Как становились евнухами в османской империи. Кто такой евнух и чем евнух отличается от кастрата? В древнем мире

Слово "евнух" имеет несколько значений. Первое - это мужчина, который лишен возможности иметь детей. Второе - высокопоставленный чиновник при дворе. Есть также определение "монах-евнух". Давайте более подробно рассмотрим, кто такой евнух, и в каком смысле употребляется это слово.

Евнух - "хранитель постели"

Это буквальный перевод слова "евнух" с греческого языка. Интересно, кто такой евнух, и какие постели он должен охранять? В Библии описано, как языческие народы кастрировали пленных детей и назначали их слугами при дворе. Эти придворные охраняли спальни правителей. Они смотрели за царским гаремом, где находилось несколько десятков женщин. Кастрация евнухов защищала царскую династию от внебрачных детей от людей низшего сословия. Часто евнухов называли - страж жен, страж наложниц или слуга царицы.

Но, евнухами также назывались мужчины, рожденные с искалеченными половыми органами. В древнем Израиле они могли лишь в ограниченной степени участвовать в поклонении Богу. Входить в израильское собрание им запрещалось. Можем представить, какими униженными они себя чувствовали из-за того, что были лишены возможности иметь детей.

А, кто-то намеренно шел на кастрацию. Это распространено среди некоторых религиозных культур. Монах-евнух целиком отдавал себя служению Богу, отказывая своей греховной плоти в удовольствиях.

Итак, неважно становился мужчина евнухом или был рожден таким, в обществе он всегда чувствовал себя неполноценным.

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.

Сулейман и Роксолана-Хюррем [Мини-энциклопедия самых интересных фактов о Великолепном веке в Османской империи] Автор неизвестен

Евнухи – хранители сераля

Евнухи – хранители сераля

Слово «евнух» происходит от греческого eunuhos – скопец. В «Библейской энциклопедим» утверждают, что в основе слова «евнух» лежит соединение слов «брачное ложе» и «сохранение», в итоге получается обобщенный смысл – «хранитель ложа». Читаем в этом источнике: «Хотя кастрация запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Втор. XXIII:1), но цари иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных – обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах».

Получается, что евнухи существовали еще в глубокой древности. Утверждают, что кастрированных «блюстителей ложа» у владык Османской империи имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек.

Евнухи, гарем-агалары – были мощной силой, которые, как и валиде-султан, и жены султана, и кальфы, и даже отдельные наложницы в гареме принимали самое непосредственное участие в государственных делах. Помимо того, что они обязаны были охранять и осуществлять руководство внутренними службами даруссаде . Напомним, что гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья».

Вот как этот исторический персонаж представлен в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»:

Меж ними ходит злой эвнух,

И убегать его напрасно:

Его ревнивый взор и слух

За всеми следует всечасно.

Его стараньем заведен

Порядок вечный. Воля хана

Ему единственный закон;

Святую заповедь Корана

Не строже наблюдает он.

Его душа любви не просит;

Как истукан, он переносит

Насмешки, ненависть, укор,

Обиды шалости нескромной,

Презренье, просьбы, робкий взор,

И тихий вздох, и ропот томный.

Ему известен женский нрав;

Он испытал, сколь он лукав

И на свободе и в неволе:

Взор нежный, слез упрек немой

Не властны над его душой;

Он им уже не верит боле.

Откуда в Османской империи взялись евнухи?

История появления евнухов в Османской империи такова: обычай держать в услужении евнухов проник сюда из Византии. В оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя (1432–1481). Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574–1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда-агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Стражники гарема. Художник Людвиг Дойч

Ввиду того, что белые рабы умирали чаще после подобной экзекуции, им на замену пришли жители Африки. Чернокожих рабов сплавляли по Нилу или гнали пешком. Операцию производили во время остановок, при этом несчастного закапывали по шею в горячий песок, что считалось хорошей дезинфекцией, и ждали момента, пока рана затянется.

