин тем самым делается наследником Великой Победы.

И вот тут-то я и вспомнила одну простую вещь.

Когда появилась «георгиевская ленточка» как политтехнологический проект? В мае 2005-го.

А что произошло перед этим? «Оранжевая» революция (ноябрь 2004-го - январь 2005-го). Символом «оранжевой» революции, как известно, была оранжевая ленточка. Очень важно понимать, что это тоже был символ, придуманный пиарщиками и политтехнологами. И вот вам простое доказательство: в 2013-м, когда Майдан громыхнул сам собой, без всяких политтехнологов, никаких «оранжевых» ленточек не было: только жовто-блакитные.

Именно после «оранжевой» революции Путина запугивали кошмарным видением «западных агентов», устраивающих «цветные» революции по всему миру и только и ждущих, чтобы свергнуть Владимира Владимировича. Именно с этого момента в Кремле воцарился параноидальный страх «цветных» революций, а вся внешняя политика начала строиться на желании поквитаться любой ценой с лидерами и народами тех стран, которые - на счастье ли себе, на беду ли - отстояли демократию и свободу. И начали осваивать гигантские деньги на проекты борьбы с «цветными» революциями.

Так вот, мой простой вопрос: вам не кажется, что «георгиевская ленточка» в ее нынешнем виде - проект по борьбе с революциями в сопредельных странах, политтехнологический прием, позволяющий назвать тех, кто борется за свободу, «фашистами», а Путина, по каким-то внутренним психологическим причинам ассоциирующего себя со всяким свергнутым народом коррумпированным диктатором, - позиционировать как «борца с фашизмом»; вам не кажется, что все это было задумано Сурковым еще в 2005 году, сразу после «оранжевой» революции?

Не случаен даже выбор цвета. Ведь «оранжевая» революция - это оранжевая ленточка. А георгиевская - черно-оранжевая. Налицо явный пиаровский плагиат.

Келеш Тамара

Руководитель проекта:

Спиридонова Альбина Александровна

Учреждение:

ГБОУ Красносельская СОШ

Исследовательская работа по истории Отечества «Георгиевская лента» – символ Победы» содержит информацию об истории возникновения и символике традиционного атрибута праздника Победы. Ученица 8 класса стремится внести свой вклад в развитие патриотизма среди молодёжи.

Автор исследовательского проекта по истории «Георгиевская лента» – символ Победы» изучает цели возникновения общественной акции «Георгиевская ленточка» и её основные принципы, знакомится с правилами участия и, на основе полученной информации, разрабатывает памятку для учащихся школы.


Проект по истории Отечества «Георгиевская лента» – символ Победы» содержит анкетирование учащихся, целью которого было изучение осведомлённости молодого поколения о символе праздника Победы. Анализ результатов опроса также представлен в работе. Автор проекта по истории разработала план «урока – мужества» для учащихся школы и применила его во время организации мероприятий, посвященных воспитанию патриотизма в среде молодежи.

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1. Истории возникновения символа «Георгиевская лента »
1.2. Общественная акция «Георгиевская ленточка »
Глава II. Практическая часть исследования
2.1 Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


Все дальше от нас уходит в историю победа советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. 72 года прошло с тех пор как наши отцы и деды подарили нам мирное небо над головой. Для населения России и еще миллионов людей по всему миру День Победы - святой праздник.

Несмотря на это, в наше время, в средствах массовой информации можно встретить информацию о том, что предпринимаются попытки переписать историю, превратно ее истолковать, оскверняются памятники и символы победы, преуменьшая вклад СССР в дело победы над фашизмом.

Такая тенденция распространяется не только в далеких от России странах, но и в соседних, когда-то братских республиках. Да и некоторые россияне начинают забывать, что такое фашизм, какого страшного врага одолела наша страна. Особенно это наблюдается среди молодежи, в среде которой зачастую распространяется даже неофашизм, понятие патриотизм становится не популярным.

Следовательно, исходя из выше сказанного, следует актуальность мной избранной темы. Память об этом событии уходит в прошлое, а забывать такие глобальные преобразования, изменившие не только судьбу нашего государства, но и судьбу всего мира, нельзя.

Известный историк Василий Осипович Ключевский говорил: «История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков ».

