«Просвещение» министра Ольги Васильевой. Рубрика: Министр образования Ольга Васильева: хроника работы О ю васильева министр образования первые распоряжения

Министр просвещения Ольга Васильева пытается выкрутиться из опасной для себя ситуации, в которую она загнала себя попытавшись усидеть на двух стульях. После разгромной критики патриотических ресурсов, а также организованного патриотами вала обращений по поводу цифровизации школы, Васильева снова стала заигрывать с патриотами, заявив что «страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура — беспочвенны». Но эти метания ей вряд ли помогут: на стороне либерал-глобалистов из Высшей школы экономики выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, чье ведомство выявило нарушения в Минобрнауки.

Ольга Васильева, сохранившая должность министра благодаря заступничеству некоторых иерархов РПЦ и отдельных высокопоставленных «захожан», а также благодаря нашей с вами поддержке (которую патриоты обеспечили Васильевой за принципиальную позицию при утверждении ФГОС по русскому и литературе), став министром, тут же «переобулась» и стала активно «топить» за цифровизацию школы. В «благодарность» Васильева тут же получила шквал гневных писем - в частности, вот таких.


И вот, результат: в конце прошлой недели Ольга Васильева неожиданно решила дать «пас» патриотам, заявив в авторской программе председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас»: «Слишком сильная зависимость от компьютера и гаджетов мешает детям развиваться. Главная задача школы — это подготовить ребенка к тем вызовам в жизни, которые есть. Мы с вами прекрасно знаем, что сейчас способность в гаджетах жить — она мешает во многом, и продвижению в том числе. Есть вещи, которые уже тормозят, это очевидно. Потому что вот эта вот компьютерная привязанность, она становится проблемой общей, общемировой».

К этому можно добавить что в Британии также запрещено школьникам пользоваться телефонами, а зависимость от видеоигр включена международными медицинскими ассоциациями в перечень болезней.

Однако Ольга Васильева и ее подчиненные продолжают с упорством достойным лучшего применения проталкивать проект «цифровой школы», разработанный в недрах ВШЭ и Сколково. «Школы России в ближайшее время будут переходить на цифровой формат, но стопроцентной замены бумажных учебников электронными не запланировано. Страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура — беспочвенны. Как мы писали, так мы и будем писать. Детям нужно развивать мелкую моторику. И мультимедийное сопровождение — это только часть урока. Главной целью является безопасность, которая в цифровой школе обеспечивается через видеоидентификацию. Такая система не только более надежная, но и бюджетная. По словам Васильевой, в библиотеке цифровой школы обязательно останутся бумажные книги, в другой части библиотеки будут компьютеры, где все собрано в цифровом варианте», — заявила Ольга Васильева вчера.

На самом деле это, разумеется, неправда: как показывает опыт реализации проекта Московская электронная школа (МЭШ)--которая внедряется при молчаливом согласии Васильевой несмотря на отсутствие научных обоснований и экспертиз и массовые протесты родителей детям сразу же дают планшет и это - обязательная часть учебного процесса. Моторики там уже почти не осталось, прописи почти уничтожены. И это при том, что любой нормальный педагог, не зараженный вирусом либерализма, знает: экрана, минимум, до средней школы, быть вообще не должно. Неслучайно в ФРГ до старших классов дети учатся вообще без компьютеров в силу закона.

Что же до «безопасности», которая, по Васильевой, является главной целью образования, то тут тоже немало вопросов. Пресс-служба Минпросвета заявила что «в ближайшее время во всех школах России появятся электронные системы распознавания лиц, что серьезно повысит безопасность школьников». Как заявила Васильева на встрече с представителями предметных ассоциаций «главная цель проекта - выйти на новый уровень безопасности школьников. В цифровой школе она будет контролироваться через систему видеоидентификации. Благодаря этому посторонние не смогут попасть в школы. В тоже время министр отметила, что несмотря внедрение цифровых технологий, отказываться от бумажных учебников в России не намерены. Общая стоимость реализации проекта может составить более 500 млрд руб. Ольга Васильева заявила, что проект будет реализован в течение ближайших 7 лет.

