Характеристика свойств и закономерностей ощущения. Ощущения, их виды и основные закономерности

Работа анализаторов, процесс возникновения ощущений в целом подчинены определенным закономерностям. К ним относятся: пороги чувствительности (или пороги ощущений), адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.


Пороги чувствительности. Ощущения могут возникать только при раздражении определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога чувствительности. Выделяют порог абсолютной чувствительности и порог разностной чувствительности. Абсолютная чувствительность характеризуется нижним и верхним порогами ощущений. Наименьшая сила раздражителей, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора). Наибольшая сила раздражителя называется верхним абсолютным порогом ощущений.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз человека способен отражать электромагнитные волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) ммк; ухо человека способно различать звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц.

Величины абсолютных порогов ощущения изменяются в зависимости от характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения

Минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен различить, называется порогом различения, или разностным порогом. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигла определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность различения, т. е. способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Абсолютные и разностные пороги ощущений имеют большое значение в практической деятельности человека, особенно при освоении техники физических упражнений. В величинах абсолютных и разностных порогов ощущений имеются значительные индивидуальные различия. Чувствительность различения развивается в процессе практической деятельности человека. Так, у высококвалифицированных гимнастов разностный порог мышечно-двигательных ощущений значительно выше, чем у новичков.



Чувствительность можно совершенствовать в двух направлениях: раздвигая границы чувствительности (путем уменьшения нижнего и увеличения верхнего абсолютных ее порогов, а также увеличения порога различения) и сохраняя чувствительность (адекватность реакций) в условиях различного рода помех, в экстремальных условиях (развитие помехоустойчивости ощущений).

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий. Для характеристики этого явления используется понятие «адаптация».

Адаптация. Это приспособление организма к условиям среды, в частности изменение порога чувствительности по мере привыка-


ния к постоянно действующему раздражителю. В жизни явление^ адаптации хорошо известно каждому. Например, когда человек входит в реку, вода сначала кажется ему холодной, затем ощущение холода проходит, вода кажется теплой. Это относится ко всем видам ощущений, кроме болевых.

Различают два вида адаптации: негативную, которая выражается в притуплении ощущения под влиянием сильного раздражителя или исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к яркому свету, к одежде), и позитивную, которая выражается в повышении чувствительности под влиянием слабого раздражителя (адаптация к темноте, к тишине).

Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств вызывается взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время чрезмерно сильные звуки, шум резко снижают различительную чувствительность глаза.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезия. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется синестезией. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у того или иного человека возникают зрительные образы. Однако синестезия проявляется далеко не у всех людей. Известно, что способностью «цветного слуха» обладал композитор Скрябин.

Контраст ощущений. В практической деятельности большую роль играют контрасты ощущений, которые вызывают изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Зеленая фигура на красном фоне кажется более насыщенной. Такой контраст при совместном действии двух раздражителей получил название одновременного. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловатый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Последовательные контрасты подробно изучены в зрительных ощущениях. Если в течение 15-20 секунд фиксировать глазом светлую фигуру и затем перевести взгляд на серую поверхность, то " можно заметить четкое темное пятно. Это и будет последовательный образ. Последовательный контраст может быть и хроматическим. После фиксации фигуры красного цвета глаз видит на сером фоне фигуру голубовато-зеленого цвета и т. д.

К основным свойствам ощущений относят качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и изменяющуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета – сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность – количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность ощущений – временная характеристика, которая также определяется функциональным состоянием рецепторов и временем действия раздражителя, его интенсивностью.

Пространственная локализация дает сведения о локализации раздражителя в пространстве – откуда падает свет, идет тепло и так далее.

Рассмотрим основные закономерности ощущений.

Характеризуя ощущения, необходимо указать на то, что не все раздражения могут вызывать ощущения. Раздражитель должен достичь известной величины, необходимой для возникновения ощущения.

Способность человека ощущать слабые, минимальной величины раздражения называют абсолютной чувствительностью органов чувств.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным, или нижним, порогом ощущения.

