Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба. Мониторинг качества обучения как средство управления образованием

Программа мониторинга качества образования в ОУ включает:

1. паспорт программы

2. аналитическое обоснование програмы

3. цели и задачи программы

4. основные направления реализации программы

5. календарный план реализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»

Паспорт программы

Наименование программы

Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе.

Разработчик программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Храмцовская ООШ», творческая группа учителей.

Основные исполнители программы

Администрация МКОУ «Храмцовская ООШ», педагогический коллектив.

Конечная цель

Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.

Задачи

1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе.

2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.

3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.

5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.

7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”.

Перечень основных направлений программы

1. Создание условий для повышения качества образования в школе.

2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования.

4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

Ожидаемые результаты

1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам.

2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом.

3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований

II. Анализ исходного состояния проблемы

Основания для разработки программы

В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.

Противоречие

Между государственным заказом на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.

Проблемы

1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.

2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.

3.Отсутствие адекватного рабочего инструментария, позволяющего объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса в ОУ.

III. Аналитическое обоснование программы

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики, для достижения которой требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.

Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.

Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:

Качеством проектирования образовательной деятельности;

Качеством образовательного процесса;

Качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;

Качеством организационной культуры образовательного процесса;

Качеством исследовательской деятельности;

Качеством управления развитием человеческого потенциала;

Качеством результатов образовательной деятельности.

Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

  1. во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
  2. во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
  3. в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
  4. в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных

условий

Качество реализации образовательного процесса

Качество результатов

Управление

Кадровое обеспечение

Научно-методическая работа

Финансово-хозяйственное обеспечение

Психологический климат

Преподавание (оценка и самооценка)

Педагогические и информационные технологии

Профессиональный рост

Обученность

Сформированность ЗУН

Сохранение физического и психического здоровья

Успешность в социуме

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и среднего (полного) общего образования.

При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие оценочные показатели:

  1. уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
  2. уровень воспитанности учащихся;
  3. уровень участия в конкурсах учащихся;
  4. поступление выпускников;
  5. состояние здоровья и психического развития учащихся;
  6. динамика правонарушений учащихся.

Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:

  1. организация и развитие образовательного процесса;
  2. управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
  3. уровень выполнения государственных программ;
  4. профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
  5. участие учителей в профессиональных конкурсах;
  6. уровень информатизации обучения и управления;
  7. показатели владения учителями инновационными технологиями;
  8. состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).

IV. Цели и задачи программы

Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональным заказам.

Цели программы:

  1. создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам:достижение обучающимися ОУ качества образования, удовлетворяющего социальным запросам;
  2. создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
  3. создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.

I. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.

Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:

  1. общеобразовательному;
  2. воспитательному;
  3. методическому.

Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.

Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.

Оценка эффективности программы.

Задачи программы:

  1. проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
  2. разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
  3. осуществить сбор способов получения информации о качестве образования в ОУ;
  4. подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;
  5. разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
  6. создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.

Этапы реализации программы

1. Аналитическо-проектный (2012 г.)

Основные виды деятельности:

Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе;

Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме;

Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований;

Разработка модели мониторинга качества образования:

  1. определение направлений мониторинговых исследований;
  2. определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
  3. осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
  4. разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)

Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.

II. Основной (2013-2014гг.)

Основные виды деятельности:

  1. разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения;
  2. реализация программы «Мониторинг качества образования в ОУ»;
  3. педагогический совет «Качество образования: запросы, оценки, пути достижения»;
  4. корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы;
  5. определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
  6. оценка эффективности осуществления программы.

III. Обобщающий (2015 - 2016 гг.)

Основные виды деятельности:

  1. обработка, анализ, систематизация информации;
  2. сопоставление полученных результатов поставленным целям;
  3. анализ затрат времени, усилий, средств;
  4. подготовка аналитических материалов;
  5. создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования»;
  6. принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
  7. доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в ОУ.

Ожидаемые результаты

  1. создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга качества образования;
  2. отработка технологии мониторинга качества образования на уровне ОУ;
  3. внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинга качества образования;
  4. отработка процедуры получения диагностической информации о результатах обученности, состояния здоровья учащихся, профессионализма педагогических и руководящих кадров;
  5. получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по школе, так и по отдельным методическим объединениям;
  6. осуществлёние анализа результатов самообследования ОУ по качеству образования;
  7. создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;
  8. рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.

Способы и каналы получения информации:

  1. анализ статистических данных;
  2. анкетирование; тестирование,
  3. экспертное оценивание;
  4. анализ документов;
  5. диагностические методики и процедуры.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Храмцовская основная общеобразовательная школа»

Календарный план реализации основных направлений

программы «Мониторинг качества образования»

Задачи по

направлениям

Действия

Звено

управления

Ответственный

исполнитель

Сроки

Аналитическо-проектировочная деятельность

Задачи:

1.Определение основных подходов, теоретико-методологической базы качества образования.

2. Определение компонентов, объектов и субъектов мониторинга качества образования.

3. Анализ состояния УВП и данных мониторинга за предшествующие годы .

4. Подготовка условий для организации преемственного перехода работы школы от диагностики результата к системному мониторингу качества образования.

Организационные условия.

1.Подготовка педагогического коллектива к проведению системного мониторинга качества образования: качества основных условий, качества реализации образовательного процесса, качества результатов.

2.Планы работы школы

3.Планы работы МО

Научно-методические условия

1. Изучение литературы по теме « Качество образования. Мониторинг качества образования».

2. Обоснование актуальности проблемы.

Кадровые условия

1.Создание творческой группы.

