Вопросы организации дошкольного образования. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений

Стоит обратить внимание, что статьей 65 пунктом 4 Федерального в РФ, в родительскую по присмотру и уходу за ребенком не допускается включение расходов на реализацию , а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

В состав затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком входит следующее:

- Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (за исключением оплаты труда и начислений на оплату труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования), в том числе: заработная плата (в том числе, надбавки и премии); начисления на оплату труда (страховые и накопительные взносы в Пенсионный фонд, взносы в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования); прочие выплаты (меры социальной помощи в в ДОУ и поддержки, компенсация льготного проезда, пособия, материальная помощь, и прочее).

Материальная помощь за услуги по присмотру и уходу за ребенком должна относиться к «прочим выплатам» этой части затрат. Однако по решению учредителя образовательной организации выплата материальной помощи может быть определена из фонда заработной платы - это право учредителя. Такое решение должно быть утверждено нормативным актом учредителя, субъекта РФ. Либо выплата материальной помощи может происходить за счет средств учреждения, но тогда необходимо помнить, что придется заплатить налог на прибыль, и источниками должны быть какие-либо из внебюджетных источников финансирования.

- Приобретение услуг , в том числе:

- услуги связи (мобильная и стационарная телефонная связь, Интернет);

Рассмотрим пример, в каком случае плата за интернет относится к услуге по присмотру и уходу за ребенком и не включается в образовательную услугу. Если в дошкольном образовательном учреждении есть компьютерные классы, где занимаются дети, или интернет используется, например, при проведении семинаров для родителей, - это связано с образовательным процессом, и тогда эта часть интернет-связи не должна включаться оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Если интернет используется на хозяйственные нужды учреждения, например составление и передача отчетности, то тогда эта часть относится на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком.

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги (оплата потребления тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения);

В Москве при расчете норматива на дошкольное образовательное учреждение была апробирована система расчета, по которой часть коммунальных услуг может быть затрачена на оказание образовательных услуг, а часть - на услугу по присмотру и уходу за ребенком. Для этого производился подсчет: сколько времени, из общего, проводимого ребенком в детском саду, занимает собственно сам образовательный процесс, а сколько времени потом осуществляется присмотр и уход за детьми. Именно исходя из этого соотношения, в принципе коммунальные услуги тоже могут быть распределены на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу. В других регионах России, рассчитывая норматив стоимости расходов на образовательную услугу, какую-то часть коммунальных услуг включали, а некоторые регионы - не делали специального и не включали этой части в ее состав. Те регионы, которые включали коммунальные услуги в стоимость образовательной услуги, шли по этому пути только исходя из того, что если этого не сделать, то стоимость услуги по присмотру и уходу будет очень большая. Фактически же средств у муниципалитетов не так много, чтобы оплатить всю стоимость услуги по присмотру и уходу за ребенком, это приводит к высокой родительской плате.

Прочие услуги, не связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования

К другим услугам, не связанные со стоимостью услуги по реализации обучающей программы, могут относиться, например, затраты на содержания коммунального оборудования, его техническое обслуживание и ремонт. Если же затраты проводятся на техобслуживание и ремонт учебного оборудования, например компьютерной техники, то эти расходы должны быть отнесены на учебные расходы.

- Увеличение стоимости материальных запасов , в том числе следующие виды расходов:

- расходы на приобретение продуктов питания;

Во всех регионах идут разными путями в организации питания. Есть много регионов, где дошкольное образовательное учреждение само не закупает продукты питания. Есть образовательные учреждения, которые на своих подсобных хозяйствах выращивают часть продуктов питания, которые идут на стол детям. В Москве, например, дошкольные учреждения уже, по крайней мере, два или три года не закупают продукты питания. В этом случае в штате дошкольного образовательного учреждения нет работников столовой, кухни, и образовательное учреждение не несет ответственности за работников кухни, за предоставление им условий работы, техники безопасности. Однако необходимо отметить, что контроль за качеством питания детей в дошкольных учреждениях лежит в любом случае на руководителе образовательного учреждения и управляющем совете или общественном совете образовательного учреждения.

- прочие расходы

Здесь надо учитывать расходы на хозяйственно-бытовое обслуживание детей - затраты на товары хозяйственно-бытового назначения: мыло, туалетная бумага, стиральный порошок, сода кальцинированная, хлорамин и т.д.

