Презентация к классному часу на тему коррупция. Классный час на тему: Антикоррупция

Классный час на тему: «Вместе против коррупции».

познакомить учащихся с таким социально - экономическим явлением как коррупция;

составить представление о коррупции в разные исторические эпохи;

воспитывать негативное отношение к такому явлению, как коррупция; желание бороться с ним.

Оформление: высказывания

Не извращай закона, не смотри на лица и

не бери даров, ибо дары ослепляют глаза

Самое главное при всяком государственном

строе – это посредством законов и остального

распорядка устроить дело так, чтобы

должностным лицам невозможно было

наживаться.

Аристотель

Как трудно заниматься выгодным делом,

не преследуя при этом собственной выгоды.

Люк де Вовенарг

Оборудование: сообщения учащихся, презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вступительная беседа.

Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты ), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Согласно исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

Согласно казахстанскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.

История коррупции

(просмотр и защита презентации)

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент.

Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ .

    Приходилось ли вам слышать о коррупции? Что вы знаете об этом явлении? (ребята приводят свои ассоциации, зачитывают отрывки из произведений литературы)

    Как вы относитесь к этому явлению? А ваши близкие, знакомые?

    Как вы считаете, какой вред наносит коррупция государству и обществу?

Выступление учащихся

Выступающий:
Как коррупция и ее проявления - взяточничество и подкуп влияют на различные сферы деятельности и организации?
Взяточничество мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего богатства страны;
Казнокрадство приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация, полиция и т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество услуг;

Подкуп и взяточничество создает условия для того, чтобы люди, у которых есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления государственных органов в своих интересах;

Коррупция влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т. Д.
подрывает доверие к правительству.

Выступающий:

Коррупция оказывает на вас воздействие, даже если вы не сталкиваетесь с ней напрямую через различные службы и организации. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000).
Коррупция приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни.
Согласно исследованию, когда страны ведут борьбу с коррупцией, государственные доходы в долгосрочной перспективе возрастают в четыре раза. При снижении коррупции бизнес может развиваться на три процента быстрее, а уровень детской смертности может снизиться на целых 75%.
И тем не менее отношение к коррупции различное, и сейчас мы предоставим вам некоторые статистические исследования на тему коррупция. Цифры которые мы сейчас озвучим говорят сами за себя.
Из 163 обследованных стран в числе наиболее «чистых» – Финляндия, Исландия, Новая Зеландия и Сингапур -, где правительства успешно ликвидировало все возможные каналы распространения коррупции. США находятся на 17-ом месте в мире, наша страна заняла 111-ое место из 163. На 1107-110 позициях расположены Гондурас, Белоруссия, Украина. Россия находится на 128-м месте
Учитывая тот факт, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и приспосабливаться к новым условиям, необходимо создать единый механизм, позволяющий уменьшить масштабы коррупции в минимальные сроки, а также выработать основные направления работы по проведению антикоррупционной политики в качестве постоянно действующей органичной функции государства.
Благодаря четкой, последовательной антикоррупционной политике Главы государства, в обществе создана атмосфера нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформированы условия для того, чтобы вести "беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на лица и должности".

Выступающий:
Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.
Что можем сделать мы, подрастающее поколение?
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:
не давайте и не берите взятки;
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавайте гласности случаи коррупции.
Вы также можете:
изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;

Принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
Изучать данное явление
Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать.

ГРУППОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:

«Если бы я был Президентом....» - класс разбивается на малые и большие группы и каждая из них в течение 5 минут предлагает пути и меры борьбы с коррупцией. Затем группа презентует свои предложения, а в ходе обсуждения выбираются наиболее рациональные пути и меры борьбы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА.

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и

взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми,

вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности

и станет еще прекрасней.

А поможете Казахстану в этом вы!

Спасибо всем за общение!

Классный час на тему:

« Сказать коррупции: нет!»

Класс: 10

Цели: Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. Развивающая : способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных. Воспитательная: воспитание у молодежи позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; деятельностного подхода к антикоррупционным программам

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о коррупции. Для того сначала, мы послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек». Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу - коррупция. . (слайды 1, 2)

Учитель. Что такое коррупция?