2.Формирование внутришкольной службы мониторинга - контрольно-методического подразделения для реализации программы «Мониторинг качества образования»

Нормативно-правовые условия

1.Концепция модернизации российского образования

2. План работы школы

Администрация

Администрация

Руководители МО

Зам. директора по УВР

Зам.директора по УВР

Зам.директора по УВР

Т.А.Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Т.А.Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Творческая группа

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Ноябрь-декабрь 2012г.

2012 – 2013гг.

май, 2013

Ноябрь-декабрь

2012г.

Ноябрь 2012г.

ноябрь-декабрь 2012г.

II.Организацион-но-практическая деятельность

Задачи:

2.Обобщение, классификация и анализ информации.

3.Выявление типичных признаков успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности.

4. Выявление основных тенденций развития обучающихся.

5 .Продолжение формирования «банка данных».

Организационные

Условия.

1.Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний.

2.Ознакомление с планами работы, журналами, банком данных накопленной педагогом информации об учащихся.

3.Тестирование и анкетирование.

4.Административные контрольные тесты.

6. Собеседования с учащимися, педагогами, родителями.

7. Диагностика уровней обученности.

8.Диагностика результативности участия в школьных, районных и муниципальных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, международных конкурсах

9.Диагностика результатов итоговой аттестация за курс основной школы (ГИА).

10.Мониторинг социального заказа на образовательные услуги.

Научно-методические условия

Положение об утверждении комплексно-целевой программы «Мониторинг качества образования в ОУ», о деятельности внутришкольной Службы мониторинга (ВСМ), плана работы ВСМ.

Мотивационные

Условия

1.Знакомство Управляющего Совета с системой мониторинга.

2. Ознакомление педагогического коллектива с системой мониторинга качества УВП.

Кадровые условия

Обучение членов администрации, педагогов на курсах повышения квалификации

Условия

стимулирования

Предоставление отгулов, методических часов.

Нормативно-правовые условия

1.Учебный план ОУ, образовательные программы.

2.Планы работы МО по диагностике качества.

3. Результативность участия педагогов и учащихся в школьных и внешкольных мероприятиях и др.

Зам.директора, учителя-предметни-

ки, классные руководители

Замдиректора по УВР, учителя

Администрация

Зам.директора по УВР

Руководители МО

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Т.А. Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

В течение года

Раз в полугодие

По графику

По плану

По планам кл. руководителей,

Раз в полугодие

Раз в полугодие

Июнь, август

Июнь, август

Сентябрь-ноябрь

2012г.

В течение года

В течение года

В течение года

май 2012

Обобщающе-внедренческая деятельность.

Задачи:

1.Сопоставление полученных результатов с поставленными целями.

2.Систематизация, анализ и оценка качества полученных результатов.

3.Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий.

4.Выявление проблем и определение путей их решения.

5.Социализация результатов.

Организационные условия.

1.Составление аналитических материалов на основе мониторинговых процедур.

2.Обработка информации:

Систематизация;

Анализ;

Выводы.

3.Сопоставление полученных результатов поставленным целям.

4.Обсуждение полученных результатов.

7.Принятие управленческих решений по результатам оценки качества УВП.

8.Создание информационного банка по теме «Мониторинг качества в ОУ»; размещение информации на сайте МКОУ «Храмцовская ООШ»

Научно-методические условия

1.Программа «Мониторинг качества УВП в МКОУ

Замдиректора по УВР, руководители М/О

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Г.В. Милято

Т.А. Яркина

В течение 2014 – 2015 уч. г.

Критерии системы оценки качества образования

МКОУ «Храмцовская ООШ»

Показатели для учащихся

Ценностно-смысловая компетентность:

1) сформированность положительной мотивации;

2) осознание своей роли и предназначения;

3) умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетентность:

1) осведомленность ученика в вопросах познания;

2) владение эффективными способами организации своего досуга;

3) уровень воспитанности учащихся;

4)владение познанием и опытом деятельности.

Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее;

1) эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;

2) овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;

3) сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;

4) умение представлять себя.

Социально-трудовая компетентность:

1) сформированность навыков самоуправления;

2) сформированность гражданских качеств;

3) готовность к поликультурному общению.

4) осведомленность в области социально -трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.

Компетентность личностного самосовершенствования:

1) знания и умения применить навыки здорового образа жизни;

2) сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

3) степень комфортности школьника в образовательной среде.

Учебно- познавательная компетентность:

1) знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

2) владение креативными навыками продуктивной деятельности.

Показатели для педагогов

Профессиональная поисковая и исследовательская активность:

* повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода (при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер -классах, конференциях, круглых столах и т. д.);

* участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Владение инновационной деятельностью:

* обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);

* отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

Дидактико -методическая компетентность:

* соответствие методических приемов образовательным задачам;

* адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуально -типологическими особенностям школьников.

Коммуникативная компетентность:

* организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;

* моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Информационная компетентность:

Готовность к работе с информацией, умения

* отбирать необходимую информацию;

* систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;

* использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;

* структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.

Кооперативная компетентность:

Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения

* находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;

* осуществлять коллективное целеполагание и планирование;

* распределять задачи и роли между участниками группы;

* действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;

* координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу;

* анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

* осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;

* осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Проблемная компетентность:

Готовность к решению проблем, умение

* самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;

* формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;

* находить альтернативные пути и средства решения задач;

* определять наиболее и наименее выигрышные из них;

* реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

* доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень раз решенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ « Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности» 1. За что вас ценят ваши друзья?

  1. а) Преданный и верный друг;
  2. б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
  3. в) эрудированный, интересный собеседник.

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:

  1. а) целеустремленный;
  2. б) трудолюбивый;
  3. в) отзывчивый.

