Постановка п. Самый оптимальный способ постановки звука Л: как пароходик подружился с индюшонком

Постановка звуков П, Т, М, В

Замечено, что первыми в речи детей появляются звуки П,Т,М,В.

Лёгкие в артикуляционном отношении и далёкие друг от друга акустически.

У глухих детей эти звуки вызываются с помощью движений фонетической ритмики. Но вызванные звуки не всегда произносятся ребёнком точно и правильно, потому что ребёнок глухой. Далее мы переходим к этапу постановки звука.

При постановки звука должны одновременно работать все анализаторы (зрительный- ребёнок видит положение органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движение губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю и вибрацию голосовых связок)

Звук П

Звук П – согласный, ротовой, взрывной, по месту образования губно-губный, глухой, твёрдый.

Губы в первый момент смыкаются, воздух в полости глотки и рта сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается наружу.

Работая над звуком П следует дать ребёнку возможность видеть положение губ. Осязать толчок воздуха, отсутствие голоса при произнесении звука П дети могут уловить с помощью остаточного слуха или прикасаясь рукой к гортани.

Этапу постановки звука предшествует этап артикуляционной гимнастики. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Каждому упражнению даются названия в соответствии с выполненным действием.

В образовании звука П принимают участие губы, язык пассивен и его положение зависит от следующего звука. Значит артикуляционные упражнения будем проводить для губ. Упражнение «лягушка», «хобот». Картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. При произнесении звука п требуется направленная воздушная струя, поэтому мы проводим дыхательные упражнения(например сдуть с ладони ватку).

Ставим звук П по подражанию. Ребёнок видит положение губ, осязает толчкообразную воздушную струю и отсутствие вибрации гортани.

Для автоматизации вызванного звука используем картинку- символ (паровоз). Когда ребёнок научится хорошо произносить звук изолированно, автоматизируем его в слогах прямых, обратных, словах, фразах.

Звук Т

Согласный, ротовой, взрывной, по месту образования переднеязычный, глухой, твёрдый.

Губы разомкнуты и принимают положение от следующего звука, Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При произнесении звука Т можно видеть положение губ (чуть разомкнуты),Края резцов и работу языка, осязать толчок воздуха.

Артикуляционная гимнастика направлена на формирование правильного положения языка: «Вкусное варенье», «почисти зубы». Для автоматизации используем картинку- символ («стучат колёса вагонов т-т –т)

Звук М

Согласный, носовой по месту образования губно-губный, по способу образования смычный, твёрдый.

В первый момент произнесения звука М губы смыкаются, но без взрыва(в отличии от П). Положение языка зависит от следующего.Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть работу губ, осязать вибрации гортани, щёк, носа.

Основные недостатки произнесения: а) звук М произносится высоким голосом (ставить отзвука А, осуществлять контроль за вибрацией груди); б) звук М произносится как Б или мб (Мягкое нёбо опущено или поднимается в последний момент). Необходимо следить за вибрацией щёк, исходить из протяжного М____ . Для автоматизации изолированного звука М используется картинка –символ (мычит бычок м-м-м)

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности мягкого нёба (Игра «ветер срывает листочки»-кашлять с открытым ртом на подвешенный на ниточки листик)

Звук В

Согласный, звонкий, по способу образования щелевой, по месту образования губно- зубный.

Верхняя губа слегка приподнята, видны верхние резцы. Нижняя губа прикасается к верхним губам, оставляя по середине плоскую щель. Язык находится в положении зависящим от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход внос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Хорошо видно положение губ. Можно осязать вибрацию гортани. И поднеся руку к ко рту, струю выдыхаемого воздуха, направленную косо вверх.

Артикуляционная гимнастика (закусывание верхней и нижней губ)

Недостатки произношения:

А) звук В звучит гнусаво: вава как мама (причина опущено мягкое нёбо, воздух проходит в нос). Стоит исходить из звука Ф, обращая внимание на сильную воздушную струю, затем перейти на В;

Б) в звучит как Б или П, причина –щель между губой и резцами заменяется смычкой;

В) Звучит как Ф;

Следует добиваться правильного воспроизведения звука В исходя из протяжного его произнесения и опираясь на двойной контроль(выдыхаемого воздуха и наличие голоса.

