Что такое регуляция поведения. Волевая регуляция поведения и деятельности

Чувства представляют собой субъективную репрезентацию индивидом эмоций, которые он испытывает. Рассмотрим взаимосвязь эмоций и чувств.

Эмоции – "сырой", необработанный материал, полученный вместе с пакетом ДНК. Эмоции биологически обусловлены, они зарождаются в глубинах мозга на подсознательном уровне и являются кросс-культурным ответом на раздражители окружающей среды.

Чувства же являются построенной мозгом интерпретацией "сырых", исходных данных, подкрепленной культурой личности. Чувства – "выученный" ответ, извлеченный из культуры окружения, в котором вырос человек (семья, сверстники, сообщество и т.д.), приобретенный им сознательный опыт.

Эмоции – физиологический опыт (или состояние сознания), который дает индивиду информацию об окружающем мире, а чувство – осознание данной эмоции. Эмоции кратковременны, чувства долговременны. Эмоции связаны с физиологическим состоянием организма, чувства – с ощущениями. Чувства – прямой результат текущей ситуации. Ситуация существует, и мы чувствуем ощущения, связанные с ней. Чувства отражают естественные внутренние ощущения, присущие всем людям, которые мы вполне естественно (и неизбежно) испытываем. Некоторые из этих ощущений приятны (счастье, радость, любовь), некоторые – нет (одиночество, отторжение). Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях.

Простейшая схема, демонстрирующая связь между эмоцией, чувством и поведением : Специфический стимул _ Эмоция _ Чувство _ Идентификация _ Осмысление эмоции _ Действие в соответствии с информацией, предоставляемой эмоцией ИЛИ Решение не действовать, потому что стимул неверен.

Динамика протекания чувств: возникновение _ нарастание _ кульминация _ угасание.

Классификация чувств :

1. По субъективному переживанию выделяют чувства:

  • положительные – связаны с удовлетворением потребностей и вызывают удовольствие (радость, восторг, любовь, симпатия, восхищение, благодарность, уважение и др.);
  • отрицательные – связаны с неудовлетворением потребностей и вызывают неудовольствие (горе, жалость, ярость, раскаяние, недоверие, досада, обида, ревность и др.);
  • нейтральные – не вызывают ни положительных, ни отрицательных эмоциональных реакций (безразличие, созерцание, спокойствие и др.).

2. По происхождению выделяют низшие (чувства животных), связанные с удовлетворением / неудовлетворением физиологических потребностей организма (например, чувство голода, жажды, усталости) и высшие человеческие чувства, отражающие духовный мир личности.

Высшие чувства человека подразделяют следующим образом:

  • интеллектуальные – связаны с мыслительной, познавательной деятельностью (чувства удивления, сомнения, интереса к новому, догадки, радости открытия, любви к истине);
  • нравственные (моральные ) отражают отношение человека к требованиям общественной морали; примеры положительных нравственных чувств: симпатия, дружба, справедливость, солидарность, долг, патриотизм; примеры отрицательных нравственных чувств: недоброжелательность, зависть, злорадство;
  • эстетические – результат осознанной / неосознанной способности человека руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии окружения (чувства красоты, гармонии, возвышенного и т. д.);

4. По степени обобщенности предметного содержания выделяют чувства конкретные (направлены на определенный объект), обобщенные (направлены на все объекты данного класса) и абстрактные (не имеют объекта).

5. По направленности выделяют индивидуальные чувства, которые человек испытывает в отношении себя (радость, удовлетворение, бодрость, надежда, печаль, отчаяние) и относительные , которые направлены на другие объекты и людей (любовь, ненависть, благодарность, сострадание, гнев).

Амбивалентность (двойственность, "смешанность") чувств – эмоциональное состояние человека, испытывающего по отношению к некоторому объекту несогласованные, противоречивые и даже противоположные чувства (например, в ревности соединяются чувства любви и ненависти).

Настроения

Настроение – диффузное аффективное состояние / эмоциональный процесс, характеристиками которого являются устойчивость, достаточная временная продолжительность и невысокая интенсивность. Настроение образует эмоциональный фон для всех протекающих психических процессов; оно не ситуативно и в тоже время отражает отношение человека к окружающей ситуации; растянуто во времени и в течение длительного темпорального промежутка определяет его психофизиологическое состояние и поведение.

По сравнению с эмоциями, настроения менее конкретны, менее интенсивны и с меньшей вероятностью вызываются конкретным раздражителем / событием. Настроения – эмоциональные состояния, которые могут возникнуть как реакция на событие или проявиться без видимых внешних причин.