3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

  1. а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
  2. б) я пытался это делать, но нерегулярно;
  3. в) положительно, так как я давно это делаю.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?

  1. а) Нет достаточно времени;
  2. б) нет подходящей литературы;
  3. в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

  1. а) Невнимательный;
  2. б) переоцениваю свои способности;
  3. в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) настойчивый;
  2. б) усидчивый,
  3. в) доброжелательный.

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) решительный:
  2. б) любознательный,
  3. в) справедливый.

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) генератор идей;
  2. б) критик;
  3. в) организатор.

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:

  1. а) сила воли;
  2. б) память;
  3. в) обязательность.

10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

  1. а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
  2. б) читаю художественную литературу;
  3. в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?

  1. а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.

12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

  1. а) Спортсменом;
  2. б) ученым;
  3. в) художником.

13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

  1. а) Трудолюбивым;
  2. б) сообразительным;
  3. в) дисциплинированным.

14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?

  1. а) Живи и наслаждайся жизнью;
  2. б) жить, чтобы больше знать и уметь;
  3. в) жизнь прожить - не поле перейти.

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

  1. а) Человек здоровый, сильный духом;
  2. б) человек, много знающий и умеющий;
  3. в) человек, независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

  1. а) Думаю, что да;
  2. б) скорее всего, да;
  3. в) как повезет.

17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?

  1. а) Приключенческо-романтические;
  2. б) комедийно-развлекательные;
  3. в) философские.

18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?

  1. а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
  2. б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
  3. в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

в)1

а)1

в)3

а)1

в)3

а) 1

в)2

а)3

в) 1

а)3

в) 1

а)2

в) 1

а) 1

в)2

а)3

в) 1

а) 1

в)2

а) 2

в) 1

а)3

в) 1

а)3

в) Г

а) 2

в)3

а) 2

в)1

а) 2

в)1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.

Суммарное число баллов:

18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:

  1. 1 - очень низкий уровень;
  2. 2-низкий;
  3. 3 - ниже среднего;
  4. 4 - чуть ниже среднего;
  5. 5 - средний уровень;
  6. 6 - чуть выше среднего;
  7. 7 - выше среднего;
  8. 8 - высокий уровень;
  9. 9 - очень высокий уровень;
  10. 10-наивысший.


Анализ текущего состояния мониторинга качества на региональном уровне: Т енденции развития региональных структур системы оценки качества образования. Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне Центры оценки качества образования: функции и используемые данные. Исследования качества образования, проводимые в России за последние годы


Этапы становления региональных структур системы оценки качества образования: I этап Сопровождения аттестационных процедур (До 2000 года) Появляются либо специализированные центры и службы, либо эти направления деятельности включаются в функционал региональных органов управления и региональных институтов (центров, служб и т.п.) развития образования. II этап Эксперимент по проведению единого государственный экзамена и широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (С 2000 г) Организационное развитие уже созданных центров, инструментально- технологическое их развитие, расширение спектра проводимых в регионах исследований Появление центров (консорциумов) мониторинга качества образования III этап Создание региональных информационных центров (РИЦ) в 32 регионах Среди задача РИЦев разработка индикаторов мониторинга качества образования, а также подготовка аналитических материалов, создание и ведение баз данных по научным и педагогическим кадрам, по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, по образовательным проектам и программам.


Направления консолидации системы мониторинга качества образования Рекомендации по организации мониторинга качества образования на суб- федеральном уровне. Возможные организационных схемы взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных структур в рамках национальной системы мониторинга качества образования Рекомендации по развитию систем мониторинга качества образования


Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ продолжительность жизни уровень доходов количество неграмотных взрослых (на 1 тыс.) % проживающих за чертой бедности уровень безработицы вакансии на рынке труда ВРП доля бюджета на образование


Популяционные характеристики: обучающиеся рождаемость планируемые показатели детей школьного возраста статистические показатели здоровья семейная статистика дети, оставшиеся без попечения родителей статистика правонарушений Популяционные характеристики: педагогические кадры количество занятых в образовании Демографические характеристики (возраст, пол) вакансии; запросы по трудоустройству уровень квалификации Экономика образования Ежегодно выделяемые средства (федеральные, региональные, муниципальные, частные Бюджеты и затраты (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) Ежегодные расходы в расчете на душу населения Зарплата преподавателей


Образовательные учреждения число образовательных учреждений число аккредитованных ОУ типы ОУ (городские, сельские, начальные, средние, … высшие, университеты …) основные и дополнительные источники финансирования ОУ посещаемость (средняя, в среднем ежедневно) охват профильным обучением (в средней школе) – по типам программ охват программами дополнительного образования охват по формам получения образования (очная, вечерняя, экстернат, дистантная …) количество учителей средней школы демографические характеристики учителей, уровень образования, вовлеченность в систему повышения квалификации) средняя наполняемость класса число учащихся на одного учителя число учащихся на 1 технический персонал количество работников администрации текучесть кадров показатели оснащенности учебного процесса (количество компьютеров для обучающихся, для администрации …) характеристика зданий, системы отопления, освещения и канализации Библиотечный фонд


Образовательные результаты количество получивших аттестат количество второгодников (основная школа) количество получивших справку (полная средняя школа) количество достигших базовый уровень по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших базовый уровень по математике (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по математике (в начальной, основной, старшей школе) показатели грамотности по результатам международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) количество успешно сдавших государственные экзамены средние баллы по предметам ЕГЭ, результаты по отдельным группам (процентили) количество поступивших в высшие профессиональные образовательные учреждения количество поступивших в начальные и средние профессиональные ОУ количество приступивших к профессиональной трудовой деятельности




Основные направления деятельности Центров: проведение аттестационных процедур (в регионах – участниках эксперимента по ЕГЭ – в их число включается и проведение итоговой аттестации выпускников средней школы); проведение мониторинговых исследований (преимущественно – уровня обученности школьников, но также и социологические, диагностические исследования, физиологический мониторинг и др.); аналитическая деятельность; научно-методическая деятельность в области теории и практики педагогических измерений.