Для автоматизации изолированного звука В используется картинка- символ «Гудит самолёт» В-В-В

[Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.

Как образуется звук

При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение . Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия) . Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена . [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение . Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение . Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения . Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука [Т] при дефекте озвончения

Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки [Т]:

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
  • От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.

В этой статье я спешу . И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.

Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции . И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Пароход гудит

Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)

Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:

  • лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
  • “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Подул ветерок, парус стал подниматься.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г, и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Болтушка, индюк балаболит

Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.

Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.

Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

  • парус
  • месим тесто

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ” ”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Удовыченко Наталья
Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка :

логопедическая зарядка.

Логопедическая зарядка на звук[м]

Артикуляционная гимнастика :

Для челюсти :

Сомкнуть зубы, открыть, закрыть;

Для губ :

Губы сомкнуть «посидим в тишине» ;

-«улыбочка-трубочка» .

Для языка :

Удержание языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;

Покусать зубками.

Логопедическая зарядка на звук[б].

Артикуляционная гимнастика :

Для челюсти : имитация жевания;

Для губ :

Почмокать губами;

-«поплевать» на язычок;

Поиграть на гармошке.

Для языка :

Мы прижмём язык губами : пя-пя-пя.

А потом прижмём зубами : тя-тя-тя.

Логопедическая зарядка на звук[ф].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

Кто лучше сделает дудочку;

Сделать губы как бублик (покажи верхние зубки, подними верхнюю губу) ;

Покусать верхними зубками нижнюю губу.

Для языка :

Язык широкий (держать под счёт от 1 до 5,

Язык узкий,

Чередование широкого и узкого языка.

Логопедическая зарядка на звук[в].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

Губы в «трубочку» : расслабить

Углы рта в стороны и расслабить;

Почмокать губам

Покусать зубами нижнюю губу.

Для языка :

Язык широкий выложить на нижнюю губу и удерживать под счёт от 1 до 5;

-«почистить зубки» ;

- «маляр» .

Логопедическая зарядка на звук[н].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

-«улыбочка» ,

-«трубочка» - 2-3 раза;

Для языка :

-«почистить зубки» ;

-«часики» ;

-«лошадки» .

Логопедическая зарядка на звук[т].

Артикуляционная гимнастика :

Для языка :

-«вкусное варенье» ;

Мы прижмём язык губами :

А потом прижмём зубами : тя-тя-тя.

Логопедическая зарядка на звук[д].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

-«улыбочка» ,

-«трубочка» ,

-«рупор» - 2-3 раза;

Для языка :

-«почистить зубки» ;

-«уколоть верхние зубки» ;

-«грибок» .

Постановка звука [Т]

По подражанию :

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)

Механическим способом :

а) Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА,положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либоребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.

б)переднюю часть спинки языка прижать к верхней губе, шпателем осторожно отодвинуть язык к верхней десне и предложить ребёнку в этом положении резко дунуть на полоску бумаги.

Постановка звука [д]:

По подражанию :

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад . Затем спрашивает : «Как дятел долбит ствол?» Ребёнок отвечает : «д-д-д-д-д»

Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [т] и [д] отличается вибрацией голосовых складок .

Механическим способом :

Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.

Постановка звука [н]:

по подражанию :

Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

на базе звука М :Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Постановка звука [П]

По подражанию.

1. Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад . Потом спрашивает : «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает : «П-п-п.»

2. логопед просит ребёнка произнести слог па, поддувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Механическим способом.

Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.

Постановка звука [Б]

1. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [п] и [б] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда) и легким раздуванием щек произнести [б] (приложить руку ребенка к щеке) .

2. Ребёнок произносит ба-ба-ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

Механическим способом.

С голосом спокойно и длительно дуть на пассивные губы, при этом должны надуваться губы и щеки. должен получиться звук, приближенно напоминающий [в] - двугубный [в]. Затем двигать указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, вверх - вниз, производя попеременное смыкание и размыкание губ. Потом ребёнок сам подкладывает пальчик. Постепенно пальчик убирается.

