Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "Нам забывать нельзя…". Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "И помнит мир спасенный…" (10–11-й классы) Звучит стихотворение

Учитель музыки МОУ СОШ № 37 п. Балакирево -

Сценарий литературно-музыкального вечера посвящённого

Победе в Великой Отечественной войне.

(Ведущих вечера должно быть двое. Они ведут между собой диалог на тему Великой Отечественной войны. Стихотворения читают каждый по очередности по одной строфе. В самом начале ведущие в обычной одежде сидят за школьной партой с учебником истории, читая параграф про Великую Отечественную войну.)

- ВОЙНА – такое короткое и такое страшное слово.

- В нём кровь, слёзы и страдания, а ещё жизни! Более 20 миллионов человеческих жизней!

- А что знаем о войне мы?

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет,

И стонет мой отец в тревожном сне...

Я понимаю, что всё это значит –

Я очень мало знаю о войне.

- Наш вечер посвящён Великой Отечественной войне. Никогда не уйдет эта война из памяти поколений, и мы обязаны помнить о подвиге наших дедов и прадедов.

- Подвиг – это великий, бескорыстный порыв души, в котором человек отдаёт себя людям, жертвуя всем, даже собственной жизнью.

- Бывает подвиг одного человека, сотен, тысяч. А бывает подвиг Народа. Когда Народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Такой подвиг совершил Советский Народ в годы Великой Отечественной войны. Всем своим государством великим, судьбами всех и каждого встал Русский Народ на борьбу с вероломным врагом, самой черной силой XX века – фашизмом.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

- Мы сегодня постараемся пройти частицу того пути, которым прошёл наш Народ в годы той страшной войны.

(Ведущие уходят и переодеваются в военную форму времен Великой Отечественной войны, в конце слов Левитана выходят и уже стоят до окончания вечера, изредка передвигаясь из одного конца сцены в другой.)

(Звучит сообщение Левитана о начала войны)

- Самыми первыми на защиту Родины встали пограничники.

- Они, как и люди, хранят память обо всём, что было на этой земле.

- Они помнят кровавый рассвет первого утра войны.

-22 июня 1941г. на рассвете гитлеровские захватчики обрушили на крепость шквал орудийного огня. Они были уверены, что внезапность нападения позволит взять крепость с ходу.

- Но враг просчитался! Верный долгу и присяге гарнизон не дрогнул... До двадцатых чисел июля в глубоком тылу врага сражались последние защитники крепости.

НЕТ, НЕ СДАЛАСЬ, НЕ ПАЛА КРЕПОСТЬ, ОНА ИСТЕКЛА КРОВЬЮ.

Мы оттуда, из Бреста!

Где земля превратилась в полужидкое месиво!

Мы оттуда, из Бреста!

Где пылает война! Где снарядам нет места,

Лишь тела и тела...

Мы оттуда, из Бреста! Нас война всех взяла!

(Звучит песня Священная война))

- С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

- В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

- Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

- Да и сейчас, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

- Война и песня: что может быть общего?

- Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

- И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют!»)

- Эту песню Б. Окуджава написал уже после войны для фильма «Белорусский вокзал», но она очень хорошо передаёт дух того времени.

- Ещё одна героическая веха войны – Ленинград...

- Город-герой, люди которого 900 дней и ночей подвергались непрерывным бомбёжкам, мёрзли, голодали, погибали...

-Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек, из них около 400 тыс. детей.

О, да - иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут...

- Гражданочки, держаться можно...-

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- В осажденном Ленинграде, под Москвой и Сталинградом, и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

(Исполняется песня «Давай закурим»)

- Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.

- Именно у стен Москвы немцы проиграли свою «молниеносную войну», а Советская Армия, выстояв в тяжелейших боях, начала своё наступление на такой ещё далёкий Берлин.

- Здесь в суровых снегах Подмосковья на 20-м километре Минского шоссе в ноябре 1941г., родилась песня «В землянке». Её автор, Александр Сурков не писал специально песни, он просто написал письмо, рассказал жене, где находится.

