Успешная сдача сессии. Как сдать сессию: самые важные советы

Нестеров А.К. Как сдать сессию // Энциклопедия Нестеровых

Зимняя экзаменационная сессия – страдная пора у всех студентов России. Сессия особенно напряженная, как всегда, для первокурсников. Для них то зимняя сессия – первая в жизни. В статье я разберу 7 отличных советов, как сдать сессию.

Сдам ли сессию – вопрос, который волнует каждого студента, особенно, первокурсников. После каждой сессии в каждом вузе найдется десток-другой ребят и девушек, которые обескуражены своими результатами на экзаменах.

Почему так вообще происходит? Это касается и отличников. Часто бывает, что в школе был отличником, экзамены сдал без особых усилий, а на первой сессии в вузе неуд на экзамене и даже не на одном, пара незачетов... И как жить теперь дальше?..

В 9 случаях из 10 – во всем этом виновно не отсутствие способностей, а неправильный подход к организации своего труда. Да, готовиться к экзаменам это тоже труд.

Я приведу 7 отличных советов как сдать сессию .

1. Не разбазаривайте время

Итак, наступила сессия, и студенты сдают экзамен , как рационально подойти к своему времени?

Сложности у студентов возникают потому, что организация учебного процесса в вузах значительно отличается от того подхода, который был в школе. Ежедневные задания на дом отсутствуют, промежуточный контроль заданий проводится в виде семинаров, лабораторных и т.п., но они проходят не каждый день и не всегда регулярно на протяжении семестра.

Следовательно, свое время и учебу студенты должны организовать сами. Нужно планировать время, когда учиться, когда отдыхать – это сложно и не каждому дается легко.

Результат недостаточной организации своего времени: ночные бдения во время сессии, нервотрепка с "хвостами", нервное напряжение. Все это снижает умственную работоспособность и только усложняет сессию.

Вообще подготовка к экзаменам и сам по себе учебный процесс в вузе несовместим со штурмом.

Гранит науки нужно грызть зубами, а не пытаться расшибить его лбом.

Учебник или конспект лекций можно, конечно, прочитать за сутки, однако усвоить его вы не сможете, так как утомленный мозг плохо воспринимает материал. Перед экзаменом же вы будете похожи на лунатика.

Мозг – это главный орган нервной системы. Нервные клетки не имеют безграничной работоспособности. Следовательно, попытка повысить ее за счет ночных бдений перед экзаменами даст обратный результат.

Если учесть, что еще так бывает, что на сессии нужно сдать , а то и не один, очевидно, что нагрузка очень большая.

Что делать?

Единственно верный путь – планомерная работа с учебными материалами каждый день в течение семестра.

Если бы для человеческого организма и мозга было бы нормальным в течение 2-3 дней осилить учебный курс, то образование бы все получали за 3-4 месяца. На практике же на это отводится семестр.

Чтобы сдать сессию – к экзаменам нужно готовиться заранее.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова неоднократно проводит исследования проблем учебного процесса, и по их результатам публикуют рекомендации по организации труда студентов, как упростить себе жизнь и сдать сессию без троек.

Для повышения эффективности использования своего времени при обучении нужно:

  • Тренировать память, внимание, силу воли.
  • Продумать режим дня: спать 8 часов, есть 3-4 раза в день, в одно и то же время, ежедневно бывать на свежем воздухе не менее 2 часов, из них хотя бы 20 минут перед сном. Вообще хорошо помогает в учебе.
  • Дорожить своим временем. Как студенты похищают свое время: соцсети, видеоролики, эльфы 80 уровня и т.п. Помимо траты времени, в режиме постоянного "дерганья" мозгу сложнее усваивать информацию из учебника или курса лекций. И вот сначала пропали 1,5-2 часа, потом еще часа два и плюс голова квадратная от потока информации вперемешку. Распределяйте время в соответствии с расставленными приоритетами.
  • Делайте конспект на лекциях. Конспектируя за преподавателем, вы намного лучше усвоите материал лекции, чем просто будете слушать. Потом будет достаточно просмотреть конспект, чтобы освежить материал лекции. Переписывать чужой конспект гораздо менее эффективно: сначала надо потратить время на переписывание, потом на разбор материала лекции, так как он будет восприниматься как совершенно новый и незнакомый.
  • Контролируйте себя. В вузе контроля меньше, чем в школе, но это не значит, что на лекциях можно рассматривать картинки в соцсетях или чатиться в телефоне. В конце концов, сильный человек имеет силу воли. Вы сильный человек? Или хотите стать слабовольным неудачником?

2. Конспектируйте лекции

Ни в коем случае не развлекайтесь на лекциях! Для этого есть свободное время.

Вести конспект тоже надо правильно.

