Положение московской политики и жизни в конце XVII века. Российское государство в XVII-XVIII веках

В феврале 1613 г. на земском соборе царем избирается Михаил Романов (1613-1645). В России утверждается новая династия. Его отец - Федор Никитич (в монашестве Филарет), двоюродный брат последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича, после возвращения в 1619 г. из польского плена становится патриархом всея Руси,

Новое правительство занимается прежде всего ликвидацией последствий в социально-экономической и внешнеполитической сферах. В 1617 г. был заключен мирный договор со Швецией, Россия вернула Новгород и Псков, но потеряла земли по берегам Невы и финского залива, единственный для нее выход к Балтийскому морю. В 1618 г. подписано Деулинское перемирие с Польшей, оставившее Смоленск и смоленские земли Речи Посполитой, Относительно спокойное царствование Михаила Федоровича было временем собирания сил. Однако эти десятилетия стали и периодом подспудного вызревания новых общественных противоречий, которые выплеснулись на поверхность социальной жизни в первые годы правления Алексея Михайловича (1645-1676).

В связи с увеличением военых расходов в 30-40-е гг. заметно возрастают налоги. В 1646г. вводится повышенный соляной налог (косвенный налог для замены прямых налогов). В 1647 г. правительство отказывается от соляного налога и решает взыскать с населения прямые налоги за 1646 и 1647 гг. и вводит новые налоги. Одновременно сокращаются расходы на управление, что лишает целые категории служилого населения заработной платы. Все это наряду с вводом бессрочного сыска беглых крестьян приводит к росту социального напряжения.

Недовольство населения выливается в Соляной бунт в Москве, волнения в Томске, Владимире, Воронеже, Ельце, Соли Камской и других городах. В 1650 г. происходят крупные восстания в Новгороде и Пскове. В нач. 60-х гг. вновь военные расходы (1654-1667 гг. - война с Польшей из-за присоединения Украины) приводят к ухудшению экономического положения страны. Пытаясь его преодолеть, государство выпускает медные деньги по курсу золотых. Налоги собираются золотыми деньгами, а заработную плату выплачивают медными. Естественным следствием этого явилось обнищание населения и Медный бунт в Москве в 1662 г. Ужесточение крепостнического режима приводит к крестьянской войне под предводительством Степана Разина (1667 - 1671).

Как реакция на народное недовольство принимается новый кодекс феодального права - Соборное Уложение 1649 г., которое регулировало многие процессы в социально-экономической, политической, правовой сферах: закреплялось образование единой формы собственности на базе слияния вотчинной и поместной; консолидировались основные классы-сословия; провозглашался переход от сословно-представительной к абсолютной монархии; церковь начинает подчиняться государству путем создания Монастырского приказа; происходит централизация судебно-административного аппарата, детальная разработка системы суда и унификация правовых отношений на базе феодальных принципов; церковные учреждения лишаются права приобретения новых вотчин. В целом, путем подтверждения отмены урочных лет, т. е, бессрочного сыска беглых крестьян и прикрепления членов посадских общин к посадам Соборное Уложение усиливает и закрепляет «тягловый строй».

В 1652 г. по инициативе патриарха Никона начинается реформа русской церкви. Никон выражал идеи цезаропапизма, т. е. превосходства духовной власти над светской, и своими преобразованиями пытался усилить церковную организацию. Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, но хотел с ее помощью еще более подчинить институт церкви государственным интересам.

Реформа проводилась с ориентацией на греческие обряды. Этому противились «ревнители древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакумом - представители духовенства, ориентировавшиеся на древнерусские обрядовые традиции. Противоречия привели к расколу церкви и появлению религиозной оппозиции, ставшей идеологической оболочкой широкого социального протеста с арсеналом средств от вооруженных выступлений (Соловецкое восстание 1 668-1676 гг., движение на Дону в 80-х гг. и др.) до массовых самосожжений. К концу XVII в. в них погибло несколько десятков тысяч человек.

Раскол привел к кризису религиозного и национального сознания (Москва, считавшая себя третьим Римом, вдруг признается в своих заблуждениях и приглашает для переписки церковных книг греческих и украинских монахов), а в 1658г. вследствие конфликта царя с Никоном происходит падение последнего и крах идеи «священство выше царства».

При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) происходят еще два примечательных события. Начинают приглашаться иностранные специалисты и уже к сер. XVII в. в Москве создается Немецкая слобода, В быт московской аристократии и царского двора стали входить иностранные обычаи, одежда, мода.

Рядом важных социально-экономических и политических мероприятий отмечено царствование Федора Алексеевича (1676- 1682), Была проведена реформа податной системы, и с 1 679 г. в стране начался переход к подворному обложению. Разработанный в 1681 г. проект общей реформы затрагивал многие вопросы управления страной и имел явно антидумскую и антипатриаршью направленность. Главным же реальным деянием Федора Алексеевича стала отмена местничества в 1682г. Отныне назначение на административные посты осуществлялось вне зависимости от прошлых заслуг рода и его знатности.

В XVII в. продолжается колонизация Сибири, начатая походом Ермака. К 20-м гг. русские утвердились уже в районе Енисея, в 30-40-е гг, русские землепроходцы доходят до Байкала и Забайкалья. Благодаря объединенным усилиям казаков и крестьян при поддержке правительства практически за 100 лет было преодолено огромное расстояние до Тихого океана. Колонизация осуществлялась тремя потоками: казаки и промышленники; воеводы и государевы ратные люди, которые строили города и остроги, учреждали систему управления; крестьянская земледельческая колонизация, благодаря ей к 80-м гг. XVII в. Сибирь смогла обеспечить себя хлебом.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Россия в эпоху правления Ивана IV Грозного. Царствование Ивана IV Васильевича продолжалось более полувека (1533 - 1584) и было отмечено многими важными событиями. Этот период российской истории, как и личность самого монарха, всегда вызывали дискуссии. По мнению Н.М. Карамзина, "эта эпоха хуже монгольского ига". Н.А. Бердяев писал, что "в атмосфере XVI в. задыхалось все самое святое".

а) внутренняя политика и реформы Ивана Грозного . Годы жизни Ивана IV - 1530 - 1584 . Ему было 3 года, когда умер его отец - Василий III (1533). Регентшей при малолетнем великом князе стала мать, Елена Васильевна Глинская, (из князей Глинских, выходцев из Литвы). Между боярскими группировками вспыхивает борьба за власть. Дяди Ивана по отцовской линии, Юрий и Андрей Ивановичи, посажены в тюрьму и умерли "страдальческой смертью" (поскольку претендовали на престол). В 1538 г. Елена умирает (возможно, была отравлена боярами). Начинается эпоха боярского правления - смуты, борьба за влияние на малолетнего великого князя, особенно при этом усердствовали князья Шуйские и Бельские.

Ивана бояре плохо кормили и одевали, всячески унижали, однако на официальных приемах оказывали ему знаки почтения. Отсюда с детства у него возникло недоверие, подозрительность, ненависть к боярам, но в то же время - пренебрежение к человеческой личности и человеческому достоинству вообще.

