Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир. Почему бородинское сражение – кульминация произведения Доказать что бородинское сражение кульминация романа

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема: Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию основного принципа описания войны в произведении Толстого, самостоятельно делают вывод, почему именно Бородинское сражение является кульминацией в художественном развитии действия в романе. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о нравственных качествах человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Цели: дать представление о Бородинском сражении как кульминационном моменте в развитии действия романа; путем вопросов определить основной принцип описания войны у Толстого; анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить знания учащихся по теме; продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука; раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

Задача сегодняшнего урока – рассмотрение сцены Бородинского сражения как кульминации романа «Война и мир» и понимание философии истории Л. Н. Толстого.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». Любимая мысль Толстого, «мысль народная», реализуется при создании сцен Бородинского сражения.

Действия учащихся : учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель . Следует обратить внимание на название романа. Вспомним, что такое антитеза?

С какой целью Толстой выносит в заглавие романа антитезу «война» и «мир»?

Примерные ответы учащихся. Антитеза – это противопоставление, создающее эффект резкого контраста. Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Л Н. Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в самых разных проявлениях. По-мнению Толстого, жизнь человека состоит из борьбы двух этих начал.

3. Учитель. Проведем небольшую исследовательскую работу. Какие ассоциации у вас вызывают слова «мир» и «война»?

Действия учащихся: работа в малых группах. Учащиеся подбирают слова-ассоциации. Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися.

Учитель. Посмотрите на выписанные слова и сделайте вывод : какое значение Толстой вкладывает в понятие «мир» и «война»?

Примерные ответы учащихся: А. Мир – гуманность, человечность, доброта, человек, жизнь.

Б. Война – кровь, смерть, боль, страдание.

Эти понятия у Толстого многозначны. Война – это не только сражение, военные действия, но и разрушительные действия людей в мирное время, фальшь, корысть, карьеризм.

Мир – любовь и взаимопонимание, стремление к обретению истины.

4. Учитель. Таким образом, понятия «мир» и «война» приобретают философское звучание в романе Толстого. Человеческая личность раскрывается у Толстого через философские понятия «мир» и «война». Мы видим героев Толстого не только в мирных сценах, но и в эпизодах, описывающих военные действия.

5. Учитель. Какие военные сцены, кроме Бородинского сражения, изображает Толстой в романе «Война и мир»?

Ответы учащихся: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

6. Учитель. Как изображена война 1805-1807 гг.?

Примерные ответы учащихся. Солдаты не понимают целей войны, Кутузов относится к ней отрицательно, общее состояние неразберихи. Кутузов старается удержать армию от боя. Война навязана.

7. Учитель. У вас на столах лежит фрагмент текста. (См. Приложение № 1, эпизод № 1.) Это

диалог между князем Андреем и Пьером незадолго до отъезда князя на войну 1805 г. Прочитайте и ответьте на вопросы:

  • Какие чувства вызывает предстоящая война в Пьере?
  • Назовите причину отъезда князя Андрея на войну?

Действия учащихся: . Примерные ответы . Война для Пьера – зло, т. к. она против его кумира. Цель войны для Пьера непонятна.

Кн. Андрей уезжает на войну, т. к. он устал от привычной светской жизни, тяготится привычной жизнью, испытывает духовный кризис.

8. Учитель. Внимательно прочитайте размышления князя Андрея накануне Аустерлицкого сражения. (См. Приложение № 1, эпизод № 2.)

  • Какие чувства испытывает князь Андрей накануне военных действий? Назовите слова, указывающие на эти чувства.
  • О чем мечтает Болконский перед сражением?

Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента . Примерные ответы учащихся. Раздражение, волнение, беспокойство от предстоящего сражения. Он мечтает, что, наконец, наступит минута, которая принесет ему славу.

9. Учитель . Случай совершить подвиг представился кн. Андрею при Аустерлицком сражении. Но после ранения происходит переосмысление духовных ценностей. Кн. Андрей понял, что самая главная ценность у человека – это жизнь. Все остальное обман, ложь. Назовите главную особенность изображения войны в романе? Ответ запишите в тетрадь.