  1. Механически фиксировать лекцию преподавателя не стоит, от этого пользы мало. Старайтесь записывать своими словами, быстро, четко и сразу набело.
  2. Используйте условные обозначения: общепринятые сокращения, придуманные для конкретной дисциплины и аббревиатуры. Только не забудьте их где-нибудь записать с расшифровкой. Примеры: ЦНС – центральная нервная система, АСУ – автоматизированная система управления, – растет, ↓ – падает и т.п.
  3. Запись основного смысла лекции помогает сосредоточить внимание. При конспектировании участвуют слух, зрение, рука. Это значит, что мобилизуются и тренируются разные виды памяти. Записывая лекции, вы не только усваиваете данный предмет, но и повышается умственную работоспособность. В свою очередь, это поможет при подготовке к экзаменам и сдаче сессии.
  4. Конспектировать учебник тоже полезно. Человек лучше запоминает прочитанный текст, если параллельно с чтением делает выписки.
  5. Тезисы. Приучите себя записывать материал в форме простых и сложных тезисов. Простой тезис – это законченные предложения, формулировки авторской мысли, т.е. осмысление прочитанного в учебном пособии материала. Сложный тезис – это логические выводы, умозаключения и анализ причинно-следственных связей. Такая работа требует серьезного обдумывания текста и потому способствует более прочному усвоению материала.
Примерно половина времени на подготовку к сессии, которым располагает студент, используется на усвоение программы курса в рамках самостоятельной работы.

Тогда и проблем как сдать сессию у студента уже не возникает.

На работу с учебными пособиями и конспектами лекций нужно тратить около 4 часов в день. В субботу и воскресенье меньше времени, либо вообще исключить их из учебного распорядка собственной работы. Воскресенье лучше всего посвятить отдыху, прогулкам, кино, театру, спортивным тренировкам или играм на свежем воздухе, зимой лыжи, каток.

3. На последний день надежды нет

Оставлять все на последний день – гиблое дело.

Здесь логика простая. Готовиться надо заранее, тогда и проблемы как сдать сессию не возникнет.

Однообразная работа утомляет быстрее, чем разнообразная, поэтому в последний день перед экзаменом при попытке все выучить – устанешь очень быстро. Опять же помним, что работоспособность мозга небезгранична.

Чтобы самостоятельные занятия оказались продуктивными, надо рационально их планировать. С учетом того, что мозг устает от однообразной работы – используйте рекомендованные 4 часа в день для подготовки по двум-трем дисциплинам.

Не лишним будет повторить очевидный факт. За последний день перед экзаменом все не успеешь.

4. К разным предметам нужен свой подход

Дисциплинам, которые требуют запоминания, например, иностранный язык, нужно уделять внимание каждый день. С такими предметами выгоднее работать каждый по полчаса, чем раз в неделю три часа.

Дробные порции материала и частые повторения способствуют более эффективному запоминанию, позволяя лучше использовать физиологические особенности памяти.

Дисциплинам, материал которых требует обдумывания, анализа, осмысливания, расчетов, нужно уделять 1-1,5 часа и более. Продуктивность умственного труда неодинакова: вначале она повышается, так называемый, период врабатываемости, затем достигается максимум, потом эффективность падает. В период врабатываемости человек втягивается в работу постепенно, а период максимальной эффективности – это самый производительный период умственного труда, тогда имеет место самая устойчивая работоспособность. Данный период может длиться от двух до четырех часов без перерыва.

Продуктивный умственный труд способствует эффективному усвоению учебного материала, аналитической работе и расчетам.

5. Условия занятий

Чтобы ускорить наступление состояния устойчивой работоспособности нужно подавить воздействующие на мозг посторонние раздражители, еще лучше самоустраниться от них.

  1. Не болтать по телефону и в мессенджере.
  2. Не поглядывать на экран телевизора.
  3. Не заглядывать в социальные сети (даже "на пару сек просто глянуть")!
  4. В интернет-магазины тоже заглядывать не стоит!
  5. Паладин 80 уровня подождет, и танки тоже подождут.
  6. Не думать ни о чем постороннем.
  7. Не отвлекаться.

Концентрации внимания способствует привычная обстановка занятий, начало работы в одно и то же время.

Если дома или в общежитии нет подходящих условий – занимайтесь в библиотеке, в читальном зале. Дома – отдыхайте. Прогулка до библиотеки и обратно – отличная возможность подышать свежим воздухом.

Мозг очень чувствителен к недостатку кислорода, а сидячее положение ограничивает его поступление в легкие. Если человек долго сидит, в нижних отделах легких, органах брюшной полости и ногах застаивается кровь, что также снижает работоспособность организма, прежде всего, головного мозга.

Каждый час устраивайте перерыв минут на 5: встаньте, походите, разомнитесь, сделайте несколько простых упражнений на растяжку мышц. Будет просто замечательно, если на это время откроете окно! Позанимались в совокупности 4 часа – перерыв на 1 час. Вперед на свежий воздух!