Основной источник настроения – удовлетворённость / неудовлетворённость человека качеством своей жизни. Поэтому, настроение, как правило, имеет положительную или отрицательную валентность; другими словами, человек может находиться в хорошем или в плохом настроении. Довольно часто не существует интенционального объекта (интенция – направленность, стремление), который вызывает плохое настроение, и поэтому оно не имеет конкретной даты начала и окончания, может длиться в течение нескольких часов, дней, недель или дольше.

Настроение не предметно, а личностно, однако его следует отличать от темперамента и других черт личности, которые являются более устойчивыми. Тем не менее, некоторые черты личности, такие как оптимизм и нейротизм, определяют предрасположенность к определенным типам настроения.

Фактором, оказывающим сильное влияние на настроение, является общее состояние здоровья человека, в том числе состояние его нервной системы. Нормальный сон также является важным фактором хорошего настроения – частичное ограничение или лишение сна вызывает раздражительность, склонность к стрессу, большей напряженности, напряжения в течение дня; возобновление нормального сна приводит к резкому улучшению настроения.

Настроение – внутреннее, субъективное состояние, которое может быть диагностировано по мимике, позе и другим поведенческим паттернам. Иногда настроение и / или его причины самим человеком могут не осознаваться. Настроение определяет общий жизненный тонус человека, оказывает влияние на его ощущения, восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность.

Депрессия, хронический стресс, биполярное аффективное расстройство и другие считаются расстройствами настроения, которые являются результатом химического дисбаланса нейротрансмиттеров в головном мозге.

5.2. Психическая регуляция поведения и деятельности

Поведение (англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Деятельность (англ. activity ) – это

  • процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
  • "специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры" (Э. Г. Юдин, [ , C.267]);
  • объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Психическая регуляция поведения и деятельности осуществляется на двух уровнях:

  1. на непроизвольном уровне – безусловно-рефлекторная и условно-рефлекторная детерминация поведения, непреднамеренное реагирование на раздражители;
  2. на произвольном уровне – через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия.

Волевая регуляция высший уровень произвольной регуляции деятельности, необходимый для преодоления внешних и внутренних трудностей, препятствий на пути достижения цели.

Действие (англ. action) – отдельный акт поведения, порожденный определенным мотивом и направленный на достижение конкретной цели. Действия являются основным "компонентом" различных видов человеческой деятельности, которая существует только в форме действия / цепи взаимосвязанных действий.

Непроизвольные действия совершаются человеком независимо от его желания, под воздействием неосознаваемых или недостаточно четко осознаваемых побуждений, не находятся под его контролем. Непроизвольными являются безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения, действия в состоянии аффекта. Произвольные действия осуществляются человеком сознательно, имеют цель и требуют для их выполнения той или иной степени волевого контроля.


Рис. 5.2.

Воля (от лат. voluntas; англ. volition, will) – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Воля как целенаправленное стремление – одна из основных психических функций человека. Волевые процессы – процессы контроля действий, они сознательны и с течением времени могут быть автоматизированы до уровня привычки. Воля оказывает влияние на личностные ценности, интересы, продуктивность деятельности человека, проявляется в уверенности в своих силах и решимости.

Выделяют простые и сложные волевые действия; сложные действия отличаются от простых наличием борьбы противоречивых мотивов, необходимостью выбора, принятия решения.

Физиологические основы волевой регуляции

Волевые функции реализуются при помощи второй сигнальной системы (совокупности условных рефлексов на речевые раздражители). Раздражители второй сигнальной системы (внешняя и внутренняя речь) служат "пусковыми сигналами" волевого действия, регуляторами волевого акта. В основе волевых действий лежит деятельность коры больших полушарий головного мозга, при этом ведущая роль в волевой регуляции принадлежит лобным отделам коры, поражение которых приводит к абулии (от греч. нерешительность) – патологическому безволию.

Качества воли (особенности волевой регуляции, которые проявляются в конкретных специфических условиях):

  • сила воли – степень актуализации волевого усилия;
  • устойчивость воли – степень постоянства проявления воли в однотипных ситуациях;
  • широта воли – количество видов деятельности, в которых проявляется воля.

Функции воли:

  • активизирующая (побудительная , направляющая ) – мобилизация резервов организма при преодолении внешних и внутренних трудностей на пути достижения поставленной цели;
  • тормозная – сдерживание нежелательных мыслей, чувств, желаний, поведения, деятельности, которые не согласуются с поставленными целями;
  • регулирующая – сознательное, преднамеренное управление своими эмоциями, поведением и деятельностью;
  • развивающая – развитие волевых качеств личности.

Компоненты функциональной структуры процесса волевой регуляции :

  1. мотивационно-побудительный (цель, мотивы);
  2. исполнительский (внутренние и внешние способы действий и поведения);
  3. оценочно-результативный (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения. Волевое усилие зависит от уровня самоорганизации личности, самодисциплины, самоконтроля, значимости цели, сформированной установки по отношению к выполняемому действию, а также мировоззрения и моральной устойчивости человека.

