Образование сословно-представительной монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во франции Сословно представительная монархия во франции кратко

Общественный строй и экономические перемены.

Франция переживает большой экономический подьем, связанный с:

1. Ростом производительности крестьянского хозяйства.

2. Увеличением ремесленного производства.

3. Ростом городов и городского населения.

4. Дальнейшем развитием торговых отношений между областями страны.

5. Расширением и углублением товарно-денежных отношений.

В упорной борьбе с феодалами при помощи огромных денежных откупов (особенно на юге страны) и весьма частых вооруженных восстаний(на севере) города добиваются для себя право на самоуправление, свое налогообложение и собственный суд. Совокупность этих прав называлась КОМУННОЙ.

Южные города раньше всех добились самоуправления (Бордо, Тулуза, Марсель), находясь на морских торговых путях с востоком и сохранив некоторые элементы муниципального устройства и в раннее средневековье. При этом они не обращались за покровительством к королевской власти, не пользующейся на юге почти никаким влиянием.

В борьбе с местными феодалами, северные города(Комбре, Суассон), находящиеся в отличии от южных в тесных хозяйственных связях между собой -> заинтересованные в политическом объединении страны нашли себе союзника в королевской власти. Король и северные города заключили неписаный договор. Города давали королю деньги и военное ополчение, а король обеспечивал городам защиту от феодальных притеснений и привлекал их верхние слои к государственному управлению. Итак, северные города оказывали королю наиболее действительную помощь в политическом объединении страны, но они не были его единственной опорой. Короля также поддерживали мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с его помощью устроить свои права на владение и расширить последние. Пользуясь этим король устанавливает прямую зависимость мелких вассалов от монархии. Этот процесс носил название ИММЕДИАТИЗАЦИИ.

Духовенство тоже было заинтересованно в установлении внутреннего мира и нуждавшегося в охране своих прав на церковную собственность.

Положение крестьян тоже изменилось:

1. Еще с Х11 века взгляды общества на рабство поменялись. Оно стало «противно человеческой природе». Папа Александр 3 говорил: «христианин не может быть рабом».

2. С Х111 века крестьяне стали массами уходить в города. Чтобы их удержать, сеньоры были вынуждены облегчать положение крестов.

3. Развитие товарно-денежных отношений стимулировало феодалов к накоплению денег, на которые можно было купить предметы иноземного поисхождения. В этих целях стали переводить натуральные повинности крестов в денежные.

4. Чтобы стимулировать рост с/х производства, феодалы стали предоставлять более свободный статус.

Из всего этого следует:

Возникает особая форма крестьянского земельного держания – цензита. Крестьянин-цензитарий был лично свободным, его основной повинностью в пользу собственника земли стал денежный взнос (ценз). Лично свободные крестьяне также составляли социальную опору королевской власти.

Столетняя Англо-Французская война со второй половины Х1V по первую половину XV веков, ослабившая силы крупных феодалов, своими распрями, усложнившая эту тяжелую для населения борьбу, также значительно укрепила престиж королевской власти.

Со временем оформляются 3 основных сословия:

1. Духовенство. Освобождалось от любых государственных служб и повинностей, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Дают обет безбрачия, ненаследственное.

2. Дворяне. Рассматривались не как вассалы короля, а как его слуги. Это замкнутое и наследственное от духовенства сословие. Их исключительная привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимости и рентных прав. Они также освобождались от несения воинской службы королю.

3. Неблагородное сословие пополнялось за счет горожан и крестьян-цензитариев. Не имели особых имущественных и личных прав. Были основными налогоплательщиками.

В процессе централизации выделяют 2 стороны:

1. Количественную. В начале Х1V века домен короля – это ¾ территории королевства.

2. Качественную (усиление власти).

В XV веке введена единая королевская монета, запрещены междоусобные войны, исчезло сеньориальное законодательство, ограничивается сеньориальная юрисдикция, появляется право апелляции на любое судебное решение в Парижский парламент.

Но, несмотря на все успехи централизации, королевская власть наталкивается на определенные препятствия:

1. Сопротивление верхов феодальной знати.