Те раздражители, которые не достигают минимальной величины, способной вызвать ощущение, лежат под порогом ощущения.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. То есть чем меньше величина абсолютного порога (чем слабее раздражитель, на который реагирует орган чувств), тем больше абсолютная чувствительность, тем выше способность органов чувств различать эти воздействия.

В отдельных случаях, когда имеются благоприятные условия, абсолютная чувствительность органов чувств может развиться до исключительного совершенства. Например, в условиях полной прозрачности атмосферы человек может видеть на расстоянии одного километра источник света, равный тысячным долям свечи. Самые совершенные физические приборы не смогут сравниться с глазом человека по чувствительности.

От абсолютной чувствительности отличают разностную чувствительность, характеризующую чувствительность к изменению раздражителя.

Раздражение, вызывающее ощущение, может или увеличиваться, или, наоборот, уменьшаться. Изменение раздражения влечет за собой и изменение (увеличение или уменьшение) силы ощущения. Если в помещении горит одна электрическая лампочка, то мы будем ощущать свет определенной силы, а если еще зажечь одну такую же лампочку, то ощущение света усилится. Если к двум лампочкам прибавить третью, то ощущение света еще больше усилится и так далее.


Однако выяснилось, что не всякое изменение раздражения вызывает изменение силы ощущения. Изменение силы ощущения происходит только при определенном увеличении или уменьшении раздражения. Например, при увеличении имеющегося в комнате света в триста свечей еще на полторы или на две свечи мы не заметим никакого изменения света. Чтобы получилось изменение света, необходимо увеличить силу света не менее чем на одну сотую; в данном случае к тремстам свечам надо прибавить не менее трех свечей. Наименьшая величина изменения силы раздражителя, которая может быть зафиксирована данным органом чувств, называется порогом различения (или разностным порогом).

Порог различения имеет постоянную относительную величину для каждого анализатора и обозначается в виде дробного отношения, которое показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя следует прибавить к ней для того, чтобы можно было заметить самое слабое изменение ощущения. Для каждого вида ощущений найдены свои постоянные пороги различения. Так, для зрения, как мы уже говорили, порог различения равен 1/100, то есть для едва заметного изменения ощущения необходимо прибавить к 100 свечам не менее 1 свечи, к 200 свечам – не менее 2 свечей и так далее. Для слуховых ощущений порог различения равен 1/10. Значит, для того чтобы получить едва заметное усиление звука у хора в 100 человек, надо прибавить к хору еще 10 певцов. Чтобы заметить увеличение веса предмета, положенного на руку, надо к первоначальному грузу прибавить 1/300 его веса.

Наблюдается изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю. Такое явление принято называть адаптацией.

Особенно наглядно проявляется адаптация в области зрения.

Адаптация может осуществляться и в направлении повышения чувствительности, и в направлении снижения ее. Адаптация в направлении повышения чувствительности происходит при переходе от сильных раздражителей к слабым, а в направлении снижения – когда осуществляется переход от слабых раздражителей к сильным. В зависимости от этого различают зрительную адаптацию к темноте и зрительную адаптацию к свету.

Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темное помещение. Вначале мы совершенно ничего не видим и только через некоторое время постепенно начинаем различать очертания окружающих предметов. При непрерывном измерении чувствительности в течение процесса зрительной адаптации к темноте оказывается, что чувствительность все время возрастает. При этом возрастание чувствительности вначале наблюдается очень быстрое, затем – все медленнее и на 30–40‑й минуте присутствия в темноте устанавливается на определенном уровне.

Надо отметить, что пределы возможностей изменения чувствительности глаза человека достигают огромной величины, например, чувствительность глаза может увеличиваться до 20 млн раз.

Адаптация глаза к свету наступает при переходе от темноты к свету. В данном случае, так же как и при темновой адаптации, вначале происходит ухудшение различения очертания предметов, но постепенно глаз начинает привыкать к свету и различать предметы, и через 3–5 минут он уже функционирует нормально. Как мы видим, зрительная адаптация к свету происходит значительно быстрее, чем адаптация к темноте.