(Исполняется песня «В землянке»)

- Землянка была для бойца домом. Никогда наши солдаты не поддавались унынию. И в перерывах между боями, на привалах, в землянках звучали песни и шутки.

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

- Поистине народной, наполненной щемящей грустью бойца, стала песня «Огонёк», написанная Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1943г.

- Поэтический образ «огонька» на окошке превратился в огромный и вдохновенный символ – не погас наш огонёк, никогда не погаснет.

(Исполняется песня «Огонёк»)

- Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г.

- По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.

- С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

- Сокрушительный разгром гитлеровских войск на курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Знали люди, что война - это пропасть, это гибель…

- Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.

- Ждали, даже если приходила «похоронка».

- Ждали, надеялись и писали письма.

(Здесь на сцену выходит девушка, садится за парту и начинает писать на листке бумаги письмо, а один из ведущих читает данное ниже стихотворение. Когда стихотворение прочитано, девушка встает, складывает письмо самолетиком и отпускает его в зал к зрителям. В это время ведущие могут перейти по сцене в другое место.)

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

- Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!

- Такие письма были необходимы солдату.

- Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

- Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне.

- Весна, цветущие сады, любовь и верность…

-«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

- Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

- С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

- Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге.

- Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года.

- Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

- Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги!

- Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Исполняется песня «Тёмная ночь»)

- Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

- Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Исполняется песня «В лесу прифронтовом»)

- А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!..

- Мирное время - какое счастье, какая радость!

(Исполняется песня «День победы»)

- Но Победа - это не только радость, но и скорбь.

- Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли.

- Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ни камню скорби, ни камню славы

не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, -

заклинаю, -

помните!

(метроном отсчитывает минуту молчания.)

(Исполняется песня «Журавли»)

Аннотация

Методическая разработка «Война - печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников - учащихся 10-11 классов.

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.

Цели:

  • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор;
  • проекционный экран;
  • презентация «Война - печальней нету слова»

Оформление аудитории (гостиная как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).

  • Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной;
  • Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

Участники и зрители мероприятия - учащихся 10-11 классов.

Сценарий

Вступительное слово руководителя: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной. Литературная гостиная существует у нас уже много лет. Меняются ее руководители, участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно - среди ее участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в стихосложении, читающие, поющие. Это учащиеся нашей школы.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем одну из наших программ, посвященную поэзии Великой Отечественной войны.

Первый ведущий: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Второй ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

Третий ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Первый ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Слайды №№ 2,3 Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Третий ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Первый ведущий: Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Второй ведущий: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Третий ведущий : Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Чтец: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.

Слайд № 4

Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

(Примечание: песня может быть исполнена участниками гостиной)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Чтец : О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые».

Слайд № 5

Звучит названное стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Слайд № 6

Чтец: Семен Гудзенко после войны написал стихотворение, в котором была такая строка: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». За что получил в свой адрес большой поток критики. Его упрекали в безысходной тоске, печали, ноющей жалобе.

Семен Гудзенко был тяжело ранен в 1942 году и умер в 1953 в буквальном смысле слова «от старых ран», проведя во время войны и после нее много месяцев в госпиталях.

Звучит стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение».

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Чтец: У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:

Увы, утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но в мире есть душа одна-

Она до гроба помнить будет.

Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Слайды №№ 7, 8 (поочередно)

«Зинка»

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Чтец: Сиротство и вдовство - это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Слайд № 9

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»:

… Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Первый ведущий: Война не вмещается в оду,

И многое в ней не для книг.

Я верю, что нужен народу

Души откровенный дневник.

Второй ведущий: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.