Сегодня празднование Дня Победы невозможно представить без символа Победы - георгиевской ленточки . Через маленькую чёрно – оранжевую ленточку, общественные деятели и просто неравнодушные люди делают все, чтобы не забылись те страшные дни, не погасла память в сердцах наших соотечественников и людей всего мира.

Анализируя информацию, я поняла, что мало знаю об этом символе Победы. Изучив данную тему, я выдвинула гипотезу: учащиеся ГБОУ Красносельская СОШ также как и я мало осведомлены о явлении «георгиевской ленты » как символа побед России.


Целью моей работы исследовать информированность учащиеся ГБОУ Красносельская СОШ об истории появления и значении «Георгиевской ленточке » - как символа Победы.

Объект исследования - «Георгиевская ленточка ».

Предмет исследования – знания учащихся ГБОУ Красносельская СОШ об истории появления и значении «Георгиевской ленточки » – как символа Победы.

В связи с целью решить следующие задачи:

  • изучить и систематизировать необходимую информацию об истории возникновения символа «Георгиевская лента »;
  • выяснить, что такое общественная акция «Георгиевская ленточка »;
  • провести опрос среди учащихся 5-11 классов моей школы с цель понять, что они знают о данном символе;
  • ознакомится с правилами участия в общественной акции «Георгиевская ленточка », создать памятку и разместить её на стенде школы посвященный Великой Отечественной войне;
  • провести «урок мужества » среди учащихся школы, посвященное истории символа Победы.

Методы эмпирического уровня: опрос, сравнение, наблюдение, гипотеза.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение,анализ, синтез, индукция, дедукция.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что полученные знания можно использовать в школе для «уроков мужества » и других мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма в среде молодежи.

Для изучения вопроса истории объекта исследования использовались литературные источники: исторические энциклопедии. Для изучения общественной акции информация была получена из интернета, так как эта акция появилась именно там.

Вопрос истории появления символа «Георгиевская лента » и одноименной акции достаточно освещен как в литературных источниках, так и в интернете.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Рассветовская средняя общеобразовательная школа"

МО Лодейнопольский муниципальный район

Проект
«Георгиевская ленточка -

маленький флажок большой Победы »


Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Рулькова М.Н.

п. Рассвет

2017 г.

Пояснительная записка.

Седая древность через вечность смотрит

На наши души в русские года,

Нас вяжет лента, где святой Георгий

Победу как спасенье передал.

Нашли в боях мы фронтовые беды,

Не замарали доблестную честь,

И на груди георгиевская лента -

Напоминание людям, кто мы есть.

Руслан Ермаков


Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Идут нападки на признанных героев. Отрицается сама возможность подвига, который за время войны повторили неизвестные солдаты сотни и тысячи раз.

Уходят из жизни ветераны. Всё меньше у них сил для того, чтобы ходить в детские сады и школы, рассказывать нам и нашим детям правду о том, как они воевали. Я видела их много, когда училась в школе. Сейчас их можно пересчитать по пальцам. Как нас тогда восхищало количество орденов, которые они надевали на 9 мая!

В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в деле патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. А ещё мы не должны позволить украсть у нашего народа эту Великую Победу!

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, преклонение перед подвигом и гордость за свой народ. Патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: исследовательско - познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя), май 2017 г.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (5-7лет), воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Цель проекта:
Формирование представлений о Великой Отечественной войне, уважения к военной истории России, патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников, через участие в акциях;
- воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам;
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- воспитывать будущих защитников Отечества;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса к истории своей страны и семьи;
- формирование любви к Родине;
- формирование гражданской позиции;
- проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям, оказание посильной помощи.
- реализация детского творчества и таланта.
Продукт проектной деятельности
- Составление совместно с родителями альбома «Они сражались за родину», «Дети войны»;
- Продуктивная деятельность выставка рисунков «Война глазами детей»,

рисование и аппликация «Георгиевская лента»;

Акция «Георгиевская лента», «Открытка ветерану»;
Этапы проекта
I этап. Подготовительный:

  • Составление паспорта проекта;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  • Создание презентаций для просмотра;
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме


II этап. Основной:

  • Проведение с детьми бесед о войне;
  • Проведение игр-состязаний;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц о Родине);
  • Рассматривание картин;
  • Создание альбомов;
  • Выставка детских работ;
  • Просмотр презентаций;
  • Разучивание песен военной тематики;
  • Прослушивание музыкальных произведений о войне;
  • Проведение конкурса стихов о войне и патриотических акций;
  • НОД «9 мая – День Великой Победы».