2. Открыто провозглашенное верховенство римской церкви в светских кругах.

3. Отсутствие регулярных денежных поступлений, достаточных для осуществления независимой политики.

Итоги: королевская власть, претендуя на высший суверенитет, не располагала тем не менее достаточными средствами для его реализации -> вынуждена просить денежной, военной и политической помощи у сословий. Результат этого – создание органа сословного представительства – Генеральных Штатов(принцип выборности + присутствие городского сословия)

Впервые Генеральные Штаты были созданы в 1302 году по причине спора Филиппа IV Красивого с Папой Бенефацием 11X о контроле над Французской церковью.

Генеральные Штаты решили, что в светских делах король зависит лишь от Бога и не обязан подчиняться Папе. Каждое сословие в них представлено отдельной палатой. Высшее духовенство и феодальная знать приглашались лично. Среднее и мелкое дворянство избирало своих депутатов. Выборы также происходили от церквей, монастырей и городов(по 2-3 депутата). Но горожане (особенно юристы) избирались и от сословия духовенства и дворянства. Приблизительно 1/7 часть депутатов – ЮРИСТЫ. Депутаты Генеральных Штатов обладали императивным мандатом: их позиция по обсуждаемым вопросам была связана инструкцией избирателей (наказом). Депутаты подотчетны перед своими избирателями. Ослабляло Генеральные Штаты:

1. Рознь между привилегированными и податными сословиями(каждая палата имела 1 голос. Все вопросы решались по палатам раздельно. Это обуславливало гарантированное большинство за привилегированными, т.к. они имели 2 голоса).

2. Отсутствие стабильности в структуре. Они часто распадались на штаты южно-французской и северофранцузской народностей.

3. Отсутствие связи между Генеральными и Местными Штатами.

4. Нет периодичности созыва.

5. Их основная функция – утверждение налогов. Они обсуждали и политические дела, но без права утверждать законы.

Король, используя меж- и внутри- сословные противоречия, поставил Генеральные Штаты в сословную зависимость от своей власти. В то же время сословия могли уклоняться от выполнения решения короля, высказать свое несогласие с его политикой. Например, принятие «Великого Мартовского Ордонанса» в 1357 году.

Идет столетняя война. Король Иоан Добрый пленен и за него нужно платить выкуп, а казна пуста и армия деморализована, восстали парижане. В соответствии с Мартовским Ордонансом сессии Генеральных Штатов должны проводиться 3 раза в год. Для их созыва не требуется предварительной санкции короля. Без согласия Генеральных Штатов не могли быть введены новые налоги, они получали право контроля правительства. Только с их согласия можно было заключать мир или объявлять войну. Были избраны «Генеральные реформаторы», которые могли контролировать деятельность королевской администрации, увольнять чиновников и наказывать их вплоть до смертной казни.

После подавления парижского восстания и крестьянской войны в Жакерии, королевская власть отвергла «Великий Мартовский Ордонанс».

Генеральные Штаты 1439 года предоставили королю право набирать постоянное войско и взимать своей властью деньги на его содержание(королевская талья).

Роль Генеральных Штатов ограничивалась разрешением королю субсидий и подачей наказов. Поэтому, после 1439 года этот орган стал созываться все реже, а с начала ХVII в. вообще перестает созываться. Заменялись Генеральные Штаты СОБРАНИЕМ НОТАБЛЕЙ, это лица всех 3х сословий, но в ограниченном количестве по королевскому выбору для совещания по каким-либо вопросам.

Собирался Большой Совет, в который входили юристы и 24 представителя высшей духовной и светской знати. Обычно созывался 1 раз в месяц с совещательными полномочиями.

Парламент перед каждым заседанием сначала назначался королем. Но постепенно он стал сам избирать своих членов из числа людей достойных, образованных и пользующихся хорошей репутацией. Кроме судебных функций Парламент приобрел право регистрации королевских актов. С 1350 года такая регистрация стала обязательной. Если Парламент находил в акте неточности/отступление от законов королевства, он мог заявить РЕМОНСТРАЦИЮ, т.е. возражение и отказать такому акту в регистрации. Она преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парламента. Высший финансовый орган назывался Счетной палатой.