Оценка результата волевого действия зависит от локуса контроля (англ. locus of control ) – "способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности" [ , C. 269]. Интернальный (внутренний) локус контроля выражается в принятии на себя ответственности за совершенные действия и происходящие события. Экстернальный (внешний) локус контроля проявляется в склонности возлагать ответственность на факторы, не зависящие от личности (внешние обстоятельства, случайности, везение и др.).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт . Структура волевого акта:

  1. Возникновение побуждения к совершению действия (потребности, желания, мотивы) и предварительная постановка цели.
  2. Обсуждение и борьба мотивов.
  3. Принятие решения.
  4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием.
  5. Преодоление препятствий на пути к цели.
  6. Достижение результата.
  7. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).
  8. Положительное эмоциональное подкрепление волевых усилий.

Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – "обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния" (М. В. Гамезо и др. [ , С. 106]).

Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия. Волевые качества – относительно устойчивые свойства (характеристики) личности, которые могут изменяться, развиваться в течение жизни.

В настоящее время не существует единой общепризнанной классификации волевых качеств личности ( рис. 5.3).

Классификации видов волевых качеств личности:

  1. По валентности (тону ) волевые качества могут быть как положительными, так и отрицательными.
  2. По генезису выделяют первичные, вторичные (производные) и третичные волевые качества.
  3. В классификации В.А. Иванникова , выделены морально-волевые, эмоционально-волевые и собственно волевые качества .

Значительную роль в психической регуляции поведения и деятельности человека играют его самооценка и ответственность.

Самооценка (англ. self-rating) – оценка человеком своих качеств и чувств, достоинств и недостатков, способностей, поступков и пр., определяющая его самоуважение и веру в себя. Заниженная, адекватная (нормальная) или завышенная самооценка влияет на адекватность саморегуляции человека в процессе выполнения волевого действия.

Ответственность (англ. responsibility ) –личностная характеристика человека, описывающая его готовность отвечать за свои поступки, действия / бездействие и их последствия.

Нарушения волевой сферы личности (нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов) проявляются различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия ) или чрезмерной активностью (гипербулия ).

Краткие итоги

Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление , мотивацию, деятельность индивида.

Эмоциональный интеллект – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Аффекты – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения.

Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия.

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "эмоциональный процесс", "эмоциональный интеллект"; опишите физиологические основы эмоциональных процессов; проанализируйте классификацию эмоциональных процессов по их психологическим особенностям и закономерностям протекания.
  2. Дайте характеристику эмоции как психического процесса и состояния; охарактеризуйте различные психологические теории эмоций; опишите компоненты и составляющие эмоций, их функции, виды и нарушения.
  3. Проанализируйте взаимосвязи между эмоцией, чувством и поведением, опишите динамику возникновения и протекания чувств, раскройте различные подходы к классификации чувств; охарактеризуйте феномен амбивалентности эмоций и чувств.
  4. Сформулируйте определения понятий "поведение" и "деятельность", опишите уровни психической регуляции поведения и деятельности; дайте определение понятия "действие" как структурного компонента деятельности, перечислите различные виды действий.
  5. Сформулируйте определения понятий "воля" и "волевое усилие", опишите физиологические основы волевой регуляции поведения и деятельности, качества и функции воли; проанализируйте структуру волевого акта; опишите виды волевых качеств личности и нарушения волевой сферы личности.

Важнейшая функция психики - регуляция, управление повелением и деятельностью живого существа. Большой вклад в изучение закономерностей деятельности человека внесли отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский).

Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных. Животным свойственно биологически-инстинктивное поведение, направленное на приспособление к окружающей среде с целью обеспечения выживания. Деятельность людей - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы - это то, что побуждает человека к деятельности, цели характеризуют то, что человек стремится достичь. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

В психологии под поведением принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

  • o отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
  • o внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.);
  • o действия, которые имеют определенный смысл;
  • o поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок - это действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Среди основных свойств деятельности выделяют следующие:

  • 1. Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
  • 2. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
  • 3. Деятельность - это не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив определяет смысл того, что делает человек.
  • 4. Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяют разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Что касается структуры деятельности, то она имеет сложное иерархическое строение. В человеческой деятельности выделяют несколько уровней, от высшего к низшему:

  • 1) уровень особых видов деятельности;
  • 2) уровень действий;
  • 3) уровень операций;
  • 4) уровень психофизиологических функций. Основная единица анализа деятельности - действие, под которым понимается процесс, направленный на достижение цели. В качестве необходимого компонента действие включает акт сознания в виде постановки цели. Но одновременно действие - это и акт поведения, который реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Различают действия сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира), умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: а) сенсорные (чувственные) - ориентировка в среде; б) центральные (мыслительные) - регулирование действия; в) моторные (двигательные) - исполнение действия.