Иван обладал природным пытливым умом, и хотя никто не заботился о его образовании, он много читал, знал все книги, которые были во дворце. Единственный его друг и духовный наставник - митрополит Макарий (с 1542 глава русской церкви), составитель Четьих Миней, сборника всей церковной литературы, известной на Руси. Из Священного Писания, византийских сочинений Иван вынес высокое представление о монархической власти и ее божественной природе - "царь - наместник Бога". Сам он позднее тоже занимался сочинительством, сохранились его знаменитые "Послания" князю А. Курбскому, английской королеве Елизавете, польскому королю Стефану Баторию и др.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, что в конце 40-х гг. вызвало недовольство в ряде городов. К тому же, в Москве весной - летом 1547 разгорелись страшные пожары, и "черные люди града Москвы от великие скорби всколебашася". Глинских обвинили в поджогах, многих бояр, в т.ч. родственников Ивана, "побиша". Иван был напуган, каялся в грехах и обещал искупить их своей преобразовательной деятельностью. В том же 1547 г. он достиг совершеннолетия и по совету Макария венчался "шапкой Мономаха" на царствование, официально приняв титул "царя и великого князя всея Руси". Начинается самостоятельное правление молодого царя. Тогда же Иван женился на боярыне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, прожив с ней 13 лет. Анастасия, вероятно, была единственной из жен Ивана, которую он по-настоящему любил, она оказывала на него благотворное влияние.

Правление Ивана IV принято делить на два периода: первый - внутренние реформы и внешнеполитические успехи ; второй - опричнина .

Первый период - 1547 - 1560 гг. - связан с деятельностью Избранной Рады , в которую входили митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый, протопоп Сильвестр, Алексей Адашев (глава Челобитного приказа, что давало ему знание реального положения дел в стране), князь Андрей Курбский. Они составляли ближайшее окружение царя, который стремился при проведении реформ опираться на доверенных людей.

В 1549 г. - созван первый Земский собор , в состав которого входили Боярская дума, духовенство, дворянство, верхушка городов. На соборах решали вопросы о реформах, налогах, судебной системе. Иван обличал злоупотребления бояр и обещал, что сам будет "судьей и обороною" для народа. боярский смута грозный

В 1550 г. принят новый Судебник, который ограничивал власть наместников. Подтверждался старый обычай, чтобы в суде наместников и волостелей, назначенных царем, присутствовали старосты и "лучшие люди" из местного населения, которые стали называться "целовальники" (поскольку они приносили присягу, целуя крест). Решено, что "без старосты и без целовальников суда не судити". Судебник также подтвердил Юрьев день и установил единую норму налогообложения - большая соха (400 - 600 га земли в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли).

В 1551 г. был созван церковный собор, названный Стоглавым, по числу ответов на сто царских вопросов, изобличающих церковные порядки. Стоглав - кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Основные решения собора : составлен общерусский список святых; унифицированы церковные обряды; для надзора за духовенством учреждены "поповские старосты"; монастырям запрещалось приобретать вотчинные владения "без доклада" царю. Объективно это стало еще одним этапом на пути подчинения церкви государству.

Реформа центрального аппарата управления. Вместо Государева дворца и Казны была создана система специализированных приказов . Первые приказы возникли еще до реформ Ивана IV (приказ, т.е. поручение по управлению отдельными отраслями или территориями); к середине XVI в. их существовало уже два десятка - Посольский, Поместный, Разрядный, Челобитный, Стрелецкий, Разбойный, Холопский и т.д.

Реформа местного управления . В середине 50-х гг. упраздняются наместники, отменяется кормление. Возникли должности губных (из местных дворян) и земских (из зажиточных крестьян) старост , которые стали возглавлять местную администрацию, осуществлять суд и сбор податей.

Военная реформа . Ядро армии составляло дворянское ополчение . В 1550 г. "царь с боярами приговорили" раздать поместья в Москве и соседних уездах "детям боярским, лучшим слугам тысяче человек", которые затем образовали отряд служилых людей "по московскому списку". Было создано стрелецкое войско . В мирное время стрельцы занимались сельским хозяйством, несли охрану Кремля, участвовали в подавлении бунтов, т.е. выполняли и полицейские функции.

В 1556 г. принимается общее Уложение о службе помещиков (дворян) и вотчинников. Специально посланные чиновники "в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим". Помещики и вотчинники обязательно и одинаково несли воинскую службу по общей норме: "со ста четвертей добрыя угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в дальний поход - о дву конь" (1 четверть - 1/2 га, 100 четвертей при трехполье - 150 га). В дополнение к поместьям, для достойных и нуждающихся предполагалось "государево денежное жалованье". (Если владения были меньше 150 га, то государство компенсировало недостаток владельцу; если больше, то сам он доплачивал в казну). Таким образом, армия делилась на две части: "служилые люди по отечеству ", (т.е. по происхождению) - бояре и дворяне, входившие в ополчение; "служилые люди по прибору ", (т.е. по набору, призыву) - стрельцы, пушкари, городская стража, казаки.

Реформы середины XVI в. усилили власть царя, упорядочили местное и центральное управление, укрепили военную мощь страны. Однако их результаты не вполне устроили Ивана Грозного.

Второй период правления Ивана IV - 1560 - 1584 гг. Главным его содержанием была опричнина (1560 - 1572). В 1560 г. в опалу попадают Сильвестр и Адашев (последний, в т.ч. обвинен в медленном ходе Ливонской войны), прекращается деятельность Избранной Рады. В августе того же года умерла первая жена Ивана Анастасия, с ее смертью исчез важный сдерживающий фактор в политике и поведении царя. В 1563 г. умер его давний наставник митрополит Макарий. Негодование царя вызывает также предательство князя А. Курбского и его бегство в Литву в 1564 г. Происходит знаменитый обмен посланиями между Иваном Грозным и Курбским: Иван отстаивает принципы самодержавия, а Курбский обвиняет его в терроре. Все эти обстоятельства обостряют подозрительность царя, являются для него подтверждением боярской "измены".

3 декабря 1564 г. Иван вместе с семьей, избранными боярами и дворянами отправился в село Коломенское на празднование Николина дня (6 декабря). Он увозит с собой "московскую святость" (главные иконы и кресты московских церквей), "всю свою казну", одежду, драгоценности. Две недели он пробыл в Коломенском из-за распутицы, затем обосновался в Александровской слободе (сейчас это город Александров Владимирской области, около 150 км. северо-восточнее Москвы).

Через месяц, 3 января 1565 г., Иван отправил в Москву два послания. Первое было адресовано митрополиту, где он обвинял бояр и приказных людей в "изменах" и нанесении государству ущерба до достижения своего совершеннолетия. Второе - посадским людям о том, что против них "гнева и опалы никоторые нет". Московская чернь еще помнила о боярском произволе, поэтому попросила царя вернуться и править "как ему государю годно", выражая готовность самим уничтожать "изменников". В феврале 1565 г. Иван вернулся в Москву и объявил свои условия: "на изменников опалы класть, иных и казнить", а имущество их забирать в казну.

