Кто осуществляет социализацию и теми кто социализируется. Процесс социализации

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр повышения квалификации специалистов

со средним медицинским образованием № 1»

Учебное пособие

по дисциплине _

Социализация и социальные установки личности

Контингент : специалисты со средним медицинским образованием.

1. Социализация

Личность является объектом изучения множества наук, прежде всего философии, психологии, социологии. Философы рассматривают личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания

и творчества. Психологи изучают личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход служит для выделения в личности социально-типического. Особенность социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что за основу берется тот ее аспект, который обнаруживается в психических свойствах, способностях и формах деятельности человека, составляющих потенциал его влияния на других людей, и проявляется в первую очередь в общении. Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация.

Социализация это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей.

Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

Социализированность - соответствие человека социальным требованиям,

предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

В отличии от социализированности социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Последнее качество, если его операционализировать, подразумевает:

Способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

Избирательное отношение к социальным воздействиям;

Низкую социальную ригидность;

Сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации [Волович А. С., 1990].

Социализация и воспитание:

Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, либо процесс воспитания приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе понимание тождественно понятию социализации.

Воздействие биологических и культурных факторов на социализацию:

а) Сложные виды поведения у человека скорее всего генетически не запрограммированы. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, они вообще медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. Но именно длительная зависимость ребенка от взрослого дает возможность усваивать навыки, которые намного сложнее, чем навыки любых других животных.

б) Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше в данной конкретной культуре. То что мы называем культурными ценностями лежат в основе социальных норм. Нормами называю ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах и такие законы являются социальными нормами и нарушители их подвергаются наказанию. Определенные нормы являются более важными чем другие. Однако большинство норм вообще не представлено в законах. На повседневное поведение человека воздействует множество ожиданий (правила поведения в обществе) и эти ожидания люди предъявляют своим детям.

На поведение людей так же огромное влияние оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Противоречивые идеалы могут сосуществовать. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двухсторонний разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а так же между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительную приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование и преодоление биологических факторов.


Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>

Социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

(По П. Смелзеру)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;

2) социальные нормы и ожидания окружающих;

3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;

4) социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

Пояснение.

Должны быть даны ответы на два вопроса:

2. Ответ на второй вопрос: методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше.

Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках.

Социализация как социально-педагогическое явление.

В центре внимания философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX в. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект - объектным (общество - субъект взаимодействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.

Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Предлагаемая А.В.Мудриком периодизация весьма условна, но удобна с социально-педагогической точки зрения: младенчество - от рождения до 1 года; раннее детство - 1-3 года; дошкольное детство - 3-6 лет; младший школьный возраст - 6-10 лет; младший подростковый - 10-12 лет; старший подростковый - 12-14 лет; ранний юношеский - 15-17 лет; юношеский - 18-23 года; молодость - 23-30 лет; ранняя зрелость - 30-40 лет; поздняя зрелость - 40-55 лет; пожилой возраст - 55-65 лет; старость - 65-75 лет; долгожительство - свыше 75 лет.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести:

мегафакторы - космос, планета, мир;

макрофакторы - страна, этнос, общество, государство;

мезофакторы - регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура; микрофакторы - семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

Механизмы социализации:

Психологические и социальные:

1. импритинг - фиксирование человека на рецепторном и подсознательном уровне, особенности взаимодействия на него жизненно важных объектов

2.экзистенциональный нажим – овладение языков и неосознанное усвоение норм социального поведения обязательно в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. подражание – следование какому-либо примеру, образцу

4. индентификация – процесс неосознаваемого отождествления человека с другим человеком.

5. рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества(семье,обществу сверстников, значимым лицам)

Социально-педагогические механизмы:

1. традиционные (стихийные)

Представляют собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и близкого окружения.

2. институциональный- функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.

3. стилизованный – действует в рамках определенной субкультуры.

Десоциализация – утрата человеком по каким –либо причинам, под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающегося на его самореализации и жизнедеятельности.

Ресоциализация – процесс восстановления у человека утраченных ценностей и опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г. (Йэо, 1970).

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

Южноафриканская птица ткачик обладает генетически запрограммированной способностью строить гнезда определенной формы из прутьев и шерсти животных. Был проведен потрясающий эксперимент: пять поколений этих птиц были лишены материалов, обычно используемых для сооружения гнезд. Тем не менее, особи шестого поколения правильно выбрали из кучи различных материалов подходящие прутья и шерсть животных и построили прекрасные гнезда по образцу, характерному для их вида!

