Бежин луг год написания. Бежин луг

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это семилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Краткий анализ

Год написания – 1851 год.

История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы - центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения - он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое - «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему - взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят - счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения - необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье - чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет - все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция - описание дневного пейзажа.
  • Завязка - появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация - встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог - рассказ о судьбе одного из мальчиков - Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Главные герои

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1298.

Бежин луг

Повествование ведётся от лица рассказчика - заядлого охотника.В июле я охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой я возвращался под вечер и вместо знакомых мест набрёл на узкую долину, напротив которой стеной возвышался частый осинник. Пройдя вдоль осинника, я оказался в котлообразной лощине с пологими боками. На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания. В долине было так глухо и уныло, что сердце у меня сжалось.

Я понял, что окончательно заблудился, и дальше пошёл по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, я увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Прямо под обрывом в темноте горели два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Я устал и спустился к кострам, у которых коротали ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Я попросился переночевать, лёг у костра и стал наблюдать за мальчиками. Старший из них, Федя, стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши был умный и прямой взгляд, а в голосе звучала сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражало тупую заботливость. И ему, и Павлуше было не более двенадцати лет. Маленького, тщедушного мальчика лет десяти с задумчивым и печальным взором звали Костей. В стороне прикорнул семилетний Ваня.

Я притворился спящим, и мальчики продолжили разговор. Ильюша рассказал, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начал Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздался протяжный звук, в лесу отозвался тонкий хохот. Мальчишки вздрогнули и перекре­стились.

Ильюша рассказал историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!».

Вдруг залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка. Я был изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказал, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история была о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году, и узнала в проходящей мимо женщине себя. Затем Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками.

В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Бежин луг. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

Медиафайлы на Викискладе

История создания и публикации

Лето и часть осени 1846 года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове . Писатель почти не прикасался к перу, зато много охотился; его постоянным спутником был егерь Чернского уезда Афанасий Алифанов. Выехав в середине октября в Петербург, писатель узнал, что в «Современнике» произошли изменения: журнал приобретён Некрасовым и Иваном Панаевым . Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в первом номере» .

Рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера, вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название всему циклу, был предложен Панаевым . Поначалу Тургенев не слишком отчётливо видел ракурс будущего произведения: «кристаллизация замысла» шла постепенно :

В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Её выход имел последствия для чиновника цензурного ведомства Владимира Львова , давшего разрешение на выпуск сборника. Львова сняли с должности, а для его коллег было издано специальное распоряжение с указанием: «Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить в соединении и сближении направление предосудительное, то необходимо, чтобы цензура не иначе позволяла к печатанию подобные полные издания, как при рассмотрении их в целости» .

Список рассказов и первые публикации

  • Хорь и Калиныч (Современник, 1847, № 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
  • Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 130-141)
  • Малиновая вода (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 148-157)
  • Уездный лекарь (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 157-165)
  • Мой сосед Радилов (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 141-148)
  • Однодворец Овсянников (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 148-165)
  • Льгов (Современник, 1847, № 5, отд. Г, с. 165-176)
  • Бежин луг (Современник, 1851, № 2, отд. I, с. 319-338)
  • Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, № 3, отд. I, с. 121-140)
  • Бурмистр (Современник, 1847, № 10, отд. I, с. 197-209)
  • Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210-226)
  • Бирюк (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 166-173)
  • Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I-II. С. 21-40)
  • Лебедянь (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 173-185)
  • Татьяна Борисовна и её племянник (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 186-197)
  • Смерть (Современник, 1848, № 2. отд. I, с. 197-298)
  • Певцы (Современник, 1850, № 11, отд. I, с. 97-114)
  • Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197-212)
  • Свидание (Современник, 1850, № 11, отд. I, с. 114-122)
  • Гамлет Щигровского уезда (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 275-292)
  • Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 292-309)
  • Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, № 11, с. 5-46)
  • Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. - С. 65-79)
  • Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844-1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. - С. 509-531)
  • Лес и степь (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 309-314)

Книгу открывает очерк «Хорь и Калиныч», в котором автор рассказывает о двух мужиках, встретившихся ему в Жиздринском уезде Орловской губернии . Один из них - Хорь - после пожара поселился со своим семейством далеко в лесу, промышлял торговлей, исправно платил барину оброк и слыл «административной головой» и «рационалистом». Идеалист Калиныч, напротив, витал в облаках, побаивался даже собственной жены, перед барином благоговел, нрав имел кроткий; в то же время он мог заговаривать кровь, избавлял от страхов, имел власть над пчёлами. Новые знакомые очень заинтересовали рассказчика; он с удовольствием слушал разговоры столь непохожих друг на друга людей.