Бизнес на кастрации

При том что ислам запрещает кастрировать людей и животных, евнухи являются обязательным атрибутом султанского гарема. Откуда брались эти преданные слуги – евнухи, которому султан мог доверить не только своих женщин, но и свою собственную безопасность? Чтобы не противоречить заповедям Ааллаха, мусульмане покупали кастратов из рядов христиан и иудеев. Но не только. Как отмечал П. Котов в статье «Запретная любовь в Сарае», рассуждая о роли евнухов: «И это понятно: раб, привезенный мальчиком из далекой Африки, своим положением обязанный только султану, не имеющий родственников вне гарема и лишенный возможности продолжить свой род, разве это не лучшая кандидатура на роль доверенного лица султана? В стамбульском гареме служили в основном гарем-агалары из Абиссинии (Эфиопии) и Судана. Дело в том, что они лучше переносили процедуру кастрации: белые мальчики часто умирали после нее.

В специфической литературе можно найти сведения о самом «производстве» евнухов. В те времена это был процветающий бизнес, ибо кастраты на невольничьем рынке стоили очень дорого, – ввиду того, что большинство подвергнувшихся ужасной операции не выживало. Также были случаи, когда мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Как свидетельствовал путешественник Картнер Стенц, описавший среди прочего и операцию кастрации, если по прошествии определенного времени и после снятия повязки, страдалец мог, наконец, облегчиться, то «если у него это получается, это означает, что пациент вне опасности, с чем его и поздравляют. Если же, однако, бедняга не в состоянии помочиться, он обречен на мучительную смерть, ибо нужные проходы распухли, и ничто уже не сможет спасти его».

Евнухи делились на три категории. Сандалы , у которых было отрезано все – и пенис, и яички. Спадоны , у которых были удалены только яички методом выдергивания, и еще – тлибии , у которых яички были отбиты. Спадоны и тлибии долгое время после мучительной операции сохраняли способность получать сексуальное удовольствие. Из рассказов рабынь, покинувших гарем, известно, что некоторые одалиски некими изощренными способами могли удовлетворить даже сандала. Однако если такая связь раскрывалась, и евнуха, и его любовницу ждало серьезное наказание: гарем-агалару – палки и изгнание, одалиске – мешок с грузом и воды Босфора.

Евнух османского султана. Фото Паскаля Себа

Кызлар-ага

Старший евнух – кызлар-ага – предел мечтаний любого кастрата. В его руках была сосредоточена огромная власть, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кызлар-ага выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о других важных событиях. Помимо этого он отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и других евнухов. К приятной части его обязанностей относилась не только охрана жительниц гарема, но и поставка во дворец новых наложниц. Именно этот евнух в ранге кызлар-аги сопровождал девушку в спальню султана. А его зловещая власть проявлялась тогда, когда он объявлял приговоры женщинам гарема, отводил осужденных к палачу, когда же несчастных было приказано утопить в море, он самолично надевал на их головы кожаные мешки.

Евнухи имели не только власть, но и почти безграничную возможность обогащаться. Не удивительно, что многие из них были завзятыми взяточниками. Всякая женщина, пожелавшая обращавшаяся к султану, должна была сделать это только через главного евнуха, преподнеся при этом щедрые дары. Евнухи умело использовали «богатый женский ресурс» гарема, возвышая или, наоборот, оставляя в забвении наложниц. Они получали от них взятки деньгами и подарками, а затем уже счастливицы могли продвигать их самих по службе. Право личного доклада султану и частые встречи с ним также давали хорошую возможность приумножить состояние. Так что вполне вероятно, что кызлар-ага мог стать одним из самых богатых людей Османской империи. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась солидная пенсия, ибо он все еще оставался главным носителем и хранителем дворцовых секретов.

Как пишет историк О. Дмитриева, «Евнухи были хранителями казны султана, его жен и, самое главное, – тайн гарема, от которых зачастую зависела жизнь многих. Их влияние на государственные дела росло, став поистине огромным во времена правления женщин (1541–1687), а в XVII и XVIII столетии они вместе с султаншами и валиде, собственно говоря, руководили империей, сыграв существенную роль в ее упадке. Евнухи организовывали заговоры, свергали и возносили на троны султанов. Они же решили исход «войны» султанш Турхан и Кесем, задушив последнюю».

