Город последней встречи руководителей антигитлеровской коалиции. Потсдамская конференция

Черчилль и Рузвельт пообещали открыть второй фронт в Европе, а Сталин - помочь разгромить милитаристскую Японию.

Иван Шилов © ИА REGNUM
Сталин

В результате очередной победы Советской армии летом 1943 г. в Курской битве соотношение сил на советско-германском фронте окончательно изменилось в пользу СССР. Лишь после этого японский генеральный штаб впервые за всю историю своего существования приступил к составлению на 1944 г. плана, в котором предусматривались не наступательные, а оборонительные действия в случае войны с Советским Союзом.

В августе 1943 г. в Берлине состоялось очередное совещание руководителей японских информационных бюро (разведка) в Европе. Его участники пришли к выводу, что Германия, по-видимому, проиграла войну и ее поражение - лишь вопрос времени. К такому же выводу стали склоняться и наиболее здравомыслящие политики в Токио. При этом японское руководство учитывало, что после победы над Германией, а может быть и до нее, СССР может прийти на помощь союзникам по антифашистской коалиции и в целях скорейшего завершения войны выступить против Японии. Поэтому сторонники «замирения» СССР с Германией активизировали свои дипломатические маневры. МИД Японии дал указание своему посольству в Москве попытаться реализовать этот план. Однако в Кремле твердо придерживались союзнических договоренностей, которые не допускали сепаратных переговоров. Попытка посла Японии в СССР Наотакэ Сато затронуть в беседе с наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым 10 сентября 1943 г. вопрос о посреднической миссии Японии была решительно пресечена советской стороной. Не проявил интереса к японской дипломатической «инициативе» и Гитлер, который понимал, что после совершенных германскими войсками и оккупационной администрацией чудовищных преступлений против советского народа ни о каком компромиссном мире не могло быть и речи.

Встрече глав СССР, США и Великобритании в Тегеране предшествовала Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19−30 октября 1943 г.). В подготовленных для переговоров Объединенным комитетом начальников штабов США инструкциях особо указывалось: «Полное участие России в войне против Японии после разгрома Германии имеет важное значение для более быстрого и сокрушительного разгрома Японии с наименьшими потерями для США и Великобритании».

Конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии. Москва. 1943

Вопрос о возможности участия СССР в войне с Японией был затронут госсекретарем США К. Хэллом на состоявшейся сразу после Московской конференции 30 октября беседе со Сталиным. Сталин заявил тогда о готовности помочь нанести поражение Японии после разгрома Германии. Характеризуя занятую Сталиным позицию по дальневосточному вопросу, Хэлл сообщал в Вашингтон, что глава советского правительства «проявил глубокое стремление к сотрудничеству с США и Великобританией». Как писал Хэлл в своих мемуарах, Сталин сделал это заявление «уверенно, совершенно бескорыстно, не требуя ничего взамен». При этом он считал слова советского руководства «заявлением исключительной важности».

На проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране конференции «большой тройки» - Ф. Рузвельта, И.В. Сталина и У. Черчилля - обсуждались вопросы разгрома Германии, Японии и их союзников, а также проблемы послевоенного мирного урегулирования. Для советской делегации в качестве основной стояла задача добиться от союзников твердого и окончательного обязательства открыть «второй фронт» в Европе не позднее 1944 года. При этом Сталин был настроен весьма решительно. Он требовал не обещаний общего характера, каковых начиная с 1942 г. было предостаточно, а указания конкретного срока начала операций в Северной Франции. В случае же отказа от определения срока высадки он был готов покинуть конференцию, что было чревато развалом союзнической коалиции. Сложившуюся на конференции драматическую ситуацию описал в своих мемуарах тогдашний посол СССР в США А.А. Громыко:

«…Сталин несколько раз пытался получить ответ от Черчилля, когда начнется высадка союзников в Европе, то есть когда будет открыт второй фронт. Но он так и не получил этого ответа. Однажды, едва сдержавшись, Сталин поднялся с кресла и сказал Ворошилову и Молотову:

У нас слишком много дел дома, чтобы здесь тратить время. Ничего путного, как я вижу, не получается…

Черчилль в замешательстве, боясь, что конференция может быть сорвана, заявил:

Маршал неверно меня понял. Точную дату можно назвать - май сорок четвертого.

Атмосфера несколько разрядилась».