Если темновая адаптация есть повышение чувствительности глаза, то световая адаптация представляет собой снижение чувствительности органа зрения. Человек «слепнет» после перехода из темноты на свет по причине высокой чувствительности глаза, адаптированного до момента перехода на свет к темноте, и начинает различать предметы (их форму, величину и т. п.) на свету только при уменьшении чувствительности глаза.

В обонятельных ощущениях адаптация наступает довольно быстро. Так, входя в помещение, где пахнет йодом, человек уже через 50–60 секунд не ощущает этот запах. Адаптация к другим запахам происходит несколько медленнее, но не превышает нескольких минут.

Об участии в адаптации центральных нервных механизмов свидетельствуют, в частности, те факторы нарушения адаптации, которые наблюдаются при некоторых нервных заболеваниях.

К закономерностям ощущений относится контраст ощущений.

Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, а на красном – зеленоватым. После горького вкусового ощущения обычная водопроводная вода кажется сладкой.

Способность анализаторов различать раздражения изменяется и при взаимодействии разных видов ощущений.

Взаимодействие ощущений есть изменение чувствительности одного анализатора под влиянием возбуждения другого анализатора.

Физиологической основой изменения чувствительности анализаторов являются корковые связи между анализаторными системами, что в значительной мере объясняется законом одновременной индукции.

В результате исследований влияния звуковых, обонятельных, вкусовых и т. п. раздражителей на зрительную чувствительность было выяснено, что чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи, при негромких звуках. Причем действия слуховых раздражителей способствуют повышению чувствительности к синим и зеленым цветам и вместе с тем снижают чувствительность к красным цветам. Слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Часто обонятельные ощущения определяют вкусовые – ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит. Наблюдается также влияние музыки на вкусовые ощущения.

Явление повышения чувствительности в результате взаимодействия ощущений называется сенсибилизацией.

В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, в других – снижение ее, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности.

Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Происходит своеобразная компенсация: человек потерял слух – обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О высоком уровне развития чувствительности одних анализаторов при полной потере чувствительности других свидетельствует жизнь и деятельность слепых, глухих и слепоглухих.

Сказанное лишний раз подтверждает то, что чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки светотени, цвета, очертания формы по сравнению с глазом музыканта, тогда как у музыканта более тонкий слух, чем у художника.

Взаимосвязь ощущений может проявляться и в так называемой синестезии.

Синестезией называют переход одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния ощущений единого оригинального ощущения.

Широко известным примером синестезии является «цветной слух». У людей с «цветным слухом» звуковые ощущения (тон, шум, музыкальный аккорд) вызывают зрительные ощущения в виде зрительного образа. Цветным слухом отличались композитор Скрябин, литовский художник М. К. Чюрленис.

На органическом слиянии музыки и цвета и получении, в результате этого чрезвычайно сильного эстетического впечатления, ощущения неразделимости, единства музыки и цвета основана так называемая цветомузыка. Особый эффект имеет цветомузыка, когда одним из художественных элементов в нее включаются фонтаны с радужными переливами брызг воды. Ощущению определенной исторической эпохи с ее особенностями музыкальной и художественной жизни, вживанию в дух того далекого времени способствуют часто проводимые в последнее время театральные постановки, концерты в развалинах древних театров, замков, в залах художественных музеев.

Некоторые явления синестезии прочно закрепились в словесных выражениях, например: «холодный колорит» «кричащий цвет», «звонкая линия», «блестящий рисунок» и так далее.

Перечисленные выше пороги ощущений, чувствительности, адаптация, контраст, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и синестезия относятся к закономерностям ощущений.

Человек имеет удивительную способность не только видеть этот мир, но и ощущать его. Воспринимая окружающее пространство сенсорными системами, он изучает и познает его в то время, как ученые изучают человеческие чувства, безграничные и неосязаемые. Однако служители науки нашли объяснение ощущениям, все разложили по полочкам, выделили свойства и виды, а также выяснили некоторые закономерности.

