Классика жанра что значит. История классической музыки

Что такое классика? В переводе с латинского classicus – означает «образцовый, первоклассный». Именно поэтому о приверженцах этого стиля можно с уверенностью говорить как об обладателях отменного вкуса. Ведь то, что имеет в своей основе постоянство и опирается на лучшие образцы произведений искусства, никогда не устареет и не перейдет в разряд наскучившего или не актуального. Сложившийся несколько столетий назад и не претерпевший существенных изменений, этот стиль доказал свою состоятельность и по-прежнему продолжает соответствовать представлениям о красоте и удобстве в веке ХХI. Умеренная роскошь – вот, пожалуй, наилучшее определение классического стиля, не знающего себе равных по степени изысканности и утонченности.
Классический стиль, как это принято считать, начал свое триумфальное шествие в XVI веке, облюбовав для своего восхождения Францию. Отвечая задачам демонстрировать величие властителей с помощью богатого украшения дворцов как снаружи, так и изнутри, архитекторы не скупились в их создании ни на использование редких и дорогостоящих материалов, ни на приглашение для создания росписей и фресок известных мастеров. И в широком смысле современной трактовки классики к данному стилю можно отнести и барокко, и классицизм, и ампир, а в дальнейшем классический английский стиль и неоклассицизм – все же в целом классика в интерьерном жанре сформировалась достаточно четко. И стала излюбленным стилем не только для представителей консервативных взглядов, но и для ценителей всего самого лучшего, прошедшего проверку временем.

Основы стиля

Первое, на что невозможно не обратить внимания, заходя в квартиру, оформленную в классическом стиле – это роскошь, проявляющаяся в каждой детали. Украшенный лепниной потолок, паркет из древесины ценных пород, картины на стенах, предметы антиквариата – все это в рамках выверенной симметрии и создает классический стиль. Центром композиции гостиной комнаты, бесспорно, будет являться камин – неотъемлемый компонент интерьера в классическом стиле. Выполненный из мрамора, украшенный витиеватыми коваными решетками, обрамленный с двух сторон колоннами или фальш-накладками, их имитирующими, камин создаст вокруг ощущение спокойствия и размеренности жизни минувших эпох, заставив забыть о суете нашего времени. Причем абсолютно не важно, каким способом он будет излучать тепло – от настоящих дров или от электроэнергии. Ведь его главная функция – передать эстетику дворцовых залов, внося вместе с тем уют домашнего очага.
Молдинги, украшающие не только потолочное пространство, но и стены, в сочетании с лепниной помогают придать гостиной комнате парадный вид светского салона. Классический стиль не терпит нагромождений и ярких кричащих акцентов, поэтому каждый аксессуар, вплоть до миниатюрных статуэток и изделий из фарфора, светильников на стенах в виде канделябров и других предметов искусства, стилизованных под эпоху Возрождения, должен быть на своем месте и работать на создание стиля.

Дорогое удовольствие

Итак, если вы все же решили создать в своем доме атмосферу дворца, имейте в виду, что желание ваше достаточно дорого вам обойдется, ведь большинство участников интерьерного ансамбля, включая мебель, люстру, паркет – будут если не единичными изделиями ручной работы, то уж точно изготавливаться на заказ. Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев потребуется реконструкция стен: классический стиль тяготеет наряду с правильной геометрией линий к сложным формам – изогнутым арочным сводам, нишам в стенах. Потолок же наверняка придется дорабатывать, делая его многоуровневым в соответствии с выбранным стилем. Изготовленная по индивидуальному эскизу лепнина из гипса или предлагаемые производителями готовые варианты украшений из полиуретана (более бюджетный вариант) будут достойным обрамлением низко свисающей люстры из хрусталя и бронзы.
Верхом изящества, способным во всех смыслах многое сказать об обладателях всего этого изыска, станет включение в накладные декоративные элементы картуши – стилизованных инициалов владельца. А тонкие молдинги в виде рам с округлыми углами, накладываемые на стены поверх однотонных или с мелким рисунком обоев, пожалуй, могут стать визитной карточкой этого стиля. Фреска, украшающая всю стену, или симметрично развешанные картины классических аттических сюжетов станут пределом желаний и возможностей для избравшего этот стиль.
Если вспомнить декор интерьера любого из дворцовых залов, то его невозможно представить без искусно сделанного наборного паркета, обязательно сочетающего в себе древесину различных пород. В интерьер, выполненный по всем правилам классического стиля, не удастся вписать паркетную доску или ламинат, поэтому напольное покрытие вполне может составить одну из первых статей расходов.
Излюбленный прием дизайнеров – так называемая «розет-
ка» – рисунок в виде круглой композиции из разных пород дерева, располагаемый по центру комнаты. В дополнение, идея круга также может быть отражена и на потолке с помощью различных приемов (включая роспись), как еще один из способов создания симметрии.