О своей встрече с кызлар-агой рассказал и Жерар де Нерваль:

«Пока мы прохаживались по пристани, показался величественного вида мужчина; он был смуглым, как мулат, в прекрасном турецком костюме, но не в новом, по-слереформенном, а в таком, какой носили в старину. Увидев господина Б., он остановился; тот приветствовал его с большим почтением. Мой друг сказал, что этот человек – важная персона и что, когда он будет уходить, ему нужно будет сделать церемонный „салам алейкум“: приложить руки сперва к груди, потом – к губам. Я так и сделал; в ответ мулат изящно поклонился.

Я знал, что это не султан, которого я уже видел.

– Кто это? – спросил я, когда человек отошел.

– Это кызлар-ага, – ответил мне художник с чувством восхищения, к которому примешивался страх.

Я все понял: кызлар-ага – главный евнух сераля, самый влиятельный человек после султана, даже более грозный, чем первый визирь».

Кызлар-ага – чернокожий шеф евнухов гарема. Художник Жан-Батист ван Мур

Кто и сейчас мечтает стать евнухом?

В рассказе «Страж гарема» автор Николай Филиппов пишет от лица евнуха, и чувствуется, что этот образ сильно воздействует на воображение писателя, словно признающегося в том, что он не прочь оказаться на месте этого исторического персонажа. Неужели впрямь есть те, кто мечтает стать евнухом?!

«Европейский взгляд на Восток, по-моему, с одной стороны слишком романтичен, с другой – натуралистичен, а с третий часто отражает непонимание восточного уклада жизни и обычаев. За примерами ходить далеко не надо.

Европейцы упорно называет нас, агаларов – евнухами – хранителями ложа, подчеркивая плотский характер нашего нахождения в гареме.

Но это же не так!

Мы – агалары – господа многих, в переводе с арабского. Мы не только охраняем постель Господина, но и ответственны за дисциплину и, что уже совсем ускользает от европейского глаза, атмосферу в гареме. Недаром существует пословица: «плохие агалары – плохой гарем».

Оказавшись в Эстляндии, уже в зрелом возрасте, и приученный прежде думать, чем делать, я никак не могу привыкнуть здешней манере подгонять все под свое – легко и бездумно.

Меня немало рассмешило еще в первые месяцы моей европейской жизни желание многих мужчин и женщин в приватных беседах узнать, а то и посмотреть, если у меня мужские органы, а если нет, то, как я живу без них?

Не знаю, откуда пошла сказка о полном оскоплении агаларов. Но она стойко держится в умах, и разрушить ее очень трудно. Пользуюсь тем, что здесь меня не будут перебивать, и расскажу правду.

Прежде всего, для нас, мальчишек стать агаларом было мечтою и высочайшей честью, дарованной Господином за покорность и послушание. Уже в семь, восемь лет мы с нетерпением ждали этого дня. Мальчики в гареме Абдурахман-хана становились агаларами обычно после того, как им исполнилось девять лет.

Валида Малика рассказывала нам, что в других гаремах мальчикам – будущим агаларам мужские органы отсекаются одним взмахом бритвы, и в мочеточник сразу же вставляется серебряная трубка, чтобы справлять естественные надобности. Таких агаларов называют сандали. Рана прижигается кипящим маслом, и нового сандали помещают в кучу свежего навоза и кормят молоком.

Распространен и другой способ – удаление яичек с помощью каменного ножа, разбивание их, выкручивание или прижигание. Эти агалары – филиби.

Мы не были ни теми, ни другими.

Наш хозяин Абдурахман-хан получил в Париже высшее художественное образование и разрушать тело никому бы не позволил. Он часто говорил: «из красивых мальчиков вырастают красивые юноши, из красивых юношей – красивые мужчины. Уничтожать красоту запрещает Аллах!».