- Увеличение стоимости основных средств , за исключением расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

В данном случае имеются в виду те основные средства, которые предназначены для создания комфортных условий пребывания детей в детском саду: кроватки, диваны, и пр. Это не учебные игрушки, не учебная мебель, не оборудование игровой, и прочие технические средства обучения.

Алексей Александрович МАКСИМОВ, начальник управления финансов администрации Навашинского района Нижегородской области, действительный муниципальный советник 1-го класса, в статье рассматривает проблемные вопросы по разграничению полномочий между уровнями публичной власти по предоставлению услуг дошкольного образования и предлагаются пути их решения.

В прошедшем году в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» были внесены существенные изменения (Законом от 28 февраля 2012 г. № 10-ФЗ), уточняющие, в частности, сферы ответственности по организации предоставления услуг дошкольного образования. Так, к полномочиям органов местного самоуправления теперь отнесено полномочие по финансовому обеспечению дошкольного образования в негосударственных учреждениях. Также понятие «содержание детей» было дополнено (уточнено) словами «присмотр и уход за детьми» и установлена недопустимость включения в перечень расходов на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Тем не менее согласно проведенному анализу данных, опубликованных на официальном сайте bus.gov.ru, в большинстве регионов Российской Федерации до муниципальных учреждений дошкольного образования доведены муниципальные задания на предоставление одной частично платной услуги в сфере дошкольного образования. Предметом услуги является как непосредственно организация образовательного процесса по предоставлению дошкольного образования, так и содержание детей (присмотр и уход за детьми).

Что было ранее

Согласно Закону «Об образовании» услуги по предоставлению образования (обучение и воспитание) и содержанию детей разграничены. Поэтому бесплатность дошкольного образования при установлении одной комплексной услуги формально стала причиной установления платы за часть услуги, не относящейся к образовательному процессу, то есть платы за содержание ребенка, включающей питание, присмотр и уход за ним.

В соответствии со статьей 52.1 Закона «Об образовании» родительская плата не могла превышать 20 % всех затрат на содержание ребенка в образовательном учреждении (а для родителей, имеющих трех и более детей, — 10 %). Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849. Данный перечень предусматривает все расходы учреждения, включая оплату труда персонала, хозяйственные нужды, содержание зданий.

Пунктом 2.8 приложения к приказу Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» установлено, что время, необходимое для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, составляет от 65 до 80 % времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Сопоставляя вышеприведенные положения нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что и затраты учреждений дошкольного образования распределяются аналогичным образом: 80 % затрат относятся к предоставлению дошкольного образования и должны финансироваться из местного бюджета, 20 % затрат, которые идут на содержание детей в учреждении (питание, присмотр и уход), обеспечиваются за счет платы родителей.

Что изменилось

С принятием Закона № 10-ФЗ у муниципалитетов появился ряд проблем:

отсутствие соответствующего финансового возмещения при уменьшении размера родительской платы (из нее должны исключаться расходы на образовательный процесс);

угроза отнесения органами финансового контроля к неправомерным расходам компенсацию родительской платы в части возмещения затрат на предоставление дошкольного образования, включенных в нее;

неразграничение полномочия по финансовому обеспечению содержания ребенка (присмотр и уход) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в части, освобождаемой от родительской платы. Речь фактически идет о предоставлении льготы, но при этом не определено, к какому публично-правовому образованию отнесены данные расходные обязательства.

С окончательным вступлением в силу в 2012 году Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и изменением порядка финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений появилась еще одна проблема - невозможность установления муниципального задания детским садам на частично платную услугу. Существует норма Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2), в соответствии с которой бюджетное учреждение вправе в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги за плату. Однако Законом «Об образовании» не оговорено, что родительская плата взимается в пределах государственного (муниципального) задания.

