Псковский архитектор-реставратор, кузнец всеволод петрович смирнов. Лев Шлосберг

, Удомельский район , деревня Мста

Дата смерти Работы и достижения Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Награды

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.

Сегодня в Пскове: May 04, 2019 21:57:10

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 3
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел. В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А. А. Ахматовой. Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рождения - Удомельский р-н Тверской губ.. Место смерти - Псков. Архитектор-реставратор, художник. Окончил Л-дский инженерно-строительный ин-т (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более 10 лет был ведущим специалистом Пск. науч.-реставр. мастерской, гл. архитектором и директ.. В соавторстве с В. А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Св. Николы Чудотворца в г. Остров и в с. Пустое Воскресение. В 1950 - 1960-х (совм. с М. И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского м-ря. С 1967 С. посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского м-ря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб., Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. С. - автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник «Партизанская слава» (1984) на пл. Победы в Пскове и др.. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. С. - чл. СА и СХ. В 1996 принято решение об организации музея архитектора С. по ул. К. Либкнехта, 16. На доме, где жил С., установлена мем. доска (1997).

1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!

архитектор, художник-реставратор, кузнец

Всеволод Петрович Смирнов - член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы).

В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской.

В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково- Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел.

В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген.

Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных.

Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1- й и 2- й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Ж.Аракчеева.

На молодость Всеволода Петровича Смирнова (1922-1996) пришлась война. С действующей армией он дошел до Берлина, был ранен и награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и медалями. В Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет института им.Репина в Ленинграде. Больше десяти лет он был одним из ведущих специалистов реставрационной мастерской: назначался главным архитектором и директором. В 1956 году к Всеволоду Петровичу приехала жена Наталья Сергеевна Рахманина - архитектор по образованию.

Молодые реставраторы мастерской тщательно проводили исследования. После завершения работ памятники представали в неповторимой красоте. В соавторстве с В.А.Лебедевой архитектор Смирнов вернул первоначальный облик храму XVв. Ильи Пророка в селе Выбуты, церкви св.Николы Чудотворца в городе Острове, церкви Воскресения в селе Пустое Воскресение. В 60-х годах вместе с М.И.Семеновым им была проведена реставрация на полный профиль стен и башен всемирно известного Печерского монастыря. Навсегда войдет в историю реставрации восстановление Всеволодом Петровичем из руин Покровской башни с прилегающими к ней стенами. Был воссоздан могучий каменный объем башни - одного из крупнейших оборонительных сооружений средневековой Руси. Внутри 32-метровый пролет башни на большой высоте реставраторы перекрыли рубленым деревянным шатром. Шатер не опирался, как в XVI веке, на колонну в центре - он парил над строением, подчеркивая его грандиозность.

Под опытной рукой реставратора освободился от поздних пристроек и «зазвучал» ансамбль из двух храмов-близнецов Покрова и Рождества Богородицы XVI в. вблизи Покровской башни.

Дозорную вышку Покровской башни, башен кремля и Псково-Печерского монастыря венчают прапоры - железные стяги. Они выполнены по собственным эскизам Всеволодом Петровичем Смирновым. Практическая необходимость реставрационных работ требовала владения кузнечным ремеслом. К воссоздаваемым памятникам нужны были кованые железные ручки, дверные кольца, засовы. Учителями В.П.Смирнова в кузнечном деле стали старейшие мастера реставрационной мастерской К.В.Васильев и П.А.Ефимов. Всеволод Петрович мечтал о возрождении кузнечного дела и в 1967 году оставил реставрацию. Псков был всегда известен мастерством ремесленников-кузнецов, и Смирнову удалось возродить искусство горячей ковки. Он имел многочисленных учеников и последователей, среди них сын Дмитрий. Кованые работы художника ныне украшают псковские башни и стены, интерьеры старых и новых зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства России в Вашингтоне и консульства на архипелаге Шпицберген.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества В.П.Смирнова.

Достоянием города стали монументальные произведения Всеволода Петровича - памятники на могиле Неизвестного солдата и псковским партизанам , прапор в честь победы дружины Александра Невского в 1242 году на Чудском озере в Довмонтовом городе . На острове Залита был сооружен по его проекту памятник-маяк на месте расстрела пяти революционеров: пять высоких стальных опор, перевитых тонкой конструкцией. По просьбе Льва Николаевича Гумилева , с которым Смирнов дружил, им был выполнен надгробный памятник на могиле Анны Андреевны Ахматовой.

Художественная одаренность Всеволода Петровича проявилась и в живописи. Его любимая тема - пейзажи псковской земли, часто с памятниками архитектуры. Смирнов, член Союза художников и Союза архитекторов, был участником одиннадцати художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными и их справедливо называли выставками архитектора, художника и кузнеца. Всеволод Петрович пробовал себя как театральный художник, оформив два спектакля в Псковском театре: «Операция с Новым годом» и «Стена». В 1995 году мастерская художника была переведена из звонницы Успенской церкви в дом на улице Карла Либкнехта, недалеко от Покровского комплекса. Летом того же года беспощадный пожар уничтожил замечательное творение Смирнов шатер на Покровской башне.

Известный писатель Валентин Яковлевич Курбатов после бесед со Смирновым записывал его монологи. Фрагменты из публикации Курбатова «Живые уроки. Памяти Всеволода Петровича Смирнова» дают представление о сложном духовном мире Мастера.

«...И сам я сколько сделал глупостей. Суетился, восстанавливал башни, церкви, гордился. А чем гордиться, если там живого камня нет, если духа туда не вернешь - тоже ряженые здания делал. Сохрани живую душу, веру сбереги, а они про веру только говорят, а подойдет вплотную и хорошо, если только остановится, а не убежит.

Правильно Лев Николаевич говорит: вместо духа у нас осталась одна психология. Для духа нужна соприродная жизнь, диалог между рукой, глазом и материалом жизни, между полем и крестьянином, топором и деревом, между потребностью тела и тем, что вера подсказывает...

Меня Тема (любимый пудель - А.Ж.) многому научил. Может, не все я пересмотрел, но очень много за те семнадцать лет, которые мы прожили с ним. Не надо суетиться, все придет в свой срок, если глядеть правильно и главное - правильно видеть. Все должно быть живое и для живого...»

Ж.Аракчеева. Всеволод Петрович Смирнов / Ж.Аракчеева // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.- Псков, 2002. - С.153 - 155.


Мастерская В.П.Смирнова в Малах
(под Старым Изборском)