Хотя людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и сосание, по всей видимости, в их генах не запрограммированы сложные виды поведения. Они вынуждены учиться одеваться, добывать пищу или строить для себя укрытие (Уильяме, 1972). Люди не только не обладают врожденными образцами поведения; они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни питание ребенка полностью зависит от заботы взрослых. Таким образом выживание младенцев зависит от взрослых, которые о них заботятся. В отличие от них детеныши обезьян сами добывают для себя пищу через три-шесть месяцев после рождения. В то же время длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезна для него с точки зрения развития. Младенцы получают возможность усваивать навыки - например, способность говорить - которые намного сложнее, чем навыки любых других живых существ.

Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам, к пятистам "людям года", определяемых журналом "Fortune". Индийцы склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающим против насильственных методов (например, к Махатме Ганди).

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Как мы узнали во 2-й главе, нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определенные нормы считаются более важными, чем другие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для общества, чем превышение установленной предельной скорости, составляющей 55 миль в час. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым или инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почетом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая таким знаменитым бейсболистам, как Реджи Джексон, высокий социальный статус. Противоречивые идеалы могут сосуществовать: американцы придают важное значение овладению знаниями во имя развития науки и поддерживают такие организации, как Национальный научный фонд; в то же время они считают, что знания должны приносить практическую пользу, поэтому они аплодируют, когда сенатор Уильям Проксмайер вручает орден Золотого руна ученым, изучающим предметы, по его мнению, неинтересные или бесполезные.

Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

Некоторые социологи считают, что хотя культура влияет на поведение, характер человека формируется на основе биологических факторов. Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметом горячих споров. Некоторые ученые, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма могут быть обусловлены генетически. Социобиологи и некоторые другие ученые-обществоведы уверены в существовании так называемой человеческой натуры. Согласно их точке зрения, это совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих поведение данного человека. Однако они высказали различные мнения о возможностях и способностях человеческой натуры. Известный социобиолог Эдмунд О. Уилсон (1975) утверждает, что гены и гормоны оказывают и стимулирующее, и сдерживающее воздействие на наше поведение. Как считают социобиологи, существование врожденных механизмов, влияющих на поведение - результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом.

Например, с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвование ради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного вида в целом. Дельфины оказывают помощь своим раненым собратьям; некоторые птицы отвлекают на себя внимание врагов, чтобы остальные могли улететь. Поскольку забота о любимых людях способствует продолжению рода, склонность к альтруистическому поведению укоренилась в наших генах.

Как считают социобиологи, альтруизм является одним из многих типов генетически обусловленного поведения. Согласно Уилсону, биологические особенности человеческой натуры, помимо других факторов, стимулируют употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Некоторые типы поведения, например кровосмешение, не поощряются: если бы общество одобряло родственные браки, был бы поврежден общий генетический фонд.

Некоторые социологи аналогичным образом объясняют и другие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьми возникают потому, что каждому ребенку хочется пользоваться всем, что имеют родители. В свою очередь, родители (гены которых лишь частично заложены в каждом ребенке) настаивают на необходимости все делить разумно, вследствие этого возникает напряженность в семье. Или другой пример. Чувство любви приводит к близости между мужчиной и женщиной, и повышается вероятность того, что они произведут потомство; половой акт обусловлен потребностью мужчины распространить свое семя; таким образом увеличивается вероятность выживания его генов. Поэтому, хотя социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется плавным образом на основе обучения (особенно в области усвоения языка и математики), тем не менее они настаивают, что гены и стимулируют и сдерживают некоторые виды поступков.

Эта теория подверглась резкой критике со стороны многих ученых. В то время как некоторые физические особенности, например цветовая слепота (дальтонизм), действительно связаны с генетическими факторами, нет доказательств правильности основного принципа социобиологии, связывающего гены с тем или иным видом поведения. Более того социобиологи не принимают во внимание способность людей использовать символы и логически рассуждать, а ведь оба эти фактора в значительной мере влияют на поведение.

Спор вокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношениях между культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что согласно требованиям цивилизации люди должны подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные побуждения. Другие исследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937), высказали более компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институты созданы для удовлетворения побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, в то время как спортивные организации -- агрессию.

Как и всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.