III этап. Итоговый:

  • Литературно- музыкальная постановка «Поклонимся великим тем годам»;
  • Выступление на концерте для ветеранов и тружеников тыла в КСК п.Рассвет.


В работе с детьми:
План реализации проекта


Тема


Цели и задачи


Совместная деятельность с детьми

«Так началась война...»


Дать детям понятие, что война – это трагедия и испытание для всего народа, рассказать о мужестве и героизме всего населения страны, ставшего на защиту Отечества. Удовлетворять познавательные потребности детей о войне.


- беседа: «Великая Отечественная война»;
- чтение и разучивание стихотворений о войне;
- чтение «Враг у ворот» Н.С.Тихонов.
- Игры-состязания «Кто быстрее», «Самый меткий», «Самый смелый» .
- прослушивание песен на военную тематику;
- рисование «Пусть всегда будет мир»

«Дороги войны»


Познакомить детей с основными событиями войны, городами-героями. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.


- беседа «Памятники воинской славы»;
- экскурсия на Курган славы;
- рассматривание альбомов городов-героев;
- пословицы и поговорки о родине;

Просмотр презентации «Георгиевская ленточка»;

Рисование «Георгиевская ленточка»

Квест-игра на прогулке «Георгиевская ленточка»


«Дети войны»


Познакомить детей с именами детей-героев военных лет. Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы. Формировать чувство гордости за их подвиги. Воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной войны.


- беседа «Дети и война»;
- создание альбома «Война глазами детей»;
- рассматривание иллюстраций «Герои Великой Отечественной войны»;
- чтение отрывка произведения В.Катаева «Сын полка»;
- аппликация «Георгиевская ленточка»
- интервью "Что ты знаешь о своих родных, живших во время войны?"

«Чтим великий День Победы»


Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества. Закрепить и расширить представление детей о героях в военные годы г.Тулы. Показать, что бессмертная слава ратного трудового подвига народа живёт в памяти людей.


- НОД «9 мая – День Великой Победы»;
- беседа «О дне Победы»;
-оформление выставки детских рисунков;
- просмотр презентации «Герои Великой Отечественной войны»;
- чтение «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль.


«Поклонимся великим тем годам»


Донести до подрастающего поколения значение Победы народа в Великой Отечественной войне. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.

Литературно- музыкальная постановка «Поклонимся великим тем годам»

Выступление на концерте для ветеранов и тружеников тыла


В работе с родителями:

  • Анкетирование «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945г.»;
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
  • Мастер-класс по украшению георгиевской ленточки.

Результат проекта:

  1. Проект «Георгиевская ленточка» способствовал реализации задач патриотического и гражданского воспитания детей, формированию любви к Родине, уважения к ветеранам и пожилым людям;
  2. Дети познакомились и узнали о происхождение Георгиевской ленточки, стали непосредственными участниками акций;
  3. 80 % родителей с огромным желанием приняли участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  4. У детей и родителей пробудился интерес к истории своей страны и семьи, о чем свидетельствует проведённая поисковая работа.
  5. Поисковая работа Эльдара А. представлена на конкурс "Вахта памяти".

Список используемой литературы

  1. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв.сост. В. М. Шабанов. М., «Русскій міръ», 2004. 928 c., илл.
  2. Дуров В.А.Русские награды XIII - XX вв.-М.: Просвещение, 1997-160с.
  3. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды - СПб: ООО "Издательство Полигон", 2001 - 352с., ил.
  4. Петерс Д.И.Наградные медали России.М.: Просвящение, 1979.
  5. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1991. - 224 с.
  6. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». – Москва. 2006.
  7. Энциклопедия для детей. Е.5, ч.3. История России. XX век. Сост. С.Т.Исмайлова. - М.: Аванта+,1996.
  8. Интернет-ресурсы

Приложения


ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКИ

Задача

  1. Выяснить историю происхождения «Георгиевской ленточки».
  2. Исследовать, почему «Георгиевская ленточка» двухцветная.

История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого.

Ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, которого еще называют Победоносцем.

Существует легенда, в которой рассказывают, что в озере жил змей, который пожирал людей. Осталась одна девица. Ее отвели к берегу озера. Когда змей стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне Георгий, который копьем поразил змея и спас девушку. Так он прекратил уничтожение людей.