Функции Центров оценки качества образования: -оценивать состояние региональной системы образования, - осуществлять информационную поддержку начатого процесса модернизации образования; - прогнозировать развитие региональной системы образования с позиций.


Используемые данные: данные государственной статистики, данные итоговой аттестации учащихся данные аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, мониторинговых исследований состояния и результатов обучения по отдельным предметам.






Проблема взаимодействия структур, занимающихся мониторингом качества образования на федеральном и региональном уровнях имеет несколько аспектов. С одной стороны: 1.Имеется безусловная взаимная потребность в обмене информацией 2.Имеется потребность в методической координации исследований качества образования, проводимых на различных уровнях и в различных регионах. Отсутствие такой координации часто приводит к тому, что данные результатов разных обследований не сопоставимы и, следовательно, не дают возможность проведения сравнительных исследований 3.На региональном уровне имеется потребность в методической помощи со стороны федеральных центров в разработке инструментария и при анализе результатов обследований.


С другой стороны: 1.Подчиненность региональных центров местным органам управления образованием в ряде случаев ограничивает возможность обмена информацией 2.Отсутствие средств ограничивает возможность центров федерального уровня оказывать действенную методическую помощь региональным центрам как на контрактной основе, так и за счет собственных средств. 3.Отсутствие средств ограничивает также возможность проведения в регионах исследований, инициированных центрами федерального уровня. 4.Отсутствие полномочий не позволяет центрам федерального уровня осуществлять реальную координацию исследований, проводимых в регионах, например настаивать на коррекции инструментария и программы того или иного обследования для обеспечения сопоставимости с результатами исследований, осуществляемых в других регионах или в национальных масштабах.


Решение этой проблемы видится в двух, взаимодополняющих направлениях 1. Создание на федеральном уровне центра координации исследований качества образования с бюджетом, который позволил бы контрактовать региональные центры для проведения конкретных исследований. Недостатками этого варианта являются: ограниченность деятельности исследованиями, инициированными на федеральном уровне, риск дублирования, только частичное решения проблемы сопоставимости результатов исследований, проводимых в отдельных регионах с другими исследованиями национального или регионального масштаба низкий уровень вовлеченности региональных центров в процесс формирования единого информационно-методического поля мониторинга качества образования.


2. Создание ассоциации. Региональные центры анализа качества образования – члены ассоциации соглашаются со следующим: Перед началом каждого проводимого в регионе обследования описание этого обследования (методология, инструментарий, принципы формирования выборки и т.п.) представляются в федеральный центр, который дает свое заключение и рекомендации по корректировке методологии и пр. в целях обеспечения сопоставимости с другими аналогичными исследованиями. Региональный центр имеет полное право не принимать рекомендации, но тогда он лишается возможности сравнения своих результатов с другими. Федеральный центр оценки качества образования берет на себя функции распространения информации о результатах обследований, в той мере, в которой на это имеется разрешение разработчика. А также информирования об самих исследованиях, проводимых на национальном и региональном уровне. Функции также могут быть распределены и иначе, например, один из региональных центров может взять на себя формирование и поддержку базы данных по исследованиям качества образования, но остальные участники Ассоциации обязуются предоставлять по возможности полную информацию о методологии и результатах обследований. Средства на осуществление общих координационных и информационных функций могут формироваться за счет финансирования со стороны Министерства образования, взносов участников и других источников.


Организационно-технологическая схема анализа качества образования Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Постановка задачи, Разработка методологии и программы обследования Проведение пилотного обследования Проведение обследовани я Обработка результатов Содержатель-ный анализ Разработка инструментарияПроведение ЕГЭОбработка результатов Содержательный анализ Региональные Исследования Целевые обследования Единый государ- Ственный Экзамен Международные Исследования

Понятие мониторинга образования сейчас широко используется в педагогическом лексиконе, хотя не всегда соответствует его содержанию. Но педагогическое чутье учителей заставило многих коснуться этой проблемы и приобрести опыт мониторинговых исследований. Оценка качества образования является необходимым условием совершенствования учебно-воспитательного процесса. Один из важнейших критериев качества образования является уровень подготовки учащихся. Основными способами измерения качества знаний учащихся являются тесты и рейтинговые диагностические работы. Главной целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Основными задачами мониторинга могут быть:

  • определение достижений учащихся по основным дисциплинам;
  • определение причин различий учебных достижений различных категорий учащихся;
  • коррегирование учебно-воспитательного процесса и его учебно-методического обеспечения;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результативности физического воспитания и состояния здоровья учащихся;
  • подготовка учителей и учащихся к применению различных способов диагностики;
  • определение качества преподавания и организации процесса обучения.

Для качественного проведения мониторинга необходимо проведение не менее трех измерений знаний учащихся на протяжении учебного года (начало, середина и конец года). Учитель должен владеть технологией измерений уровня знаний, обработки и анализа результата. Необходимым условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации поможет в организации коррекционной работы, собранная информация должна быть точная, достоверная и своевременная. Необходимым является и создание учебно-методических материалов для коррекционной работы по улучшению базовой подготовки учащихся. Учет этих требований требует высокоуровневой координации деятельности всех участников.

Условием проведения мониторинговых исследований является:

  • регулярность измерений;
  • долгосрочность;
  • массовость;
  • самостоятельность выполнений заданий;
  • объективность оценивания.

