Конспект урока по истории "родной край в древности". Древние жители нашего края История заселения родного края в древности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

История России 6 класс История заселения территории родного края в древности Урок 6 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И.

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Образовательные: - познакомить учащихся с древнейшей историей родного края; - доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди; Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края; - развивать умения и навыки анализировать различные источники информации, выявлять причинно-следственные связи; способствовать развитию у детей творческого воображения; Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.

3 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком подмосковных земель Благоприятные условия заселения территории современной Московской области первыми людьми сложились после Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 15-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение – Валдайское - не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы.

4 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком подмосковных земель 10 тысяч лет назад наступило потепление и установился теплый и сухой климат. Возвышенности были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На них паслись гигантские, покрытые густой рыжевато-бурой шерстью мамонты, бизоны и благородные олени. Свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных найдено в Москве при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города.

5 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком подмосковных земель Территория современной Московской области, расположенная в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы и Москвы-реки. Первобытное общество здесь жило охотой, собирательством и рыболовством. Стоянка первобытного человека В Московском крае на сегодняшний день открыто шесть стоянок эпохи позднего палеолита

6 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком подмосковных земель В конце III тысячелетия до нашей эры на территорию теперешней Московской области со среднего течения реки Днепра пришли кочевники-скотоводы. Они оставили после себя интересные могильники, в которых находят каменные просверленные топоры, шлифованные топоры-клинья, кремневые наконечники копий и стрел, изделия из кости, глиняные сосуды. Эти могильники называются фатьяновскими, так как впервые они были обнаружены около села Фатьяново Ярославской области. Фатьяновские могильники обнаружены у деревни Колодези, близ станции Икша Северной железной дороги, около села Карино, недалеко от станции Истра Калининской железной дороги.

7 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком подмосковных земель Древнейшим и важнейшим археологическим памятником эпохи раннего каменного века на территории Подмосковья является Зарайская стоянка, расположенная в центре Зарайска. Она относится к Костенковско-авдеевской археологической культуре Культура оставила много богато орнаментированных изделий из кости, в том числе знаменитые фигурки – «костенковские венеры». Стоянки неолита обнаружены в поселке Рыбаки Дмитровского района, селе Жабки Егорьевского района, деревне Беливо Орехово-Зуевского района, селе Никольское Рузского района и других местах.

8 слайд

Описание слайда:

Льяловская археологическая культура эпохи неолита ЛЬЯЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА - неолитическая археологическая культура, распространена в Волго-Окском междуречье.

9 слайд

Описание слайда:

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Стоянка, сохранившаяся в торфе, располагалась на левом берегу Клязьмы. Были найдены каменные орудия, обломки специфической керамики, и следы жилищ - прямоугольных полуземлянок с остатками деревянных наземных частей и жилищ шалашного типа. Основания помещений выкладывались из крупных костей мамонтов.

10 слайд

Описание слайда:

Исследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв.м

11 слайд

Описание слайда:

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Археологи находят на льяловских поселениях большое количество орудий, связанных с охотой, рыбной ловлей и домашним обиходом. Характерны крупные - от 10 до 20 см - наконечники дротиков, всевозможные скребки, ножи, проколки, сверла, а также так называемые «ложкарные изделия» для изготовления ковшей, ложек и т.д. Наконечник копья, кремень, керамика. Льяловская культура

12 слайд

Описание слайда:

Наряду с кремнем все шире применяются другие породы камня, в особенности сланец, развивается техника полировки, заточки, пиления и сверления камня. Становятся многочисленными рубящие орудия (топоры, долота, тесла), необходимые для строительства жилищ, лодок и других работ, связанных с обработкой дерева. Кремневые орудия изготавливаются на отщепах и осколках. Льяловская археологическая культура эпохи неолита

13 слайд

Описание слайда:

Женщина - представительница льяловской культуры. Реконструкция. Льяловская археологическая культура эпохи неолита

14 слайд

Описание слайда:

Керамика льяловской культуры Характерной чертой Льяловской культуры является наличие кругло- и остродонных сосудов, украшенных орнаментом в виде ямок или отпечатков от штампа-гребня. Некоторые сосуды достигают высоты 50 см при диаметре 40 см. Они украшены по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов, больше известных в народе как «чертовы пальцы». Льяловская археологическая культура эпохи неолита

15 слайд

Описание слайда:

Освоение человеком Звенигородских земель Ближайшие окрестности Звенигорода и сама территория древнего города - уникальный археологический заповедник Подмосковья. Здесь, по берегам реки Москвы, сконцентрировано более 150 разновременных археологических памятников, начиная от эпохи каменного века - мезолита до позднего Средневековья.

16 слайд

Описание слайда:

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Льяловская стоянка расположена на территории Звенигорода. Здесь в 1939г. гг. производились раскопки. Обнаружены кремневые изделия. В основании правого берега реки на глубине 15-20 м. собрано огромное количество рубил, остроконечников и всевозможных скребел.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Вступление:

Тема урока: Заселение нашего края в древнейшие времена. 5 класс

    Развивающая: знакомство с историческим прошлым НАО

    Обучающая: ознакомить учащихся с картой НАО, работа со схематическим материалом

    Воспитывающая: воспитание интереса и любви к прошлому родного края.

Методы и приёмы работы на уроке:

    словесный – рассказ учителя, заслушивание сообщений учащихся

    наглядный – работа с картой, схемами

    исследовательский – работа с дополнительной литературой, написание рефератов

    проблемный – постановка проблемных вопросов

    поисковый – изучение дополнительной литературы для поиска новых знаний.

Оборудование:

    карта НАО,

    раздаточный материал «Карта округа в древности»,

    схема Ортинского городища.

