Социологи подчеркивают что социальный. Социальный контроль

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения . Отклоняющееся (девиантное) поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения – негативное и позитивное.

Негативное отклонение – это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социальноодобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия – санкций.

Позитивное отклонение – девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но, как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как рознятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция, запрещены законом.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение – нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.



Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность – воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. К него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила. Где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.


Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции.

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции . Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правомь назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

ВИДЫ САНКЦИЙ

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

Задания для учащихся по теме «Свобода и ответственность»

1. Прочитайте текст (1930-1990) – российско-грузинского философа и ответьте на вопросы:

Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора».

Считается, что мы свободны тогда, когда можем выбирать, и, чем больше выбора, тем больше свободы. Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода».

А философ говорит нечто совсем другое – более правильное. Он говорит: проблема выбора никакого отношения к проблеме свободы не имеет. Свобода – это феномен, который имеет место там, где нет никакого выбора. Свободой является нечто, что в себе самом содержит необходимость, вот как введена категория. Нечто, что является необходимостью самого себя, и есть свобода.

Не в выборе здесь дело, не в разбросе предполагаемых возможностей – свободным явлением называется такое явление, необходимость которого и есть оно само. Необходимость! Нечто, что делается с необходимостью внутренней достоверности или просто внутренней необходимости, и есть нечто, делаемое свободно.

Вопросы и задания:

1. обращаясь к тексту М. Мамардашвили, выделите отправные точки его характеристики понятия «свобода».

2. Необходимость какой деятельности включает в себя свобода философа?

3. Зачем нужны философские проекты духовно свободного выбора остальному человечеству?

Прочитайте текст (1874-1948) – русского философа (в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 году вместе с группой философов был выслан из Советской России) и ответьте на вопросы:

«Человек создает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный , вводящий человека в роковую цепь природной необходимости… странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным».

Вопросы и задания:

Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?

Для обсуждения:

Немецкий философ писал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы».

Какой, по-вашему, порядок имел в виду Шеллинг?

- «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы»

Наступил век «опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия»

Г. Раушнинг

Из открытого банка заданий ФИПИ

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

2.Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4. В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

5. Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.

4. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

6. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Социология

7. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

8. «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Большинство россиян вполне либеральны во всем, что касается их личного жизненного успеха. Но они довольно консервативны, когда речь заходит о роли государства во внутренней и внешней политике. Такие настроения выявили ученые Института социологии РАН, которые представят сегодня доклад "Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политической деятельности". Независимо от ценностных ориентаций россиян их гражданская активность в обществе качественно меняется, требуя от власти встречных шагов к диалогу.


Демократическими институтами "недовольна значительная часть населения не только в России, но и во многих развитых странах", пояснил "Ъ" один из авторов доклада, руководитель Центра комплексных социальных исследований Владимир Петухов. Но "тотального разочарования ни в российской, весьма несовершенной версии демократии, ни тем более в демократических ценностях у сограждан нет", утверждает он.

Есть разочарование в действующих партиях, а также в "одних и тех же" политических лидерах, несменяемых по 20 с лишним лет. Есть недоверие к институтам власти, в неэффективности которых каждый мог убедиться на собственном опыте. В силу этого в стране нарастает гражданская активность, убедились социологи (исследование проводилось в марте 2014 года при поддержке Института социально-экономических и политических исследований).

Социологи не нашли веских подтверждений стереотипу о том, что "российское общество, пережившее посттоталитарную травму, апатично, инертно, патерналистски ориентировано". По их опросам, 37% россиян нацелены "на инициативность, умение добиваться успеха, чувство собственного достоинства, рациональность, готовность к сотрудничеству, стремление к переменам". Устойчивость, "стабильность, воспроизводство себя в неизменной форме и негативное отношение к переменам" свойственно для 29% граждан.

Правда, либеральных ценностей "индивидуализма, нонконформизма, предприимчивости" россияне придерживаются "в достижении собственных жизненных целей". В оценке же роли государства внутри страны и за рубежом либералы составляют 8%, а государственники-державники — 56%. По мнению социологов, очевиден "запрос на "сильную руку" и развитие собственной государственности в противовес ориентации на союз со странами Запада". Но это не означает запроса на "закручивание гаек". Державники уверены, что "сильное государство" должно обеспечить "равенство всех граждан перед законом и обязательные для всех "правила игры"".