Важный момент – это освещение рабочего места. Чаще всего самостоятельная работа у студентов приходится на вечернее время. Если рабочее место освещено недостаточно или неравномерно, то глаза будут быстро уставать, что вызовет чувство общей усталости, головную боль. Гигиеническую норму освещенности рабочего стола обеспечивает одна лампочка 40-60 Вт, прикрытая плафоном или абажуром. Расположение источника света должно быть слева на письменном столе. Этими правилами лучше не пренебрегать – зрение нужно беречь.

6. План работы

К условиям занятий также нужно отнести планирование работы на семестр. Так вы воспитаете в себе силу воли и организованность.

Как составить план работы на семестр :

  1. Возьмите календарь с возможностью делать в нем краткие записи (клетки должны быть достаточно крупные). Календарь можно сделать и самому на компьютере.
  2. В клетках отмечаете дисциплины, которыми будете заниматься. Делайте это по аналогии, как составляется расписание занятий в вузе. Используйте четные и нечетные недели для удобства.
  3. По мере выполнения запланированной работы делаете пометки об успешно сделанных заданиях в календаре.
  4. По итогам недели контролируете себя – все сделали или нет. По итогам месяца аналогично.
  5. Если есть возможность, установите себе небольшие награды за выполнение недельных планов: поход в кино, в кафе, в общем, дарите себе то, от чего у вас радуется душа.

В качестве альтернативы можно завести ежедневник с органайзером, в котором записывайте каждый день, что было сделано. Сопоставляя с запланированными работами, вы сможете объективно оценивать свою результативность.

Не беда, если план потом нужно будет корректировать, все равно – это вам сильно поможет сдать сессию .

7. Рациональное поведение во время сессии

Чтобы успешно сдать сессию нужно немного перестроить свой режим:

  • Спать по-прежнему нужно 8 или минимум 7 часов.
  • Рабочие периоды распределите на весь день таким образом: от завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до сна. Каждый период примерно 3-4 часа. Каждый рабочий период заканчивайте короткой прогулкой на свежем воздухе.
  • Нельзя засиживаться допоздна, пытаясь взбодриться крепким кофе или чаем. От этого быстро падает работоспособность, а от ночных бдений расстраивается сон. В результате, ваша продуктивность будет стремиться к нулю.

Схематично, режим показан на рисунке. При этом учитывайте еще небольшой запас на перерывы. Таким образом, за три рабочих периода вы будете успевать готовиться к сессии.

Непосредственно в день экзамена не нужно слишком рано приезжать в вуз. Во-первых, знания свои не сможете пополнить за несколько часов перед экзаменом. Во-вторых, за это время вы просто устанете и перенервничаете. В-третьих, когда придет ваш черед сдавать экзамен, как физическое и умственное перенапряжение неизбежно скажется на ответе. Лучше используйте те же несколько часов для сна или подготовки дома перед экзаменом. В вуз приезжайте с небольшим запасом времени.

И еще пара слов о кофе. Крепкий кофе хорошо бодрит, но в период сессии его потребление лучше ограничить, так как стимулирующее воздействие на мозг имеет обратное влияние при употреблении во время длительных умственных нагрузок. Употребляйте не более 1 максимум 2 чашек кофе в день в утренние часы.

Вывод

Хотя экзамены это существенная трата сил и нервов – обойтись без них нельзя.

Сессия – это не только проверка знаний и способности к самостоятельной работе.

За время обучения в вузе студент сдает несколько десятков экзаменов и зачетов – столько же раз он готовит ответ, связно излагает материал, отвечает на вопросы экзаменатора. В совокупности это все прививает искусство владеть собой, учит рационально мыслить, тренирует речь – это качества, необходимые любому квалифицированному специалисту.

Надеюсь, советы как сдать сессию, помогут вам это нелегком деле.

Для одних студентов приближающаяся зимняя сессия станет первой в жизни, для других она привычное дело. Пока экзамены и зачёты не развели нас по разные стороны экзаменационного стола, хочется дать некоторые советы — в первую очередь, конечно же, тем, кто сдаёт сессию впервые.

Прежде всего, с экзаменами связано много сомнительных поверий, которые иначе, как языческие, охарактеризовать нельзя. Вот некоторые из них: во время сессии якобы нельзя мыться, стричь волосы, ногти, приходить отвечать надо в одной и той же одежде, не стирать её до начала каникул. А главное — накануне экзамена, ровно в полночь, открыть окно, высунуть туда зачётную книжку и что есть силы закричать: «Халява, ловись!».

Не будем вдаваться в критику этих и подобных суеверий, поговорим лучше о том, что реально помогает сдать экзамены и зачёты.