«У моря окраина милой России

Последним лежит

На песке километром»

А.И. Пичков

Организационные моменты

I Вступительное слово учителя. Объяснение нового материала.

Малая родина. Так мы называем свою землю, где родились и живём, где трудятся наши родители.

Наш край – это родной дом и его окрестности, село, город, округ. Наш край – это часть Отечества.

И сегоднящий урок – первый шаг в изучении вами истории земли, на которой мы живём. В старших классах вы будете изучать курс «Историческое краеведение», цель которого изучить прошлое, настоящее и будущее нашего края. А сегодня мы поговорим о заселении нашего края в древнейшие времена.

II Работа в тетрадях – запись плана.

    Заселение края первобытными людьми.

    Характеристика народа чудь.

    Ортинское городище.

    Почему исчез народ чудь?

    Верования ненцев.

Заселение края первобытным человеком произошло в древнем каменном веке (палеолит, 8 тысячелетие до н.э.). Первобытные люди охотились на северного оленя и морского зверя. Они пришли на север с реки Волги или с Белого моря. Селились по берегам рек (почему?).

В бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.) вышли на побережье Баренцева моря. Заселение же произошло с 5 по 10 века нашей эры.

Это был финно-угорский народ

С древнерусского языка – чудь или печера;

С ненецкого языка – сихиртя («люди, ушедшие в землю»)

Чудь = печера = сихиртя

Характеристика народа.

    Название: чудь, печера, сихиртя

    Занятие: охота на северного оленя и морского зверя

    Центры поселения: Ортинское городище, река Гнилка

    Речь: древнесаамский язык

    Внешность: низкорослы, светловолосы, голубоглазы

    жилища – дерево-земляные сооружения;

    каркасные лодки, обтянутые кожей;

    собачьи упряжки; одежда из шкур белого медведя и морских зверей;

Орудия труда

    костяные орудия труда – гарпуны, стрелы, копья, ножи;

    санные полозья; железные изделия; глиняная посуда.

Ненецкий фольклор много рассказывает о низкорослых людях, прячущихся в сопках и по ночам занимающихся рыбной ловлей.

Есть очень много рассказов о встречах с сихиртя, обычно эти встречи мимолётны и связаны с каким-нибудь заинтересовавшим ненца предметом (нож, кисет), который оказывается принадлежит сихиртя.

III Заслушать сообщения ребят

    народ сихиртя

    песня (ярабц) о девочке-сироте

    сказки - «выдако»

    религиозные верования «Легенда о Нуме и На – добре и зле

    ненецкие шаманы – тадебя «Песня шамана»

Ненцы, вероятно, заимствовали от сихиртя глухую (без разреза) мужскую одежду, навыки морской охоты.

Многие слова, обозначающие море, являются в ненецком языке описательными:

Море – «пахнущая вода»,

Медведь белый – сэр варк

Ортинское городище.

Племена сихиртя – печера упоминается в «Повести временных лет» среди других северных племён.

IV Работа со схемами:

    разложить на парты ребятам схему округа,

    отметить городище Ортино.

Одним из центров поселений было Ортино. Расположено на 90 км севернее Нарьян – Мара, 30 км от п.Красное, площадь – 2200 квадратных метра. Городище относится к бронзовому веку (II – I тысяча лет до нашей эры), наряду с бассейнами рек Куя, Чёрная, на острове Вайгач.

V Работа у доски

    на доске - схема Ортинского городища - самая высокая часть

    на партах – раздаточный материал

Ортинское городище располагалось на мысу;

С трёх сторон окружала вода – реки, протоки, озёра

С трёх сторон защищено рвами и валами; со стороны входа – двойная система рвов, валов и ворота.

80 – 90-годы раскопки вела археологическая экспедиция О.В. Овсянникова

Установили, что стены представляли деревянные стоящие тыны (врытые в землю заострённые сверху брёвна)

Найдены кости животных, птиц; наконечники стрел, кости, чешуя рыб.

Торговали с коми и древнерусскими племенами.

У этого народа существовала своя религия, по которой мир делится на три части:

I – мир птицы или неба

II – мир пантеры или леса

III – мир змеи или подземный мир

Отношения со славянами были мирными.

Соседство привело к смешиванию угоро-финнов и славян (самодийские племена).

10 -12 век чудь исчезла

Причина – истребление самодийскими племенами (предками современных ненцев)

Ненецкое предание об исчезновении сихиртя – «людей, ушедших под землю».

Народ, увидев пришельцев, запрятался в своих жилищах и подрубил опорные столбы, похоронив себя под развалинами. На местах жилищ остались ямы или холмики.

Песни и предания ненцев необыкновенно интересны. Давайте и мы войдём в чум, сядем тихонько на мягкие шкуры и послушаем песню (ярабц) о девочке-сиротке.

Сказки – «вадако» с ненецкого (стр 60-61).

Ребята, что такое религия?

(ответы детей)

У ненцев тоже есть религиозные верования

Землю представляли себе в виде нескольких миров, расположенных один над другим. Выше земли (где обитают люди) – семь небес.

Небо как перевёрнутая чаша.

Звёзды (нумги) – озёра на той земле, которая служит нам небосводом.

Земля – плоская, чуть взгорбленная посередине (горы), с них текут реки. Земля окружена морем.

Под землёй ещё семь земель

На первой живут сихиртя – маленькие люди.

Их небо – наша земля (считалось, что вместо оленей они используют мамонтов)

яхорог – земляной олень

Солнце и луна – одни для всех миров

Сихиртя они светят сквозь нашу землю.

