Рекомендательное письмо для поступающего в вуз. Рекомендательное письмо при поступлении

При прочих равных условиях, правильно составленное рекомендательное письмо способно перевесить чашу весов в пользу того или иного кандидата при поступлении в зарубежный вуз или получении стипендии. Узнайте, как выбрать рекомендателя и составить эффективное рекомендательное письмо студенту.

Цель рекомендательного письма студенту – дать представление о способностях, достижениях и личных качествах кандидата. Оно пишется от лица, под чьим непосредственным руководством кандидат обучался, выполнял научный проект или работу. Обычно требуется 2-3 рекомендации от разных лиц. Чаще всего, это преподаватели, научные руководители или начальники с работы.

В России и в других странах бывшего СССР культура рекомендательных писем не развита и писать их в принятом международном формате не все умеют. Поэтому лучше тексты подготовить самостоятельно и затем уже их согласовать с рекомендателями.

Текст рекомендательных писем должен быть «заточен» под требования программы обучения или грантового конкурса. Например, посмотрите, чем отличается Поэтому, перед составлением текста внимательно изучите требования к кандидата м.

Рекомендации должны способствовать достижению вашей цели, а именно: поступить в университет или получить грант. Не всякое рекомендательное письмо может оказаться поелзным. Поэтому к выбору рекомендателей следует подходить осознанно.

  • компетентен в интересующей вас области или смежной области;
  • способен дать оценку вашим достижениям в интересующей вас области;
  • может дать исчерпывающую характеристику вашим личным качествам;
  • может дать оценку вашему профессионализму (пунктуальность, эффективность и.д.);
  • способен охарактеризовать ваши академические способности и интеллектуальный потенциал;
  • высокого мнения о вас и ваших способностях;
  • имеет статус и определенное признание в интересующей вас области.

Составьте список ваших потенциальных рекомендателей и отберите тех, кто отвечает большинству из критериев. Начинайте задумываться о рекомендациях как только приняли решение уехать учиться за границу. Старайтесь набрать опыт и компетенции, которые вы хотите отразить в рекомендательных письмах, покажите себя в выгодном свете перед нужными рекомендателями: сделайте так, чтобы ваше рвение и успехи не остались ими не замеченными.

Стандартное рекомендательноe письмо должно состоять из 4-х частей:

Контекст (введение)

  • В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.

Достижения кандидата

  • Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
  • Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
  • Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.

Личные качества кандидата

  • Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
  • Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.

Заключение

  • В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
  • Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
  • В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).

Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.

  • Тон письма исключительно позитивный. Даже нейтральный тон письма может только навредить, так как, скорее всего, будет воспринят негативно.
  • Отражает субъективное мнение рекомендателя о кандидате, а не перечисляет то, что можно и так узнать из результатов тестов, диплома и .
  • Достаточно подробное и конкретное: утверждения относительно качеств, достижений и навыков кандидата подкреплены реальными примерами.
  • Учитывает в оценке кандидата специфические требования конкретной программы обучения или грантовой программы.
  • Умещается на одной, максимум – на двух страницах.
  • Слишком короткое для того, чтобы уместить описание конкретных примеров и событий.
  • Написано по шаблону, без учета цели рекомендации.
  • Сфокусировано на контексте (например, подробное описание обстоятельств знакомства с кандидатом), а не на качествах и достижениях кандидата.
  • Содержит ничем не подтвержденную хвалу кандидату.
  • Повествует о событиях, которые произошли много лет назад.

Рекомендательное письмо пригодится студенту для поступления в магистратуру, для трудоустройства или перевода в другое учебное заведение. Бумагу с рекомендациями может написать его преподаватель, научный руководитель, способный правильно охарактеризовать учащегося и написать для него полезные рекомендации.

Рекомендательное письмо очень важно для студента после окончания ВУЗа. Опыта у выпускника нет, поэтому оценить его знания, умения и характер может преподаватель учебного заведения. При поиске новой работы, письменные рекомендации — это полезное дополнение к резюме, помимо диплома о полученном образовании. Поэтому рекомендуется после окончания ВУЗа обратиться к преподавателю с просьбой о написании подобной бумаги.

Еще один популярный повод для оформления подобного документа — это поступление в магистратуру. Часто наряду с другими документами требуется предоставить и рекомендательное письмо от преподавателя.

  • титульная часть — дата, место оформления, сведения об адресате, название документа;
  • основная часть — основные сведения об авторе письма и студенте, его характеристика и рекомендации для него;
  • подпись автора.

Адресата следует указать, если заранее известно, кому предназначается рекомендательное письмо. Если такой информации нет, то данный реквизит опускается.