Таким образом, Иван Грозный учредил опричнин у. Это слово было заимствовано из терминологии периода феодальной раздробленности ("опричь" - "кроме"). В XIV - XV вв. так называлось земельное владение княгинь-вдов, которое давалось им в полную собственность, помимо "прожитков " - пожизненного пользования землей мужа. Иван создал для себя особый двор с боярами, дьяками, придворными, все здесь - "учинити себе особно". Из служилых людей отобрал тысячу человек (затем их число увеличилось до 5 тысяч). По характеристике Курбского, это "люди скверные и всякими злостьми исполненные". Им были отведены для проживания особые улицы в Москве, а прежние их обитатели выселены.

Все опричники приносили клятву верности царю - "ни с кем не знаться". В черной одежде, на черных конях, к шее которых привязывали собачьи головы, а на кнутовище - пакля (имитация метлы), они как собаки должны были "выгрызать измену" и выметать ее метлой. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов .

На содержание опричного двора Иван выделил около 20 городов с уездами. Земли там были розданы опричникам, прежние владельцы переселялись на окраины. В опричную часть вошли наиболее экономически развитые районы страны, торговые центры вдоль судоходных рек, важные пограничные форпосты. Остальная часть государства - земщина - формально управлялась Боярской думой и приказами. Они докладывали царю лишь о важнейших делах.

Учредив опричнину, Иван принялся на изменников "опалы класть". Начал он с ближайших сторонников Курбского, шестеро бояр были обезглавлены, еще один посажен на кол. Начался опричный террор , который сразу вызвал сопротивление как отдельных влиятельных лиц (боярин Репнин), так и в целом оппозицию со стороны земщины, бояр и дворян. В 1566 г. Земский собор, созванный для решения вопроса о финансировании Ливонской войны, вместо этого потребовал отменить опричнину.

Московский митрополит Филипп в 1568 г., публично, во время службы в Успенском соборе, потребовал отменить казни. Он был свергнут с митрополичьего престола, сослан в один из тверских монастырей и вскоре убит. В 1570 г. был учинен страшный разгром Новгорода по ложному навету о его измене в пользу Литвы. Это вызывало всеобщее возмущение.

Царь понял, что опричнину пора отменять. Отчасти она достигла своих целей, отчасти он сам испугался того, что совершил. Однако решающую роль сыграл здесь внешнеполитический фактор - нападения крымских татар. В 1571 г. хан Девлет-Гирей захватывает и сжигает Москву, опричники не сумели оказать ему сопротивления, но в следующем 1572 г. он терпит сокрушительное поражение, причем главную роль в его разгроме сыграли стрельцы. Это показало неэффективность опричного войска, которое было распущено. По указу 1572 г. запрещено было даже употреблять слово "опричнина". Массовый террор прекратился, однако некоторые историки (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.) считали, что фактически опричнина сохранялась до конца правления Ивана Грозного, т.к. продолжались беззакония, "переборы людишек".

Итоги опричного правления : 1) усиление централизации ; после казни князя В. Старицкого исчезло последнее удельное княжество;

  • 2) экономический кризис; в т.ч. сокращение посевных площадей, что вызывало массовый голод; в целом были подорваны хозяйственные ресурсы страны (напр., в 1565 г. Иван взял с земщины себе "на подъем" 100 тыс. рублей, на эти деньги можно было купить 100 тыс. рабочих лошадей);
  • 3) сокращение численности населения ; потери от террора, чумы и голода составили ок. 500 тыс. (все население России насчитывало примерно 7 - 9 млн.); террору подвергались все социальные слои, на одного казненного боярина приходилось 3 - 4 дворянина, а на одного "служилого по отечеству" - десяток простолюдинов (В.Б. Кобрин); кроме того, крестьяне бежали в новые восточные земли, на Дон, что вызвало введение в 1581 г. заповедных лет, когда переход крестьян запрещался и в Юрьев день.

В целом опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, целью которой было укрепление личной власти царя, а основным методом стал массовый террор. Российская монархия при Иване IV приобретает характер деспотии .

б) внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи внешней политики России в середине XVI в.: на западе - борьба за выход в Балтийское море; на востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами, освоение Сибири; на юге - защита от набегов крымских татар.

В 1552 г. завоевано Казанское ханство , затем покорены подвластные Казани народы (мордва, чуваши, башкиры, удмурты, татары). Присоединение южных удмуртов к Русскому государству произошло в 1558 г. В 1556 г. завоевана Астрахань . Все Среднее и Нижнее Поволжье, Прикамье включены в состав России. В 80-е гг. возникают новые города - Самара, Царицын, Саратов, Уфа.

Начинается колонизация Сибири . Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту на освоение земель к востоку от Урала, наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с Сибирским ханством. В 1581 г. Ермак нанес поражение хану Кучуму и занял его столицу Кашлык. Борьба с Кучумом завершилась в 1598 г. присоединением к России Западной Сибири, которая одновременно стала вотчиной Строгановых.

На Западе разворачивается борьба за выход к Балтийскому морю, в т.ч. за прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Великому Новгороду и захваченные Ливонским орденом. В 1558 г. началась Ливонская война , которая началась успешно, были взяты Нарва, Юрьев, 20 ливонских городов. Однако затем магистр Ливонского ордена Кеплер отдался под покровительство Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали власть шведского короля, что означало войну с Литвой и Швецией. В 1563 г. Иван опустошил литовские владения и взял Полоцк, это стало последним военным успехом России.

В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой (образовалась в 1569 г. в результате объединения Польши и Литвы), а Плюсское перемирие со шведами 1583 г. завершило Ливонскую войну. Россия потеряла завоеванные земли и не получила выхода к Балтийскому морю.

На южных рубежах Московского государства удалось создать оборонительную черту против Крымского ханства . Таким образом, итоги внешней политики неоднозначны. Наибольших успехов Россия достигла на востоке, уничтожив остатки Золотой Орды и присоединив Поволжье, было положено начало освоению Сибири.

В 1581 г. царь в припадке гнева убил своего старшего сына Ивана. Наследником престола стал слабый, болезненный Федор Иванович.

  • 18 марта 1584 г. Иван Грозный скоропостижно умер. Итоги его царствования - противоречивы. С одной стороны - важные реформы (в первый период правления), расширение территории государства. Однако неудачи в Ливонской войне, опричнина привели к разрушению страны и фактически подготовили "Смутное время ".
  • в) особенности политического развития Московского государства в XVI в. Вопрос о форме российского государства в XVI в. является дискуссионным. Ряд историков считает, что в результате реформ Ивана Грозного складывается сословно-представительная монархия. Однако, при внешнем сходстве с сословно-представительными учреждениями Западной Европы (английский парламент, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, германские рейхстаги), Земские соборы отличались от них по способу формирования (созывались царем, а не избирались), по составу (в них входили назначаемые правительством высшие должностные лица), по функциям (они не имели права законодательной инициативы, не защищали интересы сословий).