Что такое ощущения

Сначала рассмотрим, что значит ощущение для человека. Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого действия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Именно с их помощью человек познает окружающий мир. Вот такое можно дать понятие ощущениям, закономерности которых раскрывают нам, как при помощи анализаторов человек познает и устанавливает связь с окружающей средой.

Анализатор - это анатомо-физиологический аппарат, который принимает воздействие каких-либо раздражителей из внешнего мира и преобразовывает их в ощущения. Он состоит он из следующих частей:

  • Периферический отдел - рецепторы.
  • Чувствительные нервные пути.
  • Центральный отдел нервной системы.

Виды ощущений

В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие виды ощущений:

  • Интероцептивные. Располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на изменения, происходящие в них.
  • Экстероцептивные. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешнее воздействие.
  • Проприоцептивные. Рецепторы находятся в мышцах и связках.

С объектами внешнего мира соотносятся органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, рождают желания и делятся на типы:


Свойства ощущений

Свойства, которые присущи ощущениям:


Рассмотрев виды и свойства ощущений, перейдем к закономерности. В чем состоит взаимосвязь анализаторов, определяющая развитие процессов при познавании и ощущении мира?

Закономерности ощущений

Ощущения возникают лишь в момент изменений, которые происходят в рецепторах под воздействием движений окружающего мира, либо самих органов чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

  • Пороги чувствительности.
  • Приспособление.
  • Взаимодействие.
  • Сенсибилизация.
  • Контраст.
  • Синестезия.

А теперь остановимся на каждом из них.

Чувствительность

Сенсибилизация возможна при определенных профессиях. Можно тренировать чувствительность.

Итак, можно выделить два способа сенсибилизации:

  • Компенсация сенсорных дефектов.
  • Требования в результате специфического вида деятельности.

Также сюда можно отнести и самостоятельную работу над совершенствованием ощущений.

Закономерность ощущений создает необходимые условия для полноценного восприятия мира.

Психический процесс - это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение.

Ощущение - это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

рецептор - часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

Внешние ощущения - зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела.

Внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.

Двигательные (кинестезические) ощущения - это ощуще­ния движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возни­кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

Закон сенсибилизации - состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствител ьность.

Закон адаптации (приспособления) - состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

Закон контрастности - состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном - светлее.

5. Восприятие, его виды и свойства

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренные и непред­намеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организован­ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

В зависимости от формы отражения:

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

Восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия - показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

Константность восприятия - относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

Гиперстезия - повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям. Гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть (ми кенная чувствительность.

Агнозия - нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности.

Галлюцинации - восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВНИМАНИЕ

1. Внимание как особое свойство психики.

a. Понятие внимания, физиологические основы

b. Виды внимания

c. Свойства внимания

2. Понятие об ощущениях

a. Значение, физиологические основы

b. их классификация

c. свойства ощущений

d. закономерности ощущений.

3. Восприятие, его основные виды и свойства.

4. Память, её виды и процессы. Условия эффективного запоминания.

5. Мышление как высший познавательный процесс.

6. Понятие интеллекта.

7. Воображение, его основные функции.

a. Виды воображения.

b. Приёмы творческой деятельности и фантазии.

8. Понятие речи.

a. Речь и язык.

b. Функции речи.

c. Виды речевой деятельности.

1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно или продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Среди всех раздражителей человек выбирает наиболее существенные, значимые для него, и отвечает на них. Это отделение, упорядочение психической деятельности и составляет функцию особого свойства психики – внимания.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание не является особым психическим процессом, но оно включено во все остальные психические процессы и неотделимо от них, обеспечивает их успешную и четкую работу.

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание. Пассивное, не связанное с целями и намерениями человека. Этот вид внимания есть и у животных.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей и выработалось в результате трудовых усилий. Его основная функция – активное регулирование психических процессов.

Причины произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется у ребенка в общении с взрослым. Произвольное внимание тесно связано с речью. Вначале ребенок подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослых, затем – собственной речевой инструкции.

Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание, подобно произвольному, носит целенаправленный характер, требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит в работу», интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Свойства внимания

1. Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивости противоположна отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

2. Сосредоточенность (концентрация) внимания проявляется в удержании внимания на одном объекте или на одних действиях при отвлечении от всего остального (сосредоточиться на чтении интересной книги и не замечать ничего вокруг). Противоположным сосредоточенности свойством внимания является рассеянность – неспособность человека сосредотачиваться на чем-то определенном в течение длительного времени..

3. Распределение внимания – способность человека рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий. К примеру, Юлий Цезарь мог одновременно выполнить семь несвязанных друг с другом дел. Ученик пишет диктант, слушает учителя и списывает у товарища.

4. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (средний – 5-9 единиц информации).

Магическое число Миллера – 7+-2

5. Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта, одного вида деятельности на другой. (водитель автобуса переключает внимание с приборов на светофор, затем на дорожные знаки). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.

2. Отражение человеком воздействий окружающего мира происходит посредством познавательных психических процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Простейшим из них является ощущение.

Ощущение – чувственное отражение объективной действительности при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Благодаря ощущениям отражается отдельное чувственное качества предмета или создаются недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего.

Имеют огромное значение, поскольку связывают человека с внешним миром и являются основным источником информации о нем, условием психического развития.

Классификация ощущений .

1) По модальности: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

2) Систематическая классификация (по Шеррингтону):

  • Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от внутренних органов (ощущения боли, температурные, химического состава жидкостей и т.д.)
  • Проприоцептивные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, о положении опорно-двигательного аппарата, регулируют движения. Сюда же относят ощущение равновесия (рецепторы в каналах внутреннего уха).
  • Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой. Их подразделяют на:

- контактные , вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание);

- дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).

Б.Г. Ананьев выделял 11 видов ощущений.

Закономерности ощущений.

1) Пороги ощущений

Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определённой величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. Нижний и верхний абсолютный пороги ощущений характеризуют абсолютную чувствительность.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером.

Разностная чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется разностным порогом , или порогом различения .

Абсолютная и относительная чувствительность наших органов чувств не остаётся неизменной, она может меняться в довольно больших пределах. Пороги чувствительности различны у разных людей.

2) Адаптация -- изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Достаточно быстро адаптируются к изменению условий среды обонятельный и тактильный анализатор. К ряду раздражителей полной адаптации не наступает.

Различают полную и неполную адаптацию. Последняя может проявляться как повышение или понижение чувствительности.

3) Взаимодействие (взаимовлияние) ощущений.

Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Выделяют три вида взаимодействия ощущений: сенсибилизация, синестезия и контраст.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст – изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Суть контрастасостоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Для ощущений характерна компенсация . Нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств.

3. Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ.

Понятия «ощущения» и «восприятие» тесно связаны между собой, однако между ними существуют и коренные отличия. Основным отличием восприятия от ощущений является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира во всей совокупности его свойств.

Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Однако было бы ошибкой считать сводить восприятие к простой сумме отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие является очень сложным процессом, требующим аналитико-синтетической деятельности.

Восприятие всегда требует активного участия сознания.

Основные виды восприятия:

· По модальности (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое).

· В зависимости от воспринимаемого объекта :

- восприятие пространства - восприятие времени, восприятие движения

По характеру произвольности:

Произвольное и непроизвольное

Рассмотрим свойства восприятия.

1) Предметность проявляется в том, что объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Наиболее ярко это проявляется при выделении фигуры из фона. Данное свойство означает адекватность, т.е. соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

2) Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое.

3) Структурность – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

4) Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий.

5) Осмысленность (категориальность ) означает, что перцептивные образы (образы восприятия) всегда имеют для человека определённое смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять объект – значит мысленно отнести его к определённой группе, классу, обобщить в слово.

6) Активность (избирательность ) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании.

7) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений). Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете.

Память

4. Под памятью понимается запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями .

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой.

Виды памяти

Процессы памяти

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим или логическим. Определим условия, способствующие прочному и осмысленному запоминанию.