В течение 30 секунд подберите синонимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Воспроизведите ваши мысли вслух. (слайды 3, 4)

Вымогательство

Продажность

Правонарушение

Коррупция

Взяточничество

Подкуп

Корысть

А вот как трактуется определение коррупции в словаре. (слайд 5)

Что мы знаем о коррупции? (Вопросы учащимся)

Вопросы

Правильные ответы

Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.

Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

Что такое коррупция в Вашем понимании?

Коррупция - это использование служебного положения в личных целях.

Из каких источников Вы знаете о коррупции?

Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники.

Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: (слайд 6)

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Причины коррупции: (слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

Неразвитость институтов гражданского общества

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?

Действительно, коррупция - это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"»… (слайд 8)

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.

Тренинг (самостоятельная работа обучающихся)

Класс разбивается по парам. (слайд 9)

Каждой команде дается индивидуальное задание : Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.

II ситуация: Вам, руководящему работнику, предлагают денежные средства, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству. Ваши действия.

III ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.

Дается время на подготовку. Каждая пара обыгрывает свою ситуацию. Учащиеся обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.

Задание: (слайды 10-13)

Разгадать ребусы в течение 3 минут,дать объяснения понятиям.

1 - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей,государственных чиновников.

2 - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат,администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз,шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

"О чем гласит народная мудрость:" (слайд 14)

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Примеры:

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство,взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" -несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" -безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Задание: (слайды 15,16)

Подведение итогов и награждение команд. (слайд 17)

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Что могу сделать я?

Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:

  1. не давайте и не берите взятки;
  2. старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  3. предавайте гласности случаи коррупции.
  4. Вы также можете:
  5. изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  6. писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
  7. принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
  8. Изучать данное явление
  9. Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией .

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы!

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. (слайд 18)


Классный час на тему: « Вместе против коррупции»

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция, ознакомить с причинами возникновения коррупции, узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней, как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией, формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством, сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

Оборудование: материалы СМИ, эпиграф к классному часу, презентация, карточки с заданиями.

ПЛАН:

1. Ассоциации «коррупция»

2. Понятие коррупция и сферы ее действия.

3. Причины появления коррупции.

4. Антикоррупционная деятельность государства, мероприятия по искоренению коррупции.

5. Синквейн «коррупция»

Ход классного часа:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие,и безусловно, коррупция. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту, поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, чтобы страна стала процветать.

Тема нашего классного часа называется « Вместе – против коррупции»

Эпиграф нашего классного часа: «Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» .

Учитель. Как вы понимаете значение этих слов?

(ответы учащихся)

Учитель. Что такое коррупция?

Подберите синонимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает?

(ответы учащихся)

Учитель. В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Учитель. Назовите причины, вследствие которых, на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

(ответы учащихся)
низкая заработная плата государственных служащих;
незнание законов;
желание легкой наживы;
частая сменяемость лиц на различных должностях;
нестабильность в стране;
коррупция как привычка; низкий уровень жизни населения;
слабая развитость государственных институтов; безработица; неразвитость институтов гражданского общества; рыночная экономика; конкуренция; рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры; на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные ценности.

Учитель. Наиболее подробную информацию сейчас дадут ученики.

Сообщение учащихся.

1ученик. Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: коррупция это-злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации.

2ученик. Коррупция (лат. corruptio - порча, подкуп, упадок) – подкуп и взятничество, широко практикуемые в буржуазном мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Коррупция в Советском Союзе и др. социалистических странах расценивается как уголовное преступление. В нашей стране с коррупцией ведётся решительная, бескомпромиссная борьба.

Учитель. А сейчас заглянем в историю.

2 ученик. Известен исторический анекдот: император решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки. Однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком случае государь останется без подданных. Интересно, что возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством Нестеров сам в конце концов был повешен за взятки.

2 ученик. Коррупции может быть подвержен любой человек, чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся (воспитанников).

Учитель. Действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения.

