Кто открыл гробницу фараона тутанхамона. Как нашли гробницу тутанхамона

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

В Долине Царей в Египте среди песчаных гор есть одно место. Расположенная недалеко от древнего города Фивы (современного Луксора). Засушливая долина не имеет никакой растительности. Найти защиту и тень от неутомимого солнца в этих краях путнику невозможно. Местность представляет собой смесь песка и мелких камней. Температура воздуха в этой части страны в зимние месяцы стойко держится на отметке +40-45С. В летний сезон достигает +60С.

Именно это место с пустынным ничем не примечательным пейзажем около 3000 лет назад фараоны Древнего Египта выбрали для обретения другой жизни в потустороннем мире. Окруженные после смерти несметными сокровищами они надеялись на то, что расхитителям гробниц не удастся обнаружить их. Их усилия не увенчались успехом: практически все склепы царственных особ династии фараонов в были разграблены. За исключением одной – гробницы царя Тутанхамона, который умер в возрасте 18 лет в 1346 до н.э.

Египетские жрецы и гробница Тутанхамона

Существуют исторические доказательства того, что злоумышленники неоднократно пытались найти место упокоения египетского фараона. Однако священники, охранявшие гробницу в , перезахоронили Тутанхамона. Местонахождение его останков оставалось тайной на протяжении более, чем 3000 лет. Заключенный в массивный саркофаг из чистого золота, египетский царь находился в полной темноте и непостижимой тишине. Все это время он пребывал в привычном для него мире роскоши дворцов фараонов. Золотые колесницы, статуи из драгоценного металла и черного дерева, деревянные лодки для совершения путешествия в потусторонний мир. Его золотой трон, игрушки царя, благоухающие масла, драгоценные ювелирные изделия и другие предметы, сопровождающие царственную особу при жизни. Каждый уголок, каждая ниша этой гробницы фараона Египта была наполнена бесценными объектами для культуры и истории древнейшей цивилизации на земле.


Значение открытия гробницы Тутанхамона

Английский египтолог, Говард Картер, предполагал, что гробница Тутанхамона находилась в Долине Мертвых в . Однако археологи заявляли о том, что все районы этого некрополя уже изучены и среди них не было найдено склепа египетского царя.

В 1914 году, при финансовой и организационной поддержке британца по происхождению лорда Карнарвона, Картер начал проведение собственных раскопок. В течение семи лет его труды не приносили какого-либо результата. Спонсоры грозили прекратить выделение денег на поиски. В итоге в ноябре 1922 года лорд Карнарвон заявил о том, что он больше не может поддерживать проект по поиску гробницы и считает, что удача изменила Картеру. В это же время египетские рабочие находились всего в шаге от одной из важнейших в истории человечества находке: они обнаружили путь, ведущий к запечатанной двери гробницы сына Солнца.


Сокровища гробницы Тутанхамона. 1924 год

Гробница Тутанхамона: история открытия

Открыв эту дверь экспедиция Картера обнаружила коридор, заполненный камнями и щебнем. После прохода перед археологами возникло еще одно препятствие, но на этот раз вход был отмечен символикой царя Тутанхамона. Картер был уверен, что нашел гробницу царя. Но он боялся, что возможно она была разграблена и внутри не осталось ни одной регалии фараона.

26 ноября Картер и лорд Карнарвон начали ломать вторую дверь. Позже Картер заявил на весь мир, что это был:

«День из дней, самый замечательный из тех, которые я когда-либо переживал. Мне казалось, что время застыло. Мы наблюдали, как рабочие расчищают проход и удаляют нижнюю часть дверного проема. Решающий момент настал. Дрожащими руками я сделал шаг во тьму. Накануне мы тестировали железоискателем пространство за дверью.

Он показал, что за стеной полная пустота. Рассмотреть было ничего невозможно, так как мы не применяли свечи при ведении работ из-за возможных вредных газов под землей. Все же я достал свечу, зажег ее и продвинулся внутрь только то обнаруженного помещения. Лорд Карнарвон, леди Эвелин, дочь Карнарвона и помощник Каллендер встали рядом со мной в тревожном ожидании «приговора».

Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из камеры гасил мерцание свечи. Мои глаза стали привыкать к свету. В тумане начали проясняться детали вещей, находящихся в склепе. Там находились неизвестные мне по виду животные, статуи, предметы – все светилось золотом. Я онемел от изумления. Лорд Карнарвон не выдержав ожидания спросил меня: «Ты видишь что-нибудь?». Все, что я мог сделать, это сказать: «Да, чудесные вещи. Расширьте проход немного больше, тогда мы оба сможем увидеть, что находится внутри». Комната осветилась электрическим фонариком.