Внешне наши мужские органы оставались такими же, как и прежде. Они сохраняли способность к возбуждению. Одно небольшое отличие: семя из них не истекало, как у других мужчин, не агаларов.

Перечитывая в Европе различные восточные романы, записки, мемуары меня всегда раздражала иммитация, грубая подделка под Восток.

Евнухи Гюль-ага и Сюмбюль-ага в сериале «Великолепный век» в исполнении Энгина Гюнайдына и Селима Байрактара

Я уже говорил, что мы, мальчишки, мечтали стать агаларами и, затаив дыхание, ждали того дня, когда это произойдет. Мы знали, что нам будет немного больно, но кого из нас за время жизни в гареме не пороли, не били по пяткам?

Пророк Мухаммад (Мир ему!) прямо говорит о необходимости сечь мальчишек, чтобы они выросли хорошими людьми и не уставали молиться.

Передо мною сейчас, как на фотографии, сцена моего обращения в агалары. Я был не один. Со мною агаларами становились Адиль, Амин и Гасан Имена мальчишкам дали в гареме. Адиль – справедливый, Амин – верный, Гасан – красивый.

Мое детское гаремное имя – Сабир – терпеливый.

Мы были одного возраста – недавно всем исполнилось девять лет. Вместе росли, играли, шалили, вместе или по очереди ложились под розги и палки, и нам всем вместе проделали не такую уж, честно говоря, болезненную операцию – перерезания семенного канатика. Чик – и готово.

То, что мы уже никогда не будем полноценными мужчинами, не сможем зачинать детей, тогда нас волновало меньше всего.

Не очень больно – и то хорошо! Зато сколько мальчишеской гордости, что, наконец, и мы стали агаларами. Теперь нас будут не только пороть, но и мы будем наказывать провинившихся одалисок и наложниц!

Так представлялось нам, мальчишкам, но совсем не так было в жизни.

Жили агалары в помещениях, находившихся сразу за «Воротами блаженства» (так назывался вход в гарем Абдурахман-хана. Вход закрывался двумя смежными дверями – железной и медной. Главный агалар (им долгие годы был мой учитель и наставник Салех) каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.

<…> Абдурахман-хан любил повторять: «Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей моего гарема, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного агалара, или даже самого “начальника девственниц”».

Став агаларом, я сменил свое гаремное имя. Поскольку теперь в мои обязанности стало входить обслуживать и охранять девушек и женщин, меня назвали «приличествующим чистоте и благоуханию» цветочным именем – Гиацинт. Впрочем, большинства обитателей гарема я оставался тем же Сабиром, которого они знали.

Гиацинтом меня называли только вновь прибывавшие наложницы и одалиски.

Что резко изменилось – так это мое материальное положение. Я был еще совсем мальчишкой, а уже стал получать 60 акча – не малое в гареме и огромное за его стенами.

Я пропущу годы ученичества. Наука понимания женщин сложна, и можно написать не одну книгу, рассказывая о ней. Может быть, я так и сделаю, но после того, как расскажу о себе и о гареме».

Каждый ли евнух переставал быть мужчиной?

Но, как свидетельствует история, не каждый евнух терял способность к половому акту, и некоторые из них даже тайно сожительствовали с наложницами султана. Прелесть любовных отношений с евнухами состояла и в том, что они могли доставить изысканные ласки, и в том, что они были абсолютно безопасны в плане нежелательной беременности.

Большой белый евнух гарема. Художник Жан-Леон Жером

При поступлении в гарем евнухи, как и наложницы, получали новые имена. Утверждают, что все имена «полумужчин» соответствовали названию цветов. Нам может показаться комичным, что эти люди (а с годами они дряхлели и толстели) прозывались нежно: нарцисс, гвоздика, роза и т. д. Эта поэтическая традиция сложилась в силу того, что именно так приличествует зваться тем, кто охраняет чистоту гаремных пери .