Икона «Георгий Победоносец»

В 1769 году в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония. Екатерина II подписала статус Военного ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия. В дворцовой церкви отслужили Божественную литургию, были освящены знаки ордена - крест, звезда и лента.

Знак ордена представлял собой равноконечный крест с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. В центральном медальоне на лицевой стороне был помещен образ святого Георгия на белом коне, на оборотной монограмма - «СГ», то есть «Святой Георгий». Лента двухцветная - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя». Также считается, что эти цвета символизируют собой смерть и воскрешение. Св. Георгий трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем.

Звезда была четырехконечной, золотой, с монограммой и девизом в центре - «За службу и храбрость».

Орден Святого Георгия Победоносца Комплект ордена

НАГРАДНОЙ КОМПЛЕКТ И ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ ОРДЕНОМ

Георгиевская лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста и ленты. Георгиевский орден был разделен на четыре класса. Первая степень ордена имела три знака: крест, звезду и ленту, которая носилась через правое плечо под мундиром. Вторая степень ордена также имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. Третья степень – малый крест на шее, четвертая – малый крест в петлице.

4 степень 3 степень 2 степень 1 степень

Наградные комплекты 4-х степеней и правила ношения

Первый раз выдавалась низшая, 4 ступень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.

Полными кавалерами ордена Св. Георгия (награждёнными всеми 4-мя степенями, так называемым «полным бантом») стали всего 4 человека, в т.ч. М.И. Кутузов.

ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне XX века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами в 1942 году был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией. Орденом Отечественной войны награждались лица, проявившие в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие за храбрость, стойкость и мужество.

Воины Александра Невского, дружинники Дмитрия Донского, солдаты Суворова и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. И они ПОБЕДИЛИ!

В любом случае, появившийся ещё в царской России символ прочно укрепился в истории и теперь стал традиционным цветом праздника 9 мая.

АКЦИЯ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА»

Задача

  1. Выяснить в чем смысл громкой акции, в которой участвует миллионы людей.
  2. Как правильно носить георгиевскую ленту.

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, на улицах появляются люди, которые распространяют среди населения небольшие отрезки лент, символ Победы - Георгиевскую ленточку. Ленточки с удовольствием разбирают и прикрепляют на груди и взрослые, и дети.

В 2005 году стартовала акция «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом была Георгиевская ленточка. Появившись в год шестидесятилетия Победы, она успела за 10 лет стать традицией. В 2005 году было распространено более 800 тыс. ленточек, а уже в 2007 году акция проходила во всех странам мира и было распространенно более 10 миллионов ленточек.

Цель акции «Георгиевская ленточка» - это создание символа праздника, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте.

В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта в годы Великой отечественной войны.

Георгиевская лента быстро прижилась по всему миру и уже стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы.

Акция «Георгиевская ленточка» приняла большие масштабы. Но к сожалению мы видим людей, украсивших свои штаны/ чемоданы/обувь Георгиевской лентой, мы говорим вам - снимите эти ленты, если у вас осталось чувство собственного достоинства и уважения к истории.

Существует много способов завязывания Георгиевской ленточки, такие как: молния, уголочек, изящный бант.

У данной акции даже есть свой кодекс, о котором большинство людей, к сожалению, даже не догадывается:

1. Акция «Георгиевская ленточка» – некоммерческая и неполитическая.

2. Цель акции – создание символа праздника - Дня Победы.

3. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4. «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты.

5. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» - символ, а не награда.

6. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

7. «Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9. Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями.

10. Надписи на ленточке не допускаются.

Единственно верным способом ношения георгиевской ленты является прикрепление её на лацкане пиджака с левой стороны на уровне сердца. Это лучший способ проявить память и уважение к людям, отдавшим свою жизнь за будущее нашей страны.

СТИХИ И ПЕСНИ О ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКЕ

Слова Андрея Елисова, музыка и исполнение - Руслан Ермаков


1. Седая древность через вечность смотрит
На наши души в русские года.
Нас свяжет лента, где святой Георгий
Победу, как спасенье передал.

Прошли в боях мы фронтовые беды
Не замарали доблестную честь.
И на груди георгиевская лента
Напоминанье людям, кто мы есть.

припев.
Георгиевская лента,
победа над врагом.
Хранима мною в сердце,
как наша связь веков.
Георгиевская лента-
ты нить во все года.
А рядом миг и вечность
и подвиг навсегда.