Выход из создавшегося положения

Очевидно, что выходом из создавшегося положения является принятие целого комплекса решений. В ведомственный перечень услуг необходимо внести изменение по разделению одной комплексной услуги на две: услуги по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования и услуги по содержанию детей (присмотр и уход). В условиях отсутствия соответствующего источника возмещения выпадающих доходов от снижения родительской платы и в целях их минимизации в нормативы затрат на финансовое обеспечение услуги дошкольного образования можно включить только следующие расходы:

от 65 до 80 % расходов на оплату труда педагогических работников, так как только они непосредственно обеспечивают образовательный процесс (в соответствии с п. 2.8 приложения к приказу Минобрнауки);

расходы на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки (в соответствии с подп. 6.5 п. 1 ст. 29 действующего Закона «Об образовании»).

Остальные затраты следует отнести на услугу по содержанию детей. В результате на услугу по предоставлению дошкольного образования можно устанавливать муниципальное задание, так как она полностью бесплатная и ее финансовое обеспечение может осуществляться путем предоставления субсидии (в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса). На финансовое обеспечение частично платной услуги «Содержание детей (присмотр и уход за детьми)» в части снижения родительской платы из бюджета может предоставляться субсидия на иные цели (в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса).

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В декабре 2012 года был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), который вступит в силу 1 сентября 2013 года. Исключение - пункт 3 части 1 статьи 8, вступающий в силу с 1 января 2014 года, которым определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных организациях будет осуществляться посредством предоставления субвенций местным бюджетам. В субвенции в том числе включаются расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 нового закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования из наиболее бюджетоемких отнесены:

1) организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

К сожалению, остался неурегулированным механизм финансового обеспечения полномочия по присмотру и уходу за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ). Однако следует признать, что контингент этих детей, посещающих детские сады, составляет незначительный процент (по Навашинскому району - 0,9 %).

В процессе обсуждения и принятия нового закона об образовании в настоящее время в средствах массовой информации и Интернете развернулась дискуссия относительно размера родительской платы, а точнее ее возможного значительного роста. Проведенный по Навашинскому району анализ показывает, что с 1 сентября 2013 года родительская плата должна составить по городским детским садам от 3,5 до 4,5 тыс. руб. в месяц, по сельским плата может доходить до 13,5 тыс. руб. Очевидно, что даже с учетом сохраненной в новом законе компенсации за счет средств субъекта РФ части родительской платы для основной массы населения это будет непосильная плата. Законодателем в части 2 статьи 62 Закона № 273-ФЗ установлено, что учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Но кто будет оплачивать эту льготу, на сегодняшний день не определено.

Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан относится к полномочиям субъектов РФ. Это полномочие частично реализовано в части 5 статьи 65 нового Закона «Об образовании», но этого явно недостаточно для основной части граждан, имеющих детей. Проблема в том, что поддержка оказывается всем гражданам, имеющим детей, посещающих детские сады, в том числе семьям с высокими доходами и в данной поддержке ненуждающимся. В настоящее время, например, в Навашинском районе не обращаются за компенсацией родительской платы около 19 % граждан, и мы полагаем, что именно по причине того, что в ней не нуждаются (родительская плата составляет 1,25 тыс. руб.).

Очевидно, необходимо внести изменение в часть 5 статьи 62 нового Закона «Об образовании», определяющее адресность данной поддержки, в целях перераспределения средств в пользу граждан, действительно в ней нуждающихся. В противном случае муниципалитеты будут вынуждены во избежание социального взрыва предоставлять льготы по родительской плате и фактически брать на себя расходное обязательство субъекта РФ.

Согласно Общероссийским классификаторам видов экономической деятельности (ОКВЭД) и продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) услуги по содержанию детей включены в раздел 85.3 «Услуги социальные», а не в раздел 80.10 «Услуги в области дошкольного и начального общего образования». В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и оказание социальных услуг не относятся к вопросам местного значения. Согласно части 3 статьи 136 Бюджетного кодекса муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) превышает 30 % собственных доходов, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Тем не менее придется принимать данные расходные обязательства, причем муниципалитетам, имеющим дотационность свыше 30 %, вопреки запретам, установленным законодательством.

Доступность - сохранить, расходы - минимизировать

Несомненно, наиболее правильный путь - внесение в новый закон поправки, обеспечивающей предоставление за счет средств субъектов РФ адресной поддержки в зависимости от подушевого дохода семьи с целью перераспределения средств в пользу семей, в ней нуждающихся. Но пока этого не произошло, органам местного самоуправления обеспечить (сохранить) доступность услуг детских садов можно как минимум двумя способами.