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

  • o ориентировочная (управляющая) часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия;
  • o исполнительная (рабочая) часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия;
  • o контрольно-корректировочная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Конкретный способ выполнения действия - операция. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека. Операции обычно мало или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

В заключение назовем основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. Это общение, игра, учение и труд.

1. Нормативная регуляция поведения и ее влияние на поведение личности.

2. Психологические аспекты правового поведения.

3. Психологическая характеристика девиантного поведения.

Человек как личность формируется под влиянием системы социальных отношений, в которую она включена. Личность - носитель сознания с индивидуально-типовой структурой психологических свойств и качеств, избирательно относится к окружающей действительности и выполняет определенные социальные роли. Поведение личности в обществе определяется совокупностью социальных норм.

Социальные нормы обусловлены общественным бытием и историческим развитием общества (государства), определяя цели, границы, условия и формы поведения людей в значимых для жизнедеятельности общества или социальных групп сферах, а также в конкретных ситуациях, когда принимается осознанное решение действовать так или иначе.

Социальную норму определяют как «правило, требование общества к личности, в которых определен более или менее точно объем, характер, а также пределы возможного и допустимого в его поведении" (Е.М. Пеньков). Эти правила и требования могут быть закреплены в письменных источниках (законах, уставах, документах и т. Д.), Отражены в политической и художественной литературе. Однако закреплением в письменных источниках существования социальной нормы не исчерпывается. Большинство норм объективируются, выражаются внешне и доводятся до сообщества людей через взгляды и убеждения, образцы поведения, повторяющиеся из поколения в поколение (мораль, обычаи, традиции) и воспроизводятся достаточно регулярно и в массовом масштабе.

Социальные нормы-продукт познания и переработки в сознании людей информации о прошлом и настоящем, о наиболее рациональные формы поведения и деятельности, оправдали себя на практике и ведут кратчайшим путем к полезному результату. "Выступая как мощные средства социальной регуляции поведения, социальные нормы являются" мостом ", что связывает воедино все проявления личности человека, его поведения с важнейшими институтами современного общества, его структурой, его требованиями" (М. Бобнева).

Нормативная регуляция поведения и ее влияние на поведение личности

Урегулированность жизнедеятельности людей в обществе, так называемая нормативность поведения, обеспечивается рядом разносторонних требований, которые носят системный характер, социальную направленность и называются социальными нормами.

Социальные нормы - неотъемлемый элемент общественного управления, средство ориентации поведения личности (социальной группы) в конкретных социальных условиях и одновременно средство контроля со стороны общества за их поведением. С помощью социальных норм осуществляется нормативная регуляция поведения отдельного человека или социальной группы (коллектива). Нормами, отражающими интересы социальных групп, задаются (предлагаются, разрешаются, запрещаются) определены формы поведения, характер отношений, цель и средства ее достижения. Отсюда следует, что социальные нормы исторически изменчивы и в них оказываются все противоречия общества.

Социальные нормы регулируют только такое поведение, что имеет общественный характер, то есть связанные с взаимоотношениями между индивидами, группами, коллективами, обществом в целом. Этим социальная норма (правовая, моральная, политическая и т.д.) отличается от нормы технической, медицинской или биологической, которые устанавливают характер взаимодействия с природными или созданными человеком объектами.

Социальные нормы можно рассматривать как образцы, модели реального поведения людей, программу человеческой практической деятельности в связи с той или иной конкретной социальной ситуацией. Они закрепляют такое поведение, что выражает типичные социальные связи и отношения, характерная для большинства представителей социума (конкретной социальной группы), приветствуется и осуществляется ими.

Личностный аспект социального нормирования поведения может быть определен как социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Она может происходить как стихийно, при воздействии на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и благодаря целенаправленному формированию личности. В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозицийнои концепции регуляции поведения, то есть системы иерархий в зависимости от включенности индивида в различные социальные отношения (формальные и неформальные).

Основными свойствами социальной нормы является ее полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей.

Из названных трех свойств нормы исходным является ее общественная полезность, обусловлена объективными социальными процессами в жизни общества. Экономические и другие закономерности социальной жизни воспринимаются людьми, приобретают форму интересов, целей, мотивов их поступков, выражая стремление соответствующих социальных групп, превращаются в правила поведения и становятся социальными нормами.