В основной части нужно указать, от кого пишутся рекомендации и для кого (ФИО автора рекомендательного письма, его должность, отношение к учащемуся, его ФИО). Следует указать, на каком факультете обучался рекомендуемый, период обучения, какую специальность получил.

В первой части текста дается характеристика знаний и умений студента, описывается полученный на практике опыт, успешность усвоение знание, успеваемость. Далее дается оценка личности — как он взаимодействует с другими людьми, степень конфликтности, описываются основные черты. Вся эта информация позволит составить наиболее полное представление о студенте, выявить его сильные и слабые стороны.

Подписанный бланк передается студенту или напрямую в место назначения.

Скачать образец бесплатно

Представьте себе ситуацию: вы студент и вам срочно понадобилось рекомендательное письмо на какой-нибудь случай (Letter of Recommendation или Recommendation Letter ). Как к этому приступить, с чего начать? Представили? Отлично! Именно в данной статье вы познакомитесь с тем, как написать рекомендательное послание студенту на английском языке. Что такое рекомендательное письмо?

Задача не из простых, но и не из самых сложных. Ознакомившись с основными пунктами написания рекомендательного письма , с примерами его написания, очень скоро вы сможете написать столько рекомендательных писем, сколько вам нужно. Главное, будьте внимательны и следуйте нашим советам.

Давайте для начала разберемся, что такое письмо-рекомендация и «с чем его едят». Как правило, письмо-рекомендация — это своего рода документ, который представляет собой отзыв о человеке со стороны его бывшего руководителя либо сотрудника. Если письмо-рекомендация нужно студенту с места практики, для поступления в магистратуру или по другому случаю, то, как правило, оно пишется со стороны преподавателя, декана, куратора группы, сокурсников и т. д.

Таким образом, рекомендательное послание пишет рекомендатель. Для выпускника, человека без опыта работы, рекомендателем может выступить профессор, декан факультета. Рекомендательное послание может содержать в себе краткую характеристику учебных навыков и качеств, достижений человека, его основных успехов во время учебы, сильных сторон.

Если вы решили помочь вашему подопечному студенту и написать для него рекомендательное послание, то попросите его предоставить некоторые данные в письменном виде:

  • Его интересы, занятия во внеурочное время, увлечения и его достижения в этом (например, он является капитаном спортивной команды);
  • Данные о том, почему он хочет поступить на ту или иную работу, почему его интересует эта сфера, готов ли он к этому;
  • Адрес получателя и конверт с маркой.

Предлагаем вашему вниманию ряд основных пунктов, следуя которым вы легко сможете справиться с рекомендательным письмом для студента.

  • Вступление

В этой части пишем о том, кого и куда именно мы рекомендуем. Насколько хорошо знаем данного ученика, как он проявляет себя в учебе и вне ее. Если вы преподаватель, то здесь уместно указать свою ученую степень и т. д.

  • Характеристика деятельности

В данном пункте важно написать не только об учебе. Быть может, ваш студент проявил себя как-то еще: работал лаборантом, секретарем, замещал вас на лекциях или другие варианты. Больше подробностей и конкретики. Но не стоит преувеличенно захваливать ученика, приемная комиссия не воспримет этого.

  • Личностные качества

Важно упомянуть, какие качества присущи данному человеку: внимательность, трудолюбие и т. д. Опять же, приветствуются детали и конкретика. Необходимо писать правду, не стоит нараждать студента такими чертами, которыми он не обладает.

Подведите итог письма тем, что подчеркните самые важные характеристики и вынесите вердикт, сделайте вывод.

Итак, основные правила вам уже известны, перейдем к написанию самого письма!
Образец написания рекомендательного письма студенту на английском

Mr. Anders!
John Fonteyn was a student of our college since the 2000 semester. He was always an outstanding student.
Mr. Fonteyn demonstrated his full grasp of the subject matter in his class performance as well as in written work. His assignments were always executed with punctuality and talent. Moreover, he was an enthusiastic participant in class discussions and helped to make the courses rewarding experiences for everyone. He is a hard-working, patient and responsible man.
Therefore, I can recommend Mr. Fonteyn, surely and without any hesitation, for the position of assistant in your travel agency.
Yours truly, Mr. Johns, Boston Colledge

А вот данный пример с переводом:

Господин Андерс!
Джон Фонтейн был студентом нашего колледжа с 2000 года. Он всегда был выдающимся студентом.
Господин Фонтейн продемонстрировал полное усвоение предметного материала, как в классной, так и в письменной работе. Его работы всегда отличались пунктуальностью и талантом. Более того, он был активным участником классных дискуссий и помогал делать курс полным опыта для каждого. Он трудолюбивый, терпеливый и ответственный человек.
Следовательно, я могу рекомендовать господина Фонтейна, уверенно и без всяких колебаний, в качестве ассистента в вашем туристическом агентстве.
С уважением, господин Джонс, Бостон Колледж

Используйте этот пример, подложив его, как кальку и попробуйте написать свой.