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли иными радостями жизни: они слыли тонкими гурманами, считались тонкими ценителями музыки и танцев. Чтоб заглушить тоску и несбыточные желания евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства, к примеру, курили кальяны с примесью опия.

Следующую жуткую подробность мы находим в книге О. Дмитриевой «Тайная жизнь гаремов»: «Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах».

Старость этих людей была жалкой: их тела с годами становились толстыми, дряблыми, полностью исчезал волосяной покров, голоса же превращались в карикатурно-писклявые. С годами они еще больше походили на женщин. Старость приходила к евнухам очень рано, в 40 лет многие казались 60-летними.

Евнухи. Конец истории

С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Одно время было высказано и представлено много прожектов об их устройстве в старости. Самые активные из них даже пытались организовать собственный профсоюз. Но оказалось, что турецкое общество, готовое принимать многие политические и общественные преобразования, не хочет иметь никаких дел с «постыдными пережитками прошлого»; о кастратах всем хотелось поскорее забыть.

Эдмондо де Амичис в книге «Константинополь» (1896) писал: «На многолюдных базарах, среди гуляющих в дачных окрестностях Стамбула, за колоннами мечетей, возле нарядных экипажей, на пароходах и в прогулочных лодках, на всех празднествах, собирающих толпы людей, можно было встретить этих призраков с меланхоличной внешностью, бросающих темную тень на светлую сторону безмятежной жизни Востока».

О последних годах существования такого явления, как евнухи гаремов, писала и свидетельница тех лет Алев Литлэ Крутье, автор популярной книги «Гарем. Царство под чадрой». Вот цитата из ее книги:

«В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.

У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец – колечко с голубым камнем и большой палец – с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.

Евнух в султанском дворце в Константинополе на старой открытке

В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.

– Сезам, откройся, – говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов.

Казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю.

За глаза родители называли его хадим, что значит «евнух». Как объясняла мне мама, это слово означает «безбородый». Однажды я слышала, как мой отец говорил, что «их» осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха.

Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет».

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора

ГАРЕМЫ И ЕВНУХИ Неудивительно, что Соломон в мгновение ока разрешил спор между двумя женщинами: ведь у него было семьсот жен и триста наложниц. Жюльен де Фалкенаре Иметь два гарема - это, случаем, не двоеженство? Лешек Кумор Если мужчина непонятно зачем держит полный

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Евнухи - Доктор, кастрируйте меня. - Да вы что, опомнитесь - Доктор, пожалуйста, мне очень нужно. Доктор взял и кастрировал, а потом спрашивает, зачем пациенту это было нужно. - Понимаете, я собирался жениться, а невеста говорит, что выйдет только за настоящего

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Евнухи - Доктор, кастрируйте меня. - Да вы что, опомнитесь - Доктор, пожалуйста, мне очень нужно. Доктор взял и кастрировал, а потом спрашивает, зачем пациенту это было нужно. - Понимаете, я собирался жениться, а невеста говорит, что выйдет только за настоящего

Из книги Справочник водолаза автора Автор неизвестен

8.3. Баллоны – хранители воздуха, газов и газовых смесей В водолазной практике для хранения запасов воздуха, однокомпонентных газов (кислорода, азота, гелия), для приготовления и хранения искусственных газовых смесей применяются стальные баллоны, которые в зависимости от

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Ангелы-хранители Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они - глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

Евнухи Существует два типа евнухов - люди, кастрированные перед достижением половой зрелости и после нее. Если операция была проведена уже на взрослом человеке, у него часто выпадают волосы, развивается грудь, увеличивается вес и быстро наступает старость. Иногда

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Гаремы и евнухи Иметь два гарема – это, случаем, не двоеженство?? Александр Кумор, польский афорист*Моя мечта – гарем с пятьюдесятью дружками и без единого мужа.? Сабрина Ферилли, итальянская киноактриса*Если гора не идет к Магомету, Магомет идет в гарем.? Геннадий Малкин,


Евнухами называли мужчин-слуг, которые приглядывали за гаремом. Их лишали «мужского достоинства» путем оскопления, дабы те, находясь среди множества наложниц, не поддавались лишним соблазнам. Таких представителей сильной половины человечества можно было бы считать униженными и обделенными, однако, это бы не соответствовало истине. Среди них есть известные личности, которые имели огромное влияние не только на своего правителя, но и на судьбу всего государства.