Третий ведущий: Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Слайды № № 10, 11

Чтец: На сегодняшний день для меня самыми близкими стихами военной поры являются стихи Константина Симонова из сборника «С тобой и без тебя». Я узнала об этом сборнике на уроке литературы, когда мы знакомились с лирикой Великой Отечественной войны. Стихи меня поразили. Поразили силой чувства, откровенностью, а еще тем, что такие интимные стихи были опубликованы в годы войны. Мне стало интересно, имеют ли они под собой фактический материал. И я обратилась к биографии Симонова, из которой узнала, что цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Остальные подробности их взаимоотношений в стихах.

Звучат стихи из сборника «С тобой и без тебя»:

Слайды №№ 12,13

Чтец: «»

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что так другие не назвали,

Что в старый дом мой, сломанный войной,

Ты снова гостьей явишься едва ли.

За то, что я желал тебе и зла,

За то, что редко ты меня жалела,

За то, что, просьб не ждя моих, пришла

Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.

Мне хочется назвать тебя женой

Не для того, чтоб всем сказать об этом,

Не потому, что ты давно со мной,

По всем досужим сплетням и приметам.

Твоей я не тщеславлюсь красотой,

Ни громким именем, что ты носила,

С меня довольно нежной, тайной, той,

Что в дом ко мне неслышно приходила.

Сравнятся в славе смертью имена,

И красота, как станция, минует,

И, постарев, владелица одна

Себя к своим портретам приревнует.

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что бесконечны дни разлуки,

Что слишком многим, кто сейчас со мной,

Должны глаза закрыть чужие руки.

За то, что ты правдивою была,

Любить мне не давала обещанья

И в первый раз, что любишь,— солгала

В последний час солдатского прощанья.

Кем стала ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться...

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.

Чтец: «Далекому другу»

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре - неясным трепетом огня,

В метели - снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу - я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Чтец: «На час запомнив имена…»

На час запомнив имена,—

Здесь память долгой не бывает,—

Мужчины говорят: «Война...» —

И наспех женщин обнимают.

Спасибо той, что так легко,

Не требуя, чтоб звали милой,

Другую, ту, что далеко,

Им торопливо заменила.

Она возлюбленных чужих

Здесь пожалела, как умела,

В недобрый час согрела их

Теплом неласкового тела.

А им, которым в бой пора

И до любви дожить едва ли,

Все легче помнить, что вчера

Хоть чьи-то руки обнимали.

Я не сужу их, так и знай.

На час, позволенный войною,

Необходим нехитрый рай

Для тех, кто послабей душою.

Пусть будет все не так, не то,

Но вспомнить в час последней муки

Пускай чужие, но зато

Вчерашние глаза и руки.

В другое время, может быть,

И я бы прожил час с чужою,

Но в эти дни не изменить

Тебе ни телом, ни душою.

Как раз от горя, от того,

Что вряд ли вновь тебя увижу,

В разлуке сердца своего

Я слабодушьем не унижу.

Случайной лаской не согрет,

До смерти не простясь с тобою,

Я милых губ печальный след

Навек оставлю за собою.

Чтец: Самым известным стихотворением из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Первый ведущий: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Чтец: Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны - выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

Слайд № 14

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Слайд № 15

Второй ведущий: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей - 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.

Третий ведущий: В память о тех, кто не пришел с войны, звучит эта песня.

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

Скачать разработку:

Литературный вечер: « Стихи, опаленные войной»

Цель: познакомить с творчеством поэтов, которые принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной Войны и рассказали нам о войне в своих стихотворениях, как о великом подвиге всего советского народа – победителя.