Первый: ввести ограничение по размеру родительской платы в муниципальных образовательных учреждениях, то есть фактически предоставить льготу по оплате за счет местного бюджета, как это и происходит в настоящее время. В этом случае муниципалитеты, имеющие дотационность свыше 30 %, возьмут на себя расходное обязательство, не отнесенное к вопросам местного значения, в нарушение статьи 136 Бюджетного кодекса.

Второй: установить с 1 сентября 2013 года размер родительской платы в соответствии с частью 2 статьи 65 нового закона из расчета 100 % затрат на содержание детей. Одновременно ввести дополнительные меры социальной поддержки семей путем предоставления компенсации родительской платы за счет средств местного бюджета аналогично компенсации за счет средств субъекта РФ. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Оба варианта позволяют минимизировать расходы бюджета путем предоставления адресной льготы по оплате в зависимости от подушевого дохода семьи. Но первый вариант фактически полностью перекладывает на муниципалитеты расходное обязательство субъекта РФ. Во втором же варианте компенсация родительской платы за счет субъекта РФ (ч. 7 ст. 65 нового закона) будет выплачиваться из расчета суммы всех затрат, отнесенных на присмотр и уход за детьми и включенных в родительскую плату. Такое решение даже с учетом сохранения уровня родительской платы позволит дополнительно снизить расходы местного бюджета на предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в размере от 16 (с 80 до 64 % при одном ребенке в семье) до 63 % (с 90 до 27 % при трех и более детях в семье). Высвободившийся существенный финансовый ресурс можно направить на укрепление материальной базы детских садов, а также на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с указом Президента РФ.

В силу Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (действует до 1 сентября 2013 г.) перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 3 ст. 52.1), т.е. Правительством Российской Федерации или Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для исполнения этой нормы закона издано Постановление Правительства РФ № 849 от 30.12.2006 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» . Согласно ему, в родительскую плату сейчас входят:

  1. Оплата труда и начисления на оплату труда
  2. Приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом, прочие услуги
  3. Прочие расходы
  4. Увеличение стоимости основных средств
  5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Однако в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, такого полномочия у федерального органа исполнительной власти нет .
Исходя из смысла п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (положение вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) устанавливать такой «Перечень…» для муниципальных дошкольных образовательных организаций должен будет учредитель муниципалитет .

Ранее действовавшее ограничение размера родительской платы в 20% от стоимости содержания (присмотра и ухода) за ребенком (для многодетных семей - в 10%) новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ отменено . В связи с этим существует риск неправомерного увеличения учредителями муниципальных дошкольных образовательных организаций родительской платы за присмотр и уход за ребенком в 5-10 раз.

Профилактика и недопущение незаконного и необоснованного повышения родительской платы за присмотр и уход в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях являются важнейшими мерами для обеспечения конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в таких организациях.

Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми - это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Таким образом, впервые образовательная услуга и услуга по присмотру и уходу юридически четко отделены друг от друга

Пока еще применяемые статьи расходов, включаемые в состав родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, противоречат требованию пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (это положение также вступает в силу с 1 сентября 2013 г.): «Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций , реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях».

В связи с вышеизложенным недопустимым является включение с 1 сентября 2013 года в Перечень затрат, учитываемых при расчете родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных организациях, следующих расходов, указанных в формулировках редакции Постановления Правительства РФ № 849 от 30.12.2006:

  1. «Оплата труда и начисления на оплату труда» - в части оплаты педагогического и учебно-вспомогательного труда (в том числе начисления на заработную плату), компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание): все это, согласно ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  2. «Приобретение услуг (услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом)» . Такие услуги должны быть разделены на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  3. Затраты на учебные пособия, технические средства обучения, подключение и использование глобальной сети Интернет, расходные материалы, канцелярские товары и хозяйственные нужды - так как все это должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  4. «Прочие расходы», «прочие услуги» - в связи с неопределенностью формулировки, что строго запрещено федеральным законодательством.
  5. «Увеличение стоимости основных средств» - так как эти расходы должны входить в расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций.
  6. «Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка рисмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» - такое увеличение должно быть разделено на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  7. «Коммунальные услуги» . В понятие «присмотр и уход за ребенком» указанным федеральным законом не включены и коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются и воспитанники, и сотрудники образовательных организаций. Без потребления этих услуг невозможно функционирование дошкольной организации и, как следствие, невозможно реализовать образовательную программу. Поэтому оказание этих услуг является организационным вопросом для предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и должно на 100% оплачиваться из муниципального бюджета.