Евнухи при дворе имели серьезную власть примерно до середины XVII века. Евнух был поверенным между визирем, гаремом, султаном и его матерью, имел свободный доступ к покоям повелителя. Тот, кто занимал должность главного евнуха, всегда был в курсе всех тайн гарема и манипулировал этим себе на пользу.


Этот человек относился ряду самых значимых представителей империи, его боялись и ненавидели одновременно, часто пытались как-то задобрить подкупом. Когда евнух достигал пожилого возраста, он со всеми почестями уходил на пенсию, а в благодарность за хорошую работу ему выплачивали большое вознаграждение.

1. Газанфер Ага


Он появился на свет в Венгрии, но, несмотря на это, принял мусульманство. Служил Газанфер Ага при Селиме, который являлся сыном Сулеймана Великого. Будучи уже на службе, евнухом он стал не сразу, но в будущем согласился на оскопление только ради того, чтобы получить серьезную власть. Хотя, если верить историческому сериалу «Великолепный век», то Газанфер пошел на такой шаг исключительно ради своей любимой - главной наложницы Селима - чтобы больше времени проводить с ней.


Сначала он наблюдал за училищем Эндерун, где проходила подготовка мальчиков к служению на государственных постах. А после этого он стал главным смотрящим за гаремом и на этом посту пробыл целых 30 лет. С его мнением считались и к нему прислушивались внук и сын Селима II. Газанфер на свои собственные финансы выстроил здание, которое стоит и по сей день. Сейчас в нем расположился музей юмора и карикатуры.

2. Хаджи Мустафа Ага


Принял пост главного смотрителя за ложем сразу после смерти Газанфера Ага, после чего принимал активное участие в османской политике. Его служба проходила при султане Ахмеде I, он также являлся помощником двух его сыновей, когда те приняли пост отца. Его можно увидеть в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем». С его помощью произошло свержение безумного Мустафы I. Был период, когда Хаджи оказался в немилости и его отправили в Египет.


Но все вернулось на круги своя, и ему возвратили занимаемую ранее должность, когда случилась гибель Османа II. Он приложил все возможные усилия, дабы направить корабли султана в сторону Крыма с целью свержения хана Мехмета Герая. Но запорожские казаки встали на защиту своего правителя и с целью мести пожгли поселения, располагавшиеся на берегах Босфора.

3. Сюмбюль Ага


Был главным евнухом при султане Ибрахиме и, как и все вышеупомянутые, приложил руку к политике государства. После того, как Сюмбюль Ага был убит рыцарями Мальтийского ордена, турецкий флот серьезно отомстил за смерть главного евнуха - они штурмом взяли о. Крит, на котором проживали обидчики.

4. Хаджы Башир Ага


Прослужил в роли главного евнуха при Ахмеде III и Махмуде I. Хаджы продвигал на посты визирей «нужных» ему людей, а неугодных военачальников быстро устранял. Был случай, когда главный визир предпринял попытки убрать Хаджи Башира за то, что тот слишком часто вмешивался в государственные дела, но все это закончилось отставкой самого взбунтовавшегося визира. Он имел в своих руках настолько мощную власть, что вместо султана вел переговоры с Ираном и принимал в процессе этого ответственные решения.

5. Башир Ага


Отдал службе главным евнухом 6 лет, вступив в должность после смерти Хаджы Башира. Все визири были в его подчинении и исправно выполняли данные им приказы. Если же кто-то осмеливался ослушаться - Башир прикладывал все усилия, чтобы добиться отставки наглеца.

За финансовое вознаграждение он проталкивал всех желающих на высокие государственные посты. С его приходом начался расцвет интриг, шантажа и взяточничества. Все дошло до того, что янычары из-за Башира подняли бунт против правящего в то время Мехмеда I.


