Сочинение на тему: человек и природа в лирике с. а

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных — «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: «…и, когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег —

На его глазах тоже сверкнули слезы».

После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она — любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли…

Мы радугу тебе — дугой,

Полярный круг — на сбрую.

О, вывези наш шар земной

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с.

крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем есенинский «красногривый жеребенок»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:

Я очень люблю родину.

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта…» — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

  • Тема Родины в лирике Сергея Есенина Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями.
  • Сергей Есенин. Жизнь и судьба На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в.
  • Природа и родина в творчестве С. А. Есенина Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин — истинный поэт России; поэт, который к.
  • СЕРГЕИ ЕСЕНИН. ЖИЗНЬ И СУДЬБА На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в.
  • Можно ли охарактеризовать поэзию Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает.
  • Основные мотивы лирики С. А. Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный.
  • Тема Родины и природы в творчестве Есенина С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел.
  • Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел.
  • Родился я с песнями…» (По лирике Есенина) Сергей Есенин… В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать.
  • Лирика Сергея Есенина «Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем.
  • Русская природа в лирике Сергея Есенина Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин —.
  • Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
  • Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. С. Есенин.
  • Поэт и Россия в лирике С. Есенина Судьба России занимает центральное место в творчестве С. Есенина. Основанная на животворных национальных традициях, проникнутая любовью к родине, земле и.
  • Биография Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) Есенин Сергей Александрович (1895-1925) — поэт. Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился.
  • РОДИНА И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь, С. Есенин.
  • Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир" Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали.

    В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа- его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека - Есенина с русскими крестьянами.

    Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная, небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

    О Русь - малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, -
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску...

    «Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, -любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

    Равнодушен я стал к лачугам,
    И очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу
    Я за бедность полей разлюбил.
    Мне теперь по душе иное...
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны

    С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных - «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке;/ прозвучали такие слова: «...и когда произнес последние строки:

    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег, -

    на его глазах тоже сверкнули слезы».

    После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

    Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер: и на Кавказе не покидают думы о родине:

    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.

    Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

    Сойди, явись нам, красный конь!
    Впрягись в земли оглобли...
    Мы радугу тебе - дугой,
    Полярный круг - на сбрую.
    О, вывези наш шар земной
    На колею иную.

    В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

    Да здравствует революция
    На земле и на небесах!

    В поэзий Есенина появляются новые черты, рожденные революционно» действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая», Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

    Россия! Сердцу милый край!
    Душа сжимается от боли.
    Уж сколько лет не слышит поле
    Петушьи пенья, песий лай.
    Уж сколько лет наш тихий быт
    Утратил мирные глаголы.
    Как оспой, ямами копыт
    Изрыты пастбища и долы.

    Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и "страдает об обреченной деревне:

    Только мне. как псаломщику, петь
    Над родимой страной аллилуйя.

    Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатый мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.

    Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем Есенинский «красногривый жеребенок»:

    Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?

    У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особо обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

    Равнодушен я стал к лачугам,
    И очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу
    Я за бедность полей разлюбил.

    Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    Я не знаю, что будет со мною.
    Может, в новую жизнь не гожусь.
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.

    Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

    С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

    О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни, - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней - смысл всей его жизни:

    Я люблю родину,
    Я очень люблю родину!..

    Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь»

    Из Есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

    Ведь я мог дать
    Не то, что дал,
    Что мне давалось ради шутки
    .

    Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

    Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта...» - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

    11 класс

    (урок-лекция)

    Природа и человек в лирике Есенина.

    Он, как будто чародей,

    Превращал зарю в котенка,

    Руки милой – в лебедей,

    Светлый месяц – в жеребенка.

    Н.Крутов

    Есенин – тончайший лирик, который все свое творчество посвятил России. «У меня все стихи о России», - говорил он. Удивительно, что природа наделила его поэтической внешностью голубоглазого парня с кудрявой головой цвета спелой ржи («Эти волосы взял я у ржи») и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной самому любимому его слову – Россия, Русь. Вслушиваясь в звучание этих слов, он говорил, что в них «и весна, и осень, и синее что-то». Те же звуки и в его фамилии – Сергей Есенин. И тембр его стихов часто организуется именно этими звуками – р, с, н.

    Мир народно-поэтических образов окружал его с раннего детства. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая синь озера – вся эта красота с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

    «О Русь – малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, -

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску…»

    О чем бы ни писал поэт, он мыслит образами, взятыми у природы. Природа живет своей жизнью, в ней все движется, меняется. Поэтому любимым художественным приемом Есенина является олицетворение.