1) Цель, установка на запоминание. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. Необходимо сформировать установку на специальное заучивание учебного материала (причём заучивание надолго, а не «до экзамена»).

2) Выделение главных целей, и составление плана (через 9 дней забывается 43 % новой информации, с планом – 25 %).

3) Сравнение изучаемого предмета, явления с уже изученными, систематизация материала. Основное правило эффективного запоминания: для того, чтобы запоминать любой материал правильно и надёжно, необходимо его каким-то образом организовать: сгруппировать, классифицировать, схематизировать, найти ассоциации и т.д.

4) Интерес к изучаемому предмету, эмоциональный настрой (страх вредит запоминанию).

5) Самостоятельность выполняемой работы.

6) Повторение. После прочтения необходимо повторить, не заглядывая в учебник. Основные правила и понятия должны повторяться регулярно.

7) Смена видов деятельности.

Необходимо учитывать такие законы памяти, как фактор края и эффект Зейгарник. Фактор края: лучше запоминаются начало и конец. На середину оказывает торможение предыдущий материал (проактивное) и последующий (ретроактивное), она запоминается хуже. Эффект Зейгарник: нерешенные задачи запоминаются лучше, чем решенные.

Сохранение зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), от условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной обработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Воспроизведение включает три формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека на основе личных впечатлений (представления памяти) или словесных описаний (представления воображения). Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Узнавание бывает различным по степени точности и полноты (наименьшая – чувство знакомости, полное узнавание – человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место знакомства).

Примером мнимого узнавания (“deja vu” – «уже видел» (фр.) может быть приезд в незнакомый город или новая ситуация, когда кажется, что это уже было. Подводят здесь ассоциации – похоже только кое-что, а создаётся впечатление, что все повторяется.

Собственно воспроизведение осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала. Воспроизвести труднее, чем узнать.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, произвольное требует волевых усилий.

Забывание имеет позитивные характеристики. На наш мозг падает огромное число впечатлений и, благодаря забыванию, не происходит его перегрузки, в первую очередь, неприятными впечатлениями, поскольку они забываются быстрее.

Существуют две формы забывания: обратимая и необратимая. Наибольшая потеря материала идет сразу же после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. На забывание влияют следующие факторы.

1) возраст (к примеру, кратковременная память улучшается с 5 до 11 лет, затем сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, с 30 до 70 может улучшаться или медленно ухудшаться);

2) неиспользование информации (это практически не касается двигательных навыков) и её характер (быстрее забывается материал непонятный, неинтересный, трудный или большой по объёму);

3) интерференция – смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими;

4) вытеснение (связано с чувствами; вытесняется неприятная информация);

5) реминесценция – отсроченное непроизвольное воспроизведение. Суть реминесценции в том, что забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Ей особенно подвержены молодые люди.

Процессы памяти взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

Мышление – высший познавательный процесс, обобщенное и опосредствованное отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление всегда связано с действием. Человек познает действительность, воздействует на нее и изменяет ее. Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является актом деятельности, направленным на решение определенной задачи, и включает ряд операций. Основой и критерием истинности мышления является практика.

Виды мышления. Существует несколько подходов к классификации видов мышления.

· По степени развернутости выделяют дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление – поэтапно развёрнутый процесс; интуитивное мышление протекает быстро, чётко выраженные этапы отсутствуют; создаётся впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение.

· По характеру решаемых задач Р.С. Немов выделяет теоретическое мышление и практическое мышление. Теоретическое мышление в свою очередь подразделяется на:

- понятийное мышление (связано с использованием понятий; задача решается в уме, не предпринимаются практические действия; используется в научных исследованиях теоретического характера);

- образное мышление (материалом являются образы, которые преобразуются в ходе решения задачи; преобладает в работе писателей, художников, артистов).

Практическое мышление включает:

- наглядно-образное (процесс мышления связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может; характерно для дошкольников и младших школьников; преобладает в работе людей «операторных» профессий);

- наглядно-действенное (представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами; характерно для людей массовых рабочих профессий).