Тегеранская конференция. 1943

Сталин не остался в долгу и на прямо поставленный президентом Рузвельтом вопрос об оказании Советским Союзом помощи США против Японии сделал важное заявление. Он сказал:

«Мы, русские, приветствуем успехи, которые одерживались и одерживаются англо-американскими войсками на Тихом океане. К сожалению, мы пока не можем присоединить своих усилий к усилиям наших англо-американских друзей потому, что наши силы заняты на Западе и у нас не хватает сил для каких-либо операций против Японии. Наши силы на Дальнем Востоке более или менее достаточны лишь для того, чтобы вести оборону, но для наступательных операций надо эти силы увеличить, по крайней мере, в три раза. Это может иметь место, когда мы заставим Германию капитулировать. Тогда - общим фронтом против Японии».

Несмотря на то, что обещание Сталина носило общий характер и в Тегеране не было сделано даже совместной протокольной записи на этот счет, американцы и англичане с энтузиазмом восприняли слова советского лидера о том, что советское выступление против Японии может состояться через шесть месяцев после капитуляции Германии. Хотя до такого развития событий было еще далеко, Сталину было важно дать подобное обещание в расчете на ответные шаги западных стран, направленные на ускорение открытия второго фронта против Германии.

Рузвельт не мог скрыть своего удовлетворения занятой Сталиным позицией и сразу попытался добиться от советского лидера решения ряда военных вопросов, связанных с предполагавшимися совместными действиями против Японии. Речь шла о предварительном планировании военно-воздушных операций в северо-западной части Тихого океана. При этом президент предложил начать такое планирование «незамедлительно». 29 ноября Рузвельт говорил Сталину: «Мы считаем, что в целях сокращения сроков войны бомбардировка Японии с баз Вашего Приморского края немедленно после начала военных действий между СССР и Японией будет иметь весьма большое значение, поскольку это предоставит нам возможность разрушить военные и промышленные центры».

Тегеранская конференция. 1943

На Тегеранской конференции впервые состоялся разговор о возможных результатах разгрома Японии для восстановления территориальных прав СССР на Дальнем Востоке. Причем инициативу такой постановки вопроса проявили западные союзники. Черчилль начал с того, «чтобы советский флот плавал свободно во всех морях и океанах». Отвечая на вопрос Сталина, что может быть сделано для России на Дальнем Востоке, Рузвельт предложил превратить, например, Дайрен в свободный порт. Сталин, заметив, что СССР фактически заперт японцами на Дальнем Востоке, на это отвечал, что «Порт-Артур больше подходит в качестве военно-морской базы». Как бы подводя итог предварительному обсуждению этого вопроса, Черчилль заявил, что «совершенно очевидным является тот факт, что Россия должна иметь выход в теплые моря». При этом, помня, что в результате неудачного для России исхода русско-японской войны 1904−1905 гг. она лишилась части своей территории на Дальнем Востоке, Черчилль особо отметил, что «управление миром должно быть сосредоточено в руках наций, которые полностью удовлетворены и не имеют никаких претензий».

Во время беседы зашел разговор об отношении Сталина к Каирской декларации США, Великобритании и Китая, в которой, в частности, отмечалось, что Япония должна быть лишена всех захваченных и оккупированных территорий. Советский руководитель заявил, что «русские, конечно, могли бы к этому коммюнике кое-что добавить, но после того, как они станут активно участвовать в военных действиях на Дальнем Востоке».

Как известно, окончательно политические условия участия Советского Союза в войне против Японии были сформулированы и закреплены на Крымской (Ялтинской) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Они, в частности, предусматривали согласие стран-союзников на безусловное возвращение СССР ранее утраченных Российской Империей Южного Сахалина и всех Курильских островов.

Анатолий Кошкин

В результате агрессии Германии против СССР международная ситуация изменилась: у Англии, которая раньше одна противостояла Германии, появился союзник. В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, который был сторонником бескомпромиссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Советский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Летом – осенью 1941 г. шло активное дипломатическое сближение союзных стран. Советский Союз присоединился к принятой США и Англией Атлантической хартии, в которой впервые были обозначены цели участия в войне стран антигитлеровской коалиции (схема 231). На стороне трех государств было бесспорное превосходство в людских и материальных ресурсах. Теперь многое зависело от способности и желания этих держав распоряжаться ими и координировать свои действия.

Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 г. существенно повлияло на соотношение сил в мировом конфликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коалиции.