Чтобы прекратить бунт поданных, правитель издал приказ убрать главного евнуха. Башир Ага был последним из главных евнухов, который имел доступ к делам государства. После его смерти, в 1752 году, занимающие этот пост мужчины были полностью лишены доступа к политике, а в области их компетенции остались только гаремы.

Евнухи должны были водить наложниц на прогулки, следить за их поведением и контролировать вход в гарем - на этом их полномочия заканчивались. После отмены рабства, в Османской империи в 1908 году распустили все гаремы, а большая часть евнухов так и остались на посту государственных служащих.

В продолжение - рассказ про , те, о которых не рассказывают в романтических фильмах

6 мая 2015, 14:12

Евнухи являлись идеальными служителями гарема, используемыми из простой предосторожности: чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина. Но была и еще одна причина.

Главным преимуществом евнухов являлось отсутствие женских и мужских признаков пола и полная нейтральность в сексуальном отношении. Гарем по существу своему был огромной женской армией, ведущей непрерывные тайные войны, и руководить ею не могли ни мужчина, ни женщина, которых лишали беспристрастности присущие обоим полам эмоции. И те и другие неминуемо погибли бы, а евнухи выживали. Они идеально подходили к руководству сложной системой гарема и по положению своему становились самыми могущественными лицами государства.

Кастрированных стражей, евнухов (от греч. Eunuchos - «блюстители ложа»), у владыки османов имелась целая армия, численность которой в разные времена кол:)ась от 600 до 800 человек…

Для кастрации использовалось несколько способов, сам же метод превращения мужчины в бесполое существо держался в глубокой тайне, но известно, что после принудительной кастрации, многие погибали, теряя жизнь от потери крови и антисанитарных условий, в которых осуществлялась «операция». Случалось, что некоторые мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Известны три способа кастрации: полное отрезание яичек и пениса; отрезание пениса; удаление только яичек. Первый тип евнуха считался самым надежным, другие два нет, поскольку у них еще могло пробуждаться сексуальное желание.

Внешний облик евнухов, подвергнутых самому радикальному способу кастрации, был жалок. Их тело с годами становилось дряблым и толстым, голос - писклявым, исчезал волосяной покров, по характеру они приближались к женщинам. Старели евнухи очень рано и в 40 лет уже казались шестидесятилетними… Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах.

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли другими радостями жизни. Они были тонкими гурманами, получали удовольствие от музыки и танцев, любили слушать сказки и пение соловьев, считаясь наиболее тонкими ценителями этого любимца гарема. Чтобы заглушить тоску и восполнить «пустоты тела», евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства - кальяны с примесью опия…

Считалось, что отрезанные пенисы вырастали снова, поэтому обычно все евнухи периодически обследовались врачом. В стражи гарема предпочитали брать кастратов с отталкивающей внешностью, и это было объяснимо. Те, у кого был оставлен пенис, могли испытывать половое влечение и заниматься любовью, достигая в этом искусстве необыкновенных высот, особенно в оральном сексе. Прелесть же любовных отношений с евнухами состояла еще и в их полной безопасности, ведь от кастратов невозможно забеременеть…

В Турцию обычай держать в услужении евнухов проник из Византии. А в оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя. Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии, но никогда ими не могли быть турки, так как мусульманам кастрация запрещена Кораном. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574-1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы). Оказалось, что белые мальчики тяжелее переносят кастрацию, черных же выживало значительно больше … Чернокожие евнухи были предпочтительнее белых и по другой причине. Бытовало мнение, что евнухи все же способны к зачатию, а рождение черного ребенка у одалиски сразу же укажет на его незаконное происхождение.

При поступлении в гарем евнухи получали новые имена - названия цветов. И огромные, уродливые стражи звались нежными гвоздиками, розами, нарциссами и гиацинтами. Считалось, что это наиболее приличествует тем, кто охраняет «чистых и благоуханных» жен султана.