Должностные лица (центральный аппарат).

1. Канцлер. Осуществляет текущее управление и контроль за деятельностью государственных чиновников. При отсутствии короля он председательствовал в Большом Совете. Под его руководством составлялись проекты королевских указов, хранил большую королевскую печать, которой скреплял подписанные королем акты.

2. Коннетабы. Сперва командир конного рыцарского ополчения, а с Х111 в. командующий королевской армией.

3. Камерарий. Следил за казной.

4. Палатины. Королевские советники, выполнявшие его отдельные поручения.

Местный аппарат

1. Прево и бальи теряли функцию военного управления, что связано с падением значения феодального ополчения. Стремясь к централизации местного управления, король вводит новую должность губернаторов. В одних случаях губернаторы имели чисто военные функции, в других назначались в бальяж (заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частых войн).

В городах возникали органы самоуправления: выборный Городской Совет, состоящий из уполномоченных (ЭШЕВЕНОВ) и избранного городского главы – МЭРа. Помимо управления и суда Городской Совет имел право издавать постановления обязательные для горожан. Итак, полное городское самоуправление звалось КОМУННОЙ


Похожая информация.


Общественный строй. В XIII-XIV вв. существенным образом изменился экономический облик Франции. Рост городов и товарного производства создали благоприятные условия для формирования общенационального рынка и преодоления феодальной раздробленности.

Развитие товарно-денежных отношений вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства и форм эксплуатации крестьян. Нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно переводили своих крестьян с натуральных повинностей на денежные. Утверждение денежной ренты привело к изменению правового положения французского крестьянства. К XIV в. основная масса сельского населения превратилась в лично свободных крестьян - цензитариев, обязанных платить сеньору ежегодную денежную ренту (ценз). Новый вид феодального держания земли - цензива- к XIV в. стал основной формой крестьянского землевладения.

XIV в. принес значительные изменения и в систему вассалитета. Нарушая старые нормы вассального права, король приближал к себе мелкое и среднее дворянство, заключая денежные контракты и используя его на государственной и военной службе.

В XIV-XV вв. завершается внутренняя консолидация сословного строя. В соответствии с официальными представлениями французское общество состояло из трех основных сословий - духовенства, дворянства и третьего сословия.

Первым сословием считалось духовенство. Объединение духовенства в единое сословие стало результатом победы королевской власти в XIV в. в борьбе с папством. Французское духовенство стало рассматриваться как составная часть нации, которая также как и другие была обязана жить по законам королевства. С установлением единого правового статуса духовенства оформились и его сословные привилегии; право на получение десятины, освобождение от всех государственных повинностей, налоговый и судебный иммунитет.

Вторым сословием являлось дворянство, объединявшее всех светских феодалов государства. В отличие от первого оно представляло собой замкнутое, наследственное сословие. Первоначально доступ в него был открыт для верхушки разбогатевших горожан, покупавших земли у разорившихся дворян. В последствии родовое дворянство, стремившееся к сословной чистоте, добилось того, что покупка поместий перестала предоставлять дворянское звание. Важнейшими привилегиями дворянства являлись: исключительное право собственности на землю, налоговый иммунитет, особые судебные привилегии. Внутренне сословие дворян по-прежнему было далеко не однородным.

Самым пестрым по социальному составу являлось третье сословие. Реально оно объединяло в себе все трудовое население и нарождающуюся буржуазию. В него входили горожане без различия их социального положения, а также крестьяне - цензитарии. Третье сословие не имело никаких привилегий и являлось единственным податным сословием в стране. Все бремя государственных налогов лежало именно на нем.

Государственный строй. Социально-экономические процессы, происходившие во Франции в XIV в., обусловили и изменения в государстве. Сеньориальную монархию сменила новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Она возникла на том этапе государственного развития, когда интересы формирующейся нации требовали усиления центральной государственной власти, преодоления феодальной раздробленности и объединения государства. Главную роль в объединительном процессе играла королевская власть, которая при осуществлении своей политики, сталкиваясь с мощной оппозицией феодальной олигархии, вынуждена была опираться на поддержку сословий.