Учитель. Какие формы коррупции знаете? Взятка; Растрата; Мошенничество;Вымогательство;

Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы;

Злоупотребление должностными полномочиями;
Учитель. Как коррупция и ее проявления - взяточничество и подкуп влияют на различные сферы деятельности и организации?

(ответы учащихся)
- взяточничество мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего богатства страны;

Казнокрадство приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация, полиция и

т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество услуг;
- подкуп и взяточничество создает условия для того, чтобы люди, у которых есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления государственных органов в своих интересах;
- коррупция влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т.д;
- подрывает доверие к правительству;

Учитель. (мини-лекция)Итак, коррупция оказывает на вас воздействие, даже если вы не сталкиваетесь с ней напрямую через различные службы и организации. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000). Коррупция приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни. Согласно исследованию, когда страны ведут борьбу с коррупцией, государственные доходы в долгосрочной перспективе возрастают в четыре раза. При снижении коррупции бизнес может развиваться на три процента быстрее, а уровень детской смертности может снизиться на целых 75%.

И тем не менее отношение к коррупции различное, и сейчас мы предоставим вам некоторые статистические исследования на тему коррупция. Цифры которые мы сейчас озвучим говорят сами за себя.

Из 163 обследованных стран в числе наиболее «чистых» – Финляндия, Исландия, Новая Зеландия и Сингапур -, где правительства успешно ликвидировало все возможные каналы распространения коррупции. США находятся на 17-ом месте в мире, наша страна заняла 111-ое место из 163. На 107-110 позициях расположены Гондурас, Белоруссия, Украина.
Учитывая тот факт, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и приспосабливаться к новым условиям, необходимо создать единый механизм, позволяющий уменьшить масштабы коррупции в минимальные сроки, а также выработать основные направления работы по проведению антикоррупционной политики в качестве постоянно действующей органичной функции государства.Благодаря четкой, последовательной антикоррупционной политике Главы государства, в обществе создана атмосфера нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформированы условия для того, чтобы вести "беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на лица и должности". Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Учитель. В 1992 году Казахстан вступил в ООН. В 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"»… От вас, от молодежи!

Какой смысл вы вкладываете в это понятие, когда говорим: «МОЛОДЕЖЬ против коррупции?»

Сообщение ученика. Молодежь – ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, поскольку по природе она противник консерватизма и застоя. В современном мире одним из опаснейших социальных явлений, напрямую затрагивающих интересы общества и государства, выступает коррупция. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.

Что могу сделать я? (групповая работа)
1.Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и вузов, работникам ЖЭКов и т. д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция органов государственной власти?
2.Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.
1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.
2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.
3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.
4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
Учитель. Какие сферы наиболее поражены коррупцией?
ГАИ; чиновники; милиция; медицина; образование; судебная система; военкоматы; шоу – бизнес; сфера торговли; армия; СМИ;
Учитель. Назовите способы борьбы с коррупцией?
Это: Усовершенствовать законы. Уменьшить количество чиновников. Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц). Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией. Открытость в СМИ. Не давать и не брать взяток. Ужесточить наказания за коррупцию. Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону.

Составьте Синквейн со словом «Коррупция»
Итог.
Учитель. Завершая нашу дискуссию я хочу сказать, я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете России в этом вы! Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон. Спасибо всем за общение!
Выводы : Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения. На этом наш классный час окончен.

МБОУ СОШ №3г.Мамадыш

Методическая разработка

классного часа для 6 класса

«Борьба с коррупцией»

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш»

Мамадышского муниципального района РТ.

г. Мамадыш

2016 год

Классный час на тему: «Борьба с коррупцией»

Цели:

Провести беседу с учениками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

Воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

Выработать активную гражданскую позицию.

В конце урока учащиеся смогут:

Называть виды коррупционных правонарушений;

Объяснять направления антикоррупционной политики;

Задуматься о значении борьбы с коррупцией.

Методическое оснащение:

    Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией К.Ф.Амирова, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.

    Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Р.Р. Замалетдинова, Е.М.Ибраимовой, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.