Солнце (хаер) – красавица женщина

Пурга (хад) – старуха с длинными волосами

С возникновением веры в духов и душу у ненцев появились представления о добром и злом началах в природе

Доброе – дух неба Нум

Злое – На

/легенда, стр. 64, «Ненцы»/

Большое значение имели домашние покровители

Хэ – хэ /рисунок, стр.35/

Тадебя – ненецкие шаманы

/песня шамана, бубен, стр.72-74/

VI Закрепление изученного материала:

Игра «В воображаемом музее»

Задание учащимся: Расположите материалы, изученные на уроке, на воображаемых стендах музея.

Конкурс «Вопрос – ответ»

Одна команда задаёт вопрос по теме урока, вторая отвечает и наоборот.

Список использованной литературы

    «Малая родина», под редакцией Н.А. Востриковой, Т.Ю. Журавлёвой

    История ненецкого края, под редакцией Ю.В. Канева

    История и культура Печорского края. Сборник управления культуры НАО

    «Ненцы» Л.В. Хомич

    Энциклопедический словарь «НАО»

    НАО (справочный материал)

    «Край мой ненецкий». Составители: Вострикова, Журавлёва, Подшивалова.

Урок 9 класс

Тема:

Сталинская модернизация России (1928 – 38 годы).

Социально-экономическая политика Советской власти НАО в 1929 -30 годы (коллективизация, индустриализация)

    Раскрыть сложность и противоречивость политики индустриализации и коллективизации в России;

    Конкретизировать историю России в материале нашего округа,

    Привить учащимся любовь к своему краю, чувство патриотизма и национальной гордости.

План урока

    Цели и задачи урока

    Рассказ учителя о свёртывании НЭПа и взятии курса на индустриализацию страны

    Вспомнить термин «индустриализация»

    Определить цель индустриализации в России

    Точка зрения Сталина и Бухарина

Ход урока

    Изучение нового материала

1) Вводное слово учителя

1927 год

Сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству.

    Низкие закупочные цены

    Нехватка промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственные товары

    Неурожай

    Сложная международная обстановка

Давно забытое зрелище: с прилавков исчезли мясо, сыр, молоко, перебои с хлебом.

Чрезвычайные меры:

30 тысяч членов партии были отправлены в деревню для выколачивания хлеба.

Сам Сталин отправился в Сибирь.

Привлечение к уголовной ответственности не сдающих хлеб.

Привлечение бедноты

25% конфискованного хлеба крестьяне негодуют

Что делать?

Сталин Бухарин

Индустриализация и Считал основой аграрного сектора -

коллективизация индивидуальное крестьянское хозяйство

сельского хозяйства

2) Работа в группах.

Индустриализация

Коллективизация

Стр. 187 - 189

Стр. 190 - 191

Учебная задача – почему удалось провести индустриализацию, коллективизацию?

Главный источник средств – ограбление деревни

Сопротивление, но удалось провести. С точки зрения тактики – гениальная операция

Ограничено внутреннее потребление

Раскулачивание (могли бы противостоять)

Энтузиазм, вера, страх, труд заключённых

Бедняки в лидеры

Использование западных технологий

Остальная часть загнана в колхозы

1933 год – искусственный голод

    Большое влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация СССР.

Курс на индустриализацию провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году.

Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их и обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. В кратчайшие сроки, рассчитывая на собственные силы. Страна изыскивала внутренние источники, где важным источником были леса Севера. Это осознал Ленин ещё в 1920 году. При обсуждении плана ГОЭЛРО он сказал следующее: «…для получения техники Запада мы должны платить. Чем платить? И здесь нет объекта более удобного для нас экономически, чем леса на дальнем Севере, которые мы имеем в невероятном количестве.»

История страны зеркально отражалась в истории округа.

Составим краткий конспект хода индустриализации и коллективизации.

Основным промышленным предприятием является лесопильный завод

Темпы роста пиломатериалов

30,7 тысяч кубометров

51,9 тысяч кубометров

С начала 30 –х годов - активное освоение природных богатств округа

Месторождения угля

Месторождения свинца, цинка

о. Вайгач

Месторождения флюорита

Работа по строительству шахт и освоению месторождений проводится силами заключённых.

Создаются и растут новые посёлки: Нарьян-Мар, Шойна, Амдерма, Воркута, Индига.

В Шойне – консервный завод (2,5 миллиона банок в год). Здесь было две школы, клуб, столовая, больница. В 1935 году открыт кирпичный завод (5 тясяч штук в день).

Быстро развивался п. Амдерма (790 жителей).

1932 год – построен Екушанский кирпичный завод (1,5 млн штук в год).

Совершенствуется транспортная схема нашего края.

1931 год – создан Печорский морской торговый порт.

1935 год – создание авиазвена Ненецкого окрисполкома, построен аэродром. Виталий Сущинский, Самуил Клибанов прокладывали воздушные трассы по маршруту Архангельск –Нарьян-Мар – Архангельск.

1939 год – радиозвязь в 19 населённых пунктах с центром.

Задача «сплошной коллективизации» на территории округа проводилась в общие для страны сроки (1929 – 1933 годы).

Основной формой коллективных объединений на севере являлись простейшие объединения и товарищества (ППО, ППТ). Основа – использование угодий с объединением средств производства. Первоначально кооперирование происходит в оленеводстве. Создаются товарищества по совместному выпасу оленей (ТСВО).

1928 год – организован оленеводческий колхоз «Ядей-ты». (сейчас входит в состав совхоза «Индигский»). Инициатор – Аркадий Дмитриевич Евсюгин. Поголовье увеличилось до 972 голов.

На 4-ом собрании ненцев Тиманской тундры (1929 год0 Евсюгин убеждал объединяться (правительство думает не только о русских, но и о ненцах). На что оленевод-ненец Захар Михайлович Апицин ответил: «Товарищи ненцы, я думаю, это будет очень хорошо и выгодно, лучше жить тогда будет. Давайте организуемся! Я первый пойду».