В рассматриваемый период власть короля приобретает новое правовое содержание. Королевский трон передавался по наследству по мужской линии (от отца к сыну) в возрасте и состоянии духа, соответствующем короне, т. е. достигнувшему 14 лет и не безумному. К XVI в. добавилось еще требование принадлежности к католическому вероисповеданию. Из старшего сеньора король постепенно превращался в главу государства. Отношения с королевской властью теперь строились не на системе вассалитета, а на безусловном подчинении - подданстве. Французские легисты пытались обосновать новый статус короля и ими была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве, поэтому должен обладать неограниченными правами и быть независимым в своих действиях».

Полномочия и прерогативы королевской власти значительно расширились. Важнейшим среди них стало право на законотворчество. Французский король имел право издавать ордонансы

(законы) и приказы в их исполнение. Важнейшими королевскими прерогативами стали определение сословного статуса подданных (жалование дворянства, узаконивание внебрачных детей, предоставление статуса горожанина) и введение новых налогов. В XV в. сбор тальи и чеканка монеты отдельными феодалами были запрещены. Значительно расширилась и судебная власть короля. Согласно акту Карла V (1372 г.) королю принадлежало право наказания за незаконное ношение оружия, за фальшивомонетничество, за нарушение королевских ордонансов. В сфере исполнительной власти король имел право назначать на все важные должности в государственном аппарате, контролировать их деятельность и отстранять от должности.

Стремление королевской власти к централизации вызывало сильную оппозицию со стороны феодальной олигархии, не желавшей уступать свои позиции, а также со стороны римско-католической церкви, стремившейся к мировому господству. Противостояние короля Филиппа IV с римским папой Бонифацием VIII породило возникновение во Франции органа сословно представительства - Генеральных штатов. При решении вопроса о конфликте папства и французской короны, не желавшей терпеть поборы со стороны папы и его вмешательство в светские дела, первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г., поддержали короля.

Генеральные штаты состояли из трех палат, заседавших отдельно и имевших (каждая) один совокупный голос. Первая палата - палата духовенства - состояла из прелатов католической церкви, лично приглашаемых королем, и избранных от духовенства представителей (по одному от капитулов и аббатств). Во второй палате заседали депутаты от дворян. Первоначально в ее состав входили крупные светские феодалы, приглашаемые королем. Позднее, помимо знати, получавшей индивидуальные приглашения, во вторую палату стали избирать депутатов от всех остальных дворян. В палате третьего сословия заседали выборные представители от городов.

В городах, подчиненных королю, представителей часто назначали королевские чиновники. Но чаще депутатов выбирали либо на городских советах, либо всем населением города. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по обсуждаемым вопросам была связана с инструкцией избирателей. Вернувшись с обсуждения, депутат должен был отчитаться перед своими избирателями. Крестьянство представлено не было. Их представителями считались сеньоры.

Периодичность созыва Генеральных штатов определялась королем. Его прерогативой было право созыва, назначение места и сроков собрания. Обычно Генеральные штаты созывались в случаях, когда королевская власть нуждалась в деньгах, и их основной функцией было решение вопроса о субсидиях.