Цвет, свет и фактура

Нельзя сказать, что классический стиль интерьера прост в исполнении. Сочетая различные детали и элементы, каждая из которых самодостаточна и заслуживает внимания, необходимо придерживаться чувства меры. Однако глаза в таком пространстве никогда не устанут благодаря соразмерной гармонии, достигаемой за счет отсутствия ярких цветовых акцентов. Для интерьерной классики свойственны благородные, приглушенные тона – оливковый, темно-синий, коричневый или более насыщенный бордовый – символ королевской власти. Но основой все же станут светлые выбеленные оттенки. Мягкий песочный, светло-желтый или кремовый подойдут не только для стен спальни, но и для других помещений.
Кстати, в такую спальню удачно впишется комод на изящных ножках, увенчанный зеркалом в багетной раме, большая кровать с красивым изголовьем (например, в виде распахнутой раковины) и полог, драпированный тканью. Текстиль, надо сказать, играет значимую роль в этом стиле – начиная от отделки стен тканевыми обоями, ставшими прерогативой этого стиля, заканчивая покрывалами на кровати и многослойной оконной композицией из тюля и штор с кистями.
Как правило, выбор текстиля, задействованного в создании интерьера, ограничивается 2-3 цветовыми вариантами. Обивка кресел и дивана соответствует портьерам на окнах, а диванные подушки выполнены из того же полотна, что и сиденья венецианских стульев с изящными фигурными спинками и изогнутыми ножками. Рисунок на ткани весьма сдержан и не бросок. Распространенной в интерьере классического стиля является продольная широкая полоса на фоне ткани с мелким орнаментом растительных мотивов – цветочных гирлянд, венков, лоз винограда.
Говоря об освещении необходимо отметить, что все световые приборы – бра, торшеры, настольные лампы – должны играть на создание стиля, поэтому прием скрытых источников света, часто используемый в современном интерьере, применяется реже. Без множества зажженных свечей, привлекающих внимание, убранство парадных комнат дворцовых залов не вообразить. А зеркала в «старинных» рамах в дополнение к большим створчатым окнам помогут добавить в помещение света.
Стройность, строгость, простота в сочетании с помпезностью и богатством средств выражения барочного стиля, а также стремлением сделать все чересчур стиля рококо создали неповторимое сочетание. К нему хочется прикасаться в повседневной жизни и нам, простым обывателям, лишенным титулов. Внеся такую атмосферу в свой дом или квартиру, можно будет с уверенностью сказать, что в том, что вы являетесь королем своей жизни, не будет сомневаться уже никто.

Консультант: Дизайн- центр «Арт-Интерьеры»

"Классическая музыка" и "музыкальная классика" - две абсолютно равнозначные формулировки, свободные от рамок терминологии, отражающие обширный пласт музыкальной культуры, его историческое значение и перспективы дальнейшего развития. Нередко термин "классическая музыка" подменяется словосочетанием "музыка академическая".

История появления

Независимо от терминологии, классическая музыка имеет вполне определенное историческое происхождение, связанное с поздним просветительским периодом эпохи классицизма. Поэзия того времени и драматургия основывались на произведениях античных авторов, и эта методика коснулась также музыкальной культуры. Триединство - время, действие и место, были соблюдены в жанре оперы и других музыкальных направлениях, связанных с литературными источниками. Оратории, кантаты несли на себе печать классицизма, своеобразного стандарта 17-19 веков. В оперных спектаклях доминировали либретто, написанные по мотивам периода античности.