Полезность социальной нормы, во-первых, относительная, поскольку норма, полезна для интересов одной социальной группы, может быть нейтральной или даже вредной для другой; во-вторых, полезность нормы переменная в пространстве и времени, она меняется в соответствии с изменениями в общественных условиях жизни людей. Если норма в силу тех или иных причин теряет общественную полезность (например, изменились общественно-экономические условия), она хотя и остается обязательным через действующие предписания и фактически реализуется гражданами, но ее социальные последствия действия будут вредными, по меньшей мере-нейтральными. И в то же время. при потере нормой обязательности (например, запрет внебрачных отношений) даже объективно полезные правила поведения будут выполняться далеко не всеми, кого они касаются. Это приведет к снижению степени эффектности нормы и к постепенному ее вытеснение другим правилам. Наконец, норма совсем теряет свое значение, если при наличии двух первых свойств отсутствует Третья- фактическое ее осуществления, реализация в поведении людей.

Для любой социальной нормы характерна конкретность содержания и абстрактность (неперсонификованисть) адресата, что позволяет ей быть регулятором для различных лиц и в разных ситуациях, стабилизируя и развивая общественные отношения в направлении, отвечает интересам не только конкретной социальной группы, но и общества в целом.

Несмотря на наличие ряда общих свойств, социальные нормы различаются между собой, порой очень существенно. Как общее между всеми ними, так 1 различия в их свойствах, структуре и регулятивных возможностях следует учитывать, если стремиться глубже понять причины, природу и механизм различных социальных отклонений.

Основными видами нормативных систем в современном обществе: право, мораль, обычаи и традиции.

Право - единственная (неальтернативные) для конкретного общества совокупность норм, закрепляет уже сложившиеся отношения, в т. Ч. Общечеловеческие, или признает допустимыми (обязательным) социально полезные варианты поведения, которые не имели к тому массовый характер. Для правовых норм характерно: текстуальное закрепление; издания и отмены в официальном, установленном законом порядке компетентными органами государства; четкий и однозначный описание варианта поведения или его границ; наличие санкций за их нарушение; обеспечение соблюдения силой государства.

К особенностям правовых норм можно отнести следующие;

Каждая правовая норма содержит описание основных признаков поведения (поступка или деятельности индивида / группы);

Предусмотрена в норме права модель поведения указывает на отношение государства к этой модели (предписывает, разрешает или запрещает)

Каждая правовая норма закрепляет не одну, а несколько моделей поведения - не менее двух участников взаимодействия. Учитывая наличие определенных государством санкций, следует отметить, что в норме права закреплена модель не столько индивидуального поступка, сколько взаимодействия личностей и социальных групп. Право является внешней по отношению к человеку системой предписаний, управляющие его поведением, а сами правовые требования всегда связаны с внешним авторитетом (закон, власть). Когда индивид добровольно и сознательно выполняет правовые предписания, они становятся его убеждениями, то есть переходят в структуру морали.

Мораль - альтернативная (неоднородная) система, представленная общепринятыми в обществе нормами и нормами определенных слоев и групп населения. Они также закрепляют уже сложившиеся правила и ценности общества (группы), но в основном в виде оценочных суждений (порядочно -непорядно, честно - нечестно, справедливо - несправедливо). Для моральных норм характерно: несущественности текстуального закрепления, обеспечения соблюдения авторитетом сообщества, санкция за нарушение в форме общественного порицания. При этом мораль регулирует поведение преимущественно через моральные принципы (внутренние императивы) человека, хотя внешнее одобрение или осуждение поступка также имеют большое значение.

Некоторые моральные нормы допускают некоторые различия при их буквальном толковании, поскольку они существенно различаются в территориальном и временном измерениях. Внешняя "одинаковость" поступков не существенна для морали: важно, чтобы побуждения и цели лица отвечали нравственным критериям, одобряются данной социальной группой.

Обычаи и традиции - закрепляют исторически сложившиеся, удобные и привычные образцы поведения, преимущественно правила общежития и взаимодействия людей. В основе силы их влияния на человека лежит бытовая и психологическая полезность (бытовые праздники, обряды и т.д.). Как правило, обычаев и традиций придерживаются достаточно последовательно: существует мало поводов отклоняться от них, потому что они становятся привычной чертой образа жизни, удобные в рамках данной социальной группы не только большинства, но и "всем и каждому". В этом их немаловажное отличие от других нормативных систем.

Каждая из перечисленных нормативных систем отличается своеобразием содержания и методами воздействия на поведение людей. В совокупности нормы различных видов образуют чрезвычайно эффективный регулятор человеческих поступков, использует широкий спектр средств: поощрение и наказание, ободрение и угроза принуждения, обращения к чувству совести и долга и общественное порицание и т. При этом не следует считать, что неофициальные нормы нарушаются реже, чем официальные (правовые): такие нарушения не так заметны и не вызывают такого социального резонанса, как правонарушение. Имеет значение и то, что правовая норма с психологической точки зрения является запретной, то есть не содержит положительной программы, не указывает, как люди н и вести себя в той или иной ситуации. Напротив, нормы морали, обычаи и традиции - по своему содержанию направляют или предписывают, определяют, как нужно поступать, какое поведение является социально одобряемым.