Таким образом, Земские соборы не ограничивали власть государя, а скорее служили ее укреплению. По мнению ряда историков (В.Ф. Петраков), на Западе утверждается идея разделения властей, а в России - идея соборности власти и общества. Российское государство приобрело особую политическую форму - самодержавие, - когда единственным носителем власти являлся царь.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время. После смерти Ивана Грозного царем становится Федор Иоаннович (1584 - 1598). Начинается борьба за влияние на слабого, "полоумного" (по оценке современников) царя. На первое место выдвигается царский шурин Борис Годунов (его сестра Ирина - жена Федора). Годунов фактически становится правителем государства. Происходил он из второстепенного боярского рода, поэтому относились к нему как к выскочке.

Главную опасность для Годунова представляет царевич Дмитрий , сын пятой жены Ивана Грозного Марии Нагой, - последний наследник престола из династии Рюриковичей. Он вместе с матерью жил в Угличе и в 1591 г. погиб при невыясненных обстоятельствах, причем молва сразу обвинила Бориса в его смерти. В действительности причины гибели царевича неизвестны, однако за Годуновым потянулся шлейф убийцы законного наследника. Это стало одной из психологических предпосылок Смуты.

В 1598 г. умирает царь Федор. Прерывается московская ветвь Рюриковичей, что вызвало династический кризис и борьбу за власть, т.к. государство - "ничье ". В 1598 г. Земский Собор при содействии патриарха Иова (патриаршество в России было учреждено в 1589 г. именно по инициативе Годунова) избирает на престол Бориса. Начинается период "Смутного времени ".

Причины Смуты 1598 - 1613 гг.: 1) Стремление крупного боярства захватить власть, использовав прекращение законной династии, и компенсировать для себя потери и унижения в правление Ивана Грозного, особенно во время опричнины.

  • 2) Тяжелый социально-экономический кризис рубежа XVI - XVII вв. как результат Ливонской войны и опричнины. В Среднее и Нижнее Поволжье устремился поток людей из центральных областей; возникшую нехватку рабочей силы помещики стремились компенсировать увеличением повинностей и еще большим закрепощением крестьян. В конце XVI в. издается указ о том, что все вольные слуги и работники, которые прослужили у господ более полугода, становятся кабальными холопами.
  • 3) Последствия опричнины. Разрушение старых обычаев, раскол общества, деморализация - пренебрежение к чужой жизни и имуществу.
  • 4) Прекращение старой династии - одновременно и повод и причина для Смуты. Пока были Рюриковичи, все, несмотря на проблемы и трудности, в основном подчинялись "природным государям". Но когда государство - "ничье", то все начинают преследовать собственные интересы. Бояре были недовольны неограниченной властью царя; столичное дворянство выступало против усиления боярства; провинциальное дворянство хотело иметь свою долю в управлении страной; тяглое население , крестьянство боролись против гнета государства и помещиков в целом и т.д. Каждая группа выдвигала своего претендента на престол. Возникает феномен самозванства . "Самозванец испечен в польской печке, но заквашен в Москве" (В.О. Ключевский).
  • 5) Политика самого Годунова, который испытывал недоверие к боярам-соперникам, поощрял шпионаж, доносы. В 1601 г. в опалу попали несколько бояр, обвиненных в измене, в т.ч. - братья Романовы, самый способный из них - Федор Никитич (отец будущего царя Михаила Федоровича) - был насильственно пострижен в монахи под именем Филарета.
  • 6) Природные бедствия - в 1601 г. случился неурожай, повторявшийся следующие два года. В результате - "глад великий и мор ". Множество людей пошло по миру, богатые люди отпускали "на волю" свою челядь, чтобы не кормить ее и, тем самым, увеличивали число бездомных, бродяг и разбойников. В 1604 г. происходит восстание под предводительством Хлопка Косолапа .

В этот момент в Польше появляется cамозванец , выдававший себя за "чудом спасшегося" царевича Дмитрия. До сих пор точно не известно, кто он. Официальная пропаганда Годунова утверждала, что это боярский сын Григорий Отрепьев , ставший монахом Чудова монастыря Московского Кремля и бежавший затем в Литву. Помощь самозванцу - Лжедмитрию I - оказали некоторые польские магнаты, в т.ч. воевода Юрий Мнишек (за обещание жениться на его дочери Марине), король Сигизмунд III (в обмен на часть западнорусских земель), папа римский (в надежде на распространение католичества в России).

В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступает в пределы России, издает воззвания к народу, обещает всем свободу и привилегии. На его сторону переходят один за другим города, днепровские и донские казаки. В апреле 1605 г. Борис скоропостижно умирает, его сына Федора бояре не признают царем. Московское войско переходит на сторону Лжедмитрия, и в июне 1605 г. Москва торжественно встречает самозванца.

Однако вскоре возникает недовольство москвичей новым правителем, т.к. он не соблюдал старых обычаев (редко мылся в бане, не спал после обеда), а пришедшие с ним поляки вели себя высокомерно. Кульминацией недовольства стал приезд Марины Мнишек. Лжедмитрий обвенчался с ней, короновал как царицу, однако она отказалась перейти в православие.

В.И. Шуйский вместе с боярами организует заговор и 17 мая 1606 г. созывает набатом народ. Лжедмитрий I был схвачен и убит, труп его сожгли, пепел смешали с порохом, зарядили этой смесью пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел, т.е. в направлении Речи Посполитой.

Так завершился первый, династический , этап Смуты (классификация С.Ф. Платонова), когда шла верхушечная борьба за престол. Затем начался второй этап - социальный, - когда происходят массовые волнения, в т.ч. восстание под руководством Ивана Болотникова (1606 - 1607). По сути это - гражданская война .

Она начинается с избрания царем Василия Шуйского, что стало сигналом к всеобщему беспорядку и хаосу. Он, как и Годунов, не имел законных прав на престол. Строго говоря, Шуйский был не избран, а "выкрикнут " царем своими сторонниками на Красной площади.

Вскоре появился Лжедмитрий II . Все понимали, что это самозванец, однако никого уже не интересовало его происхождение. Главное то, что он объединял всех недовольных против боярского царя, обещал "беструдное богатство". К новому самозванцу примкнули социальные низы, казаки, служилые люди, польские и литовские авантюристы. Марина Мнишек согласилась стать его женой. Подступив к Москве, Лжедмитрий II остановился в Тушино, отсюда его прозвище - "тушинский вор ".

Для борьбы с Лжедмитрием II Василий Шуйский обращается за помощью к шведам. Во главе объединенного войска - племянник Василия, князь Михаил Скопин-Шуйский . Он очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве. Тушинский вор бежал в Калугу. Скопин-Шуйский вступает в Москву, но в апреле внезапно заболел и умер (возможно, был отравлен завистниками).