    Сайты: «Советы при Президенте РФ »,«Электронное правительство РТ», Мамадышского муниципального района.

Подготовительная работа: изготовление рисунков, поиск учащимися значение слова – коррупция в толковом словаре, репетиции сценок и подбор к ним костюмов.

Оформление доски: высказывание Аристотеля.

Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Рисунки обучающихся по теме «Коррупция».

Вступительное слово учителя.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Что означает слово коррупция?

Ответы учащихся :

Это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»;

Это злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением;

Это незаконное обогащение, взяточничество, хищение;

Учитель: Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.

Сейчас мы рассмотрим некоторые формы коррупции:

Признательность, благодарность;

Обычная плата за услугу, за работу;

Злоупотребление служебным положением;

Взяточничество;

Подкуп;

Коррупция.

Показ отрепетированных заранее сценок обучающимися:


Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.

Анализ показанных сценок.

Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность к тому, чтобы решить свои проблемы путем дачи взятки, по-прежнему остается достаточно высокой – об этом сказали 61,3% опрошенных. Тем не менее, не все люди, попадая в коррупционную ситуацию, решают свои вопросы путем дачи взятки. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Решается ли вопрос после отказа граждан от дачи взятки? В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Конечно, это потребует больше сил и времени, или вопрос не решится с первой попытки. Тем не менее, 32% респондентов ответили, что после отказа от дачи взятки им удалось решить свои проблемы, а 41,6% - решили проблемы частично или в более длительный срок. Нет таких ситуаций, которые нельзя было бы решить с помощью закона.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать, проанализировав данные социологического опроса?

Ответ учеников:

Последствия коррупции ведут к разорению частных предпринимателей;

Снижению инвестиций в производство, замедлению экономического роста;

Понижению качества общего сервиса; неэффективному использованию способностей людей;

Росту социального неравенства;

Усилению организованной преступности;

Ощущению бесправия и несправедливости.

Способы борьбы с коррупцией.

Учитель: Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы учащихся:

не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров;

Установить видеоконтроль;

Надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией;

Надо ликвидировать неблагополучное состояние общества.

Что приводит к коррупции?

Большой разрыв в доходах населения;

Резкое падение заработной платы;

Ослабление государственного контроля;

Неопределенность норм рыночного поведения,

Пробелы в законодательстве.

Учитель: Ребята, представляю вашему вниманию поговорки о коррупции, какую житейскую мудрость они представляют?

Взяточничество: Дары и мудрых ослепляют.

Глуп дает деньги,глупей того не берет.

Корысть: Корысть рождает зависть.

Тебя манят- твоих денег хотят.

Наказание: На добре - спасибо, а за грех поплатись. Как ни крой, а швы наружу выйдут.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Дети дают анализ поговорок в формате общей беседы в классе.

Итоговая беседа

Что такое коррупция?

Назовите формы антикоррупционной деятельности?

Какие организации противодействуют коррупции?

Чем отличаются уголовные наказания за коррупционные преступления в России в сравнении с европейскими государствами?

Заключительное слово учителя:

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если всем вместе бороться против нее.

Внимательно и вдумчиво прочитайте строки Аристотеля. Как мало надо и как много надо переделать для того, чтобы стать «чистым нравственно» человеком.

Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.

Классный час по теме: «Вместе против коррупции!» в 9 а классе МКОУ «СОШ № 10» ИМРСК

Цели: - провести беседу со старшеклассниками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

Воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

Выработать активную гражданскую позицию,

Развитие умения рассуждать и критически мыслить.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа:

Анкетирование,

Плакаты «Мы против коррупции!»

Написание эссе по заданной теме.

Работа со словарями и иными источниками.

Оформление:


  1. Высказывания:
Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых.

(Библия)


Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтоб должностным лицам невозможно был наживаться.

(Аристотель)

Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды.

(Люк де Вовенарг)

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

(А.П.Чехов)

2) плакаты учащихся

3) пословицы и поговорки

Оборудование:

Презентации - схема - задания для работы групп

Ход классного часа.


  1. Вступительное слово классного руководителя .
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Сегодня мы проанализируем ответы наших респондентов, рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины, выясним, каким может быть ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и России.