Действия учащихся: слушают учителя, обсуждают вопрос и делают запись в тетрадь. Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

10. (Презентация, слайд № 2.) Учитель. Культурологическая справка. Прежде чем мы обратимся к разговору о Бородинском сражении, необходимо совершить заочную экскурсию по историческим местам Санкт-Петербурга и Москвы, где есть памятники Отечественной войне 1812 года.

Комментарий одного из учащихся. В Москве в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был возведен Храм Христа Спасителя. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона на народные деньги.

Первоначальное здание строилось почти 44 года; освящено 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 1990-е годы, верхний храм освящен 19 августа 2000 года.

11. (Презентация, слайд № 3.) Комментарий одного из учащихся. Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годы по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

12. (Презентация, слайд № 4.) Комментарий одного из учащихся. 25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. (Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов.)

13. (Презентация, слайд № 5.) Комментарий одного из учащихся. Следует обратить внимание еще на два исторических факта. Перед битвой был обычай: служили молебен чудотворной иконе. Выполнялся этот обычай и перед Бородинским сражением: с русскими войсками была Смоленская икона Божьей Матери. Толстой упоминает в романе о том, чтобы укрепить дух воинов, по лагерю проносят Смоленскую икону Божьей Матери. Ее возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.

14. (Презентация, слайд № 6.) Комментарий одного из учащихся. В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. орденом Кутузова награждались прославленные военачальники

15. Учитель. Заочная экскурсия подошла к концу, и мы возвращаемся к страницам романа Толстого «Война и мир». Тема войны получит новое решение в изображении событий 1812 года. Обратимся к эпизоду Бородинского сражения.

Перед вами внутренний монолог князя Андрея, его размышления о предстоящем сражении. (См. Приложение № 1, эпизод № 3.) Прочитайте и ответьте на вопросы: (Презентация, слайд № 7.)

  1. Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения?
  2. О чем думает князь Андрей?
  3. Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. В микрогруппе происходит обсуждение, затем звучат ответы, учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Примерные ответы. Накануне Бородинского сражения князь Андрей размышляет о смысле жизни. Он чувствует волнение и раздражение. Жизнь представилась ему волшебным фонарем. Теперь князь Андрей не мечтает о славе, он боится смерти, но понимает, что смерть за Отечество – святое дело.

16. Учитель. Перед Бородинским сражением происходят важные встречи и разговоры для многих героев. Мы обратимся к эпизоду, в котором встречаются князь Андрей и Пьер Безухов. Прочитаем их диалог. (См. Приложение № 1, эпизод № 4.)

Вопросы: (Презентация, слайд № 8.)

  1. Почему так холодно и враждебно князь Андрей встречает Пьера?
  2. Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем Андреем?
  3. Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским?
  4. Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей?
  5. Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд?
  6. Чем разговор с Пьером был важен для князя Андрея?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом. Обсуждение в микрогруппе, затем звучат ответы, запись основных положений в тетрадь.

Примерные ответы.

1. Князь Андрей холоден, почти враждебен по отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом. Все, что он говорит, звучит почти злобно, как звучали в последнее время слова его отца.

23. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, объясняет положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, с которыми он встречался за последнее время. Это объясняет, почему люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны нравственно.

4. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя жалеть», ни «великодушничать с врагом».

5. Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей не только оправдывает жестокость, но и призывает к расправе над врагом. И это он, который еще недавно осуждал ужасы войны. Но это все справедливо. Князь Андрей объясняет свои слова: «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.

6. Но и для князя Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем думал в одиночестве. Болконский рассуждал не только о своей жизни, но и о жизни всех близких ему людей, чья судьба должна решиться после Бородинского сражения.

17. (Презентация, слайд № 9.) Учитель. В романе «Война и мир» звучат слова Толстого о том, что война должна идти не по правилам фехтовального искусства.

«…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

«Война – это самое гадкое дело в жизни».

  • Какую войну признает и оправдывает Толстой?

Действия учащихся: слушают учителя, затем индивидуально работают с цитатой и отвечают на вопрос. После обсуждения вывод записывают в тетрадь.