Прежде всего, как только вам выдали зачётную книжку, носите её до конца сессии с собой, каждый день. Нередко случается, что преподаватель вдруг захотел на последнем семинаре поставить вам «автомат» или, что более реально, принять зачёт, не дожидаясь официальной даты. Зачётка у вас осталась дома, а без неё принимать экзамены и зачёты запрещено. Придётся приходить к экзаменатору в другой день, когда будет на руках зачётка. Но в том-то и дело, что преподаватель может за это время забыть про обещанный «автомат», передумать его ставить, умереть, в конце концов (такие случаи, к сожалению, тоже бывали).

Готовясь к экзамену или зачёту, вы можете сделать шпаргалки. Они, по моему глубокому убеждению, полезны — потому что помогают систематизировать изученный материал. Но если уж вы набрались мужества принести шпаргалку в аудиторию и подсматривать в неё, готовясь к ответу, то будьте готовы при неблагоприятном развитии ситуации за неё и пострадать.

Если вы хорошо знаете предмет, установили деловые отношения с преподавателем (до такой степени, что он знает вас как отличного студента) и уверены в своих силах, то идите отвечать в числе первых. Пять баллов почти наверняка вам обеспечены. Если же в собственных знаниях имеются серьёзные сомнения, то лучше всего идти к столу экзаменатора среди последних. Ведь, как правило, последними сдают плохие студенты, и ваш ответ, даже не такой уверенный, как вам бы того хотелось, после двоек и троек будет выглядеть весьма солидно.

Никогда не спорьте с экзаменатором! Если даже он отправляет вас на пересдачу, не обращайтесь к нему с сомнительными предложениями типа: «Давайте вы меня спросите о чём-нибудь ещё». Уверяю вас, преподаватель предлагает вам встретиться ещё раз не от большого желания снова с вами пообщаться. Более того: за крайне редким исключением, на экзамене никто не собирается заваливать вас, если даже вам кажется, что вам задают излишне сложные вопросы. Это как в старом анекдоте: студент выходит с экзамена и говорит однокурсникам: «Ох, уж препод меня заваливал, заваливал!». А потом выходит из аудитории экзаменатор и переводит дух: «Ну, я его вытаскивал, вытаскивал!».

Бывает, что вы идёте отвечать, а экзаменатор вдруг встаёт и говорит вам: «Посидите тут, а я пока пойду пообедать», — не умоляйте принять экзамен у вас прямо сейчас. Помните, что голодный экзаменатор не склонен к компромиссам, а если и уступит вашим просьбам, то спрашивать будет коротко и жёстко, гораздо строже обычного, и полученная оценка вряд ли вас обрадует.

Если вы недовольны своим результатом и не хотите тройку или четвёрку, то просите экзаменатора, чтобы поставил двойку или отметил вам неявку. Помните: пересдавать можно только с двойки. Пересдачи с тройки и четвёрки разрешаются только на выпускном курсе — для красного диплома.

Конечно, оценки — далеко не главное, ради чего учится студент. Но знайте, что на первом курсе вы, образно говоря, работаете на зачётку, а со второго курса ситуация меняется: зачётка начинает работать на вас. Большинству преподавателей психологически трудно после всех пятёрок влепить вам тройку или даже четвёрку (хотя, конечно, и такое бывает). И наоборот: если у студиозуса в зачётке стоят одни тройки, а на экзамене он отвечает очень прилично, экзаменатор начинает задумываться о природе такого ответа: «Наверное, он списал со шпаргалки или повезло с билетом. Задам-ка я ему дополнительные вопросы посложнее!».

Нередко, сдав трудный экзамен, студиозусы торжественно уничтожают конспекты по этой дисциплине. И зря делают: на выпускном курсе те же вопросы повторятся на государственном экзамене. Каждый год приходится видеть выпускников, которые с жадными глазами подбегают к младшекурсникам с просьбами одолжить, подарить или даже продать конспекты. Не уподобляйтесь таким выпускникам!

И, наконец, помните: сессия завершается, как правило, к Татьянину дню, 25 января. Это не только годовщина основания Московского университета, но и один из официальных государственных праздников — День российского студенчества. Сделайте себе подарок к этому дню: сдайте экзамены и зачёты без хвостов, чтобы ничто не омрачало вашей радости!

В заключение — несколько правил общего характера. Они очень простые.

1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не убеждайте себя: «Я дура (дурак), я тупая (тупой), у меня, как всегда, ничего не получится. У меня плохая память на даты (имена, детали и т.п.). Я завалю сессию, меня отчислят». Слышите? НИ-КОГ-ДА!

2. Знайте себе цену и уважайте себя. Имейте в виду: любая оценка — условность. Ведь экзамен, независимо от результата, — не последний день Помпеи.

3. Высоко ставьте перед собой планку. Ведь вы — творческая личность, а у творческих личностей, как известно, далеко не всё всегда идёт по шаблону.