Независимо от способов диагностики, необходима тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторения учебного материала, его систематизация и т.д.). Подготовка к измерениям должна включать в себя несколько этапов:

  • инструктаж учащихся о способах выполнения работы;
  • проведение тренировочных работ;
  • анализ результатов для проведения коррекционной работы как в количественном, так и в качественном видах.

Такую подготовку желательно провести за одну-две недели до оценивания.

Результаты мониторинговых исследований заносятся в таблицу:

Мониторинг результата учебной деятельности учащихся

Результаты контроля
№ п/п Фамилия, имя учащегося Стартовый контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Выводы
1 Иванов Сергей 3 4 5
2 Петров Иван
3 Сидоров Николай
4
5

На основе данных этой таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменений успешности каждого ученика, класса и параллели. Изображение результатов в графическом виде облегчает его восприятие и дает возможность быстрого сравнивания итогов.

  • Начальный
  • Средний
  • Достаточный
  • Высокий

Сведение результатов диагностики позволяет сделать выводы об усвоении учащимися тех или иных видов деятельности на базовом или более высоком уровне. Глубокий анализ этих результатов позволяет разработать рекомендации по совершенствованию обучения.

Цели проведения исследований определяются в зависимости от этапов мониторинга:

1. Подготовительный этап:

  • изучение теоретических и методических основ отслеживания и коррекции результатов учебно-воспитательного процесса;
  • определение системы использования форм, методов и способов сбора информации;
  • разработка инструментария для проведения исследований и организации коррекционной работы.

2. Диагностический этап:

3. Коррекционный этап.

  • корректирование элементов учебно-воспитательного процесса, систематизация и повторение учебного материала;
  • промежуточный контроль состояния учебно-воспитательного процесса;
  • коррекция знаний, умений и навыков учащихся на основе полученных результатов.

4. Аналитический этап.

  • итоговый контроль учебно-воспитательного процесса;
  • определение тенденций и обоснование результатов проведенной работы;
  • принятие итоговых решений.

Основными принципами мониторинга качества образования являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.

Модель мониторинга качества образования в школе

Алгоритм процесса отслеживания учебных достижений учащихся

Результаты учебных достижений учащихся можно оформить в виде графиков или диаграмм.

Сентябрь

Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель - помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная – конфиденциальной.

Существует необходимость проведения обсуждения результатов мониторинга в школе и принятия управленческих решений.

С этой целью возможно проведение заседания круглого стола

Проблема мониторинга в педагогической теории и практике

Необходимость проведения мониторинга качества образования зафиксирована на уровне законодательных документов. В новом Законе «Об образовании в РФ» статья 28, пункт 2, подпункт, 13 сказано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится … «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации».

Термин «мониторинг» имеет разные трактовки. Из литературных источников взяты различные определения этого термина. Анализ определений дает ответ на три принципиально важных вопроса: что такое мониторинг? с какой целью он осуществляется? как он осуществляется?

  • 1. А.Н. Майоров дает следующее определение: мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития .
  • 2. Под мониторингом мы понимаем систему контролирующих и диагностирующих мероприятий процесса обучения, обусловленных целеполаганием и предусматривающих контроль динамики уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку .
  • 3. Мониторинг - это наблюдение, измерение и формулировка на основе выводов про состояние объекта с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующего решения .
  • 4. Педагогический мониторинг - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием. А также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем .
  • 5. Мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии системы, в которых осуществляется деятельность, с последующим переводом знаний на язык управленческих решений .
  • 6. Мониторинг - систематическое стандартизированное наблюдение за процессом качественных и количественных изменений в рамках данной системы .
  • 7. Образовательный мониторинг можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития .
  • 8. Мониторинг способствует прогнозированию результатов экспериментальной деятельности .
  • 9. По мониторингом в системе «учитель - ученик» мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

После анализа литературных источников были выделены признаки определения:

  • · система,
  • · наблюдение (слежение),
  • · измерение,
  • · обработка, сбор и хранение информации,
  • · прогнозирование,
  • · управленческие решения.

Как было уже изложено в §1, ФГОС можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. ОУ несут ответственность за интерпретацию стандартов и присущих школе специфических целей. Три группы требований к качеству в стандартах фактически определяют три направления для мониторинга:

  • · требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • · требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • · требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности.

Перечисленные направления мониторинга должны быть реализованы в любом ОУ. Также может быть выбрано индивидуальное направление для мониторинга, показывающее специфику конкретного ОУ.

Рассмотрим аспекты, которые необходимо учесть при разработке системы мониторинга для образовательного учреждения.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем (в нашем случае гимназий) и возможность сравнения данных одного ОУ во времени (например, сравнение образовательных достижений учащихся, полученных за несколько лет).

Выделяют следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.

Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. На первый план в информационном мониторинге выходит функция слежения. Примером информационного мониторинга может быть результаты обученности учащихся, результаты ЕГЭ, ГИА за несколько учебных лет.

Базовый мониторинг выявляет проблемы и риски. Базовый мониторинг - мониторинг состояния системы. Он позволяет собрать о ней информацию (составить банк данных) для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида. Иллюстрацией этого вида может быть, например, мониторинг готовности перехода ОУ на ФГОС.

Проблемный мониторинг позволяет изучить закономерности процессов, типологию проблем. В качестве примера можно провести «Мониторинг оценки преподавания профильных предметов в гимназии на основе результатов ЕГЭ». Этот вид мониторинга осуществлялся в гимназии №1505 на протяжении двух последних учебных лет. С результатами данного мониторинга в приложении 4.

Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Например, с введением нормативного финансирования администрация гимназии приняла решение о сокращении количества подгрупп для изучения предметов в основной школе. При анализе обученности учащихся был сделан акцент на динамике результатов по сравнению с предыдущими учебными годами, когда обучение шло по подгруппам.