Примерные ответы.

Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это «самое гадкое дело в жизни», говорит Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Осуждая ужасы войны, Толстой призывает не складывать оружия, когда войны нельзя избежать.

Сошлись две армии: русская и французская. Итог сражения пока неизвестен. Кто же руководит сражением?

Ответ учащихся. Сражением руководят Кутузов и Наполеон.

Учитель. Перед вами характеристика Кутузова и Наполеона, которую дает Толстой. (Презентация, слайд № 10).

Действия учащихся. Один из учащихся выразительно читает цитаты.

Учитель. Как же ведут себя два великих полководца в Бородинском сражении?

Действия учащихся. Звучат устные ответы. Примерный ответ . Кутузов обладает тайным знанием: сражение выигрывает тот, на чьей стороне находится нравственная правда. Он уверен в победе, все его приказы поддерживают и усиливают дух войска .

Наполеону война нужна для престижа и личной славы. Его приказы бессмысленны и жестоки.

Учитель. (См. Презентацию, слайд № 11, 12.) Обратите внимание, какой образ Кутузова и Наполеона создает режиссер Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир». Какие основные черты характера двух полководцев подчеркивает режиссер?

Действия учащихся. После просмотра эпизодов звучат устные ответы.

Примерные ответы. Режиссер изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Кутузов уверен в победе. Он руководит духом войска, вселяет в людей веру в победу.

Необыкновенным цинизмом веет от образа Наполеона. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей. Режиссер подчеркивает неистребимое желание Наполеона все время выглядеть великим, его откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

19. Учитель . Подведем первый итог. У вас на столах лежит фрагмент текста. Это размышления Кутузова и Наполеона накануне Бородинского сражения. (См. Приложение № 1, эпизод № 5.) Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы.

1. Какие человеческие качества скрыты, на первый взгляд, в Кутузове?

2. Какие качества воплощает в себе Наполеон?

3. В чем обвиняет Толстой Наполеона?

4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.

Вопросы дублируются на экране. (См. Презентацию, слайд № 13.)

Действия учащихся. Самостоятельное чтение данных фрагментов .

Примерные ответы учащихся.

В Кутузове скрыта теплота патриотизма, присущая всей русской армии. Именно об этой характерной особенности и говорил Пьеру Андрей Болконский. Кутузов величественно отдается воле событий. Он не заботится о впечатлении, которое он производит на других людей.

2. Наполеон воплощает в себе суетность, он заботится о впечатлении, которое производит на других.

3. Толстой обвиняет Наполеона в отсутствии в нем человечности, он не понимает ни красоты, ни добра, ни правды. В нем все ложь и обман.

4. Кутузов в отличие от Наполеона знает то, что участь сражения решают не распоряжение главнокомандующего, а тот дух войска, о которой Пьеру говорит князь Андрей. Не себя Кутузов стремится возвеличить, не свою волю продиктовать истории. В его образе воплощена «мысль народная». В Наполеоне нет душевности, теплоты по отношению к людям. Наполеон выполняет роль доктора, который только мешает своими лекарствами.

20. Учитель. Бородинское сражение показано глазами не только Кутузова и Наполеона. Это событие народное. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Поразмышляйте, почему именно Пьеру Толстой доверил изображение Бородинского сражения?

Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает Бородинское сражение глазами Пьера, поскольку Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Поэтому он пристально наблюдает за настроениями участников сражения. По Толстому, именно настроение определяет победу. Это не тактическая победа, а нравственная победа русских.

21. Учитель. (См. Презентацию, слайд № 14.) Вместе с Пьером мы видим панораму Бородинского сражения. Просмотрите эпизод из фильма «Война и мир» и обратите внимание на роль пейзажа в описании сражения.

Действия учащихся. Просмотр эпизода.

Учитель. (См. Приложение № 1, эпизод № 6.) Для Толстого природа – это высший суд над человеческими деяниями. Обратимся к тексту романа. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на предложенные вопросы:

  1. Какой пейзажный образ проходит через все описание боя?
  2. Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода?
  3. Как вы понимаете слова Толстого: «…нравственная победа была одержана русскими под Бородиным»?