4. Никогда не говорите экзаменатору: «Я всё читал(а), но ничего не помню». В таком случае вы зря потратили время на конспекты и книги: лучше бы вместо этой никому не нужной подготовки сделали бы что-нибудь по-настоящему полезное или хотя бы погуляли на свежем воздухе.

5. Помните: вы именно такие, какими хотите себя видеть!


Вы именно такие, какими хотите себя видеть!

4. Изменить цвет логотипа и полоски с рубриками.

Что же такое сессия в университете, которой так боятся даже бывалые старшекурсники?

Понятие «сессия» берёт начало от латинского «session» – заседание.

Зимой и летом студентов ждет сессия

Иными словами, это периодическое мероприятие, приравненное к определённому событию, по итогам которого выносится основное решение. В случае студенческой сессии решение — это оценка знаний студента.

Известно, что в от классических школьных четвертей учебный год ВУЗа делится на два семестра продолжительностью до шести месяцев каждый. Логическим завершением каждого периода является своеобразный итог – сессия.

Соответственно, их в каждом учебном году тоже две: зимняя и летняя.

Продолжительность сессии, сколько экзаменов сдаётся

Сессия делится на три логические части: сдача практических и лабораторных работ, зачётная часть и экзаменационный период.

  1. Сдача практических (лабораторных) работ – срок выделяется произвольный, по факту это период сдачи не сделанных вовремя работы.
  2. Зачётная часть – в среднем длится около двух недель, в некоторых случаях может проводиться одновременно с экзаменами.
  3. Экзаменационная часть – в это время сдаётся до пяти-шести экзаменов, между которыми обязательно предусматривается интервал для отдыха и подготовки в 2 – 3 дня.

Просуммировав, мы получаем в среднем полтора месяца. Но данный период редко бывает в чистом виде – разные виды сессий нередко накладываются друг на друга.

Зачётная неделя и её влияние на сдачу экзаменов

Каждый из трёх этапов сессии накладывает отпечаток на дальнейшую аттестацию.

Практический период является не столь значительным и часто сливается в общей сессии, в то время как сдача зачётной части влияет не только на текущую, но и возможно на все последующие сессии.

Сданные зачеты — это пропуск на экзамены

Чем опасны зачёты, не сданные вовремя:

  1. Допуск к экзаменам студенту дают условно на усмотрение деканата или не дают вообще до полной ликвидации задолженности по зачётам;
  2. Если сданы все экзамены, но не оценен хотя бы один зачёт, сессия считается не завершённой и по её окончании не сдавший может стать кандидатом на отчисление из ВУЗа.
  3. Во время приёма зачётов, особенно в первую сессию, преподаватель составляет персональное мнение о каждом студенте, и если оно окажется отрицательным, то может сыграть злую шутку на последующих курсах.

Сколько раз можно пересдавать экзамены

Всё поправимо, даже проваленный экзамен

Случиться может всякое!

Попался билет с неудачными вопросами, внезапно ухудшилось самочувствие от избыточного волнения, лифт застрял именно в экзаменационный день, но экзамен остался не сданным. Как быть?

Для начала следует выделить основные группы причин провала на экзамене и варианты выхода из ситуации:

  • несданный экзамен при явке студента – допускается три официально разрешённые пересдачи, если необходима четвёртая, то по личной договорённости с преподавателем и администрацией (деканатом);
  • несданный экзамен по причине неявки студента – необходимо подтверждение уважительной причины неявки, если есть, то приходит на экзамен в официальный день, установленный для пересдачи, и испытание засчитывается как впервые сдаваемое. Если уважительной причины нет, то студенту разрешается прийти на экзамен в день пересдачи, но преподаватель справе снизить оценку, как не сдавшему ранее. Официально разрешается три пересдачи;
  • экзамен сдан, но студент не удовлетворён оценкой – договор о пересдаче предмета осуществляется студентом самостоятельно как в деканате, так и с преподавателем и выносится на рассмотрение последней инстанции.

Как хорошо и без стресса подготовиться к сессии

Начинай готовиться заранее

Студенты, нацеленные на качественное получение знаний, задаются этим вопросом, ещё садясь за парты 1 сентября. Но и им свойственно излишне волноваться и допускать нелепые ошибки.

Чтобы сессия прошла гладко или, как говорят, «без сучка и задоринки», нужно хорошо усвоить следующие правила подготовки к ней:

  1. Вовремя сдавать все практические и лабораторные работы, принимать активное участие в семинарах и коллоквиумах, организованных педагогом. Если есть промежуточные аттестационные мероприятия – подходить к ним со всей ответственностью.
  2. Все проблемные для студента темы необходимо заранее разъяснять у преподавателя. Заинтересованные в дисциплине студенты никогда не останутся без должной отметки.
  3. Желательно посещать большинство лекций, а если по каким-то причинам был пропуск – переписать конспект. Многие преподаватели запоминают студентов зрительно и если присутствие вызывает сомнение – могут попросить предъявить конспект.
  4. За день до экзамена не рекомендуется излишне перегружать мозг.
  5. В ночь перед «часом икс» важно хорошо выспаться, а наутро поесть, чтобы голод и желание спать не отвлекали от экзамена.
  6. Если имеется заболевание, предполагающее потребление лекарственных средств (астма, гипертония), необходимо заранее их принять, а также взять с собой на экзамен.
  7. Перед заходом в аудиторию убрать все компрометирующие вещи (мобильник, книги, тетради). Не надевать одежду со множеством карманов и складок.