Нормативные системы часто пересекаются и дополняют друг друга (например, моральная норма определяет содержание правовой). Взаимодействуют санкции норм различных видов, или норма одного вида может подкрепляться санкцией нормы другого вида (например, преступление может повлечь также к моральному осуждению и кадровых мероприятий). В общем, почти каждое отклонение от нормы одного вида так или иначе касается и норм другого вида, попадает в сферу их действия.

Следует учитывать, что системы социальных норм неоднородны и далеко не все они отражают интересы общества в целом или большинства населения. Только система правовых норм единственная, но рядом с ней существует значительное количество систем морали. Кроме того, можно выделить системы норм специфических, то есть характерных для образа жизни различных слоев и групп населения: традиции рабочей семьи, правила профессиональной этики, обычаи старшего поколения, особенности молодежной моды, привычки подростков и т. Д. Многозначность норм объясняет сосуществование морали большинства населения и морали преступной, обычаев прогрессивных и консервативных, традиций представителей различных национальностей, проживающих на одной территории.

Социальные нормы не остаются неизменными, но степень их динамичности-статичности отличается. Поскольку они отражают интересы соответствующей социальной общности, закрепляют ее внешние и внутренние связи и отношения, то и меняются вместе с ними - иначе из-за изменения образа жизни они устареют, потеряют свое регулятивное значение. Таким образом, основную часть нормативной системы составляют действующие на данный момент социальные нормы, адекватно отражают существующие общественные потребности; она дополняется нормами, уже потеряли свою значимость и объективно мешают общественному прогрессу, а также нормами, не вполне сложились и не всеми приняты, то есть опережают существующие нормативные требования.

Если субъект знает требования нормы и согласен с ними, он усваивает их в качестве собственных принципов. "Нормативные стандарты поведения закрепляются как в массовом и индивидуальной психике, навыках и сознания людей, так и в их взаимных отношениях" (ПО. Дробницький). Норма осознается человеком как целесообразна, выгодна, желательное поведение и осуществляется. Отклонение от социальной нормы - несоблюдение ее требований, выбор другого (ненормативного) варианта поведения.

— сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.

Это способность человека к самодетерминации и саморегуляции.

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, абстрагируясь от всех других отвлекающих желаний. В волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием мира, объективными его закономерностями.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч», «возьми чашку») и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивида.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия сознательны. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравственен. Отдельные волевые качества могут быть присущи альтруисту и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем выше нравственные ценности, которыми регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.

В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим: оно отделяет человека от человечества. Быть человеком — значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отдалено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у уверенного в себе человека это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за тс, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — умысел и неосторожность.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности — динамика психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других — менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли — переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Структура волевой регуляции деятельности

Деятельность человека осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Действие является произвольным, преднамеренным, психически опосредованным актом. Преднамеренность проявляется в том, что перед каждым действием субъект предварительно решает, что сформированный им психический образ действия и будущего результата-цели соответствует его собственному мотивационному состоянию; действие приобретает для субъекта личностный смысл, у субъекта формируется целевая установка. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку в целях выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности . Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков .

Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий, операций, сформировавшийся в результате многократною повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля .

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки — одномоментное, стереотипизированное отражение опознавачельных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки — стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений, автоматизированное использование привычных орудий действий. Навыки поведения — стереотипы поведения.

Навыки характеризуются различной степенью обобщенности — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Так. навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Большинство повседневных действий относятся к числу навыков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка зрительный контроль над выполнением физического движения ослабляется и заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной пели немедленно включают частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий. Так, в следственной практике встречаются попытки обвиняемого умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. и. В этих случаях соответствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь использует различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа диктовки контрольного текста, организация отвлекающих действий и т. п.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция (от лат. inter — между и ferentis — несущий) навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, отсюда трудности переучивания. Наличие навыка готовности к определенному действию создает операциональную установку.

Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип — индивидуальная система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители .

Индивидуально своеобразны не только внешние исполнительские действия, но и внутренние, ориентировочно-интеллектуальные. Действия человека ориентируются и контролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В поведении закрепляется операционально-стерео- типизированный поведенческий механизм, формируются целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) поведенческих особенностей. Так, преступник может не оставить еле- дон рук и ног на месте преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий «отпечаток».

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде.

Сознательное поведение человека направляется сложным комплексом побуждений.