Древний Египет. Гробница Тутанхамона

Говард Картер: открытие гробницы Тутанхамона

«Замечательные вещи», которые увидел Картер в этом зале, оказались самой большой коллекцией артефактов эпохи фараонов Древнего Египта из когда-либо обнаруженных. Но это была лишь верхушка айсберга. В рядом расположенной с ней комнатой, меньшей по размеру, находились великолепные сокровища. Археологический экспедиции потребовалось около 2,5 месяцев, чтобы тщательно очистить входы и составить инвентаризацию наследия правителя Египта .

Чуть позже Картер открыл четвертую запечатанную дверь, где считал и находится гробница фараона Тутанхамона. Здесь и был найден его богато украшенный золотой саркофаг.

«Моей первой задачей было обнаружить деревянные перемычки над дверью. Я осторожно снял сколы от штукатурки и убрал несколько камней, которые покрывали верхний слой надписи. Искушение узнать, что находится за дверью, было невообразимо. После 10-минутной работы я сделал достаточно большое отверстие в стене и вставил в него фонарь. Удивительное зрелище представилось мне. Ибо там, всего в полуметре от двери, блокирующей вход в камеру, стояла, судя по всему, сплошная стена из золота. Я принялся расчищать проем».

«Открытие гробницы Тутанхамона»: документальный фильм был снят каналом BBC о событиях этого великого дня в египтологии.

По мере удаления камней из прохода вырисовывалась реальная картина: мы находились у входа в камеру, где был захоронен царь. Стена, заграждающая наш путь, была покрыта чистым золотом и служила защитой для саркофага. Камень за камнем, мы чувствовали дрожь подобную электрическому шоку. Это была вне всякого сомнения могила . И мы находились в ней!


Саркофаг был огромным, 17 фунтов на 11 футов. И в 9 футов высотой. Он занимал почти всю площадь камеры. Пространство в два шага отделяли его от стен с четырех сторон. В высоту он почти достигал потолка. Сверху до низу он был обложен золотом. По его краям были выложены инкрустированные панели блестящим синим фаянсом. В них повторялись снова и снова магические символы, которые служили обеспечению его прочности и безопасности. Вокруг царственных останков был выложен ряд погребальных эмблем. В северной части были изображены семь весел лодки, служившие для того, чтобы переправить фараона через воды, ведущие к подземному миру. Стены камеры в отличие от коридора были украшены сценами и надписями в окружении блестящих цветов.

Открытие гробницы Тутанхамона: видео

Надо сразу сказать, что до 20-х годов XX века о фараоне Тутанхамоне было известно очень мало. Многие серьёзные исследователи Древнего Египта считали, что такого правителя вообще не было. Археологи могли похвастаться лишь двумя печатями с упоминанием этого имени. Но они могли принадлежать не царю, а просто знатному человеку из его окружения. Все данные об этой загадочной личности предоставил историкам английский египтолог и археолог Говард Картер (1874-1939). Именно им в 1922 году была найдена гробница фараона, в которой покоился саркофаг с телом умершего более 3 тыс. лет назад владыки Египта.

После раскопок минуло почти 100 лет. В наши дни известно, что Тутанхамон правил Древним Египтом примерно в 1332-1323 годах до н. э. Это был совсем молодой человек. Он сел на трон в 10-летнем возрасте, а в 19 лет умер, не прославив себя никакими блестящими деяниями. Это и не удивительно, учитывая возраст правителя. В принципе, страной в это время управлял от имени юного царя верховный сановник Эйе. Поэтому вся внешняя и внутренняя политика осуществлялась под его контролем.

Когда мальчик сел на трон, страна поклонялась богу Атону. Этот монотеистический культ (существование единственного бога) ввёл фараон Эхнатон - отец венценосного мальчика, по другим данным его старший брат. При нём был построен город Ахетатон, игравший роль столицы. Но при новом правителе культ Атона был отменён, и народ вернулся к прежним религиозным ценностям, а именно к богу Амону.

Конечно, 10-летний мальчик не мог принимать такие серьёзные решения. За ним стояли определённые силы, возглавляемые Эйе. А противостояла им царица Нефертити - вдова Эхнатона. Поэтому в течение первых 3-х лет правления молодой владыка жил в Ахетатоне. Лишь после смерти вдовствующей царицы правитель вместе со своей юной женой перебрался в Мемфис.

Что касается внешней политики, то были одержаны военные победы в Сирии и Нубии. По-крайней мере об этом рассказывают надписи на гробнице. В них сказано, что молодой царь даровал храмам много военной добычи. Также активно велось восстановление и строительство храмов Амону, которые пришли в упадок при Эхнатоне.