Какие ошибки допускают студенты, готовясь к сессии и сдавая её

Самой распространённой неудачей является излишнее волнение перед экзаменом.

  • во-первых, следует помнить, что перед студентом сидит такой же живой человек и страшного не произойдёт, если испытуемый ошибётся в ответе. Специально занижать отметку не будет даже самый строгий профессор.
  • второй ошибкой является наоборот, слишком высокая уверенность в своих силах. Самоуверенные студенты не боятся вступать в конфликтные споры с преподавателем и тем самым перечёркивают отношения с ним в дальнейшем.
  • третий пункт так же исходит от самоуверенности, но другого толка – уверенности, что не поймают за списыванием со шпаргалки. Сильное заблуждение! Некоторые преподаватели специально не обращают внимание на списывающих, а потом занижают им отметки при ответе.

В этом видео вы узнаете, как пережить сессию:

Шпаргалки: да или нет

Риторический вопрос для сдающего экзамен. Для одних это способ самоуспокоения, для других – средство для лучшего запоминания материала, для третьих – единственный способ сдачи экзамена.

Не стоит говорить, что попасться со шпаргалкой на первой же сессии – не лучший эпизод в биографии студента.

Стоит ли рисковать своей репутацией у преподавателей?

Тем не менее, год от года, юные умы так или иначе проносят их в экзаменационные аудитории.

Стоит это делать? Однозначно нет, если вы не уверены на сто процентов, что преподаватель их не заметит. Этой уверенности нет ни у кого и никогда не было!

Следует помнить, что пойманный на списывании студент к данному экзамену не допускается, а отправляется на пересдачу и как она для него пройдёт – зависит от преподавателя.

Какие преимущества даёт хорошо и вовремя сданная сессия

Перво-наперво, это личное спокойствие и отлично проведённые каникулы. Но это наименьший из плюсов.

Начни подъем по карьерной лестнице с «отлично» на экзамене

Вот еще несколько, в том числе те, которые влияют и на жизнь после окончания университета:

  1. В бюджетном ВУЗе предусмотрена стипендия для успевающих студентов, при этом закончившим семестр на отлично она повышается на 30%.
  2. Студенты-отличники направляются в лучшие места для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства, им быстрее выделяются гранты на оформление проектов и патентов.
  3. Вовремя и хорошо сданные сессии – первый положительно характеризующий пункт в будущем резюме специалиста.
  4. Прекрасно успевающим студентам часто выделяются направления на заграничные стажировки по обмену студентов.
  5. Дальнейшее бесплатное образование на условно-бюджетных отделениях доступно лишь студентам, успешно справляющимся с программой.

Чем может грозить несданная сессия

  • Первое, что приходит в голову, когда отвечаешь на этот вопрос, – отчисление. Факт этот не подвергается сомнению, так как речь идёт о неуспеваемости студента и нерентабельности его дальнейшего обучения.
  • Второй пункт – потеря времени. Восстановившись, так или иначе теряет драгоценное время – минимум год.
  • И, наконец, третий пункт, характерен для лиц мужского пола – неизбежный призыв на службу в ряды Вооружённых сил страны, а проще говоря – в армию.

Особенности сессии у студентов-заочников

Сессия заочников немногим отличается от обычной

Заочное обучение – получение образования в самостоятельной форме, не предполагающее ежедневного посещения лекций и отработки практических мероприятий на сотрудничающих с ВУЗом профильных предприятиях.

Ещё при зачислении, данному контингенту учащихся выдаётся учебная программа на предстоящий семестр, варианты контрольных и практических работ и билетные списки на предстоящие экзамены.

Обучение рассчитано на индивидуальную форму, выделяется дополнительное время на подготовку. Перед предстоящим сессионным периодом идёт интенсивное зачитывание лекционного материала, где совместно с преподавателями разбираются труднопонимаемые вопросы.

Многие зачёты и экзамены упраздняются до необходимого на сдачу минимума. Иногда достаточно написанного по профессиональной тематике реферата или отчётного доклада о проделанной работе.

В ВУЗах экзамены заочников идут несколькими месяцами раньше или позже очников.