Безалаберному охотнику («Ермолай и мельничиха») барин разрешил жить где угодно при условии, что тот будет ежемесячно приносить ему на кухню две пары тетеревов и куропаток . Рассказчику довелось заночевать вместе с Ермолаем в доме мельника. В его жене Арине Петровне можно было угадать дворовую женщину; выяснилось, что она долго жила в Петербурге , служила горничной в богатом доме и была у барыни на хорошем счету. Когда же Арина попросила у хозяев разрешения выйти замуж за лакея Петрушку, барыня приказала остричь девушку и отправить в деревню, лакей был отправлен в солдаты . Местный мельник, выкупив красавицу, взял её в жёны.

Встреча с доктором («Уездный лекарь») позволила автору записать историю безнадёжной любви. Приехав однажды по вызову в дом небогатой помещицы, медик увидел пребывающую в лихорадке девушку. Попытки спасти больную успехом не увенчались; проведя с Александрой Андреевной все её последние дни, доктор и спустя годы не смог забыть того отчаянного бессилия, которое возникает, когда не можешь удержать в руках чужую жизнь.

Помещик Радилов («Мой сосед Радилов») производил впечатление человека, вся душа которого «ушла на время внутрь». В течение трёх лет он был счастлив в браке. Когда жена умерла от родов, сердце его «словно окаменело». Теперь он жил с матушкой и Ольгой - сестрой покойной жены. Взгляд Ольги, когда помещик делился с охотником своими воспоминаниями, показался странным: на лице девушки были написаны и сострадание, и ревность. Через неделю рассказчик узнал, что Радилов вместе с золовкой уехал в неизвестном направлении.

Судьба орловского помещика по фамилии Лёжень («Однодворец Овсяников») сделала крутой вираж во время Отечественной войны . Вместе с наполеоновской армией он вошёл в Россию, но на обратном пути попал в руки смоленских мужиков, которые решили утопить «францюзя» в проруби. Лёженя спас проезжавший мимо помещик: он как раз искал для своих дочерей учителя музыки и французского языка. Передохнув и отогревшись, пленный переехал к другому господину; в его доме он влюбился в молоденькую воспитанницу, женился, поступил на службу и вышел в дворяне.

Ребятишки, отправившиеся ночью стеречь табун («Бежин луг»), до рассвета рассказывали истории про домового , который водится на фабрике; про слободского плотника Гаврилу, ставшего невесёлым после встречи с русалкой ; про безумную Акулину, «испорченную водяным ». Один из подростков, Павел, отправился за водой, а по возвращении сообщил, что слышал голос Васи - мальчика, утонувшего в речке. Ребята решили, что это плохая примета. Вскоре Павел погиб, упав с лошади.

Мелкопоместному дворянину («Пётр Петрович Каратаев») приглянулась крепостная девушка Матрёна, принадлежавшая богатой помещице Марье Ильиничне. Попытки выкупить симпатичную певунью ни к чему не привели: старая барыня, напротив, отправила «холопку» в степную деревню. Отыскав девушку, Каратаев устроил для неё побег. Несколько месяцев возлюбленные были счастливы. Идиллия закончилась после того, как помещица узнала, где прячется беглянка. Пошли жалобы исправнику , Пётр Петрович начал нервничать. В один из дней Матрёна, поняв, что спокойной жизни больше не будет, отправилась к барыне и «выдала себя».

Отзывы

«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

По словам Белинского, подготовившего обзорную статью «Взгляд на русскую литературу 1847 года», рассказы из цикла «Записки охотника» неравноценны по художественным достоинствам; среди них есть более сильные, есть - менее. В то же время критик признал, что «между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен». Лучшим из рассказов Белинский считал «Хоря и Калиныча»; за ним следовали «Бурмистр», «Однодворец Овсяников» и «Контора» .

Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Некрасов в одном из писем указал на сходство «Записок охотника» с толстовским рассказом «Рубка леса », который готовился к печати на страницах «Современника» и был посвящён Тургеневу :

В ряду откликов особняком стояло мнение очеркиста Василия Боткина , который обнаружил в «Хоре и Калиныче» некую «придуманность»: «Это - идиллия, а не характеристика двух русских мужиков» .

Художественные особенности

Образы героев

По мнению исследователей, крестьяне Хорь и Калиныч являются носителями «наиболее типичных особенностей русского национального характера». Прототипом Хоря был крепостной крестьянин, отличавшийся мощью, проницательностью и «необыкновенным радушием». Он знал грамоту, и когда Тургенев прислал ему рассказ, «старик с гордостью его перечитывал». Об этом крестьянине упоминал и Афанасий Фет ; в 1862 году во время тетеревиной охоты он остановился в домике Хоря и заночевал там :

Если Хорь - «человек положительный, практический», то Калиныч относится к числу романтиков, «людей восторженных и мечтательных». Это проявляется в его бережном отношении к природе и задушевным песням; когда Калиныч запевал, даже «прагматик» Хорь не мог удержаться и после недолгой паузы подхватывал песню .