1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций, присоединившись к целям и принципам, изложенным в Атлантической хартии. Правительства стран-союзниц брали на себя обязательства направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

Схема 231

Для СССР победа была связана с необходимостью разгрома гигантской военной мощи Германии и освобождения огромной территории. В связи с различиями в задачах разными становились сроки, пути и цена победы для каждой из сторон.

Антигитлеровская коалиция была внутренне противоречивой. Великобритания и США перед сталинским режимом испытывали не меньший страх, чем перед гитлеровским (У. Черчилль считал, что "нацизм есть худшая разновидность коммунизма"), и стремились к максимальному ослаблению СССР в ходе войны.

Противоречия в антигитлеровской коалиции нагляднее всего прослеживаются в вопросе об открытии второго фронта. Конечно, ни одна страна – ни СССР, ни его союзники – не могла воевать на два фронта. Но для союзников речь шла о боевых действиях вдали от своей территории, а для нас – о спасении Родины. Именно поэтому с самого начала Великой Отечественной войны И.В. Сталин начал настойчиво требовать открытия союзниками второго фронта в Европе, что не нашло поддержки ни в Лондоне, ни в Вашингтоне.

Однако с реальной обстановкой У. Черчилль и Ф. Рузвельт не могли не считаться. Так, в апреле 1942 г. Ф. Рузвельт писал У. Черчиллю: "русские сегодня убивают больше немцев и уничтожают больше снаряжения, чем мы с вами, вместе взятые". 11 июня 1942 г. было подписано советско-американское соглашение "О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии". Великобритания и США дали обязательство открыть второй фронт в 1942 г. и через несколько дней изменили этот срок ровно на год. В наиболее трудные для СССР месяцы 1942–1943 гг. второй фронт открыт не был. Это привело к колоссальному напряжению всех сил, средств и ресурсов нашей страны, гибели миллионов людей.

Наступление Красной Армии, успешная борьба с Японией на Тихом океане, выход Италии из войны определили необходимость согласования действий. С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состоялась встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля (табл. 48). Основным по-прежнему оставался вопрос об открытии второго фронта. У. Черчилль предлагал высадку на Балканах, И. Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Ф. Рузвельт поддержал Сталина, так как Америка была заинтересована в скорейшем перенесении всех сил на борьбу с Японией. В итоге было решено открыть второй фронт не позднее мая 1944 г. На конференции Советский Союз дал согласие вступить в войну с Японией после окончания войны в Европе.

Таблица 48

Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США

Конференция

Основные решения

  • 1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.
  • 2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.
  • 3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.
  • 4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии
  • 1. Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.
  • 2. Намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира.
  • 3. Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа

и о взыскании репараций.

  • 4. Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.
  • 5. Решен вопрос о восточных границах Польши.
  • 6. СССР подтверждено согласие вступить в войну с Японией через три месяца после капитуляции Германии

Берлинская (Потсдамская) (17 июля – 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль – К. Эттли

  • 1. Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.
  • 2. Принято решение о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином.
  • 3. Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.
  • 4. Решен вопрос о западных границах Польши.
  • 5. СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом.
  • 6. Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий

К концу войны в антигитлеровской коалиции обострились противоречия по поводу ее завершения в целом и послевоенного устройства мира. 4–11 февраля 1945 г. в Крыму состоялась новая ветреча "большой тройки". И. Сталин требовал от союзников признания своих новых границ на Западе, передачи СССР самой большой в Германии зоны оккупации, территорий, захваченных Японией в 1905 г. Взамен же Советский Союз брал обязательство разорвать пакт о нейтралитете с Японией и нанести удар по Квантунской армии, что отвечало интересам Ф. Рузвельта, так как это могло ускорить разгром Японии и значительно сохранить людские ресурсы США. На конференции было принято решение о суде над нацистскими преступниками и создании новой международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН) по поддерживанию мира и обеспечению безопасности народов. Последней встречей "большой тройки" стала Потсдамская конференция 17 июля – 2 августа 1945 г. (вместо Ф. Рузвельта на ней присутствовал Г. Трумэн, в ходе конференции У. Черчилль был сменен К. Эттли), на которой были подтверждены решения, выработанные в Крыму. Однако переговоры велись с позиции силы, что порождало немало новых противоречий и создало условия для наступления "холодной войны".

С капитуляцией Японии и окончанием Второй мировой войны завершилось и военное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции.