20 мая 1929 года по инициативе ненца И.П. Выучейского создан первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК).

В 1930 году возникло уже 6 оленеводческих колхозов (среди них и наш «Харп), (сообщения учащихся).

Трудности коллективизации

    Ожесточённая классовая борьба

    Попытка сорвать – газеты, книга М.А. Сергеева

    Агитация против вступления в колхозы

Кулаки, шаманы, торговцы утверждали, что «в коллективе всё будет общее и даже жёны, а если вздумаешь выйти из коллектива, то выйдешь голым». Подкулачник Хатанзейский пугал соседа: «Раньше ты, Иван, в батраках жил. Теперь в колхоз вступил и тоже батраком стал»

    Террористические акты против активистов. Об одном из эпизодов такого акта рассказала газета «Нарьяна-Вындер» - кулак деревни Кореговка Терентьев бросил чайником в председателя Ванюту.

    Саботаж – вытаптывали колхозные пастбища, уклонение от уплаты налогов, угоняли колхозные стада на худшие ягельники (колхоз «Адей-ты» - шаман Валейский)

В связи с этим – решительные меры по ослаблению кулачества

    1933-34 годы – осуждено 24, 87 кулаков; 121,81 середняков.

Как и по всей стране – перегибы, нарушение темпов коллективизации.

Вместо кропотливой работы – принуждение вступать в колхозы, введение военной дисциплины, не учитывались особенности тундры, низкий хозяйственный уровень.

В дальнейшем процесс коллективизации осуществлялся с более полным учётом особенностей края.

Октябрь 1936 года – IV окружной съезд Советов. Колхозы охватили 9/10 оседлого населения и больше половины тундровых хозяйств.

1940 год коллективизация хозяйств оленеводов кочевников была завершена. (таблица №6)

    позитивный – развивалось всё народное хозяйство, торговля, культура, повысился социальный уровень жизни народа

    негативный – негативные методы проведения подрывали авторитет Советской власти, нет свободы выбора ведения хозяйства.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н. Маснева»

Методическая разработка

музейного урока по теме:

«Родной край в древности»

Разработала и провела В.Н. Лесунова,

учитель истории и обществознания

с. Готовьё-2013 г.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цели урока: Образовательные: - познакомить учащихся с древнейшей историей родного края; - доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди; -продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае. Развивающие:
Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Форма проведения: Путешествие в прошлое родного края: «Стоянка первобытного человека», «Скифы», «Седые курганы».
словесный: наглядный:
Оборудование:

Подготовительная работа:

- исследовательская деятельность по теме урока; - подготовка презентации; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. В течение года мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с образом жизни, основными занятиями, культурой древних государств. Сегодня у нас - музейный урок. Музейный не потому, что проводится на базе музея, а потому, что на уроке мы будем использовать музейные экспонаты из нашего краеведческого музея. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека». Ребята, что мы увидели?

2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».

Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?

Чем занимались первобытные люди?

Как и из какого материала изготавливали одежду женщины? Какие способы охоты использовали первобытные люди?

Какие орудия, оружия использовались для охоты?

Как назывался коллектив людей?

Какой климат был в тот период? По каким признакам вы это определили?

Считалось, что мамонт был самой большой добычей. Согласны вы с этим утверждением? Почему?

В нашем краеведческом музее хранится интересный экспонат - окаменевший зуб и часть бивня мамонта .

Экспонаты очень древние, от того и очень ценные.

Основная часть.

1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, медно-каменный, бронзовый, железный. Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?

Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда.

Как свидетельствуют учёные – историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита – древнего каменного века. Это были неандертальцы. Они были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук. Согласитесь, они отличались от нас с вами как внешним видом, так и уровнем интеллекта. Об этом свидетельствуют остатки очень древнего поселения, которое обнаружил известный учёный Замятнин у села Шубного, близ границы нашего края с Воронежским.

Территория современного Красненского района была богата таким полезным ископаемым как кремний. Этот камень находил широкое применение, так как хорошо кололся. От него можно сделать легко отколы и получится острое орудие труда – скребок, для разделки туши, выделки шкур животных. (Демонстрация музейных экспонатов).

Много кремния находили в долине реки Оскол, где сооружались целые мастерские. На территории нашего района находили россыпи кремния.

Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века – мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, (Демонстрация экспонатов) свидетельствующие об изобретении лука. Эти предметы были найдены на территории нашего поселения и переданы жителями в музей.

Активное заселение нашего края началось в начале неолита – нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия – главный из которых топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Обломки, посуды находят повсеместно. А у меня в руках фрагмент греческой амфоры, которая была найдена на территории нашего края (Демонстрация музейных экспонатов).

К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории Белгородского края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.

Бронза – сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 2 крупные археологические культуры:

Ямная культура – названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.

Катакомбная культура на территорию нашего края пришла с северо-запада и вытеснила ямную на восток. Название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.

К сожалению, у нас в музее нет ни одного экспоната этого периода. Ребята, Как вы думаете почему?

Медь встречалась у нас очень редко, поэтому свидетельств в нашем музее нет.

Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы».

Гидом на этой остановке будет Апарнева Настя. Она провела своё мини-исследования о скифских племенах и сейчас нас с ним познакомят.

Выступление ученика:

Я провела исследование по теме: «Кочевники – скифы».

Цель моего исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.

Работая над исследованием, я изучила литературу о скифах, при подготовке презентации использовал материалы сети интернет.

В ходе исследования я выяснила, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а Римский историк Трог подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».

Скифы – ираноязычный народ.

Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:

    Скифы – кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.

Как отмечает Геродот скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел – Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.

    Царские скифы (представители скифской знати), управляли племенами.