Вопросы дублируются на экране. (См. Презентацию, слайд № 15.)

Действия учащихся. Двое учащихся вслух читают фрагмент текста. Обсуждение в микрогруппах вопросов, запись основных положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои размышления.

Примерные ответы. Через все описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; солнце в середине сражения; солнце бьет косыми лучами прямо в лицо Наполеона, а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.

Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили. Природа играет роль умиротворяющую, ощущение неестественности, ужаса происходящего усиливается от впечатления контраста войны и природы.

Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться.

22. Учитель . (См. Презентацию, слайд № 16.) Обратите внимание на слова академика Д. С. Лихачева: «В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы».

О какой нравственной правде, по вашему мнению, говорит Лихачев?

Действия учащихся: звучат устные ответы.

Примерные ответы. Лихачев говорит о том, что побеждает правый. И победа того, кто прав, не всегда внешняя, но всегда нравственная. Русские одержали не только внешнюю победу, Нои нравственную победу над врагом, так как правда на стороне русских.

23. Учитель. Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошел к концу. Мы проследили принцип изображения войны Толстым, рассмотрели эпизоды, связанные с пониманием философии истории у Толстого. Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бородинское сражение мы вправе назвать кульминацией романа «Война и мир»?
  • Определите основной принцип изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Действия учащихся: после обсуждения звучат устные ответы.

Примерные ответы. Бородинское сражение мы вправе называть кульминационным моментом в развитии действия. Во-первых, в ходе войны Бородинское сражение было переломным моментом, после которого французское наступление захлебнулось. Во-вторых, Бородинское сражение – кульминационный момент в художественном развитии действия в романе, так как это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют или присутствуют при нем почти все главные герои, от того, как сложится их судьба, зависит участь всех других героев романа, связанных с участниками сражения семейно или духовно.

Изображая войну 1812 года, Толстой подчеркивает кровавость войны, его герои говорят, что война – самое страшное и бессмысленное дело. Но при изображении войны 1812 года Толстой указывает на историческую необходимость войны. Толстой внушает отвращение к войне. Война для Толстого бессмысленное и бесчеловечное дело. «Люди, опомнитесь» вот главная мысль писателя. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

24. Учитель. (См. Презентацию, слайд № 17.) Домашнее задание. Дома вам предлагается ответить на вопросы:

1 . П очему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?

2. Как это отразилось на изображении боя? (ответ запишите в тетрадь).


Подписи к слайдам:

Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года. Л. Н. Толстой

В Москве в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был возведен Храм Христа Спасителя. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона на народные деньги.

Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годы по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. Памятники были установлены перед Казанским собором.

Смоленская икона Божьей Матери Помощница в военном деле

В Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. орденом Кутузова награждались военачальники

Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения? О чем думает князь Андрей? Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?

Вопросы: Почему князь Андрей так холодно и враждебно встречает Пьера? Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем Андреем? Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским? Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей? Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд? Чем разговор с Пьером был важен для князя Андрея?

«…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». «Война – это самое гадкое дело в жизни». Л. Н. Толстой Какую войну признает и оправдывает Толстой?

«Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. Но он знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска». «В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой Наполеон полагал свою заслугу и величие». «Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого... Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас свершившегося не поражал его душу».

1. Какие человеческие качества скрыты, на первый взгляд, в Кутузове? 2. Какие качества воплощает в себе Наполеон? 3. В чем обвиняет Толстой Наполеона? 4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.

Какой пейзажный образ проходит через все описание боя? Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода? Как вы понимаете слова Толстого: «…нравственная победа была одержана русскими под Бородиным»?

В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы. Д. С. Лихачев Почему Бородинское сражение мы вправе назвать кульминацией романа «Война и мир»? Определите основной принцип изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских? Как это отразилось на изображении боя?