В одной и той же деятельности представлены все виды мышления, однако один является доминирующим. По степени сложности, по интеллектуальным требованиям все виды мышления не уступают друг другу.

В процессе мыслительной деятельности человек познаёт мир с помощью особых умственных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.

Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Может быть практическим или теоретическим.

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Не сводится к простой сумме частей, не является механическим их соединением.

Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочерёдно выходят на первый план.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками. Может быть многосторонним и односторонним, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование: должно проводиться в одном отношении.

Сравнение является основой понимания. Для глубокого и точного познания действительности важно уметь находить различия в сходных предметах и сходство в различных.

Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений. Сущность его – в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создании символов действительности. Примеры – абстрактные понятия длины, количества, стоимости. Сокращение количества информации путём абстрагирования способствует более быстрому осмыслению возникшей ситуации.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Используется в том случае, если высказанная мысль непонятна другим или необходимо показать проявление общего в единичном (просьба уточнить, привести пример).

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. Однако не всякое общее свойство может быть существенным для группы объектов (так, несмотря на наличие хвоста и плавников, кит–это не рыба!).

Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям (пример – классификация видов памяти).

Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов, объектов (а не отдельных объектов, как при классификации). Примером систематизации являются разделы «личность», «познавательные процессы» в общей психологии.

6. Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление – это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.

Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д.Векслер). Таким образом, интеллект связан со способностью адаптироваться к окружающей среде.

Виды интеллекта:

1) «Жидкий» и «кристаллический» интеллект (Р.Кеттелл). «Жидкий» интеллект – врождённый, потенциальный, лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. «Кристаллический» интеллект состоит из различных знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе жизненного опыта (= ум, мудрость).

2) Конкретный (практический) интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами (включает также ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти). Абстрактный интеллект (академический, когнитивные способности) позволяет оперировать словами и понятиями. Соотношение этих двух уровней интеллекта определяется наследственными факторами.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации в ситуации, которая характеризуется неопределенностью и является необходимым условием творческой деятельности.

Воображение выполняет следующие функции.

1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи .

2) Регулирование психофизиологических процессов и эмоциональных состояний. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. На силе воображения основана система лечения многих болезней (эффект плацебо).

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов, человек может использовать воображение, чтобы представить себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это т.н. идеомоторные акты . Правильное представление движения нередко используется спортсменами. Тренеры рекомендуют проделать вначале упражнение в уме. Такое «проигрывание» улучшает выполнение самого упражнения.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга.

3) Произвольная регуляция познавательных процессов . К примеру, человек, вызывая определённый образ, обращает внимание на нужные события – это способствует произвольному управлению познавательными процессами. Благодаря воображению становится возможной абстракция, складываются такие свойства восприятия, как целостность и константность.

4) Формирование внутреннего плана действий (способности выполнять действия в уме, манипулировать образами).

5) Планирование и программирование деятельности, антиципация (т.е. опережающее отражение, представление результата деятельности).

На познание и преобразование действительности направлена фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (мифы, сказки, фантастика и т.д.). Сущность образов фантазии – найти образное объяснение явлениям.

По степени выраженности активности выделяют два вида воображения: пассивное и активное.

Для пассивного воображения характерно создание образов без внешних побудителей, без определённого намерения.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грёзы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, например, в полудремотном состоянии, во сне. Наиболее показательным его проявлением является галлюцинация, при которой человек воспринимает несуществующий искусственный объект (черти, чудовища).

Активное воображение может быть воссоздающим (на основе услышанного и увиденного) и творческим. Воссоздающее воображение создает те или иные образы соответственно описанию (при чтении литературы, изучении географических карт, со слов других людей). Творческое воображение создает новые, оригинальные образы, идеи. Различия между творческим и воссоздающим воображением относительны.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта может быть реальной и нереальной. В первом случае она тождественна цели деятельности, человек отчетливо представляет себе ее содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей ее реализации.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

1) Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.Агглютинация “помогает” и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон).

2) Акцентирование – аналитический процесс создания образов. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь, выделяется и особо подчеркивается, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Позволяет выделить самое существенное в образе.