Как вы уже могли убедиться, написать письмо рекомендательного типа на английском языке не так уж сложно. Дерзайте, друзья, и у вас все получится!

При поступлении в зарубежный вуз важнейший рычаг воздействия на приемную коллегию имеет рекомендательное письмо студенту от преподавателя. К документам такого рода относятся очень серьезно. Расскажем подробнее об основных правилах написания рекомендательных писем.

Рекомендательное письмо - документ не менее значимый, чем мотивационное письмо, аттестат или диплом. Не секрет, что для поступления в зарубежный вуз необходимо пройти конкурс. Часто решающую роль и влияние на тех, кто производит отбор абитуриентов, оказывают рекомендательные письма.

Профессорам иностранных университетов важна оценка будущего слушателя, которую дали ему преподаватели, видевшие его в деле: его интеллектуальные способности, стремление к освоению знаний, особенности мышления, усидчивость и т. д.

В системе высшего образования Казахстана не сформировано понимание значения и влияния таких документов. Поэтому преподаватели часто пребывают в растерянности, когда студенты обращаются к ним с такой просьбой. Поэтому обычно его пишут сами просители, а профессора только подписывают формуляр.

В результате получается шаблонная и сухая характеристика, на которую либо не обратят внимания, либо сочтут проявлением неуважения и несерьезности со стороны студента и обучавших его ранее преподавателей.

Сложность составления ходатайства-характеристики состоит в том, что оно имеет произвольный характер изложения. Но, несмотря на это, рекомендательное письмо студенту составляют по четким требованиям к композиции и содержанию.

Чтобы избежать просчетов и неувязок, примите во внимание советы, как написать рекомендательное письмо, чтобы оно произвело должное впечатление и сыграло позитивную роль в судьбе соискателя.

В первую очередь обратите внимание на композицию рекомендательного письма. Характеристика имеет четкую структуру, которая включает четыре базовых компонента:

  • Введение или вступление. Кратко изложите информацию о том, на протяжении какого времени и при каких обстоятельствах знакомы с человеком, которому даете рекомендацию.
  • Объективная характеристика научных и профессиональных достижений кандидата :
  1. Оценка способностей студента, его интеллектуальных данных, подхода к освоению знаний, целеустремленности, организованности, настойчивости, быстроты освоения информации, навыков самостоятельной работы.
  2. Описание того, чем выделялся этот студент на протяжении обучения среди однокурсников: его личные достижения в науке и профессии (награды, грамоты, научные публикации, патенты, участие в олимпиадах и конкурсах студенческих работ, участие в международных научных программах).
  3. Предоставление информации об исключительных способностях кандидата, как-то нестандартность мышления при решении профессиональных задач, творческий подход к выполнению заданий, научный склад ума, склонность к экспериментированию.
  • Оценка личных качеств рекомендуемого :
  1. Насколько он мотивирован для получения новых знаний, формирования умений и навыков.
  2. Готов ли повышать квалификацию или заниматься научно-исследовательской деятельностью.
  3. Описание отличительных личностных качеств, которые способствуют успешности кандидата: коммуникативность, умение работать в команде и пр.
  • Вывод (заключение). Референт кратко обосновывает, почему необходимо принять студента на запрашиваемую им программу. Указывает, что дополнительные сведения предоставит в ответ на соответствующий запрос от иностранного вуза.

Документ подписывает преподаватель. Важнейшую роль в том, насколько серьезно воспримут письменную характеристику такого рода за рубежом, играет роль рекомендателя. Обратитесь к человеку с научной степенью и званием, у которого есть имя в научном мире. Большой плюс, если преподаватель имеет статьи в международных изданиях, котирующихся в WEB of SCIENS или SCOPUS.

  1. Избегайте нейтрального тона и шаблонных выражений. Старайтесь акцентировать внимание на позитивных качествах кандидата.
  2. Предоставляя характеристику кандидату, учитывайте специфику программы, которую он будет осваивать.
  3. Это должна быть субъективная характеристика личностных качеств студента, которые он проявил в процессе обучения. Не приводите данные об успешности, поскольку они отображены в дипломе.
  4. Говоря о достижениях студента, приводите примеры. Это добавит убедительности изложенному.
  5. Письмо не должно содержать более двух страниц. Следите, чтобы оно не было слишком кратким или длинным. В первом случае достижения студента будут выглядеть неубедительно, во втором - никто не станет вчитываться в суть.