Значение Генеральных штатов возрастало в критические моменты истории страны. Таким периодом в истории Франции была Столетняя война с Англией (1337-1453 гг.). В условиях военных поражений, пленения французского короля Иоанна II англичанами в стране развернулось широкое движение за реформы. Инициатива и программа преобразований принадлежала представителям сословий, действовавших через Генеральные штаты. Воспользовавшись ослаблением королевской власти, Генеральные штаты потребовали расширения своих прав и заставили дофина Карла (будущего Карла V) издать конституционно-правовой документ, получивший название - Великого мартовского ордонанса 1357г. Согласно ордонансу полномочия Генеральных штатов были значительно расширены. Они получили право собираться три раза в год без инициативы со стороны короля для «устройства хорошего управления государством», собирать и распоряжаться денежными субсидиями, контролировать деятельность королевской администрации. Однако ордонанс не был реализован. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и Жакерии королевская власть отказалась от положений ордонанса. А новый король Карл V (1364-1380 гг.) вместо созыва Генеральных штатов стал прибегать к собранию нотаблей - знати, приглашаемой лично по собственному выбору короля. В 1439 г. Генеральные штаты вынуждены были согласиться на установление постоянного ежегодного налога (тальи) и тем самым упрочили позиции короля. После окончания Столетней войны Генеральные штаты созывались крайне редко.

Возникновение сословно-представительной монархии не no влекло за собой существенной реорганизации центрального аппарата государственного управления. Многие должности периода сеньориальной монархии утратили свое значение, превратившись в придворные титулы, а их место заняли новые. Из прежних должностей сохранила свою роль только должность канцлера. Ему по-прежнему подчинялась вся королевская канцелярия. Он являлся главой королевской юстиции. Для управления финансами были созданы должности государственных казначеев к генералов финансов (для экстренных сборов). Возросшая и расширившаяся деятельность королевской администрации породила должности мелких администраторов (клерков, секретарей, нотариусов), назначаемых из незнатных дворян.

Важное место в системе управления занял Малый королевский совет. В 1314 г. феодальная знать добилась права представительства в нем, и Малый королевский совет стал называться Большим советом. В его состав наряду с королевскими администраторами и легистами вошли 24 представителя высшей духовной и светской знати. Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия были исключительно совещательными. По мере укрепления королевской власти значение Большого совета падало, а при дворе оформился Тайный совет, куда приглашались лица но выбору короля.

Система местного управления в период сословно-представительной монархии также не претерпела существенных изменений. Франция не имела четкого административно-территориального деления. Унифицированной была лишь структура королевского домена, состоявшего из приблизительно равных административных единиц - бальяжей. В системе управления провинциями должности прево и бальи постепенно утрачивают ряд своих полномочий.

Важные преобразования коснулись французской армии. В результате реформ Карла VII (1439-1445 гг.) была создана регулярная королевская армия. Феодалам запрещалось иметь собственные военные отряды. Получив возможность взимать постоянный налог, королевской власти удалось создать регулярную армию с централизованной системой управления и четкой структурой. Было создано 15 рот солдат, комплектуемых из дворян, во главе с капитанами, дававшими клятвы верности самому королю. Набор в армию был вольным, а финансировалась она из государственной казны.

Развитие судебной системы Франции шло по пути возрастания роли королевской юстиции, которая значительно потеснила сеньориальную и церковную. Главной особенностью судебной системы Франции по-прежнему являлась ее запутанность. Суд оставался неотделим от администрации.

Высший суд королевства - парламент - в рассматриваемый период разделился на несколько палат; большую (судебную), несколько следственных и несколько палат прошений. Наряду с чисто судебной деятельностью парламент приобрел право регистрации королевских ордонансов. С 1350 г. она стала обязательной. При этом, если парламент находил в ордонансе неточности или противоречия с действующими законами, то он мог заявить ремонстрацию- отказ в регистрации. Низшие суды при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими актами.

Суд на местах от имени короля вершили прево и бальи. Все эти должностные лица назначались и увольнялись королем. В связи с этим их судебная деятельность находилась под контролем королевской власти.

Церковный суд постепенно трансформировался в специальный суд по делам особой предметной подсудности (ересь, колдовство, сожительство и др.), образовав целостную инстанционную систему: суд официалов (низшая инстанция), суд архиепископа, суд кардинала, суд римской курии (высшая инстанция, рассматривавшая преимущественно дела канонического характера).

В XIV в. был создан специальный орган уголовною преследования - прокуратура. Члены прокуратуры - прокураторы - выступали обвинителями по делам, затрагивавшим интересы короны.