Можно предположить, что мониторинг качества образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят школьные администраторы перед этой процедурой.

Разрабатывая программу мониторинга качества образования важно помнить о влиянии на качество образования целого ряда факторов, которые необходимо учитывать в процессе анализа собранной мониторинговой информации. Выделяют пять групп факторов:

  • · факторы, которые школа может изменять;
  • · факторы, которые школа может изменять при определенных условиях;
  • · факторы, на которые школа может оказать влияние;
  • · факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях;
  • · факторы, на которые школа не может воздействовать.

По результатам международных исследований были выявлены факторы, влияющие на качество школьного образования. На наш взгляд, при разработке модели школьного мониторинга целесообразно учитывать факторы, обозначенные в схеме 1.

Схема 1. Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования (по результатам исследования PISA и PIRLS)

Факторы, влияющие на качество школьного образования

Мониторинг формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний учащихся.

Для мониторинга характерно использование разнообразных методов измерения, сбора информации о состоянии избранных объектов. Не рекомендуется проводить измерения часто. Частые измерения оправданы в случае, например, биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых замерах возможен эффект привыкания респондентов к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов.

Согласно исследованию А.Н. Майорова полученная в результате мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям: объективность, точность, достаточность, систематизированность (структурированность), оптимальность обобщения, оперативность, доступность.

Общая логика разработки программы мониторинга в образовательном учреждении

Первое, с чего начинается разработка программы мониторинга, - это определение цели. Какова возможная цель мониторинга для получения наиболее полной информации о деятельности ОУ по достижению нового качества образования в свете ФГОС?

Можно предположить следующие формулировки целей:

  • · обеспечение адекватности принятия управленческих решений;
  • · определение тенденций развития образовательного учреждения, его перспективы;
  • · получение информации для разработки перспективного плана работы школы.

В любом случае цель мониторинга связана со стратегией работы школы. Поскольку качество как ориентир может меняться, то и цель может уточняться.

Таким образом, обобщенный вариант может быть сформулирован следующим образом: оценка и представление результатов деятельности ОУ по мониторинговым показателям для построения программы достижения нового качества образования и для отчетности гимназии перед стейкхолдерами.

Общая логика разработки программы мониторинга в ОУ представлена на мониторинга чрезвычайно разнообразны. В качестве объектов могут быть: состояние образовательной подготовки учащихся; ииндикаторы результатов (процент занятости, закончивших высшую школу, диссертации и т.д.); индикаторы ресурсов (затраты на образование, квалификация учителей); признаки качества - общеучебные умения; организационно-педагогические условия; обученность; достигнутые результаты; степень социализации и адаптации; отрицательные эффекты и последствия образования; учебные возможности школьников; профессиональное мастерство учителя; информационное обеспечение; состояние, эффективность инновационной работы в школе; качество преподавания и организация процесса обучения; работа с родителями; взаимодействие с внешней средой; учебная мотивация; система воспитательной работы и т. д.

Поскольку планируется разработка программы мониторинга деятельности гимназии, направленной на достижение нового качества образования, то основанием для определения объектов мониторинга является новое качество образования. Как было изложено ранее (§ 1) ФГОС определяет три составляющие мониторинга, а, следовательно, три объекта:

В общем смысле критерий - это мерило оценки, а показатель - данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь. Таким образом, каждый объект мониторинга может иметь один или несколько критериев, по которым составляется суждение о развитии этого объекта, а каждый критерий, в свою очередь, может быть охарактеризован определенным набором показателей. Выбор показателей, в свою очередь, оказывает влияние на выбор инструментария мониторинга, т.е. тех методик, с помощью которых будут собираться данные.

К критериям предъявляется важное требование - критерий должен позволять производить измерение.

Каждый объект мониторинга может иметь свой набор критериев и соответствующих им показателей. Возможно, что один и тот же критерий дает информацию о разных объектах мониторинга. Количество критериев, оцениваемых в рамках мониторинга, не должно быть большим. Количество критериев определяется разработчиками программы мониторинга. Важно, чтобы объем собираемой информации был достаточным для принятия управленческих решений. Критерий может измеряться при помощи разного числа показателей.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить при разработке программы мониторинга - по каким методикам собирать информацию об объектах мониторинга? Ответ был найден следующий: «Для того, чтобы снизить влияние ряда факторов на результаты мониторинга, целесообразно подбирать такие методики сбора информации, которые уже зарекомендовали себя как надежные. Разумеется, если у школы есть возможность привлечь к разработке школьной программы мониторинга качества образования профессиональных тестологов, диагностов, психологов и других специалистов, то необходимость в подбое методик может исчезнуть, т.к. они будут разрабатываться. Выбор методик сбора информации в школьной программе мониторинга целесообразно расширять и выбирать как педагогические методики, которые под силу провести любому учителю, так и психологические, и социологические, позволяющие получить информацию о результатах деятельности школы на фоне других учреждений системы образования».

Повышение качества образования связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления общеобразовательным учреждением. Информация, полученная в ходе мониторинга, с одной стороны, актуальна ограниченное время, но с другой, она со временем позволяет сравнивать результаты и строить прогнозы развития системы. Поэтому, создаваемая программа мониторинга должна органично «вписываться» в систему связей и отношений, существующих в области педагогических измерений, контроля, оценки качества образования и должна быть согласована с предшествующим опытом, накопленным в учреждении в области различных педагогических измерений и диагностики.