Так вот, оказывается, куда уйдут народные деньги которые правительство предлагает отобрать у пенсионеров! Кстати, с безопасностью за 500 млрд тоже не все так просто: согласно ФЗ «О Персональных данных» сбор таких данных, включая биометрию, возможен только с согласия субъекта персональных данных - а ФЗ 210 «О госуслугах» дает право на альтернативную форму госуслуг. Как показывает наша практика, те родители которые требуют соблюдения закона, нередко добиваются своего - и дети ходят вместо электронных карт с бумажными пропусками. Есть и другая сторона: как-то странно что у Минпросвета нет денег на учебники, но зато есть 500 млрд на планшеты и на рамки металлодетекторов с оборудование для распознавания лиц...

Все это, как и вся программа цифровизации, попахивает ничем иным как большим «распилом».

Что же касается Васильевой, то вернуть доверие патриотов с помощью таких интервью ей вряд ли удастся--мы ждем реальных дел, реального сворачивая всех этих МЭШ и т.п. экспериментов. Тем более что либерал-троцкисты Васильеву в покое точно не оставят несмотря ни на какие заигрывания и демонстрации лояльности. Как сообщают СМИ, один из «серых кардиналов» российской прозападной «элиты», Алексей Кудрин, готовится нанести мощный удар по Васильевой-возглавляемая им Счетная палата уже направила в Генпрокуратуру и ФСБ результаты своей проверки Минобрнауки, в ходе которой были выявлены нарушения более чем на 1 млрд рублей.

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей - обо всем этом министр образования России рассказала на встрече с предпринимателями в . записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» - значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего - об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» - «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, - отвечаю я. - Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ - это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - прим. «Ленты.ру» ). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, - наполнить стандарты.

Есть и другая проблема - учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА - прим. «Ленты.ру» ) единственное новшество, которое мы вводим, - устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств - правда, это скорее можно назвать возвращением к старому - проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному - получим достаточно урезанный результат. Президент поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, - будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности - в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов - в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения - это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Атака системных либералов на министра образования Ольгу Васильеву, начатая на фоне презентации нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и литературе, продолжает набирать обороты. Заказчики компании, Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина , уже даже не считают нужным скрывать своих «ушей», а равно своей цели-«уйти» Васильеву и поставить на ее место подконтрольного глобалистам человека, например директора центра «Сириус» Елену Шмелеву-которая продолжит линию Фурсенко и Ливанова на «вариативность» образования с поправкой на тотальную цифровизацию образования и «индивидуальные траектории развития». На днях в СМИ даже появился проект очередной реформы образования от Кудрина и ВШЭ стоимостью 8 трлн руб.

Сражение за будущее российских детей вступает в финальную фазу. На состоявшемся два дня назад заседании общественного совета при министерстве Васильева ясно дала понять, что обязательный минимум классических произведений с задачами воспитания патриотов, с ключевой ролью русского языка и русской культуры в ближайшее время годы будет введен в наши школы. Новый ФГОС, кроме всего прочего, призван нанести мощный удар по пресловутой «вариативности», послужив восстановлению уничтоженного либералами единого образовательного пространства.

Несмотря на развернутую либералами травлю, Васильева не стала останавливаться на ФГОС по русскому и литературе. На днях она покусилась на святое святых нашей глобалистской «элиты» - цифровизацию всех сфер жизни, назвав ее «дичью»: « Невозможно ввести «цифру» в школе, не зная как она будет влиять на детей определенного возраста. Этого нельзя делать. Невозможно этим заниматься, не зная как это отражается на детях в раннем возрасте», - заявила Васильева. Еще немного-и Ольга Юрьевна начнет отменять «вариативность» преподавания истории а потом, даст Бог, и до ЕГЭ доберется.

Граждане асмоловы и прочие фурсенки такого стерпеть, разумеется, не могли: не для того они верой и правдой 20 лет служили интересам американской метрополии, чтобы Васильева и К взяли и уничтожили все их «завоевания».

Неслучайно «Телеграм»-каналы, специализирующиеся на политических инсайдах, уже несколько месяцев переполнены слухами о скорой отставке Васильевой. Кто-то пишет, что к июню нынешнего года Минобрнауки будет преобразовано в два ведомство Министерство просвещения (начальное и общее образование) и Министерство науки (высшее образование), причем кандидатура Васильевой в качестве их главы даже не рассматривается. А кто-то прямо говорит, что Ольгу Юрьевну в новом правительстве в мае этого года заменит директор центра «Сириус» Елена Шмелева. Шмелева – 46-летний социолог, выпускница СПбГУ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», курирующего инновационный образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи . В «Сириусе» избранные дети получают образование по западным «модульным» стандартам (например, совмещение занятий по классическому балету с уроком английского языка), при этом территория центра-лагеря тщательно охраняется, а обязательным условием является отправка туда детей 10-17 лет в одиночестве, без возможности посещения родителями. В попечительском совете «Сириуса»-- предшественники Васильевой-бывшие министры образования Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов (что само по себе говорит о многом) а саму Шмелеву в последнее время все чаще видят на официальных мероприятиях рядом с Президентом…