Скифы хорошо разбирались в экономике. Развивались торговые связи с Греческими колониями Северного Причерноморья. Другим источником их богатства было взимание пошлины с товаров, провозимых через их территорию.

    Оседлые земледельцы – будины – гелоны, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.

Вывод: в ходе исследования я выяснила, что железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.

Оседлые земледельцы – будины – гелоны жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.

Тяжёлым преступлением являлось воровство.

Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.

Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.

К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.

Защита исследовательской работы учащимся:

Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово.

Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Большинство курганов могильников было разграблено в дореволюционные времена. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Землю приносили со всей прилегающей территории племенного союза. Чем выше ранг, тем выше курган. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли. Внутри могил обнаружены следы мощного деревянного сооружения из 9 столбов. В одном из курганов сохранились останки мужского и женского захоронений. Трудно сказать была это жена царя или наложница. Трупы лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Одежду царя украшали сотни золотых нашивок, при нём было дорогое оружие, котёл для приготовления пищи, снаряжение для боевого коня, железные дротики, железные мечи. Изделия из золота и серебра. Особого внимания заслуживает серебряный ритон – сосуд для питья в форме рога и амфоры греческой работы для хранения вина, которые сейчас хранятся в Московском и Белгородском краеведческих музеях.

У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины – гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.

Вывод: можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.

Ребята, у села Новоуколово находятся 15 курганов, которые ждут своих исследователей. И если кто-то из вас изъявит желание в будущем может стать организатором или участником дальнейшего изучения исторического прошлого нашего края.

Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.

Давайте обратимся к словарю нашего урока:

Стоянка – поселение первобытных людей.

Неандертальцы – люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.

Кремень – камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.

Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком.

Скифы – общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.

Скребок – приспособление, использовавшееся для выделки шкур животных (подобие ножа).

Бронза - сплав олова и меди.

2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.

1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?

2. Как добывали себе пищу люди каменного века?

3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?

Отчего произошли названия этих культур?

4. Что вам известно о жизни скифов?

5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?

6. Первый искусственный материал, созданный человеком?

7. Сколько тысячелетий прошло со времени появления в нашем крае людей? (100000+2011=102011 лет)

Разгадать кроссворд.

Игра «Путаница». Каждой команде вручается конверт с названиями занятий, орудий труда, датами. Первая команда должна выбрать и разместить на доске всё что относится к первобытным людям, а вторая к скифам.

3. Домашнее задание. Подготовить презентацию или сообщение по культуре скифов. По выбору учащихся.

4. Подведение итогов урока. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

    Рефлексия.

Что нового узнали на музейном уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?

6. Итог урока. Подвести итог работы мы попросим наших гостей.

Самоанализ музейного урока.

Учитель Лесунова В.Н.

Музейный урок может проводиться как в рамках общеобразовательной программы по предмету, так и как внеклассное мероприятие. Музейный урок призван расширить и дать дополнительные знания учащимся по истории, культуре и природе родного края, учитывая их возрастные особенности.

В данном случае можно рассматривать как внеклассное мероприятие по истории родного края в рамках периода изучаемого учащимися 5 класса.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цель: познакомить учащихся с древнейшей историей родного края, доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди, продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.

Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края; - способствовать развитию у детей творческого воображения; -закрепить навыки счёта лет в истории. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края Форма проведения: Путешествие в прошлое Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»; наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой; технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта. Подготовительная работа: - исследовательская деятельность по теме урока с сильными учениками; - подготовка презентации; - подборка музейных экспонатов к уроку; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени, остановок); - организация выставки книг по истории Белгородчины.

Ход урока:

    Организационный момент.

Актуализировала знания учащихся, сделала настрой на дальнейшую работу. Предложила совершить путешествие во времени.

2. На первой остановке «Стоянке первобытного человека» я проверила домашнее задание школьников: повторить тему жизнь первобытных людей. С целью погрузить детей в эпоху древности и сделать опору на имеющиеся знания детей по данному периоду.

Вопросы старалась подбирать простые, доступные для понимания детей. Использовала элементы наглядности.

В процессе изучения нового материала старалась реализовать основную цель урока и привести доказательства, что в нашем крае на разных этапах его развития жили люди – музейными экспонатами доказать это. Пыталась соотносить находки музейных экспонатов с местностью, где они были обнаружены.

Использовала элементы исследовательской работы, которые продемонстрировали Настя и Алёша.

Организовала работу с терминами урока.

В ходе закрепления проверила знания, усвоенные детьми на уроке в процессе фронтальной проверки, закрепила навыки счёта лет в истории. Организовала индивидуальную работу - разгадывали кроссворд. Групповую работу – В ходе игры «Путаница».

Домашнее задание – дифференцированное. Сильным ученикам - с оставить кроссворд из 5-6 слов по теме «Скифы». Слабым – выполнить тестовые задания.

Рефлексия направлена на то, чтобы узнать – понравилась ли детям такая форма организации занятия, какие этапы урока вызвали интерес, где возникли трудности.

В очередной моей статье я привел данные о заметных датах этого года, связанных со школами, церковными приходами, населенными пунктами Красноуфимского уезда.