2. Мы русские мы связаны любовью!
Мы победители различных вражьих орд.
У нас есть вера, и мы верим в Бога.
Мы не забыли 45ый год.


На этой ленте и Берлин, и Киев,
Огни блокады и хатыньский прах.
Нить поколений через всю Россию.
Дрожит пред нею самый лютый враг.

припев.
3. У нас непросто ленточка как память
Оранжевое солнце над землей.
Святой Георгий в ней соединяет
Борьбу зари над самой черной мглой.

И если ты несешь полоску света
В своей груди, как родины огонь,
Согрей теплом любви свою планету,
Раскрой для неба сердце и ладонь.
припев.

Георгиевская ленточка

А.Калмыковой

Ее я привязала на антенну,

Она сияла ярким огоньком,

Огонь и пепел ведь неотделимы -

В машин потоке стали вдруг флажком

Я внучка ветерана, и победу

Считаю тоже праздником своим,

Горжусь победой, радуюсь победе,

Пришедшей к нам сквозь копоть, смерть и дым.

И с этим майским праздничным салютом

Мой дедушка как будто бы воскрес...

И маленький флажок большой Победы

Я в воскресенье повяжу на желтый крест.

* * *

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА.
Петр Давыдов


Когда на раненную Землю,
Пришла победная весна!
Волной народного веселья
Проникла в каждый дом она!
Парад Победы… Флаги… Лица…
И песни праздничный мотив.
Над площадью, как будто – птица
Цветная ленточка летит…

Из прошлого, из вечности
Летит она сейчас…
Георгиевская ленточка,
Объединяя нас

Уже закончились погони…
Весенним облаком накрыт,
Зажав оружие в ладони,
Солдат Победы сладко спит.
Из майских облаков портниха
Пошила мягкую кровать
И стало необычно тихо…
И можно было просто спать.
Оливковая веточка
Укажет мирный путь…
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»

Колодец памяти – бездонный.
И души павших – где-то там…
Давайте вспомним поименно,
Кто подарил Победу нам!
Победа! – слезы и веселье!
Те дни еще пылают в снах,
Когда на раненную Землю
Пришла победная весна!

И маленькая девочка
Оденет тоже – пусть!
Георгиевскую ленточку:
«Я помню! Я горжусь!»

Мы все такие разные –
Мир каждого – иной.
Но все теперь мы связаны
Той ленточкой одной!

От прошлых дней – до вечности –
И радость в ней и грусть…
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА
Натали САМОНИЙ


Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

* * *
Майский день красив необычайно-

День Победы празднует страна!

Может, это вовсе не случайно-

Что весной закончилась война?

Неслучайно в этот день чудесный,

В память о героях давних лет,

Распустились нынче повсеместно

Лепестки георгиевских лент…

А. Желнов

Квест-игра «Георгиевская ленточка»

http://www.maam.ru/users/katrin20063

Цели : формировать патриотические чувства, уважение к символам Великой Победы; укреплять физическое и психическое здоровье.

Участники : дети подготовительного возраста, родители, педагоги.

Оборудование : музыкальный центр, записи песен военных лет.

Предварительная работа : на занятиях воспитатель рассказывает детям о городах-героях, знакомит с их памятными местами. Музыкальный руководитель проводит цикл занятий по знакомству детей с песнями военных лет. Заранее на территории детского сада выбираются места для станций, по которым будут проходить дети (на каждой из станций - название города-героя : Москва, Ленинград, Сталинград, Новороссийск). Готовится военная карта (территория детского сада) с названиями городов- героев и маршрутом остановок, последний пункт - это Москва. В коробочке лежат георгиевские ленты по числу участников квеста . Макет танка изготовлен из картонной коробки, мешочки с песком.

Подготовка станций : на каждой из станций должны находиться по два взрослых (родители воспитанников)


Ход игры:

Ведущий. В память о подвиге русских солдат, отстоявших мирную жизнь, ребята вы сегодня примите участие в увлекательном приключении, а наградой за преодоление всех трудностей будет символ Победы - георгиевская ленточка!

Чтобы найти заветную награду, вам предстоит, выполняя задания, собрать части карты, на которой отмечены города-герои, и, совместив их вместе, узнать, в каком городе-герое находятся георгиевские ленточки! Вот первый фрагмент карты! Мы отправляемся в Сталинград!