Вмешательство шведов вызвало интервенцию со стороны Польши, враждебной Швеции. В.И. Шуйский окончательно потерял всякий авторитет. 17 июля 1610 г. он свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. После этого правят "князь Ф.И. Мстиславский со товарищи" ("семибоярщина "). Для того чтобы избавиться от "тушинского вора", они предпочли меньшее зло - выдвинуть на царство королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III Ваза. 27 августа Москва присягнула Владиславу и, одновременно, была занята поляками, которые вызывали всеобщее недовольство, но их терпели из-за страха перед "тушинским вором". Однако, когда в декабре 1610 г. "вор" был убит в Калуге в результате междоусобных стычек, у россиян остался один главный враг - иноземцы .

Начинается последний период Смуты - борьба с иностранной интервенцией . Во главе национально-религиозного сопротивления - патриарх Гермоген . В своих грамотах он призывает русских людей подняться на борьбу против общего врага - поляков, за что был ими отправлен в заключение и умер от голода.

Ответом на призыв патриарха стали два земских ополчения . Первое - во главе с Прокопием Ляпуновым - весной 1611 г. осаждает Москву. Однако между его участниками возникают разногласия, Ляпунов по ложному навету был убит казаками, а примкнувшие к ополчению дворяне разошлись по домам.

Второе ополчение создают Кузьма Минин-Сухорук (земский староста из Нижнего Новгорода) и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский . В сентябре 1612 г. второе ополчение и остатки первого решили "действовать во всем заодно" (возникло своеобразное "временное правительство"). 22 октября казаки взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября по новому стилю) сдался польский гарнизон в Кремле. Оба ополчения торжественно вступили в Москву.

По инициативе князя Д.М. Пожарского созывается Земский собор (январь- февраль 1613 г.). Это был самый полный собор по представительству (присутствовали все сословия, включая государственных крестьян, не было лишь холопов и помещичьих крестьян). Решался вопрос о новом царе. После долгих споров решили выбрать 16-летнего Михаила Федоровича Романова . Он - компромиссная фигура, не был участником Смуты, не запятнан связями с интервентами. Важнейшим обстоятельством было его родство с прежней династией. Отец Михаила, Федор Никитич Романов - двоюродный брат царя Федора Ивановича со стороны Анастасии Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана Грозного, таким образом, Михаил - внучатый племянник Ивана Грозного. Он был признан "природным царем", что обеспечивало законность и преемственность власти. Была еще причина избрания Михаила, которую откровенно сформулировал боярин Шереметев в письме князю Голицыну в знаменитой фразе: "Миша Романов молод и разумом еще не дошел, будет нам поваден" (т.е. удобен).

Смута в целом заканчивается подписанием Столбовского мира со Швецией (1617) и Деулинского перемирия с Речью Посполитой (1618). В результате Россия потеряла многие западнорусские земли, в т.ч. Смоленск, Чернигов, а также окончательно - выход к Балтийскому морю.

Последствия Смуты : 1) дальнейшее ослабление боярства, позиции которого были подорваны еще во время опричнины; 2) возвышение дворянства, получившего новые земли; 3) тяжелый урон для экономики, повсюду царили "смерть и запустение". Однако, в отличие от многих гражданских войн, Смута не завершилась установлением нового общественно-политического строя, происходит реставрация прежней государственности: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.

XVI – XVII века - это период формирования и укрепления единого российского государства, складывания единого народно-хозяйственного механизма и особенного взгляда на рыночные аспекты жизнедеятельности. С появлением централизаторских устремлений пришли новые и вместе с тем традиционные взгляды на верховную власть и экономику государства. Русские государи по-особенному начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и само свое положение в государстве.

В этот период истории появляются государственные деятели широкого размаха, реформаторы политической, экономической и социальной жизни России. Под влиянием назревших экономических потребностей начинают ломаться старые порядки в государственном управлении и в быту, в религиозных установлениях местных церковных организаций и в культурной жизни.

Объединительные процессы укрепили самодержавие. Дальнейшая же централизация государственной власти понижала общественное, а следовательно и политическое значение высшего российского сословия (аристократии).

Усиливающаяся классовая борьба и противостояние внутри класса феодалов между старым боярством и поднимающимся дворянством требовали усиления централизованного государственного управления. После введения в закон отношений подданства, все сословия были уравнены перед лицом государственной власти. При этом, экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков - дворян под властью царя-самодержца.

Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, в основном находилась в зоне величайших в мире лесов, заболоченных земель со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, подзолистыми и дерновоподзолистыми почвами. Климат страны преимущественно континентальный, с резким понижением температуры по мере продвижения к востоку. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, выпадавших в основном в течение двухтрех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года. Ранние заморозки и снежный покров значительно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года, и из них 30 уходило на сенокос.Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был за это время реально вложить в землю такой объем труда, который европейскому крестьянину, находящемуся в более благоприятных условиях, трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя труд всех членов семьи – детей, стариков, женщин на мужских работах и т.д. Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось. Удобный для сельскохозяйственных работ период длится там 8–9 месяцев. Относительно низкая, для славян, урожайность(при пашенной системе земледелия ) была связана и с плохим качеством удобрения земель, что определялось слабой базой скотоводства на основной территории России. Из-за отсутствия кормов и дефицита сена российский крестьянин имел малорослый, слабый и малопродуктивный скот, велик был и его падеж. Крестьянское хозяйство имело крайне ограниченные возможности для производства товарной земледельческой продукции, а необходимость постоянного участия в земледельческом производстве практически всех рабочих рук крестьянской семьи обусловила узость рынка рабочей силы, сезонный характер деятельности многочисленных промышленных заведений, их расположение ближе к ресурсам рабочей силы, а также и специфику производства.

Большое значение имела кустарная промышленность, так как 60% её продукции шла на экспорт. Но ни экспорт, ни производство для местного рынка не давали возможности быстрого накопления капитала. Отсюда – медленное развитие промышленного капитализма и корни традиционного вмешательства русского государства в сферу организации экономики. Поскольку все это требовало средств, то с помощью государственного механизма постоянно производилось изъятие известной доли совокупного прибавочного продукта.

Относительно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьянской запашки оказали самое существенное влияние на формирование определенного типа государственности, развитие экономики, культуры, социальных отношений. Сравнительно короткое лето, непродолжительный растительный период, возможность града и других неблагоприятных явлений природы требовали сверхконцентрации усилий в определенный период, поздней же осенью и зимой темп работы замедлялся. В.О.Ключевский писал: «Русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс: но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду».Русские трудовые привычки отличаются и от трудовых привычек азиатских народов: рисоводство, в частности, требует размеренности и скрупулезности. Суровый климат располагает именно к коллективному ведению сельского хозяйства. В России сложились крепкие общинные традиции, которые стали препятствием для развития частной собственности крестьян на землю даже после отмены крепостного права. Естественно, что в течение столетий сложились представления об общине как высшей ценности . Традиционный образ жизнедеятельности и ритуал сезонных работ был спасительным для большинства крестьян; приемлем и привычен.