    Давайте вспомним, что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Например, «спит ковыль», «задремали звезды», подвязалась белой косынкой сосна, загляделась в пруд девушка – березка, «задремавшая дорога»).

    Еще интересней другой, очень характерный для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы («куст волос золотистый вянет»; «и душа моя – поле безбрежное, дышит запахом меда и роз»).

    Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая» (чтение стихотворения).

    «Золотая роща» - сам Есенин, чувствующий свое увядание. Но это и его поэзия.

    Природа у Есенина многокрасочна, многоцветна, полна животворящих внутренних сил. Она действует, дышит, живет. Природа у него звенящая, шумная: звенит сосняк, звенит рожь, «поет зима – аукает», «в рощах по березкам белый перезвон».

    Вообще, звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские лирические сюжеты – звон, и не просто звон, а звон, разложенный на множество оттенков.

    Для Есенина поэзия – это прекрасный сад, где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком. Для Есенина поэзия, человек, природа – это одно неразрывное целое. Природа в его стихах сближается с жизнью человека, становится причастной к переживаниям и чувствам людей.

    Его стихи – цветовой радуги. В мировосприятии поэта нет черных и белых красок, его мир многоцветен, ярок. Есенин берет палитру ярких красок и расцвечивает мир вокруг: «розовый закат», «багряные кусты», «снег лучистый», «алый свет зари», «вечер голубой», «синий плат небес», «роща золотая», «красный костер», «желтый ворон». Цветовая гамма яркая, свежая, красочная –передает красоту окружающего мира и радость жизни. А любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде» и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности и любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой»).

    Часто слова, называющие свет, употребляются в переносном значении, характеризуя «светлое» душевное состояние героя лирического героя («на душе светло», «радугой тайные вести светятся в душу мою», «васильками сердце светится, горит в нем бирюза»).

    Но Есенин не только видит, но и слушает, слышит, и чувствует: «эти шелесты в овсе», «запах меда от невинных рук», «звонко чахнут тополя»).

    Необычны есенинские метафоры и сравнения: «ягненок кудрявый – месяц гуляет в голубой траве», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» и др.

    Мы с вами уже вспомнили, что такое олицетворение, теперь вспомним, что такое метафора, сравнение и эпитет. (Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства или по контрасту. Сравнение – одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.)

    С Родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». И самый нежный образ в его стихах – образ прекрасной девушки – березки.

    Есенин, как никто другой, опоэтизировал самые, казалось бы, непоэтические вещи: лебеду, крапиву, капустные грядки, убогую деревню, крестьянскую избу. Любовь к «золотой бревенчатой избе» он пронес до конца жизни. Ему мила патриархальная деревня. Народ в поэзии Есенина не отделен от понятия Родины. А природа в его стихах, как в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом, то есть, неотъемлемой частью природы.

    М. Горький говорил, что ранний Есенин – это поэт не интеллектуального склада. Он обращается к чувствам читателя, но не к мысли. Философских размышлений в его стихах нет: ни философии любви, ни философии природы, зато есть само чувство любви, само дыхание природы.

    Таким образом, природа у Есенина – не застывший пейзажный фон. Она живет и дышит, грустит и радуется, растет и развивается, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. В лирическом пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение поэта.

    В поэзии Есенина человек – часть природы. Для его лирики характерно одухотворение природы и уподобление человека природным явлениям.

    Скажите, можно ли назвать ранние стихи Есенина (о природе) чисто пейзажными? Почему? (Нет. Природа неразрывна с человеком, она существует здесь не сама по себе, а как часть единого целого).

    Можно ли сказать, что пейзажная лирика Есенина – это его признание в любви к Родине?

    В стихах Есенина через природу родного края высвечивается и образ Руси, все его творчество складывается в образ России.

    Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

    Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

    Родился я с песнями в травяном одеяле,
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
    Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.

    Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

    А ты, любимый,
    Верный нечий пес?

    С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

    Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.

    Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

    Оттого и дороги мне люди,
    Что живут со мною на земле.

    Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

    Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

    Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

    Родился я с песнями в травном одеяле.

    Зори меня вешние в радугу свивали.

    В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

    Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

    О Русь - малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, -

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску...

    "Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

    Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":

    Ведь я мог дать

    Не то, что дал,

    Что мне давалось ради шутки.

    Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

    С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

    Схимник-ветер шагом осторожным

    Мнет листву по выступам дорожным

    И целует на рябиновом кусту

    Язвы красные незримому Христу.

    Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

    Не видать конца и края -

    Только синь сосет глаза.

    Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

    Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Все пройдет, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни:

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвестъ и умереть.

    В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения "Отговорила роща золотая..." также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только "журавли печально пролетают"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

    Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. "Мы потеряли великого русского поэта..." - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

    Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.