Анализ практической литературы , , по теме показал, что система мониторинга разворачивается в школе в течение трех лет! Такой длительный срок определяется не сложностью самой деятельности, но необходимостью получения результатов, измеряемых одними и теми же измерителями в течение нескольких лет. В этом главное отличие мониторинга от диагностики. Диагностика - этот точечное, одномоментное измерение, мониторинг - это измерение изменения объектов во времени. Возникает временное противоречие между временной ограниченностью ценности информации и временными рамками становления системы мониторинга. Возможно, что выход может быть найден в поэтапности введения мониторинга как средства сбора и хранения информации о состоянии качества образования в школе и постепенной замене существующих процедур, как правило, вписанных в рамки внутришкольного контроля, на процедуры мониторинговых измерений.

Разработчики мониторинговых исследований отмечают , что наиболее эффективным является эволюционный путь постепенного введения мониторинга в практику образовательной деятельности школы, который повлечет за собой пересмотр функционала школы, делегирование некоторых управленческих функций объединениям педагогов или отдельным личностям, создание в школе службы мониторинга.

Реализация школьной программы мониторинга качества образования предполагает организацию подготовки педагогов. Реальна организация подготовки педагогов внутри школы в рамках программно-модульной подготовки учителей.

При проектировании программы мониторинга обязательно нужно планировать этап презентации информации о результатах. Это составляющая мониторинга наименее разработана. Как отмечают авторы, зачастую информация складывается в папки… В гимназии для презентации результатов мониторинга одним из ресурсов служит сайт гимназии. Для школьников информация доводится с помощью школьной газеты. Возможно, что информация о результатах мониторинга должна размещаться в информационных буклетах о школе.

Оценить эффективность мониторинга можно по тому, дает он информацию для принятия управленческих решений или нет. Более конкретными показателями могут быть: качество получаемой информации; востребованность информации всеми субъектами образовательного процесса; затраты на проведение мониторинга; потребность в следующем мониторинге.

Управление качеством образования как управление по результатам

Мониторинг может существовать только во взаимосвязи с управлением, системой принятия решений. На заре развития экологического мониторинга И.П. Герасимов предупреждал, что эффективность не нацеленного на управление мониторинга низка и приводит к ряду недостатков, основными из которых являются избыточность и недостаточность информации, ее невостребованность. В настоящее время управление и мониторинг рассматриваются в единстве.

По традиции советской эпохи из всех компонентов управленческой деятельности в большей степени в школе современной развита функция контроля. Контроль (внутришкольный) и на сегодняшний день является одной из функций школьных администраторов и его планирование составляет стратегическую основу для принятия управленческих решений. При традиционном подходе планирование заключается в определении необходимого перечня работ, которые должен выполнить определенный субъект. Поскольку проведение внутришкольного контроля является функцией администраторов школы, поэтому и планируется, фактически, их деятельность. Планирование выполнено в логике традиционного подхода, может быть охарактеризовано через следующие «шаги»: постановка цели; выбор объекта контроля; планирование контроля; определение субъекта контроля (кто исполняет); сбор и обработка информации; подведение итогов контроля, выработка рекомендаций. Другой вариант: ответственность за проведение контроля возлагается на определенный круг школьных работников (в основном это завучи и директор); значительное место в контроле занимает констатация факта (наличие картотеки, планирования, ведение журналов и т.п.), а не выявление проблем; в значительной мере контроль процесса, но не результата.

Изменение характера образовательной деятельности с одной стороны, и потребность школ с другой стороны, приводит к необходимости выбора иного подхода к стратегии планирования управленческих решений, отличной от традиционного подхода - планирования мероприятий. Таким подходом может быть проблемный подход, идея которого представлена на схеме 3:

Механизмом реализации проблемного подхода является мониторинг качества образования являющийся источником достоверной информации.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях:

  • · использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения, как образовательной системы, направленности и динамики основных процессов, резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса, критических точек, степени соответствий качества образовательных результатов выделяемым ресурсам и приложенным усилиям, эффективности действия механизмов обеспечения преемственности ступеней школы;
  • · выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества, стратегической программы ее развития; корректировка и совершенствование образовательных и учебных программ, выбор концепции профильных классов, технологии обучения; выбор модели установления общественных отношений школы с социумом.;
  • · формирование статистических баз данных для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом, выстраивания стратегий управления им на продолжительных циклах;
  • · информирование различных групп стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования ценностно-мотивационного поля, достижения согласованности в действиях, формирования климата доверия и взаимопомощи.

С введением в ОУ системы мониторинга качества образования происходит смена объекта управления: от управления педагогическим коллективом к управлению качеством образования.