Готовя письмо, избегайте откровенной лести и ничем не подкрепленной похвалы студенту. Максимально объективно оценивайте его способности и возможности. Помните: на эту оценку будут ориентироваться профессора других вузов, которые могут предъявить непосильные требования к кандидату.

Чтобы создать более полное впечатление об особенностях составления рекомендательного письма, изучите образец на русском:

Я, Терентьев Александр Николаевич, знаю Айнура Бахытовича на протяжении четырех лет, с 2006 года, будучи преподавателем института прикладного системного анализа КазНТУ по таким предметам, как «Микроэкономика», «Прикладная статистика», «Программирование», «Анализ временных рядов», «Моделирование экономики переходного периода» и «Проектирование компьютерных информационных систем». В процессе обучения Айнур показал большую заинтересованность в построении математических моделей, анализе данных, программировании в различных специализированных статистических пакетах и прогнозировании временных рядов. Во время обучения экзамены по вышеперечисленным предметам Айнур сдал на «отлично». На данный момент Айнур является моим дипломником. Тема его дипломной работы - «Анализ, моделирование и прогнозирование временных рядов и эконометрических показателей с использованием системы SAS».

Для подтверждения личных и деловых качеств граждан при последующем трудоустройстве оформляются рекомендательные письма. Однако необходимость в получении такого документа может возникнуть и у учащихся учебных заведений. Чтобы дать характеристику гражданам за период прохождения обучения, оформляется рекомендательное письмо студенту.

Письма рекомендательного характера выдают должностные лица, в чьем подчинении работали или обучались граждане. Только в этом случае характеристика личных и деловых качеств будет объективной и достоверной. Для студентов такие документы оформляют руководители учебного процесса – декан, научный руководитель, либо иной куратор на стадии обучения.

  • Наименование заведения, в котором проходил обучение студент;
  • Личные данные студента, которому дается рекомендация;
  • Специализация, по которой проходил учебный процесс студента;
  • Личные и деловые качества, которые студент проявил за период обучения;
  • Достижения научного или общественного характера;
  • Рекомендация будущим работодателям или преподавателям.

Указанный документ носит характер делового письма, поэтому все характеристики и формулировки должны быть четкими и определенными. Перечисление достижений студента должно сопровождаться конкретными доказательствами и указанием на мероприятия, в которых он себя проявил.

  • Его должности в учебном заведении;
  • Полная расшифровка личных данных (фамилия, имя, отчество);
  • Контрактная информация.

В заграничный ВУЗ на английском языке

Если студенту предстоит дальнейшее обучение в учебном заведении, расположенном за пределами РФ, потребуется представить рекомендательное письмо на английском языке. Его форма и содержание не будут отличаться от аналогичного документа на русском языке, однако изложение текста на иностранном языке может представлять определенную проблему.

  • Стандартным языком делового общения является английский язык, поэтому рекомендательные письма должны составляться с учетом этого факта;
  • Документ может быть сразу оформлен на английском языке, если отечественное учебное заведение располагает квалифицированными переводчиками;
  • Документ может быть составлен на русском языке, а перевод будет удостоверен и легализован нотариусом.

Обратите внимание! Если происходит перевод документа на русском языке, обе версии рекомендательных писем должны быть идентичного содержания. При нотариальной легализации и переводе это соответствие будет установлено нотариусом.

Из дополнительных сведений, которые может содержать рекомендательное письмо в иностранный ВУЗ, можно выделить указание на уровень теоретических и практических знаний одного или нескольких иностранных языков.

В магистратуру

Еще одним возможным направлением, куда может быть предъявлено рекомендательное письмо, является магистратура, гарантирующая студенту возможность продолжения образовательного процесса. Так как прохождение магистратуры не является обязательным требованием для получения высшего образования, рекомендательное письмо может оказать влияние на результаты конкурса при зачислении.

Студент может выбрать магистратуру не только ВУЗа, в котором проходил обучение по программе бакалавриата, поэтому содержание письма должно подробно описывать его отношение к образовательному процессу, а также сведения, позволяющие отдать предпочтение именно этому студенту.

Если происходит зачисление в магистратуру того же учебного заведения, рекомендательные письма, как правило, оформляют непосредственные научные руководители или кураторы обучения. Только эти лица имеют возможность оценить личное отношение студента к учебе и рекомендовать его для дальнейшего обучения.