Типичный активный россиянин, как выявили социологи,— это человек в возрасте до 30 лет, имеющий высшее образование и проживающий в крупном областном или краевом центре, относящий себя к средним слоям общества и достаточно часто (не менее раза в неделю) использующий социальные сети. Типичный инертный россиянин — житель райцентра в возрасте старше 60 лет, имеющий среднее специальное образование и вышедший на пенсию, относящий себя к низшим слоям общества и не использующий социальные сети. Это различие "отчетливо выражает" скрытый "конфликт "советских" и "несоветских" поколений". Социологам еще предстоит выяснить, какое из поколений более чувствительно, например, к "закручиванию гаек".

Однако, невзирая на разность "поколений" и ценностных ориентиров, активность в обществе нарастает. При этом, "неполитический и политический активизм не противопоставлены, а, напротив, дополняют друг друга". Подавляющее большинство опрошенных (79-81%), "участвующих в деятельности неполитических общественных организаций, в той или иной форме включены и в политическую жизнь страны". В марте 57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" — от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях. Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы).

В этих условиях крайне важен диалог "государственных институтов и граждан". Последние активны и порой решительны в защите интересов своего дома, своего двора. Но диалог с органами местного самоуправления складывается обычно после акций протеста. Что до политики, то, по мнению социологов, на фоне общего разочарования действующими партиями "объективно назревает некоторая "департизация" политической жизни". Итогом могут стать своеобразные "общественно-партийные холдинги" или "партии одного требования". Это могло бы "снизить остроту идейного и мировоззренческого противостояния" в обществе за счет "существенного расширения общественно-политической повестки дня".

Важно только, чтобы власть и граждане одинаково воспринимали термин "диалог". "Это не разговоры о "наболевшем" с кем-нибудь из начальства",— пояснил "Ъ" Владимир Петухов. По его словам, для гражданских активистов "диалог означает возможность оказывать давление на власть, чтобы добиваться от нее решения назревших проблем". Социологи не исключают нарастания протестной активности, невзирая на нынешний ее спад. Причем в ходе опросов выяснилось, что "конформизм и долготерпение российской глубинки сильно преувеличены".

"Уже сегодня готовность протестовать в защиту экономических и социальных прав граждан чаще высказывают жители сельских поселений (40%) и поселков городского типа (45%)", тогда как среди жителей мегаполисов, где преобладает "ядерный" протестный электорат, готовы к этому лишь 26%. Но у жителей глубинки "существенно меньше" возможностей добиться эффекта легальными формами протеста. Социологи не исключают возврата "таких архаичных форм выражения своего недовольства, как стихийные бунты, погромы". Кроме того, опросы показали, что "сегодня происходит латентная легитимация радикальных форм политической борьбы — все больше граждан считают допустимой мерой защиты своих прав формирование боевых отрядов (рост с 25% в 2012 году до 28% в 2014-м)". Социологи подчеркивают, что "агрессивный дискурс перестает восприниматься как маргинальный".

Вариант №1

1.Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

1)

социализация

2)

социальная норма

3)

социальная мобильность

4)

социальная роль

2.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид социального отношения

Содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

4. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

5. Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

репродуктивную

социального контроля

социально-статусную

хозяйственно-экономическую

6. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы учащихся

Учащиеся
5 класса

Учащиеся
9 класса

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

«Чтение сейчас никому не нужно»

2.Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

3.Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

4.Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

8. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

9. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена -

воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

1) К. - гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

2) К. - владелец фирмы по продаже цветов

3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

11. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)

ответственность

2)

общество

3)

контроль

4)

добровольность

5)

производство

6)

механизм

7)

инициатива

8)

самоконтроль

9)

нормативный акт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Социальные нормы -

общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы -

это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право -

средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

1. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Вариант №2

1.Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, - это социальные

1)

санкции

2)

правила

3)

ценности

4)

традиции

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

4. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

5. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

беспрекословное подчинение младших старшим

ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

добровольное распределение обязанностей между членами семьи

совместное проживание нескольких поколений родственников

6. В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.

Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.

Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.

7. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация - это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИЙ

А)

понижение в должности

Б)

государственная награда

В)

аплодисменты

Г)

отказ пожать руку

Д)

вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е)

комплимент

1)

формальные санкции

2)

неформальные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

социально-классовый

этнический

демографический

территориальный

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

11. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.