В 16 веке Москва становится центром эмиссиии рубля, центром русского денежного мира. В Москве деньги получили статус госудрственной идеи, стали инструментом идеолгии (их использовали для решения политических и геополитических задач). Рубль пользовался доверием в русском обществве, а это означало доверие к власти. При собирании земель рубль был одним из главных и действенных инструментов строительства единого государства. Московская монета включала в себя 80-90 золотников серебра. Содержала 220 денег или 30гр кун. Один рубль 14в начала 15в = 500 рублям 1913года. Право покупки валюты было иключительно за московским правительством, которое допускало хождение иностранной монеты в стране, но они не становились ведущими, как в Новгороде (1410г). Система хозяйственного развития госудрства формировалась на основе внутреннего рынка и соответственно – не без русского рубля. Действенным методом для этого стала переориентация во внешней торговле и фискальной политике московского правительства, которое главным направлением сделала торговлю с Востоком. Сальдо восточной торговли (в отл от западной) не было активным; но эффект был другой... Русские продавали на Восток изделия своего производства и покупали товары массового спроса и полезные материалы для производственной сферы. Поэтому восточное направление не наносило ущерба денежной независимости госудрства. Следствием дружбы с Востоком стал переход на восточное (греческое) летоисчисление (конец 14 нач. 15вв). В Росси изменилась податная реформа. Прямой налог – московская соха был более объективным и щадящим. Размер сохи зависел от качества объекта и субъекта. В 16в. Россия перешла на подворное облажение. И московская соха стала подрязделяться на мелкие окладные единицы (выть, доля), между которыми разверстывался оклад, падавший на целую соху (Ключевский: очень благоприятное налогооблажение)Более того, на реке Цыльми, приток Печоры, в 1391г были открыты себеряные россыпи!!! Рубль 16 века = 16 шиллингам и 16 пенсам . И был уже в 94 раза дороже рубля 1913 г. (дом в 16 веке, например, стоил 3 рубля). Доход государства составлял 1,5млн руб (данные Флетчера).

Пример благосостояния: владея обжей, то есть пространством земли, которую один человек мог обработать с помощью одной лошади, крестьянин сеял от 2,5 до 3,5 четвертей ржи и столько же овса. При хорошем урожае он получал доход от 3 до 5 рублей в год. Налоги в денеждном выражении с 1555г: от 75 копеек до 1 рубля. Самые богатые люди России – Строгановы, состояние 300 тыс руб без земельных вледений. Имели 10тыс рабочих по найму. В казну платили от 40-до 200тыс рублей в виде налоговых отчислений (14-17вв).

О грамоте.. .Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15-35%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. За прохождение курса платили "кашей да гривной денег". В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") и арифметике ("Цифирная счетная мудрость"). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам.

О государе... Самым любимым и уважаемым государем в народе был Иван Васильевич (Грозный). В Летописи сказано: "народ по его кончине плакал ". "Был строг, но справедлив". Обладал полной поддержкой средних и низших сословий русского общества. За время правления Грозного царя прирост населения страны составил 30-50%!(К смертной казни за это же время (за 50 лет) были приговорены примерно 3000 тысяч человек). Во многом это его заслуга в учреждении патриаршества на Руси. (при его сыне Федоре Иоанновиче 26 января 1589г).

В 16 веке Иваном Васильевичем была предпринята попытка решения проблемы централизации силовыми методами...В результате русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот формула этого периода времени: Государство-есть союз народный, управляемый верховной властью(замысел и разработка - митрополита Макария 1482-1563гг.) Опора всему был общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем "потребным"для жизнедеятельности и службы... Объектом договора становилась земля... Поэтому, во главе свех традиционных норм и порядков ставилась государственная собственность на землю и её недра. Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы - подлинно народная, особенная форма управления в России. Главной задачей Соборов являлась возможность установления общенародной поддержки царской власти и её деятелей...

Идеологию русского средневековья, русской старины завершают мировоззренческие постулаты самодержцев династии Романовых (17в).

В первой половине 17 века верховная власть "отделяет и разделяет своё понимание государева и земского дела от их земсого совета..." Стабилизация экономисеской и политической жизнедеятельности в стране при Михаиле Фёдоровиче Романове(1596-1645гг.), позволило царским "политтехнологам" понизить значение соборов (для власти и всего народа). С 30-х годов 17 века они(соборы) становятся, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами. От ныне, в них заседают не представители земли(общества), а носители службы... Русская власть избавлялась от опеки...Например, в 40-е годы 17 века была создана царская канцелярия...ей стали, негласно, подчиняться все приказы...По меткому выражению академика М.М. Богословского, Российское самодержавие эволюцинизировало от земского к бюрократическому (Из истории верховной власти в России. Петроград, 1918.). Начинается движение к абсолютизму...Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль управления(2 порядка верховного управления: личное и бюрократическое). Это означало вытеснение выборных в местном управлении...Лично-бюрократическое управление было гораздо манёвренее и универсальне... Более того, оно было действенее. Например, Счётный приказ-впервые объединил финансовое управление страны...Его указы - имели силу закона...Таким образом, задачей верховной власти становится опека над народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель-создание монархии всероссийской(имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны подчиняться все частные и общественные интересы.

Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, устанавливается новая концептуальная позиция власти (которая предусматривала отказ от старой, церковной концепции, т.к. церковь перестала быть арбитром в русском обществе- "отставка"церковной идеологии). И, так, Царь, должен был стоять не во главе правительстельственной администрации, а вне её и над ней...как помазанник Божий - источник всей жизнедеятельности в России. Царская власть должна быть над всем и всеми!!! Признаки самодержавия: в системе власти не устанавливалось четкого соотношения права, законности и самодержавия. Концепция самодержавия как раз и строилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалось. Главно опорой верховной власти со втрой половины 17 века становится дворянская бюрократия и институт крепостного права... Дума потеряла своё прежнее значение... Церковь становилась "орудием" в руках самодержавия...Есть мнение, что церковный раскол(1650-1660-е гг) был искусственно вызван властью: царь натравил Боярскую Думу на церковь...Между прочим, идея Российской империи пренадлежала патриарху Никону...Раскол мог быть своеобразным преодолением кризиса национально-государственной идеи.......После смерти царя Алексея Михайловича(1676г.) принцип служения самодержавному государю возродился, получил новое ускорение и развитие... В целом, Российское государство представляло из себя систему политического равновесия(пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты цели в созидательной и народохозяйственной деятельности по улудшению народного благосостояния(политическое объединение было закрепленно экономически...)

Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой...Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны (в состав России вошла континетальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке – Тихим...

Мысли и мнения.

Древняя РУСЬ (Днепровское государство)

ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ


Вступление

XVII век – сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Современники недаром называли его «бунташным временем». Развитие социально-экономических отношений привело к необычайно сильному росту классовых противоречий, взрывов классовой борьбы, кульминацией которой явились крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина. Эволюционные процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка традиционного мировоззрения, сильно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» – наукам, а также накопление разнообразных знаний отразились на характере культуры XVII в. Искусство этого столетия, особенно второй его половины, отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальностью их трактовки.

