Написать проблематику сюжетной линии рассказа цифры. Р

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На уроке литературы мы познакомились с очередным рассказом Бунина Цифры за 7 класс. Читается оно легко и с удовольствием, а поднимает актуальную тему отношения взрослых и детей. Познакомившись с работой, можем теперь кратко записать информацию для читательского дневника и его произведении Цифры, сделав .

Рассказ Бунина Цифры

Анализируя рассказ Бунина, хочется сказать, данная работа посвящена неукротимой жажде познания человеком, который только подрастает и хочет знать все и сразу. Вот только взрослые этого не понимают. Им кажется, что это всего лишь козни детей, поэтому и возникают конфликтные ситуации. А ведь как без истерики заявить о себе, достучаться до взрослых и обратить на себя внимание? Именно так поступает герой, котором отказали в такой простой вещи, как изучение цифр.

Сам рассказ — это описание одного дня. Состоит он из семи глав, где мы знакомимся с героями произведения.

Особенности жанра и повествования

Если говорить о жанре, то данная работа — это психологический роман, который автор построил на изложении отдельных моментов ссоры. Рассказ о нежелании взрослого пойти на встречу ребенку, а все потому, что лень.

Если остановиться подробнее на особенностях повествования, то это рассказ, который ведется от первого лица. От лица взрослого героя, того самого дяди, который отказал своему племяннику изучать с ним цифры. Эта ситуация дала возможность герою посмотреть на себя со стороны и дать оценку своему поступку. Дядю все же мучит совесть, он обеспокоен, поэтому старается под любым предлогом заглянуть в комнату к обиженному и наказанному ребенку. Но опять же, это он делает с серьезным лицом, не признавая своей ошибки. Его гордыня не позволила пойти на примирение, в то время как ребенок оказался нравственно мудрее. Он первый попросил прощение за свое поведение, после чего все-таки дядя показал ребенку, как пишутся и как называются цифры. Эту историю ребенок давно уже забыл, а вот дядя до сих пор помнит случай, где он не смог правильно оценить ситуацию.

Герои рассказа

Героями рассказа Бунина являются мальчик Женя и его дядя. Второстепенные герои — мама и бабушка.

Женя — любознательный ребенок, которому все интересно. Он захотел изучить цифры, но по лени взрослых, ему отказывают. Он не может понять, почему нельзя с ним позаниматься, поэтому закатывает истерику. В итоге ребенок сумел забыть обиду и извиниться. Дядя все же уделил внимание ребенку, ведь и сам признал свою вину и неправильность действий, свою жестокость по отношению к племяннику.

Дядя — строгий, сдержанный. Приняв искреннее желание ребенка изучить цифры за прихоть, отказал ему, забыв свои желания в детстве. А когда понял свою ошибку, не смог переступить через свою гордость, поэтому и не делает первый шаг к примирению. Но после извинений ребенка, схватился за первую возможность и с удовольствием стал изучать с ним цифры.

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Размышляем о прочитанном рассказе «Цифры».

На вопрос: «Кто виноват в ссоре мальчика и дяди?» — нельзя ответить однозначно. На первый взгляд кажется, что причиной ссоры является поведение мальчика, который топает ногами в пол. Но если мы вчитаемся в рассказ внимательнее, то увидим, что дядя раздражается именно от того, что осознаёт свою изначальную ложь и душевную лень, которая помешала ему сразу купить ребёнку карандашей, бумаги и показать цифры. Он понимает свою вину, но человеку трудно осознавать себя виноватым; он чувствует от этого раздражение и ищет повод, чтобы излить своё раздражение. Таким поводом становится шалость ребёнка. Причиной шалости мальчика дядя называет избыток жизненной энергии, которая ищет выхода в физической активности, в движении. Собственный поступок дядя осуждает: «Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».

Бабушка и мама поддерживают дядю: мама считает, что необходимо быть беспристрастной, чтобы ребёнок не вырос избалованным, а бабушка в угоду дяде и маме «едва сидела на месте». Повествование ведётся от лица дяди, поэтому вычленить в произведении позицию автора очень сложно. На наш взгляд, задача автора в этом рассказе не в том, чтобы поддержать дядю или мальчика, а в том, чтобы показать внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков.

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Вариант 2

Рассказ Бунина, вероятно, описывает события из личной жизни автора, его взаимоотношения с собственным племянником, в доме которого он гостил. Отношения с маленьким мальчиком автор описывает трепетно и нежно, он явно любит своего племянника и относится к нему с уважением, достаточно почтительно.