Становление

Практически все жанры классической музыки так или иначе связаны с эпохой классицизма. Композитор Глюк был одним из наиболее ярких последователей в музыке, ему удалось соблюсти все каноны того времени в своих произведениях. Эпоха прошлого отличалась ясной равновесной логикой, четким замыслом, стройностью и, что особенно важно, законченностью классического музыкального произведения. Вместе с тем прослеживалось разграничение жанров, когда полифония мягко, но настойчиво отвергалась, и на ее место вставало чуть ли не математически выверенное определение жанра. Со временем жанры классической музыки получили высокую степень академичности.

В опере солирующие партии стали заметно превалировать над аккомпанирующими голосами, тогда как ранее все участвовавшие в спектакле были равноправны. Принцип доминирования обогатил звучание, либретто приняло совершенно другую форму, и представление стало театрально-оперным. Также преобразились инструментальные ансамбли, солирующие инструменты выдвигались вперед, аккомпанирующие держались на втором плане.

направления и стили

В период позднего классицизма были созданы новые музыкальные "образцы". Жанры классической музыки получили широкое распространение в конце 18 века. Оркестровые, ансамблевые, сольно-вокальные и особенно симфонические коллективы следовали новым канонам в музыке, при этом импровизации были сведены к минимуму.

Какие же выделяются жанры классической музыки? Список их таков:

  • вариации;
  • симфонии;
  • опера;
  • инструментальные концерты;
  • кантаты;
  • оратории;
  • прелюдии и фуги;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • токкаты;
  • фантазии;
  • органная музыка;
  • ноктюрны;
  • симфонии вокальные;
  • духовая музыка;
  • увертюры;
  • музыкальные мессы;
  • псалмы;
  • элегии;
  • этюды;
  • хор как музыкальная форма.

Развитие

К середине 18 века оркестры собирались по принципу случайности, и их состав определял творчество композитора. Автору музыки приходилось строить свое произведение под конкретные инструменты, чаще всего это были струнные и небольшое количество духовых. Позже появились оркестры на постоянной основе, достаточно унифицированные, способствующие развитию жанра симфонии и инструментальной музыки. Эти оркестры уже имели имя, постоянно совершествовались и гастролировали в пределах ближайших территорий.

В начале 19 века в список музыкальных жанров добавилось несколько новых направлений. Это были концерты для кларнета с оркестром, оргáна с оркестром и другие сочетания. Также появилась так называемая симфониетта, краткое с участием всего оркестра. Тогда же стал модным реквием.

Композиторы эпохи классицизма, Иоганн Себастьян Бах с сыновьями, Кристоф Глюк, представители итальянской и мангеймской оперы образовали венскую классическую школу, в которую также вошли Гайдн, Моцарт и Бетховен. В произведениях этих мэтров появились классические формы симфонии, сонаты, инструментальных пьес. Позже возникли камерные ансамбли, фортепианное трио, различные струнные квартеты и квинтеты.

Музыка конца эпохи классицизма плавно перешла в следующий период, время романтизма. Многие композиторы стали сочинять в более свободной манере, их творчество то и дело выходило за рамки академических канонов прошлого. Постепенно новаторские устремления мэтров были признаны "образцовыми".

Проверка временем

Жанры классической музыки продолжали развиваться, и в конце концов для их определения появились оценочные критерии, по которым выводилась степень художественности произведения, его ценность на перспективу. Музыка, выдержавшая испытание временем, обязательно входила в концертный репертуар практически всех оркестров. Так было с произведениями Дмитрия Шостаковича.

В 19 веке была попытка причислить к жанрам классической музыки некоторые категории так называемой легкой музыки. Речь шла об оперетте, которую поспешили назвать "полуклассикой". Однако этот жанр вскоре стал вполне самостоятельным, и искусственная ассимиляция не понадобилась.