Постановка звука [М]:

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Советы логопеда :

Подготовила :

Постановка звука [к]

По подражанию :

а) Для получения правильных к и г, широко открыв рот, уперев кончик языка в нижние зубы, выгибают язык горкой, сильно прижимая спинку к разным точкам твёрдого нёба (ближе к резцам или дальше от них, и вслед за логопедом произносят со взрывом твёрдые и мягкие – к, а затем г.

Если почему-либо спинка языка не поднимается до касания с нёбом, то ребёнку предлагают дышать носом при широко открытом рте. В таком случае язык поднимается вверх. Иногда удаётся получить к, подпирая язык к нёбу большим пальцем снаружи через дно ротовой полости.

б) ребенку предлагается выгнуть язык «горкой» , прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически.

механическим способом :

при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения логопед нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем логопед продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)

Постановка звука [г]

по подражанию :

Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К

С механической помощью :

Ребенку предлагается произносить «да –да –да» , язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания : «да – да - га» .

Постановка звука [х]

По подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема : «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их» . При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку» , а уж потом «пустить ветерок» .

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех : мы смеемся «ха-ха-ха» . Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы) .

С механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са» , при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха» .

Язык перед зубами, выдох тёплый, затем язык убирается в зазубное положение.

Кончик языка за нижними зубами, не сдвигая его к глотке. Длинный, спокойный, мягкий воздух.

От правильного /К/.

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх» . Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука [й]

по подражанию

Путём отражённого и сопряжённого проговаривания звука [й];

От мягкого глухого звука х`с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

От гласного звука [и] в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением : иа-иа-иа – иа-иа-иа – йа-йа-йа

Ио-ио-ио – ио-ио-ио – йо-йо-йо

Иу-иу-иу – иу-иу-иу – йу-йу-йу

Иэ-иэ-иэ – иэ-иэ-иэ – йэ-йэ-йэ

Механическим способом.

От звука [з] с помощью шпателя или зонда :

Ребёнок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка : за-за-за-зя-зя-зя-йа-йа-йа

Советы логопеда :

«Методы постановки звуков раннего онтогенеза.»

Подготовила :

учитель-логопед МБДОУ №11 Удовыченко Н. В.

«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

Подготовила :

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Выяснить все непонятные слова и выражения.

Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.

Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.

(помощь при выполнении домашних заданий с детьми)

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.

Выполнение логопедических

домашних заданий.

1. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно в течении 5 минут.

2. Занятия проводить желательно в утренние часы.

3. Занятия с ребёнком должны быть регулярными.

4. Принуждать ребёнка заниматься нельзя.

5. Усвоив одно упражнение можно приниматься за следующее.

6. Не выполняйте задание за своего ребёнка, если он затрудняется, после можно вернуться к нему снова.

7. Меняйтесь с ребёнком ролями, дети любят находиться в роли «учителя» .

8. Не забывайте хвалить ребёнка за незначительные результаты.

9. Занятия следует выполнять поэтапно и последовательно, не более трёх упражнений.

10. Длительность занятия 15-20 минут.

11. Если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий, обратитесь за консультацией к логопеду.

Важно помнить :

Только доброе отношение, любовь и похвала – повысит интерес ребёнка к занятиям.

Помните : Совместная работа логопеда и родителей определит общий успех в коррекционном обучении вашего ребёнка.

Советы родителям :

«Будем правильно дышать, чтобы речь тренировать.»

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Недостатки детского дыхания преодолевают :

Развитием более глубокого вдоха;

Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

В младшем дошкольном возрасте это достигается в игре, а в среднем и старшем – через гимнастику . Продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами (во избежание головокружения) .

Дыхательные упражнения :

сдувать снежинки, пушинки, бумажки со стола, с ладони;

дуть на лёгкие шарики, карандаши и катать их по столу;

загонять шарик в ворота;

приводить дутьём в движение плавающих в тазике уток, кораблики, бумажные фигурки;

дуть на вертушки, ватные шарики, подвешенные на нитке;

сдувать тычинки созревших одуванчиков;

надувать воздушные шарики;

пускать мыльные пузыри;

поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием и соответствующим внушением.

Учите ребёнка делать глубокий вдох, а затем плавный, длительный выдох – это необходимо для формирования речевых навыков.