Во второй половине XV в. территориальное объединение Франции было в целом завешено. Решительные действия в политическом объединении страны были предприняты в правление Людовика XI {1461-1483 гг.). Короне удалось одержать победу над союзом территориальных магнатов - Лигой общественного блага - и присоединить Прованс с крупными средиземноморскими портами и Бретань. К началу XVI в. Франция, ставшая самым большим европейским государством, вступила в период завершения государственной и административной централизации, приведший к оформлению новой формы феодального государства -абсолютной монархии.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в.

Было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".

В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в Том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям логистов, имел все прерогативы римского императора.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной. олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т. д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т. д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т. д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лан-гедоке), и проводили политику сепаратизма.

Еще по теме 32. Сословно-представительная монархия во Франции. Штаты и Парламенты.:

  1. Лекция 21. Англия XVII-XIX вв.: становление буржуазного (индустриального) государства.
  2. Тема 23. Революция XVIII в. и становление буржуазного государства во Франции»
  3. А. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
  4. 21 Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (ХIV-XV вв.):
  5. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (система органов государственной власти, реформы Людовика IX, сословный строй).

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Поводом для созыва первых Генеральных штатов (1302) стала схватка французского короля Филиппа IV Красивого с римским папой Бонифацием VIII.

Король, нуждаясь в деньгах для укрепления своей власти, в первую очередь армии, начал выпускать неполноценную монету, требовал денег у евреев-ростовщиков, принимал крупные займы у городов. Церковь также обложили налогом, запрещалось вывозить золото и серебро в Рим, из тюрем выпустили еретиков.

Бонифаций VIII выступил с резкой критикой короля, запретив ему собирать налоги с духовенства, и отозвал нескольких прелатов в Рим, чтобы обсудить дальнейшие шаги. Во Франции эти действия были расценены как попытка "преобразования Франции в папский лен", началась полемика легистов с клерикалами. Легист Марсель Падуанский (ректор парижской Сорбонны) обосновал положение, что "высшая власть (в государстве) принадлежит наследственному, а не выборному монарху".

Основным аргументом Легисты служила и довольно спорная, но популярная в Средние века тезис, что Бог якобы нет времени заниматься каждым простолюдином частности. Он вручает монархам заботу о подданных, поэтому их наследственная власть над нацией является Божьим провидением.

В папской булле "Unam Sanctam" (18.ХИ.1302 г.) Утверждалось, что святая католическая церковь имеет лишь одно тело и одну голову - Христа и его ученика-заместителя - Петра, преемников последнего на папском престоле. Христос перед своей казнью якобы передал свои "земные" полномочия апостолу Петру, а тот - по преданию - был первым христианским первосвященником в Риме. Поэтому каждый римский папа выступает как бы прямым преемником самого Иисуса Христа, следовательно, имеет высшую власть на Земле. Под властью папы находятся два меча - "один, что подчиняется другому, светский - духовному", "короли должны служить церкви на первый приказ папы". Папе "принадлежит право наказывать светскую власть за любую ошибку. Светской власти это право не предоставлено".

Для решения указанного конфликта короля и папы и были созваны Генеральные штаты. Личное приглашение получили графы, герцоги, высшие сановники церкви. Остальные дворянства была представлена выборными депутатами. К третьему сословию вошел городской патрициев - выборные лица или предназначены королевскими чиновниками. Крестьяне представлены не были. Каждый состояние заседал отдельно от других и имел один голос из трех.

Получив поддержку Генеральных штатов, Государственный совет Франции по инициативе ближайшего советника Филиппа IV - Гильома Ногаре обвинила папу в том, что он незаконно занимает папский престол, и вынесла решение о немедленном созыве церковного собора, который бы осудил папу как еретика и преступника.

11 октября 1303 Бонифаций VIII (который в то время сошел с ума) умер в возрасте 86 лет. Папа Климент V (1308-1314) открыл новую эпоху в истории папства, известную как авиньонское пленения пап. Новый папа, которому был предоставлен для постоянного пребывания французский Авиньон, должен назначить в кардинальскую коллегию такое количество французов, которая обеспечивала в будущем избрание французских пап. Филиппа IV были объявлены "чемпионом религии". Авиньонское пленения пап (1309-1377) продолжалось более полувека.