Состав расходов на образование и источники их финансирования.

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Национальная система образования состоит из государственных, негосударственных и воспитательных заведений и разделяется на:

дошкольное образование;

профессионально-техническое образование;

средне-специальное образование;

высшее и послевузовское образование;

внешкольное воспитание и обучение;

Расходы на образование включают расходы на:

а) функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребёнка всех направлений, деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством);

2) общее образование (расходы на содержание всех типов образовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и т.д.);

3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ, колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих получения внешкольного воспитания и обучения).

б) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления);

в) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

г) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

д) проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

е) издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

ж) государственные программы в области образования.

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающих безвозмездно.

Таблица 1 - Состав и структура расходов республиканского бюджета на образование в 2009 г.

Направления расходования средств Сумма, млн. р. Удельный вес,%
1. Итого расходов на образование 1774759409,0 100
1.1 дошкольное образование 14700270,0 0,01
1.2 общее среднее образование 44345810,0 0,03
1.3 Профессионально-техническое образование 28882586,0 0,02
1.4 Среднее специальное образование 387481297,0 0,22
1.5 Высшее и послевузовское образование 1156599104,0 0,54
1.6 Повышение квалификации и переподготовки кадров 71295348,0 0,04
1.7 Внешкольное воспитание и обучение 26836954,0 0,02
1.8 Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования 20045640,0 0,01
1.9 Другие вопросы в области образования 24752400,0 0,02

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета на образование в 2009 году занимают высшее и послевузовское образование - 0,54%.

Дошкольное образование в структуре расходов занимает 0,01%, что в денежном выражении составляет 14700270,0 млн. рублей, что на 40657,53 больше, по сравнению с 2008 годом. В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации.

1.1 Характеристика статей сметы и последовательность её составления

Смета - основной финансовый план бюджетных организаций, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований на их содержание.

Финансирование учреждений, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета, производится по утверждённым для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено.

Различают следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные, а также сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно министерствами, другими органами государственного управления.

Индивидуальные сметы расходов составляются для крупной бюджетной организации и отражают потребность в средствах на её содержание, а также источники формирования ресурсов, включая бюджетные средства, внебюджетные средства и благотворительные взносы.

Общие сметы составляются по группам однотипных мелких организаций либо по группе крупных организаций, имеющих централизованную бухгалтерию.

Сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые министерствами, другими органами государственного управления и финансируемые из бюджета, составляются и утверждаются непосредственно ими по каждому мероприятию отдельно.

Сводная смета составляется на основании перечисленных видов смет и представляет собой свод всех расходов, выделяемых из бюджета на определённую отрасль.

Сметы расходов на содержание бюджетных организаций составляются по экономической (предметной) классификации расходов, утверждённой Министерством финансов.

Расходы на капитальные вложения в сметах на содержание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчётами по каждой статье сметы.

Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах с учётом осуществления строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

В целях своевременной организации работы по составлению смет расходов министерства, другие органы государственного управления, управления и отделы облрайгорисполкомов руководствуясь указаниями Министерства финансов о порядке и сроках разработки проекта бюджета на предстоящий финансовый год:

устанавливают для подведомственных организаций сроки составления и представления проектов смет расходов и дают необходимые указания о порядке их составления;

разрабатывают и сообщают подведомственным организациям основные производственные (сетевые) показатели деятельности этих организаций на предстоящий финансовый год и другие показатели, необходимые для правильного исчисления расходов;

обеспечивают составление проектов смет расходов на централизованные мероприятия.

Проекты смет расходов, составленные бюджетными организациями, направляются в соответствующие министерства, управления и отделы облрайгорисполкомов вышестоящую организацию до утверждения бюджета.

Министерства управления и отделы облрайгорисполкомов обеспечивают тщательное рассмотрение представленных подведомственными организациями смет расходов и составление сводных смет, которые представляются соответственно Министерству финансов и соответствующему финансовому управлению (отделу) облрайгорисполкомов для включения в проекты бюджетов.

