Поэма демон романтическое произведение. Конспект урока на тему: "Поэма «Демон»


Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И всё, что пред собой он видел

Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он

«Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил».

Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицает для утверждения, разрушает для созидания. …».

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Демон Лермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной.

Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Но что же? Прежнего собрата

Не узнавал ни одного.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы, я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? Зачем?

Не знаю, – прежними друзьями

Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог.

В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно:

Тот железный сон

Прошёл. Любить он может-может,

И в самом деле любит он!.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожжённый виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой.

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает он.

«Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.

Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет».

Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

Оставь же прежнее желанье

И жалкий свет его судьбе;

Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

· Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу

· Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

· Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность

Оценка: 3.3 (16 голосов)


Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И всё, что пред собой он видел

Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он

«Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил».

Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицает для утверждения, разрушает для созидания. …».

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Демон Лермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной.

Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Но что же? Прежнего собрата

Не узнавал ни одного.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы, я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? Зачем?

Не знаю, – прежними друзьями

Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог.

В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно:

Тот железный сон

Прошёл. Любить он может-может,

И в самом деле любит он!.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожжённый виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой.

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает он.

«Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.

Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет».

Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

Оставь же прежнее желанье

И жалкий свет его судьбе;

Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

· Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу

· Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

· Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность

Оценка: 3.3 (16 голосов)

Ефременко Е.В., преподаватель литературы,

ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»

Конспект урока

Тема: Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Цель:

Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь обучающимся понять образ Демона в творчестве поэта.

Задачи:

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

2. продолжить развитие монологической и диалогической речь обучающихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и ;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова

Приемы: «Чтение с остановками»; «Дерево предсказаний»

Формы : групповая, фронтальная

Ход урока

1. Организационный момент. (Формирование групп)

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона.

111. Работа в группах

Преподаватель: Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

«Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

Над каждым из них интересно поразмышлять. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

Выступление спикера группы о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

Например:

«Мой демон» (1829г.)

унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.

«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

всесильный – бог
я – грешник
теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.

«Ангел» (1831г.)

соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

Вывод: мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

Преподаватель: Поэма Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел её возник ещё в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав 8 вариантов поэмы.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее. (Запись на доске: бес, дьявол, сатана, зло….)

По названию предположите, о чем будет поэма? Что, как вам кажется, может произойти в произведении с таким названием?

Каковы ваши прогнозы по поводу содержания поэмы и ее проблематики?

(На основе лишь заглавия текста и информации об авторе обучающиеся должны предположить о чем будет текст).

А теперь обратимся к тексту и убедимся, в чем же вы оказались правы, а в чем ошиблись. Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

1 V . Работа с текстом. Прием «Чтение с остановками». (Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета).

1 остановка. «Печальный Демон, дух изгнанья,- И зло наскучило ему».

Приём «Дерево предсказаний» .

Вопросы для обсуждения:

Почему «дух изгнанья» тоскует о временах, когда он «незнал ни злобы, ни сомненья»?

Отчего «зло наскучило ему»?

Продолжим чтение.

2 остановка. «И над вершинами Кавказа - Да он и не взял бы забвенья!..»

Вопросы для обсуждения:

Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа?

Чем пленила, кроме исключительной красоты, Тамара Демона?
- Как дальше будут разворачиваться события?

Продолжим чтение.

3 остановка. «Измучив доброго коня – В эфире неба потонул»

Вопросы для обсуждения:

Зачем подчеркнута опасность караванного пути Синодала?

Почему «презрел удалой жених обычай прадедов своих»?

Виновен ли Демон в смерти Синодала?

Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?

Как отозвались в Тамаре песни Демона?

Почему ее «душа рвала свои оковы»?

Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?

Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?

Что было неожиданным?

Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Продолжим чтение.

4 остановка. «Тамара –Он говорит: Она моя!»»

Вопросы для обсуждения:

Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?

Как в монологе раскрывается трагически противоречивый характер Демон? Каково главное противоречие его характера? (Стремление к добру и невозможность его обрести.)

Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?