Американская и английская стороны понимали, что Советский Союз готов сделать все возможное, чтобы победить агрессора, и поэтому в августе 1941 г. выступили с самыми серьезными намерениями оказать нам экономическую помощь. В октябре 1941 г. США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Всего по распространенному на нашу страну американскому закону о ленд-лизе (он был принят Конгрессом США еще в марте 1941 г. и предусматривал помощь другим странам сырьем и вооружением в интересах обороны США) за годы войны Советский Союз получил от США 14,7 тыс. самолетов, 7 тыс. танков, 427 тыс. машин, продовольственные и другие материалы. В СССР поступило 2 млн 599 тыс. тонн нефтепродуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви, 4,3 тонны продовольствия. В ответ на оказанную помощь Советский Союз за годы войны поставил в США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, большое количество платины, золота, пушнины. Из Англии с начала войны по 30 апреля 1944 г. были получены 3384 самолета, 4292 танка, 1188 танков поступило из Канады. В исторической литературе бытует точка зрения, что поставки товаров союзниками за всю войну составили 4% объема советской промышленности. Незначительность поставок военных материалов признавали в годы войны многие политические руководители США и Англии. Однако бесспорным является факт, что они стали не только материальной, но и прежде всего политической и нравственной поддержкой для нашей страны в самые трагические месяцы войны, когда Советский Союз стягивал на советско-германском фронте решающие силы, а советская промышленность не имела возможности обеспечить Красную Армию всем необходимым.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по ленд-лизу. Американские же источники оценивают помощь союзников в 11-12 млрд долларов. Проблема поставок вызвала обильную переписку на самом высоком уровне, тон которой часто был довольно колким. Союзники обвиняли СССР в "неблагодарности", поскольку в его пропаганде полностью умалчивалось об иностранной помощи. Со своей стороны, Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, "вторым фронтом" советские солдаты в шутку прозвали понравившуюся им американскую тушенку.

В действительности же поставки по ленд-лизу готовых изделий, полуфабрикатов и продовольствия оказали существенную экономическую поддержку.

Долги за эти поставки сохраняются за нашей страной до сих пор.

После подписания Германией капитуляции страны антигитлеровской коалиции отказались от ялтинских планов ее раздела. Регулировать жизнь в четырех зонах Берлина должен был контрольный совет, состоящий из главнокомандующих вооруженными силами союзников. Новое соглашение по германскому вопросу, подписанное в Потсдаме в июле 1945 г., предусматривало полное разоружение и демилитаризацию Германии, роспуск НСДАП и осуждение военных преступников, демократизацию административного управления Германии. Еще объединенные борьбой с нацизмом страны антигитлеровской коалиции уже встали на путь раскола Германии.

Новая расстановка сил в послевоенном мире объективно делала Германию союзником Запада в борьбе против коммунизма, распространенного в Восточной и Юго-Восточной Европе, поэтому западные державы начали форсировать оздоровление немецкой экономики, что привело к объединению американской и английской зон оккупации. Так противоречия и амбиции бывших союзников привели к трагедии целого народа. Преодолеть разделение Германии удалось лишь более чем через 40 лет.

Вторая встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму.

§ Участники Ялтинской конференции заявили, что их целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир» , «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб» , «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа» .

§ В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. § В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций.

§ В ходе конференции было заключено ещё одно соглашение, которое было очень важно для советской стороны, а именно соглашение по репатриации военных и гражданских лиц, то есть перемещенных лиц - лиц, освобожденных (плененных) на территориях, захваченных союзниками. § Впоследствии, исполняя это соглашение, англичане передали советской стороне не только советских граждан, но и эмигрантов, никогда не имевших советского гражданства. В том числе была совершена насильственная выдача казаков.

§ Потсдамская конференция стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин, американскую президент Г. Трумэн, английскую - премьер министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. § Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны.

§ Встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать про цесс передачи Польше восточногерманских земель.

§ На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. Но предложения о советских базах и изменениях в советско турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

§ Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности - успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель - с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

§ Цель конференции состояла в определении политического и экономического будущего побеждённой Германии, в решении послевоенных проблем: обращение с побеждёнными гражданами, преследование военных преступников, а также реформы системы обучения и воспитания и судебной системы.

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (28 НОЯБРЯ– 1 ДЕКАБРЯ 1943 Г) § Первая за годы Второй мировой войны конференция «большой тройки» лидеров трех стран: Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчелля (Великобритании) и И. В. Сталина (СССР). § Помимо Тегерана, рассматривались варианты проведения конференции в Каире (по предложению Черчилля), Стамбуле или Багдаде.

§ Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира: § установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия») § обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране») § положено начало решения польского вопроса § о начале СССР войны с Японией после разгрома нацистской Германии § были намечены контуры послевоенного устройства мира § достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира

Послевоенное устройство мира § де факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии § по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз в соответствующий момент должен проходить плебисцит, но не под какой либо формой международного контроля § также, Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств. Во время беседы И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом 1 декабря Рузвельт полагал, что мировое общественное мнение сочтет желательным, чтобы когда нибудь в будущем было выражено мнение народов Литвы, Латвии и Эстонии по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз. Сталин замечал, что это не означает, что плебисцит в этих республиках должен проходить под какой либо формой международного контроля.

Вопросы обеспечения безопасности в мире после войны § Президент США Рузвельт изложил на конференции американскую точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности. По схеме, изложенной президентом в беседе со Сталиным, после окончания войны предлагалось создать мировую организацию на принципах Объединённых Наций, причём в число её занятий не входили военные вопросы, то есть она не должна быть похожа на Лигу Наций. Структура организации должна была включать три органа: § общий орган в составе всех членов Объединённых Наций, которая будет только давать рекомендации и будет собираться в разных местах, где каждая страна сможет выразить своё мнение. § исполнительный комитет в составе СССР, США, Великобритании, Китая, двух европейских стран, одной латиноамериканской страны, одной страны Среднего Востока и одного из британских доминионов; комитет будет заниматься невоенными вопросами. § полицейский комитет в составе СССР, США, Великобритании и Китая, который будет следить за сохранением мира, чтобы не допустить новой агрессии со стороны Германии и Японии.

§ Сталин назвал схему, изложенную Рузвельтом, хорошей, но высказал своё опасение, что малые европейские государства могут быть недовольны такой организацией, и потому выразил мнение, что, возможно, лучше создать две организации (одну - для Европы, другую - дальневосточную или мировую). § Рузвельт указал, что точка зрения Сталина частично совпадает с мнением Черчилля, который предлагает создать три организации - европейскую, дальневосточную и американскую. Однако Рузвельт заметил, что США не смогут являться членом европейской организации и что только потрясение, сравнимое с текущей войной, сможет заставить американцев направить свои войска за океан. § 1 декабря 1943 года Сталин в беседе с Рузвельтом сообщил, что обдумал вопрос и полагает, что лучше создать одну мировую организацию, но на этой конференции не было принято специального решения о создании международной организации.

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) в период Второй мировой войны .

После нападения Германии на Советский Союз английский премьер-министр У.Черчилль 22 июня 1941 заявил о поддержке СССР в его борьбе с фашистской агрессией; 24 июня с таким же заявлением выступил президент США Ф.Д.Рузвельт . 12 июля СССР и Великобритания заключили Московское соглашение о взаимной помощи и совместных действиях против Германии с обязательством не вступать с ней в сепаратные переговоры. 14 августа У.Черчилль и Ф.Д.Рузвельт обнародовали Атлантическую хартию, провозгласив своей целью восстановление суверенитета покоренных народов и обеспечение их права на свободный выбор формы правления. 16 августа английское правительство предоставило Москве заем в 10 млн. ф. ст. для оплаты военных закупок в Великобритании. В сентябре Лондонская межсоюзническая конференция СССР, Великобритании и представителей находившихся в изгнании правительств оккупированных немцами европейских стран одобрила Атлантическую хартию. На Московской конференции трех держав 29 сентября – 1 октября была достигнута договоренность о размерах английской и американской военной помощи СССР. В конце 1941 США распространили на Советский Союз режим ленд-лиза (передача в аренду вооружения, промышленного оборудования, продовольствия); в 1942–1945 в СССР были осуществлены поставки на общую сумму 10,8 млрд. долл.

Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией Объединенных Наций, объявив о намерении направить все свои усилия на борьбу со странами «оси». Ее подписали СССР, США, Великобритания, ее доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский союз, британская Индийская империя, Китай, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская республика, а также эмигрантские правительства Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Польши, Чехословакии, Югославии и Греции. В январе 1942 для координации действий английских и американских войск был создан Объединенный Комитет начальников штабов. Принципы отношений между лидерами коалиции – СССР, США и Великобританией – были окончательно установлены советско-английским союзным договором 26 мая 1942 и советско-американским соглашением 11 июня 1942.