После утверждения республиканского бюджета Министерство финансов рассматривает сводные сметы расходов бюджетных организаций республиканского подчинения министерств, других органов государственного подчинения и сообщает им плановые объемы ассигнований на планируемый год в разрезе функциональной и экономической классификации расходов. Министерства, другие органы государственного управления в свою очередь сообщают всем подведомственным организациям годовые суммы расходов в разрезе экономической классификации. Утверждение смет расходов бюджетных организаций, состоящих на республиканском бюджете, оформляется подписью их руководителей с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. Утвержденная смета расходов с поквартальной разбивкой представляется бюджетной организацией в министерство (другой республиканский орган государственного управления). Министерства, другие органы государственного управления на основании представленных смет, а также смет на централизованные мероприятия составляют свод смет расходов по разделам и подразделам по разделам, подразделам функциональной классификации расходов в разрезе экономической (предметной) классификации расходов и кварталов и представляют его Министерству финансов в установленные им сроки для включения в роспись расходов республиканского бюджета.

Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» (ДОУ) можно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде всего, разнообразие видов указанных учреждений при равноправии правового, образовательного, финансового статусов, а также возможности для организации каких - либо дополнительных механизмов обеспечивающих, например кратковременное пребывание детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады под контролем педагогических работников.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении устанавливает следующие виды дошкольных образовательных учреждений :

Детский сад;

развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, в настоящее время установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т.д.).

Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

В Бюджетном кодексе РФ нормативная форма финансирования рассматривается как основа формирования бюджетных затрат. Так, в Бюджетном кодексе РФ указывается, что в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений входит «установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг» . В соответствии с Бюджетном кодексе РФ «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ» .

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

Нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

Долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах соучредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

Итак, при финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

Государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

Местный бюджет - на нормативной основе;

Родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

По видам затрат;

Способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

Признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

Финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственником учредителем;

Оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

Дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативноправовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

Планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

Придать всем ДОУ статус юридического лица;

Открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

211 - Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);

212 - Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);

221 - Оплата услуг связи;

226 - Прочие услуги;

310 - Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).

211 - Заработная плата;

213 - Начисления на оплату труда;

223 - Коммунальные услуги;

225 - Услуги по содержанию имущества;

290 - Прочие расходы;

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств местного бюджета:

222 - Транспортные расходы;

310 - Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

222 - Транспортные расходы;

310 - Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

Норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

Местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;

Порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;

Порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1) За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2) Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3) Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4) Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5) Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

Финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

Норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

Органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги,финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

За счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

Расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

Финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

В таблице 1.1 рассмотрим состав расходной части бюджета г. Казани за 2012-2015 гг. на образование.

Таблица 1.1

Расходы бюджета г. Казани в 2013-2015 гг., тыс. руб.

По таблице 1.1 видно, что в состав расходов бюджета г.Казани на образование входят:

Расходы на дошкольное образование;

Расходы на общее образование;

Расходы на начальное профессиональное образование.

Расходы местного бюджета на детские дошкольные учреждения входят в состав расходов на дошкольное образование.

Анализ данных таблицы 1.1 свидетельствует о существенном снижении общей суммы расходов на образование в 2015 году по сравнению с 2013-2014гг.

В 2015 году наиболее емкими статьями функциональных расходов бюджета г.Казани стали расходы на: общее образование (59,7%), дошкольное образование (32,8%), здравоохранение и социальная политика.

Расходы бюджета г.Казани на финансирование детских дошкольных учреждений в 2015 году составили 1353,2 млрд.руб., или 27,3% от общего объема расходов, что на 2909,8 млрд.руб. меньше, чем в 2014 году, и на 28277,8 млдр.руб. меньше, чем в 2013 году.

В настоящее время затраты городского бюджета на содержание ребенка в детском саду в месяц составляют 80 процентов (сюда включены расходы на начисление заработной платы, коммунальные услуги, питание, медикаменты, хозяйственные расходы, транспорт, аренда, текущий ремонт). Родительская плата составляет 20 процентов от общего объема расходов.

Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.

Научно-технический прогресс, задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Таким образом, детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.

Расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании -- число детей в детских садах.