Выводы по первой главе

  • · Качество образования - многомерная характеристика. Нет, и не может быть, однозначного определения этого понятия, так как критерии и показатели качества определяются в большей степени требованиями к образованию в текущий момент.
  • · Создание образовательных стандартов является одним из важнейших направлений развития образования в мире и отражает новейшие тенденции развития образования, историю и традиции страны. Одной из предпосылок возникновения стандартизации образования является необходимость повышения его качества.
  • · Российские образовательные стандарты эволюционируют (от ГОС - 1 (1998) к ФГОС). Эволюция стандартов обусловлена в том числе и изменениями представлений о качестве образования.
  • · Во ФГОС сформулированы три группы требований к качеству на данный период времени: требования к качеству результатов (ключевой раздел стандартов второго поколения); требования к качеству процесса; требования к структуре образовательных программ.
  • · Современные стандарты образования пяти зарубежных стран (Великобритания, Гонконг, Канада, Финляндия и Франция), учащиеся которых показывают высокие образовательные достижения в международных исследованиях, делятся на две части: стандарты содержания и стандарты достижений. Стандарты достижений формулируются как образовательные результаты, которые подлежат оценке и доступны оцениванию.
  • · В стандартах достижений указываются надпредметные (сквозные) результаты, которые характеризуют общие компетентности, учебные умения и пр. и предметные результаты для каждого класса. При этом надпредметные результаты в ряде стандартов указываются и как предмет самостоятельной оценки.
  • · Описание предметных достижений носит уровневый характер.
  • · Необходимость учета образовательных результатов ставит острый вопрос об инструментах их оценки. При оценке достижений чаще всего используются тесты.
  • · Необходимость оценивать сложные образовательные результаты ставит проблему разработки инструментов и процедур оценки, позволяющих совместить компетентностный характер выполнения задний и объективность результатов оценивания. Решением этой проблемы становится появление новых форматов оценки качества образования.
  • · Несмотря на различие национальных систем оценки качества образования, можно говорить о наличии общих тенденций (стандартов, инструментов и процедур), благодаря чему появляются международные системы сертификации по итогам среднего образования.
  • · Достаточно распространенной на сегодняшний день является ситуация, когда внешнюю оценку качества проводят независимые экспертные организации, которые разрабатывают контрольно-измерительные материалы, готовят экспертов и проводят процедуры оценки. При этом заказ на оценку формируется со стороны органов управления образованием. Такая система обеспечивает и управление процессом оценки и его независимость, профессионализм и объективность.
  • · Обязательной чертой систем оценки качества образования является их открытый, прозрачный характер.
  • · Мониторинг качества образования - современный инструмент для принятия управленческих решений. Он предполагает наблюдение (слежение), измерение, обработку, сбор и хранение информации, прогнозирование, принятие управленческих решений. Его концепция разрабатывается в определенной логике и требует учета множества факторов.
  • · Для становления системы мониторинга необходимо, как минимум, три года. Очевидно, имеет смысл пойти на такой шаг ожидания, т.к. в течение этих трех лет все равно будет оцениваться качество образования, но уже в определенной системе критериев и показателей, а через три года накопится информация для выявления динамики показателей и получения сопоставимых данных.
  • · Изменение характера образовательной деятельности с одной стороны, и потребность школ с другой стороны, приводит к необходимости выбора иного подхода к стратегии планирования управленческих решений, отличной от традиционного подхода - планирования мероприятий. Таким подходом может быть избран проблемный подход.
  • · Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях: использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения; выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества; принятие управленческих решений в отношении улучшения качества образовательного процесса; формирование статистических баз данных; информирование стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества подготовки учащихся служит мониторинг . Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии.

Экология – мониторинг непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

Социология – отслеживание небольшие числа показателей, отражающих состояние.

Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека, деятельность по наблюдению за отдельными объектами и явлениями.

В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Виды мониторинга : дидактический – слежение за рзл сторонами учебно-воспитат. Процесса; воспитательный – слежение за рзл сторонами воспитат. Процесса; управленческий – слежение за характером взаимодействия на разных управленческих уровнях; социально-психол. Монит-г – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива. (А. С. Белкин)

Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распределения информации об образовании или отдельных нё элементах, которые ориентированы на инфо обеспечение управлением образования, позволяет судить о её состоянии в любой момент времени и дает возможность прогнозирования рзв образования.

Свойства мониторинга в образовании : регулярность, системность, информационность, аналитичность, диагностичность, результативность.

Функции мониторинга : интегративная (обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе); диагностическая (сканирует состояние системы); кампаравистическая (создает условия для сканирования системы образования в целом или рзл её элементов, как во времени, так ив пространстве); экспертная (экспертиза концепции, форм, методов развития системы образования); информационная (позволяет получить сопоставимую инфо о состоянии и развитии системы образования, которые необходимы для анализа состояния и развития системы образования); прагматическая (дает возможность использовать мониторинговую инфо для принятия управленческих решений и построения рекомендаций)

Объект мониторинга образования – система образования, на кот. Направлены процедуры монит-га.

Предмет МО – состояние данной системы образования в определенные периоды времени и конкретного изменения данной системы.

Субъект МО – носители мониторинговых функций: те кто предоставляет инфо, те, кто собирает инфо (завуч, директор).

Цель мониторинга качества образования : обнаружить связь между деят-ю педагога и результатами его труда, выраженными в рзв обучающихся, в культуре обучающихся, в эрудиции обучающихся, в умении обучающихся применить теорию на практике.

Этапы мониторинга в образовании : 1. Подготовительный (постановка цели, определение объекта, установка сроков проведения, изучение соответствующей лит-ры, разработка инструментария для проведения мониторинга); 2. Практический – сбор инфо (наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, выход на уроки, контрольные работы); 3. Аналитический (систематизация полученных знаний, анализ данных, разработка рекомендаций и предложений на последующий период, выводы).

Качество образования – уровень достижения поставленных целей, соответствие определенным стандартам, степень удовлетворения ожиданий потребителя.

Мониторинг качества образования предусматривает рзл источники и способы получения инфо: промежуточный контроль, итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, экспертное оценивание, внутришкольная отчетность.

Объект мониторинга качества образования: качество, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг.

Педагогический монит-г в течении учебного года осуществляется по разным направлениям: качество работы пед. и ученич. Коллективов; результативность работы в школе в течение учебного года; уровень обучаемости и качество знаний детей по предметам, четвертям, по годам; успешность работы учителя в конкретном классе;

Данные анализа отражаются в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах.

В понятие «качество образования» включены два понятия : обученность – уровень предметных ЗУНов, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности (для ученика – оценка результата его собственной учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы); обучаемость – уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.

Уровни:

1.Общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, может применить правило по образцу, отвечает на вопросы репродуктив.уровня

2.Прикладной – выполнение заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание взаимосвязанности понятийного аппарата темы курса, не выходят за его рамки.

3.Творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за пределы изучаемой темы, применяет знания на практике, самостоятельно выбирает цели и программу действий.