В ходе войны коалиция значительно расширилась. В 1942 к ней присоединились Филиппины, Мексика и Эфиопия, в 1943 – Бразилия, Ирак, Боливия, Иран и Колумбия, в 1944 – Либерия и Франции в лице Комитета национального освобождения, в 1945 – Эквадор, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Венесуэла, Турция, Египет, Ливан, Сирия и Саудовская Аравия. Фактическими ее участниками стали и бывшие союзники Германии, объявившие ей войну, – Италия (13 октября 1943), Румыния (24 августа 1944), Болгария (9 сентября 1944) и Венгрия (20 января 1945).

Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах их лидеров И.В.Сталина , Ф.Д.Рузвельта (с апреля 1945 – Г.Трумена), У.Черчилля («Большая тройка») и министров иностранных дел в Москве (19–30 октября 1943), Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943), Ялте (4–11 февраля 1945) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945).

Союзники достаточно быстро достигли единодушия в определении своего главного противника: хотя командование ВМС США настаивало на сосредоточении основных сил против Японии, американское руководство согласилось считать первостепенной задачей разгром Германии; на Московской конференции было принято решение вести борьбу с ней до ее безоговорочной капитуляции. Однако до середины 1943 не существовало единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континенте. Английская стратегия предполагала создание и постепенное сжимание кольца вокруг Германии путем нанесения ударов на второстепенных направлениях (Северная Африка, Средний Восток) и уничтожение ее военного и экономического потенциала путем систематических бомбардировок немецких городов и промышленных объектов. Американцы считали необходимым произвести высадку во Франции уже в 1942, однако под давлением У.Черчилля отказались от этих планов и согласились на проведение операции по захвату Французской Северной Африки. Несмотря на настоятельные требования И.В.Сталина, англичанам удалось убедить американцев вместо открытия второго фронта в 1943 во Франции осуществить высадку на Сицилии и в Италии. Только на Квебекской конференции в августе 1943 Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль приняли, наконец, решение о десантной операции во Франции в мае 1944 и подтвердили его на Тегеранской конференции; со своей стороны, Москва пообещала предпринять наступление на Восточном фронте, чтобы облегчить высадку союзников.

В то же время Советский Союз в 1941–1943 неизменно отклонял требование США и Великобритании об объявлении войны Японии. На Тегеранской конференции И.В.Сталин дал обещание вступить в ней войну, но только после капитуляции Германии. На Ялтинской конференции он добился от союзников в качестве условия начала военных действий их согласия на возвращение СССР территорий, утраченных Россией по Портсмутскому миру 1905, и передачи ему Курильских о-вов.

С конца 1943 на первый план в межсоюзнических отношениях вышли проблемы послевоенного урегулирования. На Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о создании по окончании войны международной организации с участием всех стран для сохранения всеобщего мира и безопасности. В Ялте великие державы договорились о созыве в июне 1945 учредительной конференции Организации Объединенных Наций; ее руководящим органом должен был стать Совет Безопасности, действующий на основе принципа единогласия его постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Важное место занимал вопрос о политическом будущем Германии. В Тегеране И.В.Сталин отверг предложение Ф.Д.Рузвельта о ее расчленении на пять автономных государств и разработанный У.Черчиллем проект отделения Северной Германии (Пруссии) от Южной и включения последней в Дунайскую федерацию вместе с Австрией и Венгрией. На Ялтинской и Потсдамской конференциях были согласованы принципы послевоенного устройства Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономическая децентрализация) и приняты решения о разделении ее на четыре оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) с единым органом управления (Контрольный Совет), о размерах и порядке выплаты ею репараций, об установлении ее восточной границы по рекам Одер и Нейсе, о разделе Восточной Пруссии между СССР и Польшей и передаче последней Данцига (Гданьска), о переселении немцев, проживавших в Польше, Чехословакии и Венгрии, в Германию.

Серьезные разногласия вызвал польский вопрос. Требование Советского Союза признать советско-польской границей «линию Керзона» и вхождение в сентябре 1939 в его состав Западной Украины и Западной Белоруссии натолкнулось на сопротивление союзников и польского эмигрантского правительства; 25 апреля 1943 СССР разорвал с ним отношения. В Тегеране американское и английское руководство было вынуждено принять советский вариант решения польского вопроса. В Ялте У.Черчилль и Ф.Д.Рузвельт согласились также на территориальную компенсацию Польше за счет германских земель и на официальное признание просоветского Временного польского правительства Э.Осубки-Моравского при условии, если в него будут включены несколько умеренных эмигрантских деятелей.

Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на основе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединенных Наций .

Иван Кривушин

1. Целью конференции была координация действий на 1944 год и обсуждение вопросов послевоенного устройства мира.

2. Среди главных решений конференции – определение даты и места открытия второго фронта.

3. Споры разгорелись относительно места высадки англо- американских войск. Черчилль предлагал высадку на Балканах, Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Рузвельт поддержал Сталина.

4 – 11 февраля состоялась новая встреча «Большой тройки» в Ялте – Крымская конференция. На конференции, прежде всего, был рассмотрен вопрос о будущем Германии .

Было решено добиваться безоговорочной капитуляции Германии с ее последующей оккупацией. При этом кроме СССР, США и Англии, зону оккупации должна была получить и Франция. Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. Признано было необходимым взыскать с Германии репарации. СССР добился окончательного признания союзниками своих новых границ на западе, но согласился включить в состав просоветского правительства Польши представителей лондонского правительства и сделать его коалиционным. Была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических убеждений по их свободному выбору». Был определен порядок работы будущей ООН – преемницы Лиги Наций. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства.

1. На первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 года Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу - создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они - организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании.

2. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента, ее лидер Клемент Эттли сформировал правительство. Лейбористы в новой программе «Заглянем в лицо будущему» обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка. Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации.

3. Подвергнув резкой критике лейбористов, консерваторы избегали брать на себя конкретные обязательства по многим вопросам внутренней и внешней политики. \

4. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно - монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках.


5. Лейбористы провели реформу, предусматривающую оказание бесплатной медицинской помощи населению. Лейбористы добились ограничения полномочий палаты лордов британского парламента, большая часть мест, в которой принадлежала наследственным пэрам Британии. Отныне она не имела права отклонять законы, принятые палатой общин, она лишь могла отложить на 1 год вступление этих законов в силу.

6. В июле 1948 года было подписано двустороннее соглашение о реализации «плана Маршалла» в Англии. возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 года девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта понизилась с 4.03 до 2,8 доллара Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 году некоторый запас золота и долларов. Поэтому лейбористское правительство решило по истечении 1950 года отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла».

В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 году производство превысило почти на 1\3 показатели 1937 года. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) так и не достигли к 1951 году довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 годах) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 году четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.

В 1951- 1952 годах сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии. Англия по-прежнему покрывала за счет импорта. Реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Скорее наоборот. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. В 1947 году Индия была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Прав доминиона добился также Цейлон. Англия признала национальную независимость Бирмы. Ирландия, являвшаяся с 1921 года доминионом, была провозглашена республикой. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. В 1949 году Великобритания стала членом НАТО.

25 декабря 1951 года состоялись досрочные выборы, на которых лейбористская партия потерпела поражение. Консерваторы получили 321 место, лейбористы -295. Консервативное правительство возглавил лидер партии У. Черчилль. Министром иностранных дел стал А. Иден. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (октябрь 1951 года - октябрь 1964 года) По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х годов и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. До 8,3% в 1960 г. с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.

В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и поборниками более гибкого курса. Консерваторы, обеспокоенные дискредитацией правительства, пожертвовали Иденом, возложив на него ответственность за провал суэцкой авантюры. В январе 1957 года Иден вышел в отставку. Пост премьер-министра занял Гарольд Макмиллан в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.

В 1960 г. английское правительство предоставило американским атомным подводным лодкам базу в заливе Холи-Лох, близ Глазго. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка». после смерти Гейтскелла в январе 1963 г. был избран Гарольд Вильсон. На парламентских выборах 1964 года лейбористы одержали победу. лейбористы провели 31 марта 1966 года новые парламентские выборы, которые обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. В августе 1966 года через парламент был проведен закон о ценах и доходах. Цены, квартирная плата и транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 года. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Сократились ассигнования на социальные нужды. В стране к 1970 году было 650000 безработных. Во второй половине 60-х годов усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий. Значительных масштабов достигло проникновение американских корпораций в экономику Великобритании.

В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме. В 1967 году лейбористское правительство официально обратилось с просьбой о приеме Великобритании в «Общий рынок» Никаких конкретных решений в 60-х годах так и не было принято Лейбористское правительство усилило сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 года. Великобритания оказала поддержку расистскому режиму Южной Родезии. Рассчитывая укрепить свои пошатнувшиеся позиции, лейбористы решили досрочно провести очередные всеобщие выборы. Однако в результате выборов, состоявшихся 18 июня 1970 года, победу одержали консерваторы, К власти пришло консервативное правительство Эдварда Хита.