Волково - название деревни, что в Артинском районе. Имела второе название - Вахруши. Новоселы были из села Торговищенского, сейчас это в Суксунском районе. Там же была деревня Волкова со вторым наименованием - Полька. Новожилы были переселены по правительственному указу с присылвенской стороны. Договор на аренду с азигуловскими вотчинниками был заключен около 1793 года, а обосновались около 220 лет назад: учти, читатель, основали новую родину на голом месте! Предки волковцев были в Горнозаводском ведомстве Сыринской волости, были в подчинении Суксунского завода Г.А. Демидова, а на новом месте стали государственными крестьянами, которые платили подать и исполняли рекрутчину, а за аренду платили 30 копеек деньгами "с сохи". А также ежегодно устраивали угощенье (шарагат), скот тоже был на их пастбищах: за лето по 60 копеек с головы и плюсом - гостинцы. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Волково (Вахруши) - Сажинской волости, Волковского общества, от волости 15 верст, Красноуфимска - 45, от школы, врача, церкви, Артинского базара - 9; 2 кузни, Сажинский хлебный магазин, ближайшая деревня Петухово - в 3-х верстах, вода из 14 колодцев, русские государственные Артинского прихода. Тогда в деревне было 15 дворов с населением 105 душ при 55 мужчинах и 50 женщинах, земли на 1 ревизскую душу - 18,7 десятины, лошадей - 50, коров - 38, на 1 двор живности - 6,8".

При первой советской переписи 1926 года: дворов - 38, мужчин - 100, женщин - 220. В советский период деревня была в составе Симинчинского сельского Совета Манчажского района, а после Артинского района. Земское Волково-Петуховское начальное училище было открыто в 1900 году. В 1761 году были заключены договоры с кызылбаевскими башкирами-вотчинниками, на основании которых в последующие годы возникли Багышково, Тавра Большая и Малая, а Сарсы Первые - по договору с сызгинскими вотчинниками.

В Багышково в 60-х годах XIX века было хозяйств - 94 при 277 мужчинах и 278 женщинах; в 1888-91-м: 132 двора с населением 739 (355 - 384), лошадей - 395, коров - 275. Тогда селение относилось к Большеокинской волости, записаны как тептяри-припущенники. Были выходцами из Бирского уезда, т.е. относятся к южному направлению миграции волжских марийцев. По случаю недоверия к кунгурским марийцам были подселены в Андрейково, где было восемь их дворов, хотя подчинение осталось Больше-Окинским. При переписи 1926 года центр сельсовета в составе Артинского района с населенными пунктами - Большая и Малая Тавра, Верхнее и Нижнее Рыбино, Егорова заимка, мельница, сельхозкомму на, а в самом Багышково 160 дворов с населением 783 марийцев (362-421) и 15 русских. Земское начальное училище было открыто 120 лет назад - в 1896 году.

Тавра Большая представлена данными 60-х годов XIX века: 140 дворов, 436 мужчин, 456 женщин. В 1888-91-м годах: дворов - 225, мужчин - 573, женщин - 568, лошадей - 529, коров - 377, на 1 двор - 4,6, земли на 1 работника- 21,3 десятины. Выходы из Бирского уезда, Тогда была в составе Ювинской волости, а после 1917 года - в Манчажском, Артинском, Сажинском, Красноуфимском районах. До 1917-го в ходе насильственной христианизации в массовых марийских молебенных местах были открыты миссионерские школы (такой опыт был в Османской империи по подготовке янычар) здесь, в Больших Карзях, Юве, а также Боголюбовский женский монастырь на месте обычного источника, который для доверчивого и наивного народа был объявлен "святым".

Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».

Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».

Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.

К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.

При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)

В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)

Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.

А история Большого Сибирского тракта такова.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...

Но мила ты мне - родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.

Сергей Есенин

Не первый год я занимаюсь историей поселений юго-запада области. В моем архиве есть сведения о них, которые, может быть, пригодятся любознательным читателям, тем более, по моим данным, у этих поселений, коих 12,- юбилейные даты.

Байбулда (245 лет) - деревня в Артинском районе. "Тептяри-черемисы поселились на земле башкир Мало-Кущинской волости в 1767 году. Копии с договора с квитанциями о платеже денег от них отобраны. Споры о земле с мещеряками д. Оки и припущенниками от оных крестьянами" - Д.С. Асфандияров; "В вотчинной земле башкир больше, и в Мало-Кущинской волости в 1 -й половине 18-го века возникли следующие деревни марийцев-тептярей, припущенных вотчинниками, - Малая Тавра, Большая Тавра, Байбулдино (1767 год), Иванайково (Памашал - 1755), Багишково (с 1761), Нижний Бардым, Курки, а также поселение татар под названием Бакейково" - Д. Исхаков. Впервые о численности узнаем из данных от 1864 года: дворов - 29, мужчин - 96, женщин - 90. Название деревни тюркского происхождения: "байбол" - деловой бай; в Кунгурском районе есть речка и село Байболовка. Жители этой же деревни и были корнями с Бирского уезда, откуда во 2-й половине XVIII века началось интенсивное переселение марийцев, которые поселялись на земле башкир - вотчинников из Большекызылбаево по письменным договорам. Земли на конкретных условиях, в основном, на определенное время - 10, 25, 40, даже 90 лет - давались на условиях аренды, эти записи назывались "дефер", отсюда - тептяри. Причиной переселения могли стать или башкирские "возмущения", или беспощадные карательные экспедиции русских регулярных частей, конницы и пехоты с применением артиллерии, немыслимыми казнями и зверствами, атак почему бы бросили насиженные места. Так возникли южные поселения двух районов, тем более в те же годы подселения тептярей были сделаны к существующим и ранее возникшим марийским деревням, потомки которых вышли с вятских и кунгурских земель, - Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Малые Карзи...