Обязательно купите ребёнку дудочку, свистульку, мыльные пузыри, вертушку…

Важно : игрушка на которую дует ребёнок, должна находиться на уровне его губ и на расстоянии 10 - 15 см.

Чайковский Dreams в Михайловском театре

Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге - вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!» Спектакль шел при полном аншлаге и ажиотаже: билеты были распроданы задолго до премьеры, журналистам по причине отсутствия мест отказывали в аккредитации, родственников распихивали по галерке… Кто бы мог подумать, что классическая музыка в разгаре XXI столетия может возбудить такие оперные страсти!

Андрий Жолдак имеет репутацию режиссера-провокатора и даже хулигана. Что весьма удивительно, потому что его режиссура вовсе не является более радикальной, чем художественные поиски и происки его коллег - мировых и российских. Но что-то в самом Андрии будоражит людей. Зная его лично, попробую предположить: он искренен и честен. Он на самом деле чувствует, видит и слышит именно так, как ставит. И потому кажется не вполне адекватным - как и все, кто уверен в своей художнической правоте и гениальности, а потому не слишком озадачен дипломатией и политкорректностью. Пока Жолдак работал над спектаклем, пробуя, придумывая, фантазируя, фонтанируя, отвергая придуманное, он, похоже, переругался со всем театром. Часть артистов просто отказались работать. Кто-то прямо перед премьерой заболел. В этой атмосфере истерики родился спектакль несовершенный, но невероятно сильный, наполненный противоречиями и провокациями, но в главной своей идее - цельный и правильный, раздражающий и вызывающий досаду, но при этом рождающий чувство сопричастности чему-то высокому и духовному. Короче говоря, «плохой» хороший спектакль.

Почерк Жолдака легко узнается с первых минут. Конечно, все начинается в тишине. Конечно, на сцене стюарды в белоснежных наколках и перчатках что-то сервируют. Конечно, сам живой Петр Ильич Чайковский сидит за столиком, и из-под его пера рождается партитура. Кстати, Чайковский не впервые присутствует в качестве онлайн-творца своей музыки на сцене. В недавней амстердамской «Пиковой даме» в постановке Стефана Херхайма композитор весьма активно участвовал в действии, что лишь доказывает: придумать нечто новое в оперной режиссуре непросто.

Только когда мы видим первые ноты вступления на гигантском проекционном экране, вступает оркестр. Видеопроекция и свет в этом спектакле - важнейшая составляющая пространственного решения. Глеб Фильштинский создал истинный шедевр, соединив реальные декорации (художником спектакля выступил сам Жолдак вместе со своим сыном Даниэлем) с игрой видео и света. Работа Фильштинского не имеет ничего общего с жалкими дизайнерскими «фонами» и анимационными «комментариями», которые уже набили оскомину и превратились в провинциальный штамп. Здесь благодаря мультимедиа творится настоящее волшебство: меняется конфигурация пространства, выстраиваются виртуальные трехмерные миры, которые сопрягаются с материальным миром жестких декораций. Огромная обрамленная стена становится прозрачной - и мы сквозь нее видим картины-флешбэки детства Иоланты. Иногда из этой гигантской картины являются призраки, причем качество видео такое, что не сразу понятно: живой артист перед нами или изображение. Артисты вступают с изображениями в реальный контакт: берут их за руки, материализуются, истаивают… Иногда картина становится глухой стеной, иногда превращается в зеркало, за которым таится мистический мир зазеркальных двойников.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

Все это - не шоу, призванное удивить спецэффектами. Создатели спектакля воспроизводят на сцене «множественные состояния бытия» по выражению Рене Генона. Все существует всегда и везде. Сегодняшний день, прошлое, тонкий мир призраков, божественный мир ангелов, мир художественного творчества, в котором главным героем становится композитор, мир снов, в которых героиня угадывает существование чего-то иного, кроме тьмы, мир театра, в котором мы здесь и сейчас смотрим спектакль, - все эти реальности не кажутся эклектичным полетом буйной фантазии авторов. Они синтезируются в единое целое, и как это достигается - Бог его знает.