Ведущий задает детям вопросы о городе:

Почему город получил название «Город-герой»? (за мужество и доблесть солдат в ходе Сталинградской битвы)

Как называется этот город сейчас? (Волгоград)

Какое самое известное место, посвященное войне, находится в этом городе? (Мамаев курган с памятником «Родина-мать зовет»)

Солдаты, отстоявшие город во время войны, были очень мужественными и выносливыми: бои продолжались и днем и ночью, но они удержали уцелевшие высотные здания и вели огонь из боевых орудий. Давайте проверим вашу выносливость и умение ориентироваться на местности.

Подвижная игра «Ночное ориентирование»

Цель игры : ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности.

Количество игроков: четное.

Оборудование : 2 ориентира, 2 повязки на глаза.

Ход игры :

На расстоянии 10 метров устанавливаются 2 ориентира, первым игрокам завязывают глаза, они должны дойти до ориентира и обойти его, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку. Остальные участники команды могут подсказывать игроку с завязанными глазами направление движения. Когда на линию старта возвращается последний игрок, для всей команды наступает «День» . Побеждает команда, у которой «День» настанет раньше.

Ведущий.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Теперь вы получаете вторую часть карты и можете отправляться к следующему городу-герою.

Дети отправляются к станции «Ленинград» .

Станция «Ленинград»

Ведущий задает детям вопросы :

Как сейчас называется город –герой Ленинград? (Санкт- Петербург)

Что вам известно об обороне Ленинграда? (900 дней город находился в блокаде; люди голодали, замерзали и умирали, но отстояли его.)

Что спасло ленинградцев в зимнее время(«Дорога жизни» -дорога по льду Ладожского озера)

По узкой полоске льда детей и женщин вывозили из окруженного фашистами города. Этот путь был трудным, но люди преодолели его. Я предлагаю вам испытать свою сноровку в игре «Переправа»

Подвижная игра «Переправа»

Цель игры : развитие ловкости.

Количество игроков : четное.

Оборудование : 4 дощечки размером 20/30

Ход игры. Дети выстраиваются в 2 команды. Первые игроки, подкладывая себе под ноги дощечки, должны пройти определенное расстояние на скорость, а затем передать их следующему игроку.

Ведущий . Молодцы, держите третью часть карты! Отправляемся в Новороссийск!

Станция «Новороссийск» .

Вопросы ведущего :

Где находится этот город? (На берегу Черного моря)

Новороссийск- крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом, но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны.

Как назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты? (Малая земля)

Ведущий предлагает детям отгадать загадки .

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном (корабле)

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота-

Ждет тебя, солдат (пехота)

Кто шагает на параде:

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной? (моряки)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было (войны)

Ведущий. Молодцы! И с эти заданием справились! Добыли последнюю часть карты! Теперь нас ждет город - герой Москва.

Станция 4. «Москва»

Ведущий задает вопросы детям :

Что вы знаете о городе Москва (это столица нашей родны)

Какие еще города-герои вы знаете? (Севастополь, Керчь, Одеса, Тула, Мурманск, Брест, Минск, Смоленск)

Фашисты летом 1941 года планировали за несколько месяцев захватить нашу страну и уже осенью шагать по Красной площади. Но не ступил вражеский сапог на святую для каждого русского человека землю. Остановить противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса удалось в результате битвы под Москвой.

Бесконечные танковые атаки обрушивал враг на защитников Москвы, но даже танковая броня не смогла сломить стойкость и мужество советских солдат. Под непрерывным обстрелом они, не щадя себя, закидывали танки гранатами и бутылками с зажигательной смесью и отстояли город.

Сейчас вас ждет последнее испытание!

Подвижная игра «Огневой рубеж»

Цель игры : развитие меткости, навыков метания мяча или мешочка с песком

Оборудование : мешочки с песком или мячи, 2 картонные коробки с нарисованными на них танками.

Ход игры : дети метают «гранату» (мешочек с песком, стараясь попасть в мишень- танк, нарисованный на картонной коробке).

Ведущий . Молодцы! Вы сильные, ловкие, смелые, меткие и, когда вырастите, станете настоящими защитниками нашей страны, такими же мужественными как ваши прадеды. Вы достойны того, чтобы носить на своей груди символ Победы-