II. Информация к размышлению.


  1. Словарная работа.
1) Что означает слово коррупция?

Ответы учащихся:

Коррупция от латинского corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.

Коррупция. Исконно русские синонимы этого слова: «мздоимство», «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением». Одно из наиболее кратких , но достаточно ёмких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

Я понимаю коррупцию как злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.

По толковому словарю С.И.Ожегова, "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

Учитель: Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Коррупцию можно увидеть в произведениях русских классиков, например, в произведениях Н.В. Гоголя. Вспомните, как в произведении "Ревизор" писатель выступает с обличением всей бюрократической системы. Он выдвигает на первый план целый коллектив - чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обывателей. Взятка в произведении является одной из центральных элементов общей картины. Думаю, что проблема, о которой рассуждает Гоголь в произведении, до сих пор актуальна.

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.

Работа с таблицей.

(Учащимся раздаются бланки с таблицей. После заполнения таблицы происходит анализ ответов всех групп).

Командам раздаются бланки с таблицей , которую они заполняют в течение 5 минут.


Призна-тельность,благодарность

Обычная плата за услугу, работу

Злоупотребление служебным положением

Взяточничество

Коррупция

Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.

.

Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность решить свои проблемы путем дачи взятки высказали 61,3% опрошенных. Около 30% граждан принципиально не дают взяток.

Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?

Задание: на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов.

Учащимися могут быть названы следующие причины:

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

Неразвитость институтов гражданского общества

Учитель дополняет ответы учащихся:


  1. Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.

  2. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.

  3. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.
Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада .

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.


  1. Интерактивная беседа.

  1. Защита I группы проекта «Последствия коррупции».
(Учащиеся говорят об экономических (материальных) и психологических (нематериальных) последствиях коррупции.

Материальные последствия: разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общего сервиса; неэффективное использование способностей, людей; рост социального неравенства; усиление организованной преступности.

Нематериальные последствия: ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали; размывание ценностей; ощущение бесправия и несправедливости.)


  1. Способы борьбы с коррупцией (защита II группы проекта «Способы борьбы с коррупцией).
Классный руководитель: Вы – подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии. Пройдет 5-6 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать. Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью… Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы учащихся:

1) - Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях.

2) - В первую очередь нужно воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем . Если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы.

3) - В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда-то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс.

4) - Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. Однако, вокруг нас много людей, получают маленькую зарплату!

5) - На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.

6) - Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения. Надо формировать этику граждан.

Что приводит к коррупции?

Большой разрыв в доходах населения;

Резкое падение заработной платы;

Ослабление государственного контроля;

Неопределенность норм рыночного поведения,

Пробелы в законодательстве.


  1. Российская Федерация в борьбе с коррупцией (Защита проекта 3 группы)
Сегодня в РФ существует особое направление – противодействие коррупции. В 2008 году принят ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Международное сообщество придает большое значение проблеме борьбы с коррупцией.

Организацией Объединенных Наций в 2003 году была принята Конвенция против коррупции.

27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Она вступила в силу 1 июля 2002 года. РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом 25 июля 2006 года.

Меры профилактики коррупции, проводимые в РФ.

Антикоррупционное воспитание (в рамках учебных заведений)

Пропаганда (с помощью СМИ и др.)

Формирование правовой культуры и повышение правового сознания

Воспитание гражданской ответственности

Укрепление доверия к власти

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, проводимая Министерством юстиции


Учитель: Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к разорению страны во всех сферах жизнедеятельности

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов и награждение команд.

Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся)

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?

VI.Заключительное слово классного руководителя .

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если взяться всем вместе.

Внимательно и вдумчиво прочитайте строки из Библии, слова мудрецов: Аристотеля, Люка де Вовенарга, А.П.Чехова. Как мало надо и как много надо переделать для того, чтобы стать «чистым нравственно». Каждый стремится к этому своим путем. И хотя к нравственности ведет множество дорог, сколько людей на планете, всё же у нее есть свои закономерности, свои составляющие. Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.


Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Вывод: Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?