Спектакль пронизан состоянием духовного и даже религиозного поиска. При всех бытовых деталях, которыми так классно умеет пользоваться Жолдак - включая кинематографическую достоверность интерьеров и обожаемые им цитаты из киноклассики (в данном случае - Тарантино), - в этой истории Иоланты нет ничего бытового и приземленного. Дочь короля Рене в версии Михайловского театра - уж точно не девушка с ограниченными возможностями, которой сделали удачную операцию. Обретение света и дара зрения авторы трактуют в строгом соответствии с концепцией Петра Ильича, который к моменту создания своей последней оперы был не просто увлечен поисками духовной истины, но и вполне определенно обрел ее в христианстве.

Финал спектакля - открыт. После экстатического заключительного хора режиссер вновь погружает действие в тишину. Готовятся к свадьбе Иоланты и Водемона. Но состоится ли она? Не продолжит ли героиня дальше свой путь к свету через отречение от всего мирского?

Теперь о «плохом». Конечно, Андрий Жолдак - человек драматического театра. При всей своей музыкальности и способности выстраивать действие, интуитивно повинуясь внутреннему ритму и драматургическим законам, не связанным с вербальным текстом, он и к музыкальному тексту относится точно так же. Что опасно: дробить оперу, тем более не номерную, а такую, как у Чайковского - со сквозным развитием, рвать музыкальную драматургию паузами и остановками - это значит вступать с композитором в драматургическую войну, в которой победа точно будет за Чайковским. Тем не менее включение в ткань партитуры адажио из «Щелкунчика» получилось интересным. Известно, что «Щелкунчик» традиционно соотносится с «Иолантой»: одноактную оперу принято соединять с сюитой из балета. Жолдак разделил свой спектакль на два акта (второй начинается с появления рыцарей) и придал адажио роль смысловой и эмоциональной кульминации.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

К числу досадных недостатков спектакля приходится отнести характерный для режиссера перегруз деталями, лишними персонажами, подробностями, движениями. Возможно, в драме это и уместно, но в опере такой необходимости нет: музыка все равно главенствует. И потому Иоланте совершенно не нужно отмахиваться от невидимых мух в эпизоде перед операцией, пианистке, начинающей играть адажио, не следовало топорно изображать игру на пианино, когда музыку уже подхватил оркестр, и уж точно не стоило двум загадочным старичкам натирать полы и смахивать пыль с оконных рам. Уж если такой режиссер, как Жолдак, повелся на штамп под кодовым названием «оперный клининг», то этот феномен точно заслуживает серьезного исследования. Возможно даже с привлечением психотерапевтов: что же все режиссеры так помешались на желании подметать и протирать пыль?!

Музыкальная сторона спектакля вызвала огорчение. Михайловский театр всегда являл высокий уровень состояния оперной труппы. «Иоланта» породила очень много вопросов. Марии Литке было откровенно сложно справляться с заглавной партией. Не очень точная интонация, столь же неточная артикуляция, явные затруднения на верхних нотах, особенно на пьяно. Еще более проблематичным оказалось пение Александра Безрукова (Рене). Вокал начался во втором акте, когда на сцену вышли Сергей Кузьмин (Водемон) и Алексей Зеленков (Роберт) - два «сибирских гостя», выписанных из НОВАТа, благо он является близким родственником Михайловского по линии общего руководителя Владимира Кехмана. Кузьмин уже практически стал солистом Михайловского, что очень радостно. Жолдак придумал для их арий остроумное решение: оба артиста поют свои хиты именно как концертные номера - стоя на авансцене, срывая овации и охотно кланяясь публике (задник в этот момент превращается в зеркальное отражение зала Михайловского театра). Но даже их сильные голоса ухитряется потопить в нескончаемом фортиссимо дирижер Петер Феранец. Увы, не удалось маэстро передать экспрессию музыки Чайковского в органичном единении с голосами. Ведь форте - это еще не эмоция. Или уже не эмоция.

При всей неоднозначности увиденного и услышанного невозможно отделаться от чувства, что спектакль состоялся. А крики «позор!» в данном случае вряд ли имеют иной смысл, кроме повышения градуса восприятия. И если спектакль «наберет» в музыкальном отношении - что вполне реально, коль скоро будет стоять такая задача, - то «Иоланта» в Михайловском станет не «издевательством над русской культурой», а ярким ее событием.

Санкт-Петербург.