Какие чувства вызвал этот отрывок текста

Какие ваши ожидания подтвердились?

Как вы думаете, чем закончится поэма?

Продолжим чтение.

5 остановка. «К груди хранительной прижалась – Их вечный мир не возмутит»

Вопросы для обсуждения:

Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?

Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару?

Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?

Кто же победил: Ангел или Демон?

Как бы вы закончили поэму?

Что будет с героем после событий поэмы?

А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?

(Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:

И не напомнит ничего

О славном имени Гудала,

О милой дочери его!

Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:

И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.

«Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека).

Преподаватель: Правильно ли вы предположили содержание поэмы? (Ответы обучающихся по «Дереву предсказаний»).

О чем это произведение?

(Не в том ли, что путь к счастью труден, противоречив, что бывают эпохи, когда думающий человек просто не может быть вполне счастлив. Или в том, что сомнение, поиск – это закономерное, естественное состояние человеческой души, стремящейся к счастью?В самой природе человека заложена противоречивость, способность сомневаться, жажда и поиск яркого, небывалого счастья.)

Работа над образом главного героя

Преподаватель: Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

«За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

Он сеял зло без наслажденья
- зло наскучило ему
- и входит он, любить готовый и т.д.

Лукав и коварен
- все благородное бесславил
- все прекрасное хулил и т. д.

Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Какие черты Демона вы можете назвать? (Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей).

Какими художественными средствами Лермонтов выражает эмоциональное напряжение и внутреннюю противоречивость души Демона? (антитезы, повторы).

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Преподаватель: Поэма «Демон» как произведение написано в стиле романтизма.

Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.);

Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста. (Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь («Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни).

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его. Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви).

Преподаватель: Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях. (сообщение обучающегося «Легенда о падшем ангеле»)

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Демон, как дух зла, должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает почему-то чувство сострадания. Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Этими чертами Демон нам близок и понятен.

Настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара. Но на это не способен Демон.

В демона Лермонтов вкладывал большую часть самого себя и своей биографии. Лучший биограф Лермонтова П. Висковатый пишет: «Поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся проникнута изображеньем душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке Лопухиной ясное, без-, грешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, "то есть к правде и добру». Это подтверждает сохранившийся до наших дней портрет Вареньки в образе испанской монахини, который Лермонтов создал в карандаше к испанскому варианту «Демона».

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

V . Итог урока

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

VI. Рефлексия. Напишите синквейн. Н-р:

Демон

Одинокий, несчастный

Мучается, страдает, влюбляется

В душе каждого живет свой демон

Конфликт

VI I . Домашнее задание (на выбор).

Напишите эссе на тему: «Привлекателен ли для вас образ Демона? Чем? Какие мысли, чувства вызвала поэма, над чем заставила задуматься?»

Используемая литература:

1. Лермонтов М.Ю., т.1, М., 1988, с.555-583

2. План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 10 класс) по теме: Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

3. Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа), http://festival.1september.ru/articles/509449/

Приложение1

Материал к анализу I части поэмы.

Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел - и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали...

И дик, и чуден был вокруг

Весь Божий мир...

Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:

В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.

Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».

Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...

Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..

Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:

Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.

Материал к анализу II части поэмы.

Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:

Меня терзает дух лукавый

Неотразимою мечтой...

Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:

Пусть примет сумрачная келья,

Как гроб, заранее меня...

Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:

Тебя я, вольный сын эфира,

Возьму в надзвездные края;

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя...

В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:

Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...

В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!..

Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты...

И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»
Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
шевелится».

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что в жизни новой

Пришла желанная пора.

Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел, явившийся защитить Тамару от посещений Демона:

Дух беспокойный, дух порочный,

Кто звал тебя во тьме ночной?

Твоих поклонников здесь нет...

Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:

Она моя! - сказал он грозно, -

Оставь ее, она моя!

Явился ты защитник поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои...

Она страдала и любила -

И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:

И вновь остался он надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.

Cадриева А.Э.