При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Байбулда - Большеокинской волости, Байбулдинского общества, от волости, школы и базара - 15 верст, врача - 30, Красноуфимска - 70; 1 винная лавка, 2 мельницы, ближайшая деревня Ильчигуловские хутора - 3, вода из речки". Черемисы - тептяри, бывшие помещичьи крестьяне. Тогда Байбулда относилась к самой южной Большеокинской волости Крас-ноуфимского уезда, туда же относились Андрейково - второе (8 дворов), Иванайково (Памашал), Кургат Татарский, Малая Тавра, Багышково и сама Большая Ока; было в этой деревне 43 двора с 251 жителем (120 мужчин и 131 женщина, земли на одного работника 45,6 десятины (1 д. = 1,009 га), 159 лошадей, 133 коровы, всего живности - 320, на один двор 7,5 головы. Что касается народного образования, то на 01.01.1913 года в Байбулдино-Иванайковской земской школе учащихся было 35, в том числе в 1-м отделении - 25, во 2-м - 7, в 3-м - 7, а своя школа появилась только в 1939 г. При первой советской переписи 1926 года в этой деревне было 47 дворов с населением 200 человек, из них 82 мужчины и 118 женщин. При организации коллективных хозяйств был организован колхоз "Марий". В последнее время здесь была устроена ГЭС для электроснабжения юго-восточных поселений, в том числе Могильниковской МТС, но непрочную плотину во время одного из больших наводнений "успешно" смыло. Так как Байбулда относилась к башкирской волости, к тому же близко были их поселения, то многие старые люди умели говорить по-татарски.

" И дым Отечества нам сладок и приятен ... "

А . С . Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Наш край не всегда был таким, как сейчас. Миллионы лет на этом месте было огромное глубокое море, потом оно обмелело и отступило. 100 тысяч лет назад все пространство к северу от Тюмени покрывали тысячеметровые ледники. Льды растаяли, местность покрылась лесом, появились многочисленные озера, флора и фауна приняли современный вид. Мягкий климат, большие леса, плодородная почва создавали благоприятные условия для человеческого существования.

О древних обитателях земли узнают по данным археологических раскопок, но на территории всей восточной части Курганской области не было ни одной археологической экспедиции. В 1987 году археологическая разведка Курганского областного краеведческого музея под руководством Н.Б.Виноградова открыла 5 памятников археологии на территории Петуховского района. Предварительно они отнесены к эпохе бронзы и раннему железному веку. Косвенно эти оценки подтверждаются раскопками Петропавловской экспедиции в Мамлютском и Пресновском районах.

1. Одиночный курган у озера Медвежье.
В 6 км севернее города Петухово, на возвышенности южного берега озера, на распаханном поле. Земляная насыпь размерами по основанию 30х33 м, высотой до 2,4 м у ее подножья.
Примерная датировка - ранний железный век.

2. Поселение Щекино-1.
В трех километрах к северо-востоку от села Рынки, на северо-западном берегу озера Щекино, в 1 км от бывшей д. Гренадеры. Включает два района распространения находок. Найдены фрагменты керамики раннего железного века (саргатская культура), несколько каменных предметов. Предварительная датировка - ранний железный век.

3. Одиночный курган у с. Матасы.
В 1,5 км западнее с. Матасы на господствующей возвышенности между озерами Горькое, Овсянкино, Матасенок и Матас, на небольшом пятачке, окруженном пашней. Размеры насыпи - 30х2,5 метра, высотой до 1,4 м. На ее вершине - братская могила времен гражданской войны. Предварительная датировка - ранний железный век.

4. Поселение Новогеоргиевка 2-я -1.
В 4 км южнее Н-Георгиевка 2-я, на площадке восточного берега озера Хохловатое на высоте 1,5-2,5 м от уровня воды. Площадка распахивается. С поверхности пашни получены 30 фрагментов сосудов эпохи бронзы (алакульская, черкаскульская, межовская культуры), обломки костей животных, кусок талька. Предварительная датировка - эпоха бронзы.

5. Поселение Большое Приютное -1.
В 1,5 км северо-западнее села Б-Приютное в юго-западной части перешейка между озерами Большие Сумки и Малые Сумки на высоте 2-4 м от уровня воды. Район распространения подъемных материалов – 6000 квадратных метров. Керамика из подъемных сборов и из шурфа определена как алакульская. Предварительная датировка - бронзовый век.

Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период примерно с 17 в. до н. э. до 8 в. до н. э. Алакульские же племена, названные по первому раскопанному могильнику у оз. Алакуль в Щучанском районе, обитали в нашем крае в XIV-XIII в.в. до н. э. Центр формирования их культуры находился в Северном Казахстане. Население занималось скотоводством и земледелием. Завершался переход к производящей форме хозяйства. В стадах в основном были коровы и быки, овец - меньше. Лошадей и собак использовали для пастушества. Разводить крупнорогатый скот можно только при оседлом образе жизни. Поэтому и посуда имела плоское дно. Из бронзы изготовляли двухлезвийные ножи, тесла, шилья, позже появились топоры, копья.

Алакульцы делали захоронения в неглубоких ямах, сооружая в них сруб из 2-3 венцов, перекрытый плахами. Около центрального погребения были захоронения рядовых соплеменников. Над могилой сооружали насыпь высотой не более 1 м. и диаметром 8-15 м. Умерших хоронили в слегка скрюченном состоянии на левом боку, кисти рук находились у лица.

Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной формы с двухскатной крышей размером 8 м на 15 м, сооруженные из жердей и бревен. В середине устанавливались два ряда столбов для опоры кровли. В центре поселений помещались очаги. Рядом находились хозяйственные ямы, погреба, колодцы. Поселения имели радиальную планировку. Место между двумя озерами с. Б-Приютного могло привлечь древние племена естественной защитой с трех сторон водоемами и ручьем, их соединяющим, а также возможностью без больших затрат времени вырыть ров с западной стороны.

Сравнение археологических находок с письменными источниками (ведическими текстами) и лингвистическим материалом позволило исследователям отнести алакульские племена к индоиранскому населению - арийцам. Здесь была их прародина, но во 11 тысячелетии до н.э. одна их часть захватила Индию, другая - Иран.