Отвечая на вопрос, почему индивид пришел в состояние активности, мы обращаемся к источникам мотивационной активности - потребностям, интересам, установкам и т. д.

Отвечая на вопросы, на что направлена активность индивида, почему избраны данные акты поведения и соответствующие средства, мы обращаемся к механизму сознательной регуляции поведения, его мотивам.

Мотивы поведения преступника — система осмысленных побуждений к совершению различных преступных актов, основанная на обшей криминальной направленности личности преступника. В сложной системе криминальной мотивации (установочные, эмоционально-импульсивные побуждения) мотив выступает как система осмысленных, сознательных побуждений, связанная с личностным обоснованием смысла совершаемого преступного деяния .

В мотивах преступных деяний проявляется антисоциальная личностная направленность преступника, иерархическая система его ценностных ориентации.

Преступное поведение обретает для личности преступника положительный смысл, который и трансформируется в систему конкретных осмысленных поведенческих побуждений. Все криминальные поведенческие решения основаны на мотивационном их обосновании, т. е. на личностном механизме их принятия.

Беспринципность, корыстолюбие, цинизм, эгоцентризм и многие другие личностные пороки лежат в основе общей мотивационной направленности преступника.

Но эти негативные качества личности преступника нельзя назвать мотивами преступления.

В правоведческой доктрине и практике судопроизводства сформировалась номенклатура преступных мотивов (агрессивность, корысть, мстительность, ревность, хулиганские побуждения и т. п.). При этом понятие конкретного поведенческого мотива смешивается с понятием мотивационной направленности личности преступника. Выявляя мотивы преступного поведения, необходимо уяснять, на какие конкретные преступные цели накладываются указанные негативные качества личности. Мотив — личностное оправдание, обоснование конкретной пели действия, указание на то, какие внешние обстоятельства входят в ноле мотивационной направленности личности преступника, какие способы и средства избирает преступник для достижения конкретной преступной цели.

Степень тяжести преступления измеряется не «тяжестью» мотива, а его «сцеплением» с конкретными обстоятельствами. Большинство преступных деяний поли мотивированно, связано с иерархией мотивов. Преступник может совершать кражу не только «по мотиву корысти», но и из стремления утвердиться в криминальной среде, а также по другим причинам.

В юридической литературе нередко используется термин «бессознательные мотивы». Бессознательных мотивов поведения не существует. Мотив — сознательное, рассудочно обоснованное побуждение к конкретному действию. Однако преступные деяния могут совершаться не только на сознательном уровне, но и на уровне подсознательных и мало осознаваемых мотивационных состояний. К ним относятся установки, влечения, страсти, ситуативно возникшие эмоции и др. К субъективной стороне преступлении следует относить как вполне осознаваемые мотивы, так и многочисленные актуально не осознаваемые мотивационные состояния. В хулиганских действиях, как правило, нельзя выявить специально сформированных мотивов — они совершаются на установочном уровне, в силу мало- культурности и безответственности личности хулигана. Нельзя выявить мотив преступления, совершенного в состоянии аффекта. Аффективные деяния автоматически направлены на нанесение ущерба аффектору или фрустратору.

Все деяния, в том числе преступные, мотивационно обусловлены. Но мотивация и мотив не одно и то же.

Люди с пониженной саморегуляцией отличаются преобладанием ситуативной мотивации. Сама доступность обстановки нередко провоцирует у них актуализацию соответствующей мотивации.

Традиционно сложившаяся в юриспруденции однонаправленная схема человеческого поведения «мотив-цель-способ- результат» в действительности более сложна. Необходимо преодолеть упрощенное понимание мотива преступного деяния как изолированного пускового психического акта.

В механизме совершения преступления побуждения индивида коррелируют с личностно принятыми способами поведения. Между элементами схемы «мотив-цель-способ» существуют не односторонние, а двусторонние, обратные связи: мотив цель <=* способ.

Системообразующими элементами этой системы являются не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий. Не владея обобщенным способом действия, индивид не поставит соответствующей цели и мотивационно ее не санкционирует. Центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера личности преступника, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Но актуализация способов поведения индивида, его операционально-исполнительских возможностей предопределяется условиями среды, реальными возможностями их осуществления. Как только внешняя среда создаст возможность для реализации личностных устремлений, мотивационная сфера дает необходимую санкцию.

При анализе механизма преступного деяния существенно выявление его повода.

Повод преступления — внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника . Являясь начальным моментом преступного деяния, повод преступления показывает, с каким обстоятельством сам преступник связал свое деяние. Повод не имеет самостоятельного значения. Повод лишь разряжает ранее сформировавшуюся причину. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления.