Смерть фараона в совсем молодом возрасте породила много гипотез. Существует предположение, что юного правителя убили. Главным виновником называют верховного сановника Эйе. Именно он стал правителем древней страны после смерти своего подопечного. Есть также мнение, что молодой человек умер от малярии. На это указывает ДНК-анализ останков мумии. Ко всему прочему у правителя был обнаружен открытый перелом ноги. Он мог упасть с колесницы и разбиться. Всё это предположения, а вот чёткой и ясной теории, объясняющей смерть, на сегодняшний день не существует.

Раскопки

Масштабные раскопки в Долине Царей начались осенью 1917 года. Деньги на это дело выделил собиратель древностей Герберт Карнарвон (1866-1923). Это был уважаемый английский лорд, занимавшийся раскопками в Древнем Египте с 1906 года. Его деятельность прервала Первая мировая война, но как только ситуация в мире нормализовалась, раскопки были возобновлены.

Непосредственным исполнителем всех работ являлся Говард Картер. Поэтому именно ему историки отдают пальму первенства в открытии уникальной гробницы фараона Тутанхамона. Но ради объективности следует заметить, что если бы Карнарвон не дал денег, то Картер ничего не смог бы открыть. Поэтому почтенный лорд всё-таки занимает первое место, а Говард находится на вторых ролях. Ему просто повезло, что для исполнения археологических работ наняли именно его, а не другого специалиста.

Раскопки сразу начались именно в том месте, где и находилось захоронение, наделавшее впоследствии столько шума. Но затем по неясным причинам они были перенесены в другой район. За 5 лет археологическая экспедиция перепахала Долину Царей вдоль и поперёк. Но ничего значимого найдено не было. Неизученным остался лишь тот участок, с которого вначале и начались поисковые работы. В 1922 году Картер пришёл к мнению, что нужно исследовать и его.

Археолог Говард Картер

Знаменательным считается дата 3 ноября 1922 года. Именно в этот день в земле были обнаружены каменные ступени, ведущие вниз. Упирались они в запечатанный вход. Но вскрывать его не стали, так как решили дождаться Карнарвона, который в это время находился в Англии. Тот прибыл 23 ноября, а работы возобновили 24 ноября.

Опечатанный вход вскрыли и попали в коридор, который был завален камнями. На расчистку ушло много дней, прежде чем участники экспедиции оказались перед другим замурованным входом. Его также вскрыли и попали в комнату, в которой находилось множество самых разных предметов. Среди них были статуи, вазы, ларцы. Но главную ценность представляли трон и носилки, изготовленные из чистого золота.

За статуями оказалась ещё одна запечатанная дверь, а в углу комнаты нашли дыру, которая вела в маленькую комнату, до отказа набитую сокровищами. Но на этом раскопки закончились. Главный вход был замурован и опечатан, а Картер покинул экспедицию и уехал в Каир решать вопрос о строительстве узкоколейной железной дороги для вывоза сокровищ. Она была построена к маю 1923 года. Длина узкоколейки составляла около 2 км, а вела она к берегу Нилу. По ней 13 мая переправили первую партию ценностей на арендованный пароход. Ровно через неделю он выгрузил эти бесценные археологические сокровища в Каире.

После того как Картер вернулся из Каира, работы возобновились. Произошло это 16 декабря. А на следующий день вскрыли запечатанную дверь, находящуюся за статуями. Это оказался вход в усыпальницу. В ней находился саркофаг. Сделан он был из дерева и обшит золотыми пластинами.

Из гробницы выносят ценности

Проклятие Тутанхамона

Найденная гробница фараона наделала много шума в научном мире. Её раскопки продолжались целых 5 лет, а сам саркофаг был вскрыт лишь в конце 1926 года. Но уже в 1923 году родилась легенда, которую обозначили как "проклятие Тутанхамона". Начало ей положила неожиданная смерть Джорджа Карнарвона 5 апреля 1923 года. Он умер от воспаления лёгких в Каире. Но прошёл слух, что почтенный англичанин скончался от заражения крови после того, как порезался бритвой во время бритья.

Вся эта неопределённость породила мнение, что человек ушёл из жизни не просто так. Его смерть напрямую связали со вскрытием гробницы. После этой кончины последовали другие. Ушёл из жизни археолог Мейс, который вскрывал вместе с Картером погребальную камеру. Неожиданно умер секретарь Картера лорд Вестбурн (он был найден мёртвым в своей постели). Ушёл из жизни Арчибальд Рейд, который делал рентгеновские снимки мумии. Все люди, побывавшие в гробнице, умерли к 1930 году. В живых остался лишь Говард Картер.