3) Прием акцентирования может распространяться на весь объект. Существует два способа: увеличить объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшить (литола). Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета: многорукий Будда, одноглазый циклоп.

3) Схематизация (синтетический путь). Представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (национальный орнамент, образы “итальянца”, “китайца” – обобщенные схемы).

4) Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов, процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). Тип – индивидуальный образ, в котором соединены в единое целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

Понятие речи. Речь и язык. Функции речи. Речевая деятельность представляет собой особую форму коммуникативной деятельности (деятельности общения). Слово связано со всеми проявлениями психики человека. Структура языка накладывает отпечаток на структуру восприятия (задача восприятия может ставиться словесно. Представления памяти вызываются словом и тесно с ним связаны. Связь речи с чувствами: словом можно ободрить или уязвить, возвысить или унизить человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мышление существует и выражается в слове.

Следует отличать язык от речи. Язык – строго норматизированная система средств общения, а речь практическое применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь – это язык в действии.

Язык включает в себя слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И.М. Сеченов отмечал, что у всех народов речь имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через грамматические построения специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается неизменной, а языковые средства ее выражения изменяются. В языке нет мыслей – это набор разнообразных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи определенная система языковых средств – в ней будет высказана мысль.

Язык – объективное явление жизни общества, он един для всего народа, речь индивидуальна, в ней выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми. Язык отражает психологию всего народа, причем не только ныне живущих людей, но и тех, что жили раньше и говорили на этом языке.

В общении человек пользуется незначительной частью языкового богатства (так, язык включает несколько сот тысяч слов, у великих писателей – от 10 тыс. до 20 тыс. слов). Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность (в криминалистике), диагностировать некоторые болезни.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Психология изучает не язык, а процесс его применения, т.е. речь.

Речь выполняет следующие функции.

1. Сигнификативная . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет или явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных, который выражает в звуках лишь эмоциональное состояние, но никогда не обозначает звуками определенных предметов. Слово позволяет «удваивать» мир, т.е. благодаря слову человек может произвольно вызывать образ соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Речь выступает как форма существования мысли.

2. Обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков. слово позволяет относить предметы к определенной категории, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям называется значением слова. Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. И слова (понятия), и предложение (суждения) имеют разную степень обобщения. Например, автобус – менее общее понятие, чем «транспорт».

Обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее декодирования учениками. Декодирование – перевод воспринятых речевых знаков в систему образов или менее обобщенных понятий. Чтобы понять «От метро вы доедете до нас любым видом транспорта», необходимо декодировать слово «транспорт» в понятия «автобус», «троллейбус», «трамвай».

3. Коммуникативная функция (речь как средство общения) включает в себя три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление (средство воздействия).

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благодушно настроен. Эмоционально-выразительные компоненты проступают в ритме, паузах, интонациях. модуляциях голоса (устная речь), в ритме и расстановке слов (письменная речь). Можно сказать, что чем речь выразительнее, тем больше она речь, а не только язык, ведь чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется сам говорящий, его лицо. Учитель должен через речь передавать свое отношение к знаниям и поступкам учеников (для учащихся важнее не то, что говорит учитель, а как он это говорит).

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль и на чувства, на сознание других людей. Макаренко писал, что он не считал себя мастером-педагогом, пока не научился произносить одно и то же выражение «Иди сюда» с 20 различными оттенками. Речь является средством общения в первую очередь потому, что служит средством воздействия.

Функции речи включены в единство, внутри которого они определяют и опосредуют друг друга. Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная – формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

9. Виды речевой деятельности. Итак, речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения посредством языка. Речь является действием, направленным на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь стала сознательным действием, говорящий должен четко осознать цель и задачи, которые должна разрешить его речь. Необходим также учет условий, в которых речь осуществляется; т.е. характера предмета, о котором идет речь и особенностей аудитории. В зависимости от цели и условий человек строит свою речь, избирая тот или иной вид речевой деятельности.