В начале 70-х годов обанкротились несколько индустриальных фирм, а многие мелкие предприятия были поглощены крупнейшими монополиями. Резко возросла безработица, достигшая в 1972 году 1 миллиона человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. Финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Консерваторы стали постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды. Консерваторы, игнорируя широкую оппозицию вступлению Великобритании в «Общий рынок», пошли навстречу монополиям, стремящимся сделать Западную Европу рынком сбыта своей продукции, и возобновили переговоры о приеме страны в ЕЭС. 28 октября 1971 года парламент принял решение о присоединении Великобритании к «Общему рынку». В январе 1972 года Хит подписал договор об условиях присоединения к ЕЭС, а с 1 января 1973 года вместе с Данией и Ирландией Англия вошла в состав «Общего рынка». В 1975 году в Англии развернулась подготовка к референдуму о дальнейшем пребывании страны в рамках «Общего рынка». Референдум состоялся 5 июня 1975 года. Большинство его участников - 67,2% проголосовали за то, чтобы Англия осталась в «Общем рынке», 32,8% избирателей высказались за выход страны из ЕЭС В январе 1976 года в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны. В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Вооруженное насилие, развернувшиеся в Северной Ирландии, унесло с 1969 года 1300 жизней. В марте 1972 года английский парламент принял закон о передаче исполнительно и законодательной власти в Северной Ирландии британскому правительству. В марте 1973 года состоялся референдум о будущем Ольстера. Результат голосования определялся позицией протестантского большинства, которое высказалось против воссоединения Ольстера с Ирландской республикой. в 70-е (начале 80-х гг. В начале 70-х годов в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 годах на нее обрушился тяжелый экономический кризис. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился не 5,6%, объем промышленного производства - на 10,6%. В 1979-1981 годах экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «великой депрессией» 1929-1933 годов

Приход М. Тэтчер к власти и неоконсервативный поворот в Великобритании Дж. Мэйджор:

На парламентских выборах 1979 года платформы консерваторов и лейбористов оказались прямо противоположными по содержанию. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально- экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Консервативное правительство М. Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок.

А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г. одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.(16) С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее, удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. В условиях в целом благоприятной конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужиматься", сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, 46 % - видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей. серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально- психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально- экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку. Новый премьер Соединенного Королевства практически не изменил экономической программы М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы.. 2 апреля 1982 года Британию потрясла удивительная новость. Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, 14 июня 1982 г. Аргентина признала право Англии на владение Фолклендскими островами, потеряв в ходе войны большую часть своих самолетов и другой техники. Англия была связующим звеном между США и Западной Европой. Наконец, экономические теории развития двух стран - тэтчеризм и рейганизм - имели много общего. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе. Отношение к Советскому Союзу продолжало оставаться противоречивым: с одной стороны, она понимала важность для Англии добрососедства с СССР, с другой - ненавидя социализм, продолжала не доверять советской стране, считая, что с СССР можно разговаривать с позиции силы. Премьер-министр руководствовалась при этом и тем ложным тезисом, будто СССР больше заинтересован в развитии отношений с Англией, чем последняя с Советским Союзом. Этот тезис подталкивал её к «нажимной дипломатии» в надежде, что советское руководство будет более «покладистым» Среди наиболее ярких достижений на посту премьера, который Мэйджор занимал шесть с половиной лет, сам он считал переговоры вокруг подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. «Черный сентябрь» (16 сентября 1992 г.), когда в ходе стремительно развивавшегося финансового кризиса, ради спасения фунта стерлингов от неминуемой девальвации Лондон вынужден был в спешном порядке покинуть Европейский валютный механизм. дальнейшее развитие тэтчеризма, выразившееся в приватизации угольной (1994 г.) и железнодорожной (1996-1997 гг.) отраслей, производства ядерной энергии (1996 г.), реформу в армии и образовании, возрождение культуры и спорта (с помощью создания в 1994 г. Национальной лотереи), а также сдвиг в лучшую сторону в состоянии дел в Северной Ирландии и на переговорах об урегулировании этой проблемы. Бесспорным достижением Мэйджора является победоносное для Великобритании завершение войны в Персидском заливе, достижений правления Мэйджора – заметное улучшение состояния британской экономики и устойчивый экономический рост – никак не помогло консерваторам на выборах 1997 г.