Оборудование: портреты поэтов М.Дудина, Г.Поженяна, С. Гудзенко, Ю.Воронова, В. Лободы, Ю. Друниной, В.Субботина, М.Джалиля, Н.Денисенко, В.Занадворова, К.Симонова

Ведущий: Поэты, чьи стихи сегодня будут звучать на нашем вечере, сами воевали. В первый день войны вступила в бой дивизия, где служил разведчиком Михаил Дудин. Моряк- десантник Григорий Поженян участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Семен Гудзенко дрался с врагом под Москвой, на берегах Волги, форсировал Днепр, входил в освобожденный нашими войсками Будапешт.
Подростком прошел сквозь голод и холод ленинградской блокады Юрий Воронов.
Погиб в бою артиллерист Всеволод Лобода.
Шел на врага танк лейтенанта Сергея Орлова, спешила под огнем к раненому медсестра Юлия Друнина, штурмовал рейхстаг Василий Субботин, сражался с гитлеровцами на Волховском фронте известный татарский поэт М.М.Залилов (Муса Джалиль).
В тяжелые дни лета 1941 года журналист и поэт – партизан Н.Ф. Денисенко со своей частью попадает в окружение под Кричевом. Немногие вырвались из кольца. Больной Денисенко возвращается в родную деревню Норки на Черниговщине. Здесь он вступает в ряды партизан. По их заданию Денисенко идет «на службу» к оккупантам и становится секретарем черниговской окружной полиции. С мая 1943 года – он связной партизанского отряда «Победа». Большой силы воли требовала от патриота работа в логове врага. 5 июня 1943 г. Он был схвачен гитлеровцами. Выдержав пытки, подпольщик – партизан ничего не сказал врагу. В тюрьме он пишет это свое последнее стихотворение, посвященное малолетним детям, узникам фашистского застенка. 5 июля 1943г.
Послушайте его последнее стихотворении «Сосед»

За окошком камеры моей
Клен стоит, едва скривившись станом.
Я прижмусь к решетке поплотней,
Говорок соседа слушать стану.
Что он скажет, островерхий мой?
Что он слышит, прислонившись к тыну?
Может, — скор ль вырвусь я домой,
Может, — скоро ль я навек загину?

Злополучный ветер налетел,
И опутал, и согнул беднягу.
Я упорно, страстно жить хотел,
Потому в могилу, верно лягу.
Клен стоит, шатаясь и скрипя,
Клен шумит и шепчет, шепчет глухо
Будто бы сказать мне торопясь,
Чтоб чужого не коснулось слуха:
Я сегодня под дождем промок
И потрепан ветром ураганным.
Ты, как я, сегодня одинок,
Ты опутан злобными врагами.
Не тоскуй, приятель, не грусти:
Есть всему конец на этом свете –
Мне при жизни с места не сойти,
Ты ходить не будешь после смерти,
Если я переживу твой век,
Дети подрастут – твоя отрада,
Будь уверен, добрый человек,
Про тебя им расскажу всю правду.
И замолк. Не шелохнется лист.
Тихо – тихо. Летний день погожий…
Знайте, люди: Я был сердцем чист,
А в глазах… О, не смотри, прохожий!…
(Здесь стихотворение обрывается)

Ведущий: Татарский поэт Мусса Джалиль весной 1943 г. Был отправлен в лагерь Вустроу (Германия). Там он с группой военнопленных готовил восстание, но, по доносу правокатора, в ночь на 12 августа 1943 года был арестован. Вместе с другими товарищами Мусса Джалиль был препровожден в берлинскую тюрьму Моабит, где в марте 1944 г. Военный суд приговорил его к казни. В конце 1944 г. Приговор был приведен в исполнение. Друзья отважного патриота сохранили три записные книжки, куда поэт записывал свои стихи, написанные в лагерях и тюрьмах. Поэту – патриоту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Творчество его отмечено Ленинской премией.

У эшелона обнимаемся.
Искренняя и большая
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь.
Я должен вернутся, но если…
Если случится такое,
Что на видать мне больше
Суровой родной страны, -
Одна к тебе просьба, подруга:
Сердце твое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны».
Борис Богатков (1922 – 1943)
Ведущий: Поэты – воины рассказали нам о войне как о великом подвиге всего советского народа – победителя.
Ученики читают стихотворения.

Константин Симонов

Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Алексей Недогонов

Пулеметчик
Зима состояла из мелочей:
Снега, морозы и ветры лают.