Классическая музыка… Это словосочетание каждый понимает по-своему. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича. Так кто же прав? А все одинаково правы!

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит образцовый. Если мы обратимся к компетентным источникам, например, в Музыкальную энциклопедию, то найдем там несколько определений классической музыки.

Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения «серьезная музыка» мы узнаем, что это:

  • образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
  • музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
  • музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Именно этот инструмент можно назвать родоначальником классической музыки, ведь свои истоки она берет еще в эпоху Ренессанса, т.е. в 16 веке! А ее расцветом является 17 век – эпоха Барокко. Именно в это время возникли такие музыкальные жанры как соната и опера, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Величайший гений в истории музыки Иоганн Себастьян Бах творил в эпоху Барокко, именно он открыл новые безграничные возможности создания музыкальных произведений. Музыка той эпохи характеризовалась вычурными формами, сложностью, пышностью, эмоциональной наполненностью. Тогда родились фуги Баха, оратории Генделя, скрипичные концерты «Времена года» Вивальди.

Но эпохи сменяли друг друга, изменялись времена, менялись люди – и музыка становилась другой! На смену вычурности и пышности пришла прекрасная, легкая, воздушная, элегантная музыка. Вы уже догадались? Конечно же – это Моцарт, гениальный и неподражаемый Моцарт! Красота и гармония – вот синонимы его мелодий. Он как комета пролетел над эпохой Классицизма, навсегда осветив ее ярким светом.

В конце 18 века на музыкальном небосклоне взошла еще одна звезда классической музыки – Людвиг Ван Бетховен. Он начал писать музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта. Но настоящий талант всегда приносит с собой что-то новое, поэтому говорят, что Бетховен своей музыкой буквально «расколол» классический стиль, став родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Классическая музыка этой эпохи более пылкая, глубокая, эмоционально выразительная и индивидуальная. Она направлена вглубь человеческой души, показывая глубину и богатство внутреннего мира. В этот период творили такие выдающиеся композиторы как Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Лист, П.И. Чайковский и многие другие.

И последним периодом в развитии классической музыки является период с 1910 по 1960 год, который вошел в историю под названием Модернизм. Яркими представителями этого направления в музыке являются А. Скрябин, Д. Шостакович и С. Рахманинов. Музыка этого периода нова и революционна. Она направлена на людей новой эпохи и пропагандирует абсолютную творческую свободу личности и призыв к самореализации.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, ее главной особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов. Она сопровождает нас на протяжении столетий. Ее загадочная сила заключается в том, что, слушая ее сегодня, мы испытываем те же чувства, что и первые слушатели. А лучше всего сходите на концерт или послушайте диск классической музыки и пусть каждый для себя решит сам, что для него значит это словосочетание!

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music ) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка - это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Главные инструменты, которые используются в классической музыке, появились до середины XIX века. Среди них используются сольные (орган, клавесин, фортепиано) и инструменты, предназначенные для игры в оркестре. Типичным способом исполнения в классической музыке является симфонический оркестр. Он включает в себя деревянные, струнные, медные и ударные инструменты.

Вехи истории классической музыки:

Античность (до 400 лет)

Средневековье (400-1400 года)

В это время основными музыкальными деятелями были трубадуры и труверы (Адам де ла Аль (Adam de la Halle), миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide), Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) и духовные лица. Изобретается нотный стан (бенедиктинец Гвидо (Guido d"Arezzo).

Возрождение (XV-XVII века)

Главными композиторами того времени считаются Джованни да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina), Томас Таллис (Thomas Tallis) и Томас Луис де Виктория (Tomás Luis de Victoria). Изобретаются разные виды смычковых и клавишных инструментов.

Барокко (XVII-сер. XVIII века)

Знаменитые имена: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) и Генри Перселл (Henry Purcell). Основанный формы: опера, оратория, токката, фуга, соната, сюита, увертюра, концерт. Расцвет органной музыки, щипковых, струнных и деревянных духовых инструментов.