У евнухов, как у всех служителей гарема, была своя иерархия и обязанности. Белым евнухам с капу-ага во главе вменялась наружная охрана гарема и покоев султана, в женские помещения им входить запрещалось. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных черных евнухов…

Евнухи были неплохо обеспечены, получая жалованье в размере от 60 до 100 акче в день и отдельное годовое содержание. Существенной добавкой к этому были дары от других дворцовых служб. Имелись у них и свои негласные статьи дохода. Евнухи составляли особое торговое товарищество, устанавливая цены на нужные гарему товары и драгоценности, закупали их у купцов и перепродавали женщинам гарема.

Евнухи были самыми большими взяточниками в Османской империи, где царила поистине чудовищная коррупция. Получали подарки не только от своего повелителя, но и от просителей. Фаворитки султана могли повлиять на решение того или иного вопроса в пользу просителя. Но «выйти» на них можно было за хорошую мзду, врученную евнухам, которые создали сложную систему отношений с внешним миром.

Комичный случай произошел с Михаилом Илларионовичем Кутузовым, будущим фельдмаршалом и победителем Наполеона в кампании 1812 года. Прибыв в качестве главы дипломатической миссии в Стамбул, он собрал информацию о приметах и пристрастиях фавориток султана и, наладив отношения с евнухами, проник в Великий сераль. Знаменитый полководец был человеком мужественным и рискнул один войти в сад гарема. Там, владевший турецким языком, Кутузов красноречием и драгоценными украшениями, точно рассчитанными на вкус каждой высокопоставленной дамы, покорил их. О продолжительной беседе с «розами султана» стало известно, Стамбул был потрясен, и испуганный главный евнух, оправдываясь перед султаном Селимом III, был вынужден назвать бравого военного и отца семейства Кутузова главным евнухом императрицы Екатерины II! Это вызвало бурю веселья в русской миссии, но главное было сделано: все вопросы улажены за неделю, а полученные условия мира чрезвычайно выгодны для России.

Мечта и вершина карьеры евнуха - должность кизлярагасы. В его руках была сосредоточена огромная власть, а официальное положение могло быть приравнено к положению премьер-министра европейского двора. Он являлся главнокомандующим дворцовой стражи, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кизлярагасы выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о его отречении. Он же отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и евнухов, и их карьера во многом зависела от его расположения. В обязанности кизлярагасы входила также защита женщин гарема и поставка туда новых одалисок.

Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сделать это через главного евнуха, что, учитывая обычай даров, обогащало его безмерно, а право личного доклада султану и частые встречи с ним давали возможность приумножить состояние за счет других придворных, и кизлярагасы являлся одним из самых богатых людей империи османов. Он был и одним из самых доверенных людей султана. Именно кизлярагасы провожал одалиску в спальню султана. Если же ночью в гареме происходило что-либо чрезвычайное, то только главный черный евнух мог войти туда. Фигура черного евнуха была не только могущественной, но и грозной и зловещей. Он объявлял приговоры женщинам гарема и отводил осужденных к палачу, а когда несчастных топили в море, сам надевал на них кожаные мешки.

Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, как правило, выбирал другого главного евнуха, но иногда оставлял старого. Евнухи были хранителями казны султана, его жен и, самое главное,- тайн гарема, от которых зачастую зависела жизнь многих. Их влияние на государственные дела росло, став поистине огромным во времена правления женщин (1541-1687), а в XVII и XVIII столетии они вместе с султаншами и валиде, собственно говоря, руководили империей, сыграв существенную роль в ее упадке. Евнухи организовывали заговоры, свергали и возносили на троны султанов. Они же решили исход «войны» султанш Турхан и Кесем, задушив последнюю.

Но с начала XIX столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать, а к началу ХХ века его функции были сведены к наблюдению за порядком в гареме… С исчезновением гаремов пропали и евнухи. Разговоры о том, как устроить их дальнейшую жизнь, быстро затихли, а попытки бывших стражей гарема организовать свой собственный профсоюз не удались…