Арина, героиня рассказа «Ермолай и мельничиха», не пытается вызвать жалость у гостей, засидевшихся вечером в её доме. Однако рассказчик понимает, что и помещица, не разрешившая девушке выйти замуж за Петрушу, и «постылый мельник», выкупивший её, стали для женщины причиной горьких переживаний .

Для Матрёны, крепостной девушки, любовь помещика становится серьёзным испытанием («Пётр Петрович Каратаев»). Любя и жалея Каратаева, она сначала решилась на побег от барыни, а затем к ней же и вернулась. В этом поступке Матрёны, стремящейся избавить Петра Петровича от затеянных её хозяйкой судебных преследований, исследователи видят «подвиг самоотвержения и бескорыстия» .

В очерке «Бежин луг» зафиксировались народные поэтические вымыслы о домовых, русалках, леших; автор не скрывает удивления от одарённости крестьянских детей, в устных историях которых услышанные от взрослых легенды и сказки гармонично переплетаются с впечатлениями от природы. Столь же сильный душевный отклик вызвал в рассказчике голос Якова («Певцы»): в нём слышны были «и страсть, и молодость, и сила, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь» .

Язык и стиль

Стремление Тургенева включить в «Записки охотника» местные наречия вызвало разноречивую реакцию; так, Белинский в письме Анненкову отмечал, что писатель «пересаливает в употреблении слов орловского языка»; по мнению критика, используемое в рассказе «Контора» слово «зеленя» «столь же бессмысленно», как и «лесеня» и «хлебеня» .

«Kасьян с Красивой Мечи». Ранее 1880

Точно так же протестовал против употребления диалектизмов публицист Иван Аксаков ; его претензии касались не только Тургенева, но и других авторов :

Григорович , желая вывести на сцену русского мужика, заставляет его говорить рязанским наречием, вы - орловским, Даль - винегретом из всех наречий. Думая уловить русскую речь, вы улавливаете местное наречие.

Исследователи отмечают, что местный говор необходим был Тургеневу в тех рассказах, где даётся описание крестьян и дворовых («Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», «Льгов», «Бирюк», «Бежин луг»). Слова, которые писатель называл «своебытными», отражали орловский колорит и были нужны для демонстрации житейской наблюдательности персонажей. Отсюда - местная лексика: «живалый», «лядащий», «притулился», «лотошил», «гляделки» .

Столь же важной Тургенев считал и «народную географию»: в «Записках охотника» есть родник Малиновая вода , овраг Кобылий верх ; в рассказах упоминается множество сёл с «социально-бытовыми названиями»: Худобубново, Голоплеки, Колотовка, Бессоново, Колобродово .

Тургеневские сравнения идут от непосредственного наблюдения за животными и птицами, поэтому поведение людей в «Записках охотника» порой напоминает повадки животных: «Ловили Ермолая, как зайца в поле », «Он просидел три дня в уголку, как раненая птица » .

Отмечено также тяготение писателя к поэтическим метафорам («Начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь») и гиперболам («Бурмистр из мужиков, с бородой во весь тулуп ») .

Образ рассказчика

Рассказчик в «Записках охотника» является не только полноправным участником событий, но и своеобразным проводником, прокладывающим дорогу от персонажей к читателям. Иногда он просто слушает (вариант: подслушивает) беседы своих героев («Контора», «Свидание»); порой задаёт наводящие вопросы «для поддержания разговора» («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи»); реже - сам участвует в той или иной истории. (Так, в рассказе «Бирюк» он предлагает леснику деньги за дерево, срубленное незнакомым мужиком.) Этот художественный приём необходим Тургеневу для «активности творческого воображения читателя» :

В некоторых очерках замечен приём «живой беседы»: рассказчик обращается к читателю, приглашает его «принять участие в поездке» («Со скрипом отворяется воротище… Трогай! перед нами деревня» ). Дорожные впечатления, которыми он делится с читателями, полны деталей: «Вот вы сели», «Вы едете мимо церкви, с горы направо, через плотину» . Задушевная интонация присутствует постоянно; ею завершается и заключительный рассказ («Лес и степь»): «Однако - пора кончать. <…> Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия» .

Пейзаж

Пейзаж, создающий картину ясного летнего дня, включён в рассказ «Бежин луг»; утреннее пробуждение земли - в «Живые мощи» . В обоих случаях описание природы предваряет основную тему и создаёт необходимое настроение . По мнению Пигарёва, «трепетная гамма», присущая пейзажным зарисовкам Тургенева, близка работам Коро , которого искусствовед Михаил Алпатов назвал «певцом предрассветной мглы и гаснущих туманов»; в то же время «колористическая палитра» автора «Записок охотника» насыщеннее, чем у французского художника .

Экранизации

  • 1935 - «Бежин луг » - фильм С. Эйзенштейна , утрачен
  • 1971 - «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова » (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» и "Певцы")
  • 1977 - «