В такой ситуации консервативные силы российского общества пытаются объединяться чтобы выступить в поддержку Ольги Васильевой . «Катюша» уже сообщала о письме академиков из Гражданского комитета возрождения образования и науки, о выступлениях представителей родительских организаций и др. На днях аналогичное обращение в поддержку Васильевой направил секретариат Союза писателей России

«Литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений, - возмущены труженики пера . - И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «образование», в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю. Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией.

Так что же скрывается за этими претензиями? Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании. На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации.

За этими претензиями и за организованным возмущением «профессионального сообщества» стоят те, кто находился у руля всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная «общественность», связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица «простых педагогов» выступает немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве «Гильдия словесников». На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают», – гласит заявление Союза писателей России.

К писателям присоединяются простые педагоги, причем делают это по зову сердца, а не берут «под козырек», как работающая в тесной связке с ВШЭ «Гильдия словесников». Один из них создал петицию в поддержку Васильевой на сайте change org, которую на момент написания материала поддержали более 11 тыс. человек. Уместно будет привести полный текст этого открытого письма на имя Президента России:

«Уважаемый господин Президент РФ, уважаемые депутаты Госдумы и члены правительства!

Мы, педагоги средней и высшей школы, категорически не согласны с распространяемым сегодня письмом ряда учителей-словесников, протестующих против введения Министерством образования новых стандартов по литературе, предложенных министром Васильевой. На наш взгляд, введение этих стандартов - как нельзя более своевременно.

Во-первых, аргумент о перегрузке детей здесь несостоятелен. Множество педагогов отмечают (и практика давно показывает), что перегрузка возникает не столько от объема знаний, сколько от нарушения дидактических и методических принципов образования, чем грешат современные ФГОСы, непрерывно сменяющие друг друга.

Во-вторых, общеизвестно в высшей степени благотворное и ничем не заменимое влияние именно серьезной классической литературы на формирование не только общей культуры подрастающего поколения, на его гражданское и нравственное воспитание, но и на развитие мышления, речи, памяти, что подтверждается уже многими исследованиями.

В-третьих, утверждаемая все последние годы «поливариативность» образовательных программ должна тем не менее, как прочное здание, покоиться на незыблемом фундаменте. Иначе вместо «поливариативности» мы получаем хаос и бессистемность. Для литературы как учебной дисциплины таким фундаментом служат именно произведения классиков. Напомним в связи с этим, что еще Гегель называл классическим то состояние общества, при котором достигается равновесие между индивидуальным и общественным – и с этих позиций можно назвать классическим то искусство, которое способствует этой цели. Поэтому оно не может «устареть»: оно вне времени.

Исходя из сказанного, убедительно просим Вас поддержать инициативу министра Ольги Васильевой по воссозданию некогда единого образовательного пространства с высоким качеством содержания учебных школьных программ в России ».

Между тем, в СМИ уже попало описание стратегических планов противников Васильевой. Как пишет РБК, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и глава направления «Человеческий капитал» в кудринском Центре Стратегических разработок Лилия Овчарова (которая сейчас пишет раздел по образованию в «10-летке детства» в рамках рабочей группы при правительстве РФ), представили некий доклад «12 решений для нового образования», в котором предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус».

Стоимость этой программы эксперты оценили в 8 трлн рублей.