Сюжет рассказывает о том, как мальчик и взрослый поругались из-за непослушания ребенка. Ключевым фактором являются «цифры», которым дядя обещает обучить своего подопечного, но откладывает обучение и мальчик начинает капризничать. После этого происходит ссора, которая только усугубляется радикальными высказываниями мальчика, заявляющего, что больше не будет любить дядю и даже ничего ему больше не купит и не подарит.

С одной стороны мы видим как Бунин умело выводит особенности детского поведения и психики, с другой – наблюдаем какими всеобъемлющими являются переживания в детской душе. Мальчик полностью погружается в свои переживания, для него эти высказывания не являются бравадой. Иногда он, конечно, впадает в некоторую театральность и пробует манипулировать взрослыми, как свойственно детям, но в остальном он предельно серьезен и поглощен происходящим.

Наверное, с возрастом люди утрачивают подобное ощущение, становятся более обыденными и пережитый опыт не позволяет относиться ко всему так поглощено и увлеченно. Ребенок в свою очередь действительно существует будто в другом мире, который представляет собой пространство предельной серьезности. Он видит, по мнению взрослых, довольно мало, но для него увиденное является невероятно масштабным.

Бунин указывает на интересное соотношение между «цифрами» и счастьем. Автор понимает, что на самом деле обучение и склонность узнать нечто новое представляется для ребенка возможностью пережить настоящее счастье. И здесь в действительности трудно не согласиться. Даже, если мы посмотрим с нашей, условно взрослой, стороны, то поймем, что цифры в действительности являются довольно полезным знанием и изучение этого знания позволяет практически вступить в иной мир. Оказаться там, где есть математика и астрология, закономерности существования космических пространств и человеческого восприятия. На мой взгляд, именно соотношение обучения цифрам и счастья является ключевым элементом рассказа.

Анализ произведения Цифры Бунина

Иван Бунин уникален в плане написания рассказов, что способны воздействовать положительно на человека. Действительно, всё творчество писателя наполнено духовным смыслом. Поэтому каждый читатель, что обращается к творениям Бунина, делает собственную жизнь и внутренний мир богаче и ярче.

Знаменитый рассказ творца - "Цифры", где проблема кроется в нравственном выборе человека при сложившихся обстоятельствах.

История представляется в ссоре между маленьким ребенком и его дядей. Дитя жаждало того, чтобы взрослый позанимался с ним, рассказал о цифрах. Однако на дядю налетела усталость, он не желал уделять время своему близкому. Здесь и завязался узел между героями. Ребенок начал топать ногами, кричать, требовать того, чтобы взрослый потратил драгоценное время на учение мальчика. Но все безуспешно. Когда мама дитя потребовала объяснений по поводу того, что же произошло, дядя свалил всю вину на маленького ребенка. Почему он это сделал? Гордыня, что сказать. Разве можно выставить себя перед бабушкой и матерью сына в плохом свете? Нет, конечно.

С одной стороны виноват дядя, который своим равнодушием убивал в ребенке стремление к познаниям. С другой, всё дело в ребенке, что спровоцировал собственной настойчивостью отрицание, негативность по отношению к мальчику. Ситуация довольно-таки проблематичная и актуальная, ибо подобное происходит и сейчас. Многие взрослые люди, имеющие детей, часто пренебрегают общением с ними. А ведь это самые счастливые годы: детство любимого ребенка. И если упустить такое, то потом будет слишком поздно что-либо менять. Важно понимать, как необходимо внимание детям. Без этого взаимопонимания трудно добиться. Об этом и предупреждает Бунин: стоит осознавать весь груз и ответственность перед теми, кто нам действительно дорог.

Писатель изобразил, казалось бы, обыкновенный случай, но глубина ситуации просто неоспоримо потрясает. Всё просто, да много истины. В этом и проявляется талант Бунина: акцентировать внимание на том, что особо не явно замечаешь.

В итоге ребенок просит прощения за собственное поведение, ему не до обид и расстройств, в отличие от дяди, которого съедала день из дня гордыня. Дитя просто стремится к знаниям. И, в конце концов, взрослый их даёт. А это главное!

Не нужно отнимать у малышей, что жаждут познать мир, желание осязать и чувствовать, и развиваться! Ни в коем случае!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Образ и характеристика Анны Николаевны в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Анна Николаевна является одним из второстепенных персонажей произведения, сестрой главной героини романа Веры Николаевны Шеиной.

  • Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

    А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

  • Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы.