Основные мотивы лирики Некрасова. Тема поэта и поэзии


Некрасов – один из наиболее известных поэтов России. В первую очередь, это поэт народный. «Я лиру посвятил народу своему» - пишет он о себе. Действительно, Некрасов был защитником крестьян, бедняков, простых людей, страдающих, притесняемых. И Муза у такого поэта не может быть такой, какой её обыкновенно представляют: нежной, прекрасной, гармоничной вестницей красоты.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Это и понятно: разве может изнеженная девушка трудиться, терпеть страдания и сопереживать им – не чувственным мученьям влюблённости, нетерпения, живущим лишь внутри разума, а настоящим, связанным с унижением, с физической болью, кровью, отнюдь не в метафорическом смысле?

Нет, муза Некрасова не такая: она «плачущая, скорбящая, болящая». Эта Муза не просто «сестра родная» крестьянке, она и сама такая, лишенная какой бы то ни было аристократичности и сказочной таинственности – реальная, простая, она сама – крестьянка, разделяющая боль и страдания народа. Эта муза – не девушка, женщина. Русская женщина, судьба которой навсегда станет одной из основных тем Некрасова.

Муза суровая, «Согбенная трудом, убитая кручиной», та «Которой золото - единственный кумир» неласковая, нелюбимая, взывающая к мести, сыплющая проклятья, та, что рождает в душе Некрасова ненависть – не покидает поэта даже когда он вступает с ней «в ожесточённый бой». Она вела «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода», а также «почувствовать свои страданья научила и свету возвестить о них благословила».

Но эта ярость, мстительность сочетаются с терпением, шепотом: «Прощай врагам своим!». Смиренная, она стойко выносит все мучения, и лишь не русский может взглянуть без любви на «эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу».

Обновлено: 2017-10-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему. У Некрасова не так уж много стихов, посвященных Музе, но они довольно подробны, велики по размеру.

Например, стихотворение, которое так и называется – «Музе». Начинается оно с отрицания, первое слово - «нет». Николай Алексеевич противопоставляет всем другим Музам свою. Другие – они ласковые, сладкогласные, прелестные… Они слетают с небес и напевают младенцам-поэтам сказочные колыбельные… А после оставляют им свою свирель. И вот подросший поэт своими стихами услаждает слух людей. Или бывает, что поэт рождается вместе со своей первой любовью, то есть это чувство дарует ему вдохновение, чтобы воспеть возлюбленную. У Некрасова всё не так!

Над Некрасовым узы другого «мифического» существа: печального, неласкового, скорбного, больного, униженного… И называет поэт его «Музой» для простоты. Эта Муза пришла к нему от бедняков, она вместе с ними мечтает лишь о золоте, как голодный – о еде. С детства она, сгорбленная от трудов, пела Николаю о тяготах жизни простых людей. И они вместе плакали… Бывало, что Муза его и пела залихватски, но это от отчаянья, так в кабаке пьяница орёт.

Сквозь свои юношеские мечты Некрасов слышал проклятья своей Музы, которая грозилась начать бой с врагами, призывала богов отомстить обидчикам народа. Но покричав, она успокаивалась и желала простить обиды врагам… То есть её образ ещё и противоречив.

В финале Некрасов называет её непонятной девой, которая его тревожит. Но, повзрослев, он вступил в бой на её стороне – за народ.

В другом стихотворении о Музе поэт кричит ей с первых строк, чтобы она замолчала. Он упрекает её, что они слишком долго проклинали людей, тревожили их сон. Автор говорит, что всему конец, всё ему опротивело – и её песни, и его собственные стоны. Его путь с ней был тёмен и ненастен. Да, он звал её раньше, но теперь отпускает, так как из-за её ненависти, так и не узнал любовь, которая так вдохновляет других поэтов.

Некрасов никогда себя сам не считал поэтом-эстетом, который описывает красоты, воспевает любовь или восхваляет героев. И поэтому он не слышал прекрасных песен той Музы, которая была, например, у Пушкина: милой, игривой, радостной… Николай Некрасов ощущал себя «глашатаем», чья задача – привлечь внимание общества к проблемам, как-то их исправить. Думаю, что это очень достойная цель, которую поэт успешно реализовал, при всём этом стихи его тоже прекрасны.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Князь Серебряный Толстого (романа)
  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Главная основная мысль рассказа Человек на часах Лескова

    При чтении рассказа возникают мысли о жизненных правилах. Их создали для облегчения существования людей. Но бывает то, что может возникнуть перебор с правилами. Таким образом, правило может стать важнее, чем сам человек.

  • Вишневый сад драма или комедия сочинение

    Известнейшее произведение Чехова Вишневый сад, является комедией. Не так просто определить жанр произведения, ведь оно состоит из самых разных жанров. Исходя из всего повествования, можно сделать вывод

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был “баловнем свободы” и “другом лени”.

В своих стихах воплощал накипевшие “сердечные муки”. Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

/> Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из “живой крови”, “мстительного чувства” и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной

Повинности.

Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был “литературным чернорабочим”. Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье.

Стихи Некрасова – это “суровые стихи”, в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…”. В нем герой-поэт – это “обличитель толпы”, который идет “тернистым путем”, его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение “Пророк”. Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван “Богом гнева и печали”.

В стихотворении “Поэт и гражданин” возникает чисто некрасовский образ “любовь-ненависть”, которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. “Враждебные слова отрицанья” поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении “Поэт и гражданин” говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для “дела и пользы”:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь “безвредного” поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг “стяжатели и воры” или “бездействующие мудрецы”, различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим “делом”.

Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: “Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв”. Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать…
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной…

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который “стоит у двери гроба”, не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический “роман” с Музой.

Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он “сын больного века”, недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…”:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!..”

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснована. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда […]...
  2. Тема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения: Не может сын глядеть спокойно На горе […]...
  3. К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства. Сторонники так называемого “чистого искусства” считали, что поэзия “заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения”. Они сознательно уходили от […]...
  4. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […]...
  5. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть прототипы: В. Белинский (“Рыцарь на час”, “Памяти Белинского”), Н. Чернышевский (“Пророк”), Н. Добролюбов (“Памяти Добролюбова”). Стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” (1852), посвященное смерти Н. Гоголя, направлено […]...
  6. Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
  7. Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: “Я лиру посвятил народу своему”. Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе […]...
  8. В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […]...
  9. Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […]...
  10. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […]...
  11. Тема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […]...
  12. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
  13. Муза поэта – родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик – подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]...
  14. Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […]...
  15. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […]...
  16. План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я лиру посвятил народу своему”. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и […]...
  17. Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась, прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными лекциями по городам страны, работает в […]...
  18. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности И таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное! Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, […]...
  19. Иди в огонь за честь отчизны… Н. Некрасов. Поэт и гражданин Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес “новое слово” в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, воскресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской позиции Некрасова является его стихотворение “Поэт и гражданин”. Читая […]...
  20. Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […]...
  21. Б. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […]...
  22. Люблю тебя, пою твои страданья, Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет? Н. Некрасов Н. А. Некрасов стремился высоко поднять в глазах честных людей России представление о настоящем гражданине: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Поэт преданно и пламенно любил своих товарищей, всегда помнил о них и запечатлел в […]...
  23. Язык поэзии для истинного поэта – главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, “углубленного проникновения в тайны мироздания” и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт […]...
  24. В середине девятнадцатого столетия возникла литературная борьба между сторонниками гражданственного направления в поэзии, к числу которых принадлежали Николай Алексеевич Некрасов, Николай Александрович Добролюбов и другие лите­раторы, примыкающие к редакции журнала “Современник”, и приверженцами так называемого “чистого искусства”, видны­ми представителями которого были Афанасий Афанасьевич Фет, Аполлон Николаевич Майков, Яков Петрович Полон­ский. Предметом полемики этих двух лагерей […]...
  25. Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […]...
  26. Что такое стихи? Зарифмованные фразы? Слова, следующие друг за другом в определенном порядке? Набор красивых предложений? Нет, все эти определения не дают ответа на первый вопрос. Стихи – это выплеск эмоций, рвущихся наружу и находящих выход на бумаге. Стихи – это упорный труд поэта, подбирающего нужные слова, ищущего рифму и нужный ритм. И, конечно же, […]...
  27. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […]...
  28. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
  29. Творчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […]...
  30. 1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности – эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении […]...
  31. Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение “Смерть поэта”, где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества – эпоху после […]...
  32. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта “пророком”. Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы […]...
  33. 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово […]...
  34. Тема предназначения поэта и поэзии яв- ляется традиционной для русской литерату- ры. Она прослеживается в творчестве Дер- жавина, Кюхельбекера, Рылеева, ПушкинА, Лермонтова. Некрасов также уделяет боль- шое внимание теме предназначения поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым, до ПушкинА и Лер- монтова, назвал поэта “пророком”. Положе- ние пророка призывало поэта стоять над […]...
  35. Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
  36. Наиболее сложным оказалось решение темы поэзии у Не­красова. По своим убеждениям, он был безусловным сторон­ником “утилитарного” искусства, считая, что гражданствен­ность творчества неизмеримо важнее даже поэтического таланта: “Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан”. В то же время по складу души Некрасов был тонким лириком, что иногда входило в противоречие с его гражданской […]...
  37. Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […]...
  38. Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых […]...
  39. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музеи изобрази- тельных искусств), до поры до времени оста- валось скрытым, подспудным, то мать, Ма- рия Александровна, страстно и бурно зани- малась воспитанием детей до самой своей ранней смерти и, по […]...
  40. В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. Некрасова

Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

Поэт и гражданин

Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

Сквозь годы трудов лишений

Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

Стилистические особенности новой поэзии

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

Певец трудового народа

Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. если и появлялись на страницах то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

Путь к свободе

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».

В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной…

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!..»

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.