В это время постепенно рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, приобретшего невиданный размах.

В XVII в. необычайно расширяются культурные связи России с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Русью левобережной Украины и части Белоруссии). Украинские и белорусские художники, мастера монументально-декоративной резьбы и «ценинной хитрости» (многоцветных поливных изразцов) оставили свой след в русском искусстве.

Многими своими лучшими и характерными чертами, своим «обмирщением» искусство XVII в. было обязано широким слоям посадских людей и крестьянства, наложивших отпечаток своих вкусов, своего видения мира и понимания красоты на всю культуру столетия. Искусство XVII в. достаточно четко отличается как от искусства предшествующих эпох, так и от художественного творчества нового времени. Вместе с тем оно закономерно завершает историю древнерусского искусства и открывает пути грядущему, в котором в значительной мере реализуется то, что было заложено в исканиях и замыслах, в творческих мечтах мастеров XVII в.


Каменное зодчество

Зодчество XVII в. отличается прежде всего нарядным декоративным убранством, свойственным зданиям различных архитектурно-композиционных конструкций и назначения. Это сообщает постройкам данного периода в качестве некоего родового признака особую жизнерадостность и «светскость». Большая заслуга в организации строительства принадлежит «Приказу каменных дел», который объединял наиболее квалифицированные кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних вышли создатели крупнейшего светского сооружения первой половины XVII в. – Теремного дворца Московского Кремля (1635–1636).

Теремной дворец, построенный Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым, несмотря на позднейшие неоднократные переделки, все же сохранил свою основную конструкцию и в известной мере первоначальный внешний облик. Трехэтажное здание терема выросло над двумя этажами прежнего дворца Ивана III и Василия III и образовало стройную многоярусную пирамиду, увенчанную небольшим «верхним теремком», или «чердаком», окруженным гульбищем. Построенный для царских детей, он имел высокую четырехскатную кровлю, которую в 1637 г. златописец Иван Осипов украсил «репьями», наведенными золотом, серебром и красками. Рядом с «теремком» находилась шатровая «смотрильная» башенка.

Дворец был изобильно декорирован как снаружи, так и изнутри, резным по белому камню ярко раскрашенным «травным орнаментом». Интерьер дворцовых палат расписал Симон Ушаков. Рядом с восточным фасадом дворца в 1678–1681 гг. поднялись одиннадцать золотых луковок, которыми архитектор Осип Старцев объединил несколько теремных Верхоспасских церквей.

В архитектуре Теремного дворца весьма ощутимо влияние деревянного зодчества. Его относительно небольшие, обычно трехоконные палаты общей конструкцией напоминают ряд приставленных друг к другу деревянных хоромных клетей.

Гражданское каменное строительство в XVII в. постепенно приобретает большой размах и ведется в различных городах. В Пскове, например, в первой половине столетия богатые купцы Поганкины соорудили громадные разноэтажные (от одного до трех этажей) хоромы, в плане напоминающие букву «П». Поганкины палаты производят впечатление суровой мощью стен, с которых настороженно «смотрят» маленькие «глазки» асимметрично расположенных окон.

Один из лучших памятников жилищной архитектуры этого времени – трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве (ок. 1657), частично перестроенные в начале XVIII в. Немного асимметричные в плане, они состояли из нескольких пространственно обособленных хором, перекрытых сомкнутыми сводами, с главной, «крестовой палатой» посредине. Здание было богато декорировано резным белым камнем и цветными изразцами.

Галерея-переход соединяла хоромы с церковью (Никола на Берсеневке), украшенной в той же манере. Так создавался достаточно типичный для XVII в. архитектурный ансамбль, в котором культовая и гражданская постройки составляли единое целое.

Светское каменное зодчество влияло и на культовую архитектуру. В 30–40-х годах начинает распространяться характерный для XVII в. тип бесстолпного, обычно пятиглавого приходского храма с сомкнутым или коробовым сводом, с глухими (не световыми) в большинстве случаев барабанами и сложной затейливой композицией, в которую помимо основного куба входят разномасштабные приделы, низкая вытянутая трапезная и шатровая колокольня на западе, крыльца паперти, лестницы и т.д.

К числу лучших сооружений этого типа относятся московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652) и Троицы в Никитниках (1628–1653). Первая из них совсем невелика по размерам и имеет шатровые завершения. Живописность композиции, включившей объемы разной высоты, сложность силуэтов и обилие декора придают зданию динамичность и нарядность.

Церковь Троицы в Никитниках представляет собой комплекс разномасштабных, соподчиненных объемов, объединенных пышным декоративным нарядом, в котором белокаменная резьба, расписанные красками и золотом архитектурные детали, зелень черепичных главок и белизна «немецкого железа» крыш, поливные изразцы «наложены» на ярко окрашенные кирпичные поверхности. Фасады главного Троицкого храма (а также приделов) расчленены двойными круглыми полуколонками, усиливавшими игру светотени. Над ними проходит нарядный антаблемент. Тройной ярус профилированных килевидных кокошников «вперебежку» мягко выносит вверх главы. С юга находится великолепное крыльцо с изящным шатром и двойными арками со свисающей гирькой. Хоромная асимметричность Троицкой церкви придает ее внешнему облику особую прелесть непрерывной изменчивости.

Церковные реформы Никона коснулись и архитектуры. Впрочем, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретив воздвигать, как не отвечающие этим требованиям, шатровые храмы, выступая против светских новшеств, патриарх кончил тем, что построил под Москвой Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), главный храм которого (1657–1666) был невиданным доселе явлением в древнерусской архитектуре. По мысли Никона, собор должен был стать копией прославленной святыни христианского мира – храма «гроба Господня» в Иерусалиме XI–XII вв. Довольно точно воспроизведя в плане образец, патриаршие зодчие создали, однако, вполне оригинальное произведение, украшенное со всей пышностью, свойственной архитектурной декорации XVII в. Ансамбль Воскресенского храма Никона состоял из гигантского комплекса больших и малых архитектурных объемов (одних приделов здесь было 29), в котором господствовали собор и шатровая ротонда «гроба Господня». Огромный, величественный шатер как бы венчал ансамбль, делая его неповторимо торжественным. В декоративном убранстве здания главная роль принадлежала многоцветным (до этого употреблялись одноцветные) поливным изразцам, контрастировавшим с гладью беленых кирпичных стен.

Стеснительные «правила», введенные Никоном, приводят в зодчестве третьей четверти XVII в. к большей упорядоченности и строгости конструкций. В московской архитектуре типична для этого времени упоминавшаяся церковь Николы на Берсеневке (1656). Несколько иным характером отличаются храмы в подмосковных боярских усадьбах, строителем которых считают выдающегося зодчего Павла По-техина, в частности храм в Останкине (1678). Его центральный прямоугольник, возведенный на высоком подклете, окружен стоящими по углам приделами, по своему архитектурно-декоративному решению представляющими как бы миниатюрные копии главной, Троицкой церкви. Центричность композиции подчеркнута зодчим с помощью тонко найденного ритма глав, узкие шеи которых несут вспученные высокие луковицы.