Ровно пятнадцать тысяч минут,
Порою сутками напролет
Молнией полосовал по врагу
Русский станковый пулемет
Под Миллерово в снегу.
Выбиваясь на третьей ленте из сил,
Рокотал с перебоями, но потом
У пулеметчика пить просил
Своим воробьиным жестким ртом…

Так он насмерть боролся тут.
Так он работал в порядке вещей
Ровно пятнадцать тысяч минут,
Одиннадцать дней и десять ночей,
Под вьюгой.

И каждые полчаса человек подвигал пулемет вперед
На один мучительный оборот пулеметного колеса.

Он продирался к норам чужим,
Огнем гарнизон сжимал в тиски:
То, что под силу было троим, —
Адово дело – ему с руки!

Он знал, весною шуметь ветрам,
Лететь журавлям, тополям цвести,
Ходить через Миллерово поездам,
По утрам пионерам в школу идти…

Был он совсем молодой лицом,
Но как-то по взрослому молодой;
За пулемет он прилег юнцом,
Поднялся мужчиною с бородой.

И тогда ему показалось вдруг,
Что он уже самый старый солдат,
И что землю, которую взял назад,
Не выпустит из огрубевших рук.

Григорий Поженян

Ветер с моря (отрывок из поэмы)
Памяти Дмитрия Глухова.
Был приказ прорваться к Эльдигену
Днем, сквозь строй немецкого заслона.
Командир сказал, что повезло нам,
И поздравил нас,
Взбивая в пену,
Клокотало море. На причалах
От наката волн качались сваи.
Командир сказал, что так бывает,-
И сигнальщик поднял флаг на фалах…
В этот день на рейде не клялись мы,
Уходя, вещей не завещали.
Командир сказал: — Вернемся к чаю!
И велел отправить наши письма.

Он был ранен после первых вспышек.
Медленно по мокрому реглану
Кровь стекла под ноги,
Я слышал, как он приказал: — Идти тараном!

По разрывам, в лоб, врезаясь строем! –
… Немцев было восемь, наших трое.
Немцы шли на малом, мы на полном.
Немцы шли за ветром, мы сквозь волны…
Выстрел! И куски брони летят, как вата,
Выстрел! И, качнувшись угловато, переломлен на двое по мостик,
Головной отправлен к рыбам в гости…

Сергей Орлов
Деревня гора

В небе клубы дыма пыли,
Пламя прядало шурша.
Ни одна, когда отбили,
Нас не встретила душа.
По угрюмой и пустынной,
В наступившей тишине,
Люки распахнув в машинах,
Мы прошли тогда по ней.
И забыл ее бы просто
Я деревню – на бугре,
Если бы не привелось мне
За деревнею гореть.
Рыжим кочетом над башней
Встало пламя на дыбы…
Как я полз по снежной пашне
До окраинной избы,
Опаленным ртом хватая
Снега ржавые куски,
Пистолет не выпуская
Из дымящейся руки,-
Не расскажешь в этой песне,
Да и не к чему … Потом
За меня ребята честно
Расквитались там с врагом.
И осталась не сожженной
Деревенька вдоль бугра
На земле освобожденной
По названию Гора.

Семен Гудзенко
***
После первых раскатов грома
Оседает кирпичная пыль.
Пять шагов до соседнего дома –
Все равно что пятнадцать миль.
Только нам не впервые драться
В переулках за каждый метр.
И упрямого сталинградца
Не берет на Дунае смерть.
Не берет орудийным шквалом
И гранатой из-за угла.
Нас по всем чердакам и подвалам
Смелость дерзкая провела.
Мы прикладами и ножами
Разговаривали с врагом.
Мы рассветами и ночами
Штурмовали проклятый дом.
… Ну, а если шальная пуля
кончит путь мой и ратный труд,
не в почетном меня карауле,
а в атаке друзья помянут!

Проем окна. Сползла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья на прямую,
И вздрагивает дом на пустыре.

Опасно оседающая зона.
Всего один осталось сделать шаг.
Сердитый командир у телефона.
Снарядами обглоданный рейхстаг.

Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из темных окон прыгают бойцы.

Михаил Дудин

Победитель

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают качаясь из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный,
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от честной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

Юлия Друнина.

Солдатские будни.

Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает

Так устала – руки не поднять,
Не до дров, согреюсь под шинелью,
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А на встречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом:»Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою.

Ведущая: Вот и подошёл к концу наш литературный вечер, посвященный Дню победы. День Победы – это особый праздник. Он и радостный, и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над коварным и сильным врагом. Грустный потому, что много людей погибло в этой войне.
Минута молчания.

Сценарий мероприятия

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Здравствуйте!

Свое выступление мы посвящаем тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся.

В далеком 1941 году, 22 июня, на рассвете началась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Великая Отечественная. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками.
Вставай Страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…
Со школьной скамьи уходили добровольцы на фронт. Создавались партизанские отряды. Велась подпольная работа в тылу врага. Было страшно. У войны не женское лицо. Голод, смерть, слезы, боль разлуку несут войны. И казалось бы не до стихов, не до песен. «Когда говорят пушки, музы молчат!» . Нет, не молчат. Во время Великой Отечественной войны было написано очень много песен, стихов, поэм. Фронтовики–поэты подарили нам очень много ярких прекрасных произведений.
Мусса Джалиль – татарский поэт. Сейчас, к сожалению, он малоизвестен. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был ранен и попал в плен и находился в концлагере Шпандау. 791 день унижений, изматывающих допросов в застенках гестапо, и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы.
^ И это страна великого Гейне?

И это буйного Шиллера дом!?

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом…
М. Джалиль был переведен в Моабитскую тюрьму. Там он написал целую серию стихотворений. Был казнен в Берлине 25 августа 1944 года за подпольную работу и организацию побегов пленных.

Друзья по плену переслали более 100 его стихотворений на Родину. Эти стихи составили цикл «Моабитских тетрадей». Одно из главных достоинств моабитского цикла – ощущение подлинности чувств. Читая их, мы ощущаем ледяное дыхание смерти стоявшей за его спиной. Тоска по Родине, по воле, острая боль разлуки, презрение к смерти и ненависть к врагу – воссоздано с потрясающей душу силой.

М. Джалилю посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Я прочту вам одно из стихотворений М. Джалиля «Варварство» .
^ Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами

^ Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
^ Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Семнадцатилетней выпускницей московской школы Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
^ Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, в словах, которые будет диктовать опаленная войной память.

Именно сила характера позволяла ей искать и находить единственно верные слова, которые были понятны не только фронтовику, но и юному Гражданину Родины, не изведавшему военного лиха. И достигла своего тем, что умела в слове передать правду потрясения, правду прозрения и постигнутую меру истинности человеческих отношений.
^ Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и отважным. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух миллиметрах – снова ушла на фронт добровольцем.

Перечитывая ее стихи сегодня, особенно военные, видно, что добрый десяток из них выдержал испытание временем – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.

Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных в 1969 году открыли новую малую планету и назвали ее в честь Юлии Друниной.

ЗИНКА
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза, Зины Самсоновой
Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. –

Мы хотели со славой жить…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Роберт Рождественский не относится к поэтам фронтовикам. Когда началась воина, ему было всего 9 лет. Его военное детство мало чем отличалось оттого, что испытывали его сверстники-мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей, которые воевали. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в фонд обороны.

Р. Рождественский очень много печатался и был очень популярен. Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений «Баллада о зенитчицах» .
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Победа далась нам страшной ценой. 21 век тоже очень тревожный. Но... Если б спросили у матери быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили влюбленных, быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили погибших, быть войне или нет – войны никогда б не бывало…
Я прошу вас всех почтить память тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны минутой молчания…

С наступающим Вас праздником, счастливой вам жизни без войны!