Классицизм (сер. XVIII-сер. XIX века)

Этот период связан с блестящими музыкальными дарованиями: Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart), ранним Бетховеном (Ludwig van Beethoven), Франц Йозеф Гайдном (Joseph Haydn). Определили дальнейшее развитие музыкальной композиции. Стандартизируется форма симфонии. Появилась такая форма исполнения как струнный квартет.

Романтизм (сер. XIX до XX века)

Фигурируют Бетховен (Ludwig van Beethoven), Шопен (Fryderyk Chopin), Франц Шуберт (Franz Peter Schubert), Чайковский, Ференц Лист (Liszt Ferenc), Вагнер (Richard Wagner). Бурное развитие фортепианной музыки в этот период.

XX век

Известнейшие имена: Рахманинов, Стравинский, Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten) и Филип Гласс (Philip Glass).

Современная академическая музыка (условно с 1975 года)

Отличается синтезом элементов классической музыки с электронной музыкой. Некоторые из лучших современных композиторов: Альфред Шнитке (Alfred Schnittke), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Губайдулина С.А., Лигети (Ligeti), Денисов Э.В., Джо Хисаиси (Hisaishi Joe), Николас Хупер (Nicholas Hooper), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Ян Тирсен (Yann Tiersen), Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Дэвид Арнольд (David Arnold), Джон Барри (John Barry), Стив Яблонски (Steve Jablonsky), Джон Уильямс (John Williams), Говард Шор (Howard Leslie Shore), Ханс Циммер (Hans Florian Zimmer), Акира Ямаока (Akira Yamaoka) и другие.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.

Очень часто приходится слышать термин "классика" или "классический". Но что вкладывается в смысл этого слова?

Классика - это...

У слова "классика" есть несколько значений. Большинство толковых словарй предлагает одно из них - произведения классиков: литература, музыка, живопись или архитектура. Также данное слово употребляют по отношению к некоторым образцам искусства, например "классика жанра". Однако чаще всего данный термин упоминают как указание на конкретный временной период в развитии того или иного не забывая о том, что к числу классических авторов причисляются лишь некоторые, наиболее успешные. В литературе классикой считается все, что было написано в 18-19 веках. В 20-м веке классика уступает место модерну. Многие писатели-модернисты стремились к разрушению предсшествующей традиции, старались найти новую форму, темы, наполнение. Другие же, напротив, использовали произведения предшественников в своих целях. Так, произведения постмодерна полны аллюзиями и реминисценциями.

Классика - это то, что всегда будет в моде. Это некий образец, который формирует наше мировоззрение, в котором отражены все характерные особенности нации конкретного времени.

Какие писатели могут называться классиками?

Как уже отмечалось выше, в ряды классиков зачисляют не каждого автора, а только тех, чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской культуры. Пожалуй, первые писатели-классики, оставившие значительный след в - это Ломоносов и Державин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Его литературное творчество приходится на первую половину 18-го века. Он стал основоположником такого направления, как классицизм, поэтому не причислить его к классикам времени невозможно. Ломоносов внес огромный вклад не только в литературу, но и в языкознание (выделив в родном языке три стиля), а также в химию, физику и математику. Наиболее значительные его проиведения: "Утреннее/Вечернее размышление о Божием Величестве", "Ода на день восшествия...", "Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла". Следует отметить, что большинство поэтических текстов Ломоносова носило характер подражательный. В своем творчестве Михаил Васильевич ориентировался на Горация и других античных авторов.

Гаврила Романович Державин

Писатели второй половины 19 века

Среди поэтов особо выделить следует Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Именно они ознаменовали собою всю поэзию второй половины 19 века. Среди прозаиков - такие яркие фигуры, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Произведения этого периода полны психологических изысканий. Каждый из реалистических романов открывает перед нами необыкновенный мир, где все герои прорисованы ярко и жизненно. Невозможно прочесть эти книги и ни о чем не задуматься. Классика - это глубина мысли, полет фантазии, образец для подражания. Как бы ни изощрались модернисты, говоря, что искусство должно находиться в стороне от морали, произведения писателей-классиков учат нас самому прекрасному, что есть в жизни.