Генеральные штаты сохранились и на будущее. Очень быстро их роль была сведена к установлению новых налогов. Вопрос на рассмотрение выносились исключительно королем, король же продолжали принадлежать судебно-административные функции. Не позволялось Генеральным штатам держать и собственный аппарат.

С 1337 по 1453 pp. продолжалась Столетняя война Англии с Францией, вызванная претензиями потомков Вильгельма Завоевателя на французский престол после обрыва линии династии Капетингов (987-1328 pp.).

Французские рыцарские войска были дважды разбиты англичанами при Креси (1346) и при Пуатье (1356). В последней битве цвет французского рыцарства был уничтожен, а сам король Иоанн II Добрый попал в плен.

Наследник престола (дофин) Карл должен был искать огромную сумму на выкуп отца-короля из плена. Правительство попыталось повысить налоги, что вызвало восстание северных французских городов во главе с Парижем. Требованием восставших стала передача власти Генеральным штатам. Дофин Карл распустил этот орган, и тогда в Париже началось новое восстание, которое возглавил купеческий старшина Этьен Марсель.

Представители третьего сословия добились включения нескольких депутатов Генеральных штатов в королевский совет, поставив как требование смещения наиболее бездарных чиновников и коренную реорганизацию самой системы управления государством. Только при таких условиях Генеральные штаты согласились организовать сбор средств для выкупа плененного короля. Дофин Карл дал согласие на принятие т. Н. Великий мартовский ордонанс (1357). Этот документ провозглашал неприкосновенность депутатов, запретил частные войны феодалов и практику незаконных реквизиций.

Депутаты Генеральных штатов получали право собираться дважды в год, не дожидаясь разрешения короля. Королевским чиновникам было запрещено занимать более одной должности и передавать свои функции другим лицам. Вводилась строгая ответственность чиновников за порученное дело. Ордонансы запретил продавать с торгов судейские должности или сдавать их на откуп. Отменялась практика денежного откупа (композиции) за тяжкие преступления. Высшие суды не могли принимать в свое судопроизводство дела, подлежащих рассмотрению нижестоящих судов. Поэтому ограничивалось королевское право на помилование.

Оказавшись в безвыходном положении, сын пленного короля был вынужден принять этот документ. Однако, выехав из столицы, он начинает собирать силы для расправы с мятежными депутатами Генеральных штатов.

Вслед за парижанами поднялись крестьяне (1358). Это восстание известно под именем Жакерии, то есть восстание жакив (Жак - простак), как презрительно называли крестьян дворяне. Городской патрициев Парижа помог подавить Жакерию. Далее пришла очередь столицы, а Большой Мартовский ордонанс потерял свою силу.

Перелом в Столетней войне связан с именем Жанны д"Арк (которая была сожжена на костре англичанами в 1431). К этому французские крестьяне и мещане воспринимали Столетней войне, как внутреннюю "разборную" феодалов, каждый из которых был ничем не лучше другого. После казни Жанны д"Арк в сердцах французов проснулся патриотизм и королевская власть умело воспользовалась этой возможностью.

На нужды ведения освободительной войны против английских оккупантов король Карл VII в 1439 добился введения прямого постоянного налога (т. Н. Талья). В 1445 г.. За счет поступлений от этого налога он совершил военную реформу. Были заложены основы наемного регулярной армии, пришедшей на смену прежнему рыцарском ополчению.

Согласие Генеральных штатов на эти нововведения укрепила власть короля и силу его войска. Полное освобождение территории Франции от английских оккупантов произошло в 1453. Король Людовик XI (1461- 1483) завершил политическое объединение страны.

Но изменение положения короля, усиление королевской власти вызвали ослабление самых Генеральных штатов. Король больше не нуждался в их санкции на сбор налогов, в распоряжении монарха была послушная наемная армия, сформированная из бывших люмпенов, сбежавших из крепостничества, рыцарских низов.