Приметы — это забавно, но не более

Чем страшнее предстоящее явление, тем больше разных подстраховок к нему изобретёт человечество. Не стала исключением и сессия. До наших дней история донесла множество примет на удачу: «Халява, лети!», «Кошка, подскажи!», «Пятачок под пяточку», «Гадание на палочках» и многие другие.

Студенческий фольклор каждого ВУЗа неповторим, как неповторима сама студенческая жизнь!

Поступая в учебное заведение, прежде всего важно помнить, что главная задача студента – не следовать студенческим приметам и изобретать шпаргалки, а получить качественное обучение по выбранной специальности. Изначально правильный подход к собственному образованию поможет успешно пройти дистанцию от абитуриента до дипломированного специалиста.

Если вопрос, как подготовиться к сессии, заставляет вас нервничать, повышает уровень тревожности и лишает психического равновесия, вам обязательно нужно купить бензопилу. Зачем? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Перед вами – 7 действенных советов на тему подготовки к сессии . Если уж вам пришлось стать главным героем фильма ужасов под названием «Сессия грядёт», не выбирайте роль жертвы. Не бойтесь сессии, пусть сессия боится вас!

Честное слово, ну не так уж страшна сессия, как её малюют! Что страшит больше всего? Психологи утверждают: 1) неизвестность; 2) невозможность повлиять на ситуацию.

Неизвестность – это фактор, который заставляет ребёнка бояться темноты, а студента-первокурсника – трепетать перед сессией. Как справиться с этой проблемой? (Не с темнотой, а с сессией). Выяснить как можно больше о том, что вас ждёт:

  • Узнать, что и когда нужно сдавать (зачёты, экзамены), составить график – это поможет распределить силы. Забить график в компьютер и смартфон, чтобы всегда был под рукой. Для наглядности его можно даже распечатать на листе А3 и повесить на стену.
  • Выяснить условия допуска к каждому испытанию. Записать условия прямо в графике, под конкретным экзаменом или зачётом. Например: зачёту к белой магии надо сдать для допуска реферат, к зачёту чёрной – отработать все пропущенные лекции и семинары, к экзамену спецкурсу по метанию файерболов – сдать коллоквиум, к экзамену по приготовлению волшебных зелий – не забыть про три лабораторные, а то эта ведьма сожрёт с потрохами. Примерно так
  • С помощью старшекурсников и других источников информации () собрать информацию о том, как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена, составить психологические портреты преподов.
  • Узнать у старших братьев по разуму, а также у самих преподавателей, какими источниками (лекциями, учебниками, статьями, монографиями) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
  • Точно узнать о том, как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет дополнительная сессия. Будем надеяться, что эта информация вам не понадобится, но обладание ею снизит чувство тревожности. Ведь если знаешь, ужасная неизвестность (что будет, если я не сдам?!!) превращается в запасной план действий (не сдал? Переходим от плана А к плану Б).

Второй фактор страха – ощущение, что ты не контролируешь ситуацию. Этот фактор, кстати, лежит в основе аэрофобии. Человеку трудно понять, как эта многотонная фиговина держится в воздухе, его мучает ощущение, что он полностью зависим от пилотов и вообще от воздушной стихии, а сам ничего сделать не может. Поэтому один из способов лечения аэрофобии – детальное разъяснение принципов работы самолёта и основ аэродинамики. А уж если человека пустить в кабину «порулить» или усадить рядом с пилотом в небольшом самолёте или вертолёте, он в большинстве случаев перестаёт бояться полёта, так как чувствует себя примерно так же, как рядом с водителем автомобиля.

Понимаете, в чём дело? Нужно обрести контроль над ситуацией. Понять, что и как. Именно отсутствие контроля над ситуацией вызывает страх перед сессией не только у первокурсников, но и у матёрых студиозусов, имевших негативный опыт «зачистки хвостов». Следовательно, для борьбы с растерянностью перед сессией после этапа сбора информации необходимо продумать свои дальнейшие действия:

  • Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
  • Где взять нужные учебные материалы?
  • Как лучше готовиться к сессии, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?

Ответы должны носить конкретный, конструктивный характер!

Итак, в целом с паникой справились. Есть готовность к конструктивному решению стоящих задач. Но как, как одолеть эту громаду конспектов, учебников, научных журналов, многотонных собраний сочинений?! Вы собрали информацию о сессии, преодолев неизвестность, но глыба кажется неподъёмной.

Что делать? Брать в руки бензопилу!

Один из основных принципов тайм-менеджмента гласит: чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов.

Во-первых, сразу приступать к поеданию такой громадины настолько страшно, что хочется отложить это занятие на потом. Задача кажется нереальной (ты же лопнешь, деточка).

  • Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, то от области в районе хвоста, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
  • В-третьих, «кусочничая» и надгрызая слона с разных сторон, вы даже при плотно набитом животе будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.

В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. И – приятного аппетита!