Суть предложений, если вдуматься, довольно людоедская. «Система поддержки раннего развития» предлагает не что иное как внедрение обязательного ювенального патроната над всеми семьями путем создания службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет-которые должны ежемесячно наблюдать ребенка и консуль¬тировать родителей (любой нормальный человек понимает, что в столь раннем возрасте дети не умеют еще говорить и нуждаются не в кураторстве от г-на Кузьминова и ему подобных, а материнской ласке и любви) Целью этой системы является составление все той же «индивидуальной траектории развития». Определит Вашего ребеночка какая-нибудь девушка из ВШЭ в дворники в трехлетнем возрасте, и все, будет дворником-все дороги вне начертанной глобалистами «образовательной траектории» ему будут заказаны…

Не лучше и другие предложения от Кузьминова сотоварищи. Тотальная цифровизация образовательного процесса-- «радость» весьма сомнительная. Хотя бы потому что замена нормальных бумажных учебников на мониторы (равно как и подмена бумажных дневников электронными) лишает ребенка наглядности и демотивирует его. О замене живого общения с учителем на «тьюторов» и «общение» с искусственным интеллектом мы и не говорим… Что же до строительства кванториумов и Сириусов», то это, может, и неплохо-но это капля в море. Причем капля, которую системные либералы могут вырастить только за счет абсолютного большинства остальных детей, не попавших в число «избранных». Об истинных авторах и заказчиках этой идеологии «Катюша» недавно рассказывала: Всемирный банк , Фонд Сороса, Фонд Форда и др.

В общем, патриотам и все здравомыслящим людям пора объединяться и открыто выступать против экспериментаторов из ВШЭ-и проще все сделать это, поддержав Ольгу Васильеву. Активисты родительских организаций в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах готовят пикеты и митинги в поддержку государственнических инициатив министра и против продолжения либеральных экспериментов над детьми. Пока идет процесс согласований дат и мест с властями. РИА Катюша обязательно сообщит о об этих акциях. А пока предлагаем нашим читателям самостоятельно писать письма и телеграммы Президенту, взяв, при желании, в качестве образца то же письмо ГК ВОИН.

Андрей Цыганов, Иван Ваганов

Информация о деятельности министра образования Ольги Васильевой

Успешный провал «математики успеха» Как в министерстве просвещения неудачи превращают в достижения

Успешный провал «математики успеха» Как в министерстве просвещения неудачи превращают в достижения

21 июля завершилась международная математическая олимпиада (ММО), проходившая в этом году в Великобритании. Министр просвещения России Ольга Васильева так прокомментировала результаты выступления на ней сборной нашей страны: «Войдя в шестёрку лучших команд мира по математической грамотности, наши школьники и их тренерский коллектив в очередной раз подтвердили высокий уровень подготовки российской школы в точных науках».

КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?


КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?

Текст с сайта «ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Дополнение от 19.11.2018. Что же было из математики в этом тесте по математике?

Об эксперименте по оценке учителей тестами ЕФОМ сказано много (см. https://vk.com/wall-62604527_20697), но широкое распространение скандальной «сенсации» новостными агентствами и «патриотическими аналитиками» заставляет вновь вернуться к этой теме.

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

Демонтаж традиционного российского образования происходит с калейдоскопической скоростью. Министерство просвещения фактически превратилось в придаток Высшей школы экономики, «эксперты-модернизаторы» которой, не боясь ни Бога, ни народных протестов, внедряют толпо-элитарную кастовую систему обучения в российских школах.

Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании


Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании

Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?


Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?

Министерства образования и науки больше нет. Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) , его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству. Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу – читайте в материале Накануне.RU .

Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?


Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?

Монополизация в образовании проводится под брендом «вариативности» и влиянием одной лоббистской группы

Недавно увидел свет доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования». Документ вышел в свет на фоне беспрецедентной информационной кампании против нынешнего министра образования Ольги Васильевой. Её «вина», с точки зрения противников, состоит в том, что министр посягнула на устои образовательной реформы, вот уже 20 лет продвигающей «вариативность», «компетенции», образовательный бизнес-заказ и движение к платности «образовательных услуг». Между тем, как результат такого реформирования – катастрофическое падение уровня знаний и даже элементарной грамотности граждан, проходивших обучение за последние 20 лет.

Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты


Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты

Продолжается история с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС). В ответ на демарш учителей литературы (Гильдия словесников), восставших против новых ФГОС по своему предмету, педагоги средней и высшей школы начали сбор подписей в поддержку документа. Собрано уже более 13 тыс. подписей.

Имя будущего министра образования стало известно ФедералПресс. Это Елена Шмелева, руководитель Центра для одаренных детей «Сириус», утверждают источники агентства в Минобрнауки и РАН. Ведомству, отвечающему за народное просвещение, по-видимому, предстоит путь реформ. Кто и почему двигает Шмелеву на министерский пост и какое место подготовлено действующему министру – в нашем материале.