Богатство архитектурного декора особенно свойственно было постройкам поволжских городов, в первую очередь Ярославля, в архитектуре которого наиболее ярко отразились народные вкусы. Большие храмы типа соборных, возведенные богатейшими ярославскими купцами, сохраняя некоторые общие традиционные черты и общую композиционную структуру, поражают удивительным разнообразием. Архитектурные ансамбли Ярославля обычно имеют центром очень просторный четырех- или двухстолпный пятиглавый храм с закомарами вместо московских кокошников, окруженный папертями, приделами и крыльцами. Такой выстроили на своем дворе близ берега Волги церковь Ильи Пророка купцы Скрипины (1647–1650). Своеобразие ильинскому комплексу придает юго-западный шатровый придел, вместе с шатровой колокольней на северо-западе как бы формирующий панораму ансамбля. Значительно наряднее возведенный купцами Неждановскими архитектурный комплекс в Коровниковской слободе (1649–1654; с доделками до конца 80-х годов), состоящий из двух пятиглавых храмов, высокой (38 м) колокольни и ограды с башнеобразными воротами. Особенностью композиции церкви Иоанна Златоуста в Коровниках являются ее шатровые приделы.


Объединение русских земель вокруг Москвы положило начало новому этапу в развитии российской государственности – становлению централизованного государства, где происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти и устанавливается неограниченная монархия (самодержавие, абсолютизм). Для централизованного государства характерны единые законы и общее управление. В XIV–XV вв. усиливается общение между русскими землями, появилось понятие «Россия». В конце XV в. при Иване III было создано единое государство с центром в Москве. С конца XV в. оформляется и высший государственный орган централизованного государства – Боярская дума. В 1497 г. был составлен новый свод законов – Судебник Ивана III – первый кодекс законов России, учитывающий единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения следствия и суда. Иван III стал именоваться Государем всея Руси и проводил все более независимую политику от Орды. В 1480 г., признав свое поражение у притока Оки на реке Угре, ордынские войска повернули назад и, таким образом, монголо-татарское иго пало. Во второй половине XV в. Иван III определил важнейшее направление во внешней политике – борьбу за выход к Балтийскому морю. Началось национальное возрождение культуры, чему во многом способствовало формирование единого российского государства.

Процесс укрепления государства и централизации шел по линии усиления власти князя в XVI в. при Василии III и Иване IV. В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Государство делилось на уезды (территориально близкие к бывшим княжествам), а уезды – на волости. Во главе ставился наместник в уезде и волостель – в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу.

Общая тенденция социально-экономического развития страны в XV в. – укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие (принадлежали светским и церковным феодалам); дворцовые (дворцовое ведомство московских князей, а позже царей); черносошные (позже государственные – жили волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но должны были выполнять определенные повинности в пользу государства).

В 1533 г. на великокняжеский престол вступил Иван IV (Грозный) (1522 –1584). Это время отмечено укреплением центральной власти. 16 января 1547 г. 17-летний великий князь принял царский титул. В 50-е гг. XVI в. был проведен ряд реформ. Сложилась новая система правления. Важным этапом в истории России был созыв первого Земского собора (Москва, 1549 г.) – совещательного органа, собрания сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян, а также и низовых сословных организаций. В жизни крестьян важную роль играла община. Община в XVI в. управлялась с помощью системы выборных должностей и часто противостояла феодалам и власти, отстаивая интересы своих членов с помощью обычного права, суда и челобитных.

Правительством России в течение 13 лет была по сути Избранная рада, не являясь формально государственным учреждением. В 1550 г. принят новый Судебник, усиливший центральную власть. Появились новые формы управления – приказы (первые функциональные органы управления). Отменена система кормлений, упорядочены налоги, введена тягловая подать. Сложилась поместная система – раздача поместий военным служилым людям – дворянам. В соответствии с военной реформой 1550 г. был определен единый порядок прохождения военной службы: «по отечеству» (по происхождению – дворяне и дети боярские) и «по прибору» (по набору – служилые люди, из которых формировалось стрелецкое войско). Реформы середины XVI в. укрепили центральную власть. Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к укреплению централизации. Иван IV предпочел путь, способствовавший быстрому укреплению его личной власти, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Царь поделил все государство на две части: опричнину, выделенную ему лично в особый удел, и земщину – остальные земли. Цель опричнины заключалась в подрыве экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения и наделении за этот счет землей дворянства. Было создано опричное войско – карательный механизм без суда и следствия. Зимой–летом 1569–1570 гг. по стране прокатился страшный террор.

Итоги правления Ивана IV были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного российского государства, которое приобрело широкий международный авторитет. Сложилась сословно-представительная деспотическая монархия во главе с царем. Вместе с тем результатом опричнины стал хозяйственный кризис, политическая дестабилизация.

К началу XVII в. сложное положение в экономической и политической жизни страны, порожденное опричниной и Ливонской войной, вновь резко обострилось. Российское государство вступило в период Смуты (1598–1613 гг.) – гражданской войны. В начале века (1601-1603) страну поразил страшный неурожай, начался голод, вспыхивали крестьянские бунты. Внутриполитическое положение государства продолжало ухудшаться. Появились самозванцы на царский престол – Лжедмитрий I (1602 г.), Лжедмитрий II (1607 г.), усилилась борьба за власть.

Период смуты закончился тем, что в январе 1613 г. Земским собором на престол был избран царем Михаил Романов (1613–1645). Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Меняется облик и значение Боярской думы. Принимаются меры к укреплению самодержавия. В 1625 г. в царский титул включается слово “самодержец”.

Утверждение абсолютизма в России началось после вступления на престол в 1645 г. царя Алексея Михайловича (1645–1676), старшего сына царя Михаила. Земским собором в 1649 г. было принято Уложение, по которому юридически оформлялось потомственное закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. По существу в России было введено крепостное право. Правительство продолжало политику, направленную на укрепление феодально-крепостнических порядков. Возник единый господствующий класс дворян (помещиков). Основой отношений между феодалами и крестьянами стала барщинная система. При Алексее Михайловиче сложилась самодержавно-дворянская монархия.

Вместе с тем к середине XVII в. появились новые черты в экономическом развитии России. Постепенно оживают города, в 20–30-е гг. возникают первые мануфактуры – относительно крупные производства, особенно в металлургии, оживает внутренняя и внешняя торговля.

Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII в. получил название «бунташного века»: 1648 г. – Соляной бунт в Москве,1662 г. – Медный бунт, 1667 г. – восстание казаков под предводительством С. Т. Разина.

Внешняя политика России в XVII в. была направлена на решение трех задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение безопасности южных районов от набегов крымского хана, возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.