В конце XV в. было установлено, что каждый бальяжей (большая область) избирает по одному депутату от каждого сословия. Депутат мог действовать только в пределах инструкций своих избирателей (императивный мандат). Палаты состояний и в дальнейшем заседали отдельно, каждое состояние имел один голос. По окончании работы палат Генеральных штатов король получал обобщающий обзор наказов избирателей, что имел характер пожелания.

Собрание 1484 были еще достаточно представительными, но в течение XVI - нач. XVII в. Генеральные штаты созывались всего пять раз. Последний раз они состоялись в 1614

Вместо Генеральных штатов король начал созвать нотаблей, в которой были представлены высшие представители трех сословий. Формально рекомендации этого Совета не было для короля обязательного характера, однако королевская власть была вынуждена считаться с мнением аристократии, олигархии и церкви, особенно в вопросах введения новых налогов.

Королевские налоги и суд распространились на всю территорию страны. Частные армии магнатов запрещались ордонансом Генеральных штатов еще в нач. XV в. Королевская армия стала единственной военной силой в стране, способной подавить в считанные дни выступление непокорного герцога или мятежного города. Следующим этапом эволюции монархии во Франции стал абсолютизм.

Могли Генеральные штаты взять всю полноту власти в стране из рук монарха, например, воспользовавшись ослаблением королевской власти в Столетней войне? Исторический опыт Польши или Германии позволяет предположить подобную возможность. Однако вмешательство парижского патрициата в Жакерию на стороне недавнего противника - королевской власти, в известной степени симптоматическое. Буржуазия еще не была готова к своему единовластия и вынужденно поддерживала короля в его схватке с непокорными магнатами или в подавлении крестьянского восстания.

Именно сила буржуазии во Франции не позволила Генеральным штатам выродиться в орудие аристократической олигархии, взять власть от короля и сосредоточить ее в своих руках. Буржуазия пока не была заинтересована в таком развитии событий, поскольку рассчитывать на доминирующее положение в стране ей тогда не приходилось. Это была задача на сутки, эпоху буржуазных революций, а тем временем верхушка третьего сословия благоразумно поддержала монархию в ее стремлении к укреплению королевской власти, к абсолютизму.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление ее связано с дальнейшей централизацией, возвышением королевской власти.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. Людовик XI (1461-1483 гг.) отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Они отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для

сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым - дворянство, третьим - городское население и крестьяне - цензитарии - лично свободные крестьяне, которые обязаны были платить сеньору денежную ренту - ценз). Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии, имевшие место еще в XIII в. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым (1285-1314 гг.) в 1302 имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии феодального государства во Франции.

Созванные в 1302 году первые Генеральные штаты ознаменовали собой начало становления во Франции сословно-представительной монархии. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность заседаний также определялись королем. Они созывались для того, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявлением королем войны, переговорами о мире, заключением договоров, обострением конфликта с папой и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законопроектов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог.

Поражения Франции в Столетней войне (1337 - 1453 г.г.) с Англией создали ситуацию, благоприятную для расширения прав Генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города и раньше всего Париж.

В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них. Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года - Жакерия, преследовавшее антифеодальные цели. Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карлом, был оплачен теперь многими жертвами.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской власти, хотя объективно они помогали ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 г. Генеральные штаты не собирались до 1560 г.

Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подвергались существенной реорганизации. Все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекали от короля. Из прежних должностей сохранила свое значение только должность канцлера. Он, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 гг.). В его состав входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.

Появились и новые должности в центральном королевском аппарате - клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено. Для усиления централизации местного управления короли вводят новые должности губернаторов. Сначала губернаторы имели чисто военные функции. Затем получили более широкие полномочия: они имели право запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.

В XIV в. появляются такие новые должностные лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XVв. стал называться провинцией.

Организация финансового управления. Постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 г., когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

Судебная система. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации. Мелкие судебные дела решали прево, но дела о серьезных преступлениях рассматривались в суде бальи, а в XV в. - в суде под председательством лейтенанта. Вся судебная деятельность полностью контролировались королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.