На пороге реформ

Елена Шмелева приобрела широкую известность в начале этого года, когда стала не просто доверенным лицом Владимира Путина на выборах президента, а сопредседателем его предвыборного штаба. До этого ее знали только как руководителя сочинского центра для одаренных детей «Сириус».

Как отмечают наши источники, у Шмелевой уже есть на руках несколько проектов развития отечественного образования, в том числе школьного. В планах – открытие центров для одаренных детей по всей стране, развитие инклюзивного образования, которое противопоставляет себя принципу единых стандартов. И в этом смысле Шмелева – идеологический противник действующего министра образования Ольги Васильевой .

Потенциальная сменщица Васильевой выглядит на ее фоне более прогрессивной. Ее опыт работы с одаренными детьми в «Сириусе» лежит в общей плоскости с молодежной политикой Кремля в последние месяцы. В тренде этой политики – отбор самых талантливых представителей молодежи и их интеграция в систему государственной власти. О послужном списке Шмелевой написано немало.

Также существует версия, что после инаугурации президента Минобрнауки разделится на два ведомства: Министерство образования и Министерство науки и высоких технологий. Согласно этой теории, Шмелева возглавит первое.

Who is Елена Шмелева?

Если приглядеться к биографии Шмелевой, многое встанет на свои места. Ее близость к Владимиру Путину слишком явна. Она училась в том же университете (СПБГу), что и президент. Закончила социологический факультет в 1995 году. Одним из ее преподавателей и кураторов был легендарный политтехнолог Дмитрий Гавра , который бок о бок работал с Владимиром Путиным в команде Анатолия Собчака в начале 90-х. Ходят слухи, что Гавра до сих пор консультирует Шмелеву.

Но этим не ограничиваются связи Шмелевой и Путина. Фактическим основателем фонда «Талант и успех», который учредил образовательный центр «Сириус», является виолончелист Сергей Ролдугин – один из ближайших друзей президента. Напомним, что «Сириус» Шмелева возглавила в 2015 году. Так что Елена и Шмелева и Владимир Путин – давние знакомые, и в этом смысле ее приход на Министерское кресло логичен.

Кресло раздора

Только вот справится ли она с новыми полномочиями? Ведь кресло Министра образования в России за последние годы стало «расстрельным». Если Васильева действительно уйдет, то, получается, она продержалась на своем посту меньше двух лет, а ее предшественник Дмитрий Ливанов не многим больше – четыре года.

Минобрнауки – одно из ведомств, за которое идет постоянная борьба между башнями Кремля. Это борьба не за контроль финансовых потоков, хотя Минобрнауки контролирует достаточно приличные бюджеты. Первая причина – политическая, считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин .

«Ливанов представлял ту же группу, что и Фурсенко, поэтому можно сказать, что либеральных клан в образовании определял политику больше 10 лет. Когда Васильева начала делать первые шаги в смене политики, группы, которые форсировали Минобр, захотели вернуть это ведомство под свой контроль», – отмечает политолог.

Эксперты считают, что из-за близости к Владимиру Путину Шмелева может стать компромиссной фигурой для федеральных игроков, борющихся за власть в министерстве. А ее имидж может прийтись по духу протестным группам населения, которых не устраивает нынешняя система образования в России.

«Этап реформ в российском образовании завершился ЕГЭ, которым практически все недовольны, поскольку его формат предполагает обучение исполнителей, а не творчески, нестандартно мыслящих личностей. Общество ожидает, что такой механический подход к обучению с огромным набором ненужной вариативности будет скорректирован. И в такой ситуации позитивный имидж Шмелевой более уместен, чем консервативный имидж Ольги Васильевой», - считает эксперт Института кризиса Александр Асадчий .

Неудачи Васильевой

Васильева, действительно, будучи весьма консервативным министром, хотела проводить непопулярные реформы, которые не устраивали ряд федеральных игроков. Речь идет о введении единых учебников по ряду предметов: русский язык, литература, история и т.д. Васильевой противостояла вице-премьер Ольга Голодец, которая в начале этого года подвергла критике инициативы Министерства образования.

Велика вероятность, что Ольга Васильева уйдет с поста министра на позицию советника президента по делам религиозных конфессий. По данным наших источников, она является креатурой духовника Владимира Путина, епископа Тихона . Васильева – автор ряда теологических работ. Она никогда не скрывала свою религиозность, чем вызвала отторжение у более либеральных членов правительства.

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев