Лев Шлосберг. Заметки на камнях

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!

Смирнов, Всеволод Петрович
Основные сведения
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Важнейшие постройки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Градостроительные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Нереализованные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научные труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Премии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

Свя-щен-но-му-че-ник Все-во-лод ро-дил-ся 25 мар-та 1874 го-да в се-ле Тро-иц-ком Зве-ни-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Смир-но-ва. В 1897 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич окон-чил Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию и был на-зна-чен учи-те-лем в шко-лу в се-ло Бу-ме-ро-во Зве-ни-го-род-ско-го уез-да. Здесь он же-нил-ся на На-деж-де Алек-се-евне Ува-ро-вой. В 1900 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич был ру-ко-по-ло-жен в сан свя-щен-ни-ка к Успен-ской церк-ви в се-ле Дер-мен-цо-во Во-ло-ко-лам-ско-го уез-да. За без-упреч-ное слу-же-ние отец Все-во-лод в 1926 го-ду был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
Осе-нью 1929 го-да в ОГПУ при-шли све-де-ния, буд-то свя-щен-ник в день празд-но-ва-ния па-мя-ти Илии Про-ро-ка ска-зал в про-по-ве-ди: «На-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом, Бог на-сы-ла-ет раз-ные ка-ры на него. Ему на-до по-ка-ять-ся, Бог про-стит. Ко-гда жил на зем-ле Илья про-рок, на-род так-же раз-вра-тил-ся, и Бог по-слал го-лод, и весь на-род го-ло-дал. Так же и те-перь, ес-ли на-род не по-ка-ет-ся, бу-дет го-лод и раз-ные бед-ствия».
Ос-но-вы-ва-ясь на этом до-не-се-нии, упол-но-мо-чен-ный ОГПУ сде-лал вы-вод, что свя-щен-ник «си-сте-ма-ти-че-ски, как в про-по-ве-дях, так и в част-ных бе-се-дах, про-во-дит ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию, на-зы-вая со-вет-скую власть “Бо-жьей ка-рой за пре-гре-ше-ния на-ро-да”», и, «при-ни-мая во вни-ма-ние, что даль-ней-шее пре-бы-ва-ние» свя-щен-ни-ка на сво-бо-де бу-дет иметь «от-ри-ца-тель-ное вли-я-ние на на-стро-е-ние на-се-ле-ния к со-вет-ской вла-сти», 19 ок-тяб-ря 1929 го-да по-ста-но-вил аре-сто-вать от-ца Все-во-ло-да. В тот же день он был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве. На до-про-сах, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, про-то-и-е-рей Все-во-лод ска-зал:
- Ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции я ни при ка-ких об-сто-я-тель-ствах не вел. В про-по-ве-дях я за-тра-ги-ваю чи-сто ре-ли-ги-оз-ные во-про-сы. Раз-го-во-ров на по-ли-ти-че-ские те-мы ни-ко-гда ни с кем не вел и по-ли-ти-кой не ин-те-ре-су-юсь. Бу-дучи бо-лез-нен-ным че-ло-ве-ком, ве-ду уеди-нен-ный об-раз жиз-ни и ни с кем друж-бы не ве-ду.
- Го-во-ри-ли ли вы в про-по-ве-ди 2 ав-гу-ста се-го го-да, что «на-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом и Он за это по-сы-ла-ет на него раз-ные ка-ры, как-то: го-лод и то-му по-доб-ное»? - спро-сил сле-до-ва-тель.
- Это-го я ни-ко-гда не го-во-рил.
- Кто мо-жет под-твер-дить от-сут-ствие с ва-шей сто-ро-ны ан-ти-со-вет-ских дей-ствий? - спро-сил сле-до-ва-тель.
Отец Все-во-лод по-про-сил вы-звать неко-то-рых сви-де-те-лей, ко-то-рые под-твер-ди-ли бы его неви-нов-ность. Сле-до-ва-тель, од-на-ко, не стал ни-ко-го вы-зы-вать, пе-ре-дав «де-ло» на рас-смот-ре-ние Осо-бо-го Со-ве-ща-ния при Кол-ле-гии ОГПУ. 18 но-яб-ря 1929 го-да он был при-го-во-рен к трем го-дам ссыл-ки в Се-вер-ный край - в се-ло Ле-шу-кон-ское Ар-хан-гель-ской об-ла-сти.
Отец Все-во-лод здо-ро-вья был сла-бо-го и стра-дал в это вре-мя мно-ги-ми бо-лез-ня-ми. В кон-це 1932 го-да он был осво-бож-ден. При-хо-жане хра-ма в се-ле Дер-мен-цо-во об-ра-ти-лись к свя-щен-но-на-ча-лию, чтобы свя-щен-ни-ка на-пра-ви-ли сно-ва в их храм, и 22 ян-ва-ря 1933 го-да про-то-и-е-рей Все-во-лод по-лу-чил на-зна-че-ние в храм в се-ле Дер-мен-цо-во. Здесь он про-слу-жил до го-не-ний 1937 го-да.
10 ок-тяб-ря 1937 го-да вла-сти аре-сто-ва-ли про-то-и-е-рея Все-во-ло-да по об-ви-не-нию в том, что он «рас-про-стра-нял гнус-ную кле-ве-ту на со-вет-скую власть, вы-ска-зы-вал по-ра-жен-че-ские на-стро-е-ния, вел ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию про-тив про-во-ди-мых на се-ле кам-па-ний».
За-чи-тав текст об-ви-не-ния, сле-до-ва-тель пред-ло-жил от-цу Все-во-ло-ду дать по-ка-за-ния.
- Контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы по-ка-зы-ва-е-те лож-но. По ва-ше-му де-лу до-про-ше-ны сви-де-те-ли, ко-то-рые под-твер-жда-ют фак-ты ва-шей контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции. След-ствие тре-бу-ет от вас прав-ди-вых по-ка-за-ний.
- Еще раз за-яв-ляю, что контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
На этом до-прос был за-кон-чен. 11 но-яб-ря трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла свя-щен-ни-ка к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Все-во-лод Смир-нов был рас-стре-лян 13 но-яб-ря 1937 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Сен-тябрь-Ок-тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 217-220.

1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.