Поселение Щекино-I и курганы у оз. Медвежье и у с. Матасы относятся к раннему железному веку. В начале железного века происходит второе общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. По прошествии определенного времени начинается третье общественное разделение труда – торговля отделяется от ремесла. Саргатские племена занимали весь юг Западно-Сибирской равнины от границ тайги до казахстанских степей почти тысячелетие, с конца V в. до н.э. до V в н. э. Это было одно из самых сильных этнокультурных образований того времени в Евразии. В этот период изменился климат - стало холоднее.

Оставаясь по-прежнему в основном скотоводами и отчасти земледельцами, новые племена стали разводить лошадей и овец. Этих животных можно перегонять на большие расстояния, кочевать вместе с ними. Разводили и верблюдов. Охота и рыбалка играли значительную роль в хозяйстве. Саргатцы активно торговали с соседями и даже с народами Средней Азии.

Жилища строили из срубов и каркасов. Обычно они состояли из нескольких камер, соединенных коридорами, и достигали площади 100 м. Выход был через хозяйственные помещения, где размещался скот. Городища имели серьезные оборонительные сооружения. Погребальный обряд такой же, как у алакульцев, только труп укладывали на спине головой на север.

Саргатские племена также относились к иранскому этносу. Великое переселение народов и вовлечение в походы Гуннской орды знатных саргатских родов привело к запустению части южной лесостепи. Более тысячи лет в нашей местности никто не жил и лишь изредка забредали кочевники.
Топонимистические исследования позволяют предположить, что на территории нашего края жили представители финно-угорских народов - манси. Однако это требует более серьезного исследования.

Заселение края русскими и отношения с кочевыми народами.

Территории Приисетья, Среднего Притоболья и Нижнего Приишимья были включены в состав Российского государства летом 1586 г. в качестве южной части Сибирского царства. Завоевание Россией Сибирского царства поставило задачу обеспечения безопасности южной границы новых владений. В Дешт-и-Кипчак базировались Кучумовичи, основные соперники русской власти в Сибири. Их династические права находили признание у государств и кочевых племен - наследников монгольского мира.

К началу XVII в. были вытеснены из степей Зауралья калмыками. В ходе борьбы за лидерство внутри калмыцкого союза проигрывающая группа торгоутов совершила миграцию на запад. На протяжении 20-80-х гг. XVII в. калмыки были кочевыми соседями русских. Расширение калмыцких угодий сопровождалось борьбой с ногаями, киргизами и монголами, и, в конечном итоге, привело калмыков в состав России.

После ухода калмыков из зауральских степей на восток в Джунгарию и на запад на Волгу под натиском киргиз-кайсакских орд в 1690-е гг. мелкие отряды малых тайш и Кучумовичи постоянно совершали набеги на ясачных и служивых людей Сибири, в результате приведшие к свертыванию добычи ясака в регионе. Русская колонизация среднего Притоболья и нижнего Приишимья остановилась и в отдельных районах даже отступила.

В конце XVI в. киргиз-кайсаки (казахи) мигрировали из Дешт-и-Кипчак на юг, где им удалось установить свою власть над рядом городов по р. Сыр-Дарье. Это на долгое время исключило их соприкосновение с русскими. В конце XVII в. джунгары начали вытеснение киргиз-кайсаков из оазисов Средней Азии. Кочевые орды попытались компенсировать потери, понесенные в ходе серии войн с джунгурами, набегами на северные земледельческие общества. В 1690-е гг. отряды киргиз-кайсаков разгромили и разграбили несколько острогов, слобод и деревень на пространстве от Ишима до Чумлякской слободы.

В первой трети XVIII в. казахский натиск принял форму ежегодных набегов на выступающую к югу линию русских поселений. По неполным данным, кочевники захватили здесь до 1741 г. 820 человек, перебили 125 человек, отогнали тысячи лошадей и голов скота. Особенно опасным стало положение местного населения после подкочевки части казахских родов в 1718 г. на реку Ишим.

Окончательный разгром в 1723-1725 гг. киргиз-кайсаков джунгарами и бегство их из Туркестана привели к подкочевке к русскому Уралу и Зауралью десятков тысяч потерявших скот кочевников. Перекочевка вызвала многочисленные конфликты с русским населением за угодья южной части края. Вынужденное в этих условиях принятие в 1732 г. в урочище Акмола русского подданства Малой и частью Средней орд лишь на короткое время стабилизировало ситуацию на границе.

Начиная с 1743 г., киргиз-кайсаки организовали новую серию набегов на русскую территорию 3ауралья. Строительство Ново-Ишимской линии 1752-1755 гг. привело к частичному отчуждению занятых кочевниками земель и явилось источником новых конфликтов. В 1773-1775 гг. киргиз-кайсаки серией набегов на укрепления и прилинейное пространство попытались блокироватъ крепости Уйской и Новой линий, чтобы вызвать в них продовольственный кризис. Лишь в 1820-е гг. была ликвидирована военная опасность после действий правительства по установлению реальной власти в киргиз-кайсакских родах и переноса границы на юг.

Итак, пространство зауральских степей занимали друг за другом три кочевых этноса, возникших в результате распада империи монголов. В 80-е гг. XVI в. - 10-e гг. XVII в. это были ногаи, в 20-80-е гг. XVII в. - калмыки, а с 90-х гг. XVII в. - киргиз-кайсаки. Подкочевка этих групп в непосредственную близость русского пограничья объяснялась невозможностью для кочевников долговременно вести свое хозяйство вне налаженного обмена с земледельческими группами.

В целом, южная часть лесостепи была местом обитания двух мощных индоевропейских этносов: алакульцев и саргатов. В дальнейшем степь от Карпат до Тихого океана была «проходным двором». Киргиз-кайсакские племена в нашей местности никогда не жили.

Время события: до XVIII века