Нужна срочная помощь с тестом по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
3)эпоха Александра I 2)с описания вечера у А. П. Шерер А3 Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым? «Воскресение» «Севастопольские рассказы» «Юность» А4 Какой общей идее, по утверждению Л. Н. Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир» ? «мысли семейной» «мысли народной» А5 Какое сражение помогло Андрею Болконскому прийти к мысли, что нужно жить по-другому? Аустерлицкое А6 Кто из перечисленных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России? 3)Анатоль Курагин А7 Кому из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика: «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталыми, скучающим взглядом» ? 2)Андрею Болконскому А8 Под мелодию какой песни танцевала героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова - в доме дядюшки после охоты? «По улице мостовой… » А9 Назвать кульминацию романа. Отечественная война 1812 года А10. Какую позицию занимает в романе автор? человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события Часть 2 (В) В1 Назвать имение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни. Богучарово В2 Что привлекло Андрея Болконского в Наташе? её непосредственность, простота, одухотворенность сердца В3 Л. Н. Толстой делил героев на « любимых» и « нелюбимых» . Кто не является «любимым» героем Толстого Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова В4 В романе есть герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Назовите их. Болконский достиг высшего уровня развития личности.

Цель урока. Доказать, что Бородинское сражение является кульминацией романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Воспитательная цель. Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости за историю Отечества.

Девиз урока. “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” (девиз урока на доске).

Оборудование. Текст романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, эпизоды из кинофильма С.Ф.Бондарчука “Война и мир”, раздаточный материал (Сравнительная таблица № 1. Сравнительная таблица №2).

Индивидуальное обучение. Сообщение учащихся о победоносных войнах Наполеона в Европе. Сообщение учащихся об истории иконы Смоленской Божией Матери.

Ход урока

1. Приветствие

2. Организационный момент

3. Проверка домашнего задания и повторение.

4. Изучение нового материала.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание с разъяснением.

7. Выставление оценок.

I. Объявление цели урока. Девиз урока записывается в тетрадь.

Слово учителя. Бородинское сражение – это кульминация всего романа, т.к. русские войска одержали нравственную победу, наступление французских войск фактически захлебнулось, в ходе сражение пересеклись судьбы большинства героев романа.

Сообщение учащегося о победоносных войнах Наполеона в Европе.

Беседа по вопросам (повторение пройденного материала):

Характер войны 1805-1807 годов;

Поведение русских солдат и офицеров во время этой войны;

Кутузов перед Аустерлицем;

Князь Андрей перед сражением, во время сражения и после него;

Вывод Л.Н.Толстого о характере войны 1805-1807 годов;

Начало войны 1812 года.

П. Чтение и анализ отрывка из романа (т.3, ч.1, гл.9).

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили - они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.

Вопросы к отрывку.

1. Сознается армией и народом война как Отечественная?

2. Совпадает ли описание начала войны 1812 года с описанием войны 1805-1807 годов?

III. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.6).

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.

С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, как они были один семь лет, другой пять лет тому назад.

Вопросы к отрывку.

1. Проявляется ли патриотизм в высшем свете?

2. Как оценивает патриотизм высшего света Л.Н.Толстой?

Слово учителя. Ребята! Мы дали характеристику началу войны 1812 года. С какого момента война становится народной? Почему армия с воодушевление воспринимает назначение Кутузова?

Ответы учащихся.

IV. Просмотр и анализ сцены молебна перед Бородинским сражением.

Сообщение учащегося об истории иконы Смоленской Божией Матери.

Вопросы по эпизоду.

1. Как изображен Кутузов?

2. Каков моральный дух войска?

3. Каковы отношения армии и народа?

Слово учителя. Теперь посмотрим, как готовился Наполеон к предстоящему сражению.

V. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.27).

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам. Наполеон ездил по полю, глубокомысленно или недоверчиво вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружающим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньям, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний.

Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен, и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Вопросы к отрывку.

1. Существовало ли единство армии и Наполеона?

2. Оказал ли Наполеон, по мнению Толстого, влияние на ход сражения?

Вывод по просмотренному эпизоду и по отрывку (запись в тетради).

Моральный дух русской армии был чрезвычайно высок, армия, народ и командиры были едины в своем стремлении одержать победу. Единства французской армии и Наполеона не существовало.