А теперь представьте себя Президентом. Ну, или хотя бы директором крупного предприятия. Если сроки поджимают, гора бифштексов до сих пор нетронута, а преподаватели уже намекают на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным менеджером.

  • Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
  • Выявите приоритеты (самые сложные для вас предметы и темы; зачёты и экзамены самых строгих преподавателей; самые срочные и важные доклады-рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости. Нет смысла посвящать львиную долю зачёту у препода, который всем поставит росписи в зачётке, не вслушиваясь в ответы, в ущерб подготовке к сложному экзамену.
  • Наладьте поставки. Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете, сколько будет стоить заказ контрольной или шпаргалок у студлансеров (если потребуется).
  • Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь. Например, студлансерам. Они с удовольствием помогут вам сгрызть не то что слона, а целого бронтозавра
  • Велите переговоры, налаживайте связи. Выходите на контакт с преподавателями. Значительную часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
  • Заведите отчётность. Не только планируйте подготовку к сессии, но и отмечайте пройденные этапы пути.

Кстати, эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!

Впрочем, многим студентам, готовящимся к сессии, нравится другая роль – роль полководца. Это уже вопрос вкуса и темперамента. Рассматривайте зачёты и экзамены как бои и военные кампании, разрабатывайте личную стратегию и тактику победоносной войны. Решайте, куда бросить основные силы, где наметить прорыв блокады, а где привлечь ресурсы союзников. Студлансеры по ленд-лизу тушёнку не высылают, зато снабжают шпаргалками, докладами, контрольными, лабораторными и рефератами.

Поработайте над мотивацией. Чем сильнее мотивация – тем проще подготовиться к сессии. Определите для себя цели этой подготовки. Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы. Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.

Учтите, что такие цели, как «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо. Выработайте мотивацию, затрагивающую аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений. Ну, что-то вроде «Я готовлюсь к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и купить виллу в Сорренто».

Да, кстати: не начинайте мотиваторы с отрицания. Забудьте о частице «не». Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными. Даже примитивное «Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше чем «Не вылететь из вуза», а простое «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».

Ещё одна фишка: установите награды. И промежуточные, и глобальную. Это усиливает мотивацию.

Чувствуете, что, несмотря на все мотиваторы, вас затягивает болото скуки? Относитесь к сессии, как к игре. Вас ведь не надо мотивировать на любимые танчики или космолёты, или во что вы там любите играть? Вот и сессия может стать увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения!

Включайтесь в эту игру пораньше! Особенно если в вашем вузе действует балльно-рейтинговая система допусков или попросту преподы очень пристально следят за вашими успехами в течение семестра.

Даже если вы поклонник спринтерской стратегии подготовки к экзаменам (попросту говоря, готовы выучить китайский за ночь), план боёв надо составить заранее. Ведь, помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё множество других моментов. И порой получение допусков ко всем этим экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.

Недооценка этих моментов нередко приводит к катастрофе очень умных ребят, которые с лёту могут ответить на любой вопрос экзаменатора… И самоуверенно являются на экзамен, не учтя того, что допуска у них нет. Особо опасны для таких студентов преподы-бюрократы, зарывшиеся в груды докладов-рефератов. Ещё опасней преподы-нарциссы, балдеющие от собственных лекций. И, само собой, считающие, что этот восторг должно разделять и всё остальное человечество, а кто прогуливает лекции – враг народа и кандидат на отчисление.

Чтобы успешно подготовиться к сессии и не загреметь к невропатологу, воспользуйтесь этими рекомендациями:

  • Изучите методы мнемотехники, концентрации, познакомьтесь с методом ассоциаций и другими интеллектуальными фишками, которые помогут вам лучше усваивать информацию.
  • Создайте для себя оптимальные условия работы. Оптимальная температура для занятий составляет 19 – 22 С, влажность – на уровне 50 – 60%. Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию . Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
  • Оптимизируйте питание. Почаще включайте в рацион , и пореже – пиво и прочие безблагодатные субстанции.
  • Спорт – отличный метод восстановления организма после интеллектуальных нагрузок. Он обеспечивает идеальное переключение режимов деятельности.
  • Не забывайте про отдых. Не грузите на своего верблюда больше, чем он может вынести, иначе в разгар сессии бедняга может рухнуть под весом соломинки. Но в то же время не забывайте, что отдых – это процесс восстановления сил после труда, а не вместо .

Вы справитесь! Как уже говорилось в начале статьи, не так страшна сессия, особенно если вы вооружены бензопилой, мотиваторами и хорошо работающим мозгом. Одна из проблем, мешающих подготовиться к сессии – драматизация ситуации. Помните, каким страшным казался зверушкам Тараканище из сказки Чуковского?

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали…

Не падайте оборок, не преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач. Это всего лишь сессия – одна из многих. Нормально всё будет. Прорвётесь!