Место работы, должность:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион:

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

8 класс

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Познакомить учащихся с лермонтовской поэмой «Демон»;

Повторить особенности романтизма как литературного направления;

Учить давать аргументированные, логично построенные ответы.

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая. А «Демон», с вашей точки зрения? Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма. - Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя.

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая.

А «Демон», с вашей точки зрения?

Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма.

Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. (Слайд на доске)

2.Работа с текстом поэмы «Демон» (текст прочитан заранее)

Дайте характеристику главному герою поэмы, Демону?

На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста.

Это герой- одиночка(«Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни.

Это исключительный герой. Это дух, демон, живущий вне пространства и времени(2 признак).

3.Прервем ход наших мыслей и поговорим о сюжете поэмы.

Сообщение ученика. Замысел и сюжет поэмы «Демон» (Слайды с презентацией)

Замысел поэмы возник у Лермонтова еще в 1829году. Уже тогда определился основной конфликт: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню, торжествует над соперником.

Зарождение любви героини к искусителю- особая тема. Место действия- Кавказ, сюжет погружается в сферу народных преданий. Фигура Тамары почти символический образ, равноценный образу Демона. Мотив любви ее к ангелу теряет свое значение, а в «грехопадении»ее открывается высший смысл. Она наделена полнотой переживания, которая исчезла в современном мире.

Она способна к самоотверженной любви и искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости:

Она страдала и любила,

И рай открылся для любви.

Демон погубил свою возлюбленную, он не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним.

Побежденный Демон- существо бунтующее и страдающее. В монологе искусителя проступает отрицание существующего миропорядка, и голос героя сливается с голосом автора.

Концовка поэмы «Демон» как будто соотносится с концовкой поэмы «Мцыри»: Демон живет с проклятием на устах-Мцыри умирает «никого не проклиная»

4.-Чем привлекла Демона Тамара? (ответ аргументируйте цитатой из текста)

Как повела себя Тамара, искушенная злым духом?

Изменила ли Демона любовь к Тамаре?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!...

ИТАК, сделаем вывод.

1.Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь.

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.

Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви.

«Демон»- романтическое произведение.

Д.задание: опережающее задание к следующему уроку внеклассного чтения. Тему можно посмотреть на стенде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Башкирский государственный университет

поэма лермонтов демон

на тему: «Демон» как яркая романтическая поэма

Выполнила: студентка 3 курса

филологического факультета ОЗО т/р

Ахметова Айсылу И.

Создание поэмы «Демон»

Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтов начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет. Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова. Но интересно: первая строка - «Печальный демон, дух изгнанья» - прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца. В первых вариантах действие поэмы происходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке. Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти.

Поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новые планы. И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья - у этого мальчика, друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!

Начав работу над поэмой «Демон» в 1829 г., поэт в 1829-1831 гг. пишет или намечает четыре редакции ее. В 1833-1834 гг. Лермонтов создает пятую редакцию поэмы, в 1838 г. - шестую. Изменяется облик героини. Она постепенно теряла черты абстрактно-романтической грешницы и получала психологически мотивированную биографию. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия - Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княжна Тамара предстала как живой и полнокровный образ. С появлением такого образа Демон получил меру ценности своих деяний. По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы - ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Демон оставался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос начинал сливаться с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати. К 1839 г. Лермонтов посчитал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 г. К 1839 г. относится последняя редакция «Демона».

Работу над «Демоном» Лермонтов не закончил, и печатать не собирался. Ни авторизованной копии, ни тем более автографа поэмы в этой редакции нет. Её печатают по списку, по которому она была напечатана в 1856 году А.И. Философовым, женатым на родственнице Лермонтова, А.Т. Столыпиной. А.И. Философов был воспитателем одного из великих князей и напечатал эту редакцию «Демона» в Германии. Книга была издана очень небольшим тиражом, специально для придворных. На титульном листе списка Философова написано: «Демон». Восточная повесть, сочиненная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым 4-го декабря 1838 года…» Имеется там также и дата списка: «Сентября 13-го 1841 года», что свидетельствует о том, что список этот делался уже после смерти Лермонтова.

Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной (по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова и его товарища по Московскому университету. Драгоценная рукопись дошла до нас. Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. Обложка пожелтевшая, порванная и потом кем-то подклеенная. Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, обложка сделана самим поэтом. Сверху - крупно - подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку. Почерк Лермонтова мы встречаем также на одной из страниц поэмы в самом конце. Строки, написанные Лермонтовым в тетради, подаренной им любимой женщине, среди бездушно выписанных писарем страниц, приобретают особый интимный смысл. Они воспринимаются с волнением, как нечаянно открытая чужая тайна.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой - фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, - это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным - индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона.

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу. Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. Демон Лермонтова - «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» - упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной. Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая - он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить - вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог. В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень. Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы.

«Как демон мой, я зла избранник», - говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы - милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской. Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет». Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал. Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» - с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья».

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

Главный герой - одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу - самому Богу

Демон - личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на вечность.

Заключение

Поэма «Демон» дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими.

Демон страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Но Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

В поэме «Демон», создававшейся Лермонтовым на протяжении десятилетия, много противоречий. Они сохранились и на последних этапах работы. Свой труд над поэмой Лермонтов не закончил. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «детским бредом». В поэме присутствуют все черты романтизма: крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты; народные предания, фольклор, прекрасный и величественный мир природы, ярко выраженное отношение автора - в демоне черты самого автора поэмы. Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они - изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников. Всё это мы видим в произведении М.Ю. Лермонтова «Демон».

поэмы лермонтов демон

Литература

Кременцев Л.П. Русская литература XIX века. 1801-1850: учеб пособие/ - 3-е изд. -М.: , 2008. - 248с.

2. Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова История русской

литературы XIX века: Учеб. пособие. - М.: Высш. школы., 2008.- 671 с.

3. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина) : Учеб.

пособие для студ. высш. школы: - М.: 2001. - 256с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование информационного пространства по заявленной теме. Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". Анализ данной поэмы как произведения романтизма. Оценка степени влияния творчества Лермонтова на появление произведений живописи и музыки.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

    научная работа , добавлен 15.03.2014

    Истоки русского романтизма. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Отражение в поэме "Демон" принципиально новой авторской мысли о жизненных ценностях.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2011

    Урок внекласного чтения. Знакомство с "богоборческими" мотивами в творчестве Лермонтова и "демонической" темой в живописи Врубеля. Сопоставление биографических фактов поэта и художника, живших в разное время. Этимология и развитие слова "демон".

    методичка , добавлен 15.01.2009

    Своеобразие образа Дон-Жуана в романе в стихах Дж.-Г. Байрона "Дон-Жуан". Литературные прототипы героя поэмы. Интерпретация образа Дон-Жуана в новелле "Э.Т.А." Гофмана. Романтическая интерпретация образа Дон-Жуана и его отличие от канонического образа.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    История создания и значение "Поэмы без героя", особенности ее композиции. Роль поэта ХХ века в произведении, его действующие лица. Литературные традиции и своеобразие языка в "Поэме без героя", характернейшие особенности лирической манеры Ахматовой.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2012

    курсовая работа , добавлен 23.04.2005

    Истоки романтизма. Романтизм как направление в литературе. Возникновение романтизма в России. Романтические традиции в творчестве писателей. Поэма "Цыганы" как романтическое произведение А.С. Пушкина. "Мцыри" - романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2004

    Рождение и ранние годы жизни М.Ю. Лермонтова. Образование поэта и увлечение поэзией, задумка поэмы "Демон". Арест и кавказская ссылка, отображение её в живописи и романе "Герой нашего времени". Военная служба Лермонтова и период спада в творчестве.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    История создания поэмы. Мифопоэтика, как составляющая литературного произведения. Описание мотивов камня/воды и статуи/человека. Их характеристик в поэме. "Петербургский текст": история, структура, значение. Раскрытие образа Петербурга через него.