VI. Просмотр и анализ эпизодов Бородинского сражения.

После просмотра предлагается таблица, по которой учащиеся дают ответы на вопросы:

1. Кто является самым активным участником сражения?

2. Кому доверено описание этих событий?

3. Какие события изображены подробно?

Сравнительная таблица № 1

Содержание главы Участники событий
1. Гл.30 Пьер со штабом Кутузова на кургане. Панорама начала сражения Пьер, Кутузов
2. Гл. 31 Пьер на батарее Раевского Пьер, расчет батареи
3. Гл.32 Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля боя Пьер, расчет батареи
4. Гл.33 Наполеон на поле Бородина Наполеон
5. Гл.34 Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, русские не отступают Наполеон, свита
6. Гл. 35 Кутузов, управление “духом армии” Кутузов, его окружение
7. Гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея Князь Андрей и его полк
8. Гл. 37 Князь Андрей, Анатоль в палатке для раненых. Примирение князя Андрея с окружающими Князь Андрей, раненые
9. Гл. 38 Толстой о Наполеоне
10. Гл. 39 Финал кульминации – “пламя сражения догорало”

Вывод по таблице (запись в тетрадь).

1. Пережить события и передать читателю мысли и чувства автор доверил Пьеру, гражданскому лицу.

2. Активными участниками событий являются русские солдаты и полководец Кутузов.

VП. Кутузов и Наполеон во время Бородинского сражения.

Сравнительная таблица № 2

VШ. Чтение отрывка романа (т.3, ч.2, гл.39).

Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. (…) Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Вывод (запись в тетради).

Бородинское сражение завершилось нравственной победой русской армии и всего народа. Композиционная роль Бородинского сражения по своей масштабности и значимости является кульминационной точкой романа.

Слово учителя. Позже, находясь в ссылке, Наполеон писал: “Самое страшное из всех моих сражений, которые я когда-либо давал, было сражение, данное мной под Москвой. При Бородине французы стяжали славу быть победителями, а русские – непобежденными”.

Домашнее задание. Подготовить цитатные характеристики Кутузова и Наполеона.

Выставление оценок. Урок окончен.

Почему бородинское сражение – кульминация произведения, по мысли Толстого? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года», - писал Л.Н. Тол­стой. Любимая мысль писателя, «мысль народная», реализу­ется При создании сцен Бородинского сражения.

Бородинское сражение показано Л.Н. Толстым в романе- эпопее «Война и мир» как главное событие войны народной. Именно это сражение, по мысли автора и его героев, явилось решающим в ходе Отечественной войны 1812 года. Оно стало моральной победой русских войск, своеобразным перелом­ным моментом в ходе боев. Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Ра­евского. Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поня­ли нравственное превосходство своего противника, как по­няли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию францу­зов. Таким образом, эта сцена является кульминационной в развитии темы войны и мира в романе.

Этот день был необычайно важен для всех, и к нему готови­лись торжественно, основательно. Русские солдаты понима­ли всю значимость этого сражения для судьбы России. Нака­нуне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь «не такой день», а в самый разгар боя, «как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .мол­нии скрытого, разгорающегося огня». В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.

Бородинское сражение мы можем считать называть куль­минационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сраже­нии участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Анд­рей Болконский. Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во вре­мя сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишен­ными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного. Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», обрести, наконец, истинный смысл жизни. «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проник­нуться тем, что делает их такими». Только теперь он понял «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящих­ся к бою солдат осветились «новым светом». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти». И Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впер­вые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, - страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе. Для этого писателя характерна деромантизация понятия «героизм». Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блест­ками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и кро­ви. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на уби­тых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на со­мневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, до­вольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете?”» Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.

Все эти качества присущи в произведении Наполеону и «ма­леньким наполеонам» - Курагиным, Борису Друбецкому, Бер­гу. Вместе с тем позиция Толстого в «Войне и мире» - позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, за­блуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий. И автор уподобляет его ребенку, который «держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, Бородинское сражение - это главное со­бытие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.

Здесь искали:

  • почему бородинское сражение является кульминацией романа война и мир
  • докажите что бородинское сражение является кульминационным эпизодом
  • почему бородинское сражение является кульминацией романа