Ни одна ситуация сама по себе не толкает человека на преступный путь. Каким путем идти, зависит от меры социализи- рованности человека. Значимость той или иной ситуации для поведения личности свидетельствует о ее устойчивых свойствах.

Объективное содержание, значение ситуации всегда соотносится с ее личностным смыслом для индивида.

Поведение социализированного человека обусловлено прежде всего личностно, а не ситуативно. Этим человеческое поведение отличается от поведения животных. От личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает. Гипертрофирование криминогенного значения ситуаций, их провоцирующего и содействующего преступлению характера объективно ведет к априорному уменьшению ответственности личности за свое поведение.

В самых тяжелых, критических ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который избирает. Ситуация лишь лакмусовая бумажка, выявляющая сущность личности. Никакие способствующие преступлению условия не могут служить оправданием преступного поведения. Ситуация возникновения преступных действий — лишь показатель того, в каких условиях данная личность способна совершить преступление.

В случаях, когда обстоятельства влияют на формирование преступного умысла, они выступают как целеобразующие механизмы поведения данной личности, а не как причинный механизм поведения.

Ситуация совершения преступления — показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Кульминационным актом в генезисе преступного деяния является принятие решения — окончательное утверждение избранного преступного варианта поведения.

Принятие решений — сознательный выбор определенного действия в ситуации неопределенности. Решение охватывает образ будущего результата действия в данных информационных условиях. Оно связано с мысленным перебором возможных вариантов действия, концептуальным обоснованием принимаемого к реализации действия.

В решении цель мысленно объединяется с условиями се реализации, принимается оперативный план действия на основе переработки всей исходной информации.

Решения о совершении конкретного преступления могут быть обоснованными - транзитивными и малообоснованными - нетранзитивными , не учитывающими всех условий их реализации.

Однако в своей основе любое решение о совершении того или иного преступления нетранзитивно — оно не учитывает социальной вредности действия и неотвратимости наказания за него.

Но многие преступные деяния не транзитивны и в отношении их операциональной реализации — они совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации преступного умысла. Это связано с низким интеллектуальным уровнем многих преступников, ограниченностью их оперативного мышления. Значительная часть правонарушителей — нерасчетливые, недальновидные люди с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере. Угроза наказания ими актуально не осознается или недооценивается. Их преступные решения часто возникают внезапно, детерминизируются низменными чувствами — завистью, местью, корыстью, эгоизмом, агрессивностью. Мышление преступника оказывается привязанным к асоциальным привычным способам поведения.

К обстоятельствам, содействующим принятию решении о совершении преступного деяния, относятся:

  • провоцирующее поведение потерпевших;
  • давление со стороны преступной группы;
  • расчет на поддержку соучастников;
  • ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях;
  • преуменьшение грозящей опасности разоблачения;
  • наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия преступления;
  • алкогольное и наркотическое опьянение.

После принятия решения индивид становится связанным собственным решением; он может недооценить даже те вновь возникшие обстоятельства, которые имели бы для него значение на стадии предрешения. Принятие решения формирует намерение — устойчивое стремление к реализации намеченной программы действий, установку на совершение определенною действия . Эта установка ограничивает избирательные возможности индивида. У индивида формируется мотивация достижения цели. Так, принятое решение об убийстве определенного лица приводится, как правило, в исполнение даже тогда, когда ситуация становится неблагоприятной: повышается возможность опознания и задержания преступника.

Нет ни одного преступного деяния, которое всецело соответствовало бы всем критериям оптимальности действия.

Однако, приступая к исполнению преступного деяния, преступник анализирует обстановку его совершения, проявляет повышенный интерес ко всему, что может помешать реализации преступного умысла или облегчить совершение деяния.

Если обстановка совершения преступления соответствует ожиданиям преступника, его действия осуществляются стереотипно, привычными и характерными для него способами.

В ходе исполнения преступления могут значительно расшириться возможности реализации преступной мотивации, сформироваться дополнительные и новые цели преступления, окрепнуть решимость действовать более интенсивно.

Механизм исполнения преступления — система используемых преступником способов действий .

Известно, что способ совершения преступления дает ключ к его расследованию. В связи с этим необходимо психологически обоснованное, концептуальное определение сущности способа совершения преступления. При определении способа совершения преступлений недостаточно перечисления отдельных его орудийных компонентов (например, «проникновение в хранилище произошло способом подбора ключей», «убийство произошло способом применения холодного оружия»).

Способ — система приемов действия, операциональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица . В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. У каждого человека существует система обобщенных способов действий, свидетельствующих о его индивидуальных особенностях.

При структурно-системном, психологическом подходе должны быть выделены существенные индивидуальные особенности поведения преступника, психологическая специфичность его криминального поведения.

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

Определение 1

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Определение 2

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.