Но жуткое проклятие Тутанхамона этим не ограничилось. В 1966 году погиб в автокатастрофе Мохаммед Ибрагим. Он вплотную занимался вопросами гробницы. В 1972 году скончался Гамаль Мехрез. Именно по его инициативе были направлены в Лондон на выставку сокровища фараона. Скоропостижно умер от инфаркта Рик Лоури, который перевозил эти сокровища.

В 1978 году 6 преступников пытались похитить золотую маску Тутанхамона из Каирского музея. Их схватили, но двое умерли ещё до суда. Трое через несколько дней после вынесения приговора. В живых остался лишь один преступник. Прошло несколько лет, и его труп с разорванным ртом в луже крови обнаружили в каирском отеле. Многие люди считают, что все эти смерти произошли не просто так.

Версии и предположения

Как же Тутанхамон убивал осквернителей своей усыпальницы? Существует предположение, что жрецы Древнего Египта владели тайной изготовления ядов, которые сохраняли свои свойства на протяжении тысячелетий. Убить людей также мог грибок, нашедший себе пристанище в мумии. Он спровоцировал лихорадку и заболевание дыхательных путей. Не исключается также, что при изготовлении мумии использовалась радиоактивная смола.

Существует и ещё одна потрясающая версия. В гибели всех людей был виноват Говард Картер. Дело же в том, что гробница фараона вообще не существовала. Знаменитый археолог её просто придумал. Он вступил в преступный сговор с правительством Египта, и специальные люди тайно изготовили саркофаг и драгоценности. Мумия была куплена.

После этого была сделана усыпальница, которую в 1922 году и обнаружили наивные археологи. На продаже драгоценностей Египет заработал баснословные суммы, а деньги от туризма продолжают течь в казну по сей день. А вот ненужных свидетелей пришлось уничтожить. В живых остался только Картер, так как он был главным организатором этой циничной и жуткой по своей сути афёры. Археолог стал знаменитым на весь мир и нажил целое состояние. Так что овчинка стоила выделки.

Было ли проклятие?

Совсем недавно австралийский исследователь Марк Нельсон заявил, что смерть всех людей, причастных к злополучной гробнице, наступила в результате естественных причин. Саркофаг вскрывали 25 человек. После этого в этом месте работали ещё 19 человек. У людей из первой группы средняя продолжительность жизни составила 70 лет. У тех, кто работал во второй группе, соответствующая цифра равна 75 годам.

К примеру, Алан Гардинер занимался переводом надписей в усыпальнице. Бедняга скончался в возрасте 84 лет. Археологу Дерри тоже "не повезло". Он исследовал мумию и дожил лишь до 87 лет. Что касается "зловещей фигуры" Картера, то ему Бог отпустил только 66 лет жизни. Правда, археолог умер естественной смертью. Что, несомненно, выгодно выделяет его на общем трагическом фоне.

Нельсон утверждает, что каждая смерть имеет вполне прозаическое и реальное объяснение. Так лорд Карнарвон был серьёзно болен. Он регулярно приезжал в Египет, чтобы поправить своё здоровье. А миф о жутком проклятии фараона, скорее всего, является результатом болезненного воображения журналистов. Причина же в том, что эксклюзивное право на публикацию материалов о раскопках имела лишь газета "Таймс". Поэтому конкурирующим изданиям необходимо было придумать свою сенсацию. Вот они и придумали, действуя по принципу, что голь на выдумки хитра.

Мумия и сделанное по ней лицо Тутанхамона

Заключение

Гробница фараона и сам Тутанхамон являются одним из величайших открытий XX века. Огромное значение имеет то, что её, практически, не тронули грабители. Другие усыпальницы разграбили ещё в глубокой древности. Поэтому археологи смогли увидеть, каким было подлинное погребение властителя державы в то далёкое время. Мумия хранилась в 3-х саркофагах, вставленных друг в друга. Она была украшена 143-мя изделиями из чистого золота. Самый большой саркофаг имел длину 1,85 см.

И среди всего этого роскошного великолепия лежал ссохшийся веночек из когда-то живых цветов. Чья-то рука заботливо положила его сверху на последнее пристанище бренного человеческого тела, волею судьбы облечённого огромной властью. Может быть, этот наивный и трогательный поступок совершила молодая жена фараона, ставшая вдовой в совсем юном возрасте. Кто знает